[Игровое кино] Расхитители гробниц

К выходу всеми ожидаемой последней части трилогии о становлении Лары Крофт, но не последней игры об этой версии популярной героини, самое время вспомнить несколько фильмов в тему «Расхитительницы гробниц». Причём хочется вспомнить как приключенческие картины, так и фильмы о выживании в условиях дикой природы. Благо последний элемент играет важную роль в перезапуске 2013 года.

Tomb Raider: Лара Крофт / Tomb Raider
реж. Роар Утхауг, 2018

202540-1.jpg

Начать стоит с экранизации Tomb Raider 2013 года, которая прокатилась в кинотеатрах в начале этого года. Он оказался чуть повеселее, чем сиквел фильма с Анджелиной Джоли. И на том спасибо. Хотя во многом фильм пострадал от малого бюджета. Тяжело снять приключенческий боевик, состоящий почти полностью из крупных планов актёров. Честно говоря, не очень понятно, зачем вообще снимался этот почти покадровый киноремейк игры 2013 года. Только лишившись элементов survival horror, которые пусть и в малых дозах присутствовали в игре, данная история лишилась собственно «мяса». Подростковая и откровенно наивная история рассыпается на глазах. И не спасает даже неплохо вписавшая в кадр Алисия Викандер. А ведь именно она была для многих предметом споров перед выходом картины. С другой стороны, разочаровал характерный актёр Уолтон Гоггинс, на этот раз сыгравший без искры. Очередная неудачная экранизация видеоигры.

Сокровище нации / National Treasure
реж. Джон Тёртлтауб, 2004

202641-2.jpg

Конечно, данный фильм Джона Тёртлтауба легко можно назвать вариацией на и без того постмодернистскую серию похождений Индианы Джонса от Стивена Спилберга. Благо режиссёрские приёмы активно заимствуются в «Сокровище нации». Но эта картина всё равно умудряется сохранить авантюристскую интонацию, даже рассказывая о том, что США основаны масонами-тамплиерами, которые скрыли от всех в череде символов главное сокровище в истории человечества. Интересно, что фильм легко мог бы получить продолжение или ремейк в России, под названием «Золото партии», которое годами ищут журналисты всевозможных «жёлтых» изданий.

К слову, вторая серия приключений Бена Франклина Гейтса (Николас Кейдж) оказалась ничуть не хуже первой, благо студия сохранила почти всю съёмочную группу оригинала. Разве что теперь весь сыр-бор не вокруг национального предательства, которое послужило началом государства, а вокруг таинственных конспирологических теорий, которые связывают убийство Авраама Линкольна с таинственным индейским «Золотым городом». Странно, но, кажется, по-настоящему оценили фильм только в России, если судить по сборам и оценкам. А жаль, ведь у авторов явно был запал и на третью часть.

Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
реж. Стивен Спилберг, 2008

202742-3.jpg

Странно, что последний фильм о похождениях Индианы Джонса подвергся такой сильной критике. В целом, лента неплоха. Особенно удивила серьёзная критика в адрес карикатурных агентов КГБ. Как будто все забыли постмодернистское прошлое серии. Вот и советские агенты, изъясняющиеся исключительно на ломаном русском, под предводительством одиозной и внешне экстравагантной учёной — скорее, дань кино эпохи 50-х гг. Как и уличный [censored]ган в исполнении Шайи ЛаБафа, явно отсылающего к таким фильмам, как «Дикарь» и «Бунтарь без идеала».

Не обошлось и без интересно придуманных эпизодов, в которых чувствуется фирменный почерк Стивена Спилберга. Ведь даже в его не самых удачных картинах всегда находится место одной-двум сценам виртуозной режиссуры. В данном случае, лучшими эпизодами стоит признать сцены побега из «Атомик Кафе» и спасения в холодильнике от ядерного взрыва, в которых авторская фантазия удачно встретилась с иронией.

Но не всё так гладко. Изобилие компьютерной графики и нехватка постановочных трюков, которыми прославились предыдущие фильмы сериала, не самое удачное решение. Из-за попыток оператора Януша Каминского стилизовать изображение под стилистику прошлого все эффекты становятся слишком заметными и оттого не натуральными. И не понятно, что помешало снять фильм в фирменном стиле выдающегося оператора. Уверен, картина от этого только выиграла бы.

Агирре, гнев божий / Aguirre, der Zorn Gottes
реж. Вернер Херцог, 1972

202915-4.jpg

В основу сюжета положена реальная история поиска Эльдорадо испанскими конкистадорами и бунта, устроенного во время этих поисков Лопе де Агирре. Но Вернер Херцог превращает эту скорее политико-историческую историю в отражение человеческих душ, которая обретает поистине экзистенциальный оттенок. А сами джунгли — сюрреалистичный вид самой обреченности, простирающейся в бесконечность и несущей только смерть тем, кто хочет проникнуть в них. Движение вверх по реке ведёт только в самую глубину «сердца тьмы». Подлинный шедевр, выходящий за рамки приключенческого кинематографа.

Выживший / The Revenant
реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2015

202948-5.jpg

Хью Гласс (Леонардо ДиКаприо) — охотник за пушниной в Америке начала XIX века. Времена суровые, цивилизация ещё не уничтожила природу и коренное население этих территорий. Хью — один из тех, кто решил исправить данное упущение. Во время одного из походов он получает серьёзное ранение в схватке с медведицей. Его напарник Джон Фитцджеральд (Том Харди), как истинный бизнесмен, решает бросить его умирать, присвоив себе его долю добычи. Но на его пути встают сын Гласса Хоук, или Ястреб (Форрест Гудлак), и руководитель экспедиции капитан Эндрю Хенри (Донал Глисон). Первого он убивает, второго обманывает. Но он не догадывается о том, что Хью Гласс выполз из могилы, в которую его закопал Фитцджеральд.

Сам проект фильма по историко-биографическому роману Майкла Панке был запущен ещё в 2001 году, когда режиссёром значился кореец Пак Чхан-Ук, а в главной роли был заявлен Сэмюэл Л. Джексон. И это было бы даже интересно посмотреть, но судьба распорядилась так, что «Выживший» стал очередным голливудским долгостроем. За это время в кандидатах на режиссёрское кресло побывали француз Жан-Франсуа Рише (ремейк «Нападения на 13-й участок») и австралиец Джон ХиллкуотДорога»). Но в рекордные сроки, всего лишь за одну студёную зиму 2015 года, фильм снял Алехандро Гонсалес Иньярриту.

Сразу после окончания съёмок мир облетели новости о безмерных страданиях главной звезды картины — Леонардо ДиКаприо. Он замерзал в снегах, ползал в грязи, купался в ледяной реке, ел сырую рыбу и не менее сырую печень, блевал, спал внутри лошадиного чрева. Ряд невнимательных зрителей даже решили, что бедную «звезду» в кадре насиловал медведь. Хотя это всего лишь у кого-то разыгралась фантазия. В общем, впору было бы назвать картину «Страсти ДиКаприо». Не уверен, правда, что этот опыт можно назвать актёрской игрой, тем более достойной наград.

Страдания актёра иногда, кажется, ощущаешь на собственной коже. Благо в российских условиях можно мысленно прочувствовать, что такое в мороз идти по сугробам к дому. Вообще картина воспринимается как новомодный «сурвайвл-аттракцион», в духе недавней «Гравитации». Хотя отдельные зрители пытаются сравнивать с произведениями Джека Лондона, но, даже имея внешнюю приключенческую схожесть, в данном фильме вообще никак не представлен социальный портрет этих людей, а для Лондона это всегда было важно.

Нельзя забыть о том, что режиссёром значится Алехандро Гонсалес Иньярриту. О нём напоминает не только операторская работа Эммануэля Любецки (в которой он всё же перемудрил с использованием «рыбьего глаза» в качестве основного объектива), но и тематика картины. Во всей непродолжительной фильмографии мексиканского режиссёра доминирует тематика смерти и её присутствия в окружающем мире. Но если в трилогии «Сука-любовь» — «21 грамм» — «Вавилон» речь шла о её внезапности и естественности, в «Бьютифул» — о её необратимости, а в «Бёрдмэне» смерть физическая была срифмована со смертью творческой, потерей вдохновения, со смертью артиста, то «Выживший» всё же посвящен человеку, который обманул смерть. Хью Гласс был разодран медведем, задушен, отравлен, в буквальном смысле похоронен, но не умер духовно, а значит — выжил. Физика смерти лишилась для него значения, ведь «дух веет, где хочет». И обидно, что в этой истории «живого мертвеца», несущего возмездие, режиссёру не хватило смелости представить всё как события, имевшие гипотетическое или даже мистическое объяснение.


И я оставлю за скобками «Хищника», воспоминания о котором навевали первые трейлеры. Для рассказа о нём есть более интересный повод.

banner_st-mv_tombraiders.jpg

Outcaster в 20:36 11 сен 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Celeir 11 сен 2018 23:16:38

    Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

  • Pashak 11 сен 2018 23:23:52

    Абсолютно не понял того, зачем привели в пример последний фильм об Индиана Джонс.

    Худший из фильмов данной серии, по всем параметрам, т.е. "от и до".

  • SerGEAnt 11 сен 2018 23:27:46
    Celeir в 23:16 11 сен 2018 сказал:

    Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

    Согласен.

  • Pashak 11 сен 2018 23:34:32
    Celeir в 23:16 11 сен 2018 сказал:

    Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

    Тут очень большой вопрос, как по мне.

    Косяков, конечно же просто куча, но смотрел, что называется "на одном дыхании".

    С учетом того, что все в натуральном виде (без всяких зеленых экранов), так и вообще все здорово.

    Мощное такое кино про выживалку и месть.

    @SerGEAnt ну, кому то зашло обилие компьютерной графики, и всякого разного, кому то нет..."на вкус и цвет", как говорится:D

  • Outcaster 11 сен 2018 23:47:57
    Celeir в 23:16 11 сен 2018 сказал:

    Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

    есть такое)

    Pashak в 23:23 11 сен 2018 сказал:

    Абсолютно не понял того, зачем привели в пример последний фильм об Индиана Джонс

    потому что он в тему ацтеков/майя

  • Pashak 11 сен 2018 23:52:12
    Outcaster в 23:47 11 сен 2018 сказал:

    есть такое)

    Он о теме выживания и мести, пусть и с условностями.

  • Outcaster 12 сен 2018 00:21:25
    Pashak в 23:52 11 сен 2018 сказал:

    Он о теме выживания и мести, пусть и с условностями.

    Я про твой вопрос о четвертом Индиане

  • Pashak 12 сен 2018 00:29:22
    Outcaster в 00:21 12 сен 2018 сказал:

    Я про твой вопрос о четвертом Индиане

    Я понял, но последний фильм франшизы крайне убог, по сравнению с былыми сериями, от того и мой ответ.

  • ForgiveMeNot 12 сен 2018 07:53:38
    Outcaster в 20:36 11 сен 2018 сказал:

    Нельзя забыть о том, что режиссёром значится Алехандро Гонсалес Иньярриту. О нём напоминает не только операторская работа Эммануэля Любецки (в которой он всё же перемудрил с использованием «рыбьего глаза» в качестве основного объектива), но и тематика картины.

    В “Сука-любовь”, “21 грамм”, “Вавилон”, “Бьютифул” за камерой стоял Родриго Прието. Смена постоянного оператора произошла только на Бердмане.

    Операторская работа Любецки скорее о Кувароне может напоминать. Они друзья с детства и сняли уже 6 фильмов вместе.

    А теперь по теме поста:

    Из всего вышеперечисленного действительно отличный фильм “Агирре, гнев божий”. Он великолепен. Я бы еще добавил “Смертельную охоту” и “В диких условиях”, остальные поделки выкинул.

  • Оставить комментарий