[Рецензия] Outer Wilds (PC)

Каждый раз, когда я просыпаюсь, я вижу в темном небе яркую вспышку. Что-то происходит там, наверху, что-то очень важное. Что-то, что предупреждает нас о грядущей опасности.

Раз за разом я вскакиваю и устремляюсь в лифт, который ведет меня к моему кораблю. Меня подгоняет решимость. Только я могу разобраться во всем происходящем. И только мне, похоже, все это интересно. Остальные не понимают. Они ничего не помнят и не верят мне.

Ну а я… Я должен докопаться до истины. У меня просто нет другого выбора. Я не могу проиграть. Ведь каждый мой проигрыш вновь ведет ко странному сну… И той самой яркой вспышке на звездном небе.

banner_st-rv_outerwilds_pc.jpg

День Камелека

Детище Mobius Digital умудряется вызывать у игрока ворох разнообразных эмоций. Первые минут двадцать игра просто раздражает. Сначала вокруг главного героя водятся исключительно странные худощавые гуманоиды с четырьмя глазами, которые пытаются неловко шутить и с большой долей иронии относятся к желанию протагониста отправиться в открытый космос — такое отношение вот так вот, с ходу, вряд ли может кого-то порадовать. Потом ты материшься и борешься со здешним управлением, параллельно пытаясь вникнуть в странные законы мира Outer Wilds и понять, чего же именно от тебя хотят. Затем ты, наконец, добираешься до корабля (это сборище хлама что, и есть мое надежное космическое судно?), взмываешь ввысь и… Осознаешь вдруг, что не знаешь толком, куда тебе двигаться дальше и что делать. Никто не говорит тебе, куда лететь, никто не пишет заботливо в твой дневник о том, что нужно сделать, никто не ставит тебе пометку в углу экрана с указанием текущей задачи. Ничего. Ты даже толком не понимаешь, кто есть ты сам и что вообще вокруг происходит.

6.jpg

Outer Wilds — одна из немногих игр, где у тебя есть возможность самолично упасть в Черную дыру. И пережить это.

Спустя примерно час геймплея, когда ты успел разведать обстановку и нащупал в игре намеки на приличный и не слишком стандартный сюжет, ты уже просто не можешь от нее оторваться. И Outer Wilds напоминает тебе не какую-то странную инди-поделку, а очень точный и изящный перенос детских мальчишеских фантазий на тему полетов в космос:

• Когда любой агрегат, слепленный из дерева, непонятных железок и подручной электроники, запросто способен стать для тебя небольшим уютным домом, способным к перемещению в межзвездном пространстве.
  • Когда любые встреченные сложности решаются за несколько секунд и когда все встреченные тебе люди (или, по крайней мере, существа одного с тобой вида) перестают видеть в тебе очередного выскочку и начинают смотреть на тебя с уважением.
  • Когда твой такой привычный круглый мир на самом деле оказывается очень компактным и когда выясняется, что и все окрестные планеты почти такие же.
  • Когда в глубинах космосах и правда много интересного, однако некоторые вещи представляют большую опасность и на самом деле способны вызвать панический ужас.

В какой-то момент, играя в Outer Wilds, ты на полном серьезе можешь перестать ощущать себя взрослым состоявшимся человеком и вдруг осознать, что тебе снова десять лет, что тебе по-прежнему хочется стать космонавтом, сидеть вечерами у костра и смотреть на звездное небо и что любой твой шаг вперед жизненно необходим всему миру.

В этом плане карикатурность мира проекта и заданный настрой только подкупают. В данной планетной системе есть множество загадок, которые необходимо разгадать, дабы избежать взрыва Сверхновой и гибели всего живого, но об этом почти никто почти ничего не знает, кроме главного героя, который, ко всему прочему, еще и попал во временную петлю по непонятным причинам и теперь после каждого провала вынужден просыпаться на своей стартовой позиции. Те же персонажи, что понимают в происходящем чуть больше остальных, не предпринимают никаких попыток спастись самим или спасти других, вместо этого они предпочитают играть на личных музыкальных инструментах и проводить время у костра. Поэтому весь груз ответственности за спасение возлагается исключительно на игрока.

7.jpg

Некоторые места в игре хранят не только вековые тайны, но и самые настоящие жуткие опасности.

Различные звуки, кстати, играют в Outer Wilds очень важную роль, у главного героя даже есть особый агрегат, улавливающий звуковые волны на большом расстоянии и в разном диапазоне. С его помощью можно как находить новые интересные места, так и обходить стороной кое-какие опасности.

Вторым полезным инструментом в арсенале протагониста является мобильный разведчик, который способен находить в пространстве залежи так называемой невидимой материи, встреча с которой оказывается смертельной.

Геймплейно вся Outer Wilds заключается в путешествии по планетам одной небольшой системы, чтении записок и дневников, а также попытках разгадать несколько тайн, которые впоследствии обязательно складываются воедино. Сражений в игре не предусмотрено, главный герой вместе с игроком борются исключительно с неблагоприятными условиями и стечением обстоятельств. Помимо упомянутой выше невидимой материи убить протагониста могут закончившийся кислород, столкновение с поверхностями на высокой скорости, а также разрушение скафандра или космического корабля. Некоторые поломки судна, к слову, можно устранить, но для этого придется покинуть его безопасные стены.

8.jpg

После гибели у тебя будет возможность еще раз кратко ознакомиться с событиями, которые к ней привели.

Каждый космический объект представляет собой полноценный и уникальный мирок со своими законами и физическими особенностями, которые жизненно необходимо учитывать в расследовании. К примеру, на Пучине Гиганта, покрытой бескрайним океаном, постоянно бушуют гигантские торнадо, то и дело выкорчевывая немногочисленные участки суши и швыряя их прямиком в открытый космос. В то время как двойная планетарная система Песочные Часы представляет собой странный естественный механизм, в котором одна планета плавно перетекает в другую при помощи песка. Или вот Чужак — на первый взгляд, это обычная ледяная комета, на которой нет ничего интересного. Однако стоит только дождаться ее приближения к солнцу и таяния льдов на поверхности, как взору открывается целый подземный лабиринт со своими загадками.

Любопытно также, что в Outer Wilds, похоже, действует негласная пространственная аномалия, благодаря которой содержимое некоторых планет значительно превосходит по объему их поверхности. Иначе говоря, даже в маленькой на первый взгляд планете может скрываться свой собственный огромный внутренний мир.

Ах да, а еще тут кое-где растут деревья, прямо посреди космической пустыни. Ну а там, где есть деревья, — обязательно есть воздух и местечковая атмосфера, в которой можно пополнить запасы воздуха.

Это все к слову о мальчишеских фантазиях.

9.jpg

Местная планетная система. Космических объектов не много, не обольщайтесь. На полное их исследование может уйти пара десятков часов.

Некоторые геймеры, посмотрев на ролики и скриншоты проекта, поспешили сравнить его с космосимом No Man’s Sky. Однако на деле игра является близкой родственницей Subnautica: тут есть такие же сильно отличающиеся друг от друга биомы-планеты; такая же загадочная и могущественная инопланетная цивилизация, с осколками которой напрямую связан сюжет; необходимость следить за запасом здоровья и топливом; корабль-дом; возрождение в безопасном убежище в случае гибели; и даже свои жуткие и огромные плотоядные рыбы, живущие внутри одной из планет. Увы, в нашем случае перед последними главный герой абсолютно беспомощен, однако это никак не мешает проявлению у игрока той почти что аналогичной наркотической зависимости от исследования мира, что присутствовала в подводном выживастике от Unknown Worlds

Все собранные элементы сюжетного паззла удобно располагаются в бортовом журнале, герой автоматически вносит туда новые сведения и связывает их между собой. Таким образом разрешается вопрос «что делать дальше?» — достаточно только время от времени заглядывать в компьютер на корабле.

Объективных недостатков у Outer Wilds не много. В данный момент игра разве что способна неприятно удивить внезапным падением счетчика FPS — и это при вполне приличной, но далеко не самой передовой графике. Очень надеюсь, что сей прокол разработчики оперативно залечат ближайшим патчем.

10.jpg

Помимо различного тяготения на некоторых планетах можно столкнуться и с искусственной гравитацией, позволяющей гулять по стенам.

Субъективных же поводов для недовольства ровно два. Во-первых, это управление. С одной стороны, задействованных клавиш в игре всего ничего, а многие действия (ремонт, автопилот, расшифровка древних записей) вообще до предела упрощены. С другой, управлять тем же кораблем или перемещением героя в скафандре бывает очень непросто. Особенно если учесть, что на некоторых планетах действуют свои физические законы, с которыми также необходимо считаться.

Вторым моментом является та самая временная петля, про которую я уже говорил выше. Опять-таки, однозначную оценку этому элементу дать нельзя, однако во всей в игре он, пожалуй, самый спорный. Дело в том, что сохранения в Outer Wilds не предусмотрено совсем. А постоянный возврат к начальной позиции обусловлен сюжетно, плюс он заставляет дорожить собственной шкурой и не рисковать зря. Ведь в случае проигрыша придется заново добираться до необходимого места, минуя все опасности. И это, казалось бы, хорошо, поскольку авторы таким образом заставляют тебя лучше ассоциироваться с главным героем, переживать за него. Однако со временем такие скачки и необходимость каждый раз проделывать одни и те же утомительные действия начинают утомлять и раздражать. Возможно, все-таки стоило бы дать игроку возможность сохраниться хотя бы один раз?

Не минус и не недостаток, но об этом умолчать нельзя: несмотря на отличное звуковое и музыкальное сопровождение, абсолютно ВСЕ диалоги в Outer Wilds безмолвны и представлены исключительно текстом. Вполне вероятно, что это не просто этакая уникальная фишка проекта и что студии банально не хватило денег на привлечение профессиональных актеров, но выглядит сие достаточно странно.

Outer Wilds — это большое, но уютное космическое приключение, до краев наполненное мальчишескими мечтами и представлениями об окружающем мире. Смело рекомендую тем, кто соскучился по духу первооткрывательства и вселенским тайнам, а также тем, кто в свое время был в восторге от Subnautica

Итоговая оценка — 8,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
james_sun в 20:40 14 июн 2019

• Modrin 14 июн 2019 21:44:06

Жаль ток эксклюзив егс .

А так по тому что я видел оч интересная игрушка,для любителей исследований и неизведанного,в стиме добавил в список желаемого.

• leprICON 15 июн 2019 11:44:55

А что не так с егс?.. Я, видимо, как то пропустил..)

• magic man 15 июн 2019 12:56:41

Не сбалансированная игра. Путь до южной лаборатории на пустотной сфере, через гравитационные мостики то ещё испытание. После 20 перелетов по 5 минут и смерти от прыжкового пазла игру хочется удалить и не вспоминать.

• h1pp0 15 июн 2019 14:28:08

скачал где скачал чтобы посмотреть… удалил так и не запустив ее. =) игра года!

• Setekh 15 июн 2019 20:11:00
    leprICON в 11:44 15 июн 2019 сказал:

А что не так с егс?.. Я, видимо, как то пропустил..)

Некоторые люди очень близко к сердцу приняли тот факт что эпики отсыпали бабла производителям игр за временную эксклюзивность и восприняли это как личную обиду, хотя в реальности это не так.

• Freeman665 15 июн 2019 20:55:38
    leprICON в 11:44 15 июн 2019 сказал:

А что не так с егс?

кроме того, что это по сути платный торрент-трекер, все с ним так.

• Modrin 16 июн 2019 13:07:31

@Setekh В реальности так:)) Я на стороннем сайте покупал метро с указанием для стим. А за неделю до релиза пошла канитель с тем что ключи будет ток для эпиков. Мне такая ситуация не понравилась. Мне сама их политика не нравится. Так что уж извиняй,но конкретно я там ничего покупать не буду.

И дело не в лаунчерах. Я спокойно купил в гог киберпанк.

• Kamikadze-cyber 17 июн 2019 09:28:31

Получил за прошлогодний Е3 на Xbox. На полное прохождение часов 25-30 точно ушло. Понравилось, что никто в ней за ручку не ведёт, всю информацию нужно находить самому из записок и встреч с другими путешественниками. С минусами не соглашусь, у меня дискомфорта управление и отсутствие сохранений не вызвало. А так, рецензия хорошая, всё по делу.:thumbsup:

• XaeroSubtitles 21 июн 2019 21:30:31

Игра — маленький шедевр. Вообще удивлён, что ни один крупный агрегатор ее до сих пор не осветил, предпочитая клепать вместо этого всякие хайп-ньюс. Ну да Б-г им судья.

Могу сказать еще пару слов в ее защиту: игра страдает синдромом дарксоулса, на клавиатуре играется тяжко и неудобно, зато если подрубить геймпад — становится в разы комфортнее. Вообще это одна из ОЧЕНЬ немногих игр от первого лица, в которой управление со стиков удобнее, чем с мышки. И второй момент, насчет временной петли и автосейва на ее перезапуске. Поначалу эта механика меня тоже вводила в ступор и даже бесила, но потом я нашел Габбро, что чилит на Пучине Гиганта, и он спустя пару диалогов научил меня медитации, после чего в меню появилась соответствующая кнопка. Это, конечно, не ручной сейв и процесс бега со старта всё еще остается (что тоже, кстати, можно отнести к синдрому дарксоулса), но если ты где-нибудь накосячил или тебе лень ждать взрыва сверхновой - начинаешь медитировать и сразу перезапускаешь события.

P.S.: сравнения с No Man’s Sky, кстати, весьма ироничны. Последняя со всеми своими триллионами пустых однотипных гриндовых планетёнок с кракозябрами-челмедведосвинами и близко не подобралась к тому уровню погружения и вовлечения, которого добилась Outer Wilds со своей единственной игрушечной солнечной системкой. Очередное, наряду с Deus Ex, доказательство того, что open-world не должен быть огромным. Он должен быть глубоким и плотным на содержание.