[Рецензия] Cultic Chapter One (PC)

Большинство бумер-шутеров, наводнивших рынок за последние годы, отчетливо отсылают к конкретным хитам прошлых лет. Ion Fury продолжает дело Дюка Нюкема, Prodeus стала той Doom 3, что сделала бы id Software в конце 90-х, ну а свеженькая Cultic — яркий оммаж незабвенной Blood

banner_st-rv_cultic_pc.jpg

Злой культ не пройдет

Безымянный детектив расследует загадочные исчезновения людей. По короткому интро можно понять лишь, что дело доводит протагониста до увольнения и что он решает взять правосудие в свои руки. Запрыгнув в машину, герой отправляется изучать последнюю полученную зацепку — старую психиатрическую лечебницу. Впрочем, вместо ответов по прибытии он получает топором по голове.

17.jpg

Ничего хорошего это не сулит. Тем, кто все это затеял

Приходит в себя протагонист в яме с кучей прочих невезучих лиц. Как и почему детектив вернулся к жизни — остается лишь догадываться. Но виновных надо наказать в любом случае. Хватаем топор и начинаем свой путь к кровавой справедливости. Хотя история — это явно не главный фокус Cultic, автор все же постарался придать ей цельность (да, именно один автор — вся работа над игрой проделана умельцем Джейсоном Смитом). Всюду разбросаны записки, раскрывающие подоплеку культа и его экспериментов над древними находками. Элементы повествования вплетены в окружение, и уровни складываются в цельный мир. Полный жути, монстров и сурового экшена.

18.jpg

Cultic иногда включает атмосферный хоррор

В отличие от многих олдскульных шутеров, в Cultic темп заметно ниже. Протагонист двигается неспешно, инерция тела хорошо чувствуется. Несмотря на то что игра имитирует визуальный ряд проектов на движке Build (Duke Nukem 3D), используя спрайты для отображения врагов, посмотрев вниз, можно увидеть ноги героя, а для подката и кувырка после прыжка с высоты реализованы отдельные анимации. 

Разработчик прекрасно понимает, что в экшене особенно важно, как персонаж ощущается. Это касается как передвижения, так и стрельбы. Начинаем мы приключение с банальным топором, но уже в первые полчаса арсенал пополняется пистолетом, винтовкой и обрезом. Как известно, шутер хорош ровно настолько, насколько хорош в нем дробовик (если дело не касается Doom 3, конечно). И в Cultic шпиговать дробью культистов не надоедает до самого конца. Хотя стрелять хочется из разных пушек, потому что всеми ими приятно пользоваться.

19.jpg

Нужно не только метко стрелять, но и стильно перезаряжаться

К чести Смита, он не стал строить свою игру по принципу аренных шутеров. Cultic состоит из 10 уровней, каждый строится вокруг своей идеи. Например, героя забрасывает в небольшую деревеньку, где можно свободно поисследовать дома. Внимательно осматривать окружение — крайне полезная привычка, в темных уголках разложены ценные припасы, да и есть шанс разжиться некоторыми пушками раньше срока. В другом эпизоде надо перебежками сигать от одного укрытия к другому, уходя от снайперского огня. Или брать штурмом целое здание.

Дизайн уровней дает неплохую свободу в плане подхода к очередной перестрелке. Можно попробовать прорваться в лагерь лобовой атакой, лихо расстреливая культистов из обреза и снося головы меткими выстрелами из пистолета. Или же подняться на холм и забросать гадов динамитом. Здесь даже предусмотрена отдельная кнопка, чтобы кинуть сразу пять шашек. Иногда столкновений можно и вовсе избежать, но какое же в этом веселье.

20.jpg

Огнемет — лучшее средство от ходячих мертвецов

Надо быть готовым к тому, что враги могут дать отпор. На высокой (но не максимальной) сложности детектив под огнем проживает лишь пару секунд. Поэтому надо или постоянно двигаться, или пользоваться укрытиями. Напомню, герой не особо шустрый. Так что весьма действенная тактика — вырваться из-за угла, сделать пару удачных выстрелов и подкатом спрятаться за очередным ящиком. Если повезет, игра даже включит замедление времени на пару секунд, чтобы вы успели насладиться сочным фейерверком из крови и мозгов очередного поверженного врага.

За неполные четыре часа, что требуются на полное прохождение, Cultic раскрывает все свои сильные стороны, но не успевает надоесть. Малая продолжительность в данном случае вовсе не минус, тем более что и цена у проекта весьма низкая даже для инди-сектора. Ей удается соблюсти тот баланс, когда вы вроде бы и насытились, но еще остается желание добавки. Возможно, не сразу, а чуть позже. И она обязательно будет.

21.jpg

Разглядеть врага издали — та еще задачка

Игра хоть и вышла сразу полным релизом, но подзаголовком «Часть первая» намекает на продолжение. Которое, по идее, выйдет как DLC в середине 2023 года. А пока, если блюда все же показалось мало, можно пострелять во врагов в бесконечных волнах, постаравшись подняться на первые строки доски почета.

Будь Cultic исполнена в современном стиле с реалистичной графикой, я бы легко мог рекомендовать ее любому человеку, кому хоть сколько-нибудь интересны шутеры. Но стоит посмотреть правде в глаза: стилизация под шутеры 90-х все же на любителя. Особенно после Prodeus, где двухмерные спрайты лишь имитировались и при взгляде с высоты противники не превращались в тонкие картонки. Cultic же выглядит как любая игра на движке Build, что, безусловно, греет сердечко тем, кому за 30, но современных геймеров рискует отпугнуть. Здешняя «ржавая» цветовая палитра хоть и играет на атмосферу, но выцеливать красный пиксель на коричневом фоне (а именно так некоторые враги выглядят издалека) — занятие сомнительное.

22.jpg

Дизайн врагов порой буквально сливается с окружением


Cultic — отличный шутер, с выверенным темпом, атмосферными моментами и отлично реализованным классическим арсеналом. И чтобы его полюбить, есть лишь одно условие — нужно любить внешний вид шутеров 90-х.

Итоговая оценка — 8,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Morfius354 в 23:06 31 окт 2022

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 31 окт 2022 23:33:53

    Наконец-то нормальная игра, чтоб загрузить 3070Ti.

  • vladzor87do 01 ноя 2022 02:42:49
    SerGEAnt в 23:33 31 окт 2022 сказал:

    Наконец-то нормальная игра, чтоб загрузить 3070Ti.

    действительно, совсем обленились, делают пиксилявку и требуют всякие 3090ti

  • Egor007 01 ноя 2022 03:11:38

    Да нормально там всё с оптимизацией, требования с потолка. Прошёл на древнем ПК с Radeon HD 5850 Toxic 2 GB.

    Игра очень понравилась, прям первый BLOOD, как по мне.

  • gobix 01 ноя 2022 07:56:51
    Morfius354 в 23:06 31 окт 2022 сказал:

    И чтобы его полюбить, есть лишь одно условие — нужно любить внешний вид шутеров 90-х.

    *лишь одно из ДВУХ условий:
    - нужно быть очень НЕпривередливым
    - подслеповатым

  • h1pp0 01 ноя 2022 09:48:25

    смотришь ты на такие игры и думаешь — блин, а ведь в памяти все это выглядит куда лучше! возможно все из-за того что мониторы были не большие и им было все равно какое разрешение показывать и работала магия ЭЛТ мониторов с их “сглаживанием”. но игры не выглядели так “плохо”… мне просто физически не приятно играть в такие “стилизованные” игры, больно глазам

  • Ленивый 01 ноя 2022 09:54:59
    h1pp0 в 09:48 01 ноя 2022 сказал:

    смотришь ты на такие игры и думаешь — блин, а ведь в памяти все это выглядит куда лучше!

    Как бы таких игр и не было, поэтому помнить нечего. Ох уж этот ретростайл...

    iALx8Kb.jpg

    Нет каши из пЫксилов— удивительно, да?

  • h1pp0 01 ноя 2022 10:51:17
    Ленивый в 09:54 01 ноя 2022 сказал:

    Как бы таких игр и не было, поэтому помнить нечего. Ох уж этот ретростайл...

    вот и я про это! а ведь я играл во все эти стары шутеры: Дюк, Блад, ШадоуВариор, Дум, Хексен и тд

    где-то читал статью, почему “стилизация” не работает, и “стилизованные” игры выглядят не так хорошо как их старые предки, и при этом требует от железа в 1000 раз больше мощности

  • shingo3 01 ноя 2022 13:56:30

    Все-таки отличаются игры сделанные в 90х и сейчас. Не так оно все чувствуется и выглядит.

  • legusor 01 ноя 2022 14:59:11

    Современный большой GAYMEDEV есть настолько мерзкая свалка отходов, полная толерантности, гринда, P2W, бредовых сценариев, тягомотины, скучнейших открытых миров и глубины картона персонажей, что такие одноразовые невзрачные инди-поделки вроде CULTIC или Nightmare of decay заходят на ура и хочется еще.

    Я и то и другое прошел не без удовольствия. Полная концентрация на игровом процессе в виду отсутствия отвлекающих факторов, невысокая продолжительность, хорошая динамика.

  • Egor007 01 ноя 2022 15:06:59
    legusor в 14:59 01 ноя 2022 сказал:

    Полная концентрация на игровом процессе в виду отсутствия отвлекающих факторов, невысокая продолжительность, хорошая динамика.

    Согласен. Это те игры, в которые просто вечером хочется расслабиться, без заморочек и всякой современной мишуры.

  • Petka12345 01 ноя 2022 15:08:09
    h1pp0 в 10:51 01 ноя 2022 сказал:

    вот и я про это! а ведь я играл во все эти стары шутеры: Дюк, Блад, ШадоуВариор, Дум, Хексен и тд

    где-то читал статью, почему “стилизация” не работает, и “стилизованные” игры выглядят не так хорошо как их старые предки, и при этом требует от железа в 1000 раз больше мощности

    А что тут читать, база у это игры на Unity причем новейшей версии какойто явно… игра компилируется на движке x64 работает на графическом API DX11-DX12 в ногу со временем, ренедрится по методам новым под новые видики, и работает на базе для всех новых жеелезок с пост обработкой и фильтрами просто под имитацию 2d 2-4мб спрайтовой графики. отсюда и требования… Само двигло новое. Там явно никто не брал базу 2010 года какого))) Взяли бы они Build Engine или Quake Engine базы 1996-98 года пошла бы игра на часах и любом эмуляторе, но делать бы пришлось не в среде как сейчас всех обучают единой а с помощью какойто матери, ну и на новых пк бы оно работало через костыли))) Это же не самописный движок конкретно под проект, все нынче унифицировано… Это вот Ion Fury сделан на все еще на Build Engine на базе eDuke3d там чисто классика и то масштабами там нагрузили ту среду которая у движка есть + новые плюшки все же в обвесе)

    Это как взять UE5 и на его базе завести даже через эмуляцию Doom 2 железо понадобится минмальное для работы UE5, железки даже 2013 года не запустят...

  • h1pp0 01 ноя 2022 15:58:28
    Petka12345 в 15:08 01 ноя 2022 сказал:

    отсюда и требования… Само двигло новое

    нет, ну про требования понятно, претензия больше не к ним, а к самому стилю и стилизации. что раньше, пиксельные игры выглядели не так “пиксельно” как рисуют сейчас. и то что я читал там было именно сравнение самой картинки, и старые игры были значительно лучше современных стилизованных под старину

  • allyes 01 ноя 2022 16:00:52

    Визуал топ выдержан. Как Продеус. Вот только название Cultic Chapter One смущает. Они там в эпизодную модель что ли??

    Или это так решили оправдать “короткость” игры?

  • Egor007 01 ноя 2022 16:06:42

    @allyes Нормальная она по длине, прошёл за три вечера. В конце намёк на продолжение битвы, как-то так.

    Разнообразное оружие, да его можно улучшать. Но топор рулит, так как выносит классно. :D

  • romka 01 ноя 2022 21:36:29
    legusor в 14:59 01 ноя 2022 сказал:

    бредовых сценариев, тягомотины, скучнейших открытых миров

    К сожалению жанровость пропадает, сейчас почти не встретишь игру строго в одном жанре, чтобы без лишних стульев сидела, так раздувают игровой процесс, что на одном не помещается :D . Сплошь гибриды и мутанты. Поколение Ыкс, что б его.

  • DedMoroz 01 ноя 2022 21:52:11

    Cultic хорош — ядрёная смесь из Blood и Redneck Rampage! Шутеры такого толка уже не делают, а зря... Я по ним скучаю! Здесь даже описывать что-то сложно, т.к. всё сделано по классическим лекалам: сюжет — как в порно-фильме, а геймплей — безостановочный ураган. Я бы с удовольствием поиграл бы ещё, но игра преступно коротка. Ждём "Part 2-3". Неожиданно понравился OST, особенно заглавная композиция, звучащая в меню.

    Осень в плане ретро-ностальгии удалась. Prodeus вышел из раннего доступа (также достойный проект!), затем "Cultic" подоспел, Signalis недавно зарелизился. В этом году ждал ещё Ion Fury: AfterShock и Wrath: Aeon of Ruin, но что-то не сложилось.

    allyes в 16:00 01 ноя 2022 сказал:

    Вот только название Cultic Chapter One смущает. Они там в эпизодную модель что ли??

    Или это так решили оправдать “короткость” игры?

    Меня это также смущало, но автор в faq'e уверяет, что "Chapter One" точно не ранний доступ. Предположу, что банально не успели всё реализовать к выходу, вот и порезали. Всё же игрой в основном занимался один человек (Jason Smith), а результат получился отменным — 8 полноценных уровней (+2 арены с боссами), но без тормозов и bug'ов. Результат достойный, но мало. "Chapter Two" будет, но сроков никто не называл.

    Egor007 в 16:06 01 ноя 2022 сказал:

    Нормальная она по длине, прошёл за три вечера.

    Это как проходить. Даже с поиском всех секретов можно уложиться и за сутки. Было бы веселее, если бы игра вышла полностью на 20-30 карт.

  • piton4 02 ноя 2022 00:27:54

    @h1pp0 интересно, достигнут ли современные панели, качества ЭЛТ? Пока, наверно только оледы приблизились, но не в динамике.

  • Petka12345 02 ноя 2022 04:59:00
    Egor007 в 16:06 01 ноя 2022 сказал:

    @allyes Нормальная она по длине, прошёл за три вечера. В конце намёк на продолжение битвы, как-то так.

    Разнообразное оружие, да его можно улучшать. Но топор рулит, так как выносит классно. :D

    диалоги звук есть в игре?

  • h1pp0 02 ноя 2022 09:08:31

    @piton4 была целая куча технологий экранов, но производные от TN все еще с нами…

  • KartmanRU 07 дек 2022 00:47:12

    Игра такое себе. Купил, побегал два часа, уровни очень наскучили и сдал. По демке думал будет норм, но ни стрельба не спасла, ни швыряние связок динамита. Скучно.

  • Оставить комментарий