[Рецензия] Serious Sam 4 (PC)

Пишу эти строки с тяжелым сердцем. Серия Serious Sam для меня прочно связана с чем-то светлым и радостным из детства, когда компьютеры были большие, а удовольствие от игр — ярким и неподдельным. 

Первые два «Пришествия» отлично чувствуют себя и сегодня — все-таки удивительно, насколько это цельные и ладно скроенные произведения, в которых нет практически ничего лишнего. 

Второй Serious Sam разочаровал многих в момент релиза, однако спустя время негативные отзывы о нем заметно сгладились. 

Serious Sam 3 был попыткой авторов одновременно и громогласно заявить о своем возвращении, и как-то развить собственное детище, учтя последние на тот момент тенденции в жанре шутера. Что-то у Croteam тогда получилось, что-то — не очень.

banner_st-rv_serrioussam4_pc.jpg

Четвертой части нам пришлось ждать семь с лишним лет. Ролики, которыми разработчики потчевали игровое сообщество, особого оптимизма не внушали — в основном из-за странной постановки и отсталого технического уровня. Впрочем, давние поклонники франшизы в глубине души все же надеялись на то, что у хорватов в этот раз получится по крайней мере добротный экшен старой школы с фирменным юмором и сумасшедшим драйвом. 

Оправдались ли в итоге эти надежды? К сожалению, только отчасти.

Римские каникулы дядюшки Сэма

Без долгих предисловий отмечу главное: игровой процесс в Serious Sam 4 получился очень неровным. На протяжении всей игры пользователь перед экраном телевизора или монитора будет испытывать самые разные эмоции — начиная от скуки и глухой злобы и заканчивая восторгом и первобытным азартом. Чуда, как водится, не случилось; Croteam лишь вновь пытается развить принадлежащую ей серию, подглядывая за удачными находками у конкурентов, — и с одной стороны, это хорошо. Все-таки с моменты выхода первой части прошло почти 20 лет, игровая индустрия сильно изменилась. Да и выпускать одно и то же постоянно — сами понимаете, не комильфо. 

20.jpg

Красота? Красота. Но не надейтесь, до таких масштабов еще нужно дожить.

С другой стороны, хорваты как будто сами не в курсе, а почему, собственно, «Пришествия» Крутого Сэма выстрелили в свое время так громко, и продолжают разбазаривать налево и направо фирменную атмосферу. 

Игра встречает стильным «космическим» интро, в котором помимо неплохо визуала присутствует несколько неплохих шуток. Затем нас без объяснений бросают в самую гущу беспощадной войны на поверхности, где протагониста всего лишь за несколько секунд срезают бешеным огнем. И пока на экране маячит черная «заглушка» с переносом даты и места действия на несколько дней в прошлое, в голову лезут самые что ни на есть позитивные мысли: неужели Croteam наконец-то смогла в эпик и приличную постановку, и перед нами долгожданный и нестыдный наследник оригинальных хитов? 

81.jpg

О, привет, Тентакулат!

Но вот обозначенная «плашка» исчезает, и все светлые мечты с грохотом разбиваются об устаревшую картинку, деревянную анимацию и скверную режиссуру в заставочном ролике, как будто пришедшем из начала 2000-х. Нам натурально тыкают в лицо какими-то невзрачными персонажами и изо все сил пытаются сказать, что все круто и так и должно быть. 

Первая миссия проходится буквально с открытым ртом — но не от восторга, а от разочарования. Мало того что игрока заставляют бегать по убогим кишкообразным локациям в худших традициях третьей части, так еще и приставляют к Сэму военного-новичка, который только и делает, что весь уровень бегает за героем хвостиком и раздражающе ноет. 

84.jpg

Маленький совет: внимательно слушайте то, что говорят ваши соратники и ведущие по радио. В их словах немало забавного.

Второй уровень не лучше: локация сама по себе длинная, но очень тесная и невероятно скучная, вся насквозь неживая. Враги как будто и не пытаются остановить Сэма с его подопечным — наседают вяло, в большие кучи сбиваются редко. При этом разработчики со рвением, достойным лучшего применения, продолжают пропихивать нам каких-то левых персонажей, навязчиво подчеркивая их мнимую важность для истории (и это — в Serious Sam, ха-ха!). В финале уровня мы совместно с четырьмя болванчиками (!) уничтожаем первого босса — справедливости ради, под действительно неплохие шутки и годную самоиронию.

Совсем забыл: все два уровня мы сражаемся со врагами исключительно при помощи ружей — несмотря на число врагов и расстояние до них. Конечно, это если не считать секретного оружия, которое еще нужно найти, и выданного нам в руки минигана для борьбы с боссом. 

85.jpg

У разработчиков Serious Sam 4 какая-то странная любовь ко всему русскому.

Соответственно, первое время челюсть и не думает возвращаться на свое законное место — товарищи Croteam, а это точно старина Serious Sam? И если да, то на что у вас ушло почти восемь лет — вот на это? На невнятный второсортный шутан в посредственной технической оболочке (о чем мы еще поговорим ниже)?

Ситуация начинает исправляться в ближайшем ролике, когда те самые болванчики все же начинают обретать индивидуальные черты, в эфире все чаще звучат годные шутки, а главное, нам дают по-настоящему достойное для серии задание — взорвать вулкан. 

89.jpg

Как наверняка сказал бы Сэм в таком случае: «Лососни, Бласковиц!»

Ну а в следующей миссии в игре наконец просыпается атмосфера того самого Serious Sam. Пространства становятся больше, враги сбиваются в огромную кучу и не стесняются наседать на главного героя отовсюду, разработчики подкидывают необычные ситуации и по-хорошему сумасшедшие секреты (знаковая фишка всего сериала). А еще вовсю проявляют себя точечные нововведения: прокачка героя при помощи особых сфер (привет, Doom!), расходуемые полезные предметы и апгрейды для оружия. 

Но как только вы подумаете, что беда миновала и что до самого конца с вами будет пребывать исключительно правильные атмосфера и геймплей, Serious Sam 4 вновь ткнет вас носом в убогий дизайн уровней, затянутость и неоднородность игрового процесса, отправив главного героя на какую-нибудь очередную невнятную городскую зачистку.

86.jpg

Каждый давний поклонник серии знает, что произойдет, если взять эту маленькую баночку со здоровьем.

И так — на протяжении всей игры. Разработчики постоянно тасуют сильные и слабые стороны собственного детища в разных пропорциях, то резко повышая интерес к проекту, то как будто осознанно отталкивая от него. В какой-то момент вы будете с азартом носиться по карте, рвать врагов на части, радоваться новинкам и хохотать во все горло от остроумных диалогов или просто после встречи с запредельно сумасшедшим секретом — а в голове все это время будет крутиться заветное: «Да это же твердая восьмерка!»

Но уже буквально через два-три десятка минут игра сменит пластинку — и вот вы уже или с раздражением выбираетесь из плохо сбалансированной западни, раз за разом мучая кнопку загрузки, или каждую минуту глядите на часы и зеваете: «Ну когда же закончится этот идиотский уровень?» Выдавить из себя что-нибудь больше «пятака» для итоговой оценки в таких случаях попросту нельзя. 

87.jpg

Большие враги обожают обижать маленьких в роликах-представлениях.

Ключевой момент заключается в том, что чем дальше вы проходите игру, тем больше она дарит вам положительных эмоций и меньше — отрицательных. На нашем сайте уже как-то разгорались жаркие споры на тему того, может ли хоть какая-то игра стать лучше спустя десяток часов. Так вот, после Serious Sam 4 я с уверенностью заявляю: может. Хотя это исключение. Ибо если обычно разработчики экшенов пытаются вывалить на игрока весь арсенал лучших качеств и максимально заинтересовать еще в самом начале (что нередко, кстати, приводит к слабым середине и финалу), то демиурги из Croteam по неведомым причинам делают все возможное, чтобы геймера максимально от себя отвратить, искусственно затягивая проявление у проекта наилучших его черт. Это значит, для того чтобы полностью распробовать детище хорватов, в нем надо провести никак не меньше пяти-шести часов. Такой вот парадокс.

88.jpg

Разработчики изо всех сил связывают четвертую часть с оригиналами.

В сухом остатке мы имеем вот что: на одной чаше весов находятся безбожно устаревший во всех смыслах левелдизайн, крайняя неравномерность игрового процесса, спорные баланс и механики, странные геймдизайнерские решения, а также затянутость в плане раскрутки геймплея; на другой — отличный юмор в духе серии и всепоглощающая ирония, неожиданно удачные диалоги, местами вырывающаяся наружу правильная атмосфера, высокая динамика происходящего, приятная масштабность во второй половине игры, большой арсенал действительно полезного оружия и снаряжения, а также обширный бестиарий разномастных тварей, каждая из которых требует к себе индивидуального подхода. Некоторые разновидности супостатов, к слову, научились не просто переть напролом по кратчайшему маршруту прямиком под пули, но и занимать укрытия, обходя героя с фланга. 

Ну и конечно же, не забыты фирменные секреты — «тысячи их». 

Давним поклонникам Серьезного Сэма пробовать новую часть следует с особой осторожностью, особенно если вам не пришелся по душе BFE: рецепты обеих игр схожи. Просто любителям мясных шутеров тоже лучше сначала хорошенько подумать — настоящее «мясо» в SS4 начинается далеко не сразу. 

83.jpg

Нет, это не очередная часть Ghost Warrior. Это все еще Serious Sam.

В кооперативе проходить проект заметно веселее — правда, он тут отчего-то скукожился всего до четырех игроков (или это только в ревью-версии?). Стоит только быть готовым к тому, что львиная доля удовольствия от шуток и сюжетных ситуаций в этом случае наверняка потеряется, ведь следить за этим в горячке боя команде будет решительно некогда. Либо же стоит сразу подбирать себе неторопливых и внимательных компаньонов. 

Интересная особенность — после знакомства с Serious Sam 4 так и тянет опять установить на диск ремейки не единожды упомянутых «Пришествий», дабы вновь окунуться в знакомую с детства ламповую атмосферу. А заодно самолично убедиться в том, насколько сильно изменилась концепция продолжений по сравнению с оригиналами. В худшую или лучшую сторону — каждый решит сам.

90.jpg

Местами Serious Sam 4 выглядит эпично. К сожалению, только местами.

В техническом плане игра оказалась необычайно сырой. Начать с того, что на моей конфигурации наотрез отказался запускаться API Vulkan, в то время как DirectX 12 продемонстрировал отвратительную производительность и обилие графических багов. В итоге поиграть с относительным комфортом удалось исключительно на DirectX 11, но в разрешении 1080p. Однако даже в этом случае без странных проседаний FPS на ровном месте не обошлось — и это на конфигурации, которая справлялась с высокотехнологичной Battlefield 5 на ультра-настройках в 2K (даже со включенной минимальной трассировкой лучей). Сама картинка в SS4 вполне симпатична, но ее общий технический уровень явно отстал на несколько лет, а потому и аппетиты игры кажутся завышенными. 

Помимо этого новый Serious Sam порой позволял себе падения на рабочий стол — причем в некоторых случаях машину приходилось перезагружать. 

91.jpg

Врагов по-прежнему можно уничтожать врукопашную, но только стоя к ним лицом (что раздражает). Вдобавок для того чтобы свалить руками кого-то посильнее пушечного мяса, придется сначала прокачаться. 

После этого говорить о таких мелочах, как многочисленные мелкие баги и застревающие в окружении противники, даже как-то неудобно. Ау, Croteam, у нас уже 2020-й! Выбирайтесь там из своего миллениума. 

Отдельно хочу отметить странную особенность построения уровней. То, что они в большинстве своем бестолковые и устаревшие, я уже говорил. Но тут стоит добавить, что разработчики отчего-то слабо заморочились тем, чтобы не допустить игрока за пределы текущего уровня. А ведь геймер в поисках секретов, которыми всегда славилась данная серия, запросто может отыскать лазейку в местных декорациях и потом либо выбраться наружу, либо попасть в место, не предназначенное для посторонних глаз. И это при том что возможность вернуться в таких случаях бывает не всегда. 

82.jpg

Та самая граница уровня.

Искренне надеюсь, что большую часть огрехов исправят уже в патче первого дня (он вышел 23 сентября, после него действительно стало гораздо лучше — прим. ZoG).


Как и в случае с недавним обзором на Iron Harvest, мне бы очень хотелось выставить произведению Croteam оценку посолидней. Скажу даже больше: мой личный балл для Serious Sam 4 и так является выше представленного здесь. Однако если откинуть лишние эмоции и постараться мыслить объективно, то понимаешь, что выше очередному продолжению великой серии попросту не прыгнуть. Слишком уж долго оно раскачивается, да и недостатков в геймплее хватает. 

Итоговая оценка — 6,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

P.S. Перевод явно выполнялся на скорую руку и проходил только поверхностную редактуру. Часть фраз так и осталась на английском. Кроме того, заметно, что отдельные куски проекта переводили разные люди. Где-то во фразах проскакивает мат, где-то его затыкают литературными аналогами. Где-то смысл сказанного/написанного передан практически дословно и изящно, где-то его прячут либо за искусственными нагромождениями, либо за излишне сухими фразами.

james_sun в 16:00 24 сен 2020

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 24 сен 2020 16:06:04

    Никогда не был поклонником такого геймплея, а SS4 меня от него окончательно отвернул. Вторичная Zombie Army 4 просто на голову лучше, если не на две.

  • systemus 24 сен 2020 17:28:30
    SerGEAnt в 16:06 24 сен 2020 сказал:

    Никогда не был поклонником такого геймплея, а SS4 меня от него окончательно отвернул. Вторичная Zombie Army 4 просто на голову лучше, если не на две.

    Мог бы и одним словом на “Г” описать. Вообще не представляю, на что рассчитывали разработчики.

  • NAGELFAR999 24 сен 2020 17:33:45
    SerGEAnt в 16:06 24 сен 2020 сказал:

    Никогда не был поклонником такого геймплея, а SS4 меня от него окончательно отвернул. Вторичная Zombie Army 4 просто на голову лучше, если не на две.

    10000 плюсиков смотрится лучше,нежели 9999:D , а игрушка действительно г...

  • Phoeni-X 24 сен 2020 17:42:03

    Никогда не понимал поклонником серии и не понимаю хайпа вокруг неё. Если первая часть ещё обладала каким никаким сюжетом и определённым очарованием, то всё последующее скатилось в какую-то унылую идиотию.

  • DeeMan 24 сен 2020 17:46:51

    Мне нравится пейнкиллер, но сэм… Так же как и комментаторам выше, не понимаю чем он нравится людям.

  • Ehanz 24 сен 2020 17:46:57
    james_sun в 16:00 24 сен 2020 сказал:

    С другой стороны, хорваты как будто сами не в курсе, а почему, собственно, «Пришествия» Крутого Сэма выстрелили в свое время так громко, и продолжают разбазаривать налево и направо фирменную атмосферу.

    Да в курсе они, главная причина взлета оригинала это ящики. Точнее ребята которые их “очень не любили”.

    Ящики, ненавижу ящики

    Old Man Murray были такой популярный сайт в нулевых который сатирично попускал игры. Любые. А оценки выставляли по критерию “чем больше времени игрок добирается до первого ящика тем лучше игра”. И они “форсанули” демку сэма в которой, вот же смех, не было ящиков. и все заверте..

    Инфа честно позаимствована со статьи из дтф. но там она подтверждена роликом с интервью. Не знаю на сколько все это правда но звучит смешно.

    Вот честно, хорваты больше не могут в Сэма от слова совсем. Уже с тройки стало ясно что у них не получается делать все “как раньше”. и четверка меня тупо отпугнула, во многом потому что я наконец закончил прохождение тройки и она мне не понравилась. Уверен что у этой игры абсолютно те же проблемы что и у BFE.

    Ей богу лучше бы делали пространственный головоломки. Talos Principle был хорош.

  • ZwerPSF 24 сен 2020 20:07:25
    Phoeni-X в 17:42 24 сен 2020 сказал:

    Никогда не понимал поклонником серии и не понимаю хайпа вокруг неё. Если первая часть ещё обладала каким никаким сюжетом и определённым очарованием, то всё последующее скатилось в какую-то унылую идиотию.

    Не ну Пришествия реально были прям крутота для своего времени. Просто Первое вышло, когда все по Думу изголодались, а Второе закрепило успех + графон сочный был — не технологичный может, но яркий сочный и не тормозило + толпы врагов.

  • vadimklose 25 сен 2020 09:54:10

    Вполне ожидаемый провал. Игра выглядела как дерьмо в трейлерах, и такой же и вышла.

    Ну и полный разнос.

  • Phoeni-X 25 сен 2020 12:22:33
    vadimklose в 09:54 25 сен 2020 сказал:

    Ну и полный разнос.

    Графоний в катсценах это какой то позор чес слово.

  • Kassare 25 сен 2020 13:28:29

    Вся серия была на любителя, лично мне больше нравился Painkiller, но сейчас я бы уже не стал в него играть )

  • edifiei 25 сен 2020 13:44:02

    Прокачка в Сэме?

    Спасибо я пошёл.

  • Boogeemaan 25 сен 2020 14:14:17
    edifiei в 13:44 25 сен 2020 сказал:

    Прокачка в Сэме?

    Причем с и р и й с к и м и ортефактаме.

  • DimichZ 25 сен 2020 19:49:45
    Kassare в 13:28 25 сен 2020 сказал:

    Вся серия была на любителя, лично мне больше нравился Painkiller, но сейчас я бы уже не стал в него играть )

    Мне наоборот больше Сэм нравился, Пейнкиллер чересчур мрачный был, хотя и то и то проходил. Но таки да, сейчас уже ни то ни то играть не стал бы. :)

    И судя по стримам, в конце опять

    Скрытый текст

    мочить Угх-Зана - в третий раз?

    Серьезно? С фантазией у ребят совсем печально всё.

  • Petka12345 27 сен 2020 05:13:32
    DimichZ в 19:49 25 сен 2020 сказал:

    Серьезно? С фантазией у ребят совсем печально всё.

    Так же как в какой мыльной опере аля Resident Evil там только 20 частей уже походу настругали если не смешнее…

    Визуально топором делана как и пред части, геометрия аля Half Life 2 (но декор уже в ногу в целом). двигло того же базиса SS3, обвешено до нынешних запросов, текстуры в 40 мегапикселей, эффектов интегрировали к 2020 (красивых) даст фору крузису по тех части, нагрузить походу сможет пк через 5 лет если все выкручивать как модно, базис движка паст-паст ген в обвесе)

    накойто дали даже смену звукового API в конфиге игры…. накой только это пользователям… все оыбчно это прячут.

    ваз 2109 с литыми дисками и стразами. Но механика сток как с завода годом рождения!

    Как там шнур пел, к манной каше 2 сосиски, музыку в 140битов….

  • iWaNN 05 окт 2020 10:01:15
    james_sun в 16:00 24 сен 2020 сказал:

    Оправдались ли в итоге эти надежды? К сожалению, только отчасти.

    Оправдались полностью. Это тот самый новый Сэм.

    Больше всего радует как раз таки то, что это очень хорошо было видно по оценкам в Стиме.

    На старте игру разгромили — причем совершенно заслуженно. Оптимизация и просадки ФПС с 60ти до нуля на пустом месте именно такие отзывы и должны вызывать. Было примерно 60%.

    Прошло полторы недели, к игре выкатили пару патчей, народ поменял драйвера (я — один из них, до обновы играть было вообще невозможно, с обновлением — просадки все еще встречаются, но очень редко) и оценки резко поползли вверх. За негативом запуска наконец распробовали игру, которая на поверку оказалась именно тем, чем может (или даже должен) быть новый Сэм.

    Теперь у него больше 80% и очень положительная оценка от огромного числа игроков. Справедливость восторжествовала :D

    А всех критиков, кому нужна другая игра, современные изменения — могут поиграть в 3го Сэма, который как раз и был именно этим. Нахрен не нужно такое.

    Ehanz в 17:46 24 сен 2020 сказал:

    Вот честно, хорваты больше не могут в Сэма от слова совсем. Уже с тройки стало ясно что у них не получается делать все “как раньше”. и четверка меня тупо отпугнула, во многом потому что я наконец закончил прохождение тройки и она мне не понравилась. Уверен что у этой игры абсолютно те же проблемы что и у BFE.

    Очень зря — 4ка как раз именно тот Сэм, каким должна была бы быть 3я часть. Так что они опять могут. Личyо в моем рейтинге 4ка теперь прочно заняла место после первых двух энкаунтеров. А где-то даже лучше, ибо в первых двух было много унылых лабиринтов с поиском кнопок, а в 4ке, наконец, избавились и от этого и поливают игрока постоянным экшеном с приятными прогулками по уровням.

    edifiei в 13:44 25 сен 2020 сказал:

    Прокачка в Сэме?

    Прокачка там одно название. Скорее просто анлок игровых механик, типа стрельба с двух рук. На максимуме — стрельба из любых двух пушек. Если дать это в самом начале игрок будет рвать все :D

    vadimklose в 09:54 25 сен 2020 сказал:

    Вполне ожидаемый провал.

    Провала даже близко нет — у игры уже очень хороший рейтинг в Стиме и куча отзывов. Я не говорю, конечно, что это супер хит :D — но у игры все норм.

  • Оставить комментарий