Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
james_sun

[Рецензия] «Блицкриг 3» (Blitzkrieg 3) (PC)

Рекомендованные сообщения

Первую часть «Блицкрига» я могу уверенно назвать одной из «теплых и ламповых игр юности». Она вышла в тот самый светлый период, когда трава была зеленее, деревья — выше, а отечественная игровая индустрия полнилась неувядающим и на редкость правдоподобным оптимизмом. Это был по-хорошему хардкорный, умный и цельный проект, который одинаково успешно учил неокрепший ум основам тактики и стратегии, а также важным историческим датам Второй мировой войны в увлекательной форме. Это была одна из тех игр, за которой можно было запросто просидеть все летние каникулы и потом нисколько об этом не жалеть.

banner_st-rv_blitzkrieg3_pc.jpg

Первый «Блицкриг» по праву стал невероятно популярным. Впоследствии к нему вышло множество дополнений, а его движок был разобран на самые разные проекты — от насквозь трешового «Сталина против марсиан» до хороших «Койотов. Закона пустыни» и «Карибского кризиса».

Вторая часть игры, к слову, была построена на этом же движке, пускай и сильно модернизированном. В отличие от игровой прессы, мы с моим окружением почему-то приняли «Блицкриг 2» заметно прохладней — и это несмотря на важные правки в балансе и любопытные нововведения в виде назначаемых командиров.

Третий «Блицкриг» еще на момент анонса был встречен игровой аудиторией весьма настороженно. Сами разработчики хотели было делать игру во Вьетнаме, но от этой идеи быстро отказались ради знакомой и проверенной тематики Второй мировой. Проект находился в разработке более четырех лет, он неоднократно выходил к публике в форме бета-теста и раннего доступа, где всякий раз собирал смешанные отзывы.

Но вот игра официально вышла. И это одна из самых странных стратегий, в которые я когда-либо играл.

Ностальгический фундамент

Если говорить совсем грубо, основная концепция «Блицкрига» осталась на месте. Игровая кампания все так же предлагает сыграть за три стороны конфликта — Союзников, СССР и страны «оси» — и пройти всю войну от начала до конца (от захвата Польши до штурма Рейхстага). В наличие все так же есть глобальный режим в виде карты, на которой расположены необязательные дополнительные задания и «исторические» миссии. Войска игрока все так же набираются опыта в сражениях и могут беспрепятственно следовать за своим главнокомандующим из одной военной операции в другую. Наконец, на месте и те самые командиры, которых можно ставить во главу своей армии. Каждый из них дает определенные бонусы различным типам войск, каждый из них представляет собой реальную историческую личность (Журавлев, Манштейн, Монтгомери...) и тоже постепенно растет в уровнях.

37_th.jpg

Графику в игре вряд ли назовешь революционной, но для стратегии — вполне неплохо.

Сама кампания разделена на три условных периода: начало войны (1939–1941), середина (1941–1942) и конец (1942–1945). Переход из одного временного отрезка в другой не только открывает доступ к более продвинутым видам войск, но и дает возможность исследовать новые технологии. Причем эти исследования, на мой взгляд, — самое интересное нововведение в серии. Древо технологий отлично продумано, а его наличие прекрасно мотивирует на прохождение дополнительных заданий с максимальной эффективностью.

Помимо трех временных эпох, линии исследований разделены на четыре ветки: Техника, Пехота, Орудия (усовершенствования для различных пулеметных и противотанковых расчетов, дотов, пушек и так далее) и Поддержка. Последняя представляет собой те самые вспомогательные виды войск, которые были еще в первом «Блицкриге». В особо трудные моменты миссии можно запросить артиллерийский удар или прикрытие с воздуха в виде штурмовика. Быстро захватить бесхозные пушки на дальнем конце карты поможет воздушный десант, а в случае обнаружения вражеских бомбардировщиков стоит немедленно вызвать на поле боя истребители.

Использование поддержки ограничено не только временем «перезарядки», но и количеством очков подкреплений. В кампании они выдаются за выполнение основных и дополнительных заданий, в сетевых сражениях — за захват стратегических точек. Кроме вызова поддержки, очки подкреплений можно использовать для призыва, собственно, подкреплений — из числа тех войск, что остались в вашем резерве в тылу.

Имеющаяся в игре техника, как водится, имеет краткое историческое описание и характеристики, старательно приближенные к достоверным. Легкие танки быстро передвигаются по полю боя, но практически бессильны перед тяжелобронированными целями и запросто становятся жертвами противотанковых орудий. Тяжелые танки очень трудно уничтожить в лоб, они обладают солидным запасом прочности, но с ними относительно просто расправляется авиация. Сами снаряды в игре ведут себя максимально правдоподобно: застревают в листах брони и рикошетят.

47_th.jpg

Еще один любопытный способ вознаграждения за прохождение миссий.

Основная знакомая механика по-прежнему работает, и играть в «Блицкриг 3» увлекательно, особенно если добраться до эпохи середины войны и... закрыть глаза не целый ряд странных решений и упрощений, изрядно портящих как удовольствие от игры, так и призрачную, едва проступающую атмосферу «того самого», «правильного» «Блицкрига».

Во-первых, можете навсегда забыть про ремонтные грузовики и амуницию, без которых первый «Блицкриг» не был бы той игрой, которую мы все полюбили. Снаряды у пехоты и техники бесконечны, заботиться о сохранности каналов снабжения — пожалуй, важнейшем аспекте в каждой войне — тут не нужно от слова «совсем». Обездвиженные метким броском гранаты танки тоже стали пережитком прошлого — на смену им пришли те самые MOBA-вские негативные эффекты, которые со временем благополучно исчезают. Это значит, что если у техники разорвалась гусеница или заклинило башню, нужно всего-то дать ей несколько секунд, и она самовосстановится.

Во-вторых, все ваши войска, по сути, бессмертны. Нет, в ходе миссий вы их, конечно, можете потерять, однако стоит вам победить, как уничтоженный тяжелый танк, который вы так долго раскачивали и над которым недавно горевали, не только вновь окажется годен к службе, но и получит весь заработанный опыт. Это значит, что трястись над каждым ветераном и беречь каждого опытного бойца отныне не нужно. Зачем переживать и лишний раз просчитывать каждый шаг, если потери состава по итогам миссии вам запросто простят?

В-третьих, в «Блицкриге 3» разработчики весьма странно реализовали пехоту. Например, сражения пехотных подразделений как будто прибыли в игру из конца 90-х: вместо того чтобы грамотно занимать позиции и прятаться хотя бы в ближайших кустах, солдаты расстреливают друг друга, стоя чуть ли не в полный рост, метров с десяти. Порой до компьютерных болванчиков доходит, что под шквальным огнем неплохо бы лечь, но даже в этом случае бой выглядит чрезмерно деревянным. В далеком 2003 году, возможно, все так и было, вот только тогда простенькие спрайтовые модельки солдат изо всех сил задействовали наше воображение, благодаря чему их бой выглядел максимально натуралистично в наших головах. Сейчас же уровень технологий вырос в несколько раз, и наблюдать все ту же стенку на стенку в серьезной и проработанной тактической стратегии, мягко говоря, удивительно.

48_th.jpg

Мои легкие танки окружили один тяжелый танк неприятеля. Исход непредсказуем.

Известно, что пехота — царица полей. И что залог успеха — прикрытие техники пехотными подразделениями. Однако в «Блицкриге 3» сила пеших войск увеличена чуть ли не до абсурда. Помните, как в первом «Блицкриге» порой было гораздо быстрее не открывать огонь, а проехать по вражескому отряду, задавив его часть, а оставшихся в живых — расстрелять? Так вот, забудьте, тут это не работает. Ваш многотонный танк лишь деликатно подвинет вражеских солдат в сторону, а грозные стальные гусеницы не причинят им никакого вреда. Более того, пулеметный огонь тоже чрезвычайно неэффективен. И если в первой части можно было запросто уложить одним танком несколько отрядов пехоты, держась от них на расстоянии, исключающем бросок гранаты, то здесь даже один простой (не противотанковый!) пеший отряд представляет смертельную угрозу для каждой единицы техники. Вот и приходится мощному тяжелому танку каждый раз трусливо пятиться от какого-нибудь штурмового отряда, поливая бронелобых двуногих терминаторов огнём из всех орудий.

Сами задания не только стали в несколько раз меньше по масштабам, чем в том же 2003-м, в них появилось то, чего не должно быть в серьезной исторической стратегии, — так называемая «клюква». Первый «Блицкриг», как мы помним, всячески избегал какой бы то ни было оценки исторических событий — ведь вы серьезный военный, у вас есть боевой отряд, сухая сводка с фронта и описание задачи, которую вам необходимо выполнить. На этом — все. Задумываться о том, кто тут прав, а кто нет, не было ни времени, ни желания. Нынешние же разработчики из компании Nival решили добавить свой личный взгляд на те или иные события по ходу игры, кое-где навязав участникам конфликта давно приевшиеся штампы. А это вкупе с отвратительной режиссурой миссий и так называемых «роликов» временами делает из «Блицкрига 3» не хардкорный проект про Вторую мировую от уважаемой компании, а какую-то корявую чернушную пародию. К счастью, подобные «оценивания» в игре встречаются редко, а потому о них успеваешь позабыть. На месте остаются лишь упомянутая плохая режиссура и глобальное ощущение того, что миссии к игре клепали не опытные демиурги, а молодые и горячие «созидатели» в наскоро написанном редакторе.

Отдельно мне запомнилась историческая миссия при игре за Германию, во время которой необходимо было вычислить отряд диверсантов. Войско игрока появилось в углу карты, из которого по дороге к ближайшему городу выдвинулся союзный конвой. Решив на всякий случай прикрыть товарищей, я отправил свой небольшой отряд вперед — расчистить дорогу и убедиться, что путь безопасен. Добравшись вместе с конвоем до города, я увидел на улицах множество солдат, подозрительно напоминавших британскую армию, которые, тем не менее, не обращали на нас никакого внимания. Атаковать их первыми также было нельзя — подозрительная пехота помечалась игрой как нейтральная сторона. Помнится, тогда я подумал, что, возможно, таки плохо знаю историю Второй мировой войны и передо мной не британцы вовсе, а немецкие солдаты в специальном камуфляже (то была первая моя миссия в Северной Африке). Однако стоило конвою остановиться, как игра моментально сделала нейтральную пехоту враждебной, а по радио раздался душераздирающий доклад о «неожиданной засаде британцев» с предложением как можно скорее отправиться на выручку союзному войску.

49_th.jpg

Как вы думаете, кто победит — мой тяжелый танк или вот эти четверо недобитышей? Правильный ответ — пехота.

И такие вот странные выходки в игре, увы, не редкость. Причем они наблюдаются в проекте, который, напомню, находился в разработке четыре с лишним года, прошел различные этапы бета-тестирования и ранний доступ, за время коих авторы наверняка получали подробный фидбек от сообщества. Но нет, даже после всего этого в «Блицкриге 3» есть намертво заскриптованные миссии, часть скриптов в которых решили толком не прятать.

Именно из-за тотального засилья скриптов невозможно оценить уровень искусственного интеллекта в одиночных заданиях. Сделать это можно лишь в широко разрекламированных сражениях с Борисом — «первым в мире нейросетевым ИИ в RTS», который, как уверяют разработчики, не пользуется никакими читерскими привилегиями или скрытой информацией, а честно пытается противостоять игроку на равных. Даже на высоком уровне сложности Борис ни разу не смог меня победить, хотя кое-где заставил попотеть. Однако тут по крайней мере было заметно, что он и правда старался выиграть, изучал мою тактику и пробовал ей противостоять. И если в первые наши сражения, к примеру, налет авиации заставал его войска врасплох, то впоследствии он всегда придерживал очки подкреплений про запас, чтобы вовремя вызвать истребители. Словом, если сетевым сражениям вы предпочитаете одиночные побоища, то Борис станет для вас настоящей отдушиной, поскольку играть против него и правда интересно.

Техническая сторона проекта заставит вновь помянуть начало 2000-х, но уже недобрым словом. Ведь именно тогда была сильна старинная русская традиция выпускать глючные и вылетающие игры (по иронии судьбы, первого «Блицкрига» это как раз не касается). За время игры в третий «Блицкриг» наружу могут вылезти самые разнообразные баги — от внезапно пропадающего звука с последующим вылетом на рабочий стол до застревающих на ровном месте юнитов и даже «синего/зеленого экрана смерти»! Про незасчитываемую временами победу в таких условиях говорить и вовсе неловко — четыре с лишним года разработки, твою налево... Хотя, быть может, это тоже проделки хитрого Бориса?

Про мультиплеерные сражения сказать особо нечего. Всего их здесь есть два вида — «Схватка» в формате 1v1, 2v2 и 3v3 и так называемый «Штурм», явно подсмотренный в мобильной игре Clash of Clans. В «Схватке» сторонам необходимо захватывать контрольные точки, за которые начисляются победные очки и очки подкреплений. Выигрывает тот, кто успеет раньше противника набрать определенное количество очков. Помимо точек на карте располагаются дальнобойные гаубицы, за контроль над которыми стороны также устраивают ожесточенные сражения. К сожалению, баланс в этом плане достаточно странный — те же гаубицы могут находиться как в центре карты, так и совсем рядом с местом респауна одного из игроков, с ходу давая ему солидное преимущество.

50_th.jpg

Игровые ролики как будто говорят нам: «Привет, 2008-й!»

Что касается «Штурма» — тут все просто: один игрок атакует базу, другой — обороняется. В перерывах между миссиями можно навещать собственную базу и выстраивать оборонительный рубеж так, как заблагорассудится. Напасть на базу противника можно даже в тот момент, когда того нет онлайн, — в этом случае руководить защитой будет искусственный интеллект. С соответствующим итогом.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В целом «Блицкриг 3», при похожих основных механиках, растерял, пожалуй, главное — дотошность в мелочах и необходимый высокий уровень сложности. Игра запросто может увлечь неискушенных любителей стратегий; но если вы являетесь верным поклонником оригинала, то рискуете тут и заскучать, и лишний раз попортить нервы.

Итоговая оценка — 6,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

6? серьезно? это самый сильный провал, по моему мнению, от недоигроделов отечественного пошива. Неадекватная цена (сравните с суден страйк 4, который на подлете), до убогой игровой механики, музыки, звука, графики и мультиплеера. По мне так в тылу врага 1 лучше смотрится, чем это недоразумение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хорошая рецензия.

Что же касается Б3, так халтурное дерьмище паразитирующее на известном имени, которое больше 4-х баллов не заслуживает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мда. "А так дысал , так дысал" (с)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне режим штурм в своё время понравился и увлек, было интересно устраивать засады ,минные поля и.т.д тогда жёстко не хватало настраивоемых скриптов действия для своих войск в обороне ,и это отбивало интерес, не знаю ввели или нет даже не охота качать смотреть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мерси за рецензию. Оценка высока для этой планшетной хрени.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сталин против марсиан на движке второго блицкрига создавлся, вроде бы. Если кому не насрать)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

...А движок второго "Блицкрига" - есть модернизированный первый.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×