[Игры года ’17] Подробные итоги от Рамиля Сабырова

Закончился очередной год, а значит, самое время подвести его итоги. По китайскому календарю это был год Огненного Петуха. В реальности, как ни удивительно, тоже. Ну а раз теперь у нас новый формат таких итогов, попробую расписать, что мне понравилось и не понравилось в игровой индустрии в 2017 году XXI века.

banner_st-goty_2017_outcaster.jpg
 

ПРОВАЛЫ ГОДА

1. Steam Direct. Компания Valve обещала избавиться от Steam Greenlight, через который проходит слишком много «мусорных» игр, потому ввела единственный возможный ценз — финансовый. Ну или она так думала. В результате появился Steam Direct, где разработчики платят Valve фиксированную сумму, чтобы выйти на площадку Steam. Теоретически это должно было отсечь школьников и студентов младших курсов, которые загоняли в Greenlight свои любительские поделки. На деле же получилось так, что в 2017-м в Steam вышло настолько много игр, что год поставил все рекорды по количеству коммерческих релизов. Горы мусора, в которых затерялись действительно неплохие и талантливые игры, вынужденные конкурировать с дешёвками на движке GameMaker. Яркий пример ситуации, когда неконтролируемый свободный рынок не работает.

113208-Pic1.jpg

2. Криптовалюты. Сразу оговорюсь, за блокчейном как технологией будущее. Уже сейчас можно представить, как с его помощью ведётся неподдающаяся подделке бухгалтерия, используются сети из сотен компьютеров по всему миру для создания лекарств или расшифровки человеческой ДНК, проводятся честные выборы и референдумы. Но идея валюты, которая держится на доверии, не подкреплённом никакими обязательствами, видится величайшим пузырём в истории. Хотя человечество пережило «тюльпанную лихорадку» — правда, с колоссальными проблемами для голландской экономики. Что касается игровой индустрии, то на ней данное событие отразилось дефицитом видеокарт на пару с подскочившими до неадекватного уровня ценами.

3. Лутбоксы и EA. Лутбоксы в минувшем году были повсюду. Сначала их вяленько ввели в PUBG, несмотря на протесты игроков; затем они стали появляться то тут, то там. Дальше были Assassin’s Creed: Origins, Middle-Earth: Shadow of War и ряд других игр. Но больше всех перестаралась компания Electronic Arts — только она додумалась до того, чтобы ввести лутбоксы в фуллпрайсовые игры как элемент pay-2-win механики. Need for Speed: Payback и Star Wars: Battlefront II почти сразу получили здоровую порцию критики. Такой сильной, что в BFII p2w-механика осталась только в копии для прессы, а в релизе для всех издатель спешно удалил эту систему. Как смог, просто обесценив внутриигровые покупки. А если вспомнить, что в 2017 году EA закрыла студию Visceral Games и провалила релиз Mass Effect: Andromeda, то ей можно смело выдавать премию «Худшая игровая компания 2017».

 


ИГРОВАЯ МУЗЫКА

Игровые композиторы, хоть и пребывают в лёгкой стагнации, не перестают радовать всё новыми музыкальными релизами, которые можно прекрасно слушать и вне игр. Ниже мой персональный топ лучших игровых саундтреков года.

Минимализм в электронике, минимализм в игре. Волшебство для ушей. В Rain World определенно лучший игровой саундтрек 2017 года.

Претенденты: Nex Machina — агрессивный ретровейв; Husk — насколько плоха эта игра, настолько же хороша музыка в ней (к слову, композитор Аркадиуш Рейковский — один из самых многообещающих музыкантов в игровой индустрии. В 2017-м он также порадовал прекрасной стилизацией под Вангелиса в игре >observer_); Hollow Knight — атмосферный эмбиент и энергичные треки во время боёв создали незабываемый эффект; Cuphead — прекрасные джаз и свинг; Ruiner — клубная танцевальная электроника не способна устареть; «Человеколось» — воздушная коми-пермяцкая этника.

 

6 лучших игр, которые я смотрел, но не проходил

В последнее время стал замечать, что всё чаще предпочитаю смотреть стримы, а не играть самостоятельно. Просто нет сил и желания взять в руки мышку или геймпад. А я ведь ещё зачем-то купил новую видеокарту (б/у с Avito, но не суть). Более того, на мой взгляд, стриминговые платформы совершили революцию и позволили людям ненадолго справиться с окружающими их отчуждением и несвободой. Но последнее требует отдельного подробного разговора.
 
113233-Pic2.jpg
 
  1. Divinity: Original Sin 2. Великая RPG, на которую у меня нет времени. Зато для просмотров фончиком на стримах она прекрасно подходит.

  2. CupheadОдна из тех игр, для которых были изобретены стрим-платформы. Можно сколько угодно спорить о том, надо ли на оных играть в сюжетоориентированные проекты, но посмотреть на чистый скилл всегда приятно. Особенно если ещё и сама игра выглядит потрясающе.

  3. Assassin's Creed: Origins. Ситуация, в общем, схожа с D:OS2. С поправкой на то, что игры от Ubisoft ещё и довольно дорогие для того, чтобы играть в них на релизе.

  4. Sonic Mania. Не ждал, не верил, не просил. По тому, что увидел, показалось — лучшая игра о синем еже с конца 90-х. К сожалению, Sega неадекватна и подпортила всё выпуском отвратной Sonic Forces.

  5. Vaporum. Игра, которая могла бы стать сюрпризом года, но если бы не YouTube, я бы о ней даже не услышал. А так весьма симпатичный данжен-кроулер в эстетике стимпанка.

  6. Darkwood. Мрачный сурвайвал-хоррор, в котором действительно важно слово «выживание». Разработчики вдобавок оказались весьма адекватными и самолично выложили игру на торрент-трекеры для пробы.
 

3 лучшие игры, которые я не проходил и не видел

Это скорее «фантазийная» номинация: просто по описанию кажется, что лично мне данные игры понравятся. Но пока нет возможности проверить предположение. Надеюсь, названные проекты не разочаруют, когда я всё-таки до них доберусь.

113247-Pic3.jpg
 
  1. Prey. Люблю хорроры, люблю System Shock 2, люблю оригинальную Prey, люблю Arkane Studios, люблю космос. Все слагаемые успеха перечислены. Не знаю, что может мне помешать насладиться этой игрой, кроме того, что никак не выкрою 30 часов для её прохождения.

  2. ELEX. Игра, которую ненавидит западный игрожур, но восхваляют люди, чьему мнению я доверяю. По их словам, это «Готика-2k17». IGN плюётся от того, что в игре ничего не объясняют, а мир жесток к игроку. Поклонники не могут поверить, что есть игра, в которой ничего не объясняют, а мир жесток к игроку.

  3. Mass Effect: Andromeda. Ладно, я видел начало игры, и оно было достаточно интригующим, чтобы добавить проект в вишлист. Да и визуально игра выглядит очень богато.
А теперь главное блюдо...
 

ЛУЧШИЕ ИГРЫ 2017 ГОДА

В течение года я ознакомился с примерно полусотней новинок. По большей части речь идёт о небольших инди-проектах, ибо ни до чего другого у меня так и не дошли руки. Да и желания не было. Например, хвалёная NieR: Automata и вовсе отталкивала: во-первых, «японщина» в худшем смысле этого слова, во-вторых, нелепая главная героиня, сбежавшая из секс-шопа. Но если что, я готов дать шанс абсолютно любой игре. Даже разруганной всеми вокруг. Мне искренне хочется попробовать Mass Effect: Andromeda. Тем более что многие игроки и игровые журналисты давным-давно ставят оценки рекламным бюджетам, а не самим играм. Чего стоит та же Destiny 2 с высочайшими оценками, при том что открытая бета-версия не вызвала у меня ничего, кроме недоумения. Да и сильно разочаровала The Evil Within 2, которая имеет сумасшедшие рейтинги, но оказалась во всём хуже оригинала. А вот оригинал в своё время разгромили, хотя я бы назвал его одним из лучших сурвайвал-хорроров из когда-либо созданных.

Всего же в 2017 году хочется выделить 15 проектов: 5 игр меня пробрали до глубины души, 5 игр доставили огромное удовольствие геймплеем, историей или атмосферой, и ещё 5 игр просто понравились, пусть даже имели определённые недостатки.

15. Perception
Билл Гарднер, The Deep End Games
 
113319-Pic4.jpg

Слепота — весьма сложное, с трудом описываемое явление. Те, кто с ней столкнулся, вряд ли смогут перенести это на экран, а те, кто зряч, скорее всего будут лишь интерпретаторами чужих слов. Тем интересней Perception — игра о слепой девушке, пытающейся разобраться с призраками прошлого, посетив дом из своих снов. Как ни удивительно, изобразительный ряд игры действительно похож на описание слепоты из той же «Википедии», которая говорит, что абсолютной тьмы почти никто не видит, лёгкая реакция на свет и распознавание очертаний на очень близких расстояниях всё же присутствуют. Более того, игра основана на реальных событиях, а если быть точным, на истории одного из разработчиков, чью прабабушку казнили как ведьму во время Салемских процессов просто из-за её непохожести на среднестатистического жителя того времени.

14. «Человеколось» / The Mooseman
Владимир Белецкий, Morteshka

113333-Pic5.jpg

Небольшая отечественная игра, воспроизводящая коми-пермяцкие легенды и мифы. Кто бы что ни говорил, языческие верования всегда поражают своей архетипичной эпохальностью поверх откровенно бытовой интонации. И «Человеколось» не исключение. Трудно не проникнуться этой историей о каждодневной борьбе за свет, каждый раз заканчивающейся поражением. И вот на следующий день она начинается вновь. Жизнь как круговорот света и тьмы, побед и поражений. А какие ещё мифы могли быть сочинены в тяжёлых климатических условиях Урала? Всё дополнено стильной картинкой и красивым саундтреком с этнофолк-элементами.

13. Road Redemption
Пол Фиш, Иэн Фиш, Джейсон Тейт, Ивен Смит, EQ Games & Pixel Dash Studios

113337-Pic6.jpg

Поразительно, но игра, выглядящая как кусок непечатного материала, получилась действительно интересной. Хотя на ранней стадии альфа-тестирования в «раннем доступе» лично мне она показалась невозможным трэшем, который ничто не спасёт. Этакий Flatout 3, только на мотоциклах. Закрыв глаза на полное отсутствие арт-дизайна, неожиданно понимаешь, что это лучшее наследие Road Rash со времён, собственно, Road Rash 3, выходившей ещё во второй половине 90-х. Налицо непередаваемый драйв и аддиктивность, достигнутая за счёт перевода игры на аркадные рельсы. Речь идёт о геймдизайне, более свойственном аркадным автоматам, когда каждый раз игрок начинает короткую кампанию с самого начала, а главная цель в ней — первое место в таблице рекордов.

12. Life is Strange: Before the Storm
Крис Флойд, Уэбб Пикерсгилл, Deck Nine

113340-Pic7.jpg

Надо сказать, что несмотря на определённую наивность, а местами и банальность сюжетных ходов, авторам удалось создать убедительную атмосферу старшей школы. Да, это не такая удачная игра, как оригинальная Life is Strange, но свои плюсы есть и в Before the Storm. Даже смена актрисы озвучки с Эшли Бёрч на Рианну Девриз не сильно сказалась: более грубая версия Девриз даже больше подходит вздорной старшекласснице. И всё это действие развивается в неспешном ритме инди-рока. Если в прошлый раз саундтрек написала французская инди-группа Syd Matters, то нынче за него ответственна группа Daughter.

11. Dishonored: Death of the Outsider
Харви Смит, Arkane Studios

113343-Pic8.jpg

«Смерть Чужого», как и дилогия «Нож Дануолла» — «Бригморские ведьмы», делает шаг в сторону, обращая внимание на представителей низших сословий, которым два занятые правительственной вознёй лагеря одинаково противны. Особо сильно это проявляется в комментариях Билли по поводу происходящих вокруг неё событий. В отличие от покорного Корво или экзальтированного «золотого ребёнка» Эмили, она активно комментирует творящийся в Карнаке беспредел фразами в духе: «Все богачи — воры». Хотя основной конфликт данной истории крутится вокруг запрещённой религиозной секты Безглазых, поклоняющихся Чужому, Бездне и мёртвому Богу, жившему в античные времена. Весьма интересно, что в мире игры власть принадлежит церкви, отрицающей богов и мистицизм, а реальный Бог существует физически, при этом не совсем являясь богом. Правда, не стоит ждать от дополнения раскрытия каких-либо рациональных секретов Чужого и Бездны, равно как и секрета жизни на материке. Как известно, внутриигровая пропаганда утверждает, что на Пандуссии живут дикари, поклоняющиеся древним богам, но по факту в Островной империи «железный занавес» и его жители понятия не имеют, как живут за границей.

10. Resident Evil VII: Biohazard
Коси Наканиси, Capcom

113347-Pic9.jpg

Эту игру я называл самым ожидаемым релизом 2017 года в прошлогоднем голосовании по «Итогам 2016». И Resident Evil VII: Biohazard действительно оказалась хороша. Но девятичасовое прохождение хотелось бы разделить на три равные трёхчасовые части, не равноценные друг другу. Первая треть — без пяти минут шедевр. Настоящий кинематографический экспириенс, в котором постановочность и интерактивность настолько слиты воедино, что даже не понятно, кат-сцена перед глазами или уже геймплей. Подозреваю, что в VR это выглядит ещё круче. Она перетекает во вторую часть игры, начинающуюся с блуждания по подвалу. Её можно назвать возвратом к корням; данный эпизод больше всего напоминает оригинальную Resident Evil 1996 года, только от первого лица. В общем, играть интересно, но восторга первых минут игры тут нет. Увы, всё портят финальные три часа, где игра превращается в не самый вдохновлённый FPS.

Стоит добавить, что Capcom отчасти исправила ситуацию добавлением уровня сложности «Сумасшедший дом». На нём игра приобретает дополнительную глубину, а первая треть игры, которая в нормальном режиме видится заскриптованной, оказывается наполненной механиками, без использования которых игроку не выжить. Также был выпущен ворох DLC, о которых у поклонников разное мнение: удачные ультрахардкорные режимы «Итан должен умереть» и «55-й день рождения Джека», но посредственные и противоречащие сюжету основной игры «Дочери», в которых сценаристы явно плохо знакомы со сценарием RE7. Однако главная проблема DLC — неадекватно завышенная цена. Да и бесплатный мини-эпизод Not A Hero, посвящённый Крису Редфилду, не особо удовлетворил: всё же он сделан в стилистике финала игры.

9. >observer_
Матеуш Ленарт, Bloober Team

113350-Pic10.jpg

Возрождающуюся моду на киберпанк решили поддержать разработчики из Bloober Team. До этого они выпустили эффектный психологический арт-хоррор Layers of Fear, потому интерес к >observer_ был сильнейшим. И студия никого не разочаровала. Ну, может, за вычетом тех, кто понятия не имел, чего можно ждать от этих поляков. Остальные же получили классическую киберпанк-историю о чёрством детективе, пытающемся найти своего сына в мрачном Кракове будущего. Это мир, в котором бывшая Польша — это перенаселённая граница западного мира, вечно воюющего с восточными ордами. Мир, в котором люди бегут от ужасающей реальности в иллюзорное пространство аугментаций, новых цифровых религий и виртуальной реальности.

Но дело не в том, что это слишком классический киберпанк, а в том, что у него есть своя уникальная фишка. Речь о психоделично-сюрреалистичных видениях, которые просматривает герой в озвучке Рутгера Хауэра, а вместе с ним и игрок, посещая сознание других людей. Собственно, выведенный в заголовок «Наблюдатель» — должность нашего протагониста, который имеет возможность наблюдать чужие воспоминания. Но это не просто просмотр картинок из прошлого, а настоящий подсознательный кошмар, в котором всё построено на логике сновидений, а каждый человек запоминает происходящее на свой лад. Как говорил герой линчевского «Шоссе в никуда»: «Я не люблю видеокамеры, предпочитаю запоминать всё по-своему». И это «по-своему» у каждого персонажа уникально. Кто-то ведёт схематичное тусклое существование, пока не встречает любовь всей жизни, у другого каждый сантиметр сознания пронизан паранойей, а третий видит мир как враждебную субстанцию. И здешние видения потрясающе срежиссированы, от них становится по-хорошему плохо и неуютно. Но также они серьёзная преграда, мешающая насладиться игрой тем, кому тяжело переносить подобный калейдоскоп образов.

8. Nex Machina
Гарри Крюгер, Housemarque

113354-Pic11.jpg

Разработчики из Housemarque уже успели посетовать на то, что их последняя игра провалилась в продажах и что жанр аркадных игр мёртв. К счастью, не могу с ними согласиться. Аркадные игры живы! Файтинги и так живее всех живых, но и требующие скилла шутеры или экшены никуда не делись. В 2016 году вышла стильная Furi, в 2017-м мы получили сверхуспешную Cuphead, и это не вспоминая десятки всевозможных инди-игр, хороших и плохих. Даже вышеупомянутая Road Redemption поставлена на рельсы игры из зала аркадных автоматов. Другое дело, что по самым разным причинам провалилась именно Nex Machina. Не помог даже релиз на PC, а ведь прежде игры студии были эксклюзивами PlayStation.

Сама же игра — высококачественный bullet-hell. Каждая партия — это цветастая дискотека из взрывов, выстрелов и разноцветных противников, способная бросить вызов даже самым заматеревшим игрокам. Особенно стоит отметить продвинутый движок, использующий воксели для рендеринга изображения. Он уже применялся в предыдущих играх студии, но в Nex Machina инженеры из Housemarque вывели его на новый уровень. Однако чтобы не показаться дилетантом, порекомендую прочесть подробный технический разбор от Digital Foundry.

7. Outlast 2
Филипп Морин, Red Barrels

113358-Pic12.jpg

Тот случай, когда сиквел оказался на голову выше оригинала. В него интересней играть, но главное, его интересно обсуждать. Это не простенькая история о человеке, запертом в психиатрической лечебнице, а настоящий трип в глубины человеческого сознания и психологии. Многослойная история, которая включает в себя и религиозное безумие, и противоборство мировоззрений, и историю человека в безвыходной ситуации, и психологический хоррор, и метафорическое переложение периода беременности, и даже капельку конспирологии.

Outlast II — одна из немногих игр, которые вообще можно анализировать и разбирать. В индустрии всё же царит засилье чистого геймплея поперёк героического пафоса — а при прохождении игры от Red Barrels руки сами тянутся к томику представителя Франкфуртской школы социолога и психоаналитика Эриха Фромма, например его «Бегству от свободы» или «Психоаналитике и религии». Вторая Outlast — прекрасная иллюстрация к его психологии религии и особенно той её части, которая посвящена так называемым авторитарным религиям, где вся жизнь человека подчинена вере в Сверхчеловека-Бога. К слову, тема религии в играх редко затрагивается, и кроме TES III: Morrowind (в ней рассматривалась очень сложная система тоталитарной религии, в которой люди превратились в богов-тиранов, чем-то напоминавшая современные авторитарные страны, например КНДР) нормальные и продуманные примеры сложно вспомнить.

6. Hellblade: Senua’s Sacrifice
Тамим Антониадес, Ninja Theory

113401-Pic13.jpg

Многие знают об этом проекте как об успешном эксперименте по созданию не зависимой от крупных издателей игры с относительно высоким производственным бюджетом. И тут можно только восхититься Тамимом Антониадесом и его командой. Но ведь Hellblade: Senua's Sacrifice ещё и очень хорошая игра с неплохой боевой системой и несколькими необычными механиками — чего только стоит уровень в полной темноте, напоминающий по стилистике Perception. За основу были взяты история Британских островов и скандинавские мифы, которые переплелись в психологически нестабильном сознании девушки по имени Сенуа. Игра рассказывает о захвате нормандцами (или, как их тут называют, северянами) Британии с почти полным уничтожением кельтского племени пиктов. Именно к последним и относится героиня.

Её разум повреждён, она страдает от психозов, но никакой диагностики и уж тем более лечения в те годы не предполагалось, потому психозы не были подавлены, а развились. Сенуа отправляется мстить за убийство своего возлюбленного, но не северянам, а северным богам. Ведь именно в их честь совершались человеческие жертвоприношения понаехавших викингов. И раз боги приняли эти жертвы, она готова обрушить на них возмездие. Вполне очевидно, что истинная борьба происходит не наяву, а внутри самой Сенуа, которая пытается побороть свои страхи и принести финальную жертву.

5. Detention
Дой Чьянг, Red Candle Games

113405-Pic14.jpg

Иногда бывают случаи, когда талантливые люди просто собираются вместе и творят. У них нет денег, опыта, связей, но благодаря таланту и энтузиазму они способны сворачивать горы. Именно такими оказались ребята из тайваньской студии Red Candle Games. Их Detention появилась из ниоткуда и могла бы легко сгинуть в пучинах Steam, но неожиданно её заметили. И это стоило того. Игра оказалась не только атмосферным хоррором в жанре point-n-click adventure, но и настоящим авторским высказыванием, способным зацепить многих.

На первый взгляд всё кажется обыденным и не заслуживающим внимания. Азиатская школа, призраки, перекрывающие путь решётки, ржавые стены. В общем, всё что-то неуловимо напоминает. Но ближе к середине повествования что-то ломается, и проект начинает играть новыми красками. Это очень личная и в то же время масштабная история. Не просто рассказ о «белом терроре» в Китайской Республике, окопавшейся на острове Тайвань, когда за любую подозрительную деятельность можно было получить обвинение в «пропаганде коммунизма», а там тюрьма, пытки и, может быть, даже расстрел. Detention ещё и про жизнь в тяжёлое время, про память о нём, про способность примириться со своим собственным прошлым и с общей историей, какой бы жестокой она ни была.

4. Hollow Knight
Ари Гибсон, Уильям Пеллен, Team Cherry

113409-Pic15.jpg

Жанр метроидваний довольно консервативный и устоявшийся. Все не просто копируют игровую механику оригинальных Metroid, хотя в большей степени Castlevania: Symphony of the Night, но и точно так же забывают об остальных аспектах игры. Чаще всего в подобных играх, как ни странно, страдает сюжетная составляющая. Тем удивительней, что Hollow Knight — это игра, после которой щемит сердце и тяжело не посочувствовать здешним милым букашкам, которые по ходу приключения превращаются из забавных мультяшных образов в полноценных персонажей со своими собственными переживаниями. А Холлоунест оказывается одним из самых продуманных вымышленных миров последних лет.

Но игра цепляет не только нарративно. Всё это ничего бы не стоило, если бы не выверенный до миллиметра геймдизайн. Не будет преувеличением сказать, что Hollow Knight — лучшая метроидвания из когда-либо созданных. Такого уровня проработки не было даже у Nintendo. Тут просто нет ни одной лишней, ни одной раздражающей механики. Боёвка отзывчивая, способности интересные, изучать мир можно очень долго, при этом его нелинейность нетипична для жанра. Во многие места можно попасть, не имея нужной способности, но обладая скиллом, хотя со способностью будет раз в пять легче. Есть прямая зависимость: чем лучше пользователь умеет играть, тем быстрее он проникнет в самые глубокие пещеры Холлоунеста.

3. Playerunknown’s Battlegrounds
Брендан Грин, Bluehole

113413-Pic16.jpg

Нельзя представить список лучших игр без этого победителя всех чартов по продажам. Спорить о данной игре можно очень долго, но большего вклада в развитие игровой индустрии, чем PUBG, в 2017 году не внёс никто. Это не просто главный популяризатор мультиплеерного поджанра «королевская битва», но и главный пропагандист серьёзных шутеров. Помнится, в начале 2000-х все играли в Operation Flashpoint, но с тех пор ландшафт PC-гейминга изменился так сильно, что симулятор боевых сражений превратился в нишевое развлечение не для всех. Тем приятнее, что хотя бы PUBG пытается привить любовь к играм, где действительно нужно уметь играть.

Хотя главная заслуга PUBG — это генерация ситуаций. Иногда смешных, иногда неловких, иногда очень напряжённых. Но всегда игра пытается удивить вопреки своей репетативной сущности. Только здесь можно погибнуть, сев в спокойно стоящий «уазик»: там на заднем сидении способен заныкаться маньяк-убийца. Только здесь можно начать тащить под конец матча со слабым пистолетом просто потому, что все панически бросаются бежать в центр зоны с изрядно пошатнувшимся здоровьем. Только здесь можно пережить выстрел шрапнели в спину, вовремя подобрав сковороду.

2. Rain World
Йоар Якобссон, Videocult

113418-Pic17.jpg

Одна из самых необычных игр, в которые я когда-либо играл. По скриншотам оценить уровень новаторства невозможно. Проект выглядит как очередной 2D-платформер, но стоит запустить его, как выясняется, что ничего подобного ещё свет не видывал. Слизнекот — наш протагонист — управляется по всем законам физики. Это не просто спрайт, бегающий по экрану, а тушка со своей физикой и очень детальной анимацией последней. В игре не только ощущаешь вес персонажа, но и частенько можешь проиграть из-за того, что неправильно просчитал оный, в итоге протагонист катится кубарем с пригорка в пасть одной из местных хищных тварей.

Экосистема Rain World — ещё одно достижение разработчиков. Игра населена самыми чудными созданиями, на какие способна человеческая фантазия, и все они являются частью сложного мира. Причём игрок активно влияет на него: если быть слишком агрессивным, то мир отплатит насилием через день-два (а в Rain World реализована смена времени суток), если вести себя дружелюбно, то некоторые создания ответят добром на добро. Но самое прекрасное здесь то, что разработчики не оставляют инструкций. Они просто забрасывают игрока в этот очень странный мир и говорят: «Экспериментируй, узнавай на своём горьком опыте, что тут нужно делать». Rain World — одна из самых сложных игр года, но именно поэтому она гениальна. Как сама жизнь.

1. What Remains of Edith Finch
Иэн Даллас, Giant Sparrow

113421-Pic18.jpg

Люди рассказывают истории. Одна из фундаментальных теорий происхождения человека как существа с сознанием заключается в том, что он стал рассказывать истории. Вторая — что труд породил человека, так как он стал использовать орудия труда, следовательно, стал заниматься творческим процессом, что недоступно для других животных. И из ручного творчества (первые зубила, каменные топоры и ожерелья из ракушек) родился язык, который стал средством рассказа всё тех же историй. В общем, как ни крути, а тяга к сочинительству лежит глубоко в нашей генетической памяти. What Remains of Edith Finch, собственно, состоит из небольших историй, которые титульная героиня рассказывает нам. Каждая история по-своему обыденная, но благодаря красноречию рассказчицы становится событием не только на экране, но и по эту сторону, пробуждая бурю чувств.

Простота этих историй способна найти отклик в каждом. Но бытописательством никого не удивишь, потому в ход идут метафоры, аллегории, гиперболы, субъективный взгляд, отстранение. Как это можно передать в литературе и кино, многие давно знают — но как их можно применить в видеоигре? Студия Giant Sparrow фактически превратила каждый рассказ об очередном члене семейства Финчей во встроенную мини-игру со своим уникальным геймплеем.

И вот летит змей, сбивая с неба стихотворные строки. И вальс Чайковского аккомпанирует нашему плаванию. И к звёздам мы готовы устремиться вдруг. Или же готовимся к коронации. Но жизнь подстерегает за углом всегда. Кого-то она настолько страшит, что заставляет выдумать родовое проклятие. Однако ничего ужасного в ней нет. Главное, помнить о смерти и не забыть о том, что оставить в качестве своего наследия. Ведь после смерти ждёт только абсолютная пустота. Как написано на надгробии известного японского кинорежиссёра Ясудзиро Одзу: «Ничто», но это там пустота, а в нашем мире он оставил полсотни фильмов, которыми восхищаются тысячи человек во всём мире.

Outcaster в 15:32 30 янв 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 30 янв 2018 15:47:00

    Отличные итоги, верстать было одно удовольствие :smile:

  • VatsOfGoo 30 янв 2018 16:04:57

    Понравилась подача материала. #пишиещё

    С Prey, кстати, такая же беда. Всё никак времени не найду на него. :confused:

  • thatbelive 30 янв 2018 16:31:13
    Outcaster в 15:32 30 янв 2018 сказал:

    Да и сильно разочаровала The Evil Within 2, которая имеет сумасшедшие рейтинги, но оказалась во всём хуже оригинала. А вот оригинал в своё время разгромили, хотя я бы назвал его одним из лучших сурвайвал-хорроров из когда-либо созданных.

    Браво. Жму руку.

  • KartmanRU 30 янв 2018 17:06:11

    Хорошо написано, интересно, современно, от души. Впервые вижу обзорный текст, у которого хочется поучиться. Спасибо.

  • True4k 30 янв 2018 17:18:03

    Wat? Какие сумасшедшие рейтинги у EW2? Новости из параллельной вселенной? Или 76 теперь стала "сумасшедшим" рейтингом?

    Да и назвать игрой года "игру" без геймплея на два часа это такое себе. С другой стороны автор хочет быть нитакойкакфсе, тоже хорошая цель. Лет в 15.

  • UmorkaTv 30 янв 2018 18:09:21

    Великолепная статья, информативностью в год. Готов поспорить, что человек пролежав 2017 г. в коме, после прочтения вашей статьи наверстает упущенное. Огромное спасибо, за уделенное время статье Outcaster`у, подписка и +rep!

  • unit_sw 30 янв 2018 18:15:47

    Пять человек подвели итоги года и нигде не упомянут великолепный Pyre. Ну как так то?

  • doctorsmell 30 янв 2018 18:44:44
    unit_sw в 18:15 30 янв 2018 сказал:

    Пять человек подвели итоги года и нигде не упомянут великолепный Pyre. Ну как так то?

    Pyre хорош, но, к сожалению, студия Supergiant так и не может достичь уровня Bastion. Такое ощущение, что они взяли из Bastion худшее и построили вокруг этого следующие свои игры. Я прошёл Pyre с удовольствием, мне понравилась история и персонажи, но геймплей, к сожалению, не зацепил и был больше помехой.

  • stix66 30 янв 2018 19:46:45

    Pyre и Финчи то, что надо - концентрация удовольствия в чистом виде. Серия итогов отличная задумка и реализация.

  • Outcaster 30 янв 2018 20:31:09

    До Pyre руки не дошли. К сожалению, в сутках 24 часа)

  • AndrOFF 30 янв 2018 21:19:38
    True4k в 17:18 30 янв 2018 сказал:

    Wat? Какие сумасшедшие рейтинги у EW2? Новости из параллельной вселенной? Или 76 теперь стала "сумасшедшим" рейтингом?

    Да и назвать игрой года "игру" без геймплея на два часа это такое себе. С другой стороны автор хочет быть нитакойкакфсе, тоже хорошая цель. Лет в 15.

    Полностью согласен с комментатором

  • ealeshin 30 янв 2018 21:29:11
    AndrOFF в 21:19 30 янв 2018 сказал:

    Полностью согласен с комментатором

    Комментатор, очевидно, не в курсе, что это авторские "Итоги года" и они не обязаны совпадать с мнением большинства. В конце концов, для кого-то и последняя Persona игра года.:D

  • L34ars 30 янв 2018 21:41:35
    ealeshin в 21:29 30 янв 2018 сказал:

    Комментатор, очевидно, не в курсе, что это авторские "Итоги года" и они не обязаны совпадать с мнением большинства. В конце концов, для кого-то и последняя Persona игра года.:D

    Для меня например)

  • ealeshin 30 янв 2018 21:47:06
    L34ars в 21:41 30 янв 2018 сказал:

    Для меня например)

    Ну ок, есть лишние 150-200 часов - играй на здоровье. А автор писал, что на многое времени не хватило.

  • Evangelion_1 30 янв 2018 23:03:03
    Outcaster в 15:32 30 янв 2018 сказал:

    6 лучших игр, которые я смотрел, но не проходил

    В последнее время стал замечать, что всё чаще предпочитаю смотреть стримы, а не играть самостоятельно. Просто нет сил и желания взять в руки мышку или геймпад. А я ведь ещё зачем-то купил новую видеокарту (б/у с Avito, но не суть). Более того, на мой взгляд, стриминговые платформы совершили революцию и позволили людям ненадолго справиться с окружающими их отчуждением и несвободой. Но последнее требует отдельного подробного разговора.

    Да как вы не побоялись то и посмели здесь такое написать?! Ведь этот форум кишит активистами, которые готовы найти в реале и на бутылку посадить всех тех, кто проходит игры на Твиче или ютубе, а потом на основании этого делают выводы по игре и пишут комменты, по мнению активистов это зашквар. Оглядывайтесь.

    Outcaster в 15:32 30 янв 2018 сказал:
    1. Assassin's Creed: Origins. Ситуация, в общем, схожа с D:OS2. С поправкой на то, что игры от Ubisoft ещё и довольно дорогие для того, чтобы играть в них на релизе.

    Да вы смельчак (или глупец), в одном посте такие вещи писать. Ведь опять же, на этом форуме (по их комментам в соотв. темах) большинство активисты с з/п 50-75т.р., все они счастливые обладатели консолей или видеокарт за 60т.р., покупающие игры по 2,5-5 т.р, по паре в месяц, или делающие предзаказы. Предзаказы, Карл. А вы пишете что "довольно дорогие для того, чтобы играть в них на релизе". Оглядывайтесь.

    Outcaster в 15:32 30 янв 2018 сказал:

    6 лучших игр, которые я смотрел, но не проходил

    В последнее время стал замечать, что всё чаще предпочитаю смотреть стримы, а не играть самостоятельно. Просто нет сил и желания взять в руки мышку или геймпад. А я ведь ещё зачем-то купил новую видеокарту (б/у с Avito, но не суть). Более того, на мой взгляд, стриминговые платформы совершили революцию и позволили людям ненадолго справиться с окружающими их отчуждением и несвободой. Но последнее требует отдельного подробного разговора.
    1. Divinity: Original Sin 2. Великая RPG, на которую у меня нет времени. Зато для просмотров фончиком на стримах она прекрасно подходит.

    3 лучшие игры, которые я не проходил и не видел

    Это скорее «фантазийная» номинация: просто по описанию кажется, что лично мне данные игры понравятся. Но пока нет возможности проверить предположение. Надеюсь, названные проекты не разочаруют, когда я всё-таки до них доберусь.

    1. Mass Effect: Andromeda. Ладно, я видел начало игры, и оно было достаточно интригующим, чтобы добавить проект в вишлист. Да и визуально игра выглядит очень богато.

    ЛУЧШИЕ ИГРЫ 2017 ГОДА

    Но если что, я готов дать шанс абсолютно любой игре. Даже разруганной всеми вокруг. Мне искренне хочется попробовать Mass Effect: Andromeda. Тем более что многие игроки и игровые журналисты давным-давно ставят оценки рекламным бюджетам, а не самим играм.

    А вот тут я не понял. Фантазия, но с сарказмом? "Лучшие игры, которые я не проходил и не видел", "по описанию кажется, что лично мне данные игры понравятся", это из рубрики "не читал, но осуждаю", только со знаком +? Ну ладно для вас "Divinity: Original Sin 2. Великая RPG", свое мнение вы сделали по стримам, лично я это понимаю и принимаю, в отличии от некоторых активистов аля "лично не играл, не мужик (геймер)", но Mass Effect: Andromeda, которая может понравится лишь по описанию и из-за визуального ряда? Комменты, обзоры, рейтинг - ничто, описание к игре и визуальщина - покупаю? Пиарщики и маркетологи знают про это и используют ли?
    Не уловил, не осуждаю, пробуйте, если хочется, ну а я в раздумье.

  • Celeir 30 янв 2018 23:18:55
    Evangelion_1 в 23:03 30 янв 2018 сказал:

    Комменты, обзоры, рейтинг - ничто, описание к игре и визуальщина - покупаю? Пиарщики и маркетологи знают про это и используют ли?

    Если знать, как играть (на что обращать внимание, а что игнорировать), то вполне себе средняя игра.

    Причём такие рекомендации есть и очень важны даже у обласканного публикой третьего Ведьмака.

  • Lamurchik 30 янв 2018 23:19:01

    После редизайна уже вторая отличная статья на портале. Прям любо-дорого читать. Надо будет-все-таки hollow knight купить таки и ачивки повыбивать.

  • Outcaster 30 янв 2018 23:19:53

    Я вообще не понял "мемов" про Андромеду и её анимацию. Точнее их злость что-ли. Ведь когда шутили про Скайрим, Фолл4 или неадекватную Плотву такого баттхерта от самих игр не было. Хотя Фолл 4 тот еще проходняк) А так, мне понравился пролог игры и сюжетная завязка. Дальше решил себе не спойлерить. Что там на самом деле не знаю. Рецензий не читал, чужие мнения проматывал. Сохраню интригу до личного знакомства. Разочаруюсь - ок.

  • Lamurchik 30 янв 2018 23:22:17
    Celeir в 23:18 30 янв 2018 сказал:

    Причём такие рекомендации есть и очень важны даже у обласканного публикой третьего Ведьмака.

    Андромеда, кстати, норм после патчей. В игре много отличного контента помимо дрочи и в этот раз - дрочь совсем опциональна. Графен, отличный гамеплей и одни из лучших персонажей у биоварей вообще. Даже парочка Райдеров - замечательно прописана, видно рост из зеленых юнцов в лидеров и тд и тп.

    А в сети только над рожами и ржут, в игру не играв. У меня, лично, пукан от серии давно сгорел в МЕ3, поэтому вбоквел воспринялся спокойно. Чего тут хоронить-то, если уже давно все было похоронено аутизмом из финала третьей части.

  • Evangelion_1 30 янв 2018 23:32:04
    Outcaster в 23:19 30 янв 2018 сказал:

    Я вообще не понял "мемов" про Андромеду и её анимацию. Точнее их злость что-ли. Ведь когда шутили про Скайрим, Фолл4 или неадекватную Плотву такого баттхерта от самих игр не было. Хотя Фолл 4 тот еще проходняк) А так, мне понравился пролог игры и сюжетная завязка. Дальше решил себе не спойлерить. Что там на самом деле не знаю. Рецензий не читал, чужие мнения проматывал. Сохраню интригу до личного знакомства. Разочаруюсь - ок.

    В этом то и прикол. Разработчики под гнетом издателей (или пиарщиков) научились делать убойные первые 5-10ч, чтобы заманить, так сказать закинуть крючок, а вот дальнейшее времяпровождение в таких играх уныло до безобразия. Может еще порадуют пару запоминающимися часами в конце игры. Примером как раз служит Andromeda и Need for Speed™ Payback, в которые даже давали поиграть первые 10ч бесплатно, понимаете? Бесплатно, чтобы завлечь, ибо эти 10ч сделаны на высоком уровне. Но в игры уровня и жанра Andromeda не играют по 10-15ч.
    И да анимация в Andromeda была забавной, но над этим лишь шутили, а не оценивали только за это.

    Цитата

    Разочаруюсь - ок.

    Да не вопрос. Дерзайте. Вы же не из тех, кто потом скажет что его не предупреждали.

  • Lamurchik 30 янв 2018 23:39:43
    Evangelion_1 в 23:32 30 янв 2018 сказал:

    И да анимация в Andromeda была забавной, но над этим лишь шутили, а не оценивали только за это.

    Когда я на каком-нибудь пикабу вижу хейт треды по андромеде, там в качестве основного аргумента идет

    BATNJOV.png

  • Evangelion_1 30 янв 2018 23:42:51
    Lamurchik в 23:39 30 янв 2018 сказал:

    Когда я на каком-нибудь пикабу вижу хейт треды по андромеде, там в качестве основного аргумента идет

    BATNJOV.png

    Ну посмотрите в лов тредах или нейтрал ревью нот хейт тредах какие там аргументы, я в пикабу не силен.

  • Lamurchik 30 янв 2018 23:45:43
    Evangelion_1 в 23:42 30 янв 2018 сказал:

    я в пикабу не силен.

    Там очень обобщенная и максимально широкая аудитория. Хочешь узнать тренд и настроение в массах? Иди туда.

  • Dante_066 31 янв 2018 03:45:10
    Outcaster в 15:32 30 янв 2018 сказал:

    хвалёная NieR: Automata и вовсе отталкивала: во-первых, «японщина» в худшем смысле этого слова, во-вторых, нелепая главная героиня, сбежавшая из секс-шопа. Но если что, я готов дать шанс абсолютно любой игре.

    хвалёная NieR: Automata и вовсе отталкивала: во-первых, «японщина» в худшем смысле этого слова, во-вторых, нелепая главная героиня, сбежавшая из секс-шопа. Но если что, я готов дать шанс абсолютно любой игре.

    Советую "дать шанс" именно этой игре.

  • Broccoli 31 янв 2018 04:00:37

    Странно, что в данном топе вообще есть Sonic Mania. Ведь это, по сути, фанатский хак. А не полноценная, самостоятельная игра.

    Я так понимаю, хайповых представителей Визуальных Новелл сюда по принципу не добавили, или автор просто не знаком с таким явлением игропрома? И да, да... Я толсто намекаю на Doki Doki Literature Club, который в последнее время у всех на слуху, и... если задуматься, проект действительно интересный. Начиная интересным сюжетом, и заканчивая возможностью разобрать игровые файлы ради поиска пасхалок, или толстых намеков от разработчика. Ну или можно посмотреть об этом на ютубе, да.

  • Outcaster 31 янв 2018 14:02:12
    Broccoli в 04:00 31 янв 2018 сказал:

    Странно, что в данном топе вообще есть Sonic Mania. Ведь это, по сути, фанатский хак. А не полноценная, самостоятельная игра.

    Полноценная игра, сделанная модерами. И тот случай, когда уж лучше бы они делали игры про Соника, чем сама Сега и её Тим Соник

  • allyes 31 янв 2018 14:40:38

    Hellblade не пробовал. Очень возможно, что стоящая... Из остального списка могу согласиться с Человеколосем и Эдит Финч. Самые лучшие НЕигры, что доводилось видеть мне.

  • Veiser 31 янв 2018 14:43:30

    За Hollow Knight респект. Но что "лучшая метроидвания из когда-либо созданных", это уже перебор по мне.

  • Broccoli 31 янв 2018 16:03:09
    Outcaster в 14:02 31 янв 2018 сказал:

    Полноценная игра, сделанная модерами. И тот случай, когда уж лучше бы они делали игры про Соника, чем сама Сега и её Тим Соник

    Ну, тут я согласен. Умудрится высрать проект под названием Sonic Forces, это надо уметь.
    Три часа геймплея.
    Тупейший сюжет.
    Копипаст уровней в самой игре + из Generations. Это ужас, за всю игру, одни и те же уровни повторяются раз этак 5. И так почти у каждого уровня.
    Разработка игры - 4 года!!!
    И куча всего остального - все это Sonic Forces.

  • Sefirot94 02 фев 2018 11:14:00
    Outcaster в 15:32 30 янв 2018 сказал:

    Ведь после смерти ждёт только абсолютная пустота.

    После смерти нет пустоты

    Outcaster в 15:32 30 янв 2018 сказал:
  • Оставить комментарий