[Рецензия] Chernobylite (PC)
Польская студия The Farm 51 — прямо-таки редкий пример упорства и самосовершенствования. Некогда эти люди создали великолепную игру Painkiller в составе People Can Fly, но впоследствии откололись и пошли своим путем. Первый большой блин вышел, мягко говоря, комом — их NeсroVision геймеры и журналисты приняли ну очень прохладно. Впоследствии команда поработала над проектом, некогда принесшим ей мировую славу, — ремейком Painkiller с подзаголовком Hell & Damnation, но и эту игру все встретили крайне неоднозначно. Далее была попытка позаигрывать с очень редким нынче жанром приключенческого экшена — речь сейчас о Deadfall Adventures, но она отчего-то прошла совсем уж незамеченной. После этого студия выпала из поля зрения почти на четыре года (между делом выпустив лишь местечковый Chernobyl VR Project), а потом внезапно разродилась неплохим фантастическим триллером Get Even.
Последними же проектами The Farm 51 являются полудохлый «убийца Battlefield» World War 3 и вышедший недавно экшен на выживание Chernobylite — о нем мы сегодня и поговорим.
Пожалуй, первое, что следует сказать об игре: никаких заметных инноваций от нее ждать не стоит — это сборная солянка из чужих идей. Что, конечно, не является автоматических минусом, но и плюсом это назвать тяжело. Атмосферу разработчики явно подсмотрели у с.а.м.и з.н.а.е.т.е к.о.г.о., костяк геймплея был добыт из множества коллег по жанру с явным уклоном в Escape from Tarkov и Fear the Wolves, система последствий и выбора была утащена из The Witcher и Mass Effect (финал вообще отсылает нас к известной в широких кругах «самоубийственной миссии»), ну а завязка сюжета стойко отдает… Silent Hill 2.
При взгляде на тех, кого к себе в команду набирает Игорь, так и хочется дать ей название FREAKS.
Главным героем Chernobylite является бывший советский ученый Игорь Химинюк — некогда он работал на Чернобыльской АЭС, а когда случилась авария, он чудом сумел в ней выжить, хотя и потерял невесту при загадочных обстоятельствах. Спустя 30 лет, получив лишь один слабый проблеск надежды, Игорь возвращается в Зону вместе с двумя наемникам в попытках отыскать свою старую и единственную любовь.
Попытка, впрочем, заканчивается провалом: во время удивительно легкого проникновения на ЧАЭС на команду героя нападает таинственный Черный Сталкер, который убивает одного из помощников Игоря и серьезно ранит другого. После подобного фиаско выжившим приходится отступить на заброшенный склад на окраине Зоны, дабы зализать раны, обдумать произошедшее и как следует подготовиться к реваншу.
Игра с ходу напирает на фантастическую основу сюжета — дескать, когда-то давно злобные советские ученые проводили эксперименты с загадочным минералом Чернобылитом, обладающим сверхъестественными свойствами и подозрительно напоминающим как по внешнему виду, так и по своим… кхм… характеристикам другой опасный минерал — Тибериум из серии Command & Conquer. Именно благодаря Чернобылиту у протагониста с товарищами есть возможность перемещаться в пространстве и времени, и именно с Чернобылитом связана вся многочисленная чертовщина, творящаяся в Зоне.
Chernobylite — одна из немногих игр, где герою не выдают умения просто за очки, а отправляют того вместе с «учителем» грызть гранит науки. За само решение — плюс, за примитивность исполнения подобных «уроков» — минус.
Естественно, раз дело напрямую касается режимного объекта, располагающегося на территории бывшего Советского Союза, без махровой клюквы в игре не обошлось. Авторы явно насмотрелись нашумевшего сериала «Чернобыль» от HBO и понапихали в свое детище целое море «кровавой гэбни», которая, как ей и полагается, только и делала, что следила за всеми и всюду, активно принимала доносы от неравнодушных граждан, вербовала среди них агентов, а еще жуть как обожала проводить бесчеловечные опыты, причем делала это не где-нибудь в поле, а обязательно под каким-нибудь светлым местом — например, под действующим пионерским лагерем.
Впрочем, если отбросить факт наличия клюквы, то игру за ее историю можно только похвалить: подана она весьма умело, следить за продвижением героя по сюжету очень даже интересно. Авторы неплохо играют на эмоциях игроков, то и дело создавая перед их глазами причудливые образы и навешивая надо всем происходящим непроглядное полотно из большой зловещей Тайны. Пара моментов, до которых можно докопаться, — местами смехотворные, почти детсадовские диалоги да слабо раскрытые характеры изрядной части второстепенных персонажей. Вдобавок весьма странно выглядит пожилой ученый, который резво скачет по зараженной Зоне, отстреливает там всю живность, а в перерывах мастерит на собственной базе чуть ли не на коленке рельсотроны и энергетическую броню из найденных трав (!), грибов (!!) и металлолома.
Гордон Фримен? Пф, подержи-ка пиво!
Будете долго шастать по локациям — наткнетесь вот на этого злого дядю.
Все действо Chernobylite, если честно, изрядно отдает той же Get Even: тут вам и прыжки во времени, и постоянно возникающие игры разума, и навязываемая игроку мораль с далеко идущими последствиями. Ну и еще до ужаса кривой стелс с бестолковыми слепоглухими болванчиками — куда же без него.
Геймплейно проект состоит из трех условных частей. Первая — это наша база, где мы беседуем с товарищами, обмениваем у них полученные очки опыта на новые умения, а также приводим помещение в более-менее удобоваримое состояние за найденные ресурсы. В последнем случае необходимо постоянно балансировать между различными параметрами, не забывая возводить вместе со станками для производства и апгрейда оружия/брони очистители воздуха, радиационные фильтры да кресла с телевизорами для досуга компаньонов.
Вторая — это вылазки в Зону за материалами, едой и сюжетными заданиями. Основных карт в игре немного — всего-то около пяти штук. На задание можно пойти самому, а можно отправить свободного компаньона, предварительно вручив ему необходимые оружие и броню. Сами по себе локации представляют собой небольшие участки Зоны с гуляющими по ними монстрами, вражескими солдатами и различными негативными элементами в виде отравленного тумана и радиационных следов.
Поначалу наш герой весьма слаб: пугается любого шороха, прячется по темным углам и старается лишний раз не лезть в драку. Однако достаточно быстро он обзаводится продвинутыми видами оружия и энергетической броней (собранной на коленке из окружающего хлама, ага), а еще ему открываются ранее недоступные участки на картах. Искать разномастный хлам и полезную органику Игорю помогает устройство, импульс которого на короткое время подсвечивает интерактивные предметы в определенном радиусе. Лазать с лупой по картам и заглядывать за каждую помойку никто не заставляет.
Водка в Chernobylite не просто лишена побочных эффектов. Она еще и чудесным образом поднимает моральный дух героя! То есть буквально зарезал пять человек, выпил бутылочку — и печали как не бывало. Красота!
Кроме того, порой можно наткнуться и на торговцев: денег в Зоне нет, а вот бартер в ходу. У местных персонажей даже можно при желании заполучить самый настоящий лутбокс! Причем не один.
Наконец, третья геймплейная часть — фактически детективная линия с расследованием случившегося на ЧАЭС, а также взаимосвязью этого с судьбами Игоря и его пропавшей невесты. По ходу дела герой находит самые разные улики, в какой-то момент можно связать их воедино в специальном устройстве и посмотреть на историю, что называется, вживую. В такие моменты игра выглядит как классический симулятор ходьбы.
Помимо этого в игре есть побочные квесты компаньонов, выполнение которых повышает их лояльность к игроку. От этой лояльности, к слову, во многом зависит успех финального задания.
Это были сухие факты, а теперь — об ощущениях. Интерес в Chernobylite — штука непостоянная. Разработчики понадергали в свое детище целое море различных механик, но упростили почти все до предела. Взять, например, то же обустройство базы — тут есть такое понятие, как «уют», который вроде как влияет на здоровье и психическое состояние обитателей. И вроде бы нам пытаются ненавязчиво внушить, что нужно подходить к облагораживанию своего жилища с выдумкой, не забывая про кресла, цветочки, телевизор и радио, но на деле мы можем тупо понапихать в один угол полсотни дешевых жестяных бочек — и это тоже чудесным образом повлияет на атмосферу в нашем «доме».
Местные профессионалы ИИ в действии. Ничего, сейчас мы их тоже отправим к сослуживцу на земле.
Или взять те же самые «личные» квесты и общую нелинейность — на словах вроде бы все круто, но на деле все сводится к примитивнейшему выбору одного из двух вариантов в определенном месте прохождения, причем последствия выбора зачастую просто невозможно предугадать.
Плохо это или хорошо? Ответить трудно. С одной стороны, вроде как все поверхностно и примитивно, что не есть гуд. Проекту явно не помешала бы дополнительная глубина — хотя бы большая вариативность в диалогах или чуть более обширный арсенал. С другой стороны, игра все равно затягивает игрока. Тут присутствуют опостылевший гринд и необходимость раз за разом «пылесосить» одни и те же локации — от чего, без шуток, очень устаешь. Однако отдохнув какое-то время, ты все равно запускаешь игру и со смирением возвращаешься в окрестности какой-нибудь Дуги, дабы выполнить очередное поручение товарища.
Благо со временем уровни все равно немного меняются: в игре есть простенькая система погоды, оказывающая влияние на геймплей. А еще со временем на сцену выходят все более опасные противники — как со стороны нагрянувшей в Зону корпорации НАР, так и со стороны потусторонних тварей. С ними сложнее иметь дело.
Разработчики почему-то называют свой проект «экшен-хоррором» — не верьте. Страшно тут почти никогда не бывает. Да и стрелять, к сожалению, приходится редко. Зато часто в игре бывает, что называется, «атмосферно» — особенно в моменты, когда реальность вокруг Игоря начинается трещать по швам, из стен вылезают загадочные темные твари, а где-то в твоей голове до боли знакомый женский голос повторяет: «Пожалуйста, только не бросай меня…»
Помимо повсеместных заимствований разработчики внедрили и кое-что новое, по мелочи. Например, мне очень понравилась местная система повреждения брони: имеющиеся жилеты, как и их реальные прототипы, состоят из бронепластин, которые повреждаются по мере попаданий противника. Как только выйдут из строя все пластины — толку от надетой брони не будет, в ход пойдет полоска здоровья.
К сожалению, Chernobylite — игра на удивление простая, как такового вызова пользователю тут нет. Разве что поначалу, как было сказано выше, приходится полазить по локациям и пособирать ресурсы, но потом никакой опасности для героя местные флора и фауна уже не представляют. И даже если мы вдруг умрем — игра на этом не закончится. Нас всего лишь поместят в упрощенный аналог четырехмерного куба из «Интерстеллара», где мы можем поменять собственные решения и посмотреть на то, что будет в том или ином случае. Опять-таки, с одной стороны, решение крутое, да и выглядит это стильно. А еще подобным образом можно подобрать ключи к сердцам всех представленных компаньонов и получить тем самым лучшую концовку из возможных. С другой стороны, и без того редкие стычки со врагами лишаются даже намека на хоть какой-нибудь азарт. Ситуацию мог бы несколько исправить продвинутый ИИ, но его в игру, увы, не завезли.
Зловещие куклы с изумрудными глазами преследуют героя на протяжении всей игры.
То же самое касается заявленного выживания: все оно в итоге сводится к раздаче батонов участникам собственной группы по итогам выполненных заданий, причем дефицита в еде не бывает никогда. Равно как и дефицита во всем остальном. Что совершенно не мешает игре периодически отправлять нас на побочные миссии по сбору лута «вхолостую», пока на общем фоне совершается какое-нибудь квестовое событие, — и такие моменты жуть как раздражают.
С технической точки зрения проект хоть и стал заметно лучше по сравнению с тем, что было в раннем доступе, но ото всех огрехов так и не избавился. У меня игра периодически вываливалась на рабочий стол и вообще смела жаловаться на нехватку видеопамяти — все это при симпатичной, но далеко на самой технологичной картинке.
Один раз пройти Chernobylite можно и даже, наверное, нужно, но на большее тут рассчитывать не стоит. Особенно если вы ждете детально проработанных экшена и выживания, которых в игре, если честно, кот наплакал.
Итоговая оценка —
7,0.
(нажмите на
оценку, чтобы выставить свою в профиле
игры)
P.S.: Озвучка в игре — это какой-то форменный кошмар из 2000-х. Мало того что нескольких разных персонажей тут может озвучивать один и тот же человек, так еще и делает он это, мягко говоря, не слишком удачно. Я всегда лояльно отношусь к полным русским локализациям, но даже я признаю, что такого сильного и натужного переигрывания в играх не слыхивал очень давно.
Новости и статьи по тегам:
- 4 Дата выхода в ранний доступ и новый трейлер фантастического экшена ChernobyLite
- 1 Новая игра Сэма Барлоу и очередная тонна инди — что показали на Future Games Show в рамках E3 2021
- 10 Для Chernobylite вышел огромный патч с переписанным сюжетом и русской озвучкой
- 12 Объявлена дата релиза фантастического шутера Chernobylite
- 4 Официальный трейлер экшена Chernobylite 2: Exclusion Zone
- 1 Chernobylite получил большое обновление и набор дополнений
К сожалению атмосферу ну вообще никак не прочувствовал, хватило на 2 часа игры.
Вопрос:
Почему в сталкере или в метро исход очень офигенно чувствуется та самая атмосфера (вы поняли о чем я), а в этой игре ее вообще нет, хоть и «фотореалистично» все делали?
Кроме финальной поездки на машине и самой концовки, нигде больше там атмосферы и не увидел, так что всё очень спорно.
А ведь кто-то её даже похвалил, я такого ужаса ни разу не слышал ещё, разве что в любительских озвучках.
сейвы бредово сделаны. Вроде есть быстрое сохранение. Но оно только сохраняет чекпоинт отдельно. Зачем такой идиотизм, непонятно. То есть по факту сохраняется игра только в чекпоинтах. Поэтому если вы обыскали карту но в точку сохранения не попали, и хотите переиграть, то увы. Плюс к этому (!!!!) еще часть лута и противников появляется заново. Это шедеврально. Интерфейс строительства тоже заслуживает отдельной награды по неудобству. Чувствуется что авторы вдохновлялись фолаутовским дизайном этих механик )))
На счёт озвучки полностью согласен. Такого ужаса я давно не слышал. Сама игра скучна до безобразия. Меня хватило на полтора часа брождения...
От звуковиков тоже очень многое зависит.
Соглашусь про атмосферу, атмосферны ее тут нет. Атмосферны первая и поледняя сюжетная миссия, бюджет видимо весь на них и ушел ..
Озвучка странная, да. Некоторые неписи норм, а некоторые прям вырви ухо. Того кто озвучвал гопника с коробками пристрелить на месте, а вот дед в озк, прикалол, его единственного норм попали. И еще, для чего приделали реальные фото неписям непонятно, они просто несоответствуют образам в игре.Не верю.Странный такой колорит...нуи куда без пацана-укропчика с чубом, обсирающего Россию..это нынешняя класика...
Вообще странная игра, пострелушки и боевка тут вообще как собаке колесо. Надо было не мутить , а сделать линейку\коридорку как в метро и убрать эти никчемные сесссионные локации...Весь геймплей сводится к высадкам на одни и те же карты пробег от точке к точке, стелс крайне недоделан, под конец, прокачавшись уже просто тупе бежишь по точкам и все, проходить повторно эти миссии-ежедневки по сбору смывсла нет ...идея со сканером и базой неплохая, но крайне мало построек..это как-то получилось недовыживалка, недошутер и недобродилка…эдакий Хард Резет на Сталкеровскую тематику..в общем странная солянка...ну 5 балов не больше.
А почему скрины такие всрато тёмные???
с экранки делали наверное))
Похоже нужно удалить из списка желаемого.
удаляй и забудь как страшный сон это польскую поделку. Лучше уж Аномали с модами погонять, чем это
Купил когда- то давно, чтобы поддержать разработчиков и вот сегодня наконец поиграл в полную версию.
Что я могу сказать… Это не игра, а какая- то кривая поделка. Боевка деревянная, менеджмент базы сделанный через одно место и нужный как телеге 5 колесо, гринд ради гринда, неудобный интерфейс. Про озвучку я промолчу…
Я бы дал шанс. Играю третий день — захватывает прилично. Обстановка сделана прям круто. Геймплей, в принципе, захватывает. Отличная музыка. Сюжет интртгует. Озвучка — та самая, как в Сталкере =)
Но скрины в обзоре реально всратые… Анрил движок до сих пор на ПК затемняет их чтоль? Помню в Деусе да и в УТ так же было =) На деле игра довольно красивая из-за фотореалистичного арта. Текстуры местами, конечно, не ахти вблизи, но в целом всё смотрится как надо. Перестрелки с болванчиками вполне себе челленджевые, если сложность не занизили.