[День Военно-Морского Флота] Проектные корабли: крейсер «Будённый»

В начале 1936 года в Лондоне шла конференция по поводу ограничения военно-морских вооружений. Мировая напряжённость нарастала, и это было видно, в том числе, по переговорам: 15 января Лондон покинула японская делегация, 26 марта — итальянская. В конце концов, соглашение было подписано только Великобританией, США и Францией. СССР, в лице военно-морского атташе в Лондоне капитана 3 ранга Анципо-Чикунского, активно следил за ходом переговоров. В итоге, лондонские ограничения были учтены при формировании Программы «крупного морского судостроения» 1936 года — первой из советских судостроительных программ середины-конца 1930-х годов.

102011-225125-acdcd498-6fe6-11e8-b1d2-8c

Программа «крупного морского судостроения» разрабатывалась в условиях особой секретности, лично начальником Морских сил РККА, флагманом флота 1-го ранга Владимиром Митрофановичем Орловым, и его ближайшими сподвижниками из так называемой «молодой школы», пришедшей в 20-е годы на смену царским флотоводцам и кораблестроителям — Иваном Мартыновичем Лудри и Ромуальдом Адамовичем Муклевичем. Новая программа кардинально отличалась от планов двадцатых годов, предполагавших «постепенное строительство» небольших и, в основном, оборонительных военно-морских сил, опиравшихся на подводные лодки и торпедные катера. Согласно новым планам, предполагалось создание флота из 533 боевых кораблей всех классов, общим водоизмещением свыше 1300 тысяч тонн. В том числе и пяти лёгких крейсеров «нового типа» в 7500 тонн стандартного водоизмещения. В соответствии с ограничениями международных договоров, главный калибр новых крейсеров принимался в 152 мм.

225139-74a6f696-707a-11e8-a9d7-8cdcd4b14

Планы 1936 года, несмотря на то, что они были утверждены Политбюро и лично Сталиным, подверглись пересмотру уже в следующем 1937 году: Орлов и его «молодая школа» попали в категорию «врагов народа» и исчезли с горизонта событий. «План строительства боевых кораблей Морских сил РККА» 1937 года писали уже другие люди — новый начальник морских сил Михаил Владимирович Викторов и командующий Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ) Лев Михайлович Галлер. Они опирались на опыт событий в Испании, где советский гражданский флот, оказывая помощь сражающейся Испанской республике, без надлежащего прикрытия со стороны ВМС РККА оказался беззащитен перед провокационными действиями, а зачастую и открытыми нападениями итальянского флота. Новый план скорректировал распределение планируемых к постройке кораблей по типам и флотам, в нём впервые появились авианосцы водоизмещением в 10000 тонн. Были скорректированы и ТТХ будущих кораблей, в пользу увеличения — лондонские лимиты были уже тесны.

Однако и этот план не пошёл в работу без изменений: Викторов был заменён армейским комиссаром 1 ранга Смирновым, который вместе с Галлером 16 февраля 1938 года представили в Комитет Обороны «Большую судостроительную программу»: 424 единицы общим водоизмещением свыше 1900 тысяч тонн должны были быть построены в срок до 1 января 1946 года. В 1938 году в ходе очередных чисток, Смирнова во главе ВМФ сменил Фриновский, которого спустя три месяца уже окончательно заменил командовавший до того Тихоокеанским флотом Николай Герасимович Кузнецов. 6 августа 1939 года он представил Сталину, Молотову и Ворошилову «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ», включавший в себя уже 699 боевых кораблей основных классов в 2500 тысяч тонн общим водоизмещением — в том числе 32 лёгких крейсера, включая 6 кораблей типа «Киров». В течение 1940-1942 годов должен был быть заложен 21 лёгкий крейсер.

Проект 94

Постановлением правительства в феврале 1940 года Наркоматом обороны и тяжелой промышленности было дано распоряжение начать проектирование легкого крейсера. Уже 8 июня 1940 года НКВМФ было утверждено общее техническое задание (ОТЗ) на проектируемый корабль. Эскизный проект разрабатывало ОКБ-196 при судостроительном заводе №196 «Судомех». Проект получил номер 94.

225217-010f38c0-6fed-11e8-9dbc-8cdcd4b14

Основное назначение крейсеров проекта 94 — поддержка эсминцев в атаке, разведке, дозоре и набеговых операциях, защита и прикрытие линейных сил от эсминцев противника, участие в минных постановках. Для этого, согласно ОТЗ, в проекте было необходимо обеспечить «сильную броневую защиту всех жизненных частей, наивыгоднейшее для боя на сближении расположение всех видов артиллерии, надлежащую высокую скорость и большую живучесть». Артиллерийское вооружение крейсера по заданию НКВМФ составляло шесть 152-мм орудий в двухорудийных башнях, шесть 100-мм орудий в спаренных башенно-подобных установках, восемь 37-мм автоматов и восемь 12,7-мм пулемётов. Корабль также должен был иметь два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.

225237-5517537e-6fef-11e8-9bf6-8cdcd4b14

Тем не менее, было ясно, что данный корабль будет уступать по своим характеристикам аналогичным зарубежным лёгким крейсерам. Поэтому в декабре 1940 года ОКБ-196 представило в НКВМФ на рассмотрение два варианта эскизного проекта, по шесть и девять 152-мм орудий главного калибра.

Наименование 6-орудийный вариант 9-орудийный вариант
Длина по КВЛ, м. 185.0 185.0
Длина максимальная, м. 191.0 191.9
Ширина, м. 16.5 17.1
Средняя осадка при нормальном водоизмещении, м. 6.3 6.66
Водоизмещение стандартное, т. 7500 8200
Водоизмещение нормальное, т. 8100 8800
Водоизмещение полное, т. 8715 9565
Водоизмещение максимальное, т. 10150 11170
Мощность ГТЗА, л.с. 132000 132000
Скорость 38 37
Дальность плавания (18 узл. ), миль 7700 8100
Дальность плавания (полный ход), миль 1900 2050
Вооружение (боезапас)
152 мм/57 3 — МК-4(150) 3 — МК-5(150)
100 мм/55 3 — Б-54(300) 3 — Б-54(300)
37 мм 2 — 66-К, 1 — 46-К(3000) 3 — 46-К(3000)
12,7 мм 4 — ДШКМ(3000) 4 — ДШКМ(3000)
ТА 533 мм 2 — 1Н(12) 2 — 1Н(12)

В марте 1941 года, после рассмотрения обоих вариантов, в НКВМФ было принято решение отказаться от шестиорудийного варианта, в силу его неудовлетворительного состава вооружения. Девятиорудийный вариант был одобрен, и было принято решение о разработке технического проекта. К сожалению, реализовать это решение не удалось в связи с началом Великой Отечественной войны.

Конструкция корпуса

Для максимального снижения водоизмещения был принят тип двухпалубного корабля без полубака, с верхней палубой, плавно повышающейся от кормы до 1-й башни и более круто от 1-ой башни до форштевня. Корпус разделялся водонепроницаемыми поперечными переборками на 26 отсеков. В пределах цитадели и в корму от неё устанавливаются продольные водонепроницаемые переборки противоторпедной защиты (ПТЗ), ограничивающие машинно-котельные отделения, посты и погреба, а также бортовые топливные и водяные отсеки (цистерны). При постройке корпуса планировалось активно использовать электросварку. Сварными планировались все стыки наружной обшивки и её пазы за пределами цитадели ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ), весь угловой набор по обшивке, все стрингеры за исключением вертикального киля, все стыки настила двойного дна, оконечности нижней и верхней палуб.

225350-6fe5f5ce-7068-11e8-88de-8cdcd4b14

Силовая установка

В качестве главных механизмов на крейсере должны были устанавливаться два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА), котлы и вспомогательные механизмы разработанные для эсминцев проекта 35, мощностью 44 000 л.с.

225422-620d7c28-7078-11e8-b310-8cdcd4b14

Вооружение

В качестве главного калибра крейсера было решено использовать, уже разработанные к тому времени для крейсеров проекта 68, башни МК-5. Это позволяло унифицировать корабли по номенклатуре вооружения и сократить сроки проектирования, и в дальнейшем ускорить постройку кораблей.

Универсальный калибр составляли три двухорудийные башни Б-54, также унифицированные с крейсерами проекта 68. Установки изготавливались заводом №232 «Большевик».

225447-241d8eac-7079-11e8-8987-8cdcd4b14

Калибр, мм 100
Длина ствола в калибрах 56
Число орудий в башне 2
Начальная скорость снаряда, м/с 870
Вес снаряда, кг 15,6
Скорость гор. наведения, гр/с 15
Скорость верт. наведения, гр/с 15
Углы возвышения, гр 85/-8
Скорострельность (на ствол), в/мин 16
Вес установки, т 42,4

Зенитное вооружение представлено тремя 37-мм башенными счетверёнными установками 46-К производства завода №8 имени Калинина и четырьмя спаренными 12,7-мм пулемётами ДШКМ.

225602-da46106a-7078-11e8-a014-8cdcd4b14

Системы управления огнём

Управление огнём артиллерии главного калибра осуществляется с помощью командно-дальномерного поста (КДП) Б-41 оснащённого двумя 8-метровыми дальномерами (один из которых двойной) и визиром ВМЦ-4 (стабилизированным). Непосредственное управление огнём осуществляется с центрального артиллерийского поста, где установлен центральный автомат стрельбы ЦАС-1. Дополнительно все башни ГК имеют встроенные 8-метровые башенные дальномеры. Универсальный калибр управляется с двух стабилизированных постов наводки СПН-300 оснащёнными 4-метровыми дальномерами и установленными побортно, и центрального автомата стрельбы «Смена». Углы обстрела по горизонту для башен ГК составляют: 302° для 1-ой башни и 298° для остальных башен.

Для управления торпедными аппаратами используется 4-метровый дальномер СПН-300, а также ночные визиры, установленные на крыльях ходового мостика. Также целеуказание на ТА может выдаваться с КДП Б-41.

225707-08b9d7a6-706a-11e8-a7a7-8cdcd4b14

Нажмите на изображение и используйте ← и → для быстрого перемещения.

ИЗОБРАЖЕНИЯ

225738-08e6bf64-706a-11e8-a392-8cdcd4b14

225749-087cca78-706a-11e8-966c-8cdcd4b14

225800-088d9e52-706a-11e8-b2b9-8cdcd4b14

225814-088d79c2-706a-11e8-a330-8cdcd4b14

225824-0896ced2-706a-11e8-a395-8cdcd4b14

225835-088680ae-706a-11e8-b005-8cdcd4b14


Другие материалы, посвященные празднованию Дня Военно-Морского Флота:

Цикл статей к Дню Победы подготовлен совместно с компанией Wargaming.

Stupid Author в 23:42 27 июл 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии: