[Интервью] Геймерские тараканы: как развлечения влияют на психику

Как известно, мы живем в очень беспокойную цифровую эпоху. Каждый день в мире происходят десятки тысяч происшествий, реакция на которые почти моментально выплескивается в глобальную сеть. Само человечество испокон веков пыталось найти объяснение врожденной жажде насилия, которая так или иначе выходит наружу у отдельных индивидов. Известно, что когда-то причиной проявления немотивированной агрессии признавали книги, затем радио и пришедшее ему на смену телевидение, ну а сейчас одним из главных «мальчиков для битья» стала более молодая творческая отрасль — компьютерные и видеоигры.

В сети появляются различные исследования, в которых ученые пытаются понять, насколько пагубным — или же, напротив, положительным — является воздействие компьютерных игр на психику человека. Однако куда чаще виртуальные проекты становятся объектом нападок со стороны отдельных медиаперсон, которые слабо разбираются в предмете, зато охотно перекладывают вину за какое-нибудь чудовищное происшествие, связанное со вспышкой насилия, с одного человека или нескольких людей на целую индустрию. Подобное нередко происходит в нашей стране (вспоминаем скандал вокруг трагедии во Пскове и случай с Doka 2), да и на Западе тоже случается (например, расстрел в гимназии Гутенберг в 2002 году или массовое убийство в Мюнхене в 2016-м).

Дабы попытаться разобраться в вопросе, я вызвал на разговор свою бывшую коллегу, дипломированного психолога.

banner_st-column_jamessun_psycho.jpg

О насилии и влиянии на психику 

— Лена, привет! Представься, пожалуйста.

— Здравствуйте. Меня зовут Елена Мелехина, я психолог. Веду практическую деятельность с 2015 года. Окончила Институт личностного организационного роста «Эго-ресурс» по специальности «психолог-консультант» по направлению «интегративный подход» гуманистической школы психологии. Получила степень магистра в области психологии в Южно-Уральском государственном университете.

— Хотелось бы задать тебе вопрос, что называется, в лоб, как специалисту. Мы успели изрядно наслушаться различных полярных мнений касательно влияния игр на психику человека, в основном на психику человека молодого. Так что же думают наши психологи на сей счет?

— Психологи к этому относятся… спокойно. Когда подросток или взрослый человек играет в компьютерные игры, то, разумеется, он испытывает определенные эмоции, получает удовольствие, и все это в совокупности влияет на психику. Например, он, поиграв, расслабился, или «убил время», или разозлился, что не прошел какой-то этап игры, и так далее. А если говорить о том, что компьютерная игра только отрицательно влияет на психику человека, то здесь я однозначного ответа дать не могу. И те психологи и прочие эксперты, которые утверждают, что это так, должны, по крайней мере, предоставить данные исследований, на которые они опираются. Но таких исследований проведено очень мало, так как на это должно быть затрачено множество ресурсов и должна быть взята огромная выборка респондентов (испытуемых). Те исследования, которые ты упоминал, не дают полноценной картины — слишком мало респондентов было для них привлечено. Плюс ко всему их ведь кто-то финансировал, а значит, преследовал определенные цели. Мы не знаем, какие именно, а значит, говорить о чистоте таких вот экспериментов не приходится.

— Ну, даже из того, что у нас есть, складывается достаточно позитивная картина, поскольку ученые в упомянутых исследованиях не только не выявили постоянного пагубного влияния игр на психику человека, но и задокументировали их положительное влияние на мозг — особенно у пожилых людей. В частности благодаря видеоиграм может улучшиться память и даже IQ.

— Да, такие результаты определенно радуют. Но опять же, это небольшой процент людей, взятых для определенного исследования. Основываясь только на этом, трудно оставить какую-то целостную картину.

— Ну хорошо. Насколько мне известно, психология — наука достаточно молодая, тем более в России. Однако за прошедшее время было открыто и исследовано немало заболеваний и явлений человеческой психики. Все это ведь тоже выяснялось на основе каких-то анализов и экспериментов. Есть ли вероятность, что в ближайшем будущем что-то подобное произойдет и в отношении компьютерных игр?

— Увы, нет. В нашей стране — уж точно. К этому нет никаких предпосылок. Над данным вопросом бьются уже много лет, проводят небольшие исследования, выявляя один-два феномена и делая из этого выводы. Но чтобы ответить на вопрос «Влияют ли компьютерные игры отрицательно на психику человека?», необходимо затратить огромные ресурсы, в том числе финансовые, взять огромное количество играющих людей и вести наблюдения не один день, а, как я думаю, несколько лет минимум. Это было бы очень трудоемкое исследование.

130123-0a156f585b2a408405fea4f050674151.Я могу сказать следующее: чтобы утверждать, что компьютерная игра действительно повлияла на человека (ведь полностью отрицать такой шанс тоже нельзя), нужно выявить тенденцию. На это требуется много времени. Ибо не может быть такого, чтобы какой-нибудь хороший мальчик Петя, который переводил бабушек через дорогу, поиграл один день в компьютерную игру и у него сразу же начались какие-то отклонения. Если что-то происходит с личностью, то это, как правило, тенденция. И если близкие люди и окружающие не замечают каких-либо изменений, то тогда действительно может произойти некая трагедия, хотя все при этом будут говорить: «Как же так, он был таким хорошим». В человеке все постепенно накапливается, какие-то проблемы, неурядицы, стресс, и должен пройти далеко не один день, чтобы человек взял и «резко» изменился.

— Собственно, часть общества и считает, что компьютерные игры могут выступить своего рода катализатором, фитилем, который подожжет накопившийся в человеке негатив.

— Возможно, но исходя из моей практики, процент таких людей минимален. Все-таки очень многое зависит от детства конкретного человека, ведь основа закладывается там. Все в детстве получают определенную травматизацию. Нет, я говорю не о сломанных руках и ногах, а о психологической травматизации. Это не прожитые обиды, чувство злости, все неприятные и тяжелые ситуации. Такие травмы чаще всего подавляются или забываются, ведь наша психика использует разные механизмы, постоянно защищаясь от различных нападок в межличностных отношениях. И одна игра может не столько стать катализатором, сколько пробудить упомянутую травму, этот бессознательный отголосок. Если травма была очень сильной (моральное насилие, издевательство в школе, жестокое отношение к личности и так далее), психика в какой-то момент может не справиться, все ранее используемые механизмы защиты не сработают, и тогда человек, уже не отдавая себе отчет, начнет проявлять девиантное поведение.

Игра на инстинктах

— А вот тут давай зайдем издалека. Откуда у человека может быть тяга к так называемому «грязному белью», чем так притягательна слежка за жизнью другого человека? Причем это необязательно может быть что-то эротическое, ведь интересно бывает наблюдать и за какой-нибудь бытовухой: как человек готовит еду, как он смотрит телевизор… Такой вуайеризм в играх — явление довольно популярное, особенно у японцев. Есть Hello Neighbor, есть Do Not Feed the Monkeys, есть давняя Cibele, в какой-то степени Lust for Darkness, Watch Dogs и целая куча соответствующих проектов от тех же японцев разной степени паршивости.

— Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Со своей стороны я могу только порассуждать. Известно, что чаще всего на чужую жизнь с интересом смотрят в формате шоу, это как сплетни. Кому-то просто хочется сравнить увиденное с тем, что происходит у него, дабы с облегчением сказать: «Слава богу, у меня такого нет». Я не буду оригинальничать: если у человека мало интересов в его жизни, мало ресурсов, он начинает интересоваться жизнью других людей. Просто как шоу. Ради получения удовольствия.

Если же смотреть на проблему глобально, включая игры и СМИ, то сейчас люди стали заметно активнее следить за жизнью друг друга, особенно в этом помогло активное развитие социальных сетей, в которых не то что ничего не скрывают, а наоборот — выставляют происходящее с собой на всеобщее обозрение. Особенно это популярно среди молодежи.

130218-geymer-vypil-8-litrov-energetika-

Тот же скандальный «Дом-2» и последующий отвратительный игровой проект (вроде бы их даже было несколько?) — они очень популярны среди молодых девушек и даже парней. Хотя там зачастую демонстрируются аморальные вещи — скандалы, постановочные сцены ревности, драки, и люди с большим интересом за этим наблюдают. На мой же взгляд, это просто возмутительно.

Хотя в какой-то момент мне все-таки стало интересно, почему нас это может привлекать. И из своего окружения я понаблюдала за теми, кому были интересны подобные проекты. Я выявила, что практически все являлись людьми с очень скудной личной жизнью и сильно ограниченным интеллектуальным развитием. То есть людей мало интересовали новости искусства, книги, активный образ жизни — по большей части их досуг составлял просмотр телевизора. Отсюда складывается гипотеза о том, что у таких людей нет сил и ресурсов начать делать что-то с собственной жизнью, пытаться как-то ее разнообразить, они не хотят двигаться дальше и что-либо менять. А при помощи таких вот телешоу или соответствующих видеоигр, в обсуждениях увиденного они находят какой-то свой, необходимый им ресурс.

Я могу сказать, что если интересоваться исключительно чем-то подобным, это сильно сужает человеческий кругозор. Это, возможно, и не деградация, но очень близко к ней.

— Знаешь, стыдно признаться, но я тоже когда-то кратковременно подсаживался на эту гадость. Однажды просто ради интереса попробовал посмотреть выпуск программы, чтобы понять, почему она настолько популярна. И несколько дней за этим цирком было и правда интересно наблюдать. Не могу сказать, что это как-то повредило моей психике, но наркотический эффект был очевиден. Благо режиссеры и ведущая делали все, чтобы стравить между собой участников, и этого даже не скрывали.

— Вообще, в таких случаях происходит очень сильное нарушение личных границ. И те, кто смотрит подобные шоу, порой не отдают себе отчет, что вторглись в личную жизнь других людей, нарушая психологические границы, несмотря на то что им это как бы позволили. У таких людей слабое представление о собственных личностных границах и об этом понятии в принципе, поэтому они легко вторгаются в обсуждение и просмотр личной жизни других и, со своей стороны, могут выставить на всеобщее обозрение свои личные моменты жизни.

130258-hzhVNrzd_400x400.jpeg— Ну так все-таки, а почему нам так интересно наблюдать за подобным? Лично я всегда считал, что дело в адреналине. Ведь не секрет, что существуют адреналиновые наркоманы — кто-то ради острых ощущений прыгает с тарзанки или с парашютом, а кто-то сидит дома и смотрит ужастики или играет в динамичные игры. В случае же с «Домом-2» и подобными продуктами уровень адреналина не настолько высок, зато стабилен. Вопрос лишь в том, почему наше тело так реагирует. Ведь смертей или чего-то опасного для жизни на экранах не происходит — ни в шоу, ни в виртуальных «симуляторах вуайериста».

— Ответ достаточно прост: человек — существо социальное, мы не можем игнорировать поведение окружающих нас людей. В психологии известен феномен зеркальных нейронов — это особые клетки коры больших полушарий, которые работают в тот момент, когда мы наблюдаем за действиями и ситуациями, связанными с другими людьми. Что самое интересное, кое-кому из них мы начинаем сочувствовать — но не всем. Такие нейроны могут удачно «отзеркалить» лишь те эмоции и жесты незнакомых людей, которые кажутся нам понятными и знакомыми.

Собственно, наша улыбка — это отражение улыбки наших родителей, которые улыбались нам в детстве. Попробуй, кстати, улыбнуться младенцу — он почти улыбается в ответ, так на нашу эмоцию реагирует его мозг. При помощи механизма подражания зеркальные нейроны дают нам возможность примерять на себя модели поведения, принятые в нашем окружении. Так рождается эмоциональный интеллект — способность человека выражать то, что он чувствует, а также интуитивно понимать, что чувствует другой.

Соответственно, возвращаясь к тому, о чем мы уже говорили чуть ранее, если человек ведет скучный или, скажем так, «стандартный» уровень жизни и ему остро не хватает каких-то эмоций, он будет обращаться к таким играм и телешоу, чтобы восполнить данный пробел. Он чувствует себя причастным к чему-то, чего не происходит в его собственной жизни.

Как психолог могу сказать, что это не выход, поскольку нужно все-таки не следить за чужой жизнью, а разнообразить свою и выходить за узкие рамки, но механизм такого поведения, на мой взгляд, очевиден.

— Интересный момент. Я всегда думал, что подобные шоу смотрят или как раз для удовлетворения упомянутой адреналиновой зависимости (а адреналин, как мы знаем, достаточно сильный природный наркотик), или — внезапно! — с целью что-то для себя почерпнуть. Быть может, это наивно, но все-таки в чужой жизни можно подсмотреть выход из той или иной ситуации, который не нашел ты сам. А в играх, конечно, ты еще можешь повлиять на чью-то судьбу, а подобная власть всегда привлекательна.

— Ха! Меня так и подмывает спросить: и много ты узнал полезного из таких шоу?

— Лично я — нет, но знавал людей, которые в это верили.

— Для того чтобы вынести для себя какой-нибудь опыт из увиденного, нужно обладать хорошим критическим мышлением и уметь анализировать. Очень мало людей учатся за счет чужих ошибок. А если бы было наоборот — я лично была бы за такие передачи и игры, поскольку они тогда были бы полезны. Но в нашей реальности мы получаем обратный эффект. Особенно среди так называемой целевой аудитории, зачастую не способной к критическому мышлению, тех, у кого не налажен контакт с собственной личностью, кто слабо разбирается в своих процессах и своих психологических механизмах, — такие люди принимают увиденное за чистую монету и ведут себя точно так же, как им показали в шоу или игре.

130329-vvedenie-v-psihologiyu-650x300.jp— Какая-то совсем уж печальная ситуация. То есть наблюдая за какими-нибудь гнусностями или участвуя в них, часть людей не то что не делает правильные выводы, но и начинает следовать представленным им «вредным советам».

— К сожалению, это так. Возвращаясь к вопросу «влияния игр на неокрепшую психику» — опять же, откуда этой «неокрепшей психике» взять правильную модель поведения, когда ее окружает нечто асоциальное и некому объяснить, что вот так, как тебе показывают, поступать нельзя, что нужно обязательно анализировать увиденное? Соответственно, если у личности нет критического фильтра, который будет отсеивать то, что человек увидел, или то, во что он сыграл, то влияние на нее определенно будет. По крайней мере, частичное.

Большая часть формирования личности все равно происходит в межличностных отношениях и в семье, обвинять в чем-то плохом одни только игры и телешоу просто недопустимо.

— А что насчет противоположности вуайеризма — эксгибиционизма? В тех же играх это случается куда реже, но тем интереснее эффект. Получается, некоторые игроки испытывают удовольствие от процесса демонстрации даже не собственного физического тела, а виртуального. На самом деле, конкретный пример я сейчас могу вспомнить один — в 2003 году вышла скандальная Postal 2

— О да, знаю, я играла. (смеется)

— Вот, если ты играла, то знаешь, что в ней можно было расстегнуть ширинку и бегать по улицам, наблюдая за реакцией окружающих. Почему такое аморальное поведение в играх бывает столь привлекательным?

— Ты знаешь, понятия «вуайеризм» и «эксгибиционизм» относят к психиатрии, это несколько иной профиль. Но по своему опыту могу сказать следующее: в компьютерных играх происходит сублимация наших потребностей. Человеку время от времени свойственно задумываться над тем, а что было бы, если... Упомянутая тобой Postal 2 — из той же оперы. Ты можешь делать всякие аморальные вещи, которые не станешь творить в реальной жизни. Например, тебе всегда было интересно узнать реакцию окружающих на то, что ты начнешь справлять нужду у них на глазах, или поджигать все вокруг, или, как в GTA, вытаскивать водителя и угонять авто. Понятное дело, если тебе привили нравственное воспитание, то ты ничего из перечисленного не станешь делать в реальной жизни. Тем не менее, где-то глубоко внутри тебя зреет это подавленное желание. Ты не можешь полноценно его осуществить, так как это противоречит нормам поведения и, более того, это будет уже нарушение свободы другого, ведь своими поступками я наверняка кого-то разозлю, огорчу или вызову иные неприятные чувства. Я проявляю человечность, и в этом заключается мое уважение к окружающему меня социуму. В игре же я могу себе позволить безнравственное поведение. Я никого им не обижу и никому на самом деле не причиню вред, но все-таки смогу удовлетворить собственную подавленную потребность. Именно поэтому настолько популярны игры, где допускается какое-либо антиобщественное поведение.

130404-265483-south-park-mad-gamer.jpgС точки же зрения психиатрии, есть определенный процент нормы. К этому в том числе относится процесс подглядывания и демонстрации чего-то. До тех пор, пока все в этих рамках, как говорила одна известная «телеврач»: «Это норма!» Ничего страшного в этом нет. Все же, что выходит за существующие границы, — это уже диагноз и раздел психиатрии, а не психологии. В том числе и в видеоиграх.

— Думаю, у каждого из нас есть подобные… пороки. Меня всегда забавляло устройство нашего общества: есть вещи, за которые нас будут публично порицать, но если разобраться, все общество состоит из таких же людей со своими тараканами и «непотребствами», которые, если вынести их на всеобщее обозрение, будут точно так же осуждены.

— Я бы не сказала, что это «непотребства» и «пороки». Это скорее личностные потребности, и каждый ищет что-то в фильмах, шоу и играх, опираясь на них. Но это и так очевидно.

— Хорошо, напоследок такой вопрос. На твой взгляд, почему людям так или иначе нравится наблюдать за удовлетворением чьих-либо сексуальных потребностей в играх или кино? Зачем люди намеренно идут на это? Ведь по сути, это искусственное возбуждение, организм соответствующим образом реагирует на это, приходит в «боевую готовность», но необходимой разрядки — физиологической или психологической — так и не происходит.

— Я бы немного поправила тебя. Люди живут ради получения удовольствия. Нас подпитывают различные эмоции и чувства. И упомянутые тобою зрелища — это в первую очередь эмоция, определенная «подпитка» в чувствах. Все люди разные, но каждому необходимо ощущать жизнь в себе, каждый испытывает множество переживаний. И способ получения удовольствия каждый тоже определяет для себя сам.

james_sun в 13:04 18 дек 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • 1414131414 18 дек 2018 13:13:22

    Тут ест доля правды, если судить по новостям прошлых лет

  • Legion_Pheonix 18 дек 2018 13:34:51
    james_sun в 13:04 18 дек 2018 сказал:

    — Собственно, часть общества и считает, что компьютерные игры могут выступить своего рода катализатором, фитилем, который подожжет накопившийся в человеке негатив.

    — Возможно, но исходя из моей практики, процент таких людей минимален. Все-таки очень многое зависит от детства конкретного человека, ведь основа закладывается там. Все в детстве получают определенную травматизацию. Нет, я говорю не о сломанных руках и ногах, а о психологической травматизации. Это не прожитые обиды, чувство злости, все неприятные и тяжелые ситуации. Такие травмы чаще всего подавляются или забываются, ведь наша психика использует разные механизмы, постоянно защищаясь от различных нападок в межличностных отношениях. И одна игра может не столько стать катализатором, сколько пробудить упомянутую травму, этот бессознательный отголосок. Если травма была очень сильной (моральное насилие, издевательство в школе, жестокое отношение к личности и так далее), психика в какой-то момент может не справиться, все ранее используемые механизмы защиты не сработают, и тогда человек, уже не отдавая себе отчет, начнет проявлять девиантное поведение.

    Ну наконец-то что-то адекватное… Наконец-то...

    james_sun в 13:04 18 дек 2018 сказал:

    Тот же скандальный «Дом-2» и последующий отвратительный игровой проект (вроде бы их даже было несколько?) — они очень популярны среди молодых девушек и даже парней. Хотя там зачастую демонстрируются аморальные вещи — скандалы, постановочные сцены ревности, драки, и люди с большим интересом за этим наблюдают. На мой же взгляд, это просто возмутительно.

    Хотя в какой-то момент мне все-таки стало интересно, почему нас это может привлекать. И из своего окружения я понаблюдала за теми, кому были интересны подобные проекты. Я выявила, что практически все являлись людьми с очень скудной личной жизнью и сильно ограниченным интеллектуальным развитием. То есть людей мало интересовали новости искусства, книги, активный образ жизни — по большей части их досуг составлял просмотр телевизора. Отсюда складывается гипотеза о том, что у таких людей нет сил и ресурсов начать делать что-то с собственной жизнью, пытаться как-то ее разнообразить, они не хотят двигаться дальше и что-либо менять. А при помощи таких вот телешоу или соответствующих видеоигр, в обсуждениях увиденного они находят какой-то свой, необходимый им ресурс.

    Всё, я влюбился… I love YOU!!!

    Короче эту статью надо прям на показ всем родителям-упырям...

  • FOSTER_ok 18 дек 2018 13:45:39

    Такое ощущение, что от геймерских тараканов интервью тихонько сместилось в какие-то личные дебри и “однобокости”

  • Legion_Pheonix 18 дек 2018 13:47:59

    @james_sun пожалуйста, переместите текст вниз там, где картинки, а то дискомфортно читать сбоку справа.

    1414131414 в 13:13 18 дек 2018 сказал:

    Тут ест доля правды, если судить по новостям прошлых лет

    Ну это просто беседа. Тут хотя бы общаются и выявляют действительно жизненные вещи.

    Так что половину инфы точно можно почерпнуть.

  • Great Atreides 18 дек 2018 14:06:59

    Сложно воспринять всерьёз то, что написано в статье, где указывают, что гадость, что мерзость и при этом-же разглагольствуют о “узнавании полезного”.

  • Legion_Pheonix 18 дек 2018 14:10:39
    Great Atreides в 14:06 18 дек 2018 сказал:

    Сложно воспринять всерьёз то, что написано в статье, где указывают, что гадость, что мерзость и при этом-же разглагольствуют о “узнавании полезного”.

    Это вам не серьёзно, а для тупого родителя самое то.

  • james_sun 18 дек 2018 14:18:30
    Great Atreides в 14:06 18 дек 2018 сказал:

    Сложно воспринять всерьёз то, что написано в статье, где указывают, что гадость, что мерзость и при этом-же разглагольствуют о “узнавании полезного”.

    Почитай на досуге, что такое психология и из чего она состоит, узнаешь для себя много интересного. Пообщайся с соответствующими специалистами - узнаешь еще больше.

  • Roadman 18 дек 2018 14:24:46

    Хотите об этом поговорить?

  • allyes 18 дек 2018 14:26:03

    — Хорошо, напоследок такой вопрос. На твой взгляд, почему людям так или иначе нравится наблюдать за удовлетворением чьих-либо сексуальных потребностей в играх или кино? Зачем люди намеренно идут на это? Ведь по сути, это искусственное возбуждение, организм соответствующим образом реагирует на это, приходит в «боевую готовность», но необходимой разрядки — физиологической или психологической — так и не происходит.

    Скажи честно, ты всё это интервью затеял ради этого, последнего, вопроса:D

    зы Вики утверждает, что наука Психология известна чуть ли как бы не с античных времён. Назвать её достаточно молодой не получается:)

  • james_sun 18 дек 2018 14:28:20
    allyes в 14:26 18 дек 2018 сказал:

    зы Вики утверждает, что наука Психология известна чуть ли как бы не с античных времён. Назвать её достаточно молодой не получается:)

    Ты только это дипломированным психологам не говори. Засмеют.

  • allyes 18 дек 2018 14:32:09
    james_sun в 14:28 18 дек 2018 сказал:

    Ты только это дипломированным психологам не говори. Засмеют.

    Наука о душе не может быть молодой по определению. Как только человек осознал, что такое душа, так сразу должны были появиться специалисты по этому вопросу:)

  • lost-odin 18 дек 2018 14:32:46
    1414131414 в 13:13 18 дек 2018 сказал:

    Тут есть доля правды, если судить по новостям прошлых лет

    Ну ты выразил мысль конечно) Словно пришел в гости, взял с полки книжку, полистал, положил обратно со словами “тут есть доля правды” и ушёл.

  • james_sun 18 дек 2018 14:36:39
    allyes в 14:32 18 дек 2018 сказал:

    Наука о душе не может быть молодой по определению. Как только человек осознал, что такое душа, так сразу должны были появиться специалисты по этому вопросу:)

    Это типичное обывательское мнение. Вот тебе для общего развития:

    Цитата

    Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

    Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

  • shingo3 18 дек 2018 20:35:25

    Интересное интервью. Понравился момент с “Неокрепшей психикой” То есть ее уже сломали воспитанием, но при этом начинают гнать на видео игры, а ведь действительно если человек растет в благополучной семье, то у него не возникнет желания мочит все и вся, просто глянув на горстку пикселей. Насчет психологии, это реально очень древняя наука, когда появился человек разумный, он начал интересоваться другими людьми и их поведением, отсюда и стали появляется психологи и философы.

  • LucieAfer 18 дек 2018 20:51:51

    Лично я чуть более чем полностью уверен в том, что то, что ребёнок смотрит/читает/слушает и во что играет, практически формирует его характер (куда входят склонности человека, его желания/потребности/предпочтения) — базис, фундамент его жизни. Т.е.: человек это то, что он видит, слышит и ест/пьёт. Если ребёнок в детстве растёт в атмосфере жестокости, насилия и разврата, то я сильно сомневаюсь в том, что человек вырастет добрым и душевным, да и вообще — нормальным (адекватным) человеком.

    Во всяком случае, я сужу и своего опыта. Практически все злобные пацаны (т.е. склонные к насилию) из моего детства, перекочевав во взрослую жизнь, так или иначе уже закончили её (жизнь). И далеко не лучшим образом..

  • mr_anatole 19 дек 2018 02:10:31

    диалог ни о чем. сколько можно ворошить гипотезу с детскими травмами? оно и так понятно, что от этого в первую очередь зависит. ничего нового не узнал для себя, очень прозрачно и эклектично

  • Bаcя 19 дек 2018 02:28:07

    Есть больные/зависимые люди, которые самостоятельно не могут “соскочить с иглы”. Если им может помочь психолог, то только флаг ему в руки. Хотя, я в них не верю. Вырос в СССР, там же женился , там же получал/давал пuзды, там же научился не ходить к психологам (даже не подозревал о их существованиии), там же научился русскому языку и не глотать горстями таблетки. Своих внуков пытаюсь приучать к здоровому образу жизни. Не со всеми получается, но я стараюсь.

  • MadMixa81 19 дек 2018 16:51:05

    Не смотря на дебилов вещающих за кровавые ДОКИ и прочую муть. жестокие игры всё же разрушительно действуют на психику человека подавляя эмпатию. я уже молчу про психику ребёнка. Подобным образом действуют на психику и жестокие фильмы. книги в меньшей мере ибо отсутствует визуализация. Забавляют инфантильные дегенераты которые утверждают что жестокие игры это ок и никакого вреда психики не наносят. на то они и инфантильные дегенераты.

  • LucieAfer 19 дек 2018 21:57:10
    MadMixa81 в 16:51 19 дек 2018 сказал:

    Забавляют инфантильные дегенераты которые утверждают что жестокие игры это ок и никакого вреда психики не наносят

    Это всё равно, что верить алкоголику, который утверждает, что он просто пьёт водку, ради развлечения, и что он полностью контролирует себя. Ага..

    Чем дальше — тем хуже. Развивается пресыщение переходящее в зелёную тоску, от которой не спасёт даже водка. Наркотики (сильные, химия) — лишь на время принесут отдушину, полностью докончив физику и психику (здоровье)..

    На мой взгляд, дело не сколько в играх, сколько залипание молодёжи на электронные девайсы — вот где проблема! На днях шёл на работу/с работы (?) мимо паба, смотрю, сидят четыре кекса (2 девушки/2 парня) и все втыкают в свои смартфоны. Потусоваться, типа, собралИсь.. :)

    По роду работы приходится (от безделья/в ожидании посетителей) часто смотреть в окно, наблюдая за прохожими. Молодёжь, опять же, практически поголовно идут на автопилоте, воткнувшись в свои смарты. Это же трындец будет для них, если/когда отключат, вначале Сеть, а потом и электричество. Они же просто сойдут с ума из-за мертвого покемона..

  • Оставить комментарий