[Авторская колонка] Судьба жанра. Падения и взлеты тактических пошаговых игр
За последние пару лет игры с пошаговой тактикой будто обрели второе дыхание. Они не просто воспряли, а даже стали толкать локтями проекты прочих жанров. Тактика в последнее время выходит регулярно, и здесь появляется как бойкое инди, так и высокобюджетные проекты.
Если попытаться вывести короткое и удобное определение пошаговой тактической игры (чтобы стало ясно даже любимой бабуле), то речь идет о проекте, где боевое столкновение разрешается очередностью ходов, а для победы нужно грамотно использовать малые силы и средства. На Западе такие игры относят к жанру Turn-Based Tactics, или просто TBT.
Если первые видеоигры серьезно заявили о себе в 70-х годах прошлого века с ростом популярности публичных игровых автоматов, то тактика появилась несколько позднее — требовался более серьезный подход к материалу. В середине 1980-х уже можно было сыграть в первых жанровых представителей: например, японский гигант Nintendo выдал серию Wars.
Achtung! Cthulhu Tactics
Жанр полюбился поклонникам вдумчивого процесса. Змеиные рефлексы — это, без сомнений, круто. Но многие игроки оценили возможность проявить именно тактическое мышление, умение планировать, подмечать детали, строить хитроумные схемы. Побеждать не числом, а умением, как завещал Суворов. Такой игровой опыт действительно способен дать массу позитивных эмоций.
Помимо, собственно, пошаговой механики все игры этого жанра объединяет важная черта: под контроль попадают не абстрактные инструменты, а чуть ли не братья по оружию. Воспринимать своих солдат всерьез в тактических играх заставляют несколько вещей. Наши силы всегда ограничены, а возможность налепить сотню лучников в бараке осталась в жанре стратегий. Для «оживления» подопечных используется микроменеджмент: мы возимся с оснащением и экипировкой, примеряем модные шлемы и бронежилеты со стразами. Еще лучше здесь работает элемент ролевой игры, когда наши бойцы набирают опыт и каждый ветеран к финальным титрам становится чуть ли не лучшим другом.
ЦитатаС определением жанровой принадлежности в тактическом лагере порой возникают трудности. Многие схожие игровые механики можно увидеть, к примеру, в жанре варгейма. Хотя от варгейма тактику отличить несложно: в варгейме все-таки масштаб побольше, да и с обеспечением войск приходится нередко морочиться, ведь без пайка и теплых носков вся армия воевать отказывается. А вот с RPG тактические игры бывают столь близки, что без экспертизы не разберешься. Японские ролевые игры — JRPG — очень часто используют пошаговую систему для любого мордобоя. Да и ролевые игры Старого света с Америкой нередко обращаются к походовой системе боя. К примеру, неплохая боевка с фазами есть в канадском инди-хите Darkest Dungeon, но игра от этого тактикой не становится, оставаясь стильной RPG о команде неврастеников и пьяниц. В тактической игре пошаговый бой — стержень проекта, а не средство рассказа истории.
Darkest Dungeon
При всем своем разнообразии TBT-игры имеют множество схожих черт в корневой механике. На каждый ход юнит получает очки действия, тратя их на перемещение и прочие активности. Истратив весь запас таких очков, можно пронестись сломя голову через половину карты. Если оставить немного очков действия про запас, можно активировать режим «Дозора», когда неосторожный противник получает пулю (стрелу, лазерный луч или ядерную гранату) во время своего хода. Различные укрытия обеспечивают защиту разной степени. Положение тела при стрельбе изменяет шансы на успех. Получение урона может вызвать критическое состояние вроде кровотечения. На каждом ходу возможны как критические попадания, так и промахи. И так далее, десятки игр с разными мирами и персонажами повторяют одни и те же правила и условия. Даже элементы интерфейса порой похожи как две капли воды, со всеми этими процентами попадания и секторами наблюдения.
1990-е стали для ТВТ Золотым веком. Нет, не потому что выходило множество особо крутых жанровых игр. Просто именно в эти годы, когда геймеры вообще не были избалованы, вышли сразу две игры, определившие облик ТВТ. И обе эти игры вышли в 1994-м. Хотя и Jagged Alliance, и X-COM: UFO Defense имели сильный стратегический элемент, основной процесс, принесший им признание, был пошаговой тактикой.
Jagged Alliance
В Jagged Alliance мы становились главой армии наемников и пытались отбить тропический остров у очередного диктатора. Приходилось следить за картой локальной войны и всегда пересчитывать звонкую монету — бойцы отказывались идти в битву по идейным соображениям. Но особо полюбились тактические драки на обширных картах, где приходилось рассчитывать каждый шаг. Судьба бренда сложилась не особо весело: делались и продолжения, и ремейки, но большой популярности они не получили. Неплохо была встречена Jagged Alliance: Back in Action, но бои там проходили уже в реальном времени.
А вот история X-COM: UFO Defense стала более счастливой. Проект Джулиана Голлопа дал возможность командовать силами землян в борьбе с инопланетными интервентами. На глобальном уровне мы вели хозяйство своей базы и направляли отряды на перехват внеземных злодеев. Ну а на тактической карте небольшие отряды коммандос шли в бой под нашим чутким руководством, и захват сбитого НЛО в пошаговом режиме увлекал до самого утра. Успех первой игры был невероятен. В русскоязычном пространстве в те годы были популярны пестрые книжки в мягких обложках — прохождения и советы по хитовым играм. Так вот, игра Голлопа постоянно в таких книжках шла рядом с Doom и серией MechWarrior. Франшиза была очень удачно перезапущена в 2012-м и прекрасно чувствует себя по сей день.
X-COM: UFO Defense
В нулевых и десятых годах уже нынешнего века жанр TBT активностью не блистал. Нет, он не стал достоянием элиты и музейной редкостью, но поклонников особо не радовал. Хотя в 2003 году свое слово неожиданно громко сказали российские игроделы: вышла игра «Операция Silent Storm».
Операция Silent Storm
Разработка компании Nival стала самой красивой и эффектной жанровой игрой на многие годы вперед. История о послевоенных преступниках особого впечатления не производила, в то время как визуальная часть попросту вышибала дух даже из самых искушенных игроков. Персонажи, отрисованные с маниакальным количеством мелких деталей, двигались с тигриной грацией, уровни со сложной вертикальной структурой позволялось всячески разрушать, взрывы и выстрелы выглядели лучше, чем в экшенах того времени. Проверенный временем геймплей затягивал с головой, да и для новых идей нашлось место — неожиданно важен стал элемент скрытности. «Операция Silent Storm» получила пару продолжений и нескольких последователей вроде лицензированного «Ночного дозора», но вскоре дело пришло к дурному вкусу (игра «Жесть» по одноименному российскому кино).
Очень уверенно себя чувствует жанр TBT на консолях. Стала ли тому причиной схема контроля, идеально подходящая под геймпад, или особенности рынка, но на приставках тактические игры всегда цвели буйным цветом. Можно вспомнить легендарную Final Fantasy Tactics, или серию Disgaea, или еще десяток достойных названий. Ну а, к примеру, на PlayStation Portable можно было (и сейчас можно, эмулятор вам в помощь) поиграть в неплохие игры с такими говорящими названиями, как Lord of the Rings Tactics, Dungeons and Dragons Tactics или R-Type Tactics (пошаговое ответвление серии известных сайд-скроллеров).
Любители играть в вагоне метро (или на ходу) также могут легко приобщиться к тактическому жанру. Серию GO часто называют головоломкой, но механика там очень близка к TBT. Изначально игры серии выходили на мобильных устройствах, но затем перебрались и на «старшие» платформы. Пускай под управление попадает всего один персонаж, но пошаговая механика требует настоящего тактического подхода. На сегодняшний день в серию входят игры Hitman GO, Lara Croft GO и Deus Ex GO. Главных героев этих игр отдельно представлять, видимо, не стоит.
Hitman GO
ЦитатаНе нужно блистать наблюдательностью, чтобы заметить сходство механики TBT и настольных игр, начиная с шахмат и заканчивая дорогущими коробками с миниатюрами внутри. Многие популярные настолки успешно перебрались в формат видеоигр, сохранив основные правила. Здесь можно вспомнить Achtung! Cthulhu Tactics или совсем свежую Necromunda: Underhive Wars. Ну а мир британской настолки Warhammer — это вообще тема для десятка отдельных статей. По Warhammer вышло немало отличных тактических видеоигр, а для поклонников вселенной достаточно перечислить названия таких TBT, как Warhammer 40,000: Chaos Gate, Warhammer 40,000: Mechanicus, Space Hulk: Tactics, Mordheim: City of the Damned. Перечень можно длить еще пару абзацев.
Статья от 17.10.2018 4 [Рецензия] Space Hulk: Tactics (PC)
И вот примерно года два назад солнце для поклонников пошаговой тактики стало сиять все ярче и ярче. Посыпались анонсы, закрутились кампании по сбору средств на разработку, ну а затем и до релизов дошло. Даже если вычесть игры, где пошаговые сражения дополняют основную механику иного жанра, как в This is the Police 2, качественных TBT мы получили неожиданно много. Поклонникам жанра стоит хотя бы обратить внимание на игры из нашего отчета за указанный период.
Gears Tactics
В Phoenix Point маэстро Голлоп попробовал развить свою идею X-COM, и получилось хоть и бюджетно, но интересно. Corruption 2029 показала очень неплохую картинку и хардкор. Broken Lines зацепила историей простых солдат в мясорубке войны. Gears Tactics идеально развила вселенную Gears of War, перейдя из экшенов в TBT. Fell Seal: Arbiter’s Mark стала классным продолжателем традиций Final Fantasy Tactics. Интересный мир и атмосферу морозного декаданса показала 1971 Project Helios. Классический вестерн ожил в The Feud: Wild West Tactics. Othercide покорила красно-черной цветовой гаммой и аниме-стилистикой. Company of Crime манит в гангстерскую Британию 1960-х годов. И наконец, совсем недавно, 7 сентября, в продаже появилась Necromunda: Underhive Wars с неповторимым колоритом футуристической анархии.
Статья от 11.12.2019 43 [Рецензия] Phoenix Point (PC)
Necromunda: Underhive Wars
Объяснить подобный всплеск интереса к тактическому жанру несложно. Публика действительно устала (в определенной мере) от бесконечных открытых миров и милитаристических шутеров; игры с упором на тактическое мышление попытались компенсировать обилие больших и бесконечно красивых игр. Спрос на «умные» игры был, вообще-то, всегда, хотя предложение порой отставало. Но это лишь наши мысли на тему. Ну а фактом остается то, что основную роль сыграл презренный металл: для создания хорошей тактики вам понадобится на несколько центнеров меньше денег, чем на очередную GTA.
Статья от 28.02.2020 13 [Рецензия] Corruption 2029 (PC)
Что ж, не будем спорить о ценности жанра тактических пошаговых игр. Но не стоит отрицать волшебство кнопки End Turn! Каждое нажатие такой кнопки в интерфейсе хорошей игры лишь вовлекает глубже в процесс. Конец хода? Еще пара ходов, и спать...
Скриншот от второй части Jagged Alliance, а подписано что первой.
Это вообще не пошаговая игра. И даже не совсем игра.
Скорее огрызок какой-то недоделанной аркады про Ктулху с десятком миссий, символической прокачкой и обрывающимся сюжетом.
Ну...и очень странно отсутствие упоминания Banner Saga и клонов.
Странно что Front mission не вспомнили
Угу, ударение на слове хорошей, создать на коленке Silent Storm отвечающий современным требованиям мягко говоря не выйдет.
Из пройденного за последние годы с тактическими пошаговыми боями больше всего понравились и запомнились Шадоураны, Баннер Саги, Мутанты, Хард Вест и Стимворлд Хейст. Ну и еще Тронбрейкер, хоть это уже и немного в сторону. И ничего из этого нет в статье :). Да и обращаясь к теме, не вспомнить Героев, Булаву, Фаллаут Тактикс, Мастер оф Орион 2... В общем, тема глубокая и интересная, но здесь совершенно не раскрыта.
Еще должны были сделать Jagged Alliance 3 на этом движке, но не фортануло https://dtf.ru/games/135411-samaya-luchshaya-igra-nival-i-budushchee-nasledie-silent-storm
Там много начинаний было, такое вот например:
https://ibb.co/DQq29GT
Но не срослось.
Никогда не любил пошаговые игры, в частности стратегии, а последние XCOM так вовсе вызвали отвращение к жанру, ибо пошаговость там может и есть но умного ничего. Касаемо РПГ для меня познакомившегося с жанром через диабло на PSX, все пошаговые игры казались медленными и затянутыми и сколько я ни пытался ознакомится с столпами жанра в виде Baldurs Gate, Fallout и т.д. интереса они не вызвали.
почему нельзя на равных рассматривать чистую тактику и “не для галочки” тактическую составляющую тактической РПГ?
Corruption 2029, на мой взгляд, унылое г...но…
Джага и Икском, ну и наш СайленШторм — неумирающая классика. Вот ничего не надо менять и переделывать, а просто перенести все это на новые современные движки — это была бы бомба!!! А то что всякие разные пытались возродить под видом Джа, это все отстой
Не путайте теплое с мягким.
Пошаговая стратегия — это Герои меча и магии, например, или Мастер Ориона или Цива. Тактики там ноль.
За образец пошаговой тактики надо брать ДЖА и первые Икскомы. Балдурс это в первую очередь РПГ, тактика там вторична, хотя она там есть и играет в боях большое значение. В Фоллаутах 1 и 2 тактики как таковой вообще не было, т.к. напарники перемещались и атаковали сами по себе, убивая порой самого ГГ
Ну а Дьябло, лично я, вообще за РПГ не считаю
Это слэшер с линейным сюжетом и элементами РПГ.
Внезапно: а не стратегия ли варгейм? Игрок не указывает кому и как воевать, только по каким-то своим личным критериям сталкивает отряды лбами. Вопросы обеспечения оттуда же.
Я в целом не люблю пошаговые игры
Из Xenonauts хороший римейк икскома получился, в отличие от всяких других попыток.
Хорошая статья, немало так о новых играх узнал) Жаль только, что из японского ничего нет. Типа Valkyrie Chronicles, Devil Survivor, Vanguard Bandits и т.п.