[Рецензия] Gone Home (PC)

В мире видеоигр в последние годы сильно укрепилось мнение, что они обязательно должны быть крутыми боевиками — места приземленным историям в них нет. Как бы убедительно не вещал Дэвид Кейдж об эмоциональности, но сам он давно стал заложником обязательного наличия в игре экшена на грани фантастики. Потому вопреки всем трендам выходят такие проекты, как Journey, Scratches, Dear Esther, игры от Frictional Games, которые ставят внятную историю превыше зрелищной мишуры. Вот и Gone Home, созданная бывшими разработчиками из команды BioShock Infinite, скорее представляет собой интерактивную историю, рассказанную посредством простенькой адвенчуры с видом от первого лица, где сюжет подаётся через окружающие предметы, нежели вербально.

1995 год. Кэти возвращается в родной Портлэнд, проведя целый год в путешествии по Европе. Родители переехали в новый дом, который она прежде не посещала. Но вместо радостного и долгожданного приёма, её встречает пустой и неприветливый особняк, в котором, кажется, нет ни души. А за окнами ещё более неприветливая гроза. Только записка на двери, подписанная младшей сестрой Самантой (сама себя она предпочитает называть Сэм), просит Кэти не говорить родителям куда она ушла. Но Кэти пока и самой не известно, куда подевались родители и где Сэм. Остаётся только изучить дом на предмет улик, готовых дать ответ на этот вопрос.


Думаете, это типичная заявка для очередной истории в традициях готического романа о доме с привидениями? Тем более, Сэм в своих дневниках изредка упоминает о некоем призраке бывшего владельца. Но это скорее приём аллегории, когда призраками становится всё прошлое, о котором знала героиня до этого. Вся её память о родных теперь всего лишь призрак. Мираж, оставшийся в прошлом. Неудивительно, что действие Gone Home происходит в 1995 году, призрачном не только для героини, но и для игрока. Ведь трудно поверить, что прошло уже целых 18 лет! Давно стали совершеннолетними те, кто тогда родился, а мир кардинально изменился и никогда не будет прежним. Кассетные магнитофоны. Рисованные вручную фанзины о группах, играющих гранж и гаражный панк. Видеокассеты с фильмами, записанными с кабельного ТВ. «Криминальное чтиво» — главный хит кинопроката. Старые добрые приставки от Nintendo ещё не стали объектом для поклонения нердов самых разных мастей, наконец.

Собственно, игрок и ассоциируется с Кэйтлин, которая вынуждена обыскивать особняк в поисках писем, записок, каких-нибудь предметов, которые прольют свет на произошедшее. В полумраке комнат, темноте подвала и даже между стен раскрывается история взросления и юношеского бунта Сэм, дитя «поколения X», которая познает себя и собственные желания, оказавшись в новом доме, новой школе, с новыми друзьями. Аккомпанементом ко всему этому идёт саундтрек от панк-групп движения «Riot Grrrls», ярой активисткой которого также стала и сестра Кэти.


Возможно, кому-то покажется обидным, что история оказалась лишённой мистической составляющей. Отчасти, она даже слишком проста. Главный дизайнер и сценарист Стив Гэйнор не скрывает своих ярых феминистских и атеистических взглядов, которые и нашли отражение в игре, из-за чего всё это начинает напоминать манифест против консервативного общества. Саманта испытывает целый спектр чувств и эмоций, которые находят отражение в её увлечениях, которые свойственны девушкам её возраста. Но позиция автора при этом иногда всё сводит к некоторым банальным сюжетным ходам в её отношениях с родителями, о которых мы узнаем, собирая по крупицам информацию в доме.

ГЕЙМПЛЕЙ



Стив Гэйнор известен англоязычному интернет-сообществу, как идеолог маленьких игр. Как он сам говорит: «В индустрии и так полно собственных „Унесённых ветром” и „Волшебников страны Оз”, изредка подкрепляемых комедийными проектами. А вот „маленьких” игр категорически не хватает». Так называемых «game noir», используя его же терминологию. Небольших, малобюджетных историй, которые ничем не хуже многомиллионных блокбастеров, пусть и сделаны на задворках. И Gone Home пытается заполнить эту нишу, рассказываю классическую историю взросления, хотя вместо «фильмов-нуар» напрашивается аналогия с недавним победителем Каннского кинофестиваля — экранизацией комикса «Жизнь Адель, части первая и вторая». Проблема в том, что в игровой индустрии банально нет аудитории для таких игр, ведь полтора десятилетия всех воспитывали на том, что зрелищный экшен и видеоигра — это синонимы. Ведь нынче даже некогда хоррор-адвенчура Resident Evil превратилась в попкорновый блокбастер.


Итоговая оценка — 8,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Outcaster в 15:06 01 сен 2013

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Bkmz 01 сен 2013 15:41:34

    Серж мне весь скайп слюнями забрызгал нахваливая эту игру и намекая какой я Сонибойский Лузер^_^

  • Re'AL1st 01 сен 2013 15:50:27
    Серж мне весь скайп слюнями забрызгал нахваливая эту игру и намекая какой я Сонибойский Лузер^_^

    Он разве еще играет в игры? Не, не видел. В онлайне (Steam) всегда, но играть не играет. Токмо с карточками летом подзадрочил и всё.

  • jaha40 01 сен 2013 16:07:54
    Он разве еще играет в игры? Не, не видел. В онлайне (Steam) всегда, но играть не играет. Токмо с карточками летом подзадрочил и всё.

    У него же есть какой то интимный журналистский аккаунт)

  • sparrow2008 01 сен 2013 17:19:18
    Он разве еще играет в игры? Не, не видел.

    В амнезию новую видел играет. ;)

  • DupaVoz 01 сен 2013 18:40:28

    Вы ничего не понимаете, он пиратку скачал и втайне гоняет.

  • Goddy 01 сен 2013 21:26:15

    он от амнезии по-большому увлекся, ага ))))

    А игра впечатляет именно тем, что можно ходить и проникаться

  • akidaki99 01 сен 2013 23:01:11

    добавил в вишлист.

  • RinatSolovei 02 сен 2013 00:17:23

    Автор впринципе все правильно описал , если вы ожидаете какой-то мистики (триллера / ужасов и т.д) от сюжета (ввиду его завязки) , проходите мимо .Игра слишком социальна и мелодраматична (особенно линия с сестрой главной героини)

  • ZwerPSF 02 сен 2013 12:16:07
    Он разве еще играет в игры? Не, не видел. В онлайне (Steam) всегда, но играть не играет. Токмо с карточками летом подзадрочил и всё.

    В Дедлайт очень часто играет =)

  • Ramzes-82 06 сен 2013 21:13:30

    В амнезию новую видел играет. ;)
    Ага, в будущем только. Выход игры видел когда?
  • SerGEAnt 07 сен 2013 12:38:06

    Какое бурное обсуждение моей скромной персоны.

    Ага, в будущем только. Выход игры видел когда?

    Я стим сломал, такое бывает.

  • PutnikAda 30 окт 2013 07:47:30

    Блииин, я так надеялся найти сестру главного героя в петле на чердаке, а разрабы всё испортили...( Было бы атмосфернее :)

  • FooS 30 окт 2013 17:14:12
    Блииин, я так надеялся найти сестру главного героя в петле на чердаке, а разрабы всё испортили...( Было бы атмосфернее :)

    Как раз таки нифига мертвая сестра под атмосферу не подходит.

  • Outcaster 14 янв 2016 19:53:28

    вот и вышла версия для консольщиков.

  • Thief1987 14 янв 2016 22:53:15
    вот и вышла версия для консольщиков.

    Спасибо, не надо.

  • Оставить комментарий