[Рецензия] Iron Harvest (PC)

В последнее время очень модно сетовать на крайнюю непопулярность жанра стратегий в реальном времени. Дескать, разработчики все реже и реже пытаются сделать что-то стоящее в данном виде развлечений, предпочитая уходить в куда более прибыльные разновидности геймдева.

Умеренный успех Iron Harvest у публики и журналистов некоторые поспешили связать именно с этим: дескать, на безрыбье и рак рыба, а ждали данную игру исключительно из-за жанрового голода. Однако есть и те, кому проект был интересен в первую очередь из-за привлекательного сеттинга Якуба Розальски, который поместил огромные прямоходящие машины в первую половину XX века. Автор этих строк в числе последних. 

banner_st-rv_ironharvest_pc.jpg

Я календарь переверну

Действие игры происходит в альтернативной реальности, после Первой мировой войны. История Iron Harvest рассказывает о непростых отношениях между тремя вымышленными государствами, вобравшими в себя черты и повадки существующих стран. Речь идет о Полании, Русвете и Саксонии, за которыми неумело скрываются Польша, Российская Империя и Германия. Всем им предстоит увязнуть в еще одном масштабном военном конфликте. 

4.jpg

Судя по роликам, танки в мире Iron Harvest все-таки были. Так куда они все подевались?

В игре представлены три кампании, которые тесно связаны друг с другом и проходить которые разрешается строго по порядку. Они раскрывают каждую из задействованных сторон и дают посмотреть на упомянутый выше конфликт с трех разных точек зрения. 

Стоит отметить, что сами по себе кампании до краев наполнены различными эмоциями, пафосом и вот-это-поворотами, и следить за развитием событий действительно интересно. До какой-либо гениальности местный сюжет, может, и недотягивает, но для среднебюджетной стратегии это даже не «пойдет», а вполне себе «хорошо». И пускай в повествовании навалом неприкрытых ляпов, роялей в кустах и смешной наивности — живые персонажи, правильно заданные вопросы и занятные зигзаги здешней истории с лихвой перевешивают имеющиеся недостатки.

Плюс ко всему у местного сеттинга есть свое особое очарование: выглядит Iron Harvest очень стильно и самобытно. Причем это касается не только очаровательно «пузатых» роботов с пулеметами и пушками, которые полностью заменили собою танки в 1920-х годах, но и прочих фантастических устройств, к которым относятся электрические орудия, мобильные пулеметные точки на ножках и полноценные киборги. Удивительно, насколько органично авторам удалось вписать технический вымысел в заданную эпоху и при этом не удариться в глупый балаган.

5.jpg

Герои в Iron Harvest периодически любят планировать свои действия перед картой, проговаривая будущие шаги. В пресс-версии при этом отсутствовали субтитры, в релизной их, слава богу, вернули.

Нельзя, однако, не упомянуть о привычном отношении поляков к себе и к русским. Нет, в целом сюжет старательно прикидывается показывающим неоднозначность сторон — и там, и там вроде как есть и хорошие, и плохие. И если в первых миссиях у русскоговорящего пользователя наверняка возникнут негативные эмоции от того, насколько типично безжалостными и злобными показаны в игре русветовцы (особенно на фоне бравых и исключительно мирных поланцев), то позднее Iron Harvest демонстрирует, что русские тут как бы и ни при чем. Дело, как в какой-нибудь Call of Duty, в мятежных генералах и стоящих за ними теневых могущественных силах. 

Впрочем, какая-то неприязнь к российской нации и коммунистам все-таки незримо присутствует. Николая II здесь открыто называют «хорошим человеком», игрок самолично помогает ему подавить революцию (приверженцы которой все как один называют друг друга «товарищами» и вешают на стенах лозунги в подозрительно красных тонах), именно у Русвета есть тайные военные базы, где проводятся бесчеловечные опыты… Да и в целом на фоне Полании и Саксонии с их бесконечно светлыми идеалами и добрыми намерениями и исключениями в виде предателей сей вариант Российской Империи смотрится… ну, если не как очередная Империя Зла, то как государство со слепым и беспомощным правительством и таким же населением, у которого на подкорке записаны жестокость по отношению ко врагу и приверженность к геноциду.

6.jpg

Ну конечно, утопят. А как в наше время может быть иначе?

В общем, в очередной раз вроде бы перед нами и аналог «серой морали», и все стороны как бы равны… Но некоторые из них упорно оказываются равнее. 

Геймплейно Iron Harvest сильно напоминает серию Dawn at War, особенно третью ее часть. У пользователя есть возможность возвести скромную базу из буквально трех основных построек, а заодно оборудовать ее различными защитными сооружениями. Плюс, конечно, улучшения, которым также подвластны рудники ресурсов двух видов — нефти и стали. Лимит войск строго ограничен, увеличить его можно за счет все тех же построек и улучшений — но только определенное количество раз. Понатыкать бесконечное число казарм и мастерских, а затем утопить вражескую базу в бесчисленной армии при всем желании не выйдет. 

Войска условно делятся на героев, пехоту и тех самых прямоходящих машин. «Живые» отряды относительно мобильны и быстры, они могут укрываться в свободных постройках, забирать выпавшее у врага оружие, захватывать бесхозные мехи и другую военную технику, а также прятаться в укрытиях. Пулеметчики в дополнение к этому прижимают пехоту врага к земле и быстро выкашивают тех, кто не успеет залечь, инженеры чинят поврежденную технику, а также заново возводят разрушенную инфраструктуру, медики лечат раненых и имеют свойство воскрешать уже умерших сослуживцев в отряде (sic!), огнеметчики практически мгновенно выжигают дотла целые отряды — и те, что стоят перед ними, и те, что засели в ближайшем доме. 

Но самое сладкое в Iron Harvest — конечно же, роботы. Эти ходячие танки могут похвастаться не только толстенной броней, но и поразительной огневой мощью. Причем среди них тоже есть отдельные рода войск: имеются и сравнительно быстрые разведчики, и противопехотные юниты, и уничтожители машин, и даже своеобразные бронетранспортеры. Вишенка на торте — ходячие крепости, у каждой из сторон это действительно огромные и уникальные роботы. Когда вам представится возможность впервые выпустить такого из мастерской, вы гарантированно испытаете восторг — как когда-то в детстве, когда родители дарили вам игрушечного трансформера на День рождения или Новый год. В последний раз подобное удовольствие от действительно масштабных военных юнитов дарила разве что первая Dawn at War.

7.jpg

Сейчас мощные русские воины надают по щам этим светящимся задохликам.

Отдельный виват разработчикам за зрелищную разрушаемость окружения: наблюдать за тем, как величественная машина проходит прямо сквозь многоэтажный дом, который в этот момент очень натурально разваливается на куски, можно бесконечно. 

Еще одной похвалы заслуживает разнообразие заданий — нашлось место и занятно оформленной обороне бронепоезда, и классической «схватке» один на один, и геройским вылазкам в тыл, и даже корявенькому стелсу. Искусственный интеллект при этом всячески старается усложнить жизнь игроку, постоянно прощупывая его оборону на предмет слабых мест и поджидая в самых неудобных местах. Причем заметно, что в деле не всегда замешаны скрипты: при честном столкновении противник сначала атакует пользователя обычными войсками, а затем, накопив достаточно ресурсов, бросает в бой уже тяжеловооруженную армию. 

Все отряды и боевые единицы со временем прокачиваются и обзаводятся не только улучшенными характеристиками, но и новыми способностями. Причем это касается не только пользователя — у ИИ войска тоже вырастают в званиях. Потому всегда есть смысл беречь ветеранов и не давать копиться таковым у вражеской стороны.

В целом благодаря необычному и проработанному сеттингу, разнообразному и во многом привычному геймплею, а также любопытному сюжету играть в Iron Harvest приятно. Данный проект мог бы спокойно получить от нас заметно более высокую оценку, если бы не целое море мелких и не очень огрехов. 

Во-первых, баланс. Одна часть оружия пехоты попросту бесполезна (например, гранаты), в то время как другая — слишком сильна (огнеметы). 

8.jpg

Старинная стратегическая забава — успешное уничтожение зданий из пистолетов — в Iron Harvest присутствует.

То же касается героев, некоторые из которых могут в одиночку выкашивать целые отряды, тогда как другие гибнут за считаные секунды, не принося заметной пользы, и тех же самых машин. Упомянутые выше ходячие крепости — это уже полноценная самостоятельная армия, победить которую можно или толпой, или другой такой же крепостью.

Кроме того, миссии. Какие-то из них выстроены грамотно и проходятся натурально взахлеб. Какие-то — или искусственно переусложнены, или неоправданно затянуты. Чего только стоит задание со спасением гражданских во время городского сражения. Там отряд игрока сильно ограничен, но ему при этом нужно не только бегать по городу, воевать с бесконечно прибывающими врагами и следить за отступающими мирными жителями, но и периодически бегать на базу, дабы самолично отбивать все более и более сложные атаки.

Во-вторых, ИИ, у которого есть несколько «темных» сторон. В частности кремниевый болванчик обожает посылать войска в самоубийственные атаки, игнорируя куда более выгодные пути наступления. Кроме того, искусственный противник редко прибегает к отступлению и так же редко атакует ослабленные отряды игрока, когда сам проходит в считаных метрах от них. А еще его очень легко отвлечь от ослабленных целей: стоит только обстрелять нападавших — и те мигом забывают про практически выведенного из строя титана, переключаются на никому не нужных и слабых медиков или инженеров. 

Есть претензия и к поведению собственных войск. Например, они сами никогда не занимают укрытия — так и стоят перед пулеметами и гранатометами, пока те их не перебьют. Приходится самолично постоянно переключаться между разными участками фронта и отдавать ряженым идиотам простейшие приказы по обеспечению их безопасности. В начале игры на это особо внимания не обращаешь, а вот ближе к середине, когда конфликт и масштаб миссий становятся все более и более развернутыми, необходимость тыкать каждому отряду в укрытие и утомляет, и не по-детски раздражает.

Многие умения вообще бы стоило автоматизировать. Например, инженерам нужно было сделать отдельную кнопку, по нажатии которой они сами чинили бы ближайших поврежденных роботов или восстанавливали бы прорванную колючую проволоку — и плевать, что на это требуются ресурсы. Похожая кнопка не повредила бы и медикам — хотя эти по какой-то причине тоже лечат раненые отряды за ресурсы (и ценник у них за это дело просто конский), причем делают это, так сказать, целиком, вместе с оживлением. Просто подлечить живых, но раненых бойцов за те ресурсы, что есть в наличии, нельзя. Или все — или ничего. 

9.jpg

Сейчас пара горячих поланских хлопцев встроют эту ненавистную русветскую жестянку.

Интересно, что лечить отряды и ремонтировать боевые единицы разрешают также на базе, вот только в случае, если на восстановление требуется два ресурса, а у вас в наличии только один из них, нужную сумму со счета спишут, а ремонт так и не произведут. 

Еще одна существенная недоработка в плане взаимодействия войск — прямоходящие машины прямо-таки обожают крушить дружественную линию обороны, топча мешки с песком или колючую проволоку. Единственный выход — вручную указывать стальным дуболомам пути обхода. Для стратегии в 2020 году такое положение вещей настоящая дикость.

В-третьих, различные странности в механиках. Об отсутствии автоматизма и неоднозначном подходе к лечению войск уже было сказано. Тут же упомяну, к примеру, то, что приказ об отступлении на базу отменить нельзя, а потому отступающий юнит так и будет слепо нестись на базу, даже если его путь проходит мимо ценного ресурса или прямо по минному полю. 

Или решение разработчиков привязать возможность строить продвинутые постройки у инженеров к их рангу. Пока «технари» не прокачаются, не видать вам пулеметных или бронебойных укреплений, довольствуйтесь обычными. Такие улучшения, кстати, наряду с минными полями по неведомой причине занимают ячейки войск — в условиях дефицита последних это тоже выглядит весьма и весьма странно. 

Кривых и странных мелочей, на самом деле, в игре достаточно. Побочные задания на миссиях есть, но фактически они ничего полезного, кроме удовлетворения и очков по итогам задания, игроку не дают. Бесхозные стационарные пулеметы и пушки требуют для захвата отряд пехоты, а вот оставленные без присмотра боевые машины после активации, видимо, управляются одним святым духом. Выпавшее у убитого отряда оружие со временем куда-то исчезает. У всех роботов есть только одно слабое место — корма, вывести из строя оружие или другой важный узел у машины в Iron Harvest нельзя, хотя эта механика сюда прямо-таки напрашивается. 

10.jpg

Тотемное животное польской героини Анны — большой бурый медведь. Русветовской Ольги — Тигр. А вы как думали?

Наконец, те, кто выберет параметр «реалистичной» озвучки в настройках кампании, с удивлением обнаружат, что стороны говорят на родном языке не только по ходу сражения или во время общения с соотечественниками, но и при взаимодействии с иностранцами. Как они при этом понимают друг друга — не сообщается. 

Хотя все вышеназванные недостатки и спорные моменты раздражают или в лучшем случае вызывают недоумение, бросить из-за них игру вам вряд ли захочется. К некоторым «кривостям» и условностям со временем привыкаешь, с некоторыми приходится как-то сосуществовать до самого финала. И все-таки послевкусие игра оставляет исключительно приятное — ведь основа геймплея по большей части неплоха, да и не единожды упомянутые сеттинг и история вносят свой весомый вклад. 

Техническая часть Iron Harvest вызывает смешанные эмоции. С одной стороны, картинка тут симпатичная, модели роботов и их анимации выполнены с большой любовью, разрушаемость окружений, как уже говорилось, вызывает исключительно восторг. Кроме того, разработчики не поленились и вместо опостылевших комиксов сделали полноценные ролики — пускай и весьма бюджетные, с использованием моделей на движке и солдатами-клонами. В наше время такое в стратегиях увидишь нечасто — даже пафосная лоснящаяся Dawn at War 3 подавала историю исключительно через картинки. 

11.jpg

Нет, их определенно нельзя оставлять одних. Как дети малые. Столько народу — а один несчастных дзот уберечь не смогли.

С другой стороны, проект явно получился сырым. Игра периодически вылетает на ровном месте, не засчитывает выполнение побочных заданий, не отображает второстепенные значки на карте, анимация людей вне роликов откровенно хромает, и так далее. Отдельно отмечу криво устроенное меню выбора заданий, которое дает иллюзию выбора кампаний. Ждем патчей.


Лично я с большой симпатией отношусь к игре и с удовольствием выписал бы ей сияющие 8 баллов, но к сожалению, в таком состоянии и с таким мешком недостатков даже семерка кое-кому может показаться излишней щедростью. 

Тем не менее, пропускать проект любителям стратегий, больших роботов и, я бы даже сказал, дизельпанка не рекомендуется. Вполне возможно, что как раз вам положительных качеств игры будет более чем достаточно. Благо их тут на самом деле немало. 

Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

james_sun в 12:03 06 сен 2020

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • GreyKaras 06 сен 2020 12:06:36

    Её надо брать где-то через полгодика — год, когда (и если) допилят. А то 6 мультиплеерных карт для всех режимов — что там после кампании делать-то?

  • Celeir 06 сен 2020 13:06:38
    james_sun в 12:03 06 сен 2020 сказал:

    Iron Harvest сильно напоминает серию Dawn at War, особенно третью ее часть

    не довелось поиграть в DoW3, но при каждом взгляде на геймплей не могу отделаться от ощущения, что это лишь мод на Company of Heroes

  • james_sun 06 сен 2020 13:08:03

    @Celeir , видел сравнения. Но хз, я в КоХ играл, ассоциаций с ним у меня нет. Дело вкуса.

  • demortius 06 сен 2020 13:08:47

    Захотелось поиграть)

    P.S. После патчей)))

  • SerGEAnt 06 сен 2020 15:38:12

    Кстати, к игре есть очень крутой фанатский мануал

  • PirateMartin 06 сен 2020 15:45:26
    SerGEAnt в 15:38 06 сен 2020 сказал:

    Кстати, к игре есть очень крутой фанатский мануал

    и, зачем оно здесь… название сайта видел, да?? а чем он занимается, знаешь?? ты давай это, локализацию на гайд пили и потом уже предлагать можно!

  • Dolizuk 06 сен 2020 18:37:14

    Когда выйдет рецензия Crusader Kings 3?

  • Owl3 06 сен 2020 18:53:58

    Кампания странно кстати заканчивается. На полуслове можно сказать. Дескать а все что произошло дальше вы мол и так знаете.

  • Zoltonec 06 сен 2020 19:09:00
    Owl3 в 18:53 06 сен 2020 сказал:

    Кампания странно кстати заканчивается. На полуслове можно сказать. Дескать а все что произошло дальше вы мол и так знаете.

    А все что произошло далее вы узнаете во второй части. Так что давайте покупайте...

  • Surp 06 сен 2020 21:38:33

    Как там компания про нас? Опять вагон клище или не норм, играть можно?

  • edifiei 06 сен 2020 22:02:14
    Surp в 21:38 06 сен 2020 сказал:

    Как там компания про нас? Опять вагон клище или не норм, играть можно?

    Скрытый текст

    Нельзя, однако, не упомянуть о привычном отношении поляков к себе и к русским. Нет, в целом сюжет старательно прикидывается показывающим неоднозначность сторон — и там, и там вроде как есть и хорошие, и плохие. И если в первых миссиях у русскоговорящего пользователя наверняка возникнут негативные эмоции от того, насколько типично безжалостными и злобными показаны в игре русветовцы (особенно на фоне бравых и исключительно мирных поланцев), то позднее Iron Harvest демонстрирует, что русские тут как бы и ни при чем. Дело, как в какой-нибудь Call of Duty, в мятежных генералах и стоящих за ними теневых могущественных силах.

    Впрочем, какая-то неприязнь к российской нации и коммунистам все-таки незримо присутствует. Николая II здесь открыто называют «хорошим человеком», игрок самолично помогает ему подавить революцию (приверженцы которой все как один называют друг друга «товарищами» и вешают на стенах лозунги в подозрительно красных тонах), именно у Русвета есть тайные военные базы, где проводятся бесчеловечные опыты… Да и в целом на фоне Полании и Саксонии с их бесконечно светлыми идеалами и добрыми намерениями и исключениями в виде предателей сей вариант Российской Империи смотрится… ну, если не как очередная Империя Зла, то как государство со слепым и беспомощным правительством и таким же населением, у которого на подкорке записаны жестокость по отношению ко врагу и приверженность к геноциду.

  • AthenaMyGoddess 06 сен 2020 22:53:58

    Я уж переживал что махровой клюквы не завезут и придется играть, а тут вот какое доброе дело, поляки время сэкономили.

  • DrGrem 07 сен 2020 09:37:15

    Вообще игруха занимательная, а при безрыбии то вообще норм.

    Правда играется она всё же как Компани оф Хироус который почему то напоминает старый добрый Рэд Алерт. o_O

    P.S. Да, такое ощущение что разработчики всё детство проиграли в Рэд Алерт, а когда выросли собрались и решили сделать своё с Блек Джеком и шлюхами :D

  • Surp 07 сен 2020 21:51:46
    edifiei в 22:02 06 сен 2020 сказал:
    Скрыть содержимое

    Нельзя, однако, не упомянуть о привычном отношении поляков к себе и к русским. Нет, в целом сюжет старательно прикидывается показывающим неоднозначность сторон — и там, и там вроде как есть и хорошие, и плохие. И если в первых миссиях у русскоговорящего пользователя наверняка возникнут негативные эмоции от того, насколько типично безжалостными и злобными показаны в игре русветовцы (особенно на фоне бравых и исключительно мирных поланцев), то позднее Iron Harvest демонстрирует, что русские тут как бы и ни при чем. Дело, как в какой-нибудь Call of Duty, в мятежных генералах и стоящих за ними теневых могущественных силах.

    Впрочем, какая-то неприязнь к российской нации и коммунистам все-таки незримо присутствует. Николая II здесь открыто называют «хорошим человеком», игрок самолично помогает ему подавить революцию (приверженцы которой все как один называют друг друга «товарищами» и вешают на стенах лозунги в подозрительно красных тонах), именно у Русвета есть тайные военные базы, где проводятся бесчеловечные опыты… Да и в целом на фоне Полании и Саксонии с их бесконечно светлыми идеалами и добрыми намерениями и исключениями в виде предателей сей вариант Российской Империи смотрится… ну, если не как очередная Империя Зла, то как государство со слепым и беспомощным правительством и таким же населением, у которого на подкорке записаны жестокость по отношению ко врагу и приверженность к геноциду.

    Спс, все как всегда.

  • Оставить комментарий