[Рецензия] Napoleon: Total War (PC)
Дэмиэн Херст, художник
Наверняка каждый из наших читателей, кто хотя бы раз в пару-тройку лет обращается к творчеству студии The Creative Assembly, не испытывает сомнения в качестве. Британская студия хоть и любит иногда отойти от дел и заняться чем-нибудь «попроще» (Viking: Battle for Asgard и Spartan: Total Warrior), но главное свое творение — серию Total War — не забывает никогда. Вот и на этот раз аккуратный бокс, похожий на коробку от вина, с выгравированным золотом названием Napoleon: Total War не мог ни привлечь внимания ценителя. За всю историю сериала, а она на данный момент исчисляется серьезными десятью годами, у The Creative Assembly получилось создать самый что ни на есть бренд, в качестве которого за все это время трудно усомниться.
Анализы последствий
Наполеон Бонапарт
В начале хочется признаться, что выбор лучшей TBS прошлого года был не так тривиален, как это кажется на первый взгляд. Несмотря на миллионы достоинств, Empire: Total War обладал и серьезными недостатками, главным из которых виделось неочевидное дальнейшее развитие серии. Избавление от багов и глюков по традиции входит в первую партию патчей, сетевые режимы уже «теплее», но их успели протестировать на пользователях Empire. Гораздо интереснее, как будет эволюционировать механика самой игры, ведь наслаивать все более красивые текстуры и бесконечно снимать еще больше сцен с motion capture невозможно. Британская студия решила пойти по пути наименьшего сопротивления и не ввязываться в новую историческую эпоху, сфокусировав внимание на конкретной личности. Для XIX века выбор в пользу Наполеона был более чем очевиден. Самое интересное заключается здесь в том, что разработчики фактически стали заложниками выбранного ими же формата, а многовариантная глобальная стратегия превратилась в красивый и очень дружелюбный аттракцион по важным вехам европейской истории.
Но давайте все же не превращаться в доморощенных критиков, ведь на одно спорное решение у британцев по традиции горсть плюсов.
From Paris with Love
Наполеон Бонапарт
Нетрудно догадаться, что единственная цельная и сюжетно обоснованная кампания принадлежит французской «великой армии» во главе с Наполеоном. По прибытию императора с Корсики в Европу игра размеренно учит новичков ведению боя и управлению тактической картой, политике и некоторым хитростям в комплектовании отрядов. После чего грубо выпихивает на клочок карты и поочередно предлагает пройти три исторических этапа: итальянский, африканский и европейский, чтобы закончить путь грандиозной битвой при Ватерлоо (единственный этап, обошедшийся без глобальной карты). Каждая кампания имеет временные и не только рамки. The Creative Assembly с грацией бетономешалки подошли к вопросу об ограничениях для игрока и буквально втиснули его в тиски описанного выше сценария.
Помнится, в рецензии на King Arthur я сокрушался по поводу чрезмерной линейности сценария, а в пример приводил раздолье Empire: Total War. Так вот, в дополнении (а по-другому Napoleon и не назовешь) британские разработчики пользуются в сущности теми же приемами, что и Neocore Games: искусственно обрезают карту и сыплют бесконечными и не всегда оправданными дополнительными заданиями, постепенно ведущими к главной цели. Кроме того, никуда не делись чисто логические ограничения: несмотря на множество возможностей ведения геополитических отношений с соседними государствами, врядли у вас это получится, по крайней мере — во французской кампании. Ну кто согласится заключить союз с поработителем всей Европы? Разве что государство-карлик. В итоге, все политические распри в сводятся к войне до победы или хотя бы до установления протектората.
В остальном же Total War предлагает классическое времяпрепровождение с некоторыми косметическими улучшениями. Так, например, солдаты в отряде при наличии генерала самостоятельно «плодятся», восстанавливая свое количество; в жарких пустынях или зимних походах напротив — дохнут, вот такие нежные они, французы. На разных территориях, к слову, «магическое» восстановление войск проходит по-разному, так что если вы вовремя озаботились и обустроили границы империи, то тащиться в тылы, ведя за собой армию противника, не придется. Napoleon: Total War вообще всячески пропагандирует принципы географического планирования, хоть и в примитивном виде. Важные промышленные и культурные центры ни в коем случае нельзя размещать у границы, в расположении же пушечных заводов, казарм и всего остального игроку предстоит проявить личный полководческий гений. Кроме того, теперь после захвата очередного города игроку предоставляется возможность разграбить его, оккупировать или попытаться установить колониальную зависимость, и это тоже влияет на размещение важных промышленных, военных и культурных узлов государства. Из всего ряда выбивается только протекторат: мизерная дань и затаившаяся злоба никому не пойдут на пользу; а вот разграбить бесценный турецкий магистрат во время падания собственной экономики будет приятно всегда.
Ярые патриоты и просто любители истории смогут усмотреть не один ляп в повествовании. Частично они объясняются желанием ограничить игрока во времени, но вот безоговорочное поражение в Бородинском сражении русских британским разработчикам будет простить тяжело...
В общем, французская компания — это как музейный работник из одного телевизионного ситкома: подолгу стоит у одной картины Франсуа Жерара, долго и с удовольствием рассказывает о собственных чувствах и видении полотна и только через часок замечает, что слушатели уже давно ушли глядеть на Васнецова.
Оппозиция
Наполеон Бонапарт
А ведь там действительно есть на что посмотреть. Отвязавшись от надоедливого музейного гида, возможность быстро выбрать Россию и поработить всю Европу воспринимается как бальзам ну душу. Кроме страны «людей простых и грубых» в квартет входят Великобритания, Пруссия и Австрия. В историческом режиме предлагается захватить всего 25 государств, в глобальном — целых 60. Именно здесь, даже при некотором присутствии AI-поводыря, гораздо сильнее чувствуется дух и масштаб серии Total War. Поначалу у неподготовленного игрока наверняка разбегутся глаза, но стоит уделить игре хотя бы в одном из режимов вечерок другой, как Napoleon: Total War превратится в вашу вторую работу. Плюс The Creative Assembly в очередной раз создали очень удобную поэтапную систему обучения — от игрока требуется только желание.
И все же, главное, чего смогла добиться британская студия, это идеальная привязка к онлайну. Практически каждый режим Napoleon: Total War так или иначе связан с интернет-возможностями. Желаете ли вы просто отыграть историческое сражение с другом, пригласить его в свою кампанию, сыграть на стратегической карте друг против друга или просто устроить кровавую бойню в формате «4 на 4» — игра не воспротивится ничему. В новинку для серии стал полноценный мультиплеер для двоих на стратегической карте, причем доступен он в любой из имеющихся кампаний. В целом — это очень тяжеловесная структура, пользоваться которой стоит только при наличии гигантского количества свободного времени и обязательно в компании с другом. Сильнейшие впечатления же производят тактические сражения с несколькими игроками, когда на экране одновременно сходятся по 40 тысяч солдатиков, невольно начинаешь понимать, что имели в виду пожилые родственники, говоря: «А вот в мое время таких игрушек не было».
Личность
Наполеон Бонапарт
Хоть Napoleon: Total War и является одной большой надстройкой и работой над ошибками Empire: Total War, в продолжении по-прежнему ощущаются колоссальные затраты как денежные, так и человеко-часов. В-первую очередь это легко можно увидеть, взглянув на картинку игры. Движок Warscape в очередной раз доработали: ядра теперь реалистично рикошетят от преград, оставляя воронки, в которых стараются спрятаться пешие стрелки. Анимация стала еще красивее: наблюдение за конными набегами с фланга и даже просто марширующей пехотой еще никогда не доставляло столько удовольствия. Тем более, что теперь мы управляем не армией обезличенных клонов: каждый подчиненный имеет свой вес, рост, одежду. The Creative Assembly откровенно играет мускулами — ни один нормальный человек не будет играть с постоянно опущенной до земли камерой, так что красоты в основном придется наблюдать на скриншотах и в случае безоговорочной победы. Портреты всех полководцев и жестокого как наждачка Наполеона будто сошли с обложек журнала Esquire, настолько они хороши. Звук в Total War как всегда на высочайшем уровне: стрельба из мушкетов, пушек и лязг штыков при наличии приличной акустики никого не оставит равнодушным, удручает только слишком тихий голос AI учителя, который совсем не слышно в разгар сражения.
весна все равно достанется нам,
а цели войны останутся целями войны
Белые Флаги Зажигайте Медленно, музыкальная группа
Napoleon: Total War имел шанс стать эдаким Uncharted 2 от мира глобальных стратегий, но, к сожалению, не вышло. Это очень хорошая игра, которая фактически не имеет конкурентов в своей нише, и в нее обязательно стоит сыграть. Только стоит помнить, что сильнейшего фурора Napoleon не произведет, а станет лишь ценным дополнением к Empire.
Рецензия отличная =) Хороший лексикон, четкая подача ^^
В полне заслуженная оценка, а если учесть что это аддон - то вообще шикарная. Рецензия понравилась, WIRTuzzz молодец.
Игра отличная, все бы аддоны делались с таким подходом и качеством. Что приятно, так это то, что в графическом плане игра действительно похорошела. Добавили много различных эффектов, а не просто клонировали старые текстуры.
Блин... так хочется написать еще что-нибудь про игру, да только все уже WIRTuzzz четко прописал в рецензии. И не поспоришь.
Хоть и фанат серии, но эпоха не моя к сожалению(
Действительно Wirt, со времени предыдущей рецензии твой литературный скилл сделал Level-Up, так держать комрад! Сейчас учу как раз этот период истории, так что ознакомлюсь с проектом.
Всем спасибо за комметы, всегда приятно слышать хорошее :)
Правда у нас на сайте похоже в игру никто и не играл, что очень странно.
WIRTuzzz
многие в Empire еще не наигрались)
Ну так нынче Хардкорные стратежки (Да и стратежки в целом) почти мертвый жанр. Что очень прискорбно.
Ну Total War единственное во что по-идее должны играть все обладатели pc, а на остальные TBS забивать, если уж на то пошло.
Посмотрим в скором времени как у нас RTS жалуют :)
Да нет, я думаю играли многие, просто как мне, добавить нечего, все и так складно написано.
Да и к тому же, у игры нет больших косяков, о которых хотелось бы спорить, нет плохой оптимизации, нет даже DRM защиты... ;) о чем тут спорить?
Единственное о чем можно это о балансе. Потому что я конечно не машина и чего-то мог и пропустить.
Нет, ну это-то и так понятно. Интересно сколько играет в Total War по сравнению с другими стратегиями, вот чО :)
Если сравнивать с РТС, то мало, если с TBS, то там только в TW и играют (в глобальных масштабах). Секрет небольшого кол-ва просмотров очень прост, увы - это антипопсовый жанр, и даже мегараскрутка тут не способна помочь.
Зато сколько теряет то большенство, не играя в TW.
Статья порадовала, игра тоже. Ну конечно не те впечатления что когда-то были от shogun total war, но вполне достойно на фоне той жвачки которая щас в основном выходит. В стратегии щас не играют, потому что хороших не делают, издатели предпочитают вкладывать деньги в консольные игры. А жаль.