[Авторская колонка] Игры как искусство. Часть 2

После того, как я покопался в старой коробке с дисками, мне попались на глаза проекты, о которых я умолчал в первом материале на заданную тему. А потому сегодня я хочу вновь высказаться на тему того, какие игры или уже являются полноценным произведением искусства, или могли таковыми стать, если бы разработчики того захотели.

Первая часть:

Статья от 31.07.2019 48 [Авторская колонка] Игры как искусство

Хоррор

Анабиоз: Сон разума

221727-1.jpg

Одно из самых недооцененных произведений искусства в игрострое, за которое обидно в том числе и потому, что ее разрабатывала славянская студия Action Forms. По сути, это был последний большой проект украинцев, после которой она выпустила только пару мобильных игрушек. Очень и очень жаль.

Главное достоинства «Анабиоза» — сюжет и атмосфера. В последнее время мы привыкли, что в ужастиках нам в большинстве своем с удовольствием демонстрируют кровь или иное «физическое» составляющее хоррора, стараясь если не сыграть на врожденном чувстве отвращения к деформированной плоти, то по крайней мере зацепить его по касательной. Ребята из Action Forms действовали иначе. Ближе всего «Анабиоз» оказался к серии Silent Hill: у игры за пазухой есть множество тайн, домыслов и разномастного символизма, при этом у нее есть и собственное лицо. Здесь нет нарочито омерзительных монстров и гипертрофированной жестокости, которыми славятся американские хорроры, тут нет постоянного чувства наседающей шизофрении и ощущений сюрреализма, что часто можно увидеть у японских геймдизайнеров и режиссеров. Но при этом в «Анабиозе» все равно очень некомфортно и попросту… холодно. Где-то в сети встречал очень меткий отзыв, что в «Анабиоз» нужно обязательно играть в самую жару, поскольку разработчикам настолько точно удалось передать пробирающий до костей мороз, что он ощущается буквально по эту сторону экрана.

Статья от 18.12.2008 74 [Рецензия] «Анабиоз: Сон разума» (Cryostasis: Sleep of Reason) (PC)

Плюс ко всему, данный проект один из немногих, где главный герой стремится не сбежать из проклятого места, но остаться и изменить его. Его задача не поддаться всеобщей апатии, растолкать застывший во льдах корабль и исправить все возможные ошибки прошлого. И когда он вместе с игроком достигает собственной цели, последний тоже получает свою награду в виде на редкость прекрасного и немного печального послевкусия.

Еще раз: очень жаль, что проект не взлетел. Штучная вещь.

Hunt: Showdown

221728-2.jpg

Новую игру от Crytek очень легко окрестить «всего лишь еще одной королевской битвой» в необычном сеттинге, после чего напрочь забыть о его существовании. На деле у игры просто огромный потенциал.

Во-первых, геймплей не так прост: это отличная и на удивление ладно скроенная мешанина из различных жанров, в котором игроки сражаются не только друг с другом, но и со свирепым окружением, выполняя поставленную перед ними цель.

Во-вторых, лор и стилистика Hunt: Showdown — настоящий рай для тех, кто любит что-то необычное и, если так можно выразиться, густое и во всех смыслах туманное. Похоже, разработчики устали от трехкопечных и прямолинейных голливудских сюжетов в своих предыдущих играх, а потому в своем последнем творении не спешат делиться подробностями игрового мира, выдавая пользователям лишь намеки и отдельные разрозненные истории, которые местами даже умудряются складываться воедино.

Статья от 30.08.2019 18 [Рецензия] Hunt: Showdown (PC)

Для того, чтобы испытывать от данного проекта спектр различных эмоций, совершенно необязательно участвовать в бесконечной перестрелке, тут достаточно просто быть. Послушать невнятное бормотание зараженных жителей за ближайшим забором, прислушаться к угрожающему жужжанию роя, раздающегося откуда-то из-за куста, в ужасе пригнуть голову, скрываясь от тяжелых шагов на хлипком болоте, и сдержать в груди собственное сердце, рвущееся на помощь к агонизирующей лошади неподалеку.

Не знаю, как вы, а я бы с большим удовольствием посмотрел талантливую адаптацию Hunt: Showdown на большом или не очень экране.

Narcosis

221728-3.jpg

Проект Honor Code эксплуатирует достаточно редкий образец жанра — подводный хоррор. Причем, в отличие от большинства и без того немногочисленных коллег по цеху, делает это с минимальным участием фантастики. Здесь нет мифических подводных чудовищ и скоростных подводных кораблей, нет загадочных русских и подмешанного в водку экспериментального мутагена. Главный герой вместе с игроком оказываются заперты на большой глубине, и вместе с колоссальным давлением воды на персонажа даже в большей степени оказывают эмоциональное давление и тотальная изоляция, призраки прошлого и леденящие души игры разума. Встреченные морские обитатели тоже оказываются на редкость враждебными — но это уже условности жанра. Вы же не думаете, что жутко выглядящий глубоководный краб способен проломить обшивку стотонного подводного скафандра, приспособленного для работы в самых неблагоприятных условиях? Прочем, это тоже отлично работает на саспенс.

Помимо очень липкой атмосферы, которой умудряешься проникнуться буквально сразу же, игра может похвастаться и отлично прописанным главным героем, в которого веришь и кожей которого ты вскоре начинаешь ощущать и липкий холод, и бегающие по спине мурашки в металлической скорлупе.

The Suffering

221729-4.jpg

А это, пожалуй, самый самобытный и уникальный хоррор на моей памяти. Несмотря на тот факт, что он сильно смахивает на типичных представителей американских ужастиков со всеми этими тюрьмами, матами, криками и расчлененкой, полностью назвать игру безмозглой спинномозговой страшилкой нельзя. Surreal Games удалось выстроить собственноручный маленький ад на одном отдельно взятом острове-тюрьме, который способен дотянуться до самых потаенных страхов человеческой души и вызвать самый натуральный животный страх, но при этом он одновременно очаровывает собой и вызывает стойкое желание возвращаться к нему снова и снова.

В этой игре становился жутко не только от того, что происходило сейчас, но и от осознания того, что творилось на израненной земле в прошлом. Главный герой сражается не только с воплощениями самых злостных человеческих пороков, но и параллельно пытается разобраться с собственными разномастными демонами. Самое интересное, что во всей творящейся в игре вакханалии есть надежда на спасение, причем помощь тут зачастую приходит от тех, от кого меньше всего этого ожидаешь…

09.09.2017 14 Трансляция The Suffering — 9 сентября, 21:00 мск

На мой взгляд, сиквел The Suffering был откровенно лишним, я бы даже сказал, вредным. История Торка и взбунтовавшейся тюрьмы на острове Карнати была завершенной, целостной историей, которая не требовала никаких пояснений и продолжений. Все приглашенные актеры блестяще справились со своими ролями, все важные события случились ровно так, как этого требовал режиссер, декорации выполнили все, что от них требовалось, все песни были исполнены на сцене с надлежащим тщанием. Продукт штучной выделки, который должен был оставить после себя уникальное послевкусие, к которому можно мысленно и с большим удовольствием возвращаться спустя долгие годы.

Однако, когда знаешь, что у проекта есть пускай и вымученное, но все-таки официальное продолжение, недотягивающее до оригинала ни в сюжетном, ни в геймплейном планах, весь восторг если не сходит на нет, то неприятно так меркнет. The Suffering — один из тех случаев, когда следовало остановиться на блестящей первой части.


Сериал

«Звездные волки» / «Космические рейнджеры»

221729-5.jpg

90-е годы прошлого века — время прямо-таки рассвета различных космических сериалов. На экранах телевизора крутились как уже зарекомендовавшие себя мастодонты в духе «Звездного пути» или «Звездного крейсера Галактики», так и различные смелые выскочки вроде «Космической полиции» или же «Космических спасателей». Собственно, последние и сейчас очень даже доставляют в основном своей наивностью, дешевизной, но при этом какой-то запредельной ламповостью. Видно, что их авторам сильно не хватало производственного бюджета, но за свои проекты они болели сердцем и душой, отдавая ради задумки последнее.

Забавно, что отечественные «Звездные волки» и «Космические рейнджеры», многое подчерпнувшие для своих сеттингов из таких вот сериальных миров, сами отлично смотрелись бы в виде сериалов. «Волки», например, воспринимались почти как культовый «Светлячок»: каждое задание разношерстной команды, с одной стороны, отличалось по своей сути и атмосфере, а с другой, все они были объединены общей сюжетной линией, явно вырисовывавшейся ближе к финалу. Ну и просто игра включала в себя всевозможные «космические» штампы научной фантастики, начиная от взбунтовавшегося искусственного интеллекта и заканчивая космическими пиратами и мегакорпорациями.

Что касается «Космических рейнджеров» — это уже было самобытное эпичное произведение о спасении разумной галактики, в котором эти самые штампы нередко же и высмеивались. В центре истории был один-единственный герой, зато окружающий его мир, в отличие от тех же «Волков», беспрестанно бурлил и на полном серьезе «сражался» друг с другом. Если разделить все повествование на эпизоды, получился бы отличный фантастический сериал — что-то вроде «На краю вселенной» с поправкой на сеттинг.

Painkiller

221730-6.jpg

Первый шутер польской студии People Can Fly, принесший ей мировую известность, в свое время нещадно ругали за невзрачный и притянутый за уши сюжет, который даже не пытался хоть как-то оправдывать отличный «мясной» геймплей. Создавалось ощущение, что игровой процесс проходил в какой-то своей отдельной реальности, а демонстрируемая в роликах история — в своей.

По сути, игра сводилась к посещению различных пораженных тьмой мест, разбросанных в случайном порядке в пространстве и времени, где протагонист устраивал геноцид адским тварям, тесно связанным с заданной темой локаций.

Но вообще, если подумать, из Painkiller мог бы получиться отличный приключенческий сериал в духе «Скользящих» (также известных как «Путешествия в параллельные миры»), где главный герой — охотник на демонов с Небес — путешествовал по различным временным эпохам и мирам, сражался с нечистью и (иногда) давал отпор огромным могущественным демонам.

Уверен, среди любителей сериалов отдельным успехом пользовались бы серии про сражения бравого охотника с полчищами демонических солдат в нацистской и советских формах. Впрочем, уже они получили свою долю горячего одобрения в своей игровой ипостаси.


Фантастический боевик

Half-Life / Portal

221730-7.jpg

Это, пожалуй, самое «попсовое» упоминание классики из всех возможных. Я, признаться, скептически отношусь к слепой любви поклонников к серии Half-Life, но не признать ее огромное влияние на развитие шутеров и игровой постановки в целом невозможно.

Моим персональным фаворитом остается именно первая часть «Полураспада». История о простом физике, который пытается выжить и выбраться из полуразрушенной лаборатории, в один миг оказавшейся в центре инопланетного вторжения, актуальна и на сегодняшний день — стоит только посмотреть на успех ремейка Black Mesa. Игра умело тасует экшен-сцены с хоррором в замкнутом пространстве, перемежая классический боевик о борьбе с пришельцами с ромеровской сатирой милитаризма, когда военные устраивают бойню как среди незваных гостей, так и среди нежелательных свидетелей-людей. И если бы такой фильм существовал на самом деле, я бы не задумываясь пошел бы на него в кино несколько раз.

Что касается Portal — из него бы получился отличный камерный спин-офф, и снова я имею ввиду только первую часть. Это был уникальный и весьма странный сплав из драмы, научной фантастики и тонкой комедии. Несмотря на все шуточки и подколы от GLaDOS, на протяжении всего прохождения у меня пробегал неприятный холодок по спине, не покидало ощущение того, что что-то не так. Когда же пугающая правда вскрывалась, ощущения от знакомства с игрой сгущались еще сильнее — в хорошем смысле.

Сиквел Portal вышел отличным, но он сделал большой шаг именно в сторону комедии, что мне не особенно понравилось. Зато авторы игры заметно расширили лор и добавили персонажам дополнительные грани характера.

Hellgate: London

221731-8.jpg

Еще один игровой проект с уникальным сплавом жанров, который можно было бы легко превратить в зрелищный и мощный фантастический боевик в духе «Призрачного патруля» (но только более успешного). Сюжет Hellgate: London рассказывал о противостоянии человечества с прибывшими на землю ордами демонов. Соответственно, в наличии была и постапокалиптика, и фэнтези, и научная фантастика. Играть в эту игру было не совсем интересно: геймплей сильно портили повторяющиеся безвкусные задания и локации, но вот мрачная гнетущая атмосфера, сплетенная из различных мифов, легенд, готики и футуристической технократии могли заставить пройти ее до самого конца.

Остатки человечества, загнанные в подземные туннели метро, разделились на несколько фракций, которые как могли давали отпор зарвавшимся демонам. Все они так или иначе были знакомы поклонникам серии Diablo, но при этом могли похвастаться удачно адаптированными в художественном плане умениями и снаряжением. Мне доставляло отдельно удовольствие следить за эволюцией доспехов, сочетающих в себе как классические рыцарские мотивы, так и высокие технологии. Чем сильнее становился герой — тем более сложной по структуре становилась и его защита. А возможность расстрелять демонов из фантастических стволов и добивать их привычном мечом наверняка радовала любого поклонника сплава из фэнтези и sci-fi.

Нельзя сказать, что идея совместить два этих жанра является чем-то запредельно новым — похожие произведения выпускаются достаточно давно. Но именно в Hellgate: London, на мой взгляд, авторам удалось очень тонко подогнать все необходимые составляющие друг к другу. Избавить бы историю игры от засилья сарказма и самоиронии — и цены бы ей не было.

Lost Planet

221731-9.jpg

Еще один зрелищный фантастический боевик, лишенный драмы и философии, а еще — немного — и здравого смысла. Собственно, оригинальная первая часть и не могла похвастать ничем из вышеперечисленного, кроме зрелищности (стоит только вспомнить красивую барышню в команде главного героя, щеголяющую посреди вечной мерзлоты с глубоким декольте). Сюжет игры нужен был только для того, чтобы хоть как-то совместить в себе бесконечные снега, огромных боевых роботов и целый рой огромных агрессивных тварей. Впрочем, помимо занятного сеттинга и отличного геймплея, первая Lost Planet могла похвастаться и какой-то особой атмосферой эпичного приключения в легкой аниме-стилистике. Вид сурового главного героя, свинтившего огромный пулемет с ближайшего павшего меха и разделывающего под орех пикирующей на него стаи скатообразных существ, умудрялся дергать за нужные ниточки в чутком сердце геймера. Чем не альтернатива всяким этим «Морским боям» или тем же «Мстителям»?

К слову, один сюжетный твист в мнимую экранизацию все-таки можно было ввернуть. По официальной версии действие игры происходит на далекой планете E. D. N. III, на которую отправились остатки человечества в поисках нового космического дома. Когда-то давно, в одном хорошо известном журнале, я читал интересную версию, полностью совпавшую с моими предположениями. Что эта самая E. D. N. III — это на самом деле наша с вами Земля после глобальной климатической катастрофы. Тогда разом бы нашлось оправдание и невесть откуда взявшимся мегаполисам, и остовам явно устаревших машин, которым совсем не место рядом с высокотехнологичными мехами.

Жаль, что вторая часть ударилась в кооператив и наплевала на перспективный мир и историю. Третья Lost Planet попыталась было исправить ситуацию, но было слишком поздно.

Bulletstorm

221732-10.jpg

Наследник Painkiller все от той же People Can Fly оказался не настолько успешным в финансовом плане, как предшественник, зато он снова пришелся по душе и критикам, и журналистам. А главное, помимо драйвового и увлекательного геймплея, он обладал шикарными сюжетом и той самой атмосферой дорогого фантастического боевика.

Многие ругали игру за простецкую историю, но на мой взгляд с ней далеко не все так однозначно. Несмотря на обилие шуточек разного калибра и свежести, основной стержень Bulletstorm состоял из чистокровной драмы (да-да). За всеми этими побегушками по далекой планете, населенной конченными отморозками и мутантами, проглядывала сложная и почти философская притча о долге, искуплении и ответственности за свои поступки. Особенно это становилось заметно к концу, когда авторы несколько раз подчеркивали идею о том, что далеко не все привычные нам «шестерки» на службе у зла являются злыми людьми, — а ведь сколько таких статистов мы истребляем в других шутерах и даже об этом не задумываемся?

Статья от 17.03.2011 92 [Рецензия] Bulletstorm (PC)

Ну а еще в Bulletstorm, конечно, были очень харизматичные и яркие персонажи. Отдельный виват сценаристам и разработчикам за главного антоганиста — генерала Саррано. Где-то на просторах сети слышал про него исчерпывающую характеристику: «Самый офигенный гавнюк». Точнее, пожалуй, и не скажешь.

Bandits: Phoenix Rising

221833-11.jpg

Жанр аркадных гонок с пушками сам по себе достаточно скуден на различные произведения — это касается как кино, так и игр. Из первого на ум приходит разве что «Смертельная гонка» с серией ремейков, а из второго — покрытые пылью Vigilante 8, Gas Guzzlers Extreme да, пожалуй, Crossout. Последнюю в расчет не берем, ибо это MMO, в то время как другие упомянутые игры либо сильно устарели, либо обладают ворохом серьезных недостатков. Плюс ко всему, создатели подобных произведений в подавляющем большинстве случаев навешивают стволы на что-то существующее в реальности. Так, чтобы нам дали сесть за руль абсолютно выдуманной вундервафли с пушками, происходит слишком редко.

Ярким, но ныне почти забытым представителем игр подобного рода как раз и является Bandits: Phoenix Rising. Игрокам предлагалась возможность отправиться в выжженную пустошь на бандитские разборки, чтобы уничтожить как можно больше противников из других банд, а между делом — заработать.

Несмотря на проблемы с балансом и однотипностью локаций и заданий, игра подкупала атмосферой. Чем-то она, безусловно, напоминала «Безумного Макса», однако Bandits обладала и собственными индивидуальными чертами. Особенно волшебно мир игры ощущался, когда нас выпускали из пустыни из песка в пустыню из вечной мерзлоты. Именно здесь как-то по- особенному чувствовалась свобода, которая, с одной стороны, пленяла своими красотами и вседозволенностью, а с другой, пугала тем, что возникла буквально на костях всего человеческого рода.

Интересно, что атмосфера у оригинала и официальной локализованной версии проекта сильно различалась. Там, где у разработчиков главные герои отправлялись на однотипные бандитские разборки, протагонисты от snowball.ru (получившие другие имена — Маркс и Гендальф) весело проводили время в погоне за самогонным аппаратом.


Фантастика/Фэнтези 

«Периметр»

221834-12.jpg

Строго говоря, игры в данном разделе при большом желании можно отнести и к фантастическим боевикам, однако я все-таки вынесу их в отдельный список, поскольку, на мой взгляд, они являются чем-то куда большим. А стратегия «Периметр» от калининградской студии «К-Д Лаб» также неплохо чувствовала бы себя в разделе про сериалы, поскольку ее концепция идеально подходит для шоу в духе упомянутых выше «Скользящих». Я только отмечу, что если уж и снимать что-то по «Периметру», то это «что-то» обязательно должно быть чем-то дорогим, эпичным и масштабным, да еще и в нескольких частях — а на подобные запросы даже в нынешнее время ответит положительно далеко не каждый медиамагнат.

«Периметр» вышел во времена, когда отечественная игровая индустрия бурно развивалась, но даже тогда он смог произвести настоящий фурор своей смелостью, необычным геймплеем и уникальным сюжетом. Помнится, у меня нередко по ходу прохождения отваливалась челюсть — неужели всю эту продуманную и сложную историю написали и воплотили в жизнь наши с вами соотечественники?

Игра заставляла геймера испытывать самые разные эмоции — от полноценного чувства первооткрывательства до ледяного холодка по спине, когда ты лицом к лицу встречался с ужасающими порождениями Скверны. При этом назвать «Периметр» всего лишь красивым блокбастером совершенно невозможно: темы авторы поднимали абсолютно не шуточные, а сам сюжет был весьма сложен для понимания и требовал от игрока исключительной внимательности. Дошло до того, что впоследствии к игре вышло множество рассказов и пояснений, затыкающих белые дыры и дающие объяснения особо запутанным событиям в сюжете.

А какая в игре была отличная и превосходно подобранная музыка! Какая постановка! Эх, такого сейчас даже близко не делают.

Outer Wilds

221834-13.jpg

От глобальных и масштабных историй переходим к маленьким и камерным. Ну то есть как «маленьким»: в Outer Wilds имеется целая планетарная система, судьбу которой игроку предлагалось определить.

Поначалу игра кажется очень запутанной и слишком несерьезной, я бы даже сказал — отталкивающей. Однако, чем больше проводишь в ней времени, тем сильнее она в себя затягивает, тем больше деталей оказывается на поверхности. И даже в конце я так и не смог определиться со своими итоговыми ощущениями. С одной стороны, у Outer Wilds есть какая-то запредельная «милота» и труднообъяснимая «ламповость»: рядом с некоторыми персонажами и на некоторых локациях хочется остаться надолго. Да еще этот космический корабль, собранный из различного барахла — удар прямо в детство.

Статья от 14.06.2019 10 [Рецензия] Outer Wilds (PC)

С другой, сюжет в Outer Wilds очень даже серьезный — более того, тут бывает не по-детски жутко. И не только в те моменты, когда ты попадаешь на планету, населенную огромными плотоядными рыбами. Ты чувствуешь себя крайне неуютно и когда исследуешь подземные катакомбы далекой планеты и читаешь дневники своих предшественников. Когда пытаешься вырваться с планеты, на которой бушуют огромные смерчи, и когда внезапно оказываешься под водой, разглядывая на дне что-то загадочное и светящееся.  

Чем ближе дело подходит к финалу, тем сильнее игра начинает, в хорошем смысле, давить на пользователя. Разгадка тайны этого мира становится все ближе и все более… мрачной. После прохождения, когда детали мозаики встали на свои места, даже возникает какое-то чувство досады. Хочется стереть из памяти прохождение и начать игру с самого начала. Это ли не знак качественного художественного произведения?

Project Nomads

221835-14.jpg

Ну а это, друзья, моя давняя любовь. Уникальный мир, уникальный геймплей, уникальные ощущения, уникальный виртуальный уют. Когда говоришь о Project Nomads, трудно мысль объективно. Когда-то немецкая студия Radon Labs умудрилась создать свой собственный жанр, который, к сожалению, так и остался с единственной игрой.

Действие происходило на далекой планете Арес, на которой когда-то случился разрушительный катаклизм. Из недр планеты вырвалось огромное количество энергии, расколов на множество частей земную твердь. Теперь поверхность Ареса состоит из многочисленных каменных глыб, парящих в воздухе. Главный герой — Бродяга, который обзаводится собственным островом-кораблем и отправляется в большое путешествие, полное опасностей и тайн.

Помимо того, что Project Nomads позволяла поучаствовать в необычном захватывающем приключении, она еще и умудрялась заставить игрока чувствовать себя настоящим покорителем неба. Стоило только раздобыть летающий ранец и отправится в свой первый полет, как сердце тут же устремлялось в пятки, а душа — в открытое небо.

Ну а в остальном… Рассказывать бессмысленно. В голове одни теплые эмоции.

Редкий бриллиант. Жаль, почти забытый.


Пародия

Серия Command and Conquer: Red Alert

221835-15.jpg

Многие современные и не очень пародии обычно любят поиздеваться над каким-нибудь отдельным жанром; редко кто сосредотачивается на стереотипах. Серия Red Alert ценна именно поэтому — авторы прошлись катком по всей возможной «клюкве»: досталось и раздутым мифам о Советском союзе, и карикатурам о Японии, и даже самим Американцам — за последнее разработчикам серии отдельный поклон, ибо без США повсеместная ирония над штампами была бы не столь очевидной. Тут даже хочется провести аналогию с любимым мною фильмом «Агенты А.Н.К.Л.» Гая Ричи, где и русский спецагент был показан вменяемым человеком, и американец подчеркнуто напыщенно-самодовольный, и спецслужбы обеих стран все равно оказываются сволочами по-своему. Есть у этих двух произведений и что-то очень теплое, и при этом веселое, сближающее.

Жаль, что в наше время подобных развеселых пародий-капустников не снимают. В почете либо отпетая чернуха, либо тотальное «обличалово» без малейшего намека на улыбку. А чтобы просто  посмеяться над глупыми представлениями друг о друге, между делом признав, что все мы в первую очередь люди, — такого сейчас нет.


Боевик

Freedom Fighters

221836-16.jpg

Ну и раз уж речь пошла о «клюкве», нельзя не вспомнить этот до ужаса бестолковый, но такой обаятельный опус от IO Interactive, продолжения которого поклонники ждут вот уже без малого 17 лет. Пафосная история о том, как бывший американский водопроводчик становится во главе целого сопротивления Могущественной Империитм СССР, рассказанная в начале двухтысячных годов, мало кого оставила равнодушным, тем более в нашей стране. А я, если честно, до сих пор не понимаю, что это было — махровая клюква на полном серьезе или все-таки блестящая пародия? Окончательно поверить в первое не дают слишком уж карикатурные персонажи и взвинченная до предела «красная» атмосфера, во второе — отсутствие явных шуток и стеба над штампами, хотя для них почва была более чем благодатной. Скорее всего, в планах IO было создать стильный экшен от третьего лица, который очень тонко, но осторожно высмеивал все страхи и пропаганду времен Холодной войны с обеих сторон.

Freedom Fighters заставлял каждого русского человека окунуться в беззаботную юность с ее «горбушками», VHS-кассетами, «видиками» и фильмами с одноголосыми переводами, среди которых обязательно были «Красный рассвет» и «Красная жара». Местами в игре проглядывали неожиданно сильные моменты, над которыми нам — потомкам советских людей — не хотелось ни смеяться, ни злиться и которые оседали в памяти навсегда. Ровно, как и бесподобная музыка Йеспера Кюда, которая до сих пор находится в моем плейлисте (если кто-то не слышал его The Battle for Freedom — настоятельно рекомендую к ознакомлению).  

Очень надеюсь, что гуляющие временами слухи о возможном продолжении имеют под собой хоть какую-то почву. Эта игра заслуживает качественного продолжения.


Темная половина

Postal 2 / Hatred

221836-17.jpg

Рано или поздно вечная роль «хорошего парня» надоедает любому геймеру; порой, хочется в кои-то веки сменить сторону и отыграться на окружающих в качестве злодея. Психологи даже утверждают, что подобные эмоциональные разгрузки вовсе не прививают человеку любовь к немотивированному насилию — напротив, они помогают избавиться от накопившейся за день агрессии способом, абсолютно безопасным для всего живого. Конечно, свято место пусто не бывает, и сейчас на рынке есть много проектов, готовых удовлетворить неослабевающий спрос.

Кто-то, как авторы Postal 2, строят вокруг задумки с «плохишом» глобальную сатиру на современное общество, возведенную в абсурд. При этом разработчики утверждают, что их игру можно пройти мирным путем, никого не убив, но в этом они явно лукавят. То есть сама возможность действительно есть, но она строго для галочки. Все намеренно вывернуто так, что плохой парень, за которого предлагается сыграть, это, по сути, единственный вменяемый человек, в то время как все окружающие — глубоко больные и порочные люди. Ну а раз так, порядочному человеку не пристало сидеть в дерьме вечно — рано или поздно он схватится за лопату (читай — автомат) и пойдет разгребать скопившиеся завалы.

Статья от 21.06.2015 16 [Рецензия] Hatred (PC)

Создатели Hatred же, напротив, не стремятся клеить ярлыки. Да, главный герой имеет слабую классическую мотивацию в духе «во всем виноваты грешники-люди», вот только его кардинальные способы решения проблем это вряд ли может оправдать. Окружающий его мир лишен ярких красок, он сер, как и сам протагонист. Тем не менее, вжиться в роль подобного человека — это особенный опыт, не всегда и не всем приятный, кому-то даже не понятный, но все-таки достаточно ценный. Я считаю, что каждому нужно посмотреть на мир глазами человека, которому нечего терять. Хотя бы для того, что понять, что в твоей жизни наверняка есть то, что тебе дорого.

banner_st-column_jamessun_gameasart2.jpg

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Ленивый 30 янв 2020 22:34:57
    james_sun в 22:22 30 янв 2020 сказал:

    Дошло до того, что впоследствии к игре вышло множество рассказов и пояснений, затыкающих белые дыры и дающие объяснения особо запутанным событиям в сюжете.

    Да и не в последствии — на диске с Периметром был бонусом текстовик с предисторией (очень неплохо было бы его перед началом игры прочесть:))

    А так конечно вселенная вроде сильно и не проработана была ( rts же) но очень, оооочень атмосферно — прям верилось в этот абсурд.

    “Фрейм и Спириты едины, Легат” (с)

  • Freeman665 30 янв 2020 22:38:17

    Анабиоз в свое время очень здорово зашел, действительно жаль, что это последняя серьезная игра студии. У каждого монстра тут своя история, даже, емнип, конкурс на эту тему проводился, где предлагалось придумать новых врагов и объяснить, почему они должны выглядеть именно так. Отлично.

    А вот за Narkosis спасибо, упустил как-то из виду, подводные хорроры — это особая атмосфера, как и реальный подводный мир в целом. В каком-то смысле он схож с космосом — чертовски красив, но в тоже время чертовски опасен и чужд, особенно на больших глубинах.

  • allyes 30 янв 2020 22:43:32
    james_sun в 22:22 30 янв 2020 сказал:

    На мой взгляд, сиквел The Suffering был откровенно лишним, я бы даже сказал, вредным.

    Слава богу, только на твой. Я бы и от 3 части не отказался.

  • james_sun 30 янв 2020 22:47:13
    allyes в 22:43 30 янв 2020 сказал:

    Я бы и от 3 части не отказался.

    Слава Богу, только ты.

    @Ленивый , это была вселенная Вангеров. :-) Так что она была проработана очень и очень. Да и в РТС тогда было нормой делать сносный сюжет.

  • Ленивый 30 янв 2020 22:50:44

    @allyes Каждому своё: я только первую пробовал и дропнул её:)

  • allyes 30 янв 2020 22:52:18
    Ленивый в 22:50 30 янв 2020 сказал:

    я только первую пробовал и дропнул её

    o_O Ооо как ты мог)

  • james_sun 30 янв 2020 22:52:27

    @Ленивый , то есть так и не прошёл?

  • Freeman665 30 янв 2020 22:55:24
    Ленивый в 22:50 30 янв 2020 сказал:

    Каждому своё: я только первую пробовал и дропнул её

    не, первая еще ничего, вот вторая проходняком показалась, уже и не помню, почему.:D

  • james_sun 30 янв 2020 22:57:26

    @Freeman665 , тотальная вторичность, упрощения и мало нового. Там вроде даже 70% монстров остались те же. Ну и история, как по мне, заметно слабее. Вымученная, как я сказал выше.

  • Ленивый 30 янв 2020 22:57:27

    @james_sun Не играл в Вангеров, и я как бы не про качество сюжета, а его реализация: озвучка/музыка/оформление и описание — оно очень качественно подогнано друг к другу.

    Хотя это больше впечатления от игры — вот например для меня Постал это не искусство, а кусок говна на подошве. Чем так эта игра людей зацепила хз, трешняк в самом его худшем понимании.

  • allyes 30 янв 2020 22:57:56
    Freeman665 в 22:38 30 янв 2020 сказал:

    У каждого монстра тут своя история

    Каждый герой получал свой персональный ад в соответствии с тем, чем занимался в жизни(по сути — грехами). Нечто похожее в “Восставших из ада”

  • Ленивый 30 янв 2020 22:59:01
    allyes в 22:52 30 янв 2020 сказал:

    o_O Ооо как ты мог)

    Ещё как мог — более того я в ¾ игр из этого списка вообще не играл и впервые о них слышу:D

  • james_sun 30 янв 2020 23:01:14

    @Ленивый , ну в The Suffering я все же советую дойти до конца. Каждому своё, как ты и сказал, но игра явно заслуживают второго шанса.

  • Ленивый 30 янв 2020 23:01:31
    james_sun в 22:52 30 янв 2020 сказал:

    @Ленивый , то есть так и не прошёл?

    Часик там по тюрьме или подвалу не помню побегал и удалил.

  • Freeman665 30 янв 2020 23:01:55
    Ленивый в 22:59 30 янв 2020 сказал:

    Ещё как мог — более того я в ¾ игр из этого списка вообще не играл и впервые о них слышу

    что в ¾ не играл — охотно верю, а вот впервые слышишь — явное лукавство.)

  • james_sun 30 янв 2020 23:02:37

    @Ленивый , см. выше. :)

  • Ленивый 30 янв 2020 23:02:58
    james_sun в 23:01 30 янв 2020 сказал:

    @Ленивый , ну в The Suffering я все же советую дойти до конца. Каждому своё, как ты и сказал, но игра явно заслуживают второго шанса.

    Врятли, оочень много хорошего антиквариата у меня на потом отложено — этой игре нет места даже в конце очереди.

  • Ленивый 30 янв 2020 23:06:13
    Freeman665 в 23:01 30 янв 2020 сказал:

    что в ¾ не играл — охотно верю, а вот впервые слышишь — явное лукавство.)

    Ну может быть и так, погорячился, про Bulletstorm и Hellgate: London чо то слышал.

  • Freeman665 30 янв 2020 23:07:09
    allyes в 23:03 30 янв 2020 сказал:

    как раз ¾ из представленного списка проходное барахло

    Анабиоз, The Suffering, CnC, HL, Portal, Bulletstorm, Painkiller, Lost Planet, Периметр — явно не проходное барахло. И это половина игр в статье.:wink:

  • Northern 30 янв 2020 23:09:56

    Painkiller это шедевр жанра мясных шутеров. А какой там был саундтрек..
    Жаль с продолжениями не сложилось, да и не особо они были нужны.

  • Freeman665 30 янв 2020 23:13:53
    Northern в 23:09 30 янв 2020 сказал:

    Жаль с продолжениями не сложилось,

    если “не сложилось” означает, что они были бестолковыми — это да.

  • allyes 30 янв 2020 23:16:04
    Freeman665 в 23:07 30 янв 2020 сказал:

    — явно не проходное барахло

    Мой пост, который ты процитировал, куда то делся. Наверное, я его случайно удалил :happy:

  • Freeman665 30 янв 2020 23:19:09

    @allyes ты про этот пост?

    allyes в 23:03 30 янв 2020 сказал:

    А вот это то как раз нормально, т.к. как раз ¾ из представленного списка проходное барахло:)

  • allyes 30 янв 2020 23:24:22
    Freeman665 в 23:19 30 янв 2020 сказал:

    ты про этот пост?

    Угу. Появился! Какая то чудесатость. В любом случае из “простыни” игры 3-4, ну 5, стоящих. Остальное, мягко сказать, на ценителя.

  • james_sun 30 янв 2020 23:26:28
    allyes в 23:24 30 янв 2020 сказал:

    В любом случае из “простыни” игры 3-4, ну 5, стоящих. Остальное, мягко сказать, на ценителя.

    Это многое говорит о твоём вкусе. Печальное зрелище. Хотя чего другого ждать от говноеда.

    @allyes, утырка в зеркале увидишь. :) И не меряй чужих родственников по своим. Поплачь там пока в бане над своей убогостью, быдло.

  • Northern 30 янв 2020 23:30:32
    Freeman665 в 23:13 30 янв 2020 сказал:

    если “не сложилось” означает, что они были бестолковыми — это да.

    Первое дополнение Battle Out Of Hell, которую делали сами People Can Fly, с сумасшедшим домом и злобными буратинами, было еще годным.
    А когда отдали на аутсорс, вот тут и начался адъ и израиль.. А жаль, потенциал был хорошим.

  • james_sun 30 янв 2020 23:32:14
    Northern в 23:30 30 янв 2020 сказал:

    Первое дополнение Battle Out Of Hell, которую делали сами People Can Fly, с сумасшедшим домом и злобными буратинами, было еще годным.

    Эй! А как же Сталинград?!

  • Ленивый 30 янв 2020 23:32:35

    @Northern Ещё ремастером надругались над телом:) Не ну это уже реально финиш был.

    Забавно, но некоторые игры помнятся лучше чем есть — щас недавно хотел перепройти Некровизион. Он мне вроде понравится в своё время, мистика в окопах Первой Мировой все дела. Блин даже первый уровень не смог пройти из-за сюжета — постоянное рука/лицо, что за ахинея на сурьёзных щах — как я в этот бред играл?

  • Northern 30 янв 2020 23:39:04
    james_sun в 23:32 30 янв 2020 сказал:

    Эй! А как же Сталинград?!

    Это ремастер 12-го года?

  • james_sun 30 янв 2020 23:40:08

    @Ленивый , «Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы, если хотите, чтобы все пережитое там оставалось живым в вашей памяти». (с)

    @Northern , это в дополнении было как раз, про которое ты упомянул.

  • Ленивый 30 янв 2020 23:43:26
    james_sun в 23:40 30 янв 2020 сказал:

    «Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы, если хотите, чтобы все пережитое там оставалось живым в вашей памяти». (с)

    Не в курсе чья цитата, но если про игры — он фигню спорол. Многие древние игры переигрывал, некоторые и не по разу — часто впечатления ещё лучше чем тогда (к тому же тогда уже подзабылось — многие моменты как в первый раз)

  • james_sun 30 янв 2020 23:46:20

    @Ленивый , не знаю, я как раз чаще сталкивался с разочарованием. Но что-то не стареет — это да.

  • Northern 30 янв 2020 23:46:34
    james_sun в 23:40 30 янв 2020 сказал:

    это в дополнении было как раз, про которое ты упомянул.

    Память значит подводит, а может воспоминания вытеснил другой Сталинград из Call Of Duty 2, где немцы ставили грампластинки и кричали в мегафон: “Товарищ Сталин вас обманул”.
    Примерно в одно время это все было.

  • allyes 30 янв 2020 23:50:36
    Ленивый в 23:43 30 янв 2020 сказал:

    Не в курсе чья цитата, но если про игры — он фигню спорол.

    Да ладно, он просто понтануться хотел:sarcastic:

  • Ленивый 30 янв 2020 23:51:18
    james_sun в 23:46 30 янв 2020 сказал:

    Но что-то не стареет — это да.

    Sega Mega Drive:D

    Northern в 23:46 30 янв 2020 сказал:

    Сталинград из Call Of Duty 2

    Мне там больше начало компании помнится: штурмуйте, оружия нет — возьмёте у погибших товарищей. Лютая клюква, но однако хорошая игра.

  • james_sun 30 янв 2020 23:52:05
    allyes в 23:50 30 янв 2020 сказал:

    Да ладно, он просто понтануться хотел:sarcastic:

    А ты не завидуй. :)

  • allyes 30 янв 2020 23:52:53
    Northern в 23:46 30 янв 2020 сказал:

    “Товарищ Сталин вас обманул”

    Хорошая игра. И моя gtx6600 с ней не справилась. Потому была отправлена в утиль. Бывает.

    Ленивый в 23:51 30 янв 2020 сказал:

    Sega Mega Drive

    Нифига. zx spectrum 64k

  • Northern 30 янв 2020 23:55:19
    Ленивый в 23:51 30 янв 2020 сказал:

    Лютая клюква, но однако хорошая игра.

    Это не клюква, это признание. Смотрите эти русские могут порвать лучшую армию мира даже голыми руками.
    Страшно им. До сих пор.

  • james_sun 30 янв 2020 23:55:31

    @Ленивый , Денди ван лав. :)

  • monkalex 30 янв 2020 23:55:38

    Читал статью и вспомнилась игра, которая имхо была хороша, жаль что не выстрелило.

    SpellForce.

  • james_sun 30 янв 2020 23:56:42
    Northern в 23:55 30 янв 2020 сказал:

    Смотрите эти русские могут порвать лучшую армию мира даже голыми руками.

    Так вопреки же.

  • Ленивый 30 янв 2020 23:57:20
    allyes в 23:52 30 янв 2020 сказал:

    Нифига. zx spectrum 64k

    48К

  • james_sun 31 янв 2020 00:01:04
    Ленивый в 23:51 30 янв 2020 сказал:

    Мне там больше начало компании помнится: штурмуйте, оружия нет — возьмёте у погибших товарищей. Лютая клюква, но однако хорошая игра.

    Падажжи. Вроде это было в первой колде, там да, пересмотрели «Врага у ворот». А во второй части все было куда лучше. Картошку только в обучении кидали вместо гранаты.

  • allyes 31 янв 2020 00:02:03
    Ленивый в 23:57 30 янв 2020 сказал:

    48К

    Да, конечно 48, за давностью лет уже позабыл:)

  • james_sun 31 янв 2020 00:04:44

    Ну точно. Во второй колде почти нет клюквы.

  • Ленивый 31 янв 2020 00:06:51
    james_sun в 00:01 31 янв 2020 сказал:

    Падажжи. Вроде это было в первой колде, там да, пересмотрели «Врага у ворот». А во второй части все было куда лучше. Картошку только в обучении кидали вместо гранаты.

    Наверно, по памяти могу их и попутать.

  • james_sun 31 янв 2020 00:08:15

    @Ленивый , и опять см. выше. :)

  • Celeir 31 янв 2020 00:08:20
    monkalex в 23:55 30 янв 2020 сказал:

    Читал статью и вспомнилась игра, которая имхо была хороша, жаль что не выстрелило.

    SpellForce

    Ну как не выстрелила. Два массивных дополнения. Сиквел, ещё три дополнения. Третья часть и снова дополнение размером с игру.

    Видимо, всем хватает.

  • monkalex 31 янв 2020 00:12:34

    @Celeir лучше чем ничего, но спад популярности стратегий как таковых явно лучше не сделал ситуацию.

    Плюс, ни одна часть не выглядит как ААА проект, надо прям сесть и погружаться в игру самому, завлекаловка так себе =)

    *чешет репу* надо таки переиграть наверное, очень приятная игрушка.

  • Ленивый 31 янв 2020 00:15:47
    james_sun в 00:08 31 янв 2020 сказал:

    @Ленивый , и опять см. выше. :)

    Зато помню епический отстрел пачек немецких самолётов с борта Б-29 вот это точно было в первой части.

  • Сергей Курбатов 31 янв 2020 00:18:35

    Пошел скачивать PROJECT NOMADS…

  • james_sun 31 янв 2020 00:27:48

    @Сергей Курбатов , у меня диск лежит на столе, хотел поставить, но как-то страшно. Отпишись потом хоть, стоит ли туда возвращаться.

  • Celeir 31 янв 2020 00:37:57

    Чёй-та в списке нет Ground Control 2. Непорядок.

  • james_sun 31 янв 2020 00:40:41

    @Celeir , играл давно, но так и не прошёл. Можешь написать своё мнение тут.

  • the punisher 31 янв 2020 00:43:01
    james_sun в 00:27 31 янв 2020 сказал:

    @Сергей Курбатов , у меня диск лежит на столе, хотел поставить, но как-то страшно.

    Мой апгрейд ПК поставил меня перед крайне жестким выбором: корпус с дисководом, али без таковых. Выбор пал без таковых. Диски выбросил, коих было крайне много, но поколесив по инету, уже давно, понял то, что все они давненько в неких библиотеках, кои у меня есть, а если что, есть и русификаторы, и прочее. В общем плюнул я на болванки физические (скрепя сердцем, ест-но, ибо покупал за свои кровные), причём достаточно давно, при таком раскладе дел), и все это дело выбросил. До сих пор не пожалел ни разу. Любом случае, если что, о Боже, то торенты спасают, как не странно)

  • james_sun 31 янв 2020 00:53:54

    @the punisher , у меня дисковод ещё есть. Да и с торрентов тоже скачал. :-) Тут вопрос в другом — боязнь разочароваться в светлом образе из юности.

  • Celeir 31 янв 2020 00:56:59
    james_sun в 00:40 31 янв 2020 сказал:

    но так и не прошёл. Можешь написать своё мнение тут

    “Ты должен её допройти” :D

  • james_sun 31 янв 2020 00:58:30

    @Celeir , ладно-ладно, подловил.

  • the punisher 31 янв 2020 01:03:18
    james_sun в 00:53 31 янв 2020 сказал:

    @the punisher , у меня дисковод ещё есть. Да и с торрентов тоже скачал. :-) Тут вопрос в другом — боязнь разочароваться в светлом образе из юности.

    Светлый образ юности давно обрёл ремастеринг, как официальный, так и не совсем. Имею в виду конечно же кол-во модов, что делают энтузиасты мододелы, за что им отдельный Поклон.

  • james_sun 31 янв 2020 09:54:08

    @the punisher , не припомню, чтобы у Project Nomads были какие-то улучшающие моды или тем более ремастеры.

  • the punisher 31 янв 2020 11:02:53
    james_sun в 09:54 31 янв 2020 сказал:

    @the punisher , не припомню, чтобы у Project Nomads были какие-то улучшающие моды или тем более ремастеры.

    ...бывают и исключения, не без них, ест-но. В некоторых играх приходится “страдать”, но если геймплей достойный, то я, лично, закрываю глаза на одёжку игры)

  • DimichZ 31 янв 2020 12:26:30

    За Анабиоз спасибо, почти шедевральная игра.

  • shingo3 31 янв 2020 16:38:40
    DimichZ в 12:26 31 янв 2020 сказал:

    За Анабиоз спасибо, почти шедевральная игра.

    Жаль конечно ее нельзя активировать в стиме, есть лицензионная коробка, а ключа нет.

  • james_sun 31 янв 2020 16:50:34

    @shingo3 , у меня она на аккаунте в Стиме есть, кстати. Не помню, как я ее там заполучил. Вроде раньше продавалась.

  • shingo3 31 янв 2020 20:47:38
    james_sun в 16:50 31 янв 2020 сказал:

    @shingo3 , у меня она на аккаунте в Стиме есть, кстати. Не помню, как я ее там заполучил. Вроде раньше продавалась.

    Я в стиме только 5 лет, думаю ты там уже с самого начала, я слышал что раньше там продавалось много редких игр. Потом их стали извлекать из магазина, из-за конца лицензии франшизы, музыки и прочих вытекающих проблем с официальными правами. Кто успел тот и купил. Кстати можно накатать статью про удаленные игры. Типа Риддика, Пилы, Prey, Трансформеры Девастатор, inversion и т.п.

  • james_sun 31 янв 2020 21:40:10
    shingo3 в 20:47 31 янв 2020 сказал:

    думаю ты там уже с самого начала,

    Неужели я настолько старо выгляжу?

  • shingo3 31 янв 2020 21:45:54
    james_sun в 21:40 31 янв 2020 сказал:

    Неужели я настолько старо выгляжу?

    Просто уверенность, а я ошибаюсь? Я лично в стиме совсем недавно.

  • james_sun 31 янв 2020 22:50:55

    @shingo3 , в марте будет 14 лет. Но это еще ничего не значит. Просто повезло где-то ухватить. Мб в стиме, мб на сторонних площадках.

  • Ленивый 31 янв 2020 23:44:30
    shingo3 в 21:45 31 янв 2020 сказал:

    Я лично в стиме совсем недавно.

    Вполне достаточно:) Для примера: DuckTales Remastered всего полгода как выпилили, а до него чо-то из Лего серии.

  • shingo3 01 фев 2020 09:25:52
    Ленивый в 23:44 31 янв 2020 сказал:

    Вполне достаточно:) Для примера: DuckTales Remastered всего полгода как выпилили, а до него чо-то из Лего серии.

    И про нее тоже можно написать в статье.

  • DimichZ 03 фев 2020 21:01:52
    shingo3 в 16:38 31 янв 2020 сказал:

    Жаль конечно ее нельзя активировать в стиме, есть лицензионная коробка, а ключа нет.

    Да аналогично, купил ещё в 2008м. Там второй патч Старфорс с диска убирает, так что, по сути получается нечто типа GOG версии.

  • AthenaMyGoddess 04 фев 2020 22:13:06

    Не могу понять ситуацию с Анабиозом, по выходу у нее была только одна проблема — требовательна к железу, во всем остальном абсолютный хит, о котором до сих пор с трепетом вспоминаю. Эта история экипажа атомного ледокола, с огромным удовольствием наблюдал, хватало и оригинальных геймплейных приемов — изменение судьбы погибших путем переноса во времени с выполнением разнообразных заданий - там краном поуправлять, стрелу передвинуть, там деталь на станках выточить, там течь залатать, в общем не соскучишься; лечение путем согревания от теплых источников, даже от настольной лампы можно было руки погреть, оригинально же. В целом игра показывала хорошую боевку с динамичными перестрелками, достаточно “живых” персонажей и цепляющие за душу сцены, как сейчас помню до мурашек по коже пробрала сцена с воспоминаниями в мед.блоке после аварии атомного реактора корабля, да собственно и сама детализация целого ледокола заслуживает похвал. Концовка это просто яркая вишенка на торте, необычная в сравнении со всем игровым процессом и этот тёмный снег на палубе корабля с развергнутым реактором не забыть никогда. Во истину игра “тотально недооцененно из 10”. Сейчас еще поискать надо подобные проекты. О-Б-И-Д-А

  • Оставить комментарий