[Рецензия] Sudden Strike 4 (PC)

2017 год как будто специально хочет выдавить из меня ностальгическую слезу и вызвать тоску по босоногой юности. Только я успел чуть поостыть после прошлогодних Doom и XCOM 2, как в сердце постучались «олдовая» Resident Evil 7 (та самая, с особняком, хоррором и дефицитом патронов), долгожданные триквелы Syberia и Dawn of War, во всех смыслах отличный перезапуск Prey, новый Tekken (теперь и на PC!) и, конечно же, третий «Блицкриг» — к данной серии тактических стратегий питаю особо теплые чувства. Впрочем, третья часть как раз не оправдала возложенных ожиданий, оказавшись чрезмерно упрощенной игрой, лишь отдаленно напоминающей своего прославленного предка. В таких условиях оставалась лишь призрачная надежда на еще одно возвращение некогда великого варгейма — на Sudden Strike 4.

banner_st-rv_suddenstrike4_pc.jpg

В нашей стране данную серию больше знают как «Противостояние» — а все благодаря компании «Руссобит-М», которая создала путаницу в начале 2000-х, смешав под одним названием две абсолютно разные франшизы прошлогоднем превью мы вскользь затронули эту тему — прим. ред.)

Оригинальная третья часть Sudden Strike вышла почти десять лет назад, а после неважного релиза The Last Stand в 2010-м казалось, все надежды на продолжение угасли навсегда. Однако в прошлом августе молодая венгерская студия Kite Games неожиданно представила публике полноценную четвертую часть. Правда, трейлеры и дневники разработчиков не внушали особого доверия, а разочарование от упомянутого «Блицкрига 3» дополнительно настраивало на негативный лад.

Как оказалось, зря.

7_th.jpg

В игре можно занять буквально любую бесхозную технику — как вам, к примеру, боевой немецкий трактор?

Положительный антагонизм

Прежде всего следует сказать, что никакой революции не случилось, — но ее никто и не ждал. Sudden Strike 4 не пытается заново изобрести велосипед; разработчики лишь взяли проверенную временем схему и постарались перенести ее на современные рельсы с минимальными потерями. И, понятное дело, без сравнения с последним «Блицкригом» тут обойтись не удастся.

Так, у нас есть все та же возможность пройти по основным событиям Второй мировой войны, к примеру поучаствовав в Сталинградской битве или в который раз высадившись под огнем на знакомом всем Омаха-Бич. На месте все те же три классические стороны: Советский Союз, Германия и Союзники, за каждую из которых представлена кампания, состоящая из семи разнообразных миссий. Увы, кампании проходятся непростительно быстро, плюс во время прохождения создается стойкое ощущение скомканности и даже торопливости. Там, где тот же «Блицкриг» вдумчиво демонстрирует начало войны, подробно рассказывая игроку, как именно немцы вторглись в Польшу и как затем отправились покорять Европу, и вдобавок разбавляет основное действо ворохом необязательных миссий, Sudden Strike 4 за одно 4-минутное (!) обучающее задание поверхностно затрагивает тему завоевания поляков, а после очень быстро скачет вперед, за две следующие миссии знакомя нас с французами и британцами, дабы как можно скорее сойтись в короткой стычке с СССР. Все это не отменяет ни увлекательности кампаний, ни прочих достоинств (о которых ниже), но все же непонятно, куда и, главное, зачем нужно было так торопиться.

18_th.jpg

Плюсик к удовольствию: ваша армия оставляет на полях аутентичные следы.

Еще, в отличие от «Блицкрига», тут нет ни четко ограниченных периодов войны и технологического древа (между прочим, очень жаль), ни возможности брать с собой на задания уже закаленные в боях войска (об этом разработчики предупреждали заранее, но все же в Sudden Strike 4 подобное тоже было бы очень к месту). Зато у каждой стороны конфликта есть исторические личности, в том числе генералы, всего по три штуки на сторону. Специализация генералов является фиксированной: один из них отвечает за усиление пехоты, другой — за усиление техники, третий увеличивает полезность подкреплений. У каждого генерала есть определенный список доктрин, которые можно разблокировать за звезды, выдаваемые игроку по результатам выполнения миссии. Так, пехоту между сражениями разрешается усилить дополнительным набором гранат, а всей технике, к примеру, навесить дополнительный маскировочный слой, что сделает ее менее заметной для врага.

Концепция подобной прокачки сама по себе привлекательна, вот только реализовать ее должным образом у разработчиков не получилось. Во-первых, решительно непонятен алгоритм, по которому игра начисляет очки, необходимые для получения звезд. Сначала можно подумать, что на это как-то влияют нашивки, которые пользователь «заслуживает» непосредственно в ходе миссии, выполняя те или иные нехитрые задачи — метким выстрелом отправляя врагов на тот свет или грамотно нанося удары по уязвимым точкам бронетехники. Данные нашивки имеют три степени: бронзовую, серебряную и золотую, но их получение все же совершенно никак не влияет на те самые звездочки. Вы можете с блеском закончить задание, будучи с ног до головы увешанным нашивками различной ценности, но все равно получите при этом лишь одну звезду из трех возможных. Реален и иной вариант: забив на все тактические ухищрения, вы можете единой толпой пронестись по карте, бездумно теряя своих подопечных, и под конец заработать-таки вожделенные три звездочки. В чем тут логика?

28_th.jpg

Посмотрите в правую часть экрана — именно так, по мнению разработчиков, советские войска встречали немецких интервентов.

Во-вторых, польза от означенных доктрин не такая уж весомая, чтобы ради них стараться лишний раз. Видно, что разработчики изо всех сил пытались не допустить в древо прокачки генералов совсем уж ненужные «перки», но все равно они ощутимого воздействия на выбранную тактику игрока, как заявляется, не оказывают и более-менее востребованными становятся лишь на высоком уровне сложности.

Представленные в игре карты заметно компактнее тех, кто были в первых двух частях Sudden Strike, — и юнитов, соответственно, выдается поменьше. Другое дело, что авторы с любовью подошли к проработке деталей и игрового процесса в целом, поэтому особого недовольства это не вызывает.

Олдскульные поклонники наверняка растрогаются, когда узнают, что несмотря на новомодные веяния, каждый пехотинец в Sudden Strike 4 все так же является полноценной боевой единицей — а значит, выбирается отдельно от остальных (в «Блицкриге 3», напомним, при щелчке мышью выбирается все подразделение). А еще у всех ваших подопечных кончаются боеприпасы, причем их может быть даже несколько видов — фугасные и бронебойные, и запас каждой разновидности учитывается отдельно. Кроме того, техника не двигается с места, если у нее кончается топливо. Пополняют все это счастье специальные грузовички, отвечающие за снабжение. В случае поломки техники (которая тут не носит временный характер, как в третьем «Блицкриге») помогает ремонтный автомобиль; целиком перебрать мотор и залатать пробоины он не способен, зато привести в движение заглохший танк — запросто. Честно говоря, от такого выборочного ремонта сначала испытываешь некое раздражение, но вскоре понимаешь, что это вполне правдоподобно: в боевых условиях главной задачей является устранение критических повреждений, а лоск наводится уже за рамками боевой операции.

29_th.jpg

Во время загрузок нас потчуют вот такими симпатичными артами.

Любопытно, что солдаты в вашем подчинении имеют завидную возможность регенерации, что совсем не отменяет важности присутствующих в игре медиков. После жаркого сражения на поле брани обычно остается лежать с десяток тяжело раненных бойцов, и только бравые санитары могут поставить их всех на ноги. Особенно приятно, что игра учитывает ценность разных родов войск в тот момент, когда игрок отдает приказ передвигаться, а потому автоматически распределяет танки на острие атаки, пехоту — за ними, а медиков и прочие средства поддержки разумно оставляет немного позади. Иногда случаются обидные казусы — например, юниты, упершись в какое-либо препятствие, путаются, кто именно пойдет вперед, не всегда логично выбирая очередность; но общее впечатление это не сильно портит. Еще радует, что вам не нужно каждый раз щелкать по солдату или технике, которым срочно нужно оказать помощь, — все находящиеся рядом единицы поддержки автоматически помогают всем нуждающимся.

Есть в этой бочке меда и ложка дегтя: если вы захотите пополнить боезапас машины, у которой нет соответствующей критической отметки, то отдать приказ грузовику снабжения придется дважды — сразу выдавать вместе со снарядами горючку бойцы спецподразделений почему-то не обучены. Как и простые солдаты не обучены автоматическому обезвреживанию мин — извольте в каждую тыкать носом.

А вот приятная возможность захватить трофейную технику, предварительно уничтожив весь ее экипаж, осталась на месте. Плюс отдельно радует в игре искусственный интеллект, пускай и очевидно усиленный скриптами. Например, застав врасплох отряд врага, будьте готовы к тому, что он успеет выстрелить в воздух сигнальной ракетой, позвав тем самым на помощь. Также ИИ не гнушается призывать в бой резервные войска и поддержку с воздуха. В случае последней остался небольшой анахронизм: самолет-разведчик здесь, в отличие от «Блицкрига», не видит всю ту область, над которой пролетает, — он способен «открыть глаза» только там, куда вы предварительно ткнули мышкой. Сейчас такое смотрится по меньшей мере странно.

30_th.jpg

Наш бравый партизанский отряд решил отбить гаубицы у врага.

Кстати, о подкреплениях. В одном из интервью разработчики говорили буквально следующее: «Sudden Strike 4 будет предъявлять к игрокам более высокие требования в отношении войск, находящихся в распоряжении. Не стоит особо уповать на подкрепления и допускать серьезные потери в живой силе или технике. Наша задача — сделать Sudden Strike 4 более тактической игрой, которая будет требовать от игроков детального стратегического расчета в использовании юнитов и средств». Так вот, на деле беречь как зеницу ока каждую выданную боевую единицу нет никакой необходимости — командование постоянно присылает в тыл пополнение. С одной стороны, это явный минус: проявить свои навыки гениального стратега, побеждающего многочисленного врага при помощи горстки подчиненных, у вас по понятным причинам не выйдет. С другой, включать в игре голову все равно необходимо, а в игровом процессе при таком подходе не теряется динамика.

Вспомогательные части

Внешне игра выглядит очень привлекательно — и точно лучше, чем «Блицкриг». На модельки техники и окружения не пожалели полигонов, а местными боевыми действиями можно любоваться практически бесконечно благодаря сочным спецэффектам. Тела и даже оружие павших бойцов подчиняются законам физики и честно разлетаются в стороны от взрывов — причем это справедливо не только для «классической» пехоты, но и для экипажа какого-нибудь погибшего танка. Поклонников реализма наверняка порадует присутствие в Sudden Strike 4 такого редкого в играх явления, как рикошет.

К звуковому оформлению также нет претензий — все стороны конфликта профессионально озвучены на свой родной язык, не подкопаешься. Брифинги зачитывает приятный закадровый голос. К музыке авторы решили подойти чуть более творчески, иногда пытаясь увеличить нагнетаемый драматизм. Особенно это заметно при оборонительных задачах: когда враг так и прет на остатки вашей армии, вы отчаянно пытаетесь заделывать бреши в защите, отправляя на верную смерть окровавленных солдат и дышащую на ладан технику, а где-то на фоне тихонько начинает играть торжественная музыка, становящаяся все громче и громче. Казалось бы, мелочь, — но игровая атмосфера от этого сильно выигрывает. Хотя такой подход не нов: нечто подобное было в «Спасти рядового Райана», а затем и в самой первой Call of Duty.

31_th.jpg

Ну как, соскучились по подобным кадрам?

А еще в Sudden Strike 4 есть простенький мультиплеер и режим сражения. В последний не особенно интересно играть, из-за того что именно там наружу выползает вся слабость ИИ, в кампаниях умело скрытая скриптами, ну а сетевая игра… Она быстро приедается из-за малого количества карт и возможностей.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Sudden Strike 4, безусловно, пострадала от современных игровых тенденций; это больше не суровый варгейм, не прощающий ошибок. Но и до уровня развлекательных «пиу-пиу»-стратегий создатели игры не опустились — а все благодаря вниманию к деталям и бережному переносу основных игровых механик сериала.

Итоговая оценка — 7,5.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

james_sun в 09:14 18 авг 2017

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • X-morph 18 авг 2017 10:56:30

    ...отличный перезапуск Prey. Вы серьёзно? Шариться по пустой базе и шарахаться от черного дыма это конечно круть... Скучно!

  • Kotoko 18 авг 2017 11:12:47

    Дальше может будет интереснее, но после первой миссии за германию захотелось выключить игру.72.gif

  • Zoltonec 18 авг 2017 11:17:03
    ...отличный перезапуск Prey. Вы серьёзно? Шариться по пустой базе и шарахаться от черного дыма это конечно круть... Скучно!

    Одна из лучших игр в этом году.

  • -Рембо- 18 авг 2017 11:55:57

    К великому сожалению, конкурентов Стил Дивижн в последнее время нет. Поэтому и затираю ее помаленьку. Скоро дыры на карте появятся :). Удивительно, что для обзора, Джеймс, ты выбрал именно сс4, а не нормандию, ведь она на голову выше и блицкрига и саддена последних, вместе взятых. Хотя, скорее всего, тут дело не в выборе, а в редакционном задании)))

  • True4k 18 авг 2017 12:04:06
    К великому сожалению, конкурентов Стил Дивижн в последнее время нет. Поэтому и затираю ее помаленьку. Скоро дыры на карте появятся :). Удивительно, что для обзора, Джеймс, ты выбрал именно сс4, а не нормандию, ведь она на голову выше и блицкрига и саддена последних, вместе взятых. Хотя, скорее всего, тут дело не в выборе, а в редакционном задании)))

    Может он выбрал SS4 потому что она только что вышла? Ну это так чисто в виде теории.

  • james_sun 18 авг 2017 12:17:54
    Дальше может будет интереснее, но после первой миссии за германию захотелось выключить игру.72.gif

    Первые две миссии у Германии как раз очень простые. Ровно как и первая миссия у Союзников и Советов. Потом игра разгоняется.

  • -Рембо- 18 авг 2017 12:49:45
    Может он выбрал SS4 потому что она только что вышла? Ну это так чисто в виде теории.

    Так стальная дивизия только в конце мая релизнулась. Тоже вроде не старичок.) В бете провисела с декабря прошлого года. Но уже тогда от нее было за уши не оттащить. Из старичков мне Panthers in the Fog и Gateway to Caen очень хорошо зашли, но это не для широкой публики, а для хардкорщиков.

    П.С. Но они здесь тоже не обсуждались.

  • Stylus 18 авг 2017 13:43:27
    ...отличный перезапуск Prey. Вы серьёзно? Шариться по пустой базе и шарахаться от черного дыма это конечно круть... Скучно!

    полностью поддерживаю, жуткая... скукота.

    Мне толком ни кто не может объяснить, что в ней такого, что она "лучшая в этом году".

  • Hellson 18 авг 2017 14:21:08
    Одна из лучших игр в этом году.

    Увы. Просто потому что выбора особо нет. Я лично уповаю на ELEX.

  • single84 18 авг 2017 14:42:22
    полностью поддерживаю, жуткая... скукота.

    Мне толком ни кто не может объяснить, что в ней такого, что она "лучшая в этом году".

    да никто этот унылый треш не считает лучшей игрой года, она даже за миллион коппий не смогла выбраться

  • thatbelive 18 авг 2017 15:32:00
    да никто этот унылый треш не считает лучшей игрой года, она даже за миллион коппий не смогла выбраться

    Конечно, ведь лучше очередную колду купить.

  • Tirelengel 18 авг 2017 15:55:20
    ...отличный перезапуск Prey. Вы серьёзно? Шариться по пустой базе и шарахаться от черного дыма это конечно круть... Скучно!

    Ну за долгое время первая игра, о которой я вспоминал на работе "О, приду завтра домой, и сразу за комп сяду"

    Очень крутая игра вышла. Хотя совершенно её не ждал.

  • single84 18 авг 2017 15:59:43
    Конечно, ведь лучше очередную колду купить.

    в колде по крайней мере ни минуты не дают скучать

  • Zoltonec 18 авг 2017 16:17:36
    она даже за миллион коппий не смогла выбраться

    Нуу как бы это нельзя считать показателем, который доказывает качество игры. Сколько действительно хороших игр продалось отвратительным тиражом, а в итоге становились классикой.

  • DerpX 18 авг 2017 17:00:06
    Поклонников реализма наверняка порадует присутствие в Sudden Strike 4 такого редкого в играх явления, как рикошет.

    Вот мне очень интересно, а полоска ХП над юнитами - это тоже порадует поклонников реализма?

    Сначала, увидев эту игру в стиме, я даже немного начал её ждать, решив, что может хоть у этих товарищей получится что-то наподобие Men of War, только более продвинутое (в технологическом плане). А в итоге те же яйца получились, что и Блицкриг 3.

    Полоски хп, пехотная разведка не нужна (танки видят не меньше, а может даже и больше), как и сама пехота, видимые мины, тупой ИИ, убогая полевая артиллерия, которая стреляет на 2 метра от себя прямой наводкой. Серьёзно. И это я увидел даже не у того человека, который увлекается стратегиями, а у обычного обзорщика. Особенно позабавил случай в миссии на дороге Жизни, когда у человека осталось немного пехоты и 1 пушка (я так и не понял, противотанковое орудие или артиллерийское - смотрел вполглаза, но вроде по дуге выстрелы шли), а у немцев - 1 танк. Этот танк подъехал к краю наезженной дороги, после чего тупо во что-то упёрся. Так боком в итоге к пушке и стоял, стреляя по ней из этого положения. В итоге пушка навесом (ага, с двух метров-то) пробила под танком лёд и тот утонул. Было очень смешно. И в то же время печально за игру.

    Честно говоря, я даже не понял, за что этой игре СТОЛЬКО положительных отзывов надавали. Что в стиме, что от обзорщиков. Ничего в ней особо выдающегося нету, да и подача сюжета, про которую даже тут в рецензии сказано, тоже ужасна - миссии часто очень коридорны, карты маленькие, и слишком часто бросают туда-сюда, даже толком в происходящие события вникнуть не дают.

    П.С: ах да, забыл также упомянуть как минимум 1 эпический проёп в хронологии (битва за Москву в январе 41 года).

  • james_sun 18 авг 2017 19:50:03

    Каким надо быть гением, чтобы приплести честный рикошет к полоскам жизни?

    пехотная разведка не нужна (танки видят не меньше, а может даже и больше), как и сама пехота
    дальше

    Вот после этой чуши можно дальше даже не читать.

  • DerpX 18 авг 2017 20:19:55
    Каким надо быть гением, чтобы приплести честный рикошет к полоскам жизни?

    Рикошет такой же честный, насколько честная и система пробития.

    дальше

    Насколько я видел - не особо. Тем более что из танка можно командира высунуть.

    Вот после этой чуши можно дальше даже не читать.

    Сказал профи по "честным рикошетам". Хорошо, не читай.

  • james_sun 18 авг 2017 20:24:24

    Безусловно, экспертам, которые судят об игре по роликам обзорщиков, виднее, да. Спасибо, что разрешил.

  • Мангуст 18 авг 2017 20:48:09
    в колде по крайней мере ни минуты не дают скучать

    Все же поняли теперь, для кого делают колду и кто её покупает? :tongue:

  • SerGEAnt 18 авг 2017 21:20:09
    Я лично уповаю на ELEX.

    Я вас умоляю.

  • Hellson 19 авг 2017 00:04:05
    Я вас умоляю.

    А что не так? Смотрел тут намедни геймплей - вполне олдскульная Готикообразная модель. Конечно, искушенным молодым на современные фентифлюшки такое мало понравится, да и хрен с ними. Впрочем, может мое ожидание слишком предвзято оттого, что я в очередной раз переигрываю серию Готики.

  • allyes 19 авг 2017 10:49:52

    Цирк блошиный.

  • doctorsmell 19 авг 2017 13:25:38
    Все же поняли теперь, для кого делают колду и кто её покупает? :tongue:

    Call of Duty делают для тех, кому интересен многопользовательский соревновательный шутер. Вся желчь в адрес этой серии обычно исходит от тех, кто где-то слышал, что CoD - тупой тир, с чем довольно сложно спорить, но факт в том, что большинству любителей серии на эту кампанию абсолютно пофиг :rolleyes:

  • Оставить комментарий