[Рецензия] «Мор. Утопия Classic HD» (Pathologic Classic HD) (PC)

 

banner_st-rv_pathologicclassichd_pc.jpg

Десять лет назад состоялся релиз необычного ролевого приключения «Мор. Утопия», известного на Западе под названием Pathologic. Игра получилась как минимум неоднозначной. Пока одна часть игроков активно хаяла её за устаревшую технологию и недружелюбность сюжета к случайному игроку, другая восхищалась продуманным до мелочей миром. Правда, за пределами России проект не получил сопоставимого отклика из-за очень плохой локализации, при которой разработчики удаляли целые куски сюжета, не сумев адекватно перевести их на язык Шекспира.

Но такое положение дел сохранялось лишь до недавних пор. Пару лет назад ряд крупных англоязычных сайтов, ориентированных на авторские игры (назовём их так), почти синхронно стали продвигать творение Николая Дыбовского и его студии Ice-Pick Lodge. Потребовались время и смена игровой парадигмы (в 2005 году инди-сегмент был мал и особого интереса у прессы не вызывал), чтобы распробовать игру. И даже скверный перевод не удержал ознакомившихся от написания отзывов в духе «Лучшая игра, в которую никто не играл».

Неудивительно, что «ледорубы» захотели воспользоваться этим неожиданным инфоповодом и анонсировали ремейк оригинальной «Мор. Утопия» на новом движке и с учётом всех ошибок оригинала. Благо возрождение заслуженной классики и просто позабытых хитов прошлого нынче в тренде. Но несмотря на успешную краудфандинг-кампанию, Ice-Pick Lodge вдруг решили выпустить ещё одну версию оригинальной игры — «Мор. Утопия Classic HD».

hd_48_th.jpg

От гнетущей атмосферы «Мора» хочется застрелиться.

Данное издание в первую очередь предназначено для иностранных игроков. Главным его достоинством являются новый перевод и озвучка на английский язык, сохраняющие атмосферу оригинала и восстанавливающие прежде вырезанный из международной версии контент. Также игру наконец можно легально купить в цифровых магазинах, тем самым профинансировав разработку полноценного ремейка. Хотя не обошлось и без мелких улучшений типа обновления визуальных эффектов, подтягивания текстур, исправления всех багов и оптимизации под современные ОС. Но чем же интересна сама игра? Ведь в далёком 2005 году много копий было сломано на тему «Перед нами недооценённый шедевр или претенциозная ерунда?»

История разворачивается в альтернативном начале XX века. В маленький заброшенный городок посреди пустоши забредают трое: бакалавр Даниил Данковский, который поставил себе целью научное разрешение проблемы неминуемой смерти, гаруспик Артемий Бурах, являющийся шаманом и сыном местного знахаря, и загадочная Самозванка — маленькая девочка, которая то ли презираемая всеми ведьма, то ли творящая чудеса святая. У каждого из героев своя маленькая история, но общий финал. Каждый имеет свой путь к разгадке Песчаной Инфекции, поражающей город, и индивидуальные проблемы.

Геймплей действительно различается за каждого. Бакалавр — типичный герой приключенческих игр, который сосредоточен на движении по сюжетным рельсам, уделяя минимум внимания выживанию в умирающем городе (и его история, пожалуй, самая продуманная и интересная во всей игре). Гаруспик же мчит с места в карьер: на него совершается покушение, но он чудом остаётся в живых. Только почему-то весь город желает ему смерти и всеми силами пытается её ускорить. Правда, кажется, он единственный, кто пытается изобрести лекарство против Мора. А Самозванка — самый необычный в геймплейном плане персонаж: она умеет лечить смертельно больных горожан, теряя собственное здоровье, но её репутация постоянно автоматически снижается, вдобавок ей недоступны почти все виды оружия, кроме уникального дамского пистолета.

hd_20_th.jpg

Работа над улучшением качества картинки видна, как говорится, невооруженным глазом.

Однако ключевая фишка игры — продуманный мир Песчаного Города, наполненного людьми по меньшей мере странными. Они уверяют, что причиной всему изоляция, вызванная отрезанностью от остальной цивилизации бескрайней степью. Но общее гнетущее безумие отдельные жители объясняют цветущей каждую осень дурман-травой, вызывающей помутнение рассудка. Правят в городе три клана, за каждым из них стоит собственная идеология. Увы, разбираться в ней нет времени, ведь у игрока в запасе только 12 дней, чтобы спасти город от заражения, а политическая возня отвлекает от дела. Тем более что время течёт быстро (1 день равен примерно 3 часам реального времени). А помимо поиска разгадки таинственной болезни приходится искать себе пропитание и медикаменты.

Тут в игру вступает survival-элемент. Всё, абсолютно всё имеет цену. Но два персонажа из трёх начинают игру с пустым кошельком. А бакалавр, хоть и приезжает из столицы с карманами, набитыми свежими купюрами, уже на второй день пребывания в городе сталкивается с запредельной инфляцией. Торговцы, прознав, что городу конец, вместо того чтобы попытаться спастись самим да помочь ближним, решают заработать на всеобщем несчастье. Вот и приходится героям выкручиваться, выменивая вещи у прохожих и собирая хлам на помойках.

Нельзя забывать и о проблемах. Ладно, к определённой визуальной условности благодаря целому ряду малобюджетных проектов современные игроки привыкли, и графическое исполнение вряд ли так сильно отпугнёт, как в 2005 году, когда «Мор. Утопия» соседствовала с новинками вроде F.E.A.R., SWAT 4, Call of Duty 2 и скриншотами Crysis. Но модельки персонажей даже со всеми скидками выглядят очень дурно, будто сделаны на коленке. Не радует и чудной дизайн локаций, состоящий из бесконечных заборов, которые требуется обходить окольными путями. А для общего затруднения в игре сохранилась смехотворная дальность прорисовки, напоминающая о проектах с первой PlayStation, но никак не из середины первого десятилетия XXI века.

hd_22_th.jpg

Контраст между лицами актера и его виртуальной версией все-таки слишком велика.

Проблемы технического характера — ещё не всё. Сложнее обстоит дело с содержанием. Кабы игра состояла сугубо из истории бакалавра Данковского, лично я был бы готов простить ей любые огрехи. История борьбы с самой Смертью посредством научного скептицизма задумана и реализована хорошо. Будучи задуманной как театральная постановка, «Мор. Утопия» содержит в себе элементы театрального же авангарда (вспоминаются Сэмюэл Беккет, Всеволод Мейерхольд, Бертольд Брехт), которые создают зазор между игроком и событиями игры, но при этом усиливают идейный пласт. Однако история Самозванки всё уводит в сторону излишнего мистицизма, религиозной веры в возможность чудесного спасения благодаря появлению Избранного. Не то чтобы это плохо, но создаётся резкое противоречие между двумя сюжетными ветками, развивающимися параллельно. Причём авторы явно пытаются сконцентрировать внимание игрока на истории Самозванки, но получается недостаточно убедительно.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Остался последний вопрос: стоит ли играть в данное ремастер-издание? Ведь все знают, что Ice-Pick Lodge сейчас корпят над полноценным перезапуском «Мора». Впрочем, кто-то наверняка захочет поностальгировать или даже впервые ознакомиться с одной из известнейших отечественных игр. Тем более что разработчики планируют учесть мнение современных игроков при создании новой версии. Заодно это неплохая возможность профинансировать ремейк. А те, кто уже поучаствовал в краудфандинг-кампании, и так получат «Мор. Утопия Classic HD» бесплатно.

Итоговая оценка — 6,5.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Outcaster в 12:01 20 окт 2015

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Sylvesterr 20 окт 2015 13:10:24

    После прочтения так и не понял - это рецензия по переизданию (у которого в стиме даже даты релиза нет), или непонятный отзыв по старой версии игры? А то техническая часть почти не затронута и в основном текст касается сюжета и геймплея. Есть ли баги?

  • OxotHik 20 окт 2015 13:27:40
    После прочтения так и не понял - это рецензия по переизданию (у которого в стиме даже даты релиза нет), или непонятный отзыв по старой версии игры? А то техническая часть почти не затронута и в основном текст касается сюжета и геймплея. Есть ли баги?
    «ледорубы» [...] анонсировали ремейк оригинальной «Мор. Утопия» на новом движке и с учётом всех ошибок оригинала. [...] Но несмотря на успешную краудфандинг-кампанию, Ice-Pick Lodge вдруг решили выпустить ещё одну версию оригинальной игры — «Мор. Утопия Classic HD».

    Данное издание в первую очередь предназначено для иностранных игроков. Главным его достоинством являются новый перевод и озвучка на английский язык, сохраняющие атмосферу оригинала и восстанавливающие прежде вырезанный из международной версии контент. Также игру наконец можно легально купить в цифровых магазинах, тем самым профинансировав разработку полноценного ремейка. Хотя не обошлось и без мелких улучшений типа обновления визуальных эффектов, подтягивания текстур, исправления всех багов и оптимизации под современные ОС.

  • Overed 20 окт 2015 13:30:46
    У каждого из героев своя маленькая история, но общий финал.
    Так финалов же четыре. И про то, почему Гаруспика гонят по всему городу - объясняется в сюжете.

    Не совсем понял, о чём статья. Если задумывалась рецензия именно по ремейку - то почему про сам ремейк так мало написано? А если по игре - снова же, про игру тоже мало текста. Непонятно, стоит брать, или не стоит (впрочем, однозначно стоит, если не играли ранее).

  • Goddy 20 окт 2015 13:42:02

    Игра в оригинале была отличная, особенно если включить режим полёта..

  • Sylvesterr 20 окт 2015 13:46:21

    OxotHik, я прочитал статью, содержимое этого абзаца и так было известно из анонса переиздания, никакой новой инфы статья не несет.

  • thatbelive 20 окт 2015 15:49:42

    Вкраце - за что 6.5?

  • ODNHO4KA 20 окт 2015 18:04:28

    Больше похоже на анонс рецензии.

  • Outcaster 20 окт 2015 20:55:50

    так и игра, анонс римейка)

  • RinatSolovei 20 окт 2015 23:07:41

    Автор , Ice-Pick Lodge маленькая студия из 5-6 человек (по-моему), снимающая офис в какой-то задрипанной квартире . У них нету денег для вас полностью графоуни (на CryEngine3) переделывать (и делать огромный проработанный опенворлд), вы войдите в их положение. Собственно из-за того и модельки персонажей смехотворные и игровые условности в виде заборов и остальное

    С самозванкой они схалтурили (как сами признались), не успели дописать нормально для нее сценарий, не стоит за это так сильно ругать . в Ремейке (который в 2016 году выходит), обещали исправить ее линию

    Че там еще?...

    Насчет пустых кошельков , мне наоборот это понравилось, надо все самому добывать, больше хардкорности, больше выживания .(ничего не сыпется в руки) . К слову на травах в степи финансовая проблема на 90% решалась, если вдруг таковая возникала у единичных людей

    ------

    Все, больше про игру ничего не написано :P

  • swat6296 21 окт 2015 00:31:18

    Знаете как делается обзор на HD переиздание игры, который является действительно информативным? В начале обзора ссылка на рецензию оригинальной игры. А потом собственно разбор того, чем переиздание отличается от оригинала. А не так как у вас - пара слов о технических подробностях переиздания, а потом подробный разбор того, чем вам не понравилась оригинальная игра. Сюжет за самозванку что, в переиздании добавили? Тогда при чем здесь ваше о нем мнение? Про качество перевода для иностранных игроков, озвучку и т.д. - вообще ни слова не сказано, хотя это одно из важнейших изменений.

    Зачем вообще этот обзор был написан?

  • mr_tsygansky 21 окт 2015 03:05:59
    Знаете как делается обзор на HD переиздание игры, который является действительно информативным? В начале обзора ссылка на рецензию оригинальной игры. А потом собственно разбор того, чем переиздание отличается от оригинала. А не так как у вас - пара слов о технических подробностях переиздания, а потом подробный разбор того, чем вам не понравилась оригинальная игра. Сюжет за самозванку что, в переиздании добавили? Тогда при чем здесь ваше о нем мнение? Про качество перевода для иностранных игроков, озвучку и т.д. - вообще ни слова не сказано, хотя это одно из важнейших изменений.

    Зачем вообще этот обзор был написан?

    Адово плюсую

    Люблю ЗоГ за их работу, но то что игрожуров из себя строят печалит меня неимоверно

  • Outcaster 21 окт 2015 11:12:22
    В начале обзора ссылка на рецензию оригинальной игры.

    В 2005 году на ЗОГе не было никаких рецензий. Так что 2-в-1.

  • Nimonys 21 окт 2015 11:17:47

    Согласен с коментами выше, читая рецензию не понимал, к чему она относится. Толи к оригенальной игре, то ли к HD версие. И с рицензентом не соглашусь, оценка в 6,5 баллов? Тут чистой воды субъектевизм, сегодня за всякий инди треш дают по 8-9, а тут пионер по сути. Причем качественный, глубокий, мрачный, интересный. Может графика там и не супер, но люди это не ААА проект, от известного издателя с кучей милионов, да и откуда, дело напомню происходило в Росии, а тут и сейчас не густо с синглом, тем более дорогостоящим.

    Каждая сюжетка, каждого персонажа хороша, она одна по сути, просто играя за разных персонажей ты узнаешь свои грани истории. Мне игра в свое время очень понравилась, да и сейчас перепройду с удовольствием. Мало хороших игр с мистическим сжетом. Конечно лор можно было прописать куда глубже, раскрыть персонажей и все такое прочее, но тут можно сделать скидку на недостаток бюджета и неопытность разработчиков.

  • COBRA_ZX 21 окт 2015 12:05:15

    В свое время раз 5 начинал игру, но так и не понял что почем. В классику HD точно играть не буду, а вот переиздание посмотрю.

  • Ipse 21 окт 2015 12:10:08

    Я стесняюсь спросить, но таки спрошу. А где это "Белорусь"? Белоруссию знаю. Беларусь знаю. А вот Белорусь - не знаю!

  • yurimail 21 окт 2015 12:59:27
    Я стесняюсь спросить, но таки спрошу. А где это "Белорусь"? Белоруссию знаю. Беларусь знаю. А вот Белорусь - не знаю!

    Да там весь пост в плане правописания вызывает то ли снисходительную улыбку, то ли недоумение. В правилах же чётко прописано, что здесь нужно изъясняться только на русском, а не на суржиках каких то.

  • KR()N()S 21 окт 2015 13:03:09

    Странная рецензия. Оставила во мне двойственность в ощущениях. С самого начала кратко рассказывается, чем игра хороша. А в конце по тем же параметрам игру хают. Я собственно не играл в Мор. Утопию, но по рассказам друзей и знакомых - я много упустил. Но после прочтения рецензии я в тупике и не знаю теперь, стоит ли заморачиваться с HD переизданием или же подождать сделанную с нуля игру.

  • Ipse 21 окт 2015 13:03:29
    Да там весь пост в плане правописания вызывает то ли снисходительную улыбку, то ли недоумение. В правилах же чётко прописано, что здесь нужно изъясняться только на русском, а не на суржиках каких то.

    Ну, я делаю скидку на то, что люди бывают разного возраста. У самого оболтусу только-только 14 лет исполнилось, т.ч. в плане правописания я вполне толерантен :)

  • Firas 21 окт 2015 13:08:45

    Борцы в треде.

    1q9yghb2h6rw.jpg

  • yurimail 21 окт 2015 13:10:00
    Ну, я делаю скидку на то, что люди бывают разного возраста. У самого оболтусу только-только 14 лет исполнилось, т.ч. в плане правописания я вполне толерантен :)

    А если "нашему" оболтусу далеко за 14, тогда как быть? :smile:

  • Firas 21 окт 2015 13:12:58
    А если "нашему" оболтусу далеко за 14, тогда как быть? :smile:

    Например, не флудить в теме. Вы прям вообще молодцы и пример для подражания. Флуд, переход на личности, обсуждение прилюдно 3-го лица. Гордость нации.

  • Ipse 21 окт 2015 13:16:22
    Например, не флудить в теме. Вы прям вообще молодцы и пример для подражания. Флуд, переход на личности, обсуждение прилюдно 3-го лица. Гордость нации.

    Таки да. А вы имеете что-то конкретно сказать за против? Или просто хотиццо общечеловеческую справедливость защитить?

  • yurimail 21 окт 2015 13:22:00
    Например, не флудить в теме. Вы прям вообще молодцы и пример для подражания. Флуд, переход на личности, обсуждение прилюдно 3-го лица. Гордость нации.

    Ой, что вы, что вы. Прям блюститель порядка да? Как будто я первый на этом сайте завёл разговор на отвлечённую тему. Прям неслыханный и вопиющий поступок. В следующий раз буду именно к вам обращаться в личку за разрешением что либо написать.

  • Nimonys 21 окт 2015 14:53:24
    Я стесняюсь спросить, но таки спрошу. А где это "Белорусь"? Белоруссию знаю. Беларусь знаю. А вот Белорусь - не знаю!

    Борода пыль с пола не собирает?

    Ой, что вы, что вы. Прям блюститель порядка да? Как будто я первый на этом сайте завёл разговор на отвлечённую тему. Прям неслыханный и вопиющий поступок. В следующий раз буду именно к вам обращаться в личку за разрешением что либо написать.

    Как и я к тебе, ведь ты так печешся о чистоте руссого языка, и мне очень важно твое мнение. :rolleyes:

  • yurimail 21 окт 2015 15:17:00
    Как и я к тебе, ведь ты так печешся о чистоте руссого языка, и мне очень важно твое мнение. :rolleyes:

    Ну что вы, лично к вам у меня ни малейшей предъявы не завалялось, можете и дальше показывать свою воспитанность и образованность, лично я даю вам зелёный свет :lol:

    А вот встрявать в разборки, по человечески просто не советую вам. Не того полёта птички, такие засранцы как вы, что бы своим мычанием прерывать мирные диалоги о вечном, да и в реальной жизни с таким поведением можно внезапно узнать, как себя чувствует морда об асфальт (ну это просто так из заботы о ближнем напоминаю, всё таки на одном сайте обитаем, а вдруг вы не знакомы с последствиями подобного поведения на улицах).

    Не всё так однозначно и предсказуемо в этой жизни, знаете ли.

  • Nimonys 21 окт 2015 18:23:08
    Ну что вы, лично к вам у меня ни малейшей предъявы не завалялось, можете и дальше показывать свою воспитанность и образованность, лично я даю вам зелёный свет :lol:

    А вот встрявать в разборки, по человечески просто не советую вам. Не того полёта птички, такие засранцы как вы, что бы своим мычанием прерывать мирные диалоги о вечном, да и в реальной жизни с таким поведением можно внезапно узнать, как себя чувствует морда об асфальт (ну это просто так из заботы о ближнем напоминаю, всё таки на одном сайте обитаем, а вдруг вы не знакомы с последствиями подобного поведения на улицах).

    Не всё так однозначно и предсказуемо в этой жизни, знаете ли.

    Спасибо за ваш ответ, учту и буду всегда внимательно относится к вашему диалогу, рад вашей поддержке и заботе обо мне. :rolleyes:

  • yurimail 21 окт 2015 19:33:50
    Спасибо за ваш ответ, учту и буду всегда внимательно относится к вашему диалогу, рад вашей поддержке и заботе обо мне. :rolleyes:

    Ну вот, сразу виден результат проделанной воспитательной работы! Теперь любой учитель русского языка, будет бессилен в попытках найти хоть малейшую ошибку в вашем правописании :grin: Я искренне рад за вас!

  • Ipse 21 окт 2015 19:56:59
    Борода пыль с пола не собирает?

    Это очень значимый ответ. Но он не даёт ответа на интересующий меня вопрос "Так где же находится эта страна, Белорусь?"

  • ArtemArt 21 окт 2015 22:39:18
    Закончили флуд.
  • DrGluck 22 окт 2015 22:37:55

    Стрим Зулина оказался гораздо информативнее данного обзора. Может быть потому, что он искренне любит эту игру и 3 часа подряд рассказывает про игру и переиздание (сейчас внезапно набигут ревнители правил и выяснится, что упоминание Зулина на ЗОГе это табу-нельзя-фуфуфу).

  • biz888 23 окт 2015 00:11:39

    Без флуда. Отличная атмосферная была игра, так цепляла только первая Готика. Не понимаю людей у которых оценка любой игры всегда сводится к графике. Таких проектов как Мор очень мало до сих пор, хотя появились всякие кикстартеры, гринлайты, да и отношение игроков к инди претерпело серьезные изменения. И чистое ИМХО - сюжетная линия Бакалавра самая слабая из трех.

  • Solefald 24 окт 2015 10:42:04

    Насчет истории Самозванки, которая противоречит первым двум линиям.

    В оригинальной игре история Самозванки на лицензионном диске была неиграбельна, сами разработчики просили не играть в эту историю пока они ее до ума не доведут. В течении где-то года с момента выхода игры патч на Самозванку так и не вышел. А потом я уже не играл. Так что эта история явно дописывалась уже гораздо позже и скорее всего другими авторами.

  • Ilfirin_eh 26 окт 2015 08:43:53

    Рецензия и правда ни о чем. Открывая рецензию по римейку любой игры - всегда хочется увидеть технический уровень римейка и его отличия от оригинала. Тут же - мысли бегают, никакой конкретики. Описание графической составляющей уместно ровно настолько, насколько было бы уместно оценивать Тургор в качестве FPS. А итоговая оценка - пальцем в небо, видать сработал генератор случайных чисел, т.к. эта цифра вообще ниоткуда не следует и ни к чему не привязана.

    Остался последний вопрос: стоит ли играть в данное ремастер-издание?

    Открою маленький секрет: Мор. Утопия - это не рядовой шутанчик и не самая обычная заурядная игра. Те, кто играл в оригинал в то время, когда игра только вышла и те, кому этот оригинал понравился - у них этого вопроса вовсе нет, для них все очевидно.

    А те, кто уже поучаствовал в краудфандинг-кампании, и так получат «Мор. Утопия Classic HD» бесплатно.

    неполная правда хуже полной лжи. Покапался у создателей на сайте. Кому интересно:

    — Зачем мне вообще это покупать?

    Ну, если вы поддержали Kickstarter-кампанию нового «Мора» (уровень «Старое и новое» и выше), то незачем: в качестве награды вы получите именно улучшенную версию игры. Она доберется до вас в момент релиза (то есть в конце октября).

    Т.е. игра и правда бесплатно достанется тем, кто участвовал в спонсорстве, но отнюдь не всем из них ;)

  • Оставить комментарий