[День Военно-Морского Флота] Проектные корабли: крейсер «Будённый»
В начале 1936 года в Лондоне шла конференция по поводу ограничения военно-морских вооружений. Мировая напряжённость нарастала, и это было видно, в том числе, по переговорам: 15 января Лондон покинула японская делегация, 26 марта — итальянская. В конце концов, соглашение было подписано только Великобританией, США и Францией. СССР, в лице военно-морского атташе в Лондоне капитана 3 ранга Анципо-Чикунского, активно следил за ходом переговоров. В итоге, лондонские ограничения были учтены при формировании Программы «крупного морского судостроения» 1936 года — первой из советских судостроительных программ середины-конца 1930-х годов.
Программа «крупного морского судостроения» разрабатывалась в условиях особой секретности, лично начальником Морских сил РККА, флагманом флота 1-го ранга Владимиром Митрофановичем Орловым, и его ближайшими сподвижниками из так называемой «молодой школы», пришедшей в 20-е годы на смену царским флотоводцам и кораблестроителям — Иваном Мартыновичем Лудри и Ромуальдом Адамовичем Муклевичем. Новая программа кардинально отличалась от планов двадцатых годов, предполагавших «постепенное строительство» небольших и, в основном, оборонительных военно-морских сил, опиравшихся на подводные лодки и торпедные катера. Согласно новым планам, предполагалось создание флота из 533 боевых кораблей всех классов, общим водоизмещением свыше 1300 тысяч тонн. В том числе и пяти лёгких крейсеров «нового типа» в 7500 тонн стандартного водоизмещения. В соответствии с ограничениями международных договоров, главный калибр новых крейсеров принимался в 152 мм.
Планы 1936 года, несмотря на то, что они были утверждены Политбюро и лично Сталиным, подверглись пересмотру уже в следующем 1937 году: Орлов и его «молодая школа» попали в категорию «врагов народа» и исчезли с горизонта событий. «План строительства боевых кораблей Морских сил РККА» 1937 года писали уже другие люди — новый начальник морских сил Михаил Владимирович Викторов и командующий Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ) Лев Михайлович Галлер. Они опирались на опыт событий в Испании, где советский гражданский флот, оказывая помощь сражающейся Испанской республике, без надлежащего прикрытия со стороны ВМС РККА оказался беззащитен перед провокационными действиями, а зачастую и открытыми нападениями итальянского флота. Новый план скорректировал распределение планируемых к постройке кораблей по типам и флотам, в нём впервые появились авианосцы водоизмещением в 10000 тонн. Были скорректированы и ТТХ будущих кораблей, в пользу увеличения — лондонские лимиты были уже тесны.
Однако и этот план не пошёл в работу без изменений: Викторов был заменён армейским комиссаром 1 ранга Смирновым, который вместе с Галлером 16 февраля 1938 года представили в Комитет Обороны «Большую судостроительную программу»: 424 единицы общим водоизмещением свыше 1900 тысяч тонн должны были быть построены в срок до 1 января 1946 года. В 1938 году в ходе очередных чисток, Смирнова во главе ВМФ сменил Фриновский, которого спустя три месяца уже окончательно заменил командовавший до того Тихоокеанским флотом Николай Герасимович Кузнецов. 6 августа 1939 года он представил Сталину, Молотову и Ворошилову «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ», включавший в себя уже 699 боевых кораблей основных классов в 2500 тысяч тонн общим водоизмещением — в том числе 32 лёгких крейсера, включая 6 кораблей типа «Киров». В течение 1940-1942 годов должен был быть заложен 21 лёгкий крейсер.
Проект 94
Постановлением правительства в феврале 1940 года Наркоматом обороны и тяжелой промышленности было дано распоряжение начать проектирование легкого крейсера. Уже 8 июня 1940 года НКВМФ было утверждено общее техническое задание (ОТЗ) на проектируемый корабль. Эскизный проект разрабатывало ОКБ-196 при судостроительном заводе №196 «Судомех». Проект получил номер 94.
Основное назначение крейсеров проекта 94 — поддержка эсминцев в атаке, разведке, дозоре и набеговых операциях, защита и прикрытие линейных сил от эсминцев противника, участие в минных постановках. Для этого, согласно ОТЗ, в проекте было необходимо обеспечить «сильную броневую защиту всех жизненных частей, наивыгоднейшее для боя на сближении расположение всех видов артиллерии, надлежащую высокую скорость и большую живучесть». Артиллерийское вооружение крейсера по заданию НКВМФ составляло шесть 152-мм орудий в двухорудийных башнях, шесть 100-мм орудий в спаренных башенно-подобных установках, восемь 37-мм автоматов и восемь 12,7-мм пулемётов. Корабль также должен был иметь два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Тем не менее, было ясно, что данный корабль будет уступать по своим характеристикам аналогичным зарубежным лёгким крейсерам. Поэтому в декабре 1940 года ОКБ-196 представило в НКВМФ на рассмотрение два варианта эскизного проекта, по шесть и девять 152-мм орудий главного калибра.
Наименование | 6-орудийный вариант | 9-орудийный вариант |
---|---|---|
Длина по КВЛ, м. | 185.0 | 185.0 |
Длина максимальная, м. | 191.0 | 191.9 |
Ширина, м. | 16.5 | 17.1 |
Средняя осадка при нормальном водоизмещении, м. | 6.3 | 6.66 |
Водоизмещение стандартное, т. | 7500 | 8200 |
Водоизмещение нормальное, т. | 8100 | 8800 |
Водоизмещение полное, т. | 8715 | 9565 |
Водоизмещение максимальное, т. | 10150 | 11170 |
Мощность ГТЗА, л.с. | 132000 | 132000 |
Скорость | 38 | 37 |
Дальность плавания (18 узл. ), миль | 7700 | 8100 |
Дальность плавания (полный ход), миль | 1900 | 2050 |
Вооружение (боезапас) | ||
152 мм/57 | 3 — МК-4(150) | 3 — МК-5(150) |
100 мм/55 | 3 — Б-54(300) | 3 — Б-54(300) |
37 мм | 2 — 66-К, 1 — 46-К(3000) | 3 — 46-К(3000) |
12,7 мм | 4 — ДШКМ(3000) | 4 — ДШКМ(3000) |
ТА 533 мм | 2 — 1Н(12) | 2 — 1Н(12) |
В марте 1941 года, после рассмотрения обоих вариантов, в НКВМФ было принято решение отказаться от шестиорудийного варианта, в силу его неудовлетворительного состава вооружения. Девятиорудийный вариант был одобрен, и было принято решение о разработке технического проекта. К сожалению, реализовать это решение не удалось в связи с началом Великой Отечественной войны.
Конструкция корпуса
Для максимального снижения водоизмещения был принят тип двухпалубного корабля без полубака, с верхней палубой, плавно повышающейся от кормы до 1-й башни и более круто от 1-ой башни до форштевня. Корпус разделялся водонепроницаемыми поперечными переборками на 26 отсеков. В пределах цитадели и в корму от неё устанавливаются продольные водонепроницаемые переборки противоторпедной защиты (ПТЗ), ограничивающие машинно-котельные отделения, посты и погреба, а также бортовые топливные и водяные отсеки (цистерны). При постройке корпуса планировалось активно использовать электросварку. Сварными планировались все стыки наружной обшивки и её пазы за пределами цитадели ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ), весь угловой набор по обшивке, все стрингеры за исключением вертикального киля, все стыки настила двойного дна, оконечности нижней и верхней палуб.
Силовая установка
В качестве главных механизмов на крейсере должны были устанавливаться два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА), котлы и вспомогательные механизмы разработанные для эсминцев проекта 35, мощностью 44 000 л.с.
Вооружение
В качестве главного калибра крейсера было решено использовать, уже разработанные к тому времени для крейсеров проекта 68, башни МК-5. Это позволяло унифицировать корабли по номенклатуре вооружения и сократить сроки проектирования, и в дальнейшем ускорить постройку кораблей.
Универсальный калибр составляли три двухорудийные башни Б-54, также унифицированные с крейсерами проекта 68. Установки изготавливались заводом №232 «Большевик».
Калибр, мм | 100 |
---|---|
Длина ствола в калибрах | 56 |
Число орудий в башне | 2 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 870 |
Вес снаряда, кг | 15,6 |
Скорость гор. наведения, гр/с | 15 |
Скорость верт. наведения, гр/с | 15 |
Углы возвышения, гр | 85/-8 |
Скорострельность (на ствол), в/мин | 16 |
Вес установки, т | 42,4 |
Зенитное вооружение представлено тремя 37-мм башенными счетверёнными установками 46-К производства завода №8 имени Калинина и четырьмя спаренными 12,7-мм пулемётами ДШКМ.
Системы управления огнём
Управление огнём артиллерии главного калибра осуществляется с помощью командно-дальномерного поста (КДП) Б-41 оснащённого двумя 8-метровыми дальномерами (один из которых двойной) и визиром ВМЦ-4 (стабилизированным). Непосредственное управление огнём осуществляется с центрального артиллерийского поста, где установлен центральный автомат стрельбы ЦАС-1. Дополнительно все башни ГК имеют встроенные 8-метровые башенные дальномеры. Универсальный калибр управляется с двух стабилизированных постов наводки СПН-300 оснащёнными 4-метровыми дальномерами и установленными побортно, и центрального автомата стрельбы «Смена». Углы обстрела по горизонту для башен ГК составляют: 302° для 1-ой башни и 298° для остальных башен.
Для управления торпедными аппаратами используется 4-метровый дальномер СПН-300, а также ночные визиры, установленные на крыльях ходового мостика. Также целеуказание на ТА может выдаваться с КДП Б-41.
Нажмите на изображение и используйте ← и → для быстрого перемещения.
Другие материалы, посвященные празднованию Дня Военно-Морского Флота:
- Последний бой на Балтике
- История камуфляжа: советский флот
- Корабельные разведчики СССР
- Марат. История Ветерана
- Морские легенды. Крейсер «Михаил Кутузов»
- Морские легенды. Крейсер «Аврора»
Цикл статей к Дню Победы подготовлен совместно с компанией Wargaming.
Новости и статьи по тегам:
- День Военно-Морского Флота 1 История камуфляжа: советский флот
- День Военно-Морского Флота 1 Морские легенды. Крейсер «Михаил Кутузов»
- День Военно-Морского Флота 1 Корабельные разведчики СССР
- День Военно-Морского Флота 1 Марат. История Ветерана
- День Военно-Морского Флота 1 Последний бой на Балтике
- День Военно-Морского Флота 1 Морские легенды. Крейсер «Аврора»
Комментарии:
- Оставить комментарий
-
Комментариев пока нет.
- Оставить комментарий