[Рецензия] Blair Witch (PC)

Трое студентов отправляются в леса близ Бёркитсвиля, чтобы снять документальный фильм о местной городской легенде. Якобы в лесах живёт призрак ведьмы из Блэр, под чьим влиянием в городе уже порядка двухсот лет происходят таинственные события. Местные жители рассказывают студентам байки, которые слышали из поколения в поколение. Студенты идут в чащу, чтобы запечатлеть те места, но по собственной глупости теряются. Тогда-то они и начинают находить те вещи, которые им описывали аборигены. А впоследствии, скорее всего, умирают.

banner_st-rv_blairwitch_pc.jpg

Тихо в лесу, только не спит...

Именно об этом повествует один из главных хитов сезона 1999 года «Курсовая: Ведьма из Блэр» (в российском прокате «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»), снятый в стиле поддельной документалистики. Кого-то фильма напугал своей выдуманной мифологией и якобы реалистичным повествованием, но, видимо, в основном непуганых американских подростков, так как по своей сути это скорее не страшный, а довольно заурядный фильм про то, как три студента бродят в лесу и ругаются друг с другом. В то время как вся часть, которая способна напугать, занимает от силы минут 10 общего хронометража. Да и страх нагнетался в основном стандартными заброшенными хижинами посреди леса с иероглифами и отпечатками детских рук на стенах. Лично мне этого было явно недостаточно, чтобы пережить 80 минут видео, снятого на любительскую камеру и чёрно-белые 16 мм, специально состаренного изображения трёх студентов, которые по-идиотски заблудились в местности, где заблудиться невозможно. Три сосны, в которых они плутают битый час, перемежаются кадрами, на которых толком ничего не разобрать.

80.jpg

Игра на 10 лесов из 10

Герои вели себя настолько глупо, что это рушило любые попытки авторов создать миф о ведьме, сожжённой в эпоху американской революции. Студенты берут с собой в поход книгу по выживанию в лесах, но так ни разу и не открывают её; выбрасывают карту, потому что не умеют её читать; постоянно ходят мимо ручья, который ведёт в деревню, но ни разу не идут вдоль него, и так далее. Да даже на мистический вопрос, отсылающий нас к «Волшебнику страны Оз», они дают нелепый неверный ответ, как бы уже подсознательно направляясь на собственное заклание. Так им и надо.

Зато кампания по раскрутке картины с обильным использованием вирусных материалов, уверявших, что будет показано документальное кино, давно вошла во все учебники по маркетингу. В газетах были напечатаны никак не отмеченные рекламные статьи о том, что несколько лет назад пропали студенты. Для телевидения был снят псевдодокументальный фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», в котором режиссёры Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес «пытались» разобраться, что же произошло в лесу штата Мэриленд, опрашивая местных жителей о том, что случилось в 1994 году. Главным же источником нового мифа стал интернет. Официальный сайт «Ведьмы из Блэр» стал одним из первых успешных ARG-проектов. Десятки тысяч человек ежедневно обсуждали события и выдвигали собственные гипотезы о произошедшем. Первое время никто и не догадывался, что всё это просто очень крутая промо-кампания малобюджетного фильма ужасов. Санчесу и Мирику удалось на пару месяцев уверить людей в том, что это действительно документальная история. Успех был бешеный. Мировые сборы составили порядка $250 млн.

9.jpg

Это не шутка. Лес тут крутой

Но нельзя войти в одну реку дважды. Очевидно, что провести за нос такую прорву народу повторно будет невозможно. Скорее всего, Санчес и Мирик сняли все сливки с первого раза и ничего не оставили своим будущим подражателям. Интернет уже не в новинку, вирусные промо-акции скрыть гораздо тяжелее, зрители стали искушённее. Хотя «Ведьма из Блюр» — это своего рода репетиция fake news, когда люди поверили в заведомо ложную и даже, более того, фантастическую историю. Сиквел «Книга теней» мог заинтересовать интересным замыслом. Не только из-за того, что он снят в духе подростковых хорроров эпохи MTV, которые живут в мире, где все знают о кино и его клише. Он интересен тем, что его вызвался снять известный американский документалист Джо Берлинджер, который пытался придать фильму двойственную окраску то ли документального, то ли игрового. 

40.jpg

Пса, кстати, можно кормить и гладить

Прежде он снял ленту «Потерянный рай: Детоубийство в лесах Робин Худ Хиллс» о группе подростков, осуждённых за совершение ритуального убийства восьмилетнего мальчика. Причём Берлинджер в ходе съёмок своего фильма, который в итоге превратился в трилогию, выяснил, что доводы суда были смехотворны (подростки любили читать Стивена Кинга → наверное, они маньяки), а улики — косвенными. Полиция же, как и жители общины, оказалась слишком консервативной и повёрнутой на христианстве, так что вместо поиска свидетелей и подозреваемых, она сразу вцепилась в эту группу подростков-неформалов, которым нравились книги ужасов. Хотя свидетели, которых опросил Берлинджер, утверждают, что в тот день в местном баре был встречен неизвестный мужчина, забрызганный кровью, который умылся в уборной и исчез из города навсегда. Фильм вызвал массовый резонанс и спас одного из подростков от смертной казни, а в 2012 году все трое и вовсе были оправданы за неимением доказательств. Правда, никто им не вернёт 18 лет жизни за решёткой по надуманному обвинению из-за их нежелания вписываться в тихий христианский городок, где все еженедельно ходят в церковь.

41.jpg

Та самая хижина Растина Парра посреди леса

Нечто подобное Берлинджер хотел провернуть и с «Ведьмой из Блэр», которая после раскрытия секрета Мирика и Санчеса уже не так сильно будоражила сознание публики. К сожалению, его план был хорош на бумаге, но провалился как интересное кино. При общем бюджете в $40 млн сборы составили всего $47 млн. Очевидно, что заставить людей поверить, что ведьма из Блэр действительно существует, по второму разу не удалось. К слову, у Берлинджера в этом году вышел очень хороший документальный мини-сериал «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди», посвящённый знаменитому маньяку-убийце, чья вина до сих пор вызывает сомнения, несмотря на его личные признания. В 2016 году студия Lionsgate попыталась вернуться к «Ведьме из Блэр» и был снят невероятно занудный и глупый фильм Адама Вингарда, который повторял формулу оригинала. Точнее пытался. Несмотря на художественную убогость, фильм был вполне успешен в прокате. Думаю, именно это стало причиной появления видеоигры, ради которой и начат весь этот разговор.

42.jpg

Игра тёмная, так что рекомендую дождаться полуночи и играть в неё в темноте

Напоследок сделаем ещё один шаг в прошлое. Blair Witch далеко не первая игра, посвящённая ведьме из Блэр. В 2000 году издательство Gathering of Developers выпустило серию эпизодических игр The Blair Witch Trilogy. Возможно, это был первый опыт такого сериального производства от мира видеоигр. В отличии от современных эпизодических игр от Telltale или Dontnod, каждый эпизод был создан разными разработчиками. Понятно, что издатель хотел, чтобы игры вышли в срок, но это сказалось, как на качестве, так и на общей стилистике. Все три игры были типичными survival horror своего времени с кинематографической камерой, танковым управлением и специфической боевой системой. Лучшей игрой из всех является первая: Rustin Parr от студии Terminal Reality. В игре был интригующий сюжет, нетривиальные сложные загадки и неплохая графика. Более того, разработчики вписали ведьму из Блэр в собственную мифологию, которая так же объединяет игры Nocturne и Bloodrayne. Правда, из похождений дампирши Рейн прямые упоминания двух предыдущих игр всё же удалили из-за смены издателя, оставив только туманные намёки. Второй эпизод The Legend of Coffin Rock был создан Human Head Studios (Prey, Rune), а третий The Elly Kedward Tale был разработан Ritual Entertainment (SiN, Heavy Metal: F.A.K.K.). Ничего сказать об этих играх не могу, так как не довелось сыграть в них, но насколько мне известно, вместо размеренного изучения мира и решения сложных загадок с редкими боевыми эпизодами, эти эпизоды сделали ставку на постоянный экшн и прогадали. Оценки прессы и игроков гораздо ниже, чем у первого эпизода.

43.jpg

Ещё не страшно?

Хотя лично мне показалось крайне неожиданным, что в 2019 году анонсировали и через пару месяцев выпустили игру по «Ведьме из Блэр». При всём культурном феномене оригинальной картины, будем справедливы — это далеко не самый очевидный источник для игроизации. Да и ряд видеоигр уже успели обыграть основные фишки этого фильма ранее. Речь, конечно, об Outlast и Resident Evil VII Biohazard. Правда, выбор польской студии Bloober Team в качестве разработчиков настроил на положительный лад.

Буду честен. Я большой поклонник этих разработчиков. С тех пор, как сыграл бету Layers of Fear в раннем доступе, я понял, что они вещают со мной на одной волне. Пожалуй, Layers of Fear был первой игрой, которая меня действительно напугала. И что приятней (или нет?), но и сиквел вместе с >observer_ вызывали абсолютно то же ощущение тревожности, пустоты, страха, что и их дебютный хоррор. Blair Witch не стала исключением.

44.jpg

Одна из немногих прямых отсылок к фильму

Действие происходит в 1996 году, через пару лет после событий оригинального фильма. Ветеран «Бури в пустыне» и бывший полицейский Джереми Линч Эллис пытается помочь местному шерифу в поисках пропавшего в лесах мальчика Питера. Шериф Эммет пытается отговорить его, намекая на некое событие, в которое были ввязаны брат мальчика Адам и Эллис, да и пост-травматическое стрессовое расстройство иногда даёт о себе знать, но герой настойчив. Тем более он взял с собой пса Буллета, который в случае чего легко возьмёт след. Но очень быстро герой впадает в панику, начинает слышать свист пуль и теряет сознание. Очнувшись, он перестаёт узнавать окружающий его лес.

Да, Bloober Team ухватились за одну из фанатских теории о том, что возможно всё или большая часть событий фильма — это сходящие с ума в стрессовой ситуации молодые люди, которым начинает казаться, что в лесу есть кто-то, кроме них. Благо, человеческая психика подвержена паническим атакам. А дух ведьмы, живущей в лесу, разве что слегка подталкивает к этому безумию. Надо сказать, что Bloober и прежде с успехом передавали атмосферные и отталкивающие шизофренические и психоделические образы, которые могут свести с ума и игроков. А лес и страх в нём заблудиться — всего лишь ещё один инструмент в умелых руках. А ведь ещё в школе на уроках ОБЖ учат, что большая часть заблудившихся в лесу просто начинают ходить кругами, сами того не замечая. А когда они обнаруживают это, становится уже поздно, так как мозг уже находится в стрессовом состоянии и не способен мыслить аналитически. В итоге им начинает казаться, что лес бесконечен, а всё вокруг одинаковое.

45.jpg

Найдём ли мы пацана, целиком зависит от игрока

И именно это со всем своим мастерством и реализовали Bloober Team. Герой начинает блуждать по тёмным просекам, а лес всё тянется и тянется, тропы сводятся в петли, некоторые ориентиры постоянно повторяются. И это не считая жутких теней и прочих сюрреалистичных галлюцинаций. Точнее Эллис считает, что он видит галлюцинации, ведь это один из симптомов его душевного расстройства. Только вот, кажется, это вовсе не грёзы больного сознания.

К слову, пёс Буллет — это не просто очередной эскорт-персонаж. К счастью, он не может погибнуть по игре, а монстры даже не обращают на него внимания. Что только сильнее поддерживает в игроке ощущение, что всё это очередная психоделическая фантазия в духе Layers of Fear или проникновений в разум в Observer. При этом Буллет может искать предметы для игрока, помогать в сюжетных заданиях, а в боевых сценах рычит в сторону, где находится очередной лесной призрак.

46.jpg

А ещё в игре можно сыграть в классическую «Змейку». За побитие рекорда даже дают достижение

Визуально лес получился насколько реалистичным, настолько и пугающим. Я даже думаю, что скоро технологии достигнут уровня, когда в игровые хорроры станет играть мерзко из-за излишней реалистичности. Хотя в случае с «Ведьмой из Блэр» можно говорить только о натуралистичных ночных кошмарах, живущих по логике сновидений. Лучший эпизод игры — финальный забег по домику Растина Парра, который из двухэтажной халупы превращается в бесконечный лабиринт, нарушающий законы евклидовой геометрии.

К сожалению, у игры серьёзные проблемы с оптимизацией. Даже моя GTX 1070Ti в связке с i5-9400F не способны выжать 60 кадров в секунду в разрешении 1080p в отдельных сценах. Конечно, лес тут очень детальный, с кучей деревьев, кустиков и травкой, но не настолько, чтобы «нагибать» такую систему. Зато звуки здесь — просто сказка. Когда в тёмном лесу позади тебя начинают рубить лес, вздрагиваешь не меньше, чем от бабайки, прыгнувшей в монитор.


Польская студия Bloober Team снова создала некомфортный, жуткий, отталкивающий, страшный, визионерский, завораживающий, психоделичный, сновидческий проект. Их фирменный почерк узнается почти сразу, когда одним из первых коллекционных предметов игрок находит поляроидное фото одного из разработчиков, стоящего в углу. И Blair Witch они не сильно отступали от собственной формулы, разве что поиграв с парочкой дополнительных механик. Я всё ещё уверен, что через несколько лет из них может вырасти студия мирового класса. Пока же они только научились рассказывать увлекательные истории.

Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Outcaster в 23:18 03 сен 2019

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • 0wn3df1x 03 сен 2019 23:32:47

    Если оценивать эту игру как адвенчуру-бродилку за 500 рублей, то можно сказать, что она более чем удалась. История с завязкой, которая на первый взгляд кажется довольно банальной, с развитием событий становится все более интересной и держит до самого конца.

    Геймплейная составляющая местами выходит за рамки привычных бродилок и предоставляет возможность пользоваться камерой, рацией и телефоном, а также верным четвероногим напарником, который обнаруживает скрытые предметы, залезает туда, куда вы бы залезть не смогли, берет след и ведет вас по нему, обнаруживает опасности, но иногда сам нуждается в поддержке главного героя, равно как и главный герой нуждается в поддержке пса (и прежде всего в моральной). Вообще, через общение с псом раскрывается сам протагонист, и в ряде моментов из-за этого начинаешь ему больше сопереживать.
    В остальном все привычно: бродим, собираем предметы, читаем записки, пытаемся понять, куда стоит пойти, решаем не сильно сложные головоломки. В общем, любители перечисленного оценят.

    Что касается технической стороны, то критических багов за прохождение выловлено не было, а вот визуальный глюк в виде бегущего по воздуху пса был. Проблема оптимизации действительно присутствует в данный момент, но пройти игру на средних настройках возможно, по несколько раз вылавливая пролагивания. Если вы привыкли играть с идеальной производительностью, то в текущем состоянии играть вам будет некомфортно. Но если случающиеся пролагивания вас не пугают, то всё нормально.

    По совокупности всего вышеперечисленного, данный проект определенно достоин внимания, особенно учитывая его дешевизну. Лично для меня это был опыт, схожий с The Vanishing of Ethan Carter, но при этом куда более выразительный и захватывающий.

  • allyes 03 сен 2019 23:42:30
    Outcaster в 23:18 03 сен 2019 сказал:

    нарушающий законы евклидовой геометрии.

    их любимая фишка.

  • edifiei 03 сен 2019 23:42:34

    Пока не играл но что могу сказать из видосов что я смотрел

    картинка и стилистика это прям вау..звук очкнь хорош...но сюжет спойлерить себе не стал. Куплю сам посмотрю)

  • Kotoko 04 сен 2019 02:40:56

    Несмотря на то что был разочарован тем что это явно не хоррор, пройти, наспех, первый раз было интересно. И в каких то моментах даже проникнутся к ГГ и пёселю. Не скажу что в будущем появится снова желание играть в это, но ещё разок пере пройду, т к хочется получить положительную концовку.

  • Doodlebug 04 сен 2019 05:30:04
    Outcaster в 23:18 03 сен 2019 сказал:

    Лучший эпизод игры — финальный забег по домику Растина Парра, который из двухэтажной халупы превращается в бесконечный лабиринт, нарушающий законы евклидовой геометрии.

    Лучший эпизод игры — финальный забег по домику Растина Парра, который из двухэтажной халупы превращается в бесконечный лабиринт, нарушающий законы евклидовой геометрии.

    На мой взгляд — это худший эпизод игры. Крайне унылое самокопирование блуберов, подобная психоделика уже была в двух частях Layers of Fear и Observer и после отлично сделанного леса, где есть хоть немного геймплея, подобный аттракцион скримеров аж на 2 часа лично у меня вызывал только скуку.

    Игра в целом хороша: отлично вписали пса в геймплей, радует внимание к деталям, лес тоже классный, атмосфера густая. Разочаровывает разве что концовка и вот этот вот эпизод с домом. В общем, крайне хороший подгон в геймпасе.

    По производительности: на моей 1060 на ультрах фпс проседал местами ниже 30. Но игра сама по себе медленная, поэтому для меня это не проблема.

  • Hellson 04 сен 2019 06:26:02
    Outcaster в 23:18 03 сен 2019 сказал:

    К слову, пёс Буллет — это не просто очередной эскорт-персонаж. К счастью, он не может погибнуть по игре, а монстры даже не обращают на него внимания

    А что с игроком? Он может погибнуть? Или так же как в LoF - лишь номинально? Именно такой подход, отсутствие какого либо риска и челленджа, меня в итоге оттолкнул от LoF к середине игры. После понимания того, что игра по сути является лишь мрачной прогулкой, страх и тревога улетучиваются насовсем. А это равносильно убийству атмосферы и интереса к дальнейшему прохождению.

  • LEX! 04 сен 2019 07:44:58
    Hellson в 06:26 04 сен 2019 сказал:

    А что с игроком? Он может погибнуть?

    Гибель

    Гибель тут выглядит тут как потеря сознания и ты приходишь в себя на сохраненной точке...

  • StrangerYAN 04 сен 2019 08:26:04

    Игра очень понравилась. Очень вкусная, вязкая атмосфера и сюжет. Разочаровал только кобель. Это не Пуля, а только Пистончик. Даже спустя столько лет, Хьюи по прежнему лучший.

  • Antar1ous 04 сен 2019 09:42:49
    Outcaster в 23:18 03 сен 2019 сказал:

    К сожалению, у игры серьёзные проблемы с оптимизацией. Даже моя GTX 1070Ti в связке с i5-9400F не способны выжать 60 кадров в секунду в разрешении 1080p в отдельных сценах.

    Именно поэтому я и прошёл проект стороной. Ненавижу плохую оптимизацию, какой бы хорошей игра не была. Но это уже личное

  • 0wn3df1x 04 сен 2019 11:41:01
    Hellson в 06:26 04 сен 2019 сказал:

    А что с игроком? Он может погибнуть?

    На самом деле сложно придумать хоррорную схему, которая бы всех устроила. То есть как это реализовать?
    Вот персонаж умер и возродился на ближайшей контрольной точке, одних это не устроило, мол а как нам тогда по-настоящему бояться умереть?
    А вот персонаж и умер и игра началась заново, для кого-то это будет “вау, хардкор!”, а у кого-то люто пригорит, особенно если они умрут случайно после 4 часов игры.
    Как для вас, как поклонника хорроров, в идеале должна выглядеть модель смерти в хорошем хорроре?

  • Hellson 04 сен 2019 13:37:00
    0wn3df1x в 11:41 04 сен 2019 сказал:

    На самом деле сложно придумать хоррорную схему, которая бы всех устроила.

    Это правда.

    Цитата

    Как для вас, как поклонника хорроров, в идеале должна выглядеть модель смерти в хорошем хорроре?

    Ну, например, если брать сарвивалы, то как в Resident Evil 1-3 или серии Silent Hill. Эталон, как по мне. Последняя сарвивал-хоррор игра, в которой мне было хоть как-то некомфортно — был Dead Space.

    Из ходилок-бродилок а ля Ведьма мне кажется достаточно сделать систему, как в Amnesia.

    Как идея, дополнительно мотивирующую бояться умереть — система достижений, которая многим нравится или внутриигровых наград. Хороший челлендж, мне кажется. Например, не умереть за всю игру более 10 раз.

  • Outcaster 04 сен 2019 13:41:52
    Hellson в 13:37 04 сен 2019 сказал:

    Например, не умереть за всю игру более 10 раз.

    ну у Блуберов, как раз такое практикуется. Не в Ведьме, но в том же обсервере есть такое достижение. И одна из концовок Слоёв страха завязана на том, чтобы не “умирать”

  • allyes 04 сен 2019 14:23:09
    Outcaster в 23:18 03 сен 2019 сказал:

    Лучшей игрой из всех является первая: Rustin Parr от студии Terminal Reality.

    Нудная и такая же не быстрая, как Ноктюрн.

    Outcaster в 23:18 03 сен 2019 сказал:

    Второй эпизод The Legend of Coffin Rock был создан Human Head Studios

    Тоже как то мимо пролетела. А может и играл) Уже не помню. Но раз не запомнилась, значит так себе была…

    Outcaster в 23:18 03 сен 2019 сказал:

    третий The Elly Kedward Tale

    Вот здесь было, как раз, грамотное сочетание экшена и хоррора. + насколько помню, Историю Келли Эдвард неплохо оптимизировали.

  • Rinats 04 сен 2019 18:00:29

    Норм игра, а главное реиграбельность есть, т.к в первом прохождении ты на 99.9 % пройдешь на бедэнд, придется еще раз пробегать

  • FooS 05 сен 2019 16:54:02

    Игра чем-то затягивает, хочется продолжать играть, но эти фишки с временем и военные мне не очень зашли, лучше бы больше в сторону лесных ведьм сюжет развивался, и без монстров, которых надо фонариком убивать.
    ===
    Самый атмосферный фильм про ведьм The VVitch: A New-England Folktale. Вот там реально можно в штаны наложить.

  • allyes 02 июн 2020 00:33:29

    Пожалуй, я её порекомендую к прохождению, но не без оговорок. 1 - не всегда понятно куда идти и что делать. 2 - финал в доме излишне затянут и даже становится монотонным. 3 - увы, от "Blair Witch" здесь только название, известная фигурка из палочек, да знаменитая видеокамера.Но в остальном это хороший то ли триллер, то ли хоррор.

    Концовку получил не самую лучшую(кмк), но главное, спас собакена. И ладно:)

  • Оставить комментарий