[Рецензия] Grey Goo (PC)

 

banner_st-rv_greygoo_pc.jpg

При первом запуске Grey Goo в голове (и сердце) у вашего покорного слуги тоскливым роем кружились горькие мысли, до сих пор сохранившиеся от того разочарования, которое постигло меня при плотном общении с недавней Meridian: New World. Последняя, напомню, выглядела очень аппетитно еще на этапе красочных скриншотов и радостных описаний, обещавших долгожданное возвращения на наши с вами экраны практически вымершего жанра RTS с очередным «свежим» взглядом от молодых разработчиков. Итог оказался не то чтобы безнадежно провальным (ибо крепко сбитый середнячок, если объективно) — но явно далеким от статуса «Жанровый Мессия».

Отличие нынешней игры от «той», на первый взгляд, лишь одно — именитые «родители» из Petroglyph Games, заложившие некогда основы стратегического класса еще будучи в составе незабвенной Westwood Studios. Dune 2 и Command & Conquer — это здорово, конечно, вот только в современном портфолио у «Петроглифов» из последнего разве что спорная Universe at War да амбициозная End of Nations, не дожившая до релиза. Остальное — горстка несерьезных проектов и гробовая тишина длиной в несколько лет. И тут нате вам, явились, как гром среди ясного неба, без громких анонсов, безо всяких там ранних доступов и прочих модных ныне кикстартеров.

Скажите честно, вы бы дали шанс их игре в подобной ситуации? На 90% уверен, что нет, и в принципе, вы были бы правы.

Однако если вы вдруг входите в состав оставшихся 10%, могу вас поздравить. Вы не прогадали.

Вечная история про треугольник

Хотя поначалу ну очень трудно отделаться от подозрений, будто здесь все же что-то не так, ибо игра внаглую тормозит не где-нибудь, а уже в главном меню (!). Какие такие красоты содержат внутренности местного штаба с экраном настроек, история умалчивает, однако есть мнение, что увидеть их — счастье, недостойное простых смертных. То есть нас с вами.

Зато первый игровой ролик натурально повергает в шок. В хорошем смысле. Ожидая уровня упомянутого Meridian, ты абсолютно не готов к тому, что ради тебя, простого любителя стратегий, авторы не поскупились и сняли шикарные CGI-ролики. Простите, это точно стратегия, да вдобавок от студии, о которой не было ни слуху ни духу свыше пятилетки? Это точно стратегия в духе «PC-only», и на дворе точно 2015 год? Не думайте сомневаться: картинка, режиссура, постановка — все как в лучшие былые годы. Неожиданно, черт возьми, однако очень и очень приятно. Ощущение того, что под видом средненькой безделушки тебе попался дорогой бриллиант, с этого момента принимается стремительно набирать обороты.

10_th.jpg 12_th.jpg 9_th.jpg 22_th.jpg

Но только не стоит начинать понапрасну выстраивать ожидания насчет сногсшибательности местного сюжета. Ведь красота, как нам уже не раз доказывал Голливуд, далеко не всегда соседствует с глубиной. Так и здесь: имеющаяся история представляет собой типичное sci-fi противостояние со всенепременным намеком на Конец Света (собственно, само название игры — «Grey Goo» или «Серая слизь» — как раз позаимствовано у одного из вариантов возможного Апокалипсиса). Без интересного, правда, тоже не обошлось — например, хорошо знакомый нам вид Homo sapiens тут выставлен в весьма любопытном свете. Дальше — никаких спойлеров, но в целом получилось достаточно нетипично. Человечество вообще, похоже, изрядно приелось костяку студии Petroglyph за то время, что они работали под крылом EA над своими хитами, причем настолько, что авторы безжалостно лишают его ролей, что называется, «по умолчанию». В том же Universe at War, помнится, сражение хоть и разворачивалось за нашу с вами родную Землю, однако люди в означенной войне практически не участвовали и в целом представляли собой жалкое зрелище.

Да и не сынами Адама едиными, как говорится, жив сценарист. Компанию «человекам» составляют инопланетная раса Бета, отчего-то говорящая по-английски с до боли знакомым русским акцентом, и, собственно, сама «Слизь», передающая привет Морфидам из Earth 2160. Все три стороны конфликта, к слову, неплохо проработаны и всеми возможными силами стараются отличаться друг от друга.

Так, у людей отлично развиты оборонная техника и авиация, их конек — мгновенная телепортация зданий и войск к разведанным местам. Расплачиваться за это приходится громоздкостью конструкций, их требовательностью к наличию электроэнергии. Захотели по-быстрому сварганить себе завод или десяток турелей? Сначала озаботьтесь протяжкой проводов и силовых кабелей, а вот потом заказывайте себе все остальное.

Представители Беты заметно расторопнее своих двуногих собратьев по разуму/планете, явных недостатков у них нет, равно как и явных достоинств. Зато есть возможность строить необходимые здания где заблагорассудится — стоит только разведать территорию и определиться с понравившимся оптимальным местом. На закуску — обаятельная возможность усадить юнита в оборонительную башню, превратив оную из пассивного средства защиты в самое что ни на есть активное. То есть в турель.

17_th.jpg

Учитывая тот факт, что об игре практически не было слышно до релиза, ожидаешь хотя бы такого качества исполнения...

А вот «Серая слизь» — штука особая, и, должен заметить, она полностью оправдывает свое название. Четко следуя заветам, оставленными парой замечательных людей в лице Джона фон Неймана (математика, впервые сформировавшего теорию о машинах, способных к самовоспроизводству) и Эрика Дрекслера (писателя, давшего им — машинам — имя), эта жуткая бесформенная масса не сидит на месте, ей жизненно необходимо постоянно двигаться по карте и пожирать все, до чего она сможет дотянуться. Такой расклад, естественно, сильно отличает «Слизь» от двух других сторон конфликта, делая игру за нее наиболее яркой в плане впечатлений.

Хотя в целом геймплей тут скорее классический, нежели инновационный. Так или иначе, все, что есть в Grey Goo, уже было ранее; особенно четко в игре просматриваются корни, конечно же, серии C&C и Earth 21xx. В наличии один общий вид ресурса; та или иная форма основных баз у игроков; несколько видов юнитов, составляющих основу армии, каждый со своими сильными и слабыми сторонами; супермощные «Вундервафли», по одной на каждую из рас; апгрейды для зданий или войск, которые необходимо изучать заново в каждой последующей миссии; главная цель и ворох дополнительных заданий. В бою, как и прежде, необходимо учитывать не только характеристики своих и чужих бойцов — не последнюю роль играет и характер местности. А значит, занимать выгодные высоты, прятаться в укрытиях, исподтишка «ограбляя» вражеские «корованы», засылать разведчиков в тыл и накрывать особо богатые на вражин места плотным огнем из артиллерии — отнюдь не роскошь, а весьма действенные методы. Никуда не делся известный многим танковый раш (что, в общем-то, неудивительно, учитывая, насколько популярна была такая «тактика» в играх от Westwood), это по-прежнему грозный и во многом эффективный способ ведения войны, часто знаменующий скорую победу. Главное условие — успеть настрогать побольше здешних «танчиков», обвести их рамкой и отправить на убой.

К чести разработчиков, сделать это не так-то просто. Местный ИИ, возможно, и не тактический гений, но уж точно не :censored: — если поначалу он вас особо не трогает, позволяя таким образом освоиться с правилами игры, то буквально через пару миссий начинает активно ставить палки в колеса расслабившемуся игроку, предрешая тем самым исход битвы, не дав ей толком разгореться. Приходится вспоминать утерянные с годами навыки да сильнее включать голову, полагаясь больше на хитрость и ум, нежели на реакцию и скоростные качества ручного грызуна. Вместе с этим возвращается и истинная, практически позабытая радость от победы, добытой собственноручно, заслуженно и нелегко, которая не выдается заботливыми авторами в разжеванном виде.

А вот что авторы действительно толково разжевали, так это удобство, а именно интерфейс. Нет, правда, играется очень удобно и комфортно, без необходимости лазить по десятку менюшек в поиске необходимой информации — все интуитивно понятно и с легкостью настраивается под себя. Есть даже такая экзотика в стратегиях, как возможность активации «Фильтра ненормативной лексики». О как!

7_th.jpg

...но никак не такого

Приятные впечатления оставляет после себя и часть технического исполнения — визуальная и музыкальная в частности. Картинка чудо как хороша, пускай и без претензий на звание самой высокотехнологичной. Главное тут другое: большая часть строений наполнена массой мелких деталей — какими-то поршнями, станками, разнообразными люками, из-под которых то и дело с серьезной миной выглядывают рабочие… Ну, во всяком случае, хочется так думать, ибо разглядеть красоту поближе авторы почему-то не дают, стыдливо обрубая под корень возможности зума. Но даже в этом случае без проблем удается во всех необходимых подробностях разглядеть, как на заводе готовят к бою ваших пехотинцев: как вешают на них броню, дают в руки оружие и выпинывают восвояси. Возникают стойкие ассоциации с — да простят меня поклонники за такое сравнение! — великолепным Warhammer 40,000: Dawn of War, ведь именно там, помнится, впервые в жанре RTS появилось схожее внимание к мелочам.

Звуковые же ассоциации вновь отсылают нас к C&C (если конкретнее, то к Tiberian Sun) — очень уж знакомая музыка играет в игре, особенно в бою. Тут тоже все объяснимо — к ней приложил руку сам Фрэнк Клепаки, постоянный композитор проектов из Westwood. Тем, кому этого покажется мало, сообщу, что в написании игрового саундтрека также принял участие Будапештский симфонический оркестр. Солидно? А то! Звучит? Дай Боже.

Для автора сих строк личным бальзамом на душу стали профессиональные актеры, приглашенные для озвучки действующих лиц. Возможно, это глупо смотрится на фоне написанных выше хвалебных слов, но отчего-то именно за данный пункт я переживал больше всего (не считая геймплея). Видимо, настолько сильна была травма после Meridian с ее безликими, бубнящими в микрофон «профессиональными программистами».

Все было бы просто замечательно, все наверняка были бы очень счастливы, кабы не ряд обидных и спорных нюансов, меняющих ну очень положительные эмоции от игры в сторону более приземленных.

13_th.jpg 23_th.jpg 11_th.jpg 19_th.jpg

Местная кампания сколь насыщенна и интересна, столь одноразова и скоротечна: проходится быстро, а особого желания возвращаться к ней еще раз не вызывает. Мультиплеер — банальность, пара режимов классического Deathmatch (один против всех, либо команда на команду), 10 карт на все про все. Кого-то «вставит», кого-то — нет. Балансу явно недостает полировки, а техническому исполнению — тщательной оптимизации. Персонально у меня особых проблем с оптимизацией не было, не считая упомянутого в начале статьи главного меню, однако как среди обзоров в Steam, так и на официальном форуме проекта полным-полно жалоб на многочисленные неадекватные «тормоза».

Главную же, если можно так выразиться, проблему игры практически невозможно идентифицировать. Тривиально создается впечатление, что несмотря на все старания и немалые средства, столь очевидно брошенные на игру, чего-то в ней не хватает. Недостает того самого ощущения из конца девяностых и начала двухтысячных, когда любая качественная стратегия казалась просто-напросто Большой. Во всем. Grey Goo вроде очень старается передать то ощущение, и многое она делает правильно, и многое передать у нее действительно получается, но вот стать этой самой Большой ей до конца, к сожалению, так и не удается. Не хватает дополнительного лоска (хотя куда еще, казалось бы...), не хватает аккуратности, не хватает наполнения, не хватает чего-то… чего-то еще.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Впрочем, последнее, возможно, не что иное, как личные придирки. Главное, что выбранное авторами направление в сторону стратегической классики не радовать не может в принципе, учитывая, какие люди за него взялись. Да и игра при имеющихся неровностях получилась в итоге во всех смыслах неожиданно приятной, качественной и хорошей. И обязательной к ознакомлению для всех любителей классического жанра. Причем на сей раз безо всяких упоминаний о «безрыбье».

Итоговая оценка — 8,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

james_sun в 10:46 13 фев 2015

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 13 фев 2015 10:52:39
    Главную же, если можно так выразиться, проблему игры практически невозможно идентифицировать.

    По картинкам я вижу проблему номер один - невзрачный визуальный стиль.

  • Korgan_F_NC 13 фев 2015 11:18:40

    Название почти идеально подходит игре - серый проект по всем параметрам. И пусть ролики не вводят в заблуждение, кроме них здесь собраны все "классические" элементы RTS благодаря которым жанр фактически мёртв.

  • deznot 13 фев 2015 11:36:04
    Название почти идеально подходит игре - серый проект по всем параметрам. И пусть ролики не вводят в заблуждение, кроме них здесь собраны все "классические" элементы RTS благодаря которым жанр фактически мёртв.

    Например? Что за элементы?

  • james_sun 13 фев 2015 12:11:52
    По картинкам я вижу проблему номер один - невзрачный визуальный стиль.

    Петроглиф никогда и не был силен в плане дизайна. Однако вживую картинка очень приятная, и на это внимания не обращаешь.

  • Korgan_F_NC 13 фев 2015 12:23:45
    Например? Что за элементы?

    Стартовая рутина. Однотипные юниты. Унылое строительство. Рамка+райт клик как единственный способ победы, при условии что у тебя юнитов больше. Иначе - сиди за стеной и копи.

    По отдельности это как бы всё нормально, но когда собирается общая концепция, выясняется что её придумали ещё в начале 90-ых и она ни на грамм не изменилась. А тут ещё и визуал никаких воспоминаний о себе оставить не способен, вот и получается что тут либо ностальгируешь, либо радуешься что подобное перестали выпускать массово.

  • _VERGILIY 13 фев 2015 12:33:14

    Очень слабая игра, а вы такую оценку лепите.

    Ассоциаций с Dawn of War ровно ноль. На ум пришла только одна игра - высер Tiberian Twilight

  • Samoran 13 фев 2015 12:40:54
    Очень слабая игра, а вы такую оценку лепите.

    Ассоциаций с Dawn of War ровно ноль. На ум пришла только одна игра - высер Tiberian Twilight

    Последний Xcom, до выхода дополнения, был так же очень средней игрой с минимальным набором разнообразия, но из-за популярности жанра, из-за количества однотипных игр, игре ставили очень высокие баллы. Так же и тут. РТС просто нет на рынке.

  • james_sun 13 фев 2015 12:44:22
    Очень слабая игра, а вы такую оценку лепите.

    Ассоциаций с Dawn of War ровно ноль. На ум пришла только одна игра - высер Tiberian Twilight

    Оценку "лепят" безо всяких обоснований. Тут же текста на три страницы.

    Ассоциации с DoW так же объяснены, что и как.

    Последний Xcom, до выхода дополнения, был так же очень средней игрой с минимальным набором разнообразия, но из-за популярности жанра, из-за количества однотипных игр, игре ставили очень высокие баллы. Так же и тут. РТС просто нет на рынке.

    Лично для меня XCOM как была посредственной игрой, так и осталась. Все дикие восторги я как не понимал, так и сейчас от них недоумеваю. Причем если пытаешься указать на недостатки игры, тебя люто минусуют. Попытки как-то выпросить обоснование за минусы, либо назвать адекватные плюсы, из-за чего такая истерия, всегда оказываются без результата.

  • Samoran 13 фев 2015 13:05:08
    Лично для меня XCOM как была посредственной игрой, так и осталась. Все дикие восторги я как не понимал, так и сейчас от них недоумеваю. Причем если пытаешься указать на недостатки игры, тебя люто минусуют. Попытки как-то выпросить обоснование за минусы, либо назвать адекватные плюсы, из-за чего такая истерия, всегда оказываются без результата.

    Полностью поддерживаю. По факту, когда вышел Xcom он был очень средней игрой. Недоработанная система боя, очень маленький ассортимент вооружения, убогая компания, средняя графика. Но так как подобных игр не было давно, то поставить игре 7-7.5 можно. Но стадо кричало о 10 из 10 и тд. Стадом слишком легко управлять. И это показывает не только нынешняя политика, но и игровая.

  • james_sun 13 фев 2015 13:43:45
    Полностью поддерживаю. По факту, когда вышел Xcom он был очень средней игрой. Недоработанная система боя, очень маленький ассортимент вооружения, убогая компания, средняя графика. Но так как подобных игр не было давно, то поставить игре 7-7.5 можно. Но стадо кричало о 10 из 10 и тд. Стадом слишком легко управлять. И это показывает не только нынешняя политика, но и игровая.

    Я бы назвал все одним словом - кастрация. Было только непонятно, откуда в возгласах появлялись крики тех, кто в свое время фанател от первой части.

  • Celeir 13 фев 2015 13:45:51

    Мне нравились олдскульные РПГ - и потому я приветствую попытки некоторых разработчиков вернуться к истокам. Но мне не очень-то нравятся древние стратёжки (сужу позорно по синглу), чтобы радоваться их воскрешению. Очень не люблю Earth 21хх (на примере, кажется, 2160-й), но люблю CoH. Или что поближе к Ground Control 2 (но не первому)

  • KОKAIN 13 фев 2015 14:10:00

    Годная игра, крепкий средняк, что бы там не говорили. Еще попатчить и вообще будет ОК. Статью кстати нужно отгородить от консолоты, для их же безопасности.

  • Zergi2008 14 фев 2015 14:08:34

    Недостает того самого ощущения из конца девяностых и начала двухтысячных, когда любая качественная стратегия казалась просто-напросто Большой.

    "Придирки за 300". С учётом всего изврата, что проделали с RTS, это классная штука. 9+++

    Очень слабая игра, а вы такую оценку лепите.

    Ассоциаций с Dawn of War ровно ноль. На ум пришла только одна игра - высер Tiberian Twilight

    Про такую чушь как аргументация забыл, наверно. В такую игру как Dawn of War только бомжары в Африке играют(ибо от РТС там тока жанр). А после упоминания Tiberian Twilight с тобой вообще не о чем говорить. Зашкварился ты на 5-ку короч.

  • Samoran 15 фев 2015 09:47:25
    Про такую чушь как аргументация забыл, наверно. В такую игру как Dawn of War только бомжары в Африке играют(ибо от РТС там тока жанр).

    Возможно ты путаешь Dawn of war и Dawn of war 2

    Первая часть - очень крутая RTS. Вторая - хрень какая-то.

  • Alekseius 15 фев 2015 10:26:09
    Возможно ты путаешь Dawn of war и Dawn of war 2

    Первая часть - очень крутая RTS. Вторая - хрень какая-то.

    Ну тут кому как, мне первая часть жутко не понравилась, глупый ИИ, который не может юнитов сквозь узкий проход провести, сюжет может быть и не плох, но не осилил больше пары миссий. Вторая же часть меня увлекла сильно и надолго, проходил по нескольку раз оригинал и дополнения, залипал в ласт стенде, а всё потому что мне больше по нраву управлять меньшим кол-вом юнитов, но с большим уклоном в тактику, жду продолжения с концепцией именно второй части или смеси обоих частей, но не чисто первой части.

  • Celeir 15 фев 2015 12:03:04
    глупый ИИ, который не может юнитов сквозь узкий проход провести

    Это не мешает Warzone 2100 быть одной из лучших RTS ever ;)

  • ODNHO4KA 15 фев 2015 18:15:10
    Это не мешает Warzone 2100 быть одной из лучших RTS ever ;)

    Да, это было что то. Некоторые его плюшки так никто и не использует. Лепили клоны без оглядки. Дожили уже до того, что одному клону в год уже рады.

  • Kain_40000 21 фев 2015 18:49:35
    всё потому что мне больше по нраву управлять меньшим кол-вом юнитов, но с большим уклоном в тактику

    Только не было там тактики - иди по дороге из желтых кирпичей, да запинывай все, что стоит на пути.

  • Оставить комментарий