Российский движок Nau Engine оказался никому не нужен
ООО «Н-Джинн», управляющее отечественным игровым движком Nau Engine, находится в процессе ликвидации.
Знающие люди утверждают, что отечественные студии продолжают пользоваться Unity и Unreal Engine, поэтому существование Nau Engine как коммерческого продукта не имеет смысла. Специалисты, работающие над ним, работают в ИТМО: скорее всего, он в лучшем случае станет объектом изучения для студентов.
Nau Engine принадлежит VK, движок был создан как альтернатива западным решениям в условиях введения санкций против РФ. VK планировала вложить в его развитие 1 миллиард рублей.
в 12:22 15 сен 2025
Какая неожиданность!
(нет)
Ща, погодите. Проллобируют “замедление” или даже запрет иностранных движков и все “кинутся” осваивать эту “поделку”.
А на нём кто-то что-то сделал? Или это продвижение кота в мешке?
Так точно, вот как буквально вчера запретили в России магазин для продажи инди игр.
а если нет, ответишь за свои вангования, Ванга?
а ты всё следишь за нашими успехами
молодец, всё правильно делаешь 
Он был нужен тем, кто освоил бюджет за счет него.
может в движке нету божественных лучей хуанга нагибающих железо? есть ли вообще какие игры на нём...
А зачем он студентам, если его разработка заброшена?
Почему? Юнити и Анрил — сложные и техническая документация которая полностью на английском языке не особо помогает. То есть как аналог, который мог бы предоставить более высокий порог вхождения, а за этим и популярность — это могло бы сработать.
Какой?
“бы” мешает.
Itch.io
Ну да, не сработало. Но почему это именно не неожиданность?
Ну во-первых, движок всё ещё в разработке, разработка продолжается.
Во-вторых, ликвидируется юр лицо ООО «Н-Джинн», связанное с движком, собственность и сами разрабы переходят в другие руки.
Релиза у него не было, так что говорить про спрос не то, чтобы было правильным. Шёл всего лишь алфа тест. Но да, на этом тесте особого интереса к нему у разрабов не было, т.к. это ж надо специалистов новых учить, которые могли бы с движком что-либо делать, а кому оно особо-то надо, когда уже есть обученные специалисты-то. Заинтересовать кого-либо любой новинкой так-то непросто.
Впрочем, не удивлён. Даже если мейл ру купили вк и переименовались в него, суть от этого не поменялась. За что берутся — всё доводят до одного места в очередной раз. Увы.
Потому что бесперспективно. Учитывая массовость UE и Юнити. Если програмист стремиться попасть на работу в крупную компанию, он с большим интересом станет изучать популярные движки, а не непойми что, на котором ничего никто не выпускает.
Начать нужно с того что релиза движка не было, он до сих пор в бете. Читал отзывы что он у многих банально не запускался.
Ну а закончить тем что в современном мире правит унификация и локальные движки проигрывают. Есть два гиганта — Unity и Unreal Engine. Раз их используют везде то именно по ним куча материалов и предложений на рынке труда. Разработчикам выгоднее всего учиться на них, а компаниям их использовать. Все остальные если и живы, то точно не шикуют. Кто слышал свежие новости про CryEngine? А про id Tech?
Сейчас предел локальных движков это постоянное использование одной студией\издателем. Если студия\издатель крупные то всё хорошо, если нет...ну вы поняли.
вот именно, так что ожидаемо что “Российский движок Nau Engine оказался никому не нужен”, при этом это не означает, что его не стоило делать, как указано “Специалисты, работающие над ним, работают в ИТМО: скорее всего, он в лучшем случае станет объектом изучения для студентов”, имеем факт прихода денег и создание своей российской разработки, а что из этого выйдет лишь покажет время.
По факту имеем очередной обсер, вот только не Отечества, а PR-щиков ВК, которые как и остальные бездари и бесполезные сотрудники, которые не смогли правильно и успешно объяснить публике что это за зверь такой “Российский движок Nau Engine” и для чего он создаётся. В результате получили ликование тех, кого хлебом не корми, а дай порадоваться тому, что Россия опять где-то там не смогла, ведь у остальных всё всегда получается и всегда всё с первого раза. Читаешь их “вангования” или “всё пропало!” и радуешься их существованию, ведь в ином случае совсем было скучно, а так забавно и даже угарно смотреть как мудрость обходит данных уникумов стороной, смешно.
смешно другое: раз на рынке властвуют только Юнити и UE, получается, разрабы всех остальных движков бездари и “не шмогли”. И странно предъявлять ВК, что они не справились там, где не справились даже крупнейшие корпорации. А вот за что им стоит предъявить, так это за неумение правильно представить продукт.
Обычно игра рекламирует движок. Так было с Анриал, который вышел 1997-м и все захотели купить их движок. Тоже было и с Крайзисом, и с Думом.
Сделайте на нем игру уровня Атомик Харт, а потом уже возможно кто-то и заинтересуется.
некоторые посты, прямо олицетворение слов — “отрицательный рост” =)
А кому собственно будет нужен голый совершенно новый никому не известный движок. Сидели бы тихонько допилили до вменяемого состояния и выпустили бы на нем проект который бы мог посоревноваться по качеству и затраченному времени на разработку + какой нибудь видосик как им просто пользоваться и быстро овладеть основами, а то понимаешь в реалиях где движки уже делают половину работы сами, при этом экономя хренову тучу времени и денежных затрат, они надеяться по щелку пальца привлечь внимание к продукту о котором ничего не известно и нет ни каких реальных примеров его использования. Ну такое себе.
И сколько движков хотя бы в последнее десятилетие прорекламировали таким образом?)
Все, которые ты знаешь.
Нет, это прорекламировали старые движки, либо новые версии старых движков. А хотелось бы узнать, какие новые движки появились в последнее десятилетие и за счет каких игр они получили известность)
Даже в твоих примерах самый новый — это Crysis, сделанный на движке 2004 года. Но что-то россыпи игр на нем не видно.
Сейчас по сути анриал доминирует, ну а на край енжин разве что кингдом кам вспоминается из нового.
Тут у Вас ошибка. Crysis это уже CryEngine 2 2007 года. А всего крупных версий CryEngine аж пять.
Шах и мат!))
а, понял. Да, Crysis сделан на 2 версии движка, на первой делали Far Cry.
Получается любое начинание обречено?
@Dusker На 99.99% да. Чтобы стать популярным именно как сторонний движок нужно сделать прорыв, дать то чего не могут дать ни UE ни Unity. И это как минимум.
Это примерно как выйти сейчас на рынок с новой игровой консолью. Шансы выстрелить — околонулевые.
Все хорошие игры появились как раз на выше упомянутым движках.
И это ежу понятно, что если вы хотите выйти на рынок со своим движком, то надо на нем выпускать успешную игру, которая и будет двигать движок, а не наоборот.
Не обязательно. Вопрос в подходе к начинанию. Вон, выше вспомнили КрайТэк с их КрайЕнджайн. Сделали игру, показали возможности движка. Да, он не стал популярным, но какие-то проекты на нем и его модификациях выпускают.
Т.е. , как я и писал ранее, новых движков не было, были лишь новые версии старых.
И не будет, если на них не делать игры.
Так и не делают, делают на движках, чьи корни растут в 90-х либо в начале 2000-х.
Название темы прочитай)
@Northern оно лишь подтверждает мои слова. И то, что пиарщиков вк стоит выгнать за профнепригодность.)
С консолью — то понятно. Даже если сделать хорошую консоль, ее не купят, потому что на неё нет игр. Когда сони или майки или даже нинтендо выпупускают консоль, уверен что он купит их, и в дальнейшем несколько лет на нее будут выходить игры, довольно часто и много. В случае с неизвестной консолью, такой уверенности нет.
Но движок это другая тема. Здесь я думал что у России есть все шансы. Во первых, если движок получился хорошим, то всё прекрасно, бери делай на нем игры, продавай свой продукт. Игроку все равно на каком движке игра сделана, главное что она работает и не лагает. Во вторых, как я уже сказал движки юнити и анрил для нашего региона не очень дружелюбные, сложные для изучения, в основном из-за того что вся информация по ним на техническом английском языке. Из-за этого даже выйти на уровень инди проектов, бывает сложно. Даже если бы наш движок не был бы идеальным, как старт, он мог быть позволить большему количеству людей войти в разработку игр, ну а со временем возможно движок дорос бы до популярных.
Прорыв — как минимум? А как максимум тогда что?
Ну если честно, то совсем не так показываются возможности движка. Игра это для нас. А для разработчика, это ни о чем не говорит, ну кроме того, что там поддержка шейдеров на уровне. А че он еще по картинке поймёт? Для разраба важны набор готовых компонентов, библиотек.
Приходя к разработчику две и горят: “Сделай игру на моем движке, он классный!”. У одного какой-то ноунэйм, про который нужно долго и путано рассказывать и работать на нем умеет полтора землекопа. Да и ни одной игры на нем никто не выпускал ни разу. А у второго UE5 о функционале которого знает каждая собака. В чью пользу будет выбор?
Вот вообще ничего в этом не секу, но мне тоже кажется, что именно игры должны игровой движок продавать. Когда вышли ремейки 2 и 3 резика, а также dmc5, мне сразу интересно стало на чем их там делали, ибо выглядело это офигенно и имело абсолютно смешные системные требования. RE4 тоже потрясающий. Хотя позже со второй догмой и MH Wilds этот RE Engine устроил себе антирекламу, как полностью не пригодный для игр в открытом мире кусок говна. Но начали за здравие. Опять же это внутренний движок и фиг знает насколько он там удобный и универсальный. Против юнити и движка эпиков тоже ничего против не имею, но имея такую массовость, сколько людей действительно умеют с ними работать? По настоящему красивых игр со смешными требования я могу вспомнить не много. А тут какое то ноуней чудо. На ум только распил бабла приходит.
А есть примеры, что этот движок делал и где использовался? Думаю, как и наша ОС с нашими телефонами, она на нахер никому не нужна.
Солидарен. Я ненавижу еу3, но как же классно сделаны бэтманы, я ненавижу еу4, но как же как классно сделан Days Gone. Просто единицы студий, которые умеют работать с чужими движками.
Да это понятно, что UE5 лучше. Вы правильно говорите, я с этим не спорю. Выбор между Юнити и UE5, если говорить о ААА проектах, тоже в пользу UE5 будет вообще без вариантов, но это не значит что Юнити теперь в отставку пора. Если человек захочет сделать какую-то инди игру ему больше юнити подойдет. Я вам про что-то подобное, пытаюсь сказать про отечественный движок. Не конкретно про этот. Этот проект труп еще с февраля, судя по информации что я нашел. А про то что у отечественного движка, потенциально, есть окно для аудитории.
Вполне возможно, что имеется потенциал у отечественного движка. Вопрос к его разработке и, самое гласное, продвижению.
Почему заброшена? Крайний коммит был буквально вчера.
Для нау — это вартандер
Бесплатно никто не захотел
У Меты и Габена же получилось
у Габена мини-пк, а не консоль. А у меты что там?
Почему то думал, что движок пилят для игр. Типа, напилят игорь на своем движке. Покажут класс.
Что получилось у меты и Габена? Про мету вообще не в курсе, а про Габена если про Стим дэк, так это не новая консоль со своими играми, а вариант портативного ПК для игр. То есть для него и так все есть.
с нуля создавать когда есть конкуренты в виде анрыла или юнити — нереально) но можно сделать по эппловской схеме — взять готовую базу и переписать ее под свои нужды выдав за свою систему (первые версии макося-иося от эппла были созданы на основе общедоступной freebsd, после чего разрабы freebsd были посланы курить бамбук).
так и тут — взять юнити и сделать из него Ру-движок)
Вообще-то в 1998-м.
Когда будет релиз, ВК наймет людей, которые будут в рекламных целях делать игры на этом движке. Люди вспомнили про Край, а я вспомню про Соурс и Халф-Лайф 2, как рекламную акцию. И это когда Valve уже была довольно известной. И заметьте, даже на этих движках вышло не так уж много игр… Разумеется просто так никто даже не пошевелиться, но любое ПО не раскручивается на пустом месте. Вот как, например понять, что Яндекс браузер хуже или лучше или хуже и в чем, чем гугл хром, если ты привык пользоваться и даже не пробовал, пока не попробуешь — не узнаешь, а попробовать тебя вообще что толкнет? Да только если гугл хром начнет заниматься какой нибудь фигней, с тем что плагины не работают, например. И это еще хорошо, что у плагинов есть обратная совместимость, иначе мы бы даже пробовать не стали. Как мало кто пользуется Линукс потому что разработчики ПО делают в массе своей приложения для Винды. А Маки распространялись исключительно на своем железе.
Ха, привести в пример две крупнейшие корпорации с миллиардом клиентов, которым они могут в нагрузку, что хочешь предоставить — не тратя на рекламу не копейки и удивляться то тут чему, а главное что у них получилось?
Да ничего, как у Эпиков с магазином, тут как бы попытка расширения монополии, но поскольку компании уже крупные и неповоротливые, с кучей бюрократии, по итогу деньги не вкладываются, а распиливаются на всех уровнях, работа крупной корпорации на практике.
У ВК тоже самое будет, никаких сомнений в этом нет. Им бы готовое купить, как все прочие делают.
А кто его делает? Основная команда сказала в феврале, что разработка перешла от команды к комунити и больше в вк постов не было.
P.S. Я посмотрел документацию , она на английском языке, без русского, вступление какой движок классный на русском, но сама техническая часть то делают методы, на английском. И кроме того движок использует С++. То есть он сложнее чем тот же Юнити будет который использует C#. Тогда я хз, в чем его аналог. Может он задумывался как конкурент UE5?