[Рецензия] Machinarium («Машинариум») (PC)
— Высокие слова, — сказал Юань Мэн.
Виктор Пелевин, «Нижняя тундра»
Я считаю, что мне крупно повезло. Первым квестом, который попался мне на жизненно-игровом пути, был незабвенный Broken Sword: The Shadows of Templars. Гениально проработанный, прекрасно озвученный, с мощным сценарием, логичный до безумия и вволю свободный. Смахнув скупую мужицкую слезу, замечу: таких уже не делают. Зато квестоделы-новаторы еще способны поражать умы, в штыки встречая эпиграф. Все это дело особенно уместно при разговоре о команде Якуба Дворского — создателях свежайшей адвенчуры, к которой не стыдно прикипеть всем сердцем. Правда теперь уже «про роботов» и их непростую «роботячью» жизнь.
Сокровище нации
Хотя товарищи из Amanita Design куда меньше, чем конкуренты, распространялась про свое свежее творение, демо-версия Machinarium, попавшая в загребущие руки геймеров несколько месяцев назад, радовала настолько, что была безоговорочно приговорена к лаврам победителя. Авансом. Вообще чехи поступили очень умело: взяли всевозможные насущные проблемы доброго и инфантильного представителя касты роботов по имени Йозеф в большом мире, «набросали» окруженное пустыней городское поселение, снабдили яство непередаваемо-шикарным саундтреком (браво, маэстро Дворак) и дали возможность игрокам дофантазировать все самому.
У игры, однако, имеется смысл. Не так чтобы слишком сюжет, но смысл. Милый калейдоскоп дурашливых событий начинается с... помойки. Рекогносцировка на местности приводит к неутешительным выводам: аппарат неясного назначения с форсированным движком, сбросив на помойке балласт в виде колченогих запчастей, умчал дальше форсировать свое бытие. Посему первым делом нужно собрать по частям себя, любимого. Ну а дальше... а дальше, как писалось в древних руководствах для молодоженов, «природа подскажет». Ибо тройка вреднюг-черношапочников творят пакости по всему городу, нарываясь на свои вторые девяносто. Мерзавцы тырят сырье в промышленных масштабах, стреляют из рогатки по прохожим, после чего устраивают вполне себе вызывающий теракт, заложив бомбу аккурат на башенку. А наглость и хамство даже в мире роботов не особо поощряются.
1001010110101
Страстно алчу поведать вам некоторое количество вещей (касаемо игрового процесса) несомненно важных, о которых вам больше никто и никогда не скажет. Только я. И то не о всех, а об одной, но самой главной. Или даже о двух, раз уж наобещал.
Судите сами: в Machinarium игроков впервые одарили возможностью сдвигаться, раздвигаться и пользоваться этим с умом. Еще Йозеф умеет прятать в собственном брюхе найденные принадлежности, словно оставшийся без ужина цирковой шпагоглотатель. Опять же взаимодействовать с каким-либо объектом (или субъектом) можно лишь находясь в непосредственной близости — в радиусе размаха верхних конечностей. Кроме того, «аманитовцы» сказали громкое «Фи!» перегруженным диалогам. Никаких больше фонтанов инвективной лексики: иллюстрацию дум и мыслей представителей роботячьего клана разработчики представляют в виде привычных по комиксам пузырей, всплывающих во время мыслительных процессов. На этих четырех столпах и зиждется ”новый чешский” квест. Сочувствие, сообразительность, логика — именно эти качества помогут cориентироваться в уютном мирке «Машинариума». Тут все включено — даже подсказка (для споткнувшихся) и полное прохождение локации (для не осиливших).
Нельзя не отметить, что принцип ”цветовой дифференциации штанов” расцвел тут буйным цветом: полицаи в синих («по-рашенски») шапках подмигивают галогенками на башнях, дама с собачкой пищит от розового цвета, а посетители местной тюрьмы выкрашены в модную нынче горизонтальную полоску. Повсеместно торчат разномастные киберпанковые запчасти, позабытые за давностью лет конструкции и прочий хлам. Но вся эта красота, между прочим, организована чехами на flash-технологиях, которые, к слову, тут не особо заметны. У них получилось создать бесподобную адвенчуру, которая изо всех сил старается заставить позабыть о своих флеш-корнях. Единственное, чем может ненароком огорчить квестеров «Машинариум» — невозможность «сбросить» выбранный предмет по правой клавише мышки. Постоянно натыкаешься на известное меню. Но отвыкнуть со временем вполне можно, проверено на людях.
Можно с уверенностью сказать, что проект получился. Разработчики в свое время наблатыкались на серии Samorost — саундтрек второй части до сих пор «висит» в личном пантеоне славы. Теперь же их гений вырвался на свободу и кружит над миром во всей красе, порождая такие вот самобытные проекты. Игроков порадуют замурчательные аркадные вставочки, проработанные образы, гениальные метафоры и аналогии (курил камыш, деревья гнулись...) и удивительно симпатичная анимация. Ну а итог, собственно, один: survival-adventure с добрейшей улыбкой на цифровом лице порвал на тряпки штампы набивших оскомину клонированных квестов. Это уже не бизнес, товарищи. Это — искусство.
А варенье — на завтра!
Белая королева Кэрролла четко всем пояснила, что сегодня варенья быть не может в принципе. А обещанное завтрашнее ничуть не лучше вчерашнего сьеденного. Равносторонне грустно это все. В первом случае грустно то, что черт те когда еще увидим на винчестерах. Во втором — то что описываемый ”любимчик” уже пройден. Ведь в первый раз играем лишь один раз. Пройденный Machinarium, меж тем, необычен настолько, чтобы сторонние мнения делились и размножались. От проекта все ждали чего-то плюшевого, забавного и ни капельки не навязчивого. И дождались. Игрушечка получилась простой и трогательный, как платье пионерки. Добрая, неторопливая, логичная, донельзя умиротворенная инди-игра, заслуженно пробившаяся в массы и сорвавшая свою долю аплодисментов. Кто-то здесь еще не любит роботов щенячьей любовью? Тогда мы идем к вам!
P.S. Мнение WIRTuzzz:
Игра Якуба Дворски интересна в первую очередь визуально, каждую локацию хочется буквально пощупать, а затем сфотографировать, вставить в рамку и повесить в комнате. Machinarium — это подпольный антагонист и оборотная сторона всех хитов этого года; такой же без минусов проект, с отличный картинкой, с идеей и авторский позицией, только предстает он перед нами не винтиком гигантской мейнстрим машины, а самобытным, авторским квестом. Одно из главных и приятных откровений этого года.
Чумовая игрушка, очень дизайн игры понравился =)
Демка затащила по полной - заигрался так, что забыл что перед мною демка.
Рицуха хорошая, но мне показалась сложной(видимо сказывается плохое знание большинства смыла слов в тексте), тем не менее зачет сдан на отлично. :D
Кстати патчег есть уже!
http://machinarium.net/blog/2009/10/29/machinarium-patch-01/
ZeRoNe пасип камрад
Я в асечку уже кое чего запузырил ))
А вообще мне прямо нравится когда у тебя такой короткий формат, ну а сам текст ясное дело на уровне.
И правильно, что НВ дал :)
мне игра напомнила детство, а именно мультфильмы советские почему-то... очень красиво и атмосферно
greddy87, может потому что некоторые чехи еще живут в пост-советском пространстве? :)
прошол на одном дыхании, разрабам респект.
Крутая игрушка эта Мошенореюм.
Полностью согласен с оценкой,игра стоящая
Атмосфера,все звуки,муз сопровождение на 10+ баллов!
Всё, от главного меню до финальных титров - идеально. За одну только музыку игре 10 и место на пустынной полке.
Мне чертовски Neverhood напомнила )
Goddy как всегда молодец, отличная рецензия, хорошо всё передал! Полностью согласен! =)
Да атмосфера, музыка, загадки всё в игре отлично!
Отичная игра, отличная рецензия. Goddy как всегда не подвел. Респект
Шедевр!!! Всё сделано на самом высоком уровне
Игра берет своей атмосферой (стиль, музыка).
С оценкой согласен.
Игра класс, ну я собственно об этом догадывался еще не играя в нее, все таки до этого Samorost был. А музыка... да я потом джаз-трио часа два крутил по кругу :)
Эта игра действительно Шедевр. Столь сильная и захватывающая атмосфера - это редкость.
Музыка, вообще отдельная тема. Кстати почему то она мне сильно напомнила Вангелиса.
Рецензия хорошая и игра офигенная... Стиль, графика, музыка, геймплей давно меня так квесты не затягивали...
"не стыдно прикипеть всем серцем "
Ашыпачко вышло?)
А так с рецензией полностьюсогласен, отличный квест))
фиксед, спасибо
Игра конечно шедевр..я просто заставлял себя выключать её, чтобы растянуть удовольствие ещё на чуть чуть...
А вот насчёт рецензии то она написано немного сложно, читая её я пытался не отвлекаться,но автор пренебрёг простотой и стилисти́ческой фигу́рой,и иногда просто сбиваешься с чтения,пытаясь обработать мысль автора..хотя может быть он хотел соответствовать игре, ну тогда делал рецензию в картинках )) это так в шутку было сказано...хотя может он всегда так пишет, тогда извините, просто читаю первый раз его рецензию..
Только что прошёл эту игру.
Игра шедевр!
Лично моя оценка 10 баллов.
Прохождение (логика),музыка,юмор,душа ,визуальное оформеление всё на высоте.