[Рецензия] «Человеколось» (The Mooseman) (PC)

Прежде чем какая-либо игра покорит вас, раскрыв все грани своих глубоких механик или хитро разветвлённый сюжет, она должна привлечь чем-то гораздо более очевидным — цепляющим не обязательно надолго, зато, главное, с самого начала. Для проекта пермских разработчиков, как это водится у студий с нетипичным расположением, такой приманкой стали цитаты из местных сказаний и легенд. Устали от древнегреческой или скандинавской мифологий? Тогда вот вам истории народов Коми про то, как мир был сотворён из яйца утки, как солнце упало с рогов шестиногого лося в подземное царство и как бог Ен да простая девушка нарожали семь сыновей-человеколосей. Этот и некоторые другие мифы просты, но в своей непривычности довольно интересны; они рассказываются по мере продвижения по «сюжету» через картины трёх слоёв мира, встречи с рядовыми духами и сверхсуществами и сбор текстовых отрывков историй. Опять же, настроиться на нужный лад помогают общая неспешность игры, её стильно упрощённая картинка, преобладание звуков шагов и природы над музыкой и частичная озвучка на местном диалекте… Впрочем, за всем этим стоят гораздо более простые вещи, чем можно было бы — или хотелось бы — предположить.

banner_st-rv_mooseman_pc.jpg

Хотя сама идея достойна внимания, её воплотили совершенно не системно, отчего каждая часть игры живёт как будто в отрыве от остальных. Для начала, большую часть времени вообще не понятно, что за персонажа нам вверили и куда он направляется: наблюдаем ли мы за той историей, кусочки которой то и дело находим, участвуем ли в воспроизводящем её ритуале или вообще в чём-то третьем? Такая скрытность не добавляет художественной ценности и только мешает восприятию, тем более что единственный источник точной информации — записи со столбов-чекпоинтов — едва ли вплетён в основной процесс. Уже первые обновления «библиотеки» не дополняют происходящее, а начинают сильно издалека, с предыстории, потому их легко перепутать с обычными collectibles и перестать читать. Если же таки не игнорировать, то столбы всё равно расставлены столь часто, что выход в отдельное подменю ради нового абзаца текста ощутимо сбивает с ритма, потому рано или поздно вы начнёте заходить в Коллекцию нерегулярно — и возможно, теряя что-то важное для понимания. Из этого растёт и ещё одна неприятность: обычно пояснения к чему-либо получаешь не до соответствующего события, а сильно позже. А ведь понимание, что перед тобой возникает «тот самый» божественный медведь, гораздо интересней встречи с как будто бы просто духом; узнать природу движимых игроком холмов только под финал — значит недоумевать всю предыдущую часть игры. Как и в фильмах или книгах, к важным событиям необходимо аккуратно подводить, чтобы зритель прочувствовал их значимость... Но «Человеколосю» почему-то не до того.

24_th.jpg

Кто сказал «Limbo»?

Та же беда с артефактами, которые накапливаются опять-таки без единой привязки к происходящему. Если в Valiant Hearts мы находили отсылки к определённым сражениям и прочим событиям, непосредственно в них участвуя или наблюдая последствия, то здесь это просто набор побрякушек. Причём даже ссылаясь на коллекции реальных музеев, авторы подобрали довольно однообразные предметы, и, к примеру, описание «В ногах — ящер» быстро начинает вызывать ту же ухмылку, что и обязательное, но бесполезное уточнение «Не женат» в биографиях из мультфильма «Остров сокровищ». Да что там говорить о высоких материях, если даже к одному из самых эмоциональных моментов авторы подошли так «основательно», что не зациклили музыкальную дорожку. Вот музыка красиво нарастает, и сейчас должна начаться её кульминация!.. Ан нет, резкий шов, и всё начинается с тихого начала. Если никуда не спешить, это произойдёт два-три раза подряд — разработчики хотя бы проходили собственную игру?

22_th.jpg

Да не запутают вас домики и силуэт человека — это всё под водой.

В этом свете нетрудно догадаться, как проработаны непосредственно игровые механики. В общем-то, перед нами нечто уровня проектов на flash. По большей части персонаж тривиально идёт вперёд (есть даже опция автоматизации передвижения) — но при грамотно проработанной атмосфере могло бы хватить и того. Вот только студия решила разнообразить процесс, а получилось у неё довольно плохо. Каждая из таких попыток выглядит… странно: сцены охоты или полёта своей примитивностью не могут не вызвать снисходительной улыбки, а вот задачки на синхронизацию трёх вращающихся с разной скоростью объектов откровенно раздражают. Для запуска или остановки этих частей персонаж должен войти в некоторую не очерченную область, что из-за его скорости ходьбы даёт ощутимую задержку по времени, — да и удачное сопоставление любых двух элементов никак не обозначается, а потому можно только гадать, сгодится ли возникшая погрешность или надо исправить и её. Подобные проблемы управления в такой-то незатейливой игре встречаются на каждом шагу и выглядят халтурой. Тем более что в остальном игра строится лишь на переключениях между двумя параллельными планами бытия. То есть как в Guacamelee!: если мешает пройти синяя стена, уходим в мир духов; если мешает белая — возвращаемся обратно в мир живых. То же самое с необходимостью передвигать брёвна и холмы, нажимать кнопки или избегать встречи с агрессивными духами… Если же преград нет, не покидает неприятное чувство, что можешь что-то упускать из-за пребывания «не в том» мире, отчего постоянно и, как показывает практика, безрезультатно между ними переключаешься туда-сюда.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Итого как попытка преподнести музейные знания в более интерактивной, а потому приятной форме «Человеколось» всё же имеет право на существование. Но с добавлением такого рода интерактива его приходится рассматривать не как книжку с перетекающими друг в друга иллюстрациями, а как игру — и здесь выводы уже другие: ошибки ли проектирования, или нежелание засучить рукава, но что-то повлекло за собой целый ряд серьёзных проблем. К слову, если у других игр ролик и кадры с официальной страницы предлагают только некоторые из примечательных моментов, то The Mooseman показывает практически всё, что у неё есть. Причём из-за разнообразия примеров легко подумать, что это целые главы или хотя бы длительные режимы с какими-то особенностями, однако на деле это может быть снимок пути в десять секунд; да и проходится игра часа за полтора. Конечно, некоторые моменты в ней вполне красивые, но общее качество остаётся на «музейном» уровне. В негативном смысле: как раз музей-то и мог позволить себе таких специалистов и такие бюджеты. К сожалению, проекты схожего пошиба студенты делают за зачёт, полагаясь не на культурную или жанровую ценность результата, а на один лишь нетипичный выбор тем.

Итоговая оценка — 5,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Celeir в 12:00 19 фев 2017

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • maximus388 19 фев 2017 12:30:58

    О, авторам наконец-то раздали таблички с оценками ниже шести, рецензию пока не читал, но рискну предположить, что главная претензия -- это отсутствие изометрии?

    отзывы неплохие у этой самобытной игры, т.ч. занес ее в расширенный список ожиданий, может до лета доберусь, тогда же и выскажусь более конкретно, по существу

  • allyes 20 фев 2017 17:09:43

    Человеколось? Почему не шлакоблокунь?

  • Celeir 20 фев 2017 20:32:34
    Человеколось? Почему не шлакоблокунь?

    Уж такие легенды. Потребуй ответа от древних пермяков

  • allyes 26 фев 2017 18:41:17

    169р не большие деньги, подумал я, а 512м небольшой размер, потому решил посмотреть, что это такое. По первым 3ём минутам понравились арт, музыка и общая медитативность. За что полюбил Лимбо и Ёжик в тумане. А дальше посмотрим...

  • maximus388 26 фев 2017 19:35:52

    у меня несколько знакомых поиграли и положительно отзываются об игре, собственно отзывы в стиме и редкие рецензии яркий тому показатель, что это хороший середнячек

    просто нужно быть осторожнее с пермскими грибами, тогда и впечатления от игры будут менее негативными

  • allyes 30 апр 2017 23:25:19

    Вот загадка то: это как бы и не игра, а интерактивный мультик, но вовлечённость получается получше, чем в каком нибудь Outlast! Что касается подачи - да, она не совсем обычна, не для людей со стандартным мышлением(без обид, да?). Сюжет раскрывается с конца и вроде как непоследовательно пересказывается и логика не совсем понятна, но на то это мифы и придания! Когда в них было что то логичное и последовательное? Так что с повествованием всё хорошо. Музыка. Она замечательна! В пещере полчаса стоял, слушал. И хор в финале. Очень аутентично. Графическое оформление, опять же, очень удачное(очень похоже на Season Fall, Limbo). Вакуль и Страж с копьём(там это Леший, кажется) - приз моих зрительских симпатий! Да, это не совсем игра. Но как то играется. И не без удовольствия! Вот так мы и получили авторский арт-хаус, но вполне доступный(:

  • Оставить комментарий