[Рецензия] Ken Follett’s The Pillars of the Earth (PC)

— Может пролиться кровь.

— Правда? Тогда я отпущу тебе грехи.

Могу ошибаться, но на выборе основы для проекта сильно сказалось влияние A Song of Ice and Fire. Писать про подковёрные интриги рыцарей и лордов, нищету и классовое неравенство без прикрас придумал не Джордж Р. Р. Мартин, но именно его формула стала чем-то нарицательным. Она покрывает большую аудиторию, которая не хочет того же, но обёртке sci-fi или современности и согласна воспринимать заговоры только под звон мечей, в антураже тотальной необразованности и с прочими атрибутами эпохи. А значит, если лицензия на ASoIaF излишне дорогая, достаточно найти любую другую книгу о вроде как Средневековье с похожими особенностями, и вас ждёт как минимум пристальное внимание, а в лучшем случае — сразу успех.

banner_st-rv_kfpillarsoftheearth_pc.jpg

The Pillars of the Earth — очередная история о тёмных веках, рассказываемая от лица нескольких персонажей, да и разошлась она внушительным тиражом. Но будучи написанной за семь лет до A Song of Ice and Fire, она не такая суровая и смелая. Её заговоры односложные, Зло абсолютное, персонажи сплошь такие, какими кажутся при знакомстве (если только автор внезапно не меняет их), а проблемы решаются столь наивно, что рассказ сошёл бы за детский. Если б не подробное изложение редких сцен вроде пыток или изнасилований и зацикленность одного из персонажей на плотских утехах. Потому-то студия и решила так сильно всё переписать?

Можно смело сказать, что знание первоисточника в равной степени помогает и мешает. С одной стороны, книга лучше объясняла мотивы и характеры, чего не хватает игроизации. С другой, изрядно перекроенные события подаются так стремительно, что читавшие оригинал могут не успевать следить за обновлённым происходящим — только ошеломлённо регистрировать масштаб и дерзость перемен. Продолжительные отрывки оказываются заменёнными коротким разговором или пятисекундной кат-сценой, персонажи встречаются, знакомятся, что-то узнают и предпринимают не там, не так и по другим причинам, обладают новыми нюансами мировоззрения или даже предстают совершенно иными личностями. Единственный на всю округу искренне верующий, а потому прямо-таки сражающийся за будущее монастыря монах Филипп (в глазах других персонажей книги он «хитрый, как крыса») только вздыхает и плывёт по течению, все его тщательно выношенные планы преподнесены как внезапные озарения товарищей и врагов. Выросший в лесу в компании только матери паренёк растерял все проблемы интеграции в общество. Наивная, не готовая к реальной жизни девушка предстаёт не по годам прозорливой; а воспитанная разбойниками женщина — воплощение своенравности — выглядит как по-диснеевски идеализированная смиренная и мудрая мать. Важнейшие же события позволяют себе происходить безо всякой предыстории, просто потому что к ним приводит набор активных объектов локации, а не оттого что кто-то сознательно к ним движется.

25_th.jpg

Чем больше я беспокоюсь, а не прикованы ли к рабочим местам художники Daedalic, тем беззастенчивей студия их эксплуатирует. Извините, ребят!

Без дополнительных знаний часть сюжетных поворотов воспринимается без должной глубины, но если не знать, что она там была, это не такая уж и проблема. Вот только всё это затрагивает общение персонажей (а разработчики вплели целые отрывки оригинальных диалогов), и в новой картине мира часть фраз кажется просто странной или существующей не понятно зачем. Что печально, ведь игры жанра «квест» движут именно персонажи и сюжет. С оглядкой на остальные аспекты PotE, замечать такое удивительно вдвойне, ведь игра выполнена прямо-таки дорого, с очевидно большой на неё ставкой. И без того немалое количество локаций имеет внушительную детализацию и нарисовано с таким тщанием, что продалось бы даже без игры, всего лишь как тематически объединённые иллюстрации. Что-то неуловимое во внешнем дизайне персонажей заставляет моментально проникнуться к ним симпатией (если таковая предполагается), а их анимации непривычно подробные. Под каждый хоть сколько-нибудь значимый разговор выбирается новый ракурс камеры, некоторые диалоги поставлены прямо-таки кинематографично — с переключением от одного действующего лица к другому через изменение глубины резкости, с молчаливым долгим переходом камеры или с, эм, красивой визуализацией чьих-то мечтаний. Отдельным кивком в сторону «сериальности» — а ведь игра разбита на три Книги, две из которых выйдут позже, — являются чисто киношные вступительные титры и превью будущих эпизодов. Из-за столь добротной обёртки проекту легко многое простить, тем более прецеденты были. Взять хотя бы фильмы студии Laika, добирающие очки, не заработанные сценарием, их поражающим воображение ручным трудом.

29_th.jpg

Внешность героя советского фильма-сказки и философия «Надо всех отыметь».

На ощущение от просмотра сериала работает и относительно недавно взятое студией направление в творчестве: наследие Silence даёт о себе знать. Чтобы не отрывать игрока/зрителя от событий перебором десятка объектов на двух десятках активных зон, механическая и интеллектуальная работа сведена к минимуму. В инвентаре расположено не более трёх предметов плюс пара «почти предметов» — тем для разговора, группирующихся иконками в другом углу экрана. Да и активных зон в просторных локациях немногим больше; чаще всё решается через разговор, а из некоторых помещений автоматически выпроваживают сразу после ключевого действия, дабы игрок, чего доброго, не воспринял своё появление в новой комнате как повод изучить её более внимательно. В целом это направление я одобряю (в классическом квесте слушать комментарии о неприменимости объекта интересно только первые десять раз) — но всё равно хотелось бы чуть большего участия в процессе. Пока же в понятии «интерактивного фильма», собственно, интерактив играет незначительную роль, порой являясь чисто опциональным. Принятые же решения, хотя и вспоминаются собеседниками, ещё ни на что, кроме взятых Steam-достижений, не повлияли, но об этом аспекте судить рано. Посмотрим в масштабах хотя бы двух глав.

16_th.jpg

Есть подозрение, что персонажи не умеют одновременно говорить и двигаться. Из-за жестикуляции в некоторых диалогах возникают двухсекундные паузы.

Интересно, что в игре имеется сразу несколько способов повествования. Есть привычное изучение локаций через общение с местными и озвучивание мыслей главного героя. «Колесо диалогов» с ограничением на время ответа даёт некоторый куцый выбор поведения, то же привносит и перемещение по двум типам карты (городской и глобальной), сопровождаемое красивыми иллюстрациями и раскрывающее чуть больше информации о персонажах и мире игры. Не обходится и без отчего-то крайне редко используемой мини-игры с двумя исходами; а о принятых решениях и ключевых моментах рассказывает экран в конце каждой из глав истории. Хотя часть из этих ухищрений скорее экономит силы разработчиков, чем расширяет возможности игрока, все вместе они дают ощущение повышенного разнообразия: чем больше согласованных механик, тем интересней игра.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Потому какими бы ни оказались будущие эпизоды, вера в лучшее крепка, и даже первой «серии», несмотря на огрехи, тянет поставить хорошую оценку. Впрочем, всё равно хотелось бы, чтобы студия вместо трёх эпизодов замахнулась на шесть или больше и избавила повествование от ненужной спешки. Немного странным выглядит и решение подавать информацию не в хронологическом порядке, но этим отличается только финал.

Итоговая оценка — 7,5.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Celeir в 00:06 10 авг 2017

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 10 авг 2017 07:25:38

    Бум.

  • Jacobini 10 авг 2017 08:16:51

    Я никогда не понимала отчего Фоллетта регулярно сравнивают с Мартином. Мне нравятся и тот и другой, но они абсолютно разные. Общее разве что жесткое или жестокое обращение со всеми своими героями. Столпы земли отличная книга и в игру по ней я бы поиграла с удовольствием. Но судя по описанию меня ждет такое же разочарование как и с Сибирью 3. Сибирь оказалась настолько прямолинейной, что в большей части было откровенно скучно. Нигде даже задуматься не пришлось ни разу. Ну кроме может зеркал в конце (Про массу других недостатков я даже не говорю). Видимо с этим "квестом" будет тоже самое. Так что даже не знаю, стоит ли начинать. Увы увы.

  • AlexLAN 10 авг 2017 08:22:19
    Бум.

    Тебе надо преды выдавать за флуд, к чему эти бессмысленные комментарии?

  • Jura37Freeman 10 авг 2017 08:36:00

    Так я не понял, все полохо или норм ?

  • Celeir 10 авг 2017 09:39:16
    никогда не понимала отчего Фоллетта регулярно сравнивают с Мартином

    Я и попробовал передать всю зыбкость сравнения. Что-то вроде того, когда hack&slash называют "диаблоидами" всего-то из-за суммы нескольких внешних признаков, хотя на деле игры могут быть совершенно разными.

    Так я не понял, все полохо или норм ?

    "норм", но не так круто, как хотелось бы. Очень-очень дорогая обёртка, но события происходят уж слишком стремительно, чтобы проникнуться их значимостью или ролью в них персонажей.

  • maximus388 10 авг 2017 12:31:29

    о как, а сабж между тем только через пять дней появится, ранние рецензии -- это не есть хорошо

    игра давно в списке желаемого, куплю обязательно, но только после выхода всех серий, цена будет поменьше, да и такую историю лучше на части не разбивать

    судя по написанному в рецензии, не совсем мне нравится в какую сторону Даедаликов потянуло, но может я под другим углом на это посмотрю, историческую проза под их квестовый жанр ложится идеально, но не покидает меня мысль, что не от души они этот проект пилят, а по заказу, ведь в сентябре третья книга цикла выходит

  • Jura37Freeman 10 авг 2017 14:05:09
    Тебе надо преды выдавать за флуд, к чему эти бессмысленные комментарии?

    Я крутой дядя одмин мне можно все, а тебе холопу нельзя ничего. Теперь дошло ?

    "норм", но не так круто, как хотелось бы. Очень-очень дорогая обёртка, но события происходят уж слишком стремительно, чтобы проникнуться их значимостью или ролью в них персонажей.

    Что там с продолжительностью ? Сколько времени на первый эпизод ушло ?

  • Celeir 10 авг 2017 16:35:53

    Первый эпизод на пять часов, если говорить со всеми подряд. Покрывает приблизительно треть книги, так что ожидаю итоговые 15

  • Morfius354 11 авг 2017 13:58:28
    ранние рецензии -- это не есть хорошо

    Ранние рецензии - очень хорошо. Снятие эмбарго до релиза означает, что авторам как минимум не стыдно за проделанную работу и они не боятся, что рецензии отобьют у пользователей желание покупать продукт.

  • Celeir 11 авг 2017 14:10:49

    ...и таки за 7.5 / 10 стыдно быть не может, так что сходится

  • maximus388 11 авг 2017 15:21:39
    Ранние рецензии - очень хорошо. Снятие эмбарго до релиза означает, что авторам как минимум не стыдно за проделанную работу и они не боятся, что рецензии отобьют у пользователей желание покупать продукт.

    да, мне как-то все-равно на снятие эмбарго и о чем думают авторы, хотя нет -- не все-равно, они все больше напоминают мне своими играми Теллтейл и это тоже плохо, игра эпизодическая и от известной студии, книга популярная, очевидно ниже определенной планки оценки не упадут, даже если бы было совсем плохо, то утешались бы фразами "это ведь только первый эпизод"

    я подразумевал публикацию ранней рецензии в качестве плохого хода в первую очередь для самой рецензии, поскольку обсуждать ее не с кем будет еще неделю, а потом, может статься, ее уже и не найдут на главной странице или это будет не так актуально, с пылу с жару всегда интереснее заходит, даже для той же рекламы, так сказать прочитал и побежал покупать, только вот в стиме предзаказ открывается час в час

  • de_fack_to 14 авг 2017 20:04:53

    Дедалики, начиная с 4й Депонии пошли по пути упрощения, печально. Хотя в случае с Silence там изначально было сказано что инвентаря не будет и вообще это не привычный квест, а скорей интерактивное кинцо. Депония Думсдей в плане механики хороша, только загадки заменили всякой qte-дребеденью.

    Надеюсь что Devils Men от Кевина Ментца всё же будет классическим p&c квестом и надеюсь что она выйдет как можно скорей (3 года с анонса прошло, игра должна была выйти в 2015).

    Есть подозрение, что персонажи не умеют одновременно говорить и двигаться. Из-за жестикуляции в некоторых диалогах возникают двухсекундные паузы.

    от таких фраз создаётся впечатление что автор в классические point and click квесты не играл никогда, хотя в целом из рецензии ясно что это не так.

    Да и сравнение хорошей книги Кена Фоллетта с посредственной графоманией от Мартина, тем более абсолютно не к месту - фи.

    Но спасибо за обзор в ру-сегменте Сети =)

  • Celeir 15 авг 2017 01:57:04
    от таких фраз создаётся впечатление что автор в классические point and click квесты не играл

    В классических квестах могла быть та же проблема, но по другим причинам. А тут прям десятки лет эволюции, пора бы устранить.

    В Депонии Руфус тоже сначала что-то делает, а потом комментирует, но это вписывается в стиль игры: и действия продолжительные, сложные, и герой весь такой сосредоточенный. Но в Столпах заминки дают движения типа "разводит руками", "приосанивается" и т.д. (а персонажи очень любят эти движения), что в сочетании с реалистичностью картинки выглядит дико. Тем более что встречается только в нескольких диалогах, в других всё хорошо.

    посредственной графоманией от Мартина

    Первая книга была огонь. А вот начиная со второй - очень согласен.

  • Entvy 07 мар 2018 22:11:02

    игра по первой книге или 3 эпизода = 3 книги?

  • Celeir 07 мар 2018 23:31:26

    @Entvy по первой

  • Оставить комментарий