[Рецензия] Kholat (PC)

ВНИМАНИЕ! В рецензии раскрываются важные сюжетные повороты!
banner_st-rv_kholat_pc.jpg

Недавно в интернете развернулось широкое обсуждение польского квеста про моряков с затонувшей подводной лодки «Курск». Встал вопрос, этично ли превращать катастрофу в игру. Но многие подзабыли, что пару лет назад было похожее, пусть и менее масштабное обсуждение другой польской игры — тогда ещё только анонсированного приключенческого хоррора Kholat. Сейчас проект наконец добрался до даты релиза, так что можно вновь вернуться к вопросу о группе Дятлова и уместности игры на эту тему. И надо сказать, что игра весьма сильно изменилась, если сравнивать её с трейлерами годичной давности.

Для начала стоит быстро пройтись по технической составляющей, которая не так уж важна, но достойна слов в свой адрес. Наверное, Kholat — первая игра, которая показывает возможности нового движка Unreal Engine 4 если не во всей красе, то как минимум с лучшей стороны. Лучи солнца играют на свежевыпавшем снегу, пещеры наполняются влагой, прохладу коей можно ощутить визуально, костры, подобно маякам, горят посреди зимних лесов у подножия горы Холатчахль. А дополняют картину звуки хрустящего под ногами снега, нарушающие тишину белой пустыни, и вой зимнего сибирского ветра, изредка прерывающийся напряжённой музыкой и вокалом Мэри-Элизабет Макглинн.

34_th.jpg

На скриншотах передать красоту графики Kholat практически невозможно из-за фильтров, подобие которых мы видели в The Order: 1886

Однако вернёмся к теме инцидента с туристической группой Дятлова. Если кто не помнит или не знает, то трагедия произошла в 1959 году: группа советских студентов во главе с Игорем Дятловым погибла при загадочных обстоятельствах во время похода на Северном Урале. Гипотез вокруг этого случая было выстроено немало: от снежной лавины и атаки со стороны диких животных до секретных испытаний ядерного оружия, попадания на охраняемую КГБ территорию и нападения злых духов. Какая версия верна, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, хотя кинематографисты явно ценят мистико-конспирологический вариант развития событий, например в картине «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина.

Можно сказать, что создателям более-менее удалось ненавязчиво вплести в откровенно мистический сюжет реальные события. Пусть даже в таком переложении проект начинает напоминать игровые адаптации произведений Говарда Ф. Лавкрафта о древнем Зле (скажем, серии Penumbra и Amnesia), наполненные типичной для американского писателя ксенофобией по отношению ко всему чуждому белому человеку. А в случае с поляками это выродилось в подсознательную нетерпимость к советскому прошлому. Даром что врата в ад были найдены где-то в мансийских землях, основную вину, судя по дневникам, которые собирает наш молчаливый герой, авторы всё равно возложили на КГБ. Советские спецслужбы использовали местную аномалию для бесчеловечных опытов над заключёнными, да и над простыми людьми, которых, разумеется, никому не жалко, а пропажа их никого не заинтересовала.

71_th.jpg 44_th.jpg 70_th.jpg 37_th.jpg

В итоге ставится знак равенства между вратами в ад и советской системой. Конечно, кому-то это может показаться нормальным, но главной проблемой тут является мистическое наполнение истории в виде духов и загадочных событий. Как ни крути, диалектический материализм и научный атеизм, положенные в основу идеологии СССР, отнюдь не были пустыми словами. И хотя в 80-е неверие в Бога и любое сверхъестественное было подорвано новыми экономико-социальными реалиями (тот же свободный рынок с его «невидимой рукой» никак не может существовать без веры в то, что незримое реально), долгое время это были весьма важные понятия, особенно на государственном уровне. И поиск подобной сверхъестественной силы, скорее, относится к ведомствам типа «Аненербе», да и то половина информации о нём является мистификациями, сочинёнными современными фантастами, альтернативными историками и представителями «жёлтой» прессы.

Хотя если дистанцироваться от имеющей художественное право на жизнь, пусть и весьма сомнительной трактовки, то перед нами предстанет неплохой приключенческий игроужас. С одной стороны, он может понравиться поклонникам творчества Irrational Games и Fullbright, с другой, имеются тут и находки, которых в жанре, кажется, ещё не было. Действие Kholat разворачивается на большой открытой карте, однако впервые за долгие годы у игрока отняли метки, указатели и иные упрощения. Всё, что у нас есть, — компас и походная карта, на которой приведены сугубо координаты в виде широты и долготы, но не указано даже текущее местоположение, что заставляет учиться навыкам ориентирования на местности. А ведь многие поклонники RPG от Bethesda ждут именно такого подхода к играм, но получают прямые наводки на сундуки.

50_th.jpg

Благодаря этой карте вы сможете хоть как-то ориентироваться на местности. Других подсказок в игре нет.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Kholat несомненно достойна того, чтобы дать ей шанс. Ради спорной, но всё же адекватно написанной истории. Ради осязаемой атмосферы холодной зимней ночи. Ради завораживающих пейзажей.

Итоговая оценка — 7,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Outcaster в 15:35 09 июн 2015

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • h1pp0 09 июн 2015 16:05:08

    самое крутое это ориентация в пространстве без подсказок...

  • DedMoroz 09 июн 2015 16:11:53

    По своей структуре игра является клоном, продолжательницей идей "The Vanishing of Ethan Carter" и "Dear Esther"?

  • SerGEAnt 09 июн 2015 16:13:38
    По своей структуре игра является клоном, продолжательницей идей "The Vanishing of Ethan Carter" и "Dear Esther"?

    Причем усложненным.

  • fajhvjkakwuh 09 июн 2015 16:14:43

    как поиграли,если игра выходит послезавтра

    надо было добавить что игра на ue4

  • SerGEAnt 09 июн 2015 16:16:56
    как поиграли,если игра выходит послезавтра

    По трейлерам написали!

    Она выходит сегодня.

    надо было добавить что игра на ue4

    Там это написано, да.

  • DedMoroz 09 июн 2015 16:23:14
    как поиграли,если игра выходит послезавтра

    Пресс-версию никто не отменял...

  • Outcaster 09 июн 2015 16:55:30

    Пролог игры для тех кто не понимает, как играли)

  • MrPred 09 июн 2015 21:40:49

    Разрабы же выходцы откуда-то?

  • cut84 09 июн 2015 23:35:40

    предзаказал

  • de_MAX 09 июн 2015 23:55:18

    О, за кадром Шон Бин кривляется! :good:

  • akidaki99 10 июн 2015 00:55:25

    ок. в вишлист положил пока что

  • lordik555 10 июн 2015 08:23:36

    Подумываю даже купить. Посмотрим какой будет хоррор.

  • allyes 10 июн 2015 12:17:39

    Outcaster

    (тот же свободный рынок с его «невидимой рукой» никак не может существовать без веры в то, что незримое реально)

    Эк задвинул. Филфак? :)

  • thatbelive 10 июн 2015 12:22:17
    О, за кадром Шон Бин кривляется! :good:
    Скрытый текст

    А я то думал почему гг умер в самом начале.

  • allyes 10 июн 2015 12:32:40

    thatbelive

    Ты что нибудь про спойлеры слышал?

  • Outcaster 10 июн 2015 16:25:40
    Эк задвинул. Филфак? smile.gif

    Ну, почему? Мехмат. Хотя, признаю, было желание)

  • allyes 10 июн 2015 17:19:28
    Подумываю даже купить.

    Сильно крепко подумай.

    Мои впечатления: Унреал энжин 4... Ну не знаю, The Vanishing of Ethan Carter использовал 3ий движок - и куда красивее. Притом Халат имеет склонность притупливать. Начало - неимоверно скучно. Меня хватило на 4ре минуты.

  • Celeir 10 июн 2015 19:30:03
    Меня хватило на 4ре минуты.

    А, ну да, четыре минуты - это ж показательно. Ни в одной другой игре не бывает провисания темпа больше, чем на три минуты, а тут все четыре.

    Сильно крепко подумай!

  • allyes 10 июн 2015 23:52:52
    Ни в одной другой игре не бывает провисания темпа больше, чем на три минуты

    Ты во все игры на земле переиграл, что бы с таким апломбом это заявлять?

  • Firas 11 июн 2015 00:21:08
    Ты во все игры на земле переиграл, что бы с таким апломбом это заявлять?

    То был сарказм, мне видится.

  • Поехавший 11 июн 2015 16:57:03

    Лагающий (и это при откровенно слабой графике!..) унылый проходняк. Всё действие происходит в заснеженных горах и пещерах. Одно из самых сильных разочарований последнего времени, а ведь я её так ждал!..

  • Andylg 12 июн 2015 21:31:01

    Прошёл. Ничего не лагало, идёт замечательно на максимуме. Движок выдает красивую реалистичную картинку, снег удался, атмосфера тоже. Сюжета вообще по-моему нету или я не понял, какие-то факты, домыслы приведены в записках, причем некоторые абсолютно никак не связаны с пропажей группы. Три чем-то закрытый г. Северск Томской обл. сюда прилепили («Почтовый ящик № 5»).

    Насчет РФ я не понял (см. скриншот). Причем тут РФ? Они в курсе, что тогда СССР был? Или кто-то путешествует во времени?

    bandicam-2015-06-12-23-26-28-826.jpg

  • Оставить комментарий