[Рецензия] Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall (PC)

Студия Firaxis Games известна не только своими масштабными пошаговыми стратегиями, но и отточенным годами подходом к выпуску дополнений. Эти разработчики не любят давать игрокам что-то «на потом», предпочитая выпустить один масштабный аддон, для ознакомления с возможностями которого придется заново проходить игру. И если в серии XCOM сие смотрится достаточно странно, то в Civilization, где сам бог велел перепроходить по много раз, такое приходится весьма кстати. Благо в классическую формулу успеха всегда можно внедрить что-то новое и интересное. 

Любопытно и то, что как минимум два предпоследних выпуска Civilization (Civilization 5 и Beyond Earth) выходили, что называется, «в скромной комплектации»: базовые принципы оставались на месте вместе с ворохом приятных мелочей, а вот многие занятные и весомые находки, в том числе появившиеся у предшествующих частей, поступали лишь в составе упомянутых дополнений, которые, между прочим, приходилось очень долго ждать.

banner_st-rv_smcivilization6rf_pc.jpg

Вышедшая два года назад Civilization 6 пошатнула данную традицию: несмотря на ряд кардинально обновленных механик (пришедшихся по душе далеко не всем), игра не вызывала ощущения недоделанной болванки, все ключевые моменты и главные наработки предков сразу были на месте. Ну а анонсированная в прошлом году Rise and Fall должна была лишь вернуть те самые «приятные мелочи», которым почему-то не нашлось места в оригинале. 

Темная история

Одной из главных причин, по которой все ждали дополнение, было возвращение так называемого «Золотого века», к которому авторы заодно обещали добавить соответствующего брата-антипода. Отсюда и появилось название.

Многие знакомые геймеры уже успели мысленно нарисовать эпичную картину цивилизации, которая идет сквозь века, балансируя между Светом и Тьмой, впадая из одной крайности другую. Что ж, изначальное предложение было и правда заманчивым: несмотря на весьма удачную концепцию «Золота» в пятой части, все же скучновато постоянно находиться в такой ситуации, когда у тебя есть только один выход — вверх — и никакое падение тебе не угрожает.

riseandfall_1.jpg

Вот так симпатично тут выглядит летопись. Обратите внимание на событие. В игре совершенно невозможно понять логику, по которой в летопись заносится уничтоженный лагерь. Вы можете уничтожить их с десяток на разной дистанции от города, но записать в плюс могут лишь один.

Увы, в Rise and Fall с «Веками» все далеко не так гладко. Хотя на первый взгляд все вроде оформлено замечательно — в зависимости от действий игрока цивилизация и правда по ходу действия то стремится вверх, то падает вниз, получая от этого различные эффекты. Плюс на сей раз разработчики куда более логично оформили «Века», которые тут, несмотря на название, скорее представляют собой целые Эпохи. И если раньше мнимый «Век» мог длиться от столетий до всего нескольких лет, то в нынешней системе «Золотой» или «Темной» могут быть и Античность, и Возрождение, и Информационная эра.

Отдельно стоит отметить, что игра подчеркивает наступившее «время» при помощи художественных средств, как бы облагораживая изображение легким «позолоченным» фильтром или добавляя отчетливые мрачные нотки. 

Эпохи тут, кстати, наступают сразу для всех: в Rise and Fall больше нет таких ситуаций, когда кто-то из играющих давно оказался в будущем, а кто-то до сих пор прозябает в Средневековье. По достижении определенного порога научно-технического прогресса все нации насильно переводятся на следующий этап (об этом вас предупредят заранее, не беспокойтесь). Такое положение вещей хоть и лишает вас возможности лишний раз испытать гордость (или стыд) за себя и свою державу, но с точки зрения здравого смысла вполне оправданно: мир неустанно движется вперед, и судьба одной-единственной нации практически никак не влияет на уровень его развития.

riseandfall_12.jpg

Что ж, хоть где-то в наше время Челябинск вызывает восторг у посетителей.

Поначалу от изменившийся системы захватывает дух и бурлит восторг. Столько возможностей, столько эпичности! Вот только вскоре положительные эмоции уступают место разочарованию и недоумению. Во-первых, как таковых отрицательных качеств у «Темного века» нет, а значит, и бояться его не стоит от слова «совсем». Да, его наступление создает кое-какие незначительные риски, связанные с лояльностью городов (об этом ниже), но ничего кардинального и особенного в механике игры не происходит. Более того, «Темный век» наряду с «Золотым» предоставляет игроку свои бонусы, которые иногда совсем не уступают в полезности!

Во-вторых, сделав логичной одну сторону проекта, разработчики почему-то напрочь забыли о другой. По их задумке получается, что человечество раз за разом должно выкарабкиваться из темной ямы и прошлые свершения на это почти не влияют. В переводе на геймплейные аспекты это означает, что вам необходимо раз за разом заново зарабатывать очки, для того чтобы выбраться со дна «Темного века» и по возможности достигнуть значения, при котором в следующей эпохе наступит век «Золотой». Причем игра не говорит вам прямо о том, как именно нужно зарабатывать упомянутые очки, — извольте изучать это методом тыка. Нет, то есть из получаемых бонусов на границах эпох можно выбрать те, что гарантированно будут выдавать необходимые очки при выполнении определенных условий, вот только это лишь капля в море.

riseandfall_19.jpg

Картахена когда-то принадлежала одной из больших наций. Но поскольку никто не позаботился должным образом о жителях, город объявил о своей независимости вскоре после основания.

Все ваши значимые достижения, хоть и заносятся в историческую летопись (что, безусловно, очень приятно и вообще симпатично), никоим образом не влияют на будущий «заряд»: заканчивая эпоху с огромнейшим плюсом, в новой вы всегда оказываетесь со стабильным минусом, из которого снова приходится выбираться. 

А ведь с каждой следующей эпохой количество необходимых очков только увеличивается. И опять же, игра как будто вообще не в курсе того, что игрока можно, а порой и нужно штрафовать. Вы можете всю конкретную эпоху посылать свои войска на верную гибель, морить собственный народ голодом и сдавать свои города противнику без боя, но если вам при этом удается совершить несколько незначительных научных открытий, построить самое завалящее Чудо света и разгромить с десяток слабеньких варварских лагерей — по итогам вам засчитывают «Золото». Простите, what? 

Кстати, насколько в Rise and Fall не стоит бояться «Темного века», настолько же не стоит особо радоваться приходу века «Золотого». Вспомните, как обстояли дела с этим в Civilization 5, когда наступление подобного схематического, но все-таки «светлого» времени приравнивалось к небольшому празднику. Как тут не радоваться, если тебе на несколько ходов дали солидную прибавку к финансам, да и строить нужные здания теперь можно заметно быстрее?! Вот обо всем этом можно смело забыть в свежей инкарнации Civilization 6 — горячо желаемые Чудеса света от «Золота» строиться быстрее не станут, прибавки к деньгам вам не дадут, а предоставляемые бонусы и повышенная лояльность городов совершенно не стоят затрачиваемых усилий.

riseandfall_20.jpg

Религиозный агрессор Ганди получил по заслугам. Самое смешное, что в решении данного кризиса изначально участвовали двое, но один впоследствии куда-то смылся. Что ж, значит, все лавры придется пожинать самому. 

Получается, те самые «Взлеты и Падения» из названия в дополнении — не более чем пшик. Во-первых, они ни на что толком не влияют. Во-вторых, ради достижения того же «Золота» тут часто необходимо заниматься какими-то абсолютно левыми вещами, идущими вразрез с вашими планами по развитию цивилизации. Ситуацию, еще раз скажу, могла бы в корне изменить справедливая и жесткая система штрафов, выдаваемых за негативные для нации исторические события и явления, но таковой в игре попросту нет. В-третьих, представленная система «окрашенных» эпох очевидно недоработана — ибо если вы по какой-то причине не можете накопить нужное количество очков к наступлению финальной эры, то так и сидите до конца в «Темноте», что, помимо прочего, совершенно никак не мешает вам выиграть (в игре даже есть соответствующее достижение). 

После всего вышеперечисленного невольно закрадываются мысли о банальной халтуре, которую нам, игрокам, пытаются впихнуть под видом масштабного дополнения за половину цены оригинала двухлетней давности (!). 

Неровное золото

Впрочем, кое-какие приятные нововведения в Rise and Fall все же есть. В частности — неплохо проработанная система губернаторов, можно назначать их в города и получать от этого различные усиления. Каждый губернатор — отдельная личность со своим персональным древом развития, и каждый из них, что немаловажно, может быть очень вам полезен. Доступ к главам открывается не сразу — для этого необходимо заработать специальное очко, которое, в свою очередь, можно потратить либо на назначение нового губернатора, либо на улучшение ранее назначенного.

riseandfall_21.jpg

Civilization 6 всегда забавляла своими поводами для недовольства у других держав. А ведь эта миловидная женщина так ослепительно улыбалась при первой нашей встрече…

Жаль только, что разработчики не поступили так же, как в случае с Великими людьми, и не наделили новоявленных политиков уникальными именами и чертами внешности. То есть понятно, что для этого потребовалось бы какое-то невероятное количество времени и ресурсов, но с другой стороны, видеть у абсолютно независимых наций абсолютно одинаковые «портреты» и имена на разных территориях — странно. Может, не стоило тогда давать губернаторам «аватары» и определенный набор имен?

Да и ограничения по представленным главам выглядят странно — у каждой нации их всего-навсего 7 штук, и это при том что городов в цивилизации практически всегда заметно больше. 

Не недостаток, но личная придирка: если вы ждали, что назначенный вами губернатор сразу же избавит вас от необходимости вести постоянный микроконтроль, как это было в какой-нибудь Master of Orion, то вы ошиблись: глава города лишь предоставляет вам весомые бонусы, про автоматическое управление поселениями речи не идет. 

Еще одним важным нововведением дополнения стала система лояльности у городов. Если жизнь горожан налажена, нет перенаселения, рядом есть редкие ресурсы и хорошие соседи, а в администрации города находится сильный лидер — игрок может быть спокоен. Если же населенный пункт оказался один где-то в далеком и пустынном месте или, что еще хуже, рядом с куда более развитым городом нации-оппонента, то его жители могут организовать натуральное восстание, объявить себя независимыми или переметнуться на сторону потенциального врага. Поэтому бездумно рассылать поселенцев в разные далекие части света, как это было в оригинальной Civilization 6, на сей раз не выйдет, что, конечно, хорошо. Перед тем как поселиться на другом континенте, необходимо сначала убедиться, что не слишком далеко от желанного места есть ваш собственный город или, на худой конец, лояльный к вам город-государство. Для закрепления результата лучше всего послать в новоиспеченную колонию губернатора, который обеспечит постоянный приток лояльности.

riseandfall_22.jpg

Главная причина, по которой мы прощаем все огрехи серии Civilization, — возможность творить собственную историю. Где еще Россия, бывшая банановая республика, переходит от монархии к коммунизму и обставляет все прочие нации, отправляясь покорять Марс?

Приятно также, что в этом плане ИИ может ошибаться и, будто положившись на авось, создавать свое поселение в какой-нибудь богатой ресурсами, но все же дикой и далекой от родных просторов местности. В 90% случаев такой город очень скоро объявляет себя независимым, а производимые им юниты по неведомой причине становятся враждебными ко всем окружающим. «Отколовшийся» таким образом город, кстати, можно как завоевать, так и переманить на свою сторону мирным путем. 

Следующим крупным пунктом Rise and Fall является появление так называемых «Кризисных ситуаций», для разрешения которых чаще всего необходимо участие нескольких цивилизаций. Причиной кризиса может стать как крайняя агрессивность одной конкретной нации, захватившей стратегически важный город-государство, так и, к примеру, излишняя активность цивилизации на поприще религии, которая умудрилась довести до ручки всех соседей. Если «Кризисная ситуация» затрагивает вас, игра незамедлительно сообщает об этом, вкратце описывает ситуацию, представляет участников событий, подсказывает выход и обозначает награды. Задача игрока — ознакомиться с предложением, а затем либо согласиться на него, либо отказаться. Следует, однако, помнить, что в случае согласия, во-первых, время на преодоление кризиса строго ограничено, а во-вторых, если ситуацию разрешить не удается, то сторона-агрессор получает нехилые плюшки за счет проигравшей стороны. Очень интересная концепция, освежающая геймплей, вот только жаль, что случаются «Кризисные ситуации» крайне редко. 

Все остальное — плюсы по мелочам: это и возможность заключать разные виды союзов (военный, научный и так далее; к сожалению, без опции автоматического продления) с другими нациями, и переработанные и дополненные древа социальных институтов и научных исследований, и новые лидеры, нации, Чудеса природы и света, а также один новый полноценный район — губернаторская площадь. Соответствующим образом расширился функционал шпионов — например, теперь им можно приказать устранить губернатора противника, понизить лояльность жителей города или вовсе подготовить отряд партизан.

riseandfall_23.jpg

Что тут скажешь? Красота!

Увы, некоторые вещи, раздражавшие в оригинале еще два года назад, авторы так и не исправили. В игре по непонятным причинам до сих пор нет производственной очереди и золота (хотя серебро тут есть) — извольте ставить сторонние модификации. Получившие ранения юниты, которых вы отправляете на автоматическую разведку и отводите в сторонку после появления угрозы, по-прежнему возвращаются на прежний курс, стоит их только «спустить с поводка». Разведчики до сих пор не научились сами собирать племенные поселения. Наконец, раздражающая недоработка, когда для того чтобы повысить юнита, необходимо сначала сделать им ход, также осталась на месте. 

Ау, разработчики! Уже два года прошло! Пора бы проснуться!

Что касается еще одной больной темы для серии — ИИ, то тут сложно сказать, что исправило дополнение, а что «жирные» патчи, выходившие раз в несколько месяцев. Одно можно констатировать точно: компьютерный болванчик стал действовать заметно умнее. К примеру, города-государства больше не терпят смиренно нападения варваров, они активно сражаются и вообще всячески стараются уничтожить угрозу в зародыше. 

Что касается больших наций, то и до них порой все же удается достучаться. У меня был случай, когда Индия никак не могла успокоиться, посылая целые религиозные армии для обращения в свою веру моих городов. Попытки мирно урегулировать ситуацию не помогали, Ганди каждый уверенно заявлял, что не остановится. В итоге наш спор разрешили аж две масштабные войны, которые я ему объявил. После этого Ганди, недобро поглядывая в мою сторону, игнорировал мои поселения до самого конца партии, сосредоточив свое внимание лишь на городах-государствах, расположенных в сердце моей страны. 


Честно говоря, давно я не испытывал такого разочарования. Вопреки устоявшимся традициям, Rise and Fall не переворачивает знакомый геймплей с ног на голову и не превращает Civilization 6 в совершенно новую, захватывающую игру. В этом дополнении есть масса спорных и недоработанных моментов, которые наверняка будут со временем доведены до ума, но только ждать этого вновь придется очень-очень долго. И хотя имеющиеся плюсы приятны, рекомендовать кому-то ради них потратить половину стоимости оригинальной игры я не рискну. 

Итоговая оценка — 6,0.
james_sun в 15:46 17 фев 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • folderwin 17 фев 2018 20:25:53

    они ИИ допилили или такое же не играбельное тупое говно?

  • james_sun 17 фев 2018 20:47:30
    folderwin в 20:25 17 фев 2018 сказал:

    они ИИ допилили или такое же не играбельное тупое говно?

    james_sun в 15:46 17 фев 2018 сказал:

    Что касается еще одной больной темы для серии — ИИ, то тут сложно сказать, что исправило дополнение, а что «жирные» патчи, выходившие раз в несколько месяцев. Одно можно констатировать точно: компьютерный болванчик стал действовать заметно умнее.

  • Фристайл 17 фев 2018 21:02:11

    Самый лучший ИИ за всю серию был в свежевышедшей , без патчей и прочего, Civ5 . Потом что-то подфиксили, накатили патчей и тютю , больше ИИ никто не видел...)

    Жаль , что глобал-патч вышел неудачным , буду ждать следующий =( их ведь по 2 вроде на каждую часть серии делают?

  • james_sun 17 фев 2018 21:08:37
    Фристайл в 21:02 17 фев 2018 сказал:

    Самый лучший ИИ за всю серию был в свежевышедшей , без патчей и прочего, Civ5 . Потом что-то подфиксили, накатили патчей и тютю , больше ИИ никто не видел...)

    С ИИ ситуация в Civ6 странная. С одной стороны, он порой действует очень хитро и крайне гениально. Особенно это касает городов-государств. С другой — его порой тупо клинит, и он начинает страдать фигней. В оригинальной версии игры все было хуже, сейчас он действует заметно умнее.

    Агхр, и выражение “самый лучший” — это распространенная ошибка. Это все равно что “масло масляное”, ибо слово “Лучший” уже есть превосходная форма.

    Фристайл в 21:02 17 фев 2018 сказал:

    Жаль , что глобал-патч вышел неудачным , буду ждать следующий =( их ведь по 2 вроде на каждую часть серии делают?

    Для Beyond Earth вышел только один аддон.

  • Фристайл 17 фев 2018 21:20:26
    james_sun в 21:08 17 фев 2018 сказал:

    Агхр, и выражение “самый лучший” — это распространенная ошибка. Это все равно что “масло масляное”, ибо слово “Лучший” уже есть превосходная форма

    :) взял на заметку)

    Пусть тогда будет Один из Достойных за всю серию)

  • folderwin 17 фев 2018 22:55:26

    По моему последний достойный был в 4 циве, они новую систему ввели 1 юнит на 1 клетку , а научить комп тактики забыли

  • Damask90 17 фев 2018 23:22:35

    мне первая цива больше по душе с сумасшедшим “ядерным” ганди, фишка запала)

  • impa 17 фев 2018 23:52:26

    будет итог голосований за 2017 год, там игра года, ожидаемая игра, лучшая рпг и тд, как раньше?

  • SerGEAnt 18 фев 2018 12:02:53
    impa в 23:52 17 фев 2018 сказал:

    будет итог голосований за 2017 год, там игра года, ожидаемая игра, лучшая рпг и тд, как раньше?

    Нет.

    И предвидя следующий вопрос: причина в январских проблемах, которые начисто отбили у меня всякое желание их делать.

  • Оставить комментарий