[Рецензия] Endless Legend (PC)

Парни из Amplitude Studios молодцы уже потому, что даже выпустив отличный проект, решили не топтаться с ним на месте. Как результат, их космическую 4X-стратегию дополнили dungeon crawler пополам с tower defense, а теперь и довольно схожая с «Цивой» игра Endless Legend. Третий билет в Безграничную вселенную, она вновь показывает ту под несколько другим углом — на сей раз сменив галактическую эру на эпоху первых научных открытий. Но главное, что «Легенда» сохранила прочнейшую связь с остальными проектами, переняв их, так сказать, менталитет, а также узнаваемые стилистику и атмосферу.

Место действия EL — Аурига, одна из бесчисленных планет, но всё же известная и по Endless Space, и по Dungeon of the Endless. Теперь ей уготовано стать плацдармом для раскрытия амбиций восьми уникальных рас... и это действительно стоит увидеть.

18_th.jpg

Никаких «деревьев» технологий, только сегментация на Эры. У каждой расы набор немного другой и дополняется по мере прохождения «сюжета».

Если подходить к вопросу трезво, то частота достойных внимания событий в «Легенде» чуть ниже, чем в других похожих играх... но, как было сказано, это если судить о ней трезво. На деле же EL моментально опьяняет своей атмосферой, в основе которой лежат музыка, интерфейс и графический стиль — причём сочетание несочетаемого в них восхитительно! Взять ту же графику: присущая ей стилизация под пластик подкупает строгой лаконичностью, но и ничуть не снижает реальное число деталей. Пускай на объектах есть чёткие грани, но грамотная компоновка создаёт чрезвычайно насыщенную картинку; и каким бы ни был выбранный масштаб, изображение не замыливается и не расплывается. Взращённое на таком вот контрасте и подкреплённое тем, как сочные краски природы обёрнуты в бюрократически сдержанную оболочку интерфейса, ощущение умышленного абстрагирования создаёт очень приятное впечатление не условного «взгляда с небес», а работы за настоящей стратегической картой.

Вокруг подобной карты обычно толпятся генералы, которые двигают фигурки, мановением руки громя чьи-то непреступные укрепления и проводя масштабные экспансии. Потому при такой-то подаче в каждом действии видятся энергия и некий едва уловимый подтекст, не покидает ощущение причастности к чему-то внушительному и значимому. Но начинается всё привычно — с поселенца и воина, хотя вскоре «Легенда» уже показывает заметные отличия от творения дядюшки Мейера. Во-первых, весь её мир разделён на условные участки, ограничивающие свободу основания городов. Пока в каждом «секторе» можно заложить лишь одно поселение (даже в лучшие времена занимающее от силы десятую часть территорий), приходится считаться со многими важными параметрами. Выбрать ли набор гексов, производящих наибольшее число определённых ресурсов, или прильнуть к Аномалиям, дающим неплохой экономический прирост? Как лягут упрощающие передвижение междугородние дороги? Не возникнет ли зимой дефицит пищи? Удобно ли будет всё это оборонять? С учётом того, что EL тяготеет к вопросам экономики, от принятого решения может зависеть вся последующая игра; из этой же системы растут и некоторые ключевые особенности, присущие доступным расам.

36_th.jpg 19_th.jpg 30_th.jpg 43_th.jpg

Одни из них ценой возможности несдерживаемого расширения столицы лишаются права основывать новые города; другие способны перемещать даже разросшиеся мегаполисы. Кто-то умеет «колдовать», временно подстраивая окружение под себя; а кто-то берёт процент с каждой чужой сделки и по желанию отлучает оппонента от рынка товаров и наёмников. В таких вот масштабных отличиях кроется большая доля уникальности рас... ну и ещё в их концентрации на определённых типах воинов. Изначально имея всего по три их вида, войска всё же можно настраивать и расширять — не своими силами, так ассимилируя малые народности.

Как глобальная стратегия «Легенды» очень зависит от особенностей сгенерированного ландшафта, так и тонкости сражений упираются в военные традиции ведомого народа. Хотя принципы перехвата инициативы, атаки тех, кто потратил свой «ответный удар», и занятия стратегических высот общие для всех, но конкретные расы тяготеют к определённым родам войск, а также к дальнему или ближнему бою. Учитывая перечисленные базовые моменты, существа сильно выигрывают или проигрывают в зависимости от того, с кем конкретно сцепились. Со временем же эту ситуацию можно как усугубить, так и выровнять сразу несколькими способами.

Во-первых, путём изучения Технологий отряды можно неплохо приодеть, одарив надбавкой к характеристикам или дополнив число умений и пассивных бонусов. Во-вторых, слабые стороны армии позволено исправить, покоряя мелкие племена; выполнив их задание или жёстко подавляя, получаешь возможность производить совершенно новые отряды, желательно из числа более полезных на данный момент или попросту из недостающих типов воинов. Вдобавок ассимилированные поселения приносят пользу экономике, иногда одним только этим вытягивая государство из дипломатической, финансовой или иных подобных «ям». Особенно сильно это чувствуешь, когда меняются Сезоны. С приходом зимы сокращается производство, теряются преимущества, а экономика сразу срывается в крутое пике. Удачный же выбор временного Госплана, перераспределение работников во всех или многих городах, а также повышение Одобрения через расход накопленной Роскоши помогут ослабить ожидаемый удар... а то и даже дадут шанс насолить другому. Но что бы ни предпринималось зимой, эффект в большинстве своём определяется «летними» решениями. Добрая часть исследований приносит лишь сезонные выгоды, и опасность Голода всегда не за горами; потому важно правильно выбрать оптимальную последовательность освоения Наук — с учётом климата и сложившейся военной угрозы.

23_th.jpg

Бой проходит не на абстрактном поле, а прямо на глобальной карте. Это позволяет, учитывая местность, планировать оптимальный угол атаки.

Стоит заметить, что играть на «Сложном» уровне и ниже — это себя не уважать. Не потому что мы такие гении 4X-стратегий, а из-за излишне пассивного на означенных уровнях интеллекта кремниевого врага. Уже совсем скоро неспособный противостоять вообще любым отрядам игрока ИИ буквально дарит идеально отстроенные поселения и месторождения ресурсов. На последних же уровнях начинается действительно требовательная и сбалансированная игра: победить превосходящие силы противника, встретив те в узком ущелье, или добиться определённых типов побед становится и чертовски приятно, и достаточно трудно. Независимо же от этого Endless Legend чаще отправляет не воевать, а заниматься очередями строительства, назначать рабочих и мэров городов, планировать изучение технологий и в меру активно расширяться. На каждую причину Недовольства здесь найдётся свой изящный способ ослабить напряжение, а на каждую угрозу извне — свой прокачанный отряд, разодетый в броню и бижутерию и ведомый опытным героем. При этом, сочетая медитативный игровой процесс с решительной необходимостью не сидеть без дела, а также толкая в полуавтоматический, но всё же тактический бой, игра предстаёт крайне увлекательной, многогранной... и, что важно, доступной. Не обременённая фичами ради фич, она и глубокая, и доходчивая — если не сказать элегантная. Ей легко можно простить и то, что локализация хромает при встрече с рассчитанным на английскую лаконичность интерфейсом, и то, что ближе к финалу EL заметно подтормаживает.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

И ладно, пускай. Зато у неё чрезвычайно затягивающий игровой процесс, который во многом превосходит и старшую Endless Space, и даже саму Civilization. А то, что для каждой расы путь к типам побед всегда заметно другой, обязательно подтолкнёт сыграть ещё не одну запоминающуюся партию.

ourchoice_small.png
Итоговая оценка — 9,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Celeir в 13:56 05 ноя 2014

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Фристайл 05 ноя 2014 14:10:13

    как-то даже и не слышал про эту игру... нужно пойти глянуть.

  • HellColt 05 ноя 2014 14:38:05

    Очень хорошая вещь, кстати. Не любитель таких игр, но эта затянула. Но 9 баллов - перебор. 7.5 - самое оно.

  • Celeir 05 ноя 2014 14:44:31

    Впечатления очень зависят от выбранного уровня сложности и сгенерившегося мира. На больших и относительно ровных континентах несоизмеримо грустнее, чем на изрезанных горами островках. А насущная необходимость в технологиях на эквип и правильном подборе ассимилированных народов ещё не проявляется даже на "Сложном" (где разбираться приходится разве что с проблемами зимней экономики).

  • deznot 05 ноя 2014 15:50:06
    Впечатления очень зависят от выбранного уровня сложности и сгенерившегося мира. На больших и относительно ровных континентах несоизмеримо грустнее, чем на изрезанных горами островках. А насущная необходимость в технологиях на эквип и правильном подборе ассимилированных народов ещё не проявляется даже на "Сложном" (где разбираться приходится разве что с проблемами зимней экономики).

    А если я полный *бама, как стратег и меня валит любая медуза из endless space даже на уровне сложности easy, какую тогда сложность лучше всего взять, чтобы сбалансировать моё нубство и получить какой-никакой, но челендж в игре?

  • STALKER121 05 ноя 2014 15:53:50

    "Зато у неё чрезвычайно затягивающий игровой процесс, который во многом превосходит и старшую Endless Space, и даже саму Civilization"

    И это то же перебор. В Endless Space играл не оторвать, а в эту разочек посмотрел и закрыл, но вообще на любителя.

    С 9-ой тож погорячился, 7 в самый раз.

  • Фристайл 05 ноя 2014 16:39:53
    А если я полный *бама, как стратег и меня валит любая медуза из endless space даже на уровне сложности easy, какую тогда сложность лучше всего взять, чтобы сбалансировать моё нубство и получить какой-никакой, но челендж в игре?

    Если вы полный "Барак Обама" - то самое время становиться нормальным человеком и штурмовать высокие уровни сложности , дабы Самому осознать , как , куда и что. Если ваш мозг способен установить и запустить игру - значит он способен и на самостоятельную выработку сложных решений.

    Нет людей у которых все получается с первого раза - есть люди , которые достигают результатов путем анализа и попыток.

  • Celeir 05 ноя 2014 17:08:29
    А если я полный *бама, как стратег

    Если ты о непосредственно сражениях, на "Сложном" и ниже все битвы можно проходить автобоем, стоит только пережить первые несколько столкновений с нейтралами. На последних же уровнях надо считаться со всеми параметрами юнитов и самого поля боя.

    эту разочек посмотрел и закрыл

    Обоснованно-то как, прям и не поспоришь.

  • Фристайл 05 ноя 2014 18:34:26

    И вправду затягивает, и действительно очень даже в стили Endless - приятно , комфортно , интересно.

    Поползу куплю - разработчики более чем заслужили денег (как минимум за то , что у них есть мозг , фантазия и желание развивать свою франшизу не добавляя бесконечные циферки 2-3-4...Х к названию)

  • Intelenj 06 ноя 2014 03:39:57

    Давно и постоянно слежу за рецензиями на сайте, но в первый раз решил написать комментарий)

    Прошел в Endless Legend пару компаний на высоком уровне сложности, действительно атмосфера и графическое оформление на высоте, есть пару хороших находок (как то сезон холодов - Старки правы зима всегда близко). Но в остальном игра переняла и усугубила болезни Endless Space (в которой к финалу компании вообще терялся смысл играть из-за патовой ситуации в боях) технологическая ветвь конечно стала удобней, но при этом сам выбор и направления развития по ходу игры, стали менее важны и посредственны. В самом балансе сражений и юнитов чувствуются, что старались сделать хорошим и адекватным, но получился он на три с минусом - сравнимая с Age of Wonders III и Civilization - объединяя и копируя с которых делали Endless Legend, жаль что не все удачно прошло при слиянии.

    Сравнивать в целом Civilization BE и Endless Legend, все равно что матерого опытного пса и щенка делающего первые неуверенные шаги, последний конечно милый симпотяшка, но еще не готов дать первому какой либо серьезный отпор.

    Итогом прохождения двух компаний стало желание вновь поиграть в Endless Space, а Endless Legend ушла в корзину, моя оценка игре 6,5.

  • Celeir 07 ноя 2014 01:33:44
    к финалу компании вообще терялся смысл играть из-за патовой ситуации в боях

    I know that feel bro :happy: Моё первое знакомство с ES закончилось войной с противником, каждый из отрядов которого превосходил всю мою "армию" то ли в 10, то ли в 100 раз (я тогда вообще не развивал военку). Что-то подобное может легко повториться и в EL, но:

    1. наземная война вооружённых дубинками гуманоидов куда понятней космических баталий и условных стратегических команд. Выигрышные и проигрышные ситуации у такой известны с детства, а потому даже с решительно превосходящим чем-либо противником вполне реально справиться, просто используя особенности юнитов и ландшафт;
    2. ценность каждой модификации юнита выше, чем в ES, так как меняешь не десяток модулей, но лишь пару-тройку обвесов. Потому эту модификацию проще и осуществлять, и, главное, оценивать;
    3. эффективность юнита - это органичное сочетание его навыков, экипировки, ландшафта, где он будет использования, и глобальных выгод от ассимилированных рас. Если пытаться играть только от навыков (как в AoW3), результат будет сомнительным.

    Другими словами, в EL найти, понять и исправить ошибки тактики/стратегии легче, а потому и вызов можно встречать более суровый. Что же до наук, то при повторном прохождении за ту же расу отличий действительно не так много, но они есть - и в зависимости от мира они могут оказаться как незначительными, так и существенными.

  • Intelenj 07 ноя 2014 04:08:19

    Патовость ситуации заключается не в количестве флотов к финалу (хотя да особенно на высоком уровне сложности оно доходит до астрономических размеров) это еще можно пережить и смириться, но вот когда флоты улучшенные последними обвесами брони и самолечения, просто не могли нанести друг другу какого либо урона за отведенное время боя, то есть броня плюс регенерация за доступное время боя превышают наносимый урон. И это с последними патчами и дсл.

    Согласен с Вашими пунктами и про "с детства" и про "проще - не всегда хуже", только про AoW3 не согласен там комбинаций и возможностей гораздо больше - конечно если забыть про два читерских заклинания которые убивают игру. Конечно если углубляться у всех игр есть и схожести и недочеты и достоинства.

    Но если говорить о EL, то она с ее боевой системой и набором юнитов показалась очень блеклой, классические правила для любой стратегии, как "камень-ножницы-бумага" очень размыты, различия по статам и возможностям юнитов минимальны - ощущение, что это большой очень красивый набор одинаковых юнитов, отличающихся только внешностью и анимацией. Еще очень огорчило, что по части дипломатии после ES, не было сделано каких либо шагов в улучшение.

    Я конечно не стал бы судить так строго игру, если б не поставленная планка самими разработчиками. Если назвался человеком-пауком изволь пускать паутину и крутить сальто по крышам, а не только носить его трендовый костюм. Одним словом - упаковка у EL красивая, но начинка пустая.

    И пожалуйста извините, но 9,0 у проходной стратегии EL и здесь же на сайте в лучших стратегиях года такие титаны как Universalis 4, почти все Total War и др. с оценкой 8,5? Oh this crazy world!)))

  • Celeir 07 ноя 2014 09:56:28

    Кто кого лучше среди упомянутых проектов, решение субъективное. Риалтаймовый бой vs пошаговый, тонна тумблеров на каждый чих vs доходчивая обобщённость - это всё слишком разное, чтобы выбирать без серьёзных допущений, и даже если проводить параллели с более близкой "Легенде" AoW3, можно дойти до вполне ожесточённых споров. Если же считаться ещё и с атмосферой, то субъективизм только растёт. Исторический сеттинг TW лично меня совершенно не привлекает - лучше выберу King Arthur, сколько бы шагов назад в механике тот ни делал. А в AoW3 атмосферы и вовсе не ощущаю, такое там для меня всё стерильное и бездушное... Брр.

    Ситуации с патовой регенерацией в EL ещё не наблюдал (брюлик с таким эффектом есть, но был променян на что-то другое). Вполне различные уже на старте, юниты обрастают уникальностью по мере развития технологий (в AoW3 с ростом в уровнях, но процесс не менее длительный). И практически нет багов, за которые постоянно снижают стартовые оценки TW.

  • Intelenj 07 ноя 2014 19:25:07
    Кто кого лучше среди упомянутых проектов, решение субъективное.

    Полностью с Вами согласен, на вкус и цвет у каждого свой винегрет)

    Посмотрел рецензии и комментарии на всех основных игровых сайтах и везде мнения разделились на две противоположные стороны как и наши с Вами оценки)

    Поэтому думаю пусть лучше поставит объективную оценку игре старое правило разработчиков, для порядочных геймеров "народ проголосует рублем" или для пиратов "количеством скачиваний")

    P.S. AoW3 конечно не самый удачный проект, я его приводил в пример лишь как очень близкий EL. К нему недавно вышло новое дсл, вроде как с исправлением старых проблем - надо протестировать)

  • Entvy 15 июл 2018 16:33:06

    неожиданно новое дополнение: inferno. 23 полный анонс

  • Celeir 15 июл 2018 17:32:01
    Цитата

    неожиданно новое дополнение: inferno. 23 полный анонс

    djJdxi3.gif

  • Celeir 26 июл 2018 20:10:27

    от создателей перезапуска Master of Orion, под надзором Amplitude

  • Entvy 27 июл 2018 17:17:17
    Celeir в 20:10 26 июл 2018 сказал:

    от создателей перезапуска Master of Orion, под надзором Amplitude

    откуда информация?

    в разработчиках Amplitude указаны

  • Celeir 30 июл 2018 10:22:08

    @Entvy от самих Amplitude. Вот в общем по дополнению, вот по студии

  • Entvy 06 авг 2018 17:45:26

    длц добавило рандома и, зависимую от стартовых настроек, расу (собственно как и предыдущая водная). реиграбельность на 1-3 партии.

    кстати, реиграбельность, по-моему, главный недостаток всей игры - все расы строго однозадачны, никакой вариативности в развитии в пределах каждой нет. в отличии от цивы или стеллариса, каких-то уникальных ситуаций также не генерится, ни при взаимодействии с миром, ни при взаимодействии с другими расами.

  • Celeir 06 авг 2018 18:11:30

    @Entvy для меня, что бы где ни генерилось, игра всё равно воспринимается в целом одинаково, любая из перечисленных. Потому играю в 4Х / GrandS по партии раз в квартал. Люди с 1к часов в них удивляют.

  • Evangelion_1 06 авг 2018 18:28:33

    Я игру сначала вообще не понял, запустил в 2014г, поиграл час, не зашло. В этом году решил дать игре еще шанс, так сказать приглядеться поближе. И вот уже наиграно 90ч. Интересная игра и хорошая стратегия.

  • Entvy 06 авг 2018 22:10:55

    @Celeir , в какие еще играешь?)

  • Celeir 06 авг 2018 22:24:25

    @Entvy от слова “играешь” веет излишней регулярностью :) Пока ушёл в Endless Space 2

    А Легенда, наверн, и не удалялась никогда, но я до неё годами никак не доберусь (аж с Хранителей!).

  • Celeir 18 янв 2019 11:51:31
  • Оставить комментарий