[Рецензия] Age of Empires 4 (PC)

Народная мудрость гласит: если хочешь почувствовать себя старым, вспомни, когда вышла третья часть Age of Empires. Кажется, это было максимум лет пять назад, но на деле — о ужас! — прошли все 16. За это время жанр классических стратегий уже успели несколько раз преждевременно списать в утиль, да и сам он постоянно был на волосок от окончательной смерти. В качестве компенсаторных механизмов для реанимации тела некогда могучего жанра выступали разномастные студии, которые то и дело выкатывали на рынок проекты различного пошиба — от титанов в лице StarCraft 2 до скроенных чуть ли не на коленке, но вполне добротных игр типа Grey Goo

В последние годы также подозрительно активизировалась и Microsoft, вспомнив о классической серии Age of Empires. Сначала была прощупана почва посредством выпуска ремастеров всей имеющейся трилогии, а затем и вовсе была анонсирована полноценная четвертая часть. Поклонники франшизы и жанра в целом, правда, не спешили радоваться анонсу, так как были обеспокоены выбранным разработчиком — студией Relic Entertainment, некогда выпускавшей громогласные RTS-хиты, но впоследствии замаравшейся омерзительно «клюквенной» Company of Heroes 2 и выпустившей очень спорный триквел Warhammer 40,000: Dawn at War.

Забегая вперед, отмечу, что большая часть опасений оказалась напрасной, и канадские разработчики на этот раз в грязь лицом не ударили.

banner_st-rv_ageofempires4_pc.jpg

So let's do it like they do on the Discovery Channel

В первую очередь я хотел бы поаплодировать авторам за интересно и, я бы даже сказал, инновационно оформленные сюжетные кампании. Вместо привычных куцых исторических зарисовок со знаменитыми личностями или полномасштабного историко-художественного эпоса сквозь века в Age of Empires 4 игроков ждет своеобразный интерактивный тур по ключевым событиям Средневековья от лица одной из четырех наций. При этом никакого движения в будущее, как это было в случае с AoE 1—3, где каждая часть продвигалась вперед по временной линии, на сей раз нет. Как мы помним, в финальной части оригинальной трилогии разработчики вовсю экспериментировали и допустили нас аж к эпохе Промышленной революции, что понравилось не всем. Ну а поскольку Relic Entertainment сама не раз обожглась на чрезмерно смелых экспериментах с классическими формулами, нынче нас ждет полновесный возврат к истокам: все четыре кампании затрагивают временной отрезок от 1066-го до 1552 года нашей эры. 

34.jpg

После просмотра местных роликов за наших предков испытываешь настоящую гордость. И хочется поскорее избавить их от богомерзкой Орды.

Так в чем же заключается главная особенность кампаний новоиспеченной Age of Empires? В подаче и стиле. Все действо напоминает этакий интерактивный учебник истории: ролики в игре сочетают съемку реальных мест с наложенными поверх светящимися моделями средневековых построек, солдат и их оружия. Выглядит стильно, хоть и, на мой взгляд, довольно бюджетно. 

Соответствует стилю интерактивного учебника и подача материала: вместо диалогов от первого лица и зашкаливающей драмы в постановке в игре все действо комментирует рассказчик. Причем баланс «научности» и эмоций выдержан практически идеально: с одной стороны, голосовое повествование весьма информативно и не перегружено излишними фактами; с другой, рассказчик описывает события и действия исторических личностей по-настоящему живым и совершенно не занудным голосом, а потому и следить за всем происходящим — и тем более участвовать в нем — почти всегда интересно.

Вдобавок между заданиями игроку демонстрируют различные исторические факты в виде текстовых фрагментов (которые чаще всего посвящены сильным и независимым женщинам Средневековья, всенепременно угнетаемым злобными мужланами, — или мне это только кажется?), а также показывают недлинные и интереснейшие ролики о войне и быте средневековых жителей. В последнем случае разброс тем достаточно широк: помимо рассказа об охоте и нюансах ведения боя среди конных лучников геймеру также рассказывают о приготовлении… кваса!

30.jpg

Заданный стиль сохраняется и в артах между заданиями. А еще там постоянно отображается временной отрезок для конкретной кампании.

Хочется вновь поднять подзабытую тему того, могут ли современные игры приносить рядовому геймеру что-то еще, кроме удовольствия, бешеных взрывов адреналина да туннельного синдрома вкупе с геморроем и сколиозом. Иными словами, способны ли игры приносить пользу и чему-то обучать. На мой взгляд, Age of Empires 4 можно смело рекомендовать не только взрослым, состоявшимся людям, но и школьникам и студентам, желающим подтянуть свои знания по истории. Даже мне, человеку, которому этот предмет всегда казался ужасно скучным и утомительным, проходить кампании и знакомиться с научными материалами было дико интересно. 

Особенно это касается кампании за средневековую Русь, рассказывающей про становление Московского княжества и начинающейся с постройки деревянного Кремля и противостояния устоявшейся тирании Золотой Орды. 

Что характерно, обо всех нациях в кампаниях говорят с большим уважением, в том числе о славянах, что не может лишний раз не радовать наших соотечественников. Разработчики даже отдельно заморочились и вместо какой-нибудь тарабарщины или опостылевшего английского с дебильным «русским» акцентом наделили наших предков в игре репликами на древнерусском языке, озвученными знакомыми русскими же актерами. Удивительный подход к работе в нынешнем мире, где корпорации с многомилионными доходами до сих пор не могут привлечь к озвучке СОВРЕМЕННЫХ русских носителей соответствующего языка (да, создатели Call of Duty: Vanguard?).

35.jpg

Разработчики попытались хоть как-то угодить любителям персонализации: в боях уровень вашего профиля растет, что открывает доступ ко всяким новым портретам и гербам.

Я не большой знаток иностранных языков, однако судя по игре за другие представленные народы, разработчики с такой же исторической аккуратностью подошли к озвучке всех имеющихся наций. Коих, кстати, на данный момент насчитывается восемь. Не так много, но к этому мы были готовы, ведь еще на стадии разработки демиурги рассказывали, что в этот раз ставят не столько на количество, сколько на качество. Иными словами, в Age of Empires 4 имеющиеся нации отличаются друг от друга, пожалуй, наиболее сильно во всей серии. Каждая цивилизация имеет не только уникального юнита и производственно-экономические нюансы, выражаемые в постройках и процентах, но и уникальные механики, которые напрямую влияют на успешную стратегию по развитию и, конечно же, войну.

Например, славяне не умеют возводить каменные стены — вместо них возводят укрепленные деревянные. Кроме того, ручиси возводят в лесах особые охотничьи хижины, стабильно приносящие золото до тех пор, пока в их зоне влияния присутствуют деревья. Еще один важный нюанс: славяне в представлении авторов — отличные охотники; добыча разномастной дичи постепенно повышает пассивный уровень дохода и улучшает продуктивность поселенцев. 

31.jpg

Кампании излишне заскриптованы, чем я был весьма огорчен. Если вы окажетесь слишком смелым и пойдете не по заранее установленному сценарию — рискуете наткнуться на такую вот ошибку с необходимостью загружать не сломанное сохранение.

Кровные враги славян — монголы, как и их реальные прототипы являются кочевым народом и способны быстро перемещать свой базовый лагерь вместе со всеми постройками. В отличие от прочих наций, им не нужно постоянно возводить жилые дома, дабы увеличивать максимально возможную численность населения, они сразу же начинают с наибольшим соответствующим значением. А еще монголы жуткие пироманы: сжигание вражеских построек дает им дополнительные ресурсы в виде золота и древесины.

Самой скучной и невыразительной нацией из стартового набора, пожалуй, получились англичане: они могут похвастаться более сильными войсками на ранних этапах игры, а также лучше вооруженными крестьянами. Кроме того, их мельницы немного ускоряют добычу пищи с пашен, находящихся в зоне влияния. Ах да, английские лучники способны устанавливать перед собой частоколы — грозную защиту от извечных противников в лице кавалерии. Однако в общем — ничего интересного.

Впрочем, тут снова хочется похвалить разработчиков за внимание к деталям: постройки и юниты наций отличаются друг от друга не только общими чертами и цветом, но и целым ворохом мелочей, вычленять которые для особо внимательных — отдельное удовольствие. 

37.jpg

36.jpg

Что ни говори, а дым от пушечных выстрелов смотрится красиво. Да и неисчезающие руины на месте сгоревших построек выглядят впечатляюще.

По личным ощущениям, имеющиеся нации сбалансированы вполне неплохо, однако есть и некоторые перегибы, которые наверняка будут правиться патчами. В частности это касается Франции с ее чрезмерно сильными военными юнитами на воде. С момента выхода игры разработчики уже успели кое-что подкорректировать при помощи обновлений и даже поделились с публикой дорожной картой, в которой за одну только грядущую зиму нам обещают выпуск более 100 (!) «заплаток» с балансными правками.

Геймплейное ядро игры по большей части осталось без кардинальных изменений — это одновременно плюс и главный минус игры. С одной стороны, в четвертой части серии хочется какого-то свежего дыхания, каких-то прорывных и интересных инноваций, которые бы вытянули полумертвый жанр RTS из его болота. Однако, как было сказано выше, Relic Entertainment уже обжигалась на своих жанровых экспериментах, да и кардинальные сдвиги в третьей AoE вызывали у части преданных поклонников целый шкал критики. Потому за основу была взята вторая игра франшизы, ее фанаты почувствуют себя в «четверке» как дома.

33.jpg

Вот и небольшое наследие от Relic Entertainment: в игре есть контрольные точки в виде Священных мест, захват которых приносит стабильный доход в казну. Поправьте меня, товарищи-ветераны, но в прошлых частях AoE такого вроде бы не было.

Как и много лет назад, нам снова предстоит отстраивать базу, обносить ее крепкими стенами, возводить различные постройки и изучать разномастные апгрейды, а также переходить из одной эпохи в другую, открывая доступ к более совершенным технологиям. Сей классический рецепт, даже без учета множества мелких нововведений (вроде возможности загонять лучников на крепостные стены) и различий в геймплейных механиках у представленных наций, умудряется затягивать в себя на долгие часы — так же, как это было 20 лет назад. И даже мне, человеку, который совершенно не жалует исторические стратегии, было крайне сложно оторваться от виртуальных побоищ в четвертой Age of Empires

Тем не менее, несколько субъективных претензий у меня все-таки имеется. Например, после жесткой и брутальной Ancestors Legacy битвы в AoE 4 кажутся какими-то излишне деревянными и стерильными. Не хватает средневековых свирепости и жестокости побоищ, на хватает банально крови и разнообразия боев. 

К слову, тактика объединения всех имеющихся войск и отправки их на базу врага по-прежнему считается крайне эффективной — другое дело, что в сетевой игре вам вряд ли кто-то позволит накопить столько боеспособных воинов в одном месте. 

Тут еще следует отметить, что многих опытных геймеров, равно как и меня, сильно расстроило глобальное ограничение в 200 юнитов на нацию — хотя это, видимо, сделано в угоду оптимизации и балансу. Раздувать без конца собственную армию в этой игре не получится.

28.jpg

Глядя на то, как в игре 2021 года барышни гнут спину на тяжелой работе вместе с мужчинами, так и хочется ехидно позлорадствовать. Хотели равноправия — кушайте полной ложкой!

Странно было увидеть в современной стратегии полное отсутствие прокачки — по замыслу авторов, делать своих солдат лучше и опытнее тут нужно не в бою, а исключительно при помощи исследований в соответствующих постройках. Неоднозначное решение, из-за которого игроку в Age of Empires 4 нет смысла лишний раз дорожить своими войсками. На мой взгляд, даже простенькая прокачка, какая была у, прости господи, C&C 3, игре бы не повредила — и даже напротив, только сделала бы геймплей глубже и интереснее. Но с этим, видимо, тоже решили не заморачиваться из-за сложностей с дополнительной балансировкой. 

В кампаниях немного расстроила проработка некоторых карт. Если раньше в темных закоулках разработчики стратегий всенепременно оставляли для игрока дополнительные задания и ценные сокровища, из-за чего у него был дополнительный стимул не нестись напролом по сюжету, а исследовать окрестности, то в Age of Empires 4 где-то около половины карт в кампаниях не таят за пределами важных мест и дорожек ничего интересного. А если даже какое дополнительное задание и находится, то его выполнение далеко не всегда соседствует с разблокировкой соответствующего достижения. Тоже весьма странное решение по современным меркам. 

Также спорными получились герои, которые периодически появляются на полях сражений. Некоторые из них чрезвычайно полезны (особенно те, кто умеет лечить войска или значительно ускорять проведение исследований в постройках), некоторые — по больше части бесполезны и нужны строго на определенном этапе войны, который может и вовсе не наступить (это я про товарищей с ускорением передвижения войск). 

29.jpg

Войска постоянно стараются учитывать заданную им формацию. Выглядит красиво.

Упомянутые выше шероховатости не сильно портят удовольствие от имеющегося геймплея, но прям чувствуется, что тот или иной аспект игрового процесса можно было прокачать и сделать лучше, если бы не запредельная осторожность ребят из Relic Entertainment. 

Интерфейс проекта получился вполне удачным и информативным — отдельно радуют наглядные значки с указанием поселенцев, занятых добычей конкретных ресурсов. Сами поселенцы в принципе большие молодцы: возведя экономическую постройку, они тут же начинают выполнять соответствующие функции — охотиться, убирать посевы, добывать древесину и руду. На этом фоне, правда, сильно раздражает невозможность один раз приказать подобным юнитам автоматически чинить поврежденные постройки рядом с ними — приходится постоянно тыкать в них вручную. Еще мне остро не хватало возможности по нажатии одной кнопки рядом с мини-картой дать своеобразный «пинг» всем живым боевым юнитам — необходимость периодически самолично отыскивать дезертиров немного раздражает. Особенно на фоне того что счетчик бездействующих поселенцев тут как раз присутствует — более того, он позволяет моментально переключаться между бездельниками. 

К слову, горячо рекомендую всем новичкам и даже старым фанатам оригинальных Age of Empires пройти не только обучающую миссию, но и испытания в режиме «Искусство войны»: многие нюансы геймплея и управления раскрываются именно там. 

32.jpg

Смешались в кучу кони, люди… Боевые машины в Age of Empires 4, к слову, действуют без помощи людей. Классика классикой, традиции традициями, но такое в 2021 выглядит… неоднозначно.

Внешне проект выглядит… сносно. Многие успели разочароваться из-за отсутствия графических наворотов еще на стадии геймплейных роликов, однако мне картинка игры в целом понравилась. Окружение и постройки выглядят аккуратными, модельки юнитов — вполне неплохи. Хотя безусловно, графику новой AoE можно было бы сделать заметно круче… Но тогда и ее системные требования оказались бы на порядок выше. А так игра отлично чувствует себя на 2080 Super на максимальных настройках графики в 2K, не позволяя счетчику FPS падать ниже значения 60 даже в особо многочисленных битвах.


Излишне осторожная, но все-таки добротная стратегия, классический геймплей которой по-прежнему затягивает в себя на долгие часы. Удачная попытка, товарищи из Relic Entertainment, но в следующий раз давайте все же немного смелее.

Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

P.S. Вся локализация игры сводится исключительно к переводу субтитров. И очень жаль: настолько интересное и аккуратное историческое полотно хотелось бы видеть именно в полном дубляже. 

james_sun в 21:59 18 ноя 2021

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Dusker 19 ноя 2021 01:27:00

    Нужно было еще позже рецензию сделать. И за что этому гавну в 2021 году давать оценку 8? Начнем с того, что видеовставки где нам показывают якобы исторические места, иногда им даже не соответствуют, а просто отсняты в рандомных местах. Это не какое-то инновационное решение, на самом деле это даже больше похоже на экономию, чтобы не тратить деньги на качественное CG. Как насчет того, чтобы рассказать, что кампаний на все нации не хватило, и кампании заскриптованны не только в плане цели миссий, но и в самих сражениях. ИИ отсуствует как таковой вообще, а большинство заданий однообразны. Наверное поэтому про режим скирмиша ничего не сказано да? Потому что игру с компьютером можно не запускать вообще, он просто не рабочий как соперник, даже на максимальной сложности он играет неадекватно, может пройти минут 20, а он так и будет бегать туда сюда не выполняя захват алтаря, даже если он стоит в 5 метрах от него!!! Все что происходит на экране(кроме речи юнитов) озвучивается одним человеком(какая прекрасная экономия на озвучке), то есть никаких “живых”, диалогов между Жанной и королем франции мы не увидим. Добавить сюда те минусы что все же были описаны в этой рецензии, пластмассовые бои, сильное ограничение в количестве юнитов, скрипты, простенькая графика и….уберите название Age of Empire и ей с трудом 6.5 дадут.

  • james_sun 19 ноя 2021 08:22:55
    Dusker в 01:27 19 ноя 2021 сказал:

    Нужно было еще позже рецензию сделать.

    Когда смогли/захотели – тогда и сделали.

    Dusker в 01:27 19 ноя 2021 сказал:

    И за что этому гавну в 2021 году давать оценку 8?

    Dusker в 01:27 19 ноя 2021 сказал:

    .уберите название Age of Empire и ей с трудом 6.5 дадут.

    Кек.

    И не в моих правилах апеллировать к оценкам большинства, но дадут кто?

    080246-Opera%20%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%

    080419-2021-11-19%20(23).png

    Dusker в 01:27 19 ноя 2021 сказал:

    Это не какое-то инновационное решение, на самом деле это даже больше похоже на экономию, чтобы не тратить деньги на качественное CG.

    james_sun в 21:59 18 ноя 2021 сказал:

    Выглядит стильно, хоть и, на мой взгляд, довольно бюджетно.

    И да, для стратегий такой подход – инновационно. У меня тоже возникали странные ощущения от того, что мне показывают строительство средневекового Кремля посреди какого-то поля, но я справедливо решил, что пох, авторам вряд ли бы дали разрешение снести наш настоящий до голой земли и на его месте отснять все исторично.

    Dusker в 01:27 19 ноя 2021 сказал:

    Как насчет того, чтобы рассказать, что кампаний на все нации не хватило

    Как насчет того, чтобы читать внимательно?

    james_sun в 21:59 18 ноя 2021 сказал:

    Не так много, но к этому мы были готовы, ведь еще на стадии разработки демиурги рассказывали, что в этот раз ставят не столько на количество, сколько на качество.

    james_sun в 21:59 18 ноя 2021 сказал:

    Вместо привычных куцых исторических зарисовок со знаменитыми личностями или полномасштабного историко-художественного эпоса сквозь века в Age of Empires 4 игроков ждет своеобразный интерактивный тур по ключевым событиям Средневековья от лица одной из четырех наций.

    james_sun в 21:59 18 ноя 2021 сказал:

    Я не большой знаток иностранных языков, однако судя по игре за другие представленные народы, разработчики с такой же исторической аккуратностью подошли к озвучке всех имеющихся наций. Коих, кстати, на данный момент насчитывается восемь.

    Dusker в 01:27 19 ноя 2021 сказал:

    Наверное поэтому про режим скирмиша ничего не сказано да? Потому что игру с компьютером можно не запускать вообще, он просто не рабочий как соперник, даже на максимальной сложности он играет неадекватно, может пройти минут 20, а он так и будет бегать туда сюда не выполняя захват алтаря, даже если он стоит в 5 метрах от него!!!

    Во-первых, щас бы во время развитого интернета продолжать барахтаться на мелководье. AoE4 явно разработана с прицелом на сетевые сражения, с живыми людьми и их собственными тактиками. Во-вторых, окей, у меня тоже есть кулстори, когда в одной партии ИИ копил войска у себя на базе и был тише воды, ниже травы, а потом тупо снес мою базу своей ордой. А когда я перезапустил тот же матч с теми же параметрами – изменил тактику и стал маленькими группами постоянно прощупывать мою оборону и не давать мне самому копить войска.

    Справедливости ради, затупы у него тоже бывают – когда он, к примеру, продолжает ломиться в каменные ворота, хотя неподалеку есть разрушенная часть стены. Однако в целом на высоких уровнях сложности он ведет себя весьма толково.

    Dusker в 01:27 19 ноя 2021 сказал:

    Все что происходит на экране(кроме речи юнитов) озвучивается одним человеком(какая прекрасная экономия на озвучке), то есть никаких “живых”, диалогов между Жанной и королем франции мы не увидим.

    Спасибо, что повторяешь мои слова:

    james_sun в 21:59 18 ноя 2021 сказал:

    Соответствует стилю интерактивного учебника и подача материала: вместо диалогов от первого лица и зашкаливающей драмы в постановке в игре все действо комментируется рассказчик.

    Ты видишь в этом экономию на озвучке, я вижу в этом без пяти минут идеиальную стилизацию под научно-популярные фильмы. К тому же знатоки бюджетности вроде тебя забывают как-то, что “сэкономив” на CGI и озвучке, разработчики тем не менее привлекли целую кучу специалистов, которые тебе и про замки средневековые расскажут и даже их покажут, и работу требушета, и как варят квас, и как создавались стальные маски, и как учили птиц охоте, и как ковали мечи, и как действовали конные лучники. Это, если что, тоже крайне кропотливая работа и очень не дешевая.

  • edifiei 19 ноя 2021 11:30:14

    Попробовал сабжа , как” фальшивые елочные игрушки” вроде выглядят как настоящие, а радости не какой.

    Как верно назвал один портал “ностальгическая жевачка”

    Лучше продолжу в Дефинитив 2 части поигрывать.

  • james_sun 19 ноя 2021 11:45:59

    @edifiei , хз. Я был разочарован отсутствием весомых инноваций, но садился поиграть часок, а приходил в себя через пять, вдоволь излазив все карты и пытаясь найти иные пути для решения миссий. Классическая формула до сих пор живее всех живых.

  • edifiei 19 ноя 2021 12:19:24
    james_sun в 11:45 19 ноя 2021 сказал:

    @edifiei , хз. Я был разочарован отсутствием весомых инноваций, но садился поиграть часок, а приходил в себя через пять, вдоволь излазив все карты и пытаясь найти иные пути для решения миссий. Классическая формула до сих пор живее всех живых.

    Так во второй все это есть,при большем разнообразии, и более приятно(для меня) картинке:)

    А если учесть количество контента и мода .то вообще ,несравнимо.

    Имхо эта часть как и 3 не станет платформой для фанбазы ,ее забудут чрез год полтора, и не потому что она плохая.

    А потому что она в принципе не особенно нужна в таком виде,она не привносит ничего нового ,это как работа ремесленника который повторяет за творцом.

    Да он не испортит произведение ,но и шедевра не сделает.

  • james_sun 19 ноя 2021 12:24:34

    @edifiei , дело вкуса. Для меня двойка излишне тяжеловесной стала, устаревшей. Тогда как четвёрка – это по мне немного допиленная и улучшенная двойка. Это и плюс, и минус. Ну и разница между нациями тут больше, это радует сильнее.

  • edifiei 19 ноя 2021 12:27:20
    james_sun в 12:24 19 ноя 2021 сказал:

    @edifiei , дело вкуса. Для меня двойка излишне тяжеловесной стала, устаревшей. Тогда как четвёрка — это по мне немного допиленная и улучшенная двойка. Это и плюс, и минус. Ну и разница между нациями тут больше, это радует сильнее.

    Ещё бы разница была меньше при таком их количестве :D

    Все гнилые помидоры были бы у реликов.

  • krnark 20 ноя 2021 11:14:04
    james_sun в 21:59 18 ноя 2021 сказал:

    So let's do it like they do on the Discovery Channel

    Устарело лет на 15, Discovery как уронил планку в 2008 так до сих пор не найдут, теперь сплошные низкобюджетные риалити-шоу.

  • james_sun 20 ноя 2021 11:58:17

    @krnark , я лет десять назад и смотрел Дискавери. :D

  • Lord Xeen 22 ноя 2021 19:14:55

    Подумываю приобщится к серии, с какой части посоветуете? Многие рекомендуют начинать с AoE2. Интересен только сингл

  • edifiei 22 ноя 2021 19:19:56
    Lord Xeen в 19:14 22 ноя 2021 сказал:

    Подумываю приобщится к серии, с какой части посоветуете? Многие рекомендуют начинать с AoE2. Интересен только сингл

    https://store.steampowered.com/app/813780/Age_of_Empires_II_Definitive_Edition/

  • Оставить комментарий