[Рецензия] Warhammer 40,000: Boltgun (PC)

Почти два года назад в своей рецензии на Necromunda я сетовал, что франшизе Warhammer 40K не везет на хорошие игры — особенно на экшены. Ситуация с тех пор фактически не изменилась, за это время вышел разве что Darktide — с неплохим геймплейным ядром, но начисто загубленный техническим исполнением и слабым игровым разнообразием. Дата же релиза главной надежды в лице Space Marine 2 и вовсе по-прежнему неизвестна. 

Помощь пришла откуда не ждали: Focus Entertainment совместно с Auroch Digital наконец-то выпустила олдскульный шутер Warhammer 40,000: Boltgun, который как минимум способен скрасить ожидание экшена от Saber Interactive, а как максимум — занять почетное место в списке действительно неплохих проектов по многострадальной вселенной.

banner_st-rv_warhammer40000boltgun_pc.jp

Как и положено классическому экшену из 1990-х, сюжет игры укладывается буквально в один абзац. 

Действие происходит на планете-кузнице Грайя, куда был отправлен отряд ультрамаринов для расследования подозрительной деятельности на поверхности. По классике во время высадки десанта что-то идет не по плану, и в живых остается лишь один космодесантник, а также выданный в помощь небольшой сервочереп. Задача остается прежней: узнать, что именно затеяли силы Хаоса на планете, отыскать один мощный артефакт и по возможности уничтожить всю нечисть на своем пути.

6.jpg

Ну как? Уже чувствуете желание воевать за Императора?

На этом практически все. Завязка истории подается в слабо анимированном интро, а в дальнейшем так называемый сюжет подается при помощи комментариев постоянно бурчащего сервочерепа да коротких роликов между главами. 

Стоит отметить, что основные правила мясного олдскульного шутера ложатся на мир Warhammer 40,000 практически идеально. Уникальный во всех смыслах мир, гнетущая атмосфера постоянной войны и безысходности, богатейшая среда для черного юмора, куча разномастных (и оригинальных) врагов — а противостоит им всем не какой-то там рядовой и слишком удачливый морпех, а закованный в суперсовременную броню сверхчеловек, в прямом смысле давящий недругов тяжеленым стальным сапогом. 

7.jpg

Напарник-сервочереп на редкость проницателен. И что бы я без него делал?

Еще поклонников вселенной наверняка порадует возможность нарезать супостатов штатным пиломечом и кричать окружающим тварям угрозы, пропитанные запредельной крутизной и всенепременным пафосом, — все это по нажатии на отдельную клавишу. 

Геймплей Boltgun также стандартен для классического шутера: движемся вперед по уровням, превращаем монстров в фарш, ищем ключи от запертых дверей, чтобы в конечном счете отыскать самую-важную-дверь. На первый взгляд все просто, знакомо и увлекательно

Наш герой, несмотря на огромный рост и продвинутое техническое оснащение, неспособен нести большое количество боеприпасов (наверняка это сделано под влиянием современных шутеров) — однако их и так всегда в избытке. Также авторы не стали отказываться от перезарядки, как это было модно в старых экшенах с начала по конец 1990-х. Забавно, что при этом разработчики не забыли разделить анимации при полной перезарядке оружия и при частичной — в последнем случае персонаж не трогает затвор, как и положено в реальности. Такое приятное внимание к деталям в шутерах встречается нечасто даже сегодня. 

8.jpg

В игре есть подобие дружественного огня. И некоторые виды врагов начинают из-за этого драться друг с другом. На этой картинке один Космодесантник Хаоса обиделся на другого из-за выстрела в спину.

Помимо здоровья бравый ультрамарин наделен таким параметром, как «презрение» — оно тут используется в качестве ультимативной брони. Восполнять подорванные в боях значения можно при помощи щедро разбросанных «толстых» и «мелких» бонусов — последние также часто вываливаются из поверженных вражин. А еще, как принято в классических шутерах, на уровнях присутствуют секреты, где хранятся особо полезные бонусы вроде временного бессмертия, увеличенного урона, временного усиления оружия. Секреты отыскать несложно — некоторые вообще попадаются на глаза по пути к главной цели миссии. С одной стороны, для меня как закоренелого цифрового клептомана это даже хорошо, поскольку не приходится прилагать дополнительных усилий для прочесывания каждого пикселя. С другой, без малого десятилетия шутерной практики в данной игре практически не пригождаются. И там, где условные разработчики Serious Sam обязательно впихнули бы если не секрет, то какую-нибудь пасхалку, авторы Boltgun положили два прекрасных… ничего. Даже как-то обидно.

Обидно и то, что разработчики не спешат пояснять игроку заложенные механики. Что означает заполняемый череп внизу экрана, рядом со стрелкой-рывком? И что именно дает бонус улучшения оружия, повышая его силу? Только увеличивает магазин, или что-то еще?

9.jpg

Еще один пример того, что стоило бы объяснить новичкам. Плазмаган при непрерывной стрельбе перегревается настолько, что начинает вредить герою.

Олдскул олдскулом, но в старых шутерах было интуитивно понятно, что дает игроку тот или иной бонус. В Boltgun же такое бывает не всегда. 

Пожалуй, главная беда творения Auroch Digital кроется в очень неровных левелдизайне и геймдизайне. Игра непростительно долго разгоняется — первая глава, состоящая из нескольких больших уровней, может приесться своим однообразием уже за первые пару часов. Нет, поначалу расстреливать хилых супостатов да глазеть на знакомые техногенно-готические пейзажи действительно весело, однако непривычный для жанра рваный ритм способен быстро испортить все удовольствие. 

И уже на этом этапе начинают проглядывать основные проблемы местного геймплея. Да, на странице проекта в Steam наличие просторных уровней преподносится как достоинство, однако мне какое-то время хотелось настойчиво спросить разработчиков: «Зачем?» Зачем вы, собственно, сделали эти большие уровни, если врагов для такого простора все равно недостаточно, а секреты вы зачастую сами выставляете напоказ? Ни о каких возможностях для маневра и поисках ресурсов — за редкими исключениями — здесь речи не идет: и здоровья, и боеприпасов у героя в большинстве случаев с избытком — знай себе жми на крючок да устраивай повсеместный Экстерминатус. Warhammer 40,000: Boltgun вообще кажется излишне легким для олдскульного шутера — что-то похожее на трудности здесь происходит исключительно на последнем уровне сложности, да и то чаще всего по воле разработчиков, лениво запирающих пользователя на замкнутой арене с возрождающимися за спиной врагами либо на ровном месте отбирающих собранный непосильным трудом арсенал. 

10.jpg

Разные противники в Boltgun обладают разной дальностью зрения. Вот этот Космодесантник по мне почему-то не стреляет, а если бы на его месте был хилый Послушник — тот бы уже палил изо всех орудий.

А ведь по мере прохождения игровые уровни становятся только больше и сложнее, и зачастую единственная сложность, с которой на них сталкивается игрок, — поиск двери, к которой он только что нашел заветный ключ. Двери, надо отметить, в большинстве своем здоровые такие металлические ворота, до кучи оформленные святящимися символами, но отыскать их сразу все равно порой непросто — из-за того самого чрезмерного простора и массы имеющихся в округе разноцветных бонусов, отвлекающих внимание на себя.

И если бы весь Boltgun был выполнен так, как его первая глава, — его бы ждала печальная участь. Но все же игровой процесс резко меняется к лучшему уже ближе к концу первой трети проекта. Против пользователя наконец-то выходят все более грозные и разнообразные враги — каждый со своими стилем поведения и уникальными атаками. Игрок лицом к лицу сталкивается с боссами — они не так мощны и интересны, как хотелось бы, но, по крайней мере, могут похвастаться особой внешностью и внушающей уважение толщиной полоски здоровья. Наконец, дизайн уровней отходит от набившего оскомину рецепта типа «кишка + открытая площадь + запутанные кишки» и начинает предлагать пользователю что-то более-менее нестандартное — вроде прыжков по порталам со скачущим горизонтом и поездок на гигантских платформах с обязательным тиром. 

11.jpg

Занятный факт: если пальнуть по этой люстре, она будет раскачиваться согласно законам физики.

Раздражающий простор уровней никуда, конечно, не девается, но возросшая геймплейная динамика заметно чаще перехватывает внимание человека за монитором. Да и следить за жизненными показателями по мере прохождения нужно немного активнее. Что уж там, даже левелдизайнеры после первой трети игры как будто приходят в себя и начинают делать из секретов именно секреты, запихивая их в более труднодоступные и интересные места. Игра по-настоящему расцветает, и оторваться от нее становится все сложнее и сложнее. 

Еще бы музыку сюда подобрать получше, но тут, увы Boltgun похвастаться нечем. В «мирное» время на фоне еще играет что-то более-менее подходящее мрачному миру Warhammer, однако стоит только вступить в бой — и невидимый диджей меняет пластинку на нечто совершенно невразумительное и попсово-электронное. Этот факт особенно удивителен на фоне того, что и в трейлерах, и в главном меню как раз таки звучат бодрые гитарные запилы. А что мешало их поставить на время битвы, господа разработчики? Вам явно стоило бы подсмотреть подход у коллег по жанру — например, у создателей Prodeus, где в плане саундтрека все более чем в порядке.

12.jpg

Нет, на этой картинке не много мяса. По меркам игры его тут вообще минимум.

Внешне Warhammer 40,000: Boltgun вполне симпатичен и аутентичен, олдам должно понравиться. Большая часть уровней выполнена в трехмерном низкополигональном стиле, враги и некоторые элементы окружения — плоские спрайты. Дело вкуса, но на мой взгляд, картинка в игре уж слишком олдовая; мне больше нравится подход во все той же Prodeus, где была возможность переключаться между спрайтовыми и полигональными моделями и где даже в первом случае у спрайтовых трупов было несколько возможных точек зрения. В Boltgun же они по классике всегда поворачиваются одной стороной к игроку. 

Зато детище Auroch Digital со вкусом демонстрирует мои любимые «утерянные технологии древних»: весь приготовленный хаоситно-человеческий фарш честно остается на том самом месте, где вы его сотворили, — никаких исчезновений. Более того, отдельные куски тел демонстрируют зачаточный уровень физики, позволяющий им корректно скользить по наклонным поверхностям. Сами модельки врагов, их анимация и сочная гибель достойны высочайших олдскульных оценок. И только взрывы повсеместно расставленных бочек расстраивают своей невразумительностью — в 40-летнем старичке Doom емкости лопались куда более смачно и достоверно, хотя их анимация и состояла всего из нескольких кадров. 

13.jpg

…Во, вот сейчас уже что-то есть.

Порадовала и реализация протагониста: он тут не просто летающая камера с пушкой, а вполне осязаемый виртуальный персонаж. Он настолько весом и тяжел, что падения с большой высоты оставляют под ним глубокие трещины в земле. А если приземление придется на живого врага или труп — от того тотчас же останутся лишь кровавые ошметки. 

Как и положено старорежимным шутерам, в игре присутствует и так называемая распрыжка, позволяющая быстро перемещаться по уровню. Учитывая ощутимый вес героя и синопсис игры, вид скачущего по местности 300-киллограммового космодесантника должен внушать противникам какой-то запредельный ужас. 


Несмотря на неровности, Warhammer 40,000: Boltgun — это хороший подарок как любителям соответствующей вселенной, так и просто поклонникам шутеров [очень] старой школы. Допускаю даже, что часть перечисленных здесь придирок для них окажутся надуманными и несущественными, — что ж, буду только рад. Надеюсь лишь, что для возможного сиквела парни из Auroch Digital возьмут за образец второй Quake: полностью низкополигональный шутер в мире Warhammer видится мне на редкость соблазнительным.

Итоговая оценка — 7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

james_sun в 00:10 24 май 2023

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • piton4 24 май 2023 00:25:56

    @james_sun я вообще не фанат, но игра нравится, прошёл пока два уровня. Рецензию прочёл урывками, так как не люблю много знать о играх которые прохожу, но про “череп” увидел. Так что всё-таки даёт заполнение черепа?

  • legusor 24 май 2023 12:40:46

    Нармальная игра ваще прям. Хорошо пострелять на раз.

  • piton4 24 май 2023 12:57:12
    legusor в 12:40 24 май 2023 сказал:

    Нармальная игра ваще прям. Хорошо пострелять на раз.

    Не подскажешь, что даёт заполнение черепа?

  • докДог 24 май 2023 18:06:21

    слишком пискельно

  • piton4 24 май 2023 18:14:34
    докДог в 18:06 24 май 2023 сказал:

    слишком пискельно

    в настройках “ретро” 0-100

  • james_sun 24 май 2023 20:58:57
    piton4 в 00:25 24 май 2023 сказал:

    Так что всё-таки даёт заполнение черепа?

    Я так и не понял. При начале игры пишется, типа, что череп как-то “предотвращает урон и отражает выстрелы”, но как это на практике происходит – хз. Я специально пытался отслеживать его заполнение, вроде как он пополняется при убийстве врагов. Но что он полный, что пустой – вроде как одно и тоже.

    В релизной версии добавили в настройки пункт “Помощь”. Там расписаны эффекты бонусов. Стало чуть понятнее воздействие “Духа машины”, но это все равно темная лошадка.

  • romka 24 май 2023 21:10:29
    james_sun в 00:10 24 май 2023 сказал:

    есть подобие дружественного огня

    james_sun в 00:10 24 май 2023 сказал:

    перегревается настолько, что начинает вредить герою

    james_sun в 00:10 24 май 2023 сказал:

    противники в Boltgun обладают разной дальностью зрения

    james_sun в 00:10 24 май 2023 сказал:

    будет раскачиваться согласно законам физики

    Любопытные детали. В такое интересно сыграть.

  • piton4 24 май 2023 22:22:25
    james_sun в 20:58 24 май 2023 сказал:

    Я так и не понял. При начале игры пишется, типа, что череп как-то “предотвращает урон и отражает выстрелы”, но как это на практике происходит — хз. Я специально пытался отслеживать его заполнение, вроде как он пополняется при убийстве врагов. Но что он полный, что пустой — вроде как одно и тоже.

    Я заметил, что при получении урона, в начале убывают цифры черепа, а после(если череп на нуле) уже здоровье, а пополняется он при сборе значков черепа после убитых врагов (если значки остаются), ну или бывает находишь секретные значки, так там сразу на 100 прибавляется.

  • piton4 25 май 2023 00:04:01

    @james_sun короче эти черепа — это тупо броня и ничего более. При получении урона, в начале тратятся черепа(броня), когда броня заканчивается, начинает тратиться здоровье.

  • piton4 25 май 2023 03:29:25

    @james_sun блин, извиняюсь, мы походу про разные вещи говорим — я имел в виду простые черепки которые остаются после врагов, а ты про значок с черепом, который заполняется. Это я ступил короче. Не, я не знаю, что это даёт, описание конечно есть, но на практике я так и не понял. Также не понял, от чего он заполняется — от убитых врагов или от найденных значков с черепками.

  • докДог 25 май 2023 18:27:26
    piton4 в 18:14 24 май 2023 сказал:

    в настройках “ретро” 0-100

    ну и где тебя носило? я ее уже дюком заменил

  • piton4 25 май 2023 18:44:45
    докДог в 18:27 25 май 2023 сказал:

    ну и где тебя носило? я ее уже дюком заменил

    Я купил, но сам знаешь, где можно взять.

  • Flobrtr 28 май 2023 10:45:22
    james_sun в 00:10 24 май 2023 сказал:

    Действие происходит на планете-кузнице Грайя, куда был отправлен отряд ультрамаринов для расследования подозрительной деятельности на поверхности. По классике во время высадки десанта что-то идет не по плану, и в живых остается лишь один космодесантник, а также выданный в помощь небольшой сервочереп.

    ТАКЪ, СТОПЪ.

    Это сюжет 1 Spacemarine. Там орки сначала были, хаоты потом.

    И тем не менее, Шикарныйсупнаварили снова на Грайе. ГГ не Титом зовут, часом?

    Это к чему. Я видел только одну плохую игру — это третий ДоВ. Потому что он — пребанально ухудшенная копипаста первого. Здесь, надеюсь, копипаста не ухудшенная, судя по обзору.

  • h1pp0 28 май 2023 14:48:17

    попробовал поиграть, чуть глаза не вытекли… пожалуй я воздержусь.

  • piton4 28 май 2023 16:32:54
    h1pp0 в 14:48 28 май 2023 сказал:

    попробовал поиграть, чуть глаза не вытекли…

    Из-за чего? Я уже достаточно прошёл, и нечего такого не заметил.

    Из-за цветовой палитры если только… но там ничего такого вырвиглазного прям нету.

  • h1pp0 29 май 2023 20:53:00
    piton4 в 16:32 28 май 2023 сказал:

    Из-за чего?

    да, хз, просто было не приятно играть. прошел 3 уровня и все, прямо физически не приятно

  • piton4 29 май 2023 21:11:09
    h1pp0 в 20:53 29 май 2023 сказал:

    да, хз, просто было не приятно играть. прошел 3 уровня и все, прямо физически не приятно

    Хм… ) ну, наверное и такое бывает. У меня ни разу не было, ну то есть, всегда какие-то конкретные причины были.

  • HUtorX 29 май 2023 21:17:37

    Я её почти купил. Добавил в корзину, а потом всё таки зашел на ютуб и понял что игра для заставших первый Doom (а я его в своё время пропустил).

    Но хоть я и гонял в Quake 2 когда то по кайфу — уверен что сейчас не потяну такой графон и геймплей.

  • h1pp0 29 май 2023 22:49:05
    piton4 в 21:11 29 май 2023 сказал:

    наверное и такое бывает

    бывает, но у меня вот в первый раз, что бы вот не приятно было

    да и, за эти 3 уровня я не понял зачем в это играть? не могу сказать что игра плохая или еще что. просто еще одна попытка играть на ностальгии. но есть проекты интереснее. хотя казалось бы, Ваха!

    словно в игрушки играешь с кучей кетчупа =) но может кому и такое интересно. оценок и вердиктов не выношу

  • piton4 30 май 2023 00:15:50

    @h1pp0 а мне такое нравится — поставил макс. сложность, отключил голову, и чисто на рефлексах, это расслабляет, на постоянку в такое играть не будешь, но иногда чего-то подобного не хватает. А вот в Doom Et. я расслабиться не смог, даже на предпоследней сложности, там другие ощущения от геймплея были.

  • h1pp0 30 май 2023 09:21:53
    piton4 в 00:15 30 май 2023 сказал:

    поставил макс. сложность, отключил голову, и чисто на рефлексах

    и

    piton4 в 00:15 30 май 2023 сказал:

    А вот в Doom Et. я расслабиться не смог

    странно =) кстати вот да, Дум я проходил на максимальной сложности что там доступна, и вот там реально все на рефлексах, голова почти не думает, расслаблялся. ну только в парочке мест приходилось “поДУМать” когда запирали на очень не большой локации и накидывали тонны демонов.

    я для расслабона использую ГТ7 и Нюрбургринг =)

  • piton4 30 май 2023 18:22:43
    h1pp0 в 09:21 30 май 2023 сказал:

    странно =) кстати вот да, Дум я проходил на максимальной сложности что там доступна, и вот там реально все на рефлексах, голова почти не думает, расслаблялся. ну только в парочке мест приходилось “поДУМать” когда запирали на очень не большой локации и накидывали тонны демонов.

    “Максимальная” это “Nightmare”? Я на этой не смог, ну то есть, начал проходить, дошёл до вторых врат с испытанием и пытался пройти их в течении минут 40-ка наверное. В общем не прошёл, скинул сложность на одну ступеньку, но даже так, на расслабоне играть не получилось. Cлишком в последнем Думе много аспектов - думать кого и когда сжечь или распилить, следить за откатом снаряги, оружие менять на лету под ситуацию… не помню чё там ещё было. В общем ни о каком расслаблении, а тем более чтобы играть с отключённой головой, для меня и речи быть не могло.

  • h1pp0 30 май 2023 21:22:42
    piton4 в 18:22 30 май 2023 сказал:

    “Максимальная” это “Nightmare”

    видимо, я не помню названий. выбрал нижнею и понеслось. да порой там горело, особенно на боссах который со щитами и нужно было в очень не большое окно его застанить.

    но на самом деле, когда понимаешь механику и правила, то все становится легко и быстро. мне что первый ДУМ (2016) что Етернал, очень зашли. все происходило на каком-то автоматизме у меня. такое бывает не часто, но бывает

  • Оставить комментарий