[Рецензия] The Banner Saga 2 (PC)
Не буду рассказывать, как прекрасна первая The Banner Saga, — этому и так посвящена целая статья. Можно лишь добавить, что повторное прохождение вызвало не менее сильные эмоции… Хотя сложность у режима Normal была заметно снижена, а Hard так и вовсе стал четырёхмесячным путешествием вообще без еды. Ну да ладно. Зато даже помня все ключевые события, повествованием проникаешься на полную, и обиженного «Ну спасибо!» заслуживает только незнание игрой того факта, что я её уже проходил. Вероятно, сохранения умерли с обновлением, добавившим Профили, — и как же здорово, что я узнал об этом сравнительно вовремя, а не с запуском tBS2.
Взяв паузу в пару «игровых» недель, сиквел напрямую продолжает историю оригинала: Ревун повержен, Берсгард в руинах, а караван направляется в Арберранг, сплавляясь по ближайшей реке. Все решения, артефакты, уровни персонажей и даже запасы провианта подхватились без нареканий. Единственной неточностью стало присутствие безумного Триггви — ведь включающее его дополнение так и не перешло в разряд общедоступных (разжиться им можно сугубо за предзаказ или при манипуляциях через командную строку).
На первый взгляд игра едва ли изменилась: те же базовые правила, схожие ситуации... Поначалу прилежность повторения даже расстраивает, ведь желаешь хоть какого-нибудь развития заложенных идей. Но со временем отличия становятся всё заметней. Скажем, появился элемент управления караваном вне случайных событий: простые семьи наконец осознали, что могут быть полезными, и начали самостоятельно добывать провизию, а солдат, всё так же определяющих «здоровье» каравана, можно в любой момент натренировать из беженцев (но они куда быстрее расходуют запасы еды). Тренировки в лагере также обрели больше смысла: теперь в них выдаются Задания, гораздо лучше вводящие в разнообразие тактик, за их выполнение даётся Слава, а в процессе не выключается счётчик убийств. Вот только в половине случаев от нас требуют освоения тех знаний, без которых вряд ли прошлась бы и tBS1, то есть давно изученных. Вообще, в игре просто уйма обучения, рассчитанного на не знакомых с предыдущей частью; эх, вот бы был режим пояснений только новшеств сиквела или возможность отключить вообще всё! Упомянутый автосбор еды, кстати, тоже не без огреха. Если поддерживать схожую численность двух частей каравана, то о нехватке провианта — а с тем очков на прокачку и экипировку всех, кого хочешь — можно смело забыть.
В игре появились ролики, но они чрезвычайно короткие: буквально секунды. Кажется, важные события можно пропустить, просто моргнув.
Что ещё важнее, tBS2 стала более… прогнозируемой. Во-первых, большинство невзгод уже изучено раньше, потому выбрать правильное решение не так-то сложно (наверно, здесь играет роль и сформировавшееся понимание подхода Stoic'ов к проектированию проблем). Во-вторых, теперь часть предлагаемых решений сразу отсекается как чрезмерно опасные самим описанием ситуации и даётся словно для галочки. В-третьих, если персонаж за что-то берётся, у него всегда всё получается — а ведь в tBS1 трагедии, происходящие как будто на ровном месте, были одним из сильнейших моментов игры. В итоге не только путешествуешь в полном достатке, с хорошим настроением и без единого повода вручную разбивать лагерь, но и позволяешь себе удариться в откровенно сомнительные авантюры; огромный же запас действующих лиц даёт возможность вступать в каждый новый бой свежим отрядом без ран.
Спорное впечатление подкрепляется тем, что подавляющее большинство событий направлено на внешние факторы. В предыдущей части половина споров касалась внутренних проблем каравана, а разговоры с именованными персонажами заходили про их личные переживания и предыстории. В сиквеле этого почти нет; как результат, караван уже не воспринимается так близко, события не кажутся такими личными, и даже часто упоминаемые наёмники-Вороны не формируют какого-то чёткого образа, оставаясь массовкой-абстракцией. Возможно, тут сказывается и рост числа сугубо информационных событий, вообще ничего от нас не требующих, — причём иногда они выскакивают спустя секунды после завершённых и заменяют собой не только всякую мелочь, но целые битвы. Впрочем, несмотря на осадок, чувствующийся в процессе, по прохождении остаётся лишь приятнейшее чувство, будто пережил тонну интересного. Даже не верится, что тот или иной участок был преодолён всего несколько часов назад, и ближе к финалу перебрасывается столько интригующих мостиков к третьей «Саге», что просто не может быть сомнений в её статусе «must have».
Если максимально развить Параметр, становится доступной прокачка одного из двух его модификаторов. В целом полезно, но из-за шанса, а не уверенности в их срабатывании на тактику влияет слабо.
Иными словами, если tBS1 сравнивали с «Игрой престолов», то дилогию правильней сопоставлять с «Властелином колец». В нём первая часть была более романтичной, сказочной и знакомила исключительно с новым — а вторая оказалась подобием геройской рутины: приземлённой, простой, прямолинейной (что не делает «Две башни» плохими сами по себе). Так и здесь: даже при том, что уже известны все характеры персонажей и изучено большинство нюансов мира, Stoic Studio смогла создать вполне достойное продолжение Похода и так завернуть сюжетные линии, что последнюю треть игры я прошёл без остановки — пускай в tBS2 и поубавилось чем-либо выдающихся впечатлений вроде бесконечного ожидания Юно или многоэтапной битвы за мост. Зато разнообразней стали сами битвы: хотя обещанные препятствия не используются достаточно часто, а уникальность некоторых задач сводится скорее не к способу их достижения, а к контексту, тактика заметно изменилась из-за новых классов, чуть увеличившейся ставки на командную работу и появления сразу нескольких новых группировок противников. Сражения с людьми из болот и жителями цивилизованных районов отличаются не меньше, чем с Dredge и с Horseborn; поднятие лимита уровней позволяет не только открывать персонажам новые навыки (конкретный или из двух-трёх на выбор), но и, чуть легче относясь к каждому ходу, прибавлять в динамике. Да и артефакты не только дают более сильные эффекты, но уравновешивают их штрафами, а возможность взять один из двух модификаторов для каждого Параметра персонажа добавляет некую долю позитивных случайностей.
Смущает лишь то, что дополнительные навыки не уникальны и просто дублируют умения смежных классов, фактически позволяя совмещать два подкласса в одном. Выходит, вместо параллельного развития двух специалистов и подбора команды под новые условия битвы можно собрать значительно более универсальный отряд — и на нём остановиться. Да, отчасти это разбавляется потасовками с набором обязательных участников, но откровенно боязно, куда это может привести в tBS3.
При правильных экипировке и использовании навыков один персонаж может выкосить сразу несколько противников. Конечно, заранее «подготовленных» расстановкой по полю и сбитой бронёй.
Перепроходя tBS1, я всё поражался тому, как она ничуть не устарела графически. Там, где 3D-проекты за те же два с половиной года начинают заметно терять в презентабельности, 2D-конкуренты в полной мере сохраняют свои качество и шарм. Но даже так сиквел сумел удивить, неожиданно сильно улучшив картинку: добавилось огромное количество деталей, повысилось разнообразие, а по краям поля боя воссоздано столько отличных пейзажей и постановок, что каждое сражение начинается именно с разглядывания местных красот. В противовес этому из оригинала перекочевали все технические неудобства: до сих пор тяжело разбираться в том, кому какой артефакт назначен, с дуновением в рог для «подготовленного» навыка так и не появляется новая звезда (как это происходит для обычной атаки)... Да что там, авторы даже не исправили обрезание хвостиков у «g» и «y» на окне победы, т. е. в интерфейсе добавился аж плюсик-индикатор готовности персонажа выйти на новый уровень развития. И это хорошо, но лучше бы, с таким-то возросшим количеством объектов на поле боя, добавили возможность не просто включить/выключить флаги, а временно их подсвечивать, скажем, по нажатии на Alt.
Продолжение замечательной The Banner Saga оказалось слабее, местами даже спорным. Оно не берёт за душу так сильно, как первая часть приключения, и во многом идёт лишь по инерции от знаний и впечатлений, полученных в оригинальной игре. Разработчики тривиально загнали себя в угол количеством исходов tBS1, не позволяющих повторить то же в сиквеле. Вместе с тем игра таки остаётся качественным и сюжетно сильным повествованием с более разнообразной боевой системой и хорошим заделом на третью часть.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Хорошо все расписал, понравилось Правда я в нее играть буду, когда выйдет русик: сложноват для меня здесь английский... Обидно кстати что авторы официально добавили русский язык через несколько месяцев в первую часть, а за два года не смогли выпустить вторую часть с ним на старте(( Будем ждать от зога перевод, т.к. он мне понравился больше, чем официальный.
P.S. да и наверное сейчас переключаться с дарк соулс не круто было бы на сагу.
Таки не будет его от разработчиков, они же написали что Французский и Немецкий добавят потом как нибудь
Значит будем ждать ZOG'овский! :D )))
P.S.: Хотя все возможно...
Закрась цифру 2 фломастером - и перед тобой просто Баннер Сага. Этим все сказано.
Не могу не спросить у тех кто играл, если можно ответе хотя бы под спойлером:
Вернеться ли из мертвых персонаж который погиб в конце первой части, у меня это был отец
Только базовыми механиками. Боёвкой - другая игра. Эмоционально - совсем другая.
Нет. Проводя параллели с намёками из другой сюжетной линии, можно даже сказать, почему.
P.S. Кстати, из не упомянутого в статье: с нынешним количеством предметов, модификаторов и навыков некоторые их комбинации уже или не работают, или мешают.
Например, "повязка на глаз" обещает, что все атаки будут попадать в цель. Звучит как ультра-эксплоит для метателя топоров, но на самом деле на его навык не влияет.
Или "отталкивание при силе удара Х+", которое отбрасывает до того, как horseborn успеет выполнить вторую половину своего Умения, не позволяя нанести основной урон.
P.P.S. Локальный мем игры: he/she/it looks concerned. Времена нынче такие, все concerned
Изначально вообще обещали эпизодическую систему. Но потом идей стало много и решили делать полноценную трилогию (а может и больше).
Прошел наконец. Очень доволен, проходил маленькими порциями перед сном, по полчаса-часу за раз, м.б. по этому какой-то смазанности не ощутил.
Поставил бы даже побольше 8, все таки мало таких игр.
Самое досадное это ожидание 3 части, т.к. инетерес к развязке они создали.
Неизвестно когда она планируется?
Даже разговора пока не было. Думаю, года два у нас есть...
Прохожу все круги ада — выживание на харде.
Возник вопрос про талант пробивания “уловка” — вероятность вызвать пробой. Кто-нибудь в курсе, что есть “пробой”?
@IYIoproT в общем пробой, это когда за каждые отсутствующие у врага 2 единицы брони, твой персонаж получает +1 к силе. Правда только в том случае, если он атакует сразу, оставаясь на месте во время своего хода.
Это описание пассивки у лучника и срабатывает в 100% случаев, правильно? Но в описании таланта указаны шансы на “пробой” 10-20%.
Или вот “удачный выстрел” в напряжении: “30-50% вероятность нанесения критического урона” — срабатывает часто, но урон не меняется.
@IYIoproT да это пассивка лучника, срабатывает как написанно в описание. Но вроде у барда есть умение, которое при использование на союзника (любого) дает ему 100% шанс пробоя в текущий ход.
Про последнее не скажу, не знаю.
Насколько я знаю, это самый бесполезный талант в игре. Суть в том, что он срабатывает только, если персонаж сильно слабее врага (нужно гуглить на английском, чтобы точно разобраться).
Самый полезный талант - это талант силы "Удар по артерии", который часто позволяет убивать с одного удара при выпадении критического урона.