[Авторская колонка] Игры как искусство

Вернувшись к одной из любимейших игр детства (X-COM) в ходе стрима, я решил высказаться на тему «Игры как искусство», о которой задумывался еще в далекие школьные годы. Тогда с этим было несколько проще, поскольку большая часть проектов имела достаточно схематичное графическое оформление, что, однако, хорошо заставляло нашу фантазию работать. Сейчас игры все больше напоминают лощеные блокбастеры, но даже среди них по-прежнему встречаются не только бездушные дорогие поделки, но и полноценные произведения искусства, вызывающие у игроков целый ворох разномастных эмоций, заставляя задумываться о важных и порой непростых вопросах.

banner_st-column_jamessun_gameasart.jpg

Ну а поскольку искусство — вещь строго субъективная, то и воспринимает (и принимает) его каждый из нас по-своему. Не расстраивайтесь, если не найдете в данной статье какую-либо игру, которая, как вы считаете, заслуживает статуса полноценного творческого объекта. Как и всегда, я создаю этот материал в первую очередь для того, чтобы предоставить повод для рассуждений и возможность поделиться собственными опытом и переживаниями. 


Фантастический триллер/боевик

X-COM

083548-1.jpg

Начнем с игры, которая и послужила поводом для создания статьи. Кажется, я уже не раз говорил в различных топах, где участвовала X-COM, что это не только превосходная глобальная/тактическая стратегия, намного опередившая свое время, но и самый настоящий фантастический триллер, подчас граничащий с хоррором. Очень важную роль в проекте играли атмосфера и сюжет. Последний, к слову, предоставлялся не красочными роликами, как нынче модно, а скромными заметками в Уфопедии, из которых как из кирпичиков постепенно выстраивалась «молчаливая» и устрашающая картина.

Впрочем, очень жутко в игре было и без великолепной Уфопедии. Каждая встреча с новым видом пришельцев на заданиях вызывала какой-то особый трепет, граничивший с ужасом (особенно это касалось первого знакомства с криссалидами — такое не забывается никогда), каждое появление нового типа тарелки на глобусе заставляло сердце биться чаще. В такие моменты ты отчетливо понимал, что на матушку Землю надвигается что-то очень большое и страшное, а твоя организация, во главе которой стоит небольшой отряд опытных оперативников, является единственной преградой на его пути.

Все это в итоге воспринималось как просмотр качественного фантастического триллера про нападение пришельцев — и даже круче. Повторное прохождение X-COM, конечно, уже не может похвастаться такой яркостью впечатлений, но удовольствие от возвращения к игре сравнимо с удовольствием от пересмотра любимого фильма или перечитывания любимой книги. 

Halo / Mass Effect

083549-2.jpg

Многие могут удивиться, увидев названия этих двух серий в списке. Кто-то считает Halo посредственным и абсолютно стандартным шутером, кто-то ненавидит Mass Effect, упрекая ее в понатыканных всюду невидимых ограничениях и не доведенных до ума игровых механиках. Не могу согласиться прямо со всеми приведенными претензиями (равно как и не могу их все отвергнуть), но тем не менее замечу, что упомянутые франшизы все равно являются очень качественной и, что немаловажно в данном случае, дорогой космической фантастикой. В наше время про космос почему-то или снимают малобюджетные фильмы либо (реже) сериалы, или делают скромные инди-проекты. Развернуться по полной и вбухать 100 миллионов долларов в подобный проект решается на каждая медиакорпорация. 

Я хочу сейчас подчеркнуть, что речь не о произведениях, действие которых проходит строго на чужой планете (хотя и таких вряд ли сильно больше), а именно о полноценном космическом эпике и космоопере. Ту же первую Halo я проходил, натурально сцепив зубы, продираясь сквозь внаглую скопипащенные уровни, только для того чтобы узнать, что там будет дальше, чтобы послушать диалоги, посмотреть очередную сценку, которая со своей музыкой пробирала до мурашек. 

Mass Effect же заставляла помянуть добрым словом несколько десятков представителей космической фантастики, а также даровала пользователю возможность поучаствовать в по-хорошему пафосном и разнообразном космическом же приключении, до краев наполненном опасностями, яркими персонажами, драмой, качественным юмором и профессионально написанными диалогами.

Собственно, эффект от знакомства с Halo и Mass Effect можно сравнить с эффектом от просмотра отлично снятой кинофантастики или чтения такой же книги. Для меня этот тот самый случай, когда сюжет и атмосфера решали абсолютно все.

Haegemonia: Legions of Iron

083549-3.jpg

Эта старенькая космическая стратегия в свое время отличилась не только сногсшибательной картинкой, но и удивительно качественной историей. Сам по себе сюжет был не слишком сложным — это такая типичная космическая одиссея в дальнем космосе, зато в нем были и неплохая интрига, и лихие повороты, и любопытные, порою даже нешаблонные герои. А начиналось все, кстати, с набившей оскомину войны между самостоятельной космической колонией и Землей, решившей указать своим неблагодарным детям их место. Однако вскоре бывшие враги объединялись ради общей важной цели, и в дальнейшим им совместно предстояло пережить немало подвигов и приключений. 

Как и в случае с Halo и Mass Effect, история, музыка и мастерски созданная атмосфера заставляли закрывать глаза как на не идеальный геймплей, так и на откровенные технические недоработки — особенно раздражали частые вылеты на рабочий стол. Но даже они не могли отбить тягу вновь вернуться к этому масштабному космическому путешествию и добраться-таки до финальных титров. 

Tron 2.0

083550-4.jpg

Эту игру я уже упоминал в личном топе игр по фильмам, где поставил ее на заслуженное первое место. Здесь хочу лишь напомнить, что по сравнению с творением Monolith Productions кинокартина «Трон: Наследие» кажется просто невероятно слабой. Ибо в ней нет и десятой доли настолько проработанного и отлично прописанного мира, таких живых персонажей, такой ненатянутой драмы и, конечно же, такого обаятельно-строгого Байта. 

Tron 2.0 не просто хороший фантастический боевик — это полноценное, самостоятельное и, главное, уникальное художественное произведение, аналога которому нет до сих пор. В нем нашлось место и необычной романтической линии, и драме, и остросюжетному триллеру, и философским размышлениям на вечные темы. 

В общем, еще раз браво, Monolith

Devil May Cry 3

083551-5.jpg

Серия Devil May Cry вся очень колоритна и захватывающа, она до краев наполнена символизмом и изящными отсылками к мировым произведениям искусства и мифам. Тем не менее, на первом месте в первых двух частях стоял именно геймплей, сюжетная же часть была достаточно простой, пускай и не лишенной обязательного по такому случаю японского колорита. 

Что касается третьей Devil May Cry, то в целом и сюжет, и игровой мир были по-прежнему максимально понятными обычному геймеру (что совершенно НЕ плохо, не думайте), однако именно здесь знакомые герои раскрылись на полную катушку. Следить за тем, как молодой и горячий Данте навешивал люлей очередным прихвостням зла, было в первую очередь интересно из-за массы головокружительных трюков, отличного юмора, невероятной харизмы героя и, главное, абсолютно сумасшедшей постановки происходящего. 

Геймплей при этом нисколько не отставал как от своих предшественников, так и от лучших представителей жанра «слэшер» — более того, он задал моду и новую планку качества для своих коллег по цеху. И все-таки я лично знаю многих хардкорных игроков, которые садились за третью DMC только для того, чтобы дойти до очередного ролика и в который раз соскрести свою челюсть с пола. Сами видео до сих пор отлично смотрятся на том же YouTube, даже несмотря на безбожно устаревшую картинку. 

По-прежнему непонятно, почему никто не взялся за полноценную экранизацию именно DMC 3. При правильном подходе это наверняка был бы настоящий хит. 

Subnautica

083552-6.jpg

Творению Unknown Worlds я готов петь дифирамбы вечно. Это на самом деле очень гармоничный и на редкость удачный сплав самых разных жанров: тут есть и вменяемая научная фантастика, и настоящий липкий хоррор, и полноценное приключение. Первое слово, которое приходит мне на ум, когда я говорю о Subnautica, — «законченность». Каждый элемент игры был много раз отшлифован и плотно встроен в общий механизм. История выживания в полном одиночестве на чужой планете, таящей мрачные и опасные тайны, врезается в память прочно и надолго. Первый спуск в какую-нибудь Пещеру медузных грибов или Затерянную реку воспринимается не иначе как большое и не на шутку волнующее персональное открытие. Ну а уж встреча со ставшим культовым Жнецом-Левиафаном и вовсе породила в сети отдельный мем. 

Subnautica похожа на сверкающий прекрасный бриллиант, который рождался в больших муках, но все-таки получил финальную огранку как раз в тот момент, когда в индустрии стали слишком популярны бесконечные игры-сервисы и заделы на продолжения. 

Если кто-то вдруг ее пропустил — самое время наверстать упущенное. 


Хоррор/Мистика

Dead Space

083552-7.jpg

Серия Dead Space всегда была для меня чем-то большим, нежели простой ужастик. Во-первых, ее действие происходило в космосе, а про редкость подобных игр я уже говорил выше. Ну а представителей жанра «космический хоррор» и вовсе можно было пересчитать по пальцам. Во-вторых, в отличие от многих коллег по цеху, сюжет в Dead Space не являлся чем-то отдельным от геймплея, он не был всего лишь поверхностной попыткой как-то оправдать происходящее на экране. Напротив, обе составляющие органично перетекали друг в друга, они были фактически неделимы, отчего и воздействие на игрока оказывалось куда более впечатляющим. 

Помимо занятной истории о расе некроморфов я всегда видел в трилогии Dead Space драму одного человека. Сначала это попытка отыскать истину и спасти любимого человека. Затем — горечь утраты, обращение в прах жизненных устоев и метания в попытках выжить и выстроить что-то на пепелище. Ну а под конец это уже борьба со внутренними демонами, прощение и принятие самого себя. И конечно же, готовность пожертвовать собой ради всего человечества — но в первую очередь ради родных и любимых. 

Причем на мой взгляд, более полно главный герой сериала раскрывался именно в третьей части, которую публика приняла весьма прохладно. Но на самом деле та часть давала обильную пищу для размышлений, нужно было только играть в кооперативе и внимательно следить за взаимоотношениями персонажей, за тем, как они менялись по мере прохождения. 

Ну и в целом вся трилогия Dead Space была качественным космическим триллером, умело щекотавшим нервишки. Жаль, что серию в итоге поспешно убрали на дальнюю полку. Она этого не заслужила. 

F.E.A.R.

083553-8.jpg

Произведения искусства, когда дело доходит до фильмов и игр, могут давать геймеру не только увлекательный геймплей и интересную историю. Ведь в отличие от книг, и кинокартины, и игры тоже напрямую воздействуют на зрение и слух, что, в свою очередь, так же вызывает у пользователя определенные эмоции. Разных красивых с художественной точки зрения проектов много, но в моей памяти особое место заняла именно F.E.A.R. с ее мрачными коридорами и темными офисами. А все благодаря феноменальному техническому исполнению: все эти огромные искры, пули в сло-мо, разлетающаяся в стороны керамическая плитка, дым и долго оседающая пыль — словом, одна сплошная «Матрица» и целая ода разрушению в узких пространствах! 

Бонусом прилагалась тягучая и весьма некомфортная атмосфера, которая часто давила не столько на страх, сколько на ощущение полного одиночества посреди огромного города. Казалось бы, вокруг полно людей, а кто-то из них и вовсе был недавно в помещении с главным героем. Тем не менее, никто не придет тебе на помощь, а большая часть участников событий и вовсе в итоге погибнет где-то за кадром или на твоих глазах. 


Драма

Spec Ops: The Line

083553-9.jpg

Строго говоря, практически каждое произведения пытается вызвать у зрителя/читателя/игрока грусть по тому или иному поводу. Нередко из этого не выходит ничего путного, а иногда у авторов и вовсе получается добиться от аудитории одного только истерического смеха. 

Spec Ops: The Line выгодно отличается от большинства конкурентов по жанру «милитари-шутер» — правда, не в плане геймплея, он-то тут как раз более чем стандартный. А вот сюжет, атмосфера и постановка способны поразить игрока в самое сердце. Особенно сценаристам удалось показать то, как меняется человек на войне, как он выгорает. Это заметно даже по мелочам: главный герой Джон Конрад поначалу такой себе типичный вояка, который старается выполнить поставленную задачу и постоянно использует в бою стандартные команды. Однако в конце игры он, обожженный творящимся вокруг безумием и отравленный растущим чувством вины, уже просто ругается матом и не обращает никакого внимания на официоз, слепо преследуя одному ему известную цель. Причем каких-либо резких переходов в поведении героя практически не наблюдаются, все изменения происходят очень плавно, а потому и пугают они заметно сильнее. 

Концовка проекта вряд ли кого-то оставит равнодушным, и вряд ли кто-то захочет привычным жестом пропустить финальные титры после нее — нужно подумать. Слишком сильное воздействие. Полученное и увиденное необходимо переварить и как-то усвоить, и эта пища для ума отличается особенной тяжестью.

Я не раз говорил, что именно последняя Spec Ops смогла пробудить во мне давно забытые чувства и заставила поверить в то, что даже в современном игрострое, полном разноцветных блокбастеров-однодневок, по-прежнему встречаются прекрасные жемчужины. 

To the Moon

083554-10.jpg

Справедливости ради стоит заметить, что To the Moon вряд ли можно отнести к полноценным играм — это скорее такая интерактивная книга, приправленная для маскировки схематичным геймплеем. Тем не менее, если говорить об играх как искусстве, мимо To the Moon пройти решительно невозможно. 

В сети полно различных отзывов с благодарностями и проклятиями в адрес авторов, которые заставили людей не раз плакать и искренне сопереживать главным героям. История о том, как два врача пытаются помочь умирающему человеку выполнить последнее желание — отправиться на Луну — и в итоге вынуждены делать очень непростой выбор, меняя на корню чужую судьбу, способна растрогать даже самого закоренелого циника.

Впрочем, несмотря на сильную драму и постоянно проступающую горечь, послевкусие от To the Moon остается исключительно приятным, как от хорошего вина. Или как от самолично пережитого приключения.

Silent Hill 2

083554-11.jpg

Я не раз и не два признавался в любви к данной игре. И пользуясь случаем, хочу еще раз подчеркнуть, что Silent Hill 2 — одно из самых ярких доказательств того, что игры, а также присутствующие в них сюжет и атмосфера могут не только ни в чем не уступать фильмам и книгам, но и запросто их превосходить. Я познакомился с проектом еще в начале 2000-х, и с тех пор ни одно произведение искусства не смогло настолько сильно меня поразить. Хотя я честно пытался таковое найти. 

Вообще-то, официально Silent Hill 2 по жанру — хоррор, и в ней действительно бывает страшно и очень неуютно. Но для меня в первую очередь это первоклассная и лихо закрученная любовная драма, упакованная в обертку отличного ужастика. 

Все второстепенные персонажи в игре предстают перед геймером в общей сложности не более чем на 15 минут, но за это время авторы умудрились их раскрыть так, как некоторые не способны раскрыть и за два часа. Мотивация главного героя поначалу кажется какой-то слишком надуманной и странной, однако постепенно большая часть вопросов отпадает и на место сомнений приходит одна-единственная эмоция — сочувствие. Даже главный антагонист — знаменитый Пирамидоголовый, ненависть и страх к которому ты испытываешь на протяжении всего прохождения, — на самом деле оказывается вполне себе положительным персонажем. 

Феноменальная работа. Культовый саундтрек. Целое море эмоций. Высший балл и любовь до гроба.


Криминальный триллер / Криминальная драма

Max Payne

083555-12.jpg

Когда речь заходит об игровых криминальных драмах, в первую очередь, конечно же, вспоминается Max Payne. Стильная и трагичная история неподкупного полицейского Макса, объявившего войну всему преступному миру Нью-Йорка посреди бушующей снежной бури столетия, моментально покорила сердца миллионов игроков по всему земному шару. Последующие части тоже были по-своему хороши, но такой сильнейшей и надрывной атмосферы безысходности, какая была у Max Payne за номером один, в них уже не было, для кого-то к счастью, для кого-то — к сожалению. 

Занятно, что сама по себе история была банальной и, я бы даже сказал, весьма избитой, но вот ее подача, умелая игра на атмосфере, удачное звуковое сопровождение и хорошо прописанные герои в итоге сделали ее по-настоящему культовой. 

Кто-то, говоря о первой Max Payne, вспомнит лихие перестрелки и кульбиты, кто-то обязательно упомянет двойные «Ингрэмы» и сло-мо, ну а лично у меня на подкорке навечно отпечатались завывания ветра за разбитым окном, призыв Джима Бравуры сдаться и усталый голос Макса, описывавший ледяной ад, спустившийся на землю. Каждый находит в проекте от Remedy Entertainment что-то свое. 

По иронии судьбы, вышедшая позднее экранизация с Марком Уолбергом оказалась и более слабой, и куда менее кинематографичной, чем ее игровой оригинал.

Kane & Lynch: Dead Men

083555-13.jpg

Этот криминальный экшен постигла незавидная судьба: в момент релиза игру сдержанно хвалили (хотя были и те, кто сразу был от нее в восторге), однако в последнее время ее по не понятным мне причинам стало модно ругать. Такие вот скачки от любви до ненависти и обратно нередки и для других художественных произведений (например, для ставшего культовым «Нечто»). 

Я не хочу сказать, что проект был идеален: у него хватало проблем как с геймплеем, так и с технической стороной. Но вот с сюжетной частью и атмосферой все было более чем в порядке. Хотя сама история, а также ее главные действующие лица до сих пор вызывают неоднозначные эмоции. Этакая «Схватка» Майкла Манна, но без единого положительного парня в кадре. 

С одной стороны, Кейн и Линч получились на редкость харизматичными преступниками, наблюдать за взаимоотношениями которых интересно на протяжении всего прохождения. С другой, сопереживать законченным отморозкам и убийцам сумеет далеко не каждый. Хотя авторы и пытались вдохнуть в них жизнь и показать того же Кейна не обычным плоским кинозлодеем. Кроме того, игра не раз затрагивала сложную тему ответственности за свои поступки, которая в будущем обязательно настигнет тебя, что бы ты ни делал и где бы от нее ни скрывался. 

Словом, воспринимать проект можно по-разному, но сюжет в нем определенно достоин того, чтобы с ним ознакомиться. 

Mafia

083556-14.jpg

Великая Mafia, настоящий «Крестный отец» от мира видеоигр. Проект вышел в одно время с хулиганской GTA 3 и по всем законам жанра должен быть пройти абсолютно незамеченным как «еще одна игра в открытом мире», но на деле они обе заслуженно получили признание и толпы поклонников. 

Mafia хочется назвать живой классикой криминальной драмы, законченным и очень умным художественным произведением, знакомство с которым разделяло жизнь на «до» и «после». Внимание авторов к деталям и действующим лицам поражает до сих пор, воспоминания о понравившихся моментах по-прежнему надежно хранятся где-то внутри циничного геймерского сердца, ну а неожиданная Lake of Fire из финальных титров так и не покидает персональный плейлист. 

Жаль, что в продолжениях авторы не смогли удержать художественное наполнение и как-то развить его положительные моменты. С другой стороны, развивать там и так было особо нечего — в этом плане первая Mafia была без пяти минут идеальна. 

Hotline Miami

083557-15.jpg

А вот творение Dennaton Games — это уже не изящная классика, а настоящий артхаус, авторское полотно, умело сотканное из чужих находок и собственных идей. Трудно отыскать еще одну игру, которая бы настолько умело воздействовала на зрительные, слуховые и мыслительные центры мозга игрока, погружая того в искусственный и до пугающего правдоподобный наркотический трип. 

Если честно, при одном только воспоминании об этой игре в моей голове тут же вспыхивают фантомные боли от встречи с таким вот сочетанием кислотных красок, запредельной жестокости, отменного электронного саундтрека и запутанной истории, больше похожей на один непрерывный горячечный бред. Ну и еще, конечно, у Hotline Miami была вполне себе высокая сложность, привыкнуть к которой, однако, было заметно проще, чем к ее героям, их жутким маскам и не менее жутким словам (и уж тем более — действиям). 

Собственно, данная игра уже сама по себе законченное произведение, но лично я все равно с большой охотой посмотрел бы на ее аккуратный перенос на большой экран. 


Специальная номинация

Ori and the Blind Forest

083557-16.jpg

Игру от Moon Studios довольно трудно отнести к какому-либо определенному жанру, она скорее похожа на яркую и теплую сказку или, если хотите, этакую притчу о настоящей дружбе, долге, героизме, жертвенности и любви. Что немаловажно, авторы проекта не стали попусту разбрасываться словами и подробно объяснять все происходящее: вместо этого они пошли творческим путем и воспользовались выразительными художественными средствами для создания нужного настроения у игрока и передачи нужных эмоций. 

Ori and the Blind Forest — это не просто красивый и качественный платформер с элементами метроидвании, это красочное и очень личное переживание для каждого, у кого есть сердце. Маленький Ори и его путешествие сквозь наступающую тьму навсегда отпечатываются в сердце и заставляют вспоминать себя со светлой ностальгией. Сохраненные же на диске скриншоты запросто способны выжать слезу и у 30-летнего бородатого мужика. 

С нетерпением ждем продолжения.

Вторая часть материала:

Статья от 30.01.2020 73 [Авторская колонка] Игры как искусство. Часть 2

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Ko4e7ap 31 июл 2019 16:42:52

    Игры как искусство умерли… почти.

  • Faceless1992 31 июл 2019 17:04:53

    Отдельное спасибо за упоминание Subnautica.

  • shingo3 31 июл 2019 19:05:13

    Хм...:scratch_one-s_head:

  • Evgeniy Safronov 31 июл 2019 19:05:50

    Хало. Это настоящее искусство нагревать покупателей.

  • Derek94 31 июл 2019 19:08:19

    Блин, надо все таки как нибудь пройти Tron 2.0, а то уже столько слышал о нем, а руки все никак не дойдут.

  • h1pp0 31 июл 2019 20:28:51

    список можно увеличить раз в 10 смело =)

  • Ленивый 31 июл 2019 20:44:56
    h1pp0 в 20:28 31 июл 2019 сказал:

    список можно увеличить раз в 10 смело =)

    Или сократить:

    james_sun в 16:31 31 июл 2019 сказал:

    поскольку искусство — вещь строго субъективная, то и воспринимает (и принимает) его каждый из нас по-своему.

    Да, слишком субъективно, 12-й паренёк который щас рубится в PUBG через 15 лет будет вспоминать какая это ламповая и душевная игра. Когда за 30+ уже мало что зацепит как в детстве.

    У меня вот например игра которая заставило понять что 17” монитор это очень мало, хотелось эпика во всю стену:

  • alexey89 31 июл 2019 22:20:49
    Ko4e7ap в 16:42 31 июл 2019 сказал:

    Игры как искусство умерли… почти.

    Правильно, осталась только коммерция. Сейчас мало кто будет выдумывать что то новое и прорывное... Проще клепать бездушные однотипные поделки, которые итак все схавают. Да что там говорить, если сейчас в играх(в играх Карл!) ценят в первую очередь сюжет, а не геймплэй(который либо упрощают, либо клепают по старым лекалам).

  • Celeir 31 июл 2019 22:25:02

    Пожалуй, на противопоставлении “очень качественных игр” и “очень качественных картин/фильмов/...” я засыплюсь, но эти самые “очень качественные” — совсем не то, что первым приходит на ум в рамках темы.

  • Northern 31 июл 2019 23:43:00

    @james_sun
    Браво! Отличная статья.

  • IYIoproT 01 авг 2019 00:17:03

    Минутка холивара и негодуйства.

    Что делает в списке произведений искусств пафосный, грубо слепленный в недовселенную сборник фантастических штампов, надёрганных из популярных книг и фильмов? Лучше бы П:Тормент воткнул, пользы было бы больше.

  • Crashover 01 авг 2019 00:39:11

    Mass Effect, это лучшее высказывание на тему искусственного интеллекта в играх. Плюс эта игра, как и фильм Интерстеллар, прославляет науку и пробуждает желание изучать космос и наше место в нём. Игра не идеальна, но последние полчаса на грани гениальности, конечно с правильной "зелёной" концовкой.

  • Northern 01 авг 2019 00:53:49
    IYIoproT в 00:17 01 авг 2019 сказал:

    Лучше бы П:Тормент воткнул, пользы было бы больше.

    Разве Тормент является космооперой?

  • Ленивый 01 авг 2019 01:00:45
    Crashover в 00:39 01 авг 2019 сказал:

    Mass Effect, это лучшее высказывание на тему искусственного интеллекта в играх.

    Расшифровку можно? Там сюжет про ИИ в играх или просто про ИИ или там у НПС высокий ИИ?

  • Derek94 01 авг 2019 01:11:53
    Ленивый в 01:00 01 авг 2019 сказал:

    Расшифровку можно? Там сюжет про ИИ в играх или просто про ИИ или там у НПС высокий ИИ?

    Ты в Mass Effect не играл?

  • Ленивый 01 авг 2019 01:33:08

    @Derek94 Играл, а ты коммент читал на который я отвечал?:)

  • IYIoproT 01 авг 2019 01:55:47
    Northern в 00:53 01 авг 2019 сказал:

    Разве Тормент является космооперой?

    Разве статья на тему космоопер?

    Crashover в 00:39 01 авг 2019 сказал:

    Mass Effect, это лучшее высказывание на тему искусственного интеллекта в играх.

    Что не делает это высказывание хоть сколько-нибудь выдающимся на общем фоне мировой фантастики.

  • Northern 01 авг 2019 02:07:07
    IYIoproT в 01:55 01 авг 2019 сказал:

    Разве статья на тему космоопер?

    Так она поделена по жанрам.

  • Derek94 01 авг 2019 02:12:22
    Ленивый в 01:33 01 авг 2019 сказал:

    @Derek94 Играл, а ты коммент читал на который я отвечал?:)

    Читал. Да, человек несколько перегнул палку на счет “лучшего высказывания”, но с другой стороны ME действительно весьма не плохо (как для игры, да еще и космооперы) затрагивает тему ИИ.

  • Ленивый 01 авг 2019 02:27:40

    Просто “лучшее высказывание” было на тему “искусственного интеллекта в играх:)

    А если по сюжет ME, то нахождение в глубокой, глубокой галактике неведомой древней хрени с ИИ было классическим штампом ещё во времена Стар Трека. Расстрелять пол галактики из автомата имея под рукой военный корабль тож не добавляет глубины сюжету. Ещё и сам кэп в атаку шляется, пушечное мясо ему жалко, надо было брать пример с Кирка вот он с шашкой наголо на каждую планету не бросался.

    В общем сюжетов про ИИ лучше чем в МЕ куча, тот же Систем Шок например.

  • Derek94 01 авг 2019 03:08:12
    Ленивый в 02:27 01 авг 2019 сказал:

    В общем сюжетов про ИИ лучше чем в МЕ куча, тот же Систем Шок например.

    Я бы не стал приводить SS как пример в данном случае. Да там есть Шодан, но при всем моем уважении к этому персонажу, Она — это очередной “спятившим ИИ” по сути не далеко ушедшии от жнецов, а всякое взаимодействие человека и искусственного интеллекта в игре сведено к банальному противостоянию. В ME в тоже время, по мимо жнецов, есть Геты с Edi, которые дают хоть какой то альтернативный взгляд на проблему ИИ.

  • Ленивый 01 авг 2019 03:24:05

    @Derek94 Нужен не спятивший? Типа NieR: Automata? А уж квестов сколько про всяких андроидных электроовец переживших людишек.

  • Derek94 01 авг 2019 03:57:06
    Ленивый в 03:24 01 авг 2019 сказал:

    Типа NieR: Automata?

    Вот NieR да, это годный пример, но его увы не каждый осилит до конца, да и зайдет он не всем.

    Ленивый в 03:24 01 авг 2019 сказал:

    А уж квестов сколько про всяких андроидных электроовец переживших людишек.

    Нуу… я не очень люблю квесты, так что не сильно в курсе что там среди них есть. Хотя… Можно ли считать Snatcher квестом?

    И вообще, чем тебе так претит мысль о то что кто то относит ME к играм про искусственный интеллект? Эта тема там затрагивается не раз, а третья часть так вообще использует ее как основную. Да сценарии про злых роботов из космоса заезжен, но тут кроме всего прочего важна подача с которой у ME все довольно не плохо.

    Ленивый в 02:27 01 авг 2019 сказал:

    Расстрелять пол галактики из автомата имея под рукой военный корабль тож не добавляет глубины сюжету. Ещё и сам кэп в атаку шляется, пушечное мясо ему жалко, надо было брать пример с Кирка вот он с шашкой наголо на каждую планету не бросался.

    Какая то совсем лева придирка к элементарной игровой условности, без которой игра была бы банально скучна.

  • Ленивый 01 авг 2019 04:03:44
    Derek94 в 03:57 01 авг 2019 сказал:

    И вообще, чем тебе так претит мысль о то что кто то относит ME к играм про искусственный интеллект?

    претит? Как то пофиг в принципе.

    Derek94 в 03:57 01 авг 2019 сказал:

    Какая то совсем лева придирка к элементарной игровой условности, без которой игра была бы банально скучна.

    Она и так скучная. А вот постоянный апгрейд корабля и геноцид алиенов орбитальными бомбардировками могли сильно скрасить игровой процесс.

  • Evgeniy Safronov 01 авг 2019 07:24:56

    Mass Effect — обычный образец массового искусства. Высказывался он там о чем-то или нет и насколько хорошо — не важно. Свои плюсы у этого произведения были, например постановка кат-сцен, арт-дизайн, музыка. Чего-то лучшего в этом жанре я не припомню вот так сходу. Есть игры “в космосе”, но тут прям космоопера, хоть и тупенькая.

  • Tuve 01 авг 2019 09:34:29

    Это конечно здорово, но где же фоллаут? )

    Вообщем игры то отличные, но подборка очень уж субьективная .

  • james_sun 01 авг 2019 09:37:10

    @Tuve ,

    james_sun в 16:31 31 июл 2019 сказал:

    Как и всегда, я создаю этот материал в первую очередь для того, чтобы предоставить повод для рассуждений и возможность поделиться собственными опытом и переживаниями.

  • Tuve 01 авг 2019 09:40:01

    @james_sun , так я и говорю, про осадки забыли. )

  • Ленивый 01 авг 2019 10:25:48
    Tuve в 09:34 01 авг 2019 сказал:

    Вообщем игры то отличные, но подборка очень уж субьективная .

    Потому что тема сама очень субъективна, игры как искусство это скорее демосцены или вот такие штуки ради искусства и созданные:

    Пример вот на посуде: если она произведение искусства с чеканкой, камешками, вычурной формы и т.д. — ей неудобно пользоваться, ухаживать и мыть — т.е. использовать по назначению, в плане практичности её обгонят даже одноразовые стаканчики.

    Т.е. игра - шедевр/эталон жанра/бессмертная классика как бы совсем не равно шедевр — искусства.

  • Tuve 01 авг 2019 13:29:07

    @Ленивый , "хороший сапожник - поэт..."(с)

    Только вот я, воспринимаю игры скорее как раз пластиковым стаканчиком.

    Хотя да, наверное тетрис - игра на века )

  • shingo3 01 авг 2019 16:52:28

    Всякие там шедевры и топы, это всегда субъективно. Мне вообще не нравится половина игр тут в списке. Для меня например шедевр это SF2 или первый резидент, газонокосильщик на сегу, Fatal Frame. Первый Alone in the Dark. Все эти игры шедевры в своем жанре.

  • MrTwister 01 авг 2019 16:57:57

    Haegemonia: Legions of Iron моя любимая космическая стратегия, жаль нет продолжения или хотя бы хорошего ремастера

  • Ленивый 01 авг 2019 17:25:24
    shingo3 в 16:52 01 авг 2019 сказал:

    Для меня например шедевр это SF2 или первый резидент, газонокосильщик на сегу, Fatal Frame. Первый Alone in the Dark. Все эти игры шедевры в своем жанре.

    Это в каком жанре газонокосильщик шедевр?o_O

  • shingo3 01 авг 2019 19:52:20
    Ленивый в 17:25 01 авг 2019 сказал:

    Это в каком жанре газонокосильщик шедевр?o_O

    Игра что отлично показывала возможности консоли. Отличные 3D полеты в матрице, плюс разные головоломки, платформер. Там много жанров намешано. Я сам с удовольствием проходил ее дважды.

  • Ленивый 01 авг 2019 20:33:14

    @shingo3 Я в курсе, был у меня такой картридж. Там так выжали графику — пришлось срезать часть экрана. Но сама игра скучная, поделка по фильму середняк тока из-за графона… назвать шедевром, такое себе.

    Шедевр это например вот это (графика/музыка/гемплей — всё на 5):

    P.S. Кстати единственный лицушный картридж который у меня был:)

  • shingo3 01 авг 2019 20:49:41
    Ленивый в 20:33 01 авг 2019 сказал:

    @shingo3 Я в курсе, был у меня такой картридж. Там так выжали графику — пришлось срезать часть экрана. Но сама игра скучная, поделка по фильму середняк тока из-за графона… назвать шедевром, такое себе.

    Шедевр это например вот это (графика/музыка/гемплей — всё на 5):

    P.S. Кстати единственный лицушный картридж который у меня был:)

    И эта игра есть у меня, играл, отличная, драйвовая, но что бы прям поразило меня. Вот газонокосильщик сразу как-то выделился. Шедевр это личное. Кому-то дота 2 шедевр, а другому танчики на денди.

  • AbsentIrk 02 авг 2019 11:23:23

    Я бы сюда добавил Биошок с его высказывание на тему обьектевизма, Вотч догз и деус экс как высказывание в духе чёрного зеркала, Метал джиар и зис вор оф майн как высказывание на тему войны, Хеллблейд про безумие, так же стои упомянуть Скайрим и Ведьмак, Сома, Мор утопия (это ваще лютый артхаус из мира игр), Стенли Парабелль, Диар Истер, Дисонорд, Сталкер и Метро, Лимбо и Инсайд.

  • Epificius 02 авг 2019 14:15:48

    Сорри за сумбурное повествование — просто в голове куча мыслей.

    Список должен быть больше просто потому что игры всё-таки доросли до статуса жанра искусства. Просто, если судить по списку, то кажется, будто игр с претензией на искусство выходит по одной в пятилетку. Да тех же ежегодных обладателей соответствующих премий BAFTA пересмотреть — это уже неплохой стартовый список, который можно дополнять и изменять по своим впечатлениям. Про инди-игры, которые предлагают игроку помимо геймплея ещё и эстетическое удовольствие от происходящего на экране, если начать говорить, то статьи не хватит. Квесты и визуальные новеллы с их безбашенными сюжетными поворотами для достойного перечисления потребуют создать целую рубрику. Для меня Gish и World of Goo — такие же крутые проекты, как и Mass Effect. Тонны интересных игр на Flash потихонечку забываются на умирающем Newgrounds.com (кто-нибудь играл в нуар-квест по “Алисе” Льюисса Кэролла?). Экспериментальные проекты вроде всех игр от Ice Pick Lodge и игры, не относящиеся ни к одной из категорий вроде Katamari Damasi...

    Среди AAA-проектов без упоминания о GTA не обойтись — с каждой игрой режиссура в кат-сценах становится всё более кинематографичной. Да даже в Mortal Kombat сюжет с годами становится всё более интересным. До покупки я потратил 2 часа на просмотр смонтированной сюжетки десятой части на Youtube, просто потому что не мог оторваться! Сюжетный твист с Резновым из Call of Duty я воспринял не хуже, чем твист из Spec Ops: The Line.

    Witness, Journey, Fancy Pants Adventure, The longest journey и Dreamfall, Flower, Shift, What remains of Edith Finch, Eversion, The Beginner’s Guide, Monument Valley, Earthworm Jim, Bioshock, Braid, The Godfather, Flashlight, Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer, Gorogoa, Inside, Dear Esther, The Company of Myself, и я даже не глубоко копал...

  • Tomas Ribakov 02 авг 2019 21:20:54

    https://store.steampowered.com/curator/32281579/

    Вот целая группа на эту тему

  • Ленивый 02 авг 2019 21:42:44
    Epificius в 14:15 02 авг 2019 сказал:

    Просто, если судить по списку, то кажется, будто игр с претензией на искусство выходит по одной в пятилетку. Да тех же ежегодных обладателей соответствующих премий BAFTA пересмотреть — это уже неплохой стартовый список, который можно дополнять и изменять по своим впечатлениям.

    Список это хорошо, но причем здесь произведения искусства?А насчёт впечатлений, это трудный случай если надо смотреть список — я например и без него знаю игры которые мне нравятся.

    Если какая то марка туалетной бумаги получит марку “продукт года” вероятно она станет произведением искусства? Игры массовый продукт: их делают что бы продать.

  • Epificius 02 авг 2019 23:30:58
    Ленивый в 21:42 02 авг 2019 сказал:

    Если какая то марка туалетной бумаги получит марку “продукт года” вероятно она станет произведением искусства? Игры массовый продукт: их делают что бы продать.

    Там же, в BAFTA, не только “игра года”… Изучите номинации и номинантов за последние года два-три — это быстро, минут 10 отнимет от силы. Игры нынче награждают за сценарий, за актёров озвучки, за саундтрек, за работу художников... Там среди номинаций даже есть особая — Game beyond entertainment, в которой награды получают игры, несущие какой-то дополнительный посыл, некую мораль. То есть, они стараются рассматривать создание игр так же серьёзно, как рассматривают на кинопремиях создание фильмов.

    Вот что за люди, лишь бы оспорить, смешать с грязью, сравнить с туалетной бумагой. Вы ведь могли выбрать любой продукт для сравнения, но хотелось укусить побольнее. Раз уж на то пошло, если марку туалетной бумаги наградят за лучший сценарий, за лучшую актёрскую игру, за художественную составляющую, за дизайн, за новаторство в повествовании, тогда да, будет смысл рассмотреть эту марку туалетной бумаги именно с позиции искусства.

    То, что успешность игр как развлекательного жанра определяется продажами, вообще ничего не значит. Представления цирка Дю Солей тоже следует рассматривать как искусство, хотя казалось бы, цирк же, развлекательный аттракцион. Ценность картин для неискушённых граждан определяется аукционами. Фильмы снимают, чтобы продать. Книги нынче пишут, чтобы продать, особо успешные книги так и зовут - бестселлерами. Музыканты выпускают альбомы, чтобы их продать. При этом ничто не мешает нам называть кино, литературу и музыку видами искусства. И, если игра не продастся, а фильм не соберёт кассу, это не значит, что фильм или игра плохая. Просто иной раз кассу собирают одни, а премии получают другие.

    Да, сейчас перечитал свой первоначальный пост. Создаётся впечатление, что я недоволен подборкой james_sun. Это не так. Мне было интересно читать его подборку. Претензию, что всё круто, но мало, прошу не рассматривать как выпад в адрес топикстартера.

  • Ленивый 03 авг 2019 00:10:29
    Epificius в 23:30 02 авг 2019 сказал:

    Там же, в BAFTA, не только “игра года”… Изучите номинации и номинантов за последние года два-три — это быстро, минут 10 отнимет от силы. Игры нынче награждают за сценарий, за актёров озвучки, за саундтрек, за работу художников... Там среди номинаций даже есть особая — Game beyond entertainment, в которой награды получают игры, несущие какой-то дополнительный посыл, некую мораль. То есть, они стараются рассматривать создание игр так же серьёзно, как рассматривают на кинопремиях создание фильмов.

    Эти премии что в играх, что кинопремии — просто раздача слонов. Ну наградили актёра главной роли — ну молодец он, хорошо отработал. Наградили лучшего дворника на районе — ну молодец он, хорошо отработал. К примеру если композитор пишет фиговую музыку к игре — он плохой специалист, если дворник плохо подметает— он плохой специалист.

    В общем в игре может быть шедевральная музыка или сверххудожественная рисовка/графика, но игра при этом в плане играбельности может быть полное гУмно.

    Не нравится пример с бумагой? Например тогда Феррари — типа произведение автоискусства, но на работу и за хлебушком на таком особо не поездишь — тупо непрактично и неудобно и далеко не для всех. Произведения искусства это вещи в себе, а шедевральный продукт это комплекс потребительских ха-к близких к идеалу.

  • Epificius 03 авг 2019 05:11:45

    Опять спор ради самого спора. Вы не забыли, в какой теме мы находимся? Перечитайте первый заголовок и первый пост. Мы ведь говорим не об “играбельных” играх, а об играх как о жанре искусства. Будь наш список об автомобилях, да, Феррари бы в этот список попал, а Делика (при всех достоинствах) — вряд ли. Если актёр в кино “хорошо поработал”, или “хорошо поработал” сценарист, художник по костюмам, композитор, режиссёр, оператор, то этого достаточно, чтобы утверждать о художественной ценности данного фильма.

    В игре может быть шедевральная музыка или сверххудожественная рисовка/графика. И этого будет достаточно, чтобы рассматривать эту игру с позиции искусства. При этом в игре не обязательно должно быть великолепным всё. В Dear Esther был отвратительный геймплей, в Journey — ужасный сюжет и диалоги, а в Mother отстойная графика.

    В Kane & Lynch были “проблемы с геймплеем” (не знаю, какие именно — цитирую топикстартера), в Halo был скучный дизайн уровней (я помню уровень, в котором разработчикам пришлось расставлять стрелки на полу, чтобы игрок не запутался в одинаковых залах), а Spec Ops: The Line как “милитари-шутер” была довольно посредственной — и все эти игры попали в этот список. В текстовых квестах и визуальных новеллах может быть великолепный запутанный сюжет с многогранными персонажами, но игровая составляющая при всём при этом в них очень слабая. Оценивать все игры по одному критерию “удобства и практичности”, как вы оценили автомобили, конечно же, никто не запрещает, но итоговый список явно не попадёт под категорию “игр как искусства”.

    Кинопремии, если говорить не об Оскаре, а, например, о Каннском фестивале или Сандэнс — это не просто “раздача слонов”, а очень хороший показатель художественной составляющей кино. Именно поэтому я предложил в первом посте рассмотреть BAFTA, а не IGN. Разумеется, я не говорю о том, что нужно просто взять список номинантов и обладателей различных игропремий и вывесить его здесь (и я об этом сказал с самого начала). Однако если взять обладателей золотой пальмовой ветви, то в этих фильмах найти то, что делает кино искусством, не составит труда. То же самое с лауреатами BAFTA Game Awards в соответствующих категориях.

    Опять зачем-то смешиваете искусство с грязью. Сравнили работу актёра с дворниками, в труде которых нет никакой творческой составляющей. Хватит уже стрелять в молоко — только шум создаёте лишний. Я не хочу дальше порождать пустые споры, но если вы в третий раз промахнётесь мимо темы обсуждения, то я дальше обсуждать эту тему с вами не буду. Можете воспользоваться шансом и оставить последнее слово за собой. Я прочитаю, можете быть уверенным.

  • Ленивый 03 авг 2019 06:54:52
    Epificius в 05:11 03 авг 2019 сказал:

    Можете воспользоваться шансом и оставить последнее слово за собой. Я прочитаю, можете быть уверенным.

    :censored:

  • ВИКИНГ 03 авг 2019 14:35:52

    Сюда бы еще Blade Runner, как самую атмосферную игру про киберпанк

  • drag_in 12 авг 2019 12:01:16

    Когда увидел Spec Ops: The Line и To the Moon, зауважал и понял про что статья. Но где Soma и Brothers - A Tale of Two Sons ?

    Зы. А название статьи совпадает с русским сайтом GamesIsArt - “Компьютерные игры как искусство”.

  • Doron 29 дек 2019 18:56:21

    Трактовать можно что угодно и по-своему. А игры это и искусство и бизнес

  • Оставить комментарий