[Рецензия] Abzu (PlayStation 4)

Тем, кто знает о Journey лишь понаслышке, Abzu покажется смутно знакомой, но от прошедших хит за авторством thatgamecompany не ускользнёт ни одно из многочисленных заимствований новинки. Основанная арт-директором Journey команда переняла не только визуальный стиль той игры, но и вообще всё, что только смогла сформулировать, — и пускай место действия переместилось в морские глубины, но технические компоненты «родителя» сохранены все до одного. В медитативной прогулке по завораживающим пейзажам и под аккомпанемент Остина Уинтори совмещены всё те же этапы изучения окрестностей и стремительный слалом, и нам снова предлагают разбираться в происходящем по фрескам, повествующим про поклонявшийся белой акуле народ. Опять-таки, в Abzu можно вызволять существ из заточения, кататься на них и общаться с миром всего одной кнопкой; повторяются даже нюансы вроде индикации оставшегося заряда ускорения и заливания чем-то вроде жидкости храмов, посещённых — и очищенных — игроком.

banner_st-rv_abzu_ps4.jpg

Так что же, не меняя статуса Journey, консоль лишилась одного из душевнейших эксклюзивов? Abzu ведь так на него похожа и при этом выходит на PC… К сожалению или к счастью, этого не случилось: как замечено выше, студия переняла именно технические аспекты игры-предшественницы, но не то, что лежит в основе её успеха. Thatgamecompany строго следует мономифу The Hero's Journey — определённой последовательности событий и настроений, вдыхающей жизнь в неисчислимое множество рассказов уже с древнейших времён. То, что в Journey может показаться лишь сменой декораций, на самом деле происходит согласно крайне эффективной формуле, в правильный момент внушающей то душевный подъём, то спад, нагнетающей мрачность или апеллирующей к романтике либо сменяющей периоды серьёзности на те, где можно, забыв о заботах, побаловаться от души. В Abzu подобного нет: героиня (что это «она», утверждают разработчики) ничего не преодолевает и ни о чём не переживает; не меняется и сложность встающих перед ней задач. Персонаж просто движется через технически одинаковые, хотя и разнообразно оформленные громадные залы: большинство из них придерживается правила «Найди робота или два рычага», а остальные и вовсе предлагают проплыть через единственные двери — изменяются лишь цветовая гамма да обитатели. Без эмоциональной подоплёки всё это сводится к простому добавлению контраста между участками, но не работает на приключение в целом: история не складывается и не получает должный размах.

32_th.jpg

Никаких переживаний о давлении воды или запасах кислорода — только дайверская мечта.

Игрок не то чтобы сопереживает — он от силы не успевает заскучать. Как результат, переход к этапу «Воскрешения», ради шлифовки которого thatgamecompany когда-то задержалась на целый год, здесь ощущается не логическим завершением и наградой за пройденные препятствия, а чем-то совершенно внезапным и неуместным. Понимаешь, что до финала теперь рукой подать, только и всего. Собственно, в первый раз на Abzu и уходит всего час-полтора (если не собирать все ракушки). Разработчики, правда, уверяют, что рассчитывали на повторные прохождения, в каждом из которых откроется что-то новое, «способное перевернуть сложившееся представление о событиях игры». Но похоже, это сводится к привычному пополнению незаконченных коллекций… Уж если и возвращаться, то точно не за подобной мелочью. А вот чем игра действительно сильна, так это умением передать пёструю красоту и медлительное величие подводного мира: это не лучше и не хуже суровости дюн — просто задевает другие струны. Потому, смирившись с управлением, к которому так и не успеешь привыкнуть, здесь можно плавать вообще без цели, в своё удовольствие. Или присесть на специальные камушки и, привязав точку обзора к какой-нибудь рыбине, помедитировать на, вполне вероятно, свой будущий wallpaper (разве что учитывая, что основные красоты сосредоточены в первой половине игры).

26_th.jpg

В игре правдоподобная симуляция косяков рыб. Но следующая за ними камера часто проваливается в текстуры или тела — такие шероховатости механик здесь везде.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отдавая должное Journey, я всё же считаю её удачным... экспериментом. Не игра, а качественный аттракцион. Но Abzu кажется даже более схематичной и, чтобы составить правильную картину эволюции идеи, должна была бы выйти раньше «Путешествия». Если Journey — разнообразное, насыщенное и эпичное приключение, то Abzu сродни обычному походу в океанариум или просмотру передачи про подводный мир.

Итоговая оценка — 7,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Celeir в 20:37 03 авг 2016

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • pa_ul 03 авг 2016 22:33:13

    Её вроде на PC обещали?

  • DedMoroz 03 авг 2016 22:50:54
    Её вроде на PC обещали?

    http://store.steampowered.com/app/384190/

  • dante3732 03 авг 2016 22:58:37

    В комплекте с денуво :russian_roulette:

  • ХР0М 03 авг 2016 23:06:01

    Всего 7 баллов? Серьёзно? После череды девяток за сомнительные проекты вроде Furi, этой, пусть и короткой, но действительно красивой и расслабляющей игре всего 7? Мало заплатили что ли? Или вообще не дали копию поиграть и пришлось потратить аж 335 рублей за игру? Мда. Что-то на ZOGе объективность куда-то подевалась. Ладненько.

    UPD. Извините, не обратил внимание что рецензия на PS4 версию. Там то да, 1300 рублей за полтора часа игры дороговато. Минус два балла за ценник.

  • maximus388 03 авг 2016 23:28:07

    а мне понравилась игра и пусть она все-такая же короткая, а путешествие через океан более плоское и менее эмоциональное чем в Journey, смысла, искренности и красочности от этого меньше не стало.

    отличное музыкальное сопровождение и визуальный стиль дарят тот самый трансцендентный опыт, расслабляют и отключает от реальности не хуже настоящего аквариума.

    я бы твердую восьмерку игре поставил.

  • pa_ul 04 авг 2016 08:24:21

    Сюжет то в игре есть?

  • Celeir 04 авг 2016 10:18:53
    этой, пусть и короткой, но действительно красивой и расслабляющей игре всего 7?

    Она переступила черту похожести. Так, стоит только кому-то сделать игру со строительством базы как в Dungeon Keeper, его сразу заминусят за то, что это не Dungeon Keeper. Но если с поведением людей в данном примере я не согласен, то в случае с Abzu всё иначе просто потому, что она взяла из Джорней вообще всё (кроме главного). Отчего стала походить не на самостоятельный проект, а на мод или сиквел к оригиналу, с которым закономерно сравнивается. И сравнения этого не выдерживает ну совсем.

    Отдельно от Джорней: офигительная красота первых локаций быстро и надолго сменяется чем-то откровенно унылым. Зачем введён "красный" этап, не понятно. И постоянно мешает управление, что в медитативных играх вообще зло. Надо привыкать к тому, что по команде сменить направление персонаж повернёт не относительно камеры, а своего положения (и с учётом того, не вверх тормашками ли он); к тому, что по команде "вверх/вниз" он не просто поправится, а ляжет на новый жёсткий курс; к тому, что перемещаться по вертикальной плоскости удобней с инвертированным управлением, но инвертировать движение по горизонтали почему-то не дали. В итоге треть времени пытаешься вырулить из состояния "запутался в клубок", ещё треть - поворачиваешь не туда, но сразу поправляешься, и ещё треть - боишься нажать хоть что-то :)

    Сюжет то в игре есть?

    Очень условно. Очищаем море от какой-то техногенной катастрофы. Но даже если со сбором всех фресок формулировка изменится, сюжетная составляющая на самом заднем фоне.

  • Dimon-1000 04 авг 2016 10:24:24
    В комплекте с денуво :russian_roulette:

    Ну и что? какая разница? Мне денуво не мешает совсем - мешает наверно только заядлым пиратам)))

    Если бы никто не пиратил -не было бы и денуво.

  • ealeshin 04 авг 2016 14:43:41

    Вряд ли денува поможет этой игре стать популярнее.

  • Celeir 04 авг 2016 15:02:19
    Вряд ли денува поможет этой игре стать популярнее.

    Как и любой другой. Но сначала должно пройти какое-то время: власть имущие сравнят доходы до и после Денувы и сделают о пиратах как единственной проблеме продукта соответственные выводы.

  • Мангуст 04 авг 2016 19:52:47

    Купил. Прошёл. Остался очень доволен, т.к. Journey в принципе одна из любимейших игр. Для тех, кто никогда не играл в "Путешествие", ABZU может стать откровением. В конце концов, это очень красочный и познавательный симулятор дайвера. Множество рыб (в Journey фауны не было, только абстрактные ткани), красивейшие локации, по-прежнему пронизывающая музыка.

    Нет смысла спорить, игра полностью копирует "Путешествие" в механике. И у меня, прошедшего обе игры, не случилось разрыва шаблона. Но в глубине души, я очень хотел продолжения Journey. И считаю, что получил его. Пусть и в таком виде. 300 рублей в Steam за такую игру не пожалел и всем любителям подобных relax-игр советую к приобретению. А если не играли во Flower и Journey, так вообще срочно к ознакомлению.

    В третий раз подобный геймплей может начать утомлять, если не ввести новых идей. Но если механику разнообразить, то следующая итерация такого рода игры непременно лишит меня ещё N-ной суммы денег.

  • -Рембо- 04 авг 2016 21:37:02

    Celeir, дружище! очень удивлен тем, что ты не поставил игре девятку по уже известной традиции. Она по любому лучше, чем предыдущая девятка.) Если ты поскромничал из-за того, что тебе на прошлый текст столько негатива написали, то напрасно. мне бы не хотелось, чтобы ты свою точку зрения подстраивал под мнение большинства)))

    П.С. Ты уж, как то коротко высказался по данному сабжу.) Хотя все по теме... На самом деле ребята, еще придумывая название к игре уже думали о ее продвижении и о том, как она буде выглядеть в списках библиотек на разных ресурсах, уделили этому должное внимание. Уже за это им можно балл добавить. За маркетинг!)))

    Вряд ли денува поможет этой игре стать популярнее.

    Поможет, Жень. Не волнуйся. По крайней мере в финансовом плане они точно не потеряют. количество аудитории, которая хочет поиграть в эту игру нахаляву, издателей и разработчиков интересует в последнюю очередь.

  • ealeshin 05 авг 2016 02:47:53
    Поможет, Жень. Не волнуйся. По крайней мере в финансовом плане они точно не потеряют. количество аудитории, которая хочет поиграть в эту игру нахаляву, издателей и разработчиков интересует в последнюю очередь.

    Как сказать. Слухи о том, что защита влияет на производительность, не утихают.

  • edifiei 05 авг 2016 03:26:48
    Как сказать. Слухи о том, что защита влияет на производительность, не утихают.

    Я может параноик, но игры с денуво не покупаю..если очень хочется на консольку лучше взять

  • Celeir 05 авг 2016 10:05:43

    Толстовато. С чего бы мне под кого-то подстраиваться? Я высказываю своё мнение в статье и отстаиваю его в комментариях. Если интересно проверить, были ли у меня не девятки - это ж не так сложно, полистай.

  • edifiei 05 авг 2016 11:49:05
    Толстовато. С чего бы мне под кого-то подстраиваться? Я высказываю своё мнение в статье и отстаиваю его в комментариях. Если интересно проверить, были ли у меня не девятки - это ж не так сложно, полистай.

    да это не совсем трллинг,тоже думал 9 будет, на зоге тренд такой играм и кино чуть выше среднего 9 давать, а это игра примерно такая, тем более в стиме например у нее количество положительных отзывов как у Insaid и Furi

  • allyes 05 авг 2016 12:34:43

    Полагаю, такие вещи хороши под Акулус Рифт

  • Celeir 05 авг 2016 13:57:28
    на зоге тренд такой играм и кино чуть выше среднего 9 давать, а это игра примерно такая, тем более в стиме например у нее количество положительных отзывов как у Insaid и Furi

    Обозревается же не всё, а только то, что интересно автору. Логично, что автор, имея какой-то опыт прогнозирования, не ждёт плохих или посредственных игр. А если таки ошибается, то не стесняется ставить низкие баллы: у меня, к примеру, есть достаточно оценок в 6.5 и 6 баллов, есть и одна 5-ка.

    Насчёт того, "чуть выше" ли игра среднего или "очень хорошая", это уже у каждому своё. В итоге читатель отсеивает тех рецензентов, с которыми обычно не согласен, и держится тех, что с более схожими взглядами.

    Как ориентироваться по оценкам на Стиме, я пока не вычислил. Сильно низкие оценки помогают отбраковать плохое, но высокие не помогают выбрать хорошее

  • Razielik 05 авг 2016 14:34:41
    Как и любой другой. Но сначала должно пройти какое-то время: власть имущие сравнят доходы до и после Денувы и сделают о пиратах как единственной проблеме продукта соответственные выводы.

    Дерьнува - явление схожее с выпиливанием сука, на котором сидят барыги. Я вот ныне зарекся покупать игры с "этим" в довеске. Нет, мне не столько денег жалко, дело не в этом. Дело в том, что ОНО - препятствие для мододелов, фанатских переводов, да и в будущем, если игра хорошая, то хотелось бы ее отвязать от всех энтих "защит". GOG - всё наше, рано или поздно (не все конечно) многие вещи будут появляться там, после того, как жадные маркетологи изрядно поднабьют свои карманы.

    Ну и вообще, насчет так называемых "ААА-проектов" у меня складывается впечатление, что ажиотаж искусственно раздувают. К примеру, если новый DooM (сингл) еще куда ни шло, то MECatalyst - довольно посредственная поделка, хоть и с весьма красивым оформлением. Пресловутые Бетмены - многоглючки, ДжастКаусы - отвратные аркады (даром не нужно), а МеталГиры - скучноватые... Тут, как говорится, ИМХО!

  • -Рембо- 05 авг 2016 14:49:41
    Толстовато. С чего бы мне под кого-то подстраиваться? Я высказываю своё мнение в статье и отстаиваю его в комментариях. Если интересно проверить, были ли у меня не девятки - это ж не так сложно, полистай.

    Ну конечно, я тебя подтролил чуток. Чувствую, с какими напряженными пальцами ты писал ответ))). Да я давно уже на зоге. И прекрасно знаю твои рецензии и коменты, где никогда не бывает хамства и грубости. Ты в следующий раз с юмором подходи к колкостям в свой адрес. А так, рецензия неплоха, короткая только, как и сама игра. Я бы восьмерку нарисовал.

  • allyes 09 дек 2017 20:16:16

    Абзу можно было бы назвать продвинутым скринсейвером, но она не так проста. Много символизма и даже сюра. Одно неоспоримо - её не надо проходить. Включил, полюбовался на гигантских морских чудищ и дальше побежал отстреливать импов в Doom.

  • Оставить комментарий