[Рецензия] Machinarium («Машинариум») (PC)

 

— Понимаешь, сейчас нет музыки, а есть музыкальный бизнес. А с какой стати я должен слушать, как кто-то варит свои бабки, если мне за это не платят?

— Высокие слова, — сказал Юань Мэн.

Виктор Пелевин, «Нижняя тундра»

Я считаю, что мне крупно повезло. Первым квестом, который попался мне на жизненно-игровом пути, был незабвенный Broken Sword: The Shadows of Templars. Гениально проработанный, прекрасно озвученный, с мощным сценарием, логичный до безумия и вволю свободный. Смахнув скупую мужицкую слезу, замечу: таких уже не делают. Зато квестоделы-новаторы еще способны поражать умы, в штыки встречая эпиграф. Все это дело особенно уместно при разговоре о команде Якуба Дворского — создателях свежайшей адвенчуры, к которой не стыдно прикипеть всем сердцем. Правда теперь уже «про роботов» и их непростую «роботячью» жизнь.

Сокровище нации

Хотя товарищи из Amanita Design куда меньше, чем конкуренты, распространялась про свое свежее творение, демо-версия Machinarium, попавшая в загребущие руки геймеров несколько месяцев назад, радовала настолько, что была безоговорочно приговорена к лаврам победителя. Авансом. Вообще чехи поступили очень умело: взяли всевозможные насущные проблемы доброго и инфантильного представителя касты роботов по имени Йозеф в большом мире, «набросали» окруженное пустыней городское поселение, снабдили яство непередаваемо-шикарным саундтреком (браво, маэстро Дворак) и дали возможность игрокам дофантазировать все самому.

У игры, однако, имеется смысл. Не так чтобы слишком сюжет, но смысл. Милый калейдоскоп дурашливых событий начинается с... помойки. Рекогносцировка на местности приводит к неутешительным выводам: аппарат неясного назначения с форсированным движком, сбросив на помойке балласт в виде колченогих запчастей, умчал дальше форсировать свое бытие. Посему первым делом нужно собрать по частям себя, любимого. Ну а дальше... а дальше, как писалось в древних руководствах для молодоженов, «природа подскажет». Ибо тройка вреднюг-черношапочников творят пакости по всему городу, нарываясь на свои вторые девяносто. Мерзавцы тырят сырье в промышленных масштабах, стреляют из рогатки по прохожим, после чего устраивают вполне себе вызывающий теракт, заложив бомбу аккурат на башенку. А наглость и хамство даже в мире роботов не особо поощряются.

1001010110101

Страстно алчу поведать вам некоторое количество вещей (касаемо игрового процесса) несомненно важных, о которых вам больше никто и никогда не скажет. Только я. И то не о всех, а об одной, но самой главной. Или даже о двух, раз уж наобещал.

Судите сами: в Machinarium игроков впервые одарили возможностью сдвигаться, раздвигаться и пользоваться этим с умом. Еще Йозеф умеет прятать в собственном брюхе найденные принадлежности, словно оставшийся без ужина цирковой шпагоглотатель. Опять же взаимодействовать с каким-либо объектом (или субъектом) можно лишь находясь в непосредственной близости — в радиусе размаха верхних конечностей. Кроме того, «аманитовцы» сказали громкое «Фи!» перегруженным диалогам. Никаких больше фонтанов инвективной лексики: иллюстрацию дум и мыслей представителей роботячьего клана разработчики представляют в виде привычных по комиксам пузырей, всплывающих во время мыслительных процессов. На этих четырех столпах и зиждется ”новый чешский” квест. Сочувствие, сообразительность, логика — именно эти качества помогут cориентироваться в уютном мирке «Машинариума». Тут все включено — даже подсказка (для споткнувшихся) и полное прохождение локации (для не осиливших).

5_th.jpg 3_th.jpg 4_th.jpg 2_th.jpg

Нельзя не отметить, что принцип ”цветовой дифференциации штанов” расцвел тут буйным цветом: полицаи в синих («по-рашенски») шапках подмигивают галогенками на башнях, дама с собачкой пищит от розового цвета, а посетители местной тюрьмы выкрашены в модную нынче горизонтальную полоску. Повсеместно торчат разномастные киберпанковые запчасти, позабытые за давностью лет конструкции и прочий хлам. Но вся эта красота, между прочим, организована чехами на flash-технологиях, которые, к слову, тут не особо заметны. У них получилось создать бесподобную адвенчуру, которая изо всех сил старается заставить позабыть о своих флеш-корнях. Единственное, чем может ненароком огорчить квестеров «Машинариум» — невозможность «сбросить» выбранный предмет по правой клавише мышки. Постоянно натыкаешься на известное меню. Но отвыкнуть со временем вполне можно, проверено на людях.

Можно с уверенностью сказать, что проект получился. Разработчики в свое время наблатыкались на серии Samorost — саундтрек второй части до сих пор «висит» в личном пантеоне славы. Теперь же их гений вырвался на свободу и кружит над миром во всей красе, порождая такие вот самобытные проекты. Игроков порадуют замурчательные аркадные вставочки, проработанные образы, гениальные метафоры и аналогии (курил камыш, деревья гнулись...) и удивительно симпатичная анимация. Ну а итог, собственно, один: survival-adventure с добрейшей улыбкой на цифровом лице порвал на тряпки штампы набивших оскомину клонированных квестов. Это уже не бизнес, товарищи. Это — искусство.

А варенье — на завтра!

Белая королева Кэрролла четко всем пояснила, что сегодня варенья быть не может в принципе. А обещанное завтрашнее ничуть не лучше вчерашнего сьеденного. Равносторонне грустно это все. В первом случае грустно то, что черт те когда еще увидим на винчестерах. Во втором — то что описываемый ”любимчик” уже пройден. Ведь в первый раз играем лишь один раз. Пройденный Machinarium, меж тем, необычен настолько, чтобы сторонние мнения делились и размножались. От проекта все ждали чего-то плюшевого, забавного и ни капельки не навязчивого. И дождались. Игрушечка получилась простой и трогательный, как платье пионерки. Добрая, неторопливая, логичная, донельзя умиротворенная инди-игра, заслуженно пробившаяся в массы и сорвавшая свою долю аплодисментов. Кто-то здесь еще не любит роботов щенячьей любовью? Тогда мы идем к вам!

ourchoice_small.png
Итоговая оценка — 9,0.
-----------------------------------------------------------------------------------------

P.S. Мнение WIRTuzzz:

Игра Якуба Дворски интересна в первую очередь визуально, каждую локацию хочется буквально пощупать, а затем сфотографировать, вставить в рамку и повесить в комнате. Machinarium — это подпольный антагонист и оборотная сторона всех хитов этого года; такой же без минусов проект, с отличный картинкой, с идеей и авторский позицией, только предстает он перед нами не винтиком гигантской мейнстрим машины, а самобытным, авторским квестом. Одно из главных и приятных откровений этого года.

Goddy в 18:15 18 ноя 2009

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • yojik 18 ноя 2009 18:51:58

    Чумовая игрушка, очень дизайн игры понравился =)

  • ZeRoNe 18 ноя 2009 19:05:52

    Демка затащила по полной - заигрался так, что забыл что перед мною демка.

    Рицуха хорошая, но мне показалась сложной(видимо сказывается плохое знание большинства смыла слов в тексте), тем не менее зачет сдан на отлично. :D

  • Goddy 18 ноя 2009 19:29:13

    Кстати патчег есть уже!

    http://machinarium.net/blog/2009/10/29/machinarium-patch-01/

    ZeRoNe пасип камрад

  • WIRTuzzz 18 ноя 2009 19:35:47

    Я в асечку уже кое чего запузырил ))

    А вообще мне прямо нравится когда у тебя такой короткий формат, ну а сам текст ясное дело на уровне.

    И правильно, что НВ дал :)

  • greddy87 18 ноя 2009 20:10:41

    мне игра напомнила детство, а именно мультфильмы советские почему-то... :pioneer: очень красиво и атмосферно

  • ZeRoNe 18 ноя 2009 21:03:43

    greddy87, может потому что некоторые чехи еще живут в пост-советском пространстве? :)

  • To@D 18 ноя 2009 22:46:24

    прошол на одном дыхании, разрабам респект.

  • FatSAM 18 ноя 2009 22:59:39

    Крутая игрушка эта Мошенореюм. :yahoo:

  • CrazY_KaktuS 19 ноя 2009 02:07:03

    Полностью согласен с оценкой,игра стоящая :buba:

    Атмосфера,все звуки,муз сопровождение на 10+ баллов!

  • Mr.Kartofel 19 ноя 2009 05:47:54

    Всё, от главного меню до финальных титров - идеально. За одну только музыку игре 10 и место на пустынной полке.

  • Стерх 19 ноя 2009 09:04:57

    Мне чертовски Neverhood напомнила )

  • Postall 19 ноя 2009 09:36:38

    Goddy как всегда молодец, отличная рецензия, хорошо всё передал! Полностью согласен! =) :clapping:

    Да атмосфера, музыка, загадки всё в игре отлично!

  • Chemer 19 ноя 2009 17:50:55

    Отичная игра, отличная рецензия. Goddy как всегда не подвел. Респект

  • DREIK 19 ноя 2009 19:46:26

    Шедевр!!! Всё сделано на самом высоком уровне

  • VicF1 19 ноя 2009 23:01:41

    Игра берет своей атмосферой (стиль, музыка).

    С оценкой согласен.

  • krnark 20 ноя 2009 07:04:05

    Игра класс, ну я собственно об этом догадывался еще не играя в нее, все таки до этого Samorost был. А музыка... да я потом джаз-трио часа два крутил по кругу :)

  • Dark Jack 20 ноя 2009 17:50:10

    Эта игра действительно Шедевр. Столь сильная и захватывающая атмосфера - это редкость.

    Музыка, вообще отдельная тема. Кстати почему то она мне сильно напомнила Вангелиса.

  • mc-smail 20 ноя 2009 21:09:07

    Рецензия хорошая и игра офигенная... Стиль, графика, музыка, геймплей давно меня так квесты не затягивали...

  • XblLLlnik 28 ноя 2009 19:50:31

    "не стыдно прикипеть всем серцем "

    Ашыпачко вышло?)

    А так с рецензией полностьюсогласен, отличный квест))

  • Goddy 03 дек 2009 10:54:44

    фиксед, спасибо

  • leonpad 08 дек 2009 13:19:42

    Игра конечно шедевр..я просто заставлял себя выключать её, чтобы растянуть удовольствие ещё на чуть чуть...

    А вот насчёт рецензии то она написано немного сложно, читая её я пытался не отвлекаться,но автор пренебрёг простотой и стилисти́ческой фигу́рой,и иногда просто сбиваешься с чтения,пытаясь обработать мысль автора..хотя может быть он хотел соответствовать игре, ну тогда делал рецензию в картинках )) это так в шутку было сказано...хотя может он всегда так пишет, тогда извините, просто читаю первый раз его рецензию..

  • saitoman 04 янв 2011 17:40:12

    Только что прошёл эту игру.

    Игра шедевр!

    Лично моя оценка 10 баллов.

    Прохождение (логика),музыка,юмор,душа ,визуальное оформеление всё на высоте.

  • Оставить комментарий