[Рецензия] «Хроники последних дней» (Everybody’s Gone to the Rapture) (PlayStation 4)

If you believe the western sun

Is falling down on everyone

The Prodigy, ”Narayan”

banner_st-rv_everybodysgonetotherapture_ps4.jpg

Последние годы были очень урожайными на квесты и адвенчуры от первого лица. Тем не менее, жанр находится в некотором ступоре — разработчики ищут новые способы подачи сюжета, разбавляя «симуляторы ходьбы» минимальной геймплейной механикой. Концепция не должна рушить рамки жанра, как бы подразумевают они. Игру «Хроники Последних Дней», которую бессовестные The Chinese Room и SCE Santa Monica Studio ваяли исключительно для обладателей консоли PS4, многие уже принялись несдержанно хвалить и посвящать ей глянцевые полосы с разворотами. На первый взгляд, у авторов получилось обогатить привычную смесь парочкой свежих и вкусно пахнущих идей. Вот только первое впечатление может быть обманчивым, не так ли?

Межпланетные противоречия

По регламенту у нас первым делом идёт сюжет. Обстоятельства эзотерического толка приводят героя в сонное графство Шропшир, где все часы остановились на 6:07, а жители отчего-то вдруг начали взрываться светом. Леденящая душу и геймпад история об открытии, его страшных последствиях и тяжёлом моральном выборе на фоне кризисной ситуации — бомбить иль не бомбить. Если контакт с внеземной формой жизни приведёт к аннигиляции одной из сторон, какие варианты нам остаются? Уничтожить локально газовыми бомбами, ведь лучшее средство спасения утопающих — вышвырнуть за борт команду? А может, это и не катастрофа вовсе, и пора вводить принудительное лечение за нарушение приоритетов здравого смысла? В общем, для таких игр нужна определённая эмоциональная зрелость.

26_th.jpg

Светлячок. С трепетом воззритесь на чудо, вам предстоит вести немой диалог с этими «помощниками» всю игру.

Роль героя, однако, слегка оскорбительна — исследовать последние моменты жизни обитателей городка по прямому указанию Светлячков. Собственно, оранжевый сгусток света хорош лишь тем, что летает туда-сюда, выписывая в воздухе милейшие закорючки, и показывает путь. Видите ли, новая «форма жизни» очень хочет, чтобы мы увидели кое-что из биографии местных. Буквально это значит следующее: наклоняя геймпад, «настраиваешь» их на нужную «частоту», и светлячки показывают тебе прошлое. Пастор на христианской тяге, постепенно теряющий веру, опасающийся всеобщей паники хирург, ворчливая старушенция. Кто-то призывает бомбить город, дабы не зацепило остальное человечество, а кто-то понимает, что уже поздно. Мы, геймеры, тоже всё понимаем. Даже головой покачаем сочувственно. В конце концов, что мы ещё можем сделать?

Вызываем огонь на себя

Раньше, когда компьютеры были большими, нам приходилось додумывать графику. Теперь нам приходится додумывать сценарий. Впрочем, в подобных играх сюжет хорошо подаётся посредством левел-дизайна. И в отличие от Cradle, где игру приходилось уплотнять записками и вырезками, у Everybody’s Gone to the Rapture есть для этого свободное пространство. Мир кажется большим и свободным, не будучи таковым по сути. Совершить что-то незапланированное вам никто не позволит. Тут же рождается идея фикс: получится ли пройти не игру, пропустив ключевые точки? Оказывается, это непозволительная роскошь. Но не ругать же квест за линейность? Хуже то, что преодоление очередной локации не приносит особой сатисфакции; правда, даже это неспособно убить в человеке жажду свободного исследования.

46_th.jpg 29_th.jpg 55_th.jpg 36_th.jpg

Если вы спешите, то можно просто пересекать локации по прямой, но гораздо интереснее полностью исследовать попадающиеся места. Сущность «Хроник» — неспешный ритм и статичность аудиокниги или радиопостановки, отсылающая то ли к «Каникулам» Рэя Брэдбери, то ли к «Убику» либо «ВАЛИС» Филипа Дика. Предлагается меланхолично бродить, строить теории о характерах исчезнувших людей, основываясь на паре-тройке подслушанных фраз, размышлять о том, каково это — остаться одному на планете, которая лет через тридцать превратится в исполинскую лесополосу. Интеракция с объектами минимальна, достижения в продвижении демонстративно поощряются сейвами, институт побочных заданий упразднён за ненадобностью. Многих важных моментов касаемся слишком мимолётно, лишь изредка заостряя внимание на чудовищных обстоятельствах Второго Пришествия.

Исход по-английски

Конкурентов по геймплейному минимализму у разработчиков не имеется, кроме, может быть, компании Frictional Games, чей проект SOMA только в сентябре заявится на полки магазинов. Какие же кнопки надо давить, чтобы наконец увидеть финальные титры? Два стика, отвечающие за движение и фрилук, кнопки действия и бега. Всё. Художественная полноценность игрового мира от этого совершенно не пострадала. Игра получилась тёплой и атмосферной, CryEngine 3 выдаёт слоистые визуальные эффекты, достойные тени и блики. Эфир заполняют пение птиц, стрёкот кузнечиков и до неприличия качественный саундтрек за авторством Джессики Карри, призванный пробудить в вас самые возвышенные чувства.

...тут у тех, кто, как и я, предпочитает играть ночью, возникает проблема. Музыка настолько восхитительна, а геймплей настолько нетороплив, что от долгого трения сознания об игру тривиально засыпаешь. Однако как я ни старался, занести это в раздел проблем не поднялась рука. Что ещё понравилось? Где щедрые струи крови? Где реки клюквы? Нет их. Отсутствие насилия, пошлости и расчленёнки делает игру только лучше. А заклеить рот скотчем герой попросил сам. Так и занесите в протокол!

30_th.jpg

Физкультура — краеугольный камень здоровья. Не забывайте, чтобы активировать кнопку бега (курок R2), оную нужно держать нажатой около пяти секунд

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Три состояния света

Цель многих разработчиков — приспособить сюжет к возможностям движка, аниматора и программиста. Если это удаётся и если получается вписаться в бюджет — ура! Трудно переоценить и роль прессы. Короче говоря, кладем рейтинги в эмалированный тазик, взбалтываем хорошенько, на выходе фильтруем. Что получается? А получается сегодня 7,5 баллов. Дело ведь не только в низкой цене и не только в спорности достижений The Chinese Room, самое трудное для которой, похоже, сделать «обычную» игру. Что, кстати, находит отражение в выручке, падающей с каждым новым проектом. А сколько живительной творческой мысли мог бы добавить в остывающий жанр вдохновенный дуэт двух мощнейших команд! Даже представить страшно! Игрушка же получилась несколько высокопарной и пресной — зато на порядок интереснее Dear Esther, симпатичней Ether One, хотя и откровенно слабее Amnesia: A Machine for Pigs или The Vanishing of Ethan Carter. Мир у The Chinese Room вышел слегка синтетическим, сюжет дремлет, изредка всхрапывая на стыках, чувствуются просадки fps. Но главное — получится ли у вас ухватить атмосферу и дух игры. Если да, то Everybody’s Gone to the Rapture вам обязательно понравится.

Итоговая оценка — 7,5.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Goddy в 11:07 23 авг 2015

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 23 авг 2015 11:14:58

    Начал играть. Не знаю, что там будет дальше, но пока я вижу какую-то банальщину, очень слабо поданную к тому же.

  • POD)I(EP 23 авг 2015 12:09:42

    Прошел. Оптимизация конечно сильно страдает, а графика в том же Итане Картере выглядит даже лучше. Локации нужно было сделать поменьше, пока от одной точки в другую дойдешь, засыпаешь. Сюжет и его развитие поданы слабо, только моменты со встречами персонажей конца света сильно поразили, в остальном бытовуха. Если сравнить с Дир Истер, Итеном Картером, то я бы ее поставил на третье место. Не жалею, что поиграл ибо на безрыбье и так сойдёт. Но Дир Истер у них получился куда сильнее.

  • Postall 23 авг 2015 13:10:17
    Everybody’s Gone to the Rapture
    Хроники последних дней

    Кто переводил? Или у меня с английским беда и это устойчивое выражение?

  • Uwe_Boll 23 авг 2015 13:15:27
    Кто переводил? Или у меня с английским беда и это устойчивое выражение?

    в оригинальном названии есть игра слов с отсылкой ко второму пришествию и судному дню - вот переводчики и решили что такое название лучше отражает смысл оригинала

    ну если "откровенно слабее" чем ethan carter то хорошо что я не купил, лучше подожду распродажи... к тому же и так есть ещё во что поиграть - dishonored de на днях выходят, halo mcc до сих пор нетронутый, gears of war ue опять же...

  • Postall 23 авг 2015 14:41:04
    в оригинальном названии есть игра слов с отсылкой ко второму пришествию и судному дню - вот переводчики и решили что такое название лучше отражает смысл оригинала

    Название из разряда "Dan in Real Life" = "Влюбиться в невесту брата", "The Hangover Part II" = "Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок".

    Достаточно было, что-то вроде: "Исход", "Все сбежали в лучший мир", "Покинутые земли", если уж так хочется игры слов. А по мне это как назвать в локализации Hitman Absolution = Диана в конце жива или Mass Effect 3 = Шепард по-любому Умрёт.

  • Legion_Pheonix 23 авг 2015 15:12:01
    ну если "откровенно слабее" чем ethan carter то хорошо что я не купил, лучше подожду распродажи... к тому же и так есть ещё во что поиграть - dishonored de на днях выходят, halo mcc до сих пор нетронутый, gears of war ue опять же...

    Да там даже позор, чем слабее. StopGame четко рассказал свою мысль.

    С оценкой вообще не согласен, красный балл ей "5".

  • Thief1987 23 авг 2015 16:40:09

    Что-то унылее картера вообще трудно найти. Пару часов помучался и выбросил. Хроники понравились атмосферой, сюжетом и картинкой.

  • akidaki99 23 авг 2015 17:00:25

    "кладем рейтинги в эмалированный тазик" - господя, какая графомания :rabbi:

  • Egor007 23 авг 2015 17:10:49
    Что-то унылее картера вообще трудно найти. Пару часов помучался и выбросил. Хроники понравились атмосферой, сюжетом и картинкой.

    Что ещё может сказать второй сонибой портала :smile:

    Сюжет в игре убог и уныл по сравнению с Дир Истер и Итеном Картером.

  • Goddy 23 авг 2015 18:47:43
    "кладем рейтинги в эмалированный тазик" - господя, какая графомания :rabbi:

    В следующий раз когда захочу писать обзор, возьму шаблон от УГ "как пейсать статьи" спешл фо ю :victory:

  • Thief1987 23 авг 2015 19:16:00
    Что ещё может сказать второй сонибой портала :smile:

    Сюжет в игре убог и уныл по сравнению с Дир Истер и Итеном Картером.

    Что еще может сказать тысяча пятьсот двадцать восьмой пекабой портала :)

  • Мангуст 23 авг 2015 21:45:17
    Короче говоря, кладем рейтинги в эмалированный тазик, взбалтываем хорошенько, на выходе фильтруем. Что получается? А получается сегодня 7,5 баллов.

    Т.е. это не твоя оценка,а микс из оценок игре всех изданий в принципе? :tongue:

    По игре отписывался в её теме. Скучная штука. Красивая, медитативная, философская. Но есть философские притчи гораздо интереснее.

  • 71179 25 авг 2015 13:13:27

    Там можно было бегать????? А я пешком ее 2 вечера мусолил

  • deznot 25 авг 2015 14:05:19
    Там можно было бегать????? А я пешком ее 2 вечера мусолил

    Как же так. Ведь бег в симуляторах ходьбы ломает всю игровую механику :О

  • DedMoroz 25 авг 2015 14:26:03
    Как же так. Ведь бег в симуляторах ходьбы ломает всю игровую механику :О

    Смотря в каких. Скорость передвижения в том же "The Vanishing of Ethan Carter" меня вполне устроила, но в "Dear Esther" (от всё той же "The Chinese Room") было что-то среднее между бегом и шагом, но главный герой всё равно тащился, как черепаха. Разглядывать пейзажи было интересно (художники не зря ели свой хлеб), но было и нудно с такой скоростью. Так как движком так был "Source", полез в config-файл. Не пожалел, что удалось активировать бег, приседание, приближение, фонарик (в любом месте). Игра хоть чуточку стала подинамичнее.

  • allyes 18 дек 2017 00:18:21

    Если принимать "Хроники.." как интерактивный фильм, то перед нами маленький шедевр! С аллегориями, метафорами, гиперболами и ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ. Ради неё и играл.

  • Оставить комментарий