[Авторская колонка] Музыка нас связала

Недавно в отечественный кинопрокат вышли вторые «Стражи галактики», а за пару недель до этого студия Telltale Games порадовала любителей видеоигр своей версией приключений бравой команды во главе со Звёздным Лордом. Обсуждать качество этих проектов я не стану, но мало кто будет спорить, что половину удовольствия от них создаёт ностальгический ретро-саундтрек, состоящий из песен примерно 40-летней давности. Потому появилась идея вспомнить несколько игр, которые без лицензированной музыкальной ностальгии потеряли бы немалую часть своего шарма. Возможно, и вовсе остались бы без должного внимания, даже несмотря на хороший геймдизайн или визуальный стиль.

Grand Theft Auto: Vice City
Лесли Бензис, Rockstar North, 2002


090950-pic1.jpg

«Город пороков» был самым очевидным кандидатом на упоминание в этом тексте. GTA III стала бомбой, которая изменила представление об играх в открытом мире. А встроенные в неё радиостанции добавили жизни этому смелому эксперименту. Но по-настоящему концепт получил развитие именно в сиквеле с подзаголовком Vice City. Более 113 лицензированных треков окунали игрока в прорубь давно ушедших 80-х. Для одной половины игроков (в основном американской) эта игра стала проводником в их собственное детство, когда они играли на Atari 2600 и фанатели от Twisted Sister. Для другой же, преимущественно молодой и неамериканской, это было первым знакомством с массовой культурой 80-х. Поп-музыка того времени для них открылась в максимальном ассортименте, способном уместиться на одном DVD-диске. Тут вам и ультрамодный синти-поп с холодным электронным звучанием, и романтический хеви-метал, в котором мужики, одетые как портовые проститутки, пели о потерянной любви, и нью-вейв со свойственным ему смешением гитар и синтезаторов, и классический хип-хоп во главе с самим Африка Бамбаатаа, который завещал наследникам, что «хип-хоп = рэп + граффити + брейкданс». А вишенкой на торте были озвучка ведущих на радиостанциях и кастинг, где одну небольшую роль исполнила Дебби Харри — вокалистка группы Blondie.

ХОРОШЕЕ ИЗ САУНДТРЕКА GTA: VICE CITY


Braid
Джонатан Блоу, 2008


090953-pic2.jpg

Для многих это станет шоком, но прорывной дебют Джонатана Блоу не имел оригинальной музыки. Сам Блоу объяснил это двумя причинами: профессиональные видеоигровые композиторы просят слишком много денег и они не способны передать ту атмосферу, что создал у себя в голове автор игры. И после прослушивания композиций, которые он подобрал к Braid, отчасти его можно понять. Мало кто сегодня пишет такую завораживающую кельтскую народную музыку. Надо сказать, что народные мотивы с элементами нью-эйджа в видеоигровых саундтреках почти не востребованы — даже там, где они могли бы быть к месту. Например, в псевдосредневековых RPG чаще можно услышать современную оркестровую эпичность, нежели нечто олдскульное, сыгранное на арфе или лютне. Хотя второе придало бы условному Skyrim не меньше обаяния, чем агрессивный оркестровый хард-рок про Довакина. А в случае Braid музыка придала игре вневременной окрас.

ХОРОШЕЕ ИЗ САУНДТРЕКА BRAID


BioShock
Кен Левин, 2K Boston (Irrational Games), 2007


090957-pic3.jpg

BioShock задолго до релиза стала одной из самых ожидаемых игр 2007 года. Ещё на Е3 того сезона демонстрация игры переполошила всех — мол, наследник System Shock грядёт. Не все, правда, остались довольны финальной версией игры, но мало кто спорил, что это один из лучших примеров использования популярных радиохитов 30-х — 50-х годов. Стоит оговориться, что многие ошибочно называли абсолютно все использованные в этой игре композиции джазом. Кен Левин при выборе музыкальных треков явно старался поддержать жанровое разнообразие, сделав упор на поп-музыку. Поп-музыку в понятиях того времени. Например, ту, что исполняли Бинг Кросби или Ноэл Коуард. Правда, без классического джаза, соула, свинга, ритм-н-блюза тоже не обошлось. Были в саундтреке Билли Холлидей и Джанго Рейнхардт. С последним связана, пожалуй, самая запоминающаяся композиция в игре: он исполнял песню La Mer на музыку французского композитора Шарля Трене; но в игру попала англоязычная версия этой романтичной поп-баллады — Beyond the Sea в исполнении Бобби Дэрина.

ХОРОШЕЕ ИЗ САУНДТРЕКА BIOSHOCK


Gone Home
Стив Гейнор, The Fullbright Company, 2013


091001-pic4.jpg

Когда в 2007 году вышла модификация Dear Esther для Half-Life 2, поклонники инди-сцены были восхищены, но никто даже не догадывался, что идея нарративного экспириенса, придуманная Дэном Пинчбеком, станет революцией и получит такой широкий отклик. Так доселе никому не известный моддер и писатель Пинчбек стал основателем целого жанра, который ненавистники окрестили «симулятором ходьбы», хотя сам Пинчбек предпочитает вариант «приключенческая игра с сильным уклоном в повествование». Gone Home Стива Гейнора был одним из лучших его наследников. Интригующая история о поиске чёрной кошки в тёмной комнате многими была воспринята превратно. Но это было одним из лучших возвращений в 90-е. Подобно главной героине, игрок сам окунался в то время, как будто возвращаясь в родной дом, но при этом с высоты прожитых лет не узнавал его. Многие вещи со временем стали видеться иначе. И приятным штрихом к этому была музыка от гаражных хардкор-панк-групп движения Riot grrrl, которые придавали всему вкус юношеской политической экспрессии с женским оттенком.

ХОРОШЕЕ ИЗ САУНДТРЕКА GONE HOME


Hotline Miami
Джонатан Сёдерстрём, Деннис Ведин, Dennaton Games, 2012


091004-pic5.jpg

Этот хардкорный оммаж боевикам 80-х не заслуживал бы и половины привлечённого внимания без потрясающе подобранной музыки. Хотя в саундтреке почти нет композиций, написанных в настоящих 80-х, каждая из них точно передаёт стилистику танцевальной электроники той эпохи. Возможно, без Hotline Miami не было бы современной моды на ретровейв, которая нашла отражение не только в видеоиграх (последний удачный пример — Furi с не менее взрывоопасной звуковой дорожкой), но и в сферах от телевидения (сериал «Очень странные дела») до музыкальной сцены (клауд-рэп во главе с такими иконами стиля, как A$AP Rocky или отечественный Pharaoh). Думаю, мало кто знал такие имена, как Sun Araw, M|O|O|N или Perturbator до выхода этой игры. Зато после они приобрели мировую славу локального интернет-формата.

ХОРОШЕЕ ИЗ САУНДТРЕКА HOTLINE MIAMI


И это всего лишь краткий экскурс в мир видеоигровой музыки. Так сказать, вершина айсберга. Самые очевидные для упоминания игры, какие можно представить. Но в планах более масштабный текст о лицензированной музыке в видеоиграх.

banner_st-column_outcaster_music.jpg
Outcaster в 21:27 12 май 2017

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • JunkyMonkey 12 май 2017 22:18:48

    Не знаю, не знаю, Hotline надо вообще на первое место ставить, до сих пор треки слушаю и вот только из-за них приобщился к ретровейву, синтпопу и прочим Dance With the Dead.

    Еще бы отметил Red Alert 2 и Emperor: Battle for Dune (а именно Дэвид Аркенстоун и дом Харконнен)

  • Outcaster 12 май 2017 22:34:20
    Еще бы отметил Red Alert 2 и Emperor: Battle for Dune (а именно Дэвид Аркенстоун и дом Харконнен)

    Не, там не было лицензированной музыки. Вместо этого оригинальный саундтрек, а по поводу оригинальных саундтреков тоже есть идея подобного текста. Ну и тут не топ. Я их так расположил в порядке хаоса)

  • TanatosX 12 май 2017 22:43:47
    Вместо этого оригинальный саундтрек, а по поводу оригинальных саундтреков тоже есть идея подобного текста

    Буду ждать, хорошая идея.

  • JunkyMonkey 12 май 2017 22:47:17
    по поводу оригинальных саундтреков тоже есть идея подобного текста

    +1 к ждунам

  • Opechek 12 май 2017 22:52:06

    Лицензированная музыка это такое. Мне больше нравятся действительно оригинальные музыкальные композиции, тем более их столько много что можно не один выпуск сделать. Порой даже обидно бывает что в помойной игре, просто шикарный саунд.

    P/S Кстати в первом Mass Effect финальная песня была оригинальным произведением или авторской?

  • Outcaster 12 май 2017 23:04:07

    На титрах? Лицензия. Всё остальное оригианльное.

  • allyes 12 май 2017 23:04:11

    Да, надо бы закачать себе остэшэк на дорожку. Под них такая хорошая дрёма... Кстати, с Брэйда и начну, спасибо, что напомнили(:

  • marduk6 13 май 2017 04:33:58

    Когда у меня был ZX-Specrum, настоящим открытием стал музыкальный сопроцессор Yamaha. Оказалось что в играх кроме бульканья и пульканья, есть и настоящая музыка и эффекты музыкальные. Я был так поражен что записывал музыку с игр на касетник, а потом наслаждался. :rolleyes::)

    Прикольно что и сейчас кто то трепетно относится к музыке из игр. :)

  • Weltik 02 июн 2017 17:12:15
    Когда у меня был ZX-Specrum, настоящим открытием стал музыкальный сопроцессор Yamaha. Оказалось что в играх кроме бульканья и пульканья, есть и настоящая музыка и эффекты музыкальные. Я был так поражен что записывал музыку с игр на касетник, а потом наслаждался. :rolleyes::)

    Прикольно что и сейчас кто то трепетно относится к музыке из игр. :)

    Навеяло воспоминания, как я в детстве, выменял на 5 кг алюминия, старый, потертый, но все еще живой диск МТВ на первую соньку, даже не припомню сколько бессонных ночей провел за попытками сваять приличную музыку))

    Если по теме, то вспоминаются как раз больше игры с написанной специально к ним музыкой, такие как Герои меча и магии (лично мое мнение что музыка круче всех была в четвертой) ; Бастион и Транзистор(ну тут мне кажется даже спорить не нужно) и разумеется игры от Фриберд геймс, там музыка это все 80% крутоты игр

  • Оставить комментарий