[Рецензия] Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure (PC)
Текс Мёрфи — легенда, о которой, казалось, забыли. Популярный в узких кругах детектив на протяжении всех 90-х распутывал странные преступления в футуристическом Сан-Франциско, пока его история обидным образом не оборвалась. В 98-ом, в самом финале Tex Murphy: Overseer внезапный предатель выстрелил в героя и его подругу Челси, свет погас, авторы пообещали, что продолжение следует... и всё, Текс пропал на шестнадцать лет. Классический персонаж нуара в классическом депрессивном киберпанке с мутантами и летающими автомобилями, он всегда казался затерявшимся во времени. Но никогда так сильно, как теперь.
Его возвращение стоило чуть более 600 тысяч долларов — столько два года назад собрали фанаты и сочувствующие на «Кикстартере». На самом деле это очень скромные деньги, если вы собираетесь делать полностью трёхмерную адвенчуру, в которой история подаётся в виде игрового кино. Даже с учётом того, что снять фильм сегодня может кто угодно, хоть школьник, — нашлись бы камера, желание и зелёная простыня.
На Tesla Effect уходит меньше десяти часов. Половину времени занимают ролики, где вроде мало что изменилось: хромакей всё такой же неровный, грим снова смешной, Крис Джонс в роли Текса по-прежнему забавно переигрывает и время от времени получает по башке. Собственно, история как раз начинается с того, что детектива бьют по голове, а тот, очнувшись, вскоре обнаруживает, что забыл последние семь лет своей жизни — прямо с того момента, на котором закончилась Overseer.
Текс начинает бродить по округе и расспрашивать людей, которые в итоге с большей охотой рассказывают, в какого циничного мерзавца он превратился. Чуть погодя он обнаруживает в соседнем здании другого частного сыщика, который, по всей видимости, следил за Тексом. Бульварный детектив про похищение и амнезию через пару часов внезапно выруливает на бульварную фантастику про Николу Теслу (главного супергероя для физиков), где замешаны и традиционная мутная языческая секта, и общение с мёртвыми, и злодейские планы в духе «Мы наш, мы новый мир построим». Одновременно устоявшийся образ самого Текса ставится под сомнение, когда персонажи вдруг начинают намекать, что с памятью у него ещё хуже, чем предполагалось, и вообще, старина, ты всегда был не тем, кем себя считал.
Крис Джонс при этом единственный актёр, за коим бесспорно приятно следить, независимо от того, насколько адовые спецэффекты пролетают вокруг него. Годы лишь добавили ему харизмы, и даже антисексуальные роковые красотки и неприятные уроды, иногда появляющиеся в кадре, неспособны её перебить или приглушить. Хотя не уверен, что Джонс смог бы в одиночку вытянуть игру, если бы она не оказалась настолько атмосферной и увлекательной.
Часто возникает ощущение, что скорее смотришь малобюджетный ироничный сериал для гиков, нечто среднее между «Доктором Кто», «Бегущим по лезвию» и «Коломбо». Отчасти, конечно, потому, что первые часы играть здесь не во что. Почти. Есть одна просторная локация, куда помещено большинство персонажей, и её Текс на протяжении половины игры исследует вдоль и поперёк. Злодеи, враги, необходимые артефакты, желанные ответы — многое находится в двух-трёх шагах от офиса Мёрфи, расположенного на последнем этаже дешёвой гостиницы «Ритц». Головоломки долгое время практически отсутствуют, вся адвенчура сводится к внимательному изучению локаций, расспросам соседей и, наконец, осознанию невероятного факта, что единственный ключ в инвентаре подходит к одному из двух найденных тобою замков. Очень трудно, ага. Даже не учитывая того, что в казуальном режиме все ключевые предметы подсвечиваются, если на них направить луч фонарика, и что в записной книжке для дураков по пунктам написано прохождение, то есть куда идти, кого допросить, где поискать. Из самого сложного тут — сбор по дому коллекционных карточек и поиск кодов к замкам, которые почему-то все плохо прячут. Можно ещё комбинировать вещи, как во многих квестах, но в этом почти нет необходимости.
Когда авторы наконец вспоминают, что у них адвенчура, а не интерактивная прогулка от одного ролика к другому, они просто вываливают на игрока кучу банальных, легко решаемых пятнашек и других похожих пазлов. Ну, и снова заставляют побегать туда-сюда, чтобы собрать коллекцию какой-нибудь позолоченной фигни. Разработчики, до этого создавшие несколько казуальных квестов, словно не смогли до конца переключиться. Даже очень простая, интуитивная Amnesia 2 кажется сложнее. Просто потому, что не держит игроков за скучающих домохозяек. В конце концов, Tesla Effect настолько ретроградна и полна ностальгии, настолько местами непонятна для тех, кто не в теме, что в основном будет интересна сугубо гикам, ретроманам и всем тем, кому сегодня за 30 и кто все эти годы действительно ждал. То есть тем людям, которым нравится ломать голову.
Когда в финале дважды заставляют настраивать спиритическое радио, думаешь лишь об одном: лучше бы они делали интернет-сериал.
Атмосферное, уникальное ретро с большими недостатками. Наполовину интересное, хоть и трэшевое кино, а наполовину — очень слабая адвенчура.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Когда авторы наконец вспоминают, что у них адвенчура, а не интерактивная прогулка от одного ролика к другому...
Сразу видно человека, ни разу не запускавшего предыдущие части. Нет, эта игра всегда была, как ты выразился, "интерактивной прогулкой" с элементами адвенчуры. Здесь вообще геймплей сделали лишь для того, чтобы не показывать голое кино. Но согласен с тем, что сделали весьма убого. Но не суть - видео шикарно, а оно здесь главное.
Думаю, раз ты не заподозрил этого аж до самого финала, то предположение ошибочно. Возможно, идёт всего лишь сопоставление с другими играми жанра, а не серией (что, в общем-то, очень даже правильно)
Последний скрин просто космос. Эхх, 90е))
Скрин с такси напомнил бегущего по лезвию, надо будет попробовать игру (после выхода русификатора конечно же(.
попробуй лучше саму игру "Бегущий По Лезвию" :)
Спасибо, но я на игру и ссылался, а не на фильм (фильм кстати тоже хорош, но игра круче).