[Рецензия] Command & Conquer: Remastered Collection (PC)

Вот игроки и дождались очередного возвращения классической игры из прошлого. Причём на этот раз не одной, а сразу двух, в виде издания Command & Conquer: Remastered Collection, которое включает в себя не только оригинальную Tiberian Dawn 1995 года, но и спин-офф Red Alert со всеми дополнениями. А ведь ещё недавно мало кто верил, что Electronic Arts сделает что-то хорошее со франчайзом после выпуска мобильной игры Command & Conquer: Rivals.

banner_st-rv_commandconquerremastered_pc

Разделяй и властвуй

Началось всё в далёком 1993 году. Уже перед самым релизом своей революционной игры Dune II: Battle for Arrakis (в США известна с подзаголовком The Building of a Dynasty) сотрудники Westwood Studios стали придумывать идеи для следующего проекта. Как известно, для Dune II они придумали геймдизайн-идею «собирай — командуй — завоёвывай», вокруг которой построили всю игру. То есть игрок собирает ресурсы, в данном случае пряности, они же спайс, строит базу и нанимает армию (командует), ну и идёт завоёвывать противника. Потому название следующей игры просто выросло из геймплея, как нечто само собой разумеющееся. Правда, в отличие от предыдущей игры, сюда разработчики решили добавить больше различий между фракциями.

8.jpg 4.jpg

Сравнение улучшения графики между оригиналом и ремастером 

По сюжету в 1995 году в районе речки Тибр упал метеорит. Всё бы ничего, но он занёс на Землю инопланетные формы жизни, одним из побочных продуктов которых стали токсичные зелёные кристаллы, которое человечество назвало тиберием. Вскоре тайная квазитеррористическая организация «Братство Нод» стала активно захватывать рынок продажи тиберия, который оказался весьма полезным минералом в промышленности. Нодовцы во главе с Кейном взяли под контроль примерно половину мировых поставок тиберия, параллельно загоняя всё больше государств под своё влияние. Благо по заверениям пропаганды, жизнь под руководством «Братства Нод» гораздо лучше. Но после того как в ряде неподчинившихся стран прошла серия терактов, Совет безопасности ООН решил организовать Глобальную Службу Безопасности (ГСБ) для противодействия террористической политике «Братства Нод». Именно с этого момента и начинается оригинальная Command & Conquer, которая впоследствии получила подзаголовок Tiberian Dawn («Тибериевый рассвет»).

67.jpg

Ох уж эти телесериалы прошлого

Соответственно, игрок имеет доступ к двум сторонам: ГСБ (GDI) и «Братство Нод». Но в отличие от Dune II, где разница между домами Харконненов, Атрейдесов и Ордосов заключалась только в паре незначительных суперюнитов, Command & Conquer разграничивает армии куда сильнее, добавляя больше разнообразия при игре за разные стороны. Армия ГСБ в целом сильнее, но дороже и дольше в производстве, в то время как нодовцы — этакий аналог зергов из StarCraft: войска у них создаются быстрее, стоят меньше тиберия, но особой живучестью не отличаются. Хотя, как и в Dune II, есть у обеих сторон и общие юниты. При этом из той же Dune II пришла механика сбора ресурсов с помощью комбайнов-харвестеров. Разве что вместо пряностей теперь надо собирать тиберий. Ну и песчаные черви Шаи-Хулуд под ногами не мешаются. Зато всё ещё важно следить за потреблением электроэнергии.

68.jpg

Разработчики искали исходники роликов, чтобы качественно их ремастировать, но оказалось, что они утеряны: кто-то просто по случайности перезаписал видеокассеты с ними. Вместо этого разработчики обнаружили на складе EA Los Angeles гораздо более интересную находку, о существовании которой даже не догадывались. Оказывается, сохранились видеокассеты с записями репетиций и сырыми съёмочными кадрами на фоне хромакея до постобработки и монтажа 

С другой стороны, из Dune II перешла и механика тумана войны без оглядки на современные тренды. Когда-то именно Dune была новатором, скрывая ту часть карты, которую игрок ещё не исследовал, но после открытия участка карты игрок по-прежнему мог видеть, что на нём происходит, даже если юнитов на этом участке у него уже не было. В Command & Conquer всё осталось по-прежнему. Разве что в Red Alert появилась радиоглушилка. Всё бы ничего, но к тому моменту уже успела выйти Warcraft: Orcs & Humans, в которой систему тумана войны довели до ума. Игрок, как и в играх Westwood, исследовал участки карты, но если юнит погибал или уходил с этого участка, то на его месте появлялось что-то типа полупрозрачного тумана войны. Игрок по-прежнему видел ландшафт и здания, расположенные там, но больше не мог следить за перемещениями вражеских солдат.

69.jpg

Так же, как и в Dune II, можно захватывать вражеские постройки с помощью инженеров, тем самым получая доступ к уникальным юнитам противника

Это, может, не так уж и важно для одиночной игры, хотя кампания точно стала бы чуточку сложнее, но весьма важно для мультиплеера. Ведь Command & Conquer делала ставку на битвы посредством сети интернет с самого начала. В оригинальной версии под DOS была поддержка мультиплеера до четырёх игроков, а в ре-релизе под Windows, помимо косметического улучшения графики, появилась возможность устраивать пати до восьми человек.

71.jpg 70.jpg

Сравнение графики в оригинальной и переизданной версиях Red Alert

С другой стороны, разработчики позаимствовали другое изобретение Blizzard Entertainment и довели его до ума. Речь идёт о рамке выделения юнитов. В старых RTS юниты выделялись по одному, что приводило к тому, что игрок погружался в глубокий микроменеджмент. В Warcraft же разработчики научились выделять до четырёх юнитов одновременно. Это было революционно! Westwood пошла куда дальше и разрешила игроку с помощью рамки выделить сразу хоть всех юнитов, превращая битвы в настоящие кровавые войны.

72.jpg

Надя — спортсменка, комсомолка и просто красавица

Интересно, что изначально разработчики, хоть и собирались просто сделать игру на собственной IP, взяв за основу наработки Dune II, всё же разрабатывали игру в фэнтези-стилистике с рыцарями и волшебниками. Но в какой-то момент события, которые происходили тогда в мире, повлияли на игру, и было решено добавить мощный политический подтекст. Вдохновившись войнами нового поколения, когда страны воюют где-то в странах третьего мира за такие ресурсы, как нефть («Буря в пустыне»), разработчики перенесли игру в современность. Сценарист Айди Ларамур утверждала, что именно так ей виделись конфликты будущего: крупные надгосударственные организации будут сражаться с террористами с анархистскими методами управления за природные богатства. Вот вам и политика в играх. Причём можно сказать, что в какой-то мере игра оказалась пророческой (см. войны в Афганистане, Ираке, Сирии).

Сравнение оригинального FMV и улучшенного с помощью нейросети 

Важным элементом игры стали ролики, записанные с живыми актёрами. Это был один из главных трендов того времени. FMV было почти везде. Но многие игры жертвовали геймплеем в пользу кинематографичности, превращая почти любые геймплейные идеи в поинт-н-клик-квесты. Студия Westwood решила, что ролики должны быть приятной затравкой для игрока, чтобы у него был повод пройти игру до конца, но не должны быть игровым элементом. Удивительно, но у неё почти получилось. Роликов много, они подаются чуть ли не после каждой миссии и рассказывают либо о восхождении «Братства Нод», либо о том, как ГСБ приходится бороться за своё честное имя со лживой прессой. Интересно, что в отличие от студии Sierra, у Westwood почти не было людей, знакомых с кинематографическим процессом или хотя бы с актёрской работой. Единственным, кто имел хоть какой-то опыт в этом, был театральный актёр Джо Кукан, прежде успевший поработать на озвучивании трёх частей The Legend of Kyrandia, а также побыть режиссёром роликов в третьей из них. Собственно, он и взял на себя роль режиссёра в Command & Conquer, параллельно сыграв одиозного Кейна. Учитывая почти нулевой опыт остальных участников, можно сказать, что он справился со своей работой на «хорошо». Но уже в Red Alert уровень постановки повысился заметно. А уж в третьей части обеих серий всё и вовсе дошло до профессионального кино с голливудскими звёздами.

73.jpg

Теперь можно разглядеть серп и молот на советском знамени

Многие игроки заодно отметили эффектный саундтрек Фрэнка Клепаки — ревущий индастриал с элементами маршей, метала и даже хип-хопа. Для Клепаки это был новый опыт в записи. Он уже писал музыку для Dune II, но та игра использовала MIDI-синтез звука, в то время как Command & Conquer изначально была нацелена на более объёмные CD и использовала уже готовую музыку. Так что композитору пришлось вооружиться горсткой синтезаторов для создания чего-то запоминающегося. Вдобавок были написаны эмбиент-композиции, которые он решил не добавлять в игру, решив, что они не подходят её стилистике. Но в ремастированной версии можно услышать даже эту вырезанную музыку с гораздо более качественным уровнем мастеринга и сведения, чем композитору было доступно в середине 90-х.

Небольшое видео об истории, стоявшей за разработкой серии 

В августе 1995 года вышла версия для DOS и тут же стала феноменальным хитом, продавшись тиражом 500 тысяч копий. Вскоре разработчики выпустили дополнение Covert Operations, включавшее в себя 15 усложнённых миссий и секретную полушуточную кампанию, в которой игрок сражается с динозаврами. В 1997 году вышло золотое издание под Windows и Macintosh. Конечно, такой успех не остался незамеченным платформодержателями, и стратегия в реальном времени появилась на консолях. Версия для Sega Saturn вышла самой первой и была идентична версии для DOS, но с худшей графикой и вырезанным мультиплеером. Далее вышла версия для PlayStation, основанная на релизе под Saturn, но с пятью дополнительными одиночными миссиями.

5.jpg

Знакомьтесь, Джо Кукан

Интереснее всего был релиз под Nintendo 64, вышедший в 1999 году и разработанный знаменитыми авторами такого направления в геймдизайне, как immersive sim, Looking Glass Studios. Эта версия, с одной стороны, содержала все миссии из ПК-версии, с другой, была перенесена на полноценный 3D-рендер вместо пиксельного 2D со спрайтами. В итоге в реальности это была совершенно другая игра. Также в этой версии было четыре дополнительных сценария. Все дополнительные миссии консольных версий впоследствии были портированы на ПК фанатами, а сейчас появились в новейшем ремастере.

6.jpg

Был даже восстановлен знаменитый экран установки игры, стилизованный под взлом правительственной системы 

Хочется выделить и ещё одну необычную версию игры — Command & Conquer: Der Tiberiumkonflikt. Это уникальная цензурированная версия игры специально для немецкого рынка. Но тут разработчики не отделались просто косметическими деталями в духе замазанных свастик или отсутствием крови. Нет, вместо этого игра получила слегка изменённый сеттинг и подправленный сюжет: в войне будущего сражаются киборги, которые при смерти проливают мазут вместо крови. В итоге вместо политической игры по мотивам конфликта в Кувейте армий США и Ирака немцы получили киберпанк про то, что войны ведутся с помощью киборгов, которые производятся на фабриках прямо на поле боя. Полный список изменений можно посмотреть здесь.

 

Улучшенная версия вступительного ролика Red Alert

Параллельно с выпуском аддона студия Westwood решила выпустить немного ленивый приквел, который рассказал бы, откуда взялось «Братство Нод». Но что-то пошло не так, и вместо этого родилась полноценная китчевая пародийная игра Red Alert, в которой Эйнштейн убил Гитлера, отправившись в прошлое на машине времени. Казалось бы, предотвращена Вторая Мировая война, но вместо этого Советский Союз во главе с Иосифом Сталиным, не сдерживаемый никакими нацистами, начал захватническую войну в Европе. Хотя в сюжете остались намёки на то, что игра изначально задумывалась как приквел (например, присутствие «Братства Нод» во главе с Кейном), она стала самодостаточной. Причём больше всего запоминалась сюжетная кампания, для которой разработчики придумали больше необычных заданий, в то время как оригинальная игра чаще предлагала построить базу и уничтожить все силы противника, только изредка предлагая диверсионные операции или миссии на время. Хотя в целом особых отличий у данной игры от оригинала не было.

7.jpg

К сожалению или к счастью, неадекватный патфайндинг юнитов дожил до наших дней 

Что касается ремастера, то могу добавить только то, что он сделан максимально прилежно. Разработчики из Petroglyph Games (основана выходцами из Westwood) и Lemon Sky (стояла за такими заметными ремастерами, как Warcraft III: Reforged и StarCraft: Remastered) подошли к делу с максимальным тщанием и желанием сохранить дух оригинала в первозданном виде. Чтобы мы увидели не старенькую пиксельную игру, а именно ту игру, какой мы её видели в прошлом. Для этого разработчики даже сохранили все баги оригинала, включая те, которые приводили к тому, что становилось невозможно успешно выполнить сюжетное задание. Ведь старые игры — это не только ностальгия по детству и приятным воспоминаниям, но и память о боли, которую эти игры причиняли.


Честно говоря, не уверен, что современного игрока заинтересует стратегия в реальном времени, в которой юнитов можно строить только по одному, а почти любая битва в одиночной кампании выигрывается за счёт того, что игрок собирает огромную армию из танков, гранатомётчиков и ракетных установок, после чего крушит базу противника, который пытается в какую-то тактику с разными вариациями юнитов. Но для тех, кто играл в Command & Conquer в детстве или юности, как и я сам, это отличная возможность окунуться в прошлое. Причём с причёсанной графикой, отлично перезаписанными звуком и музыкой, а также ворохом допматериалов о разработке.

Итоговая оценка (Command & Conquer) — 7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Итоговая оценка (Red Alert) — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Итоговая оценка (Remastered Collection) — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Outcaster в 16:49 13 июн 2020

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Lord_Draconis 13 июн 2020 18:17:29

    У людей ред алерт тормозит, особенно в первой миссии это видно. Помогает смена разрешение и возврат на текущую. Кроме того неоправданно высокие системные требования.

  • Freeman665 13 июн 2020 18:27:21

    ребят, а нельзя убрать эту строчку “(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)”? К чему ссылка на неработающий функционал?

  • Outcaster 13 июн 2020 18:47:34
    Lord_Draconis в 18:17 13 июн 2020 сказал:

    У людей ред алерт тормозит, особенно в первой миссии это видно. Помогает смена разрешение и возврат на текущую. Кроме того неоправданно высокие системные требования.

    не заметил такого. у меня без проблем было. а требования вполне низкие. всё же игра постоянно держит в памяти текстуры высокого разрешения под 4к, ну и 64-битные ОС сами по себе на совсем древнее железо не скейлятся.

  • Kantemir9000 13 июн 2020 19:21:46

    Если в гоге появится — обязательно куплю )

  • Made in Abyss 13 июн 2020 19:34:25

    Они ее хоть патчат или положили болт ?

  • folderwin 13 июн 2020 20:13:24
    Lord_Draconis в 18:17 13 июн 2020 сказал:

    У людей ред алерт тормозит, особенно в первой миссии это видно. Помогает смена разрешение и возврат на текущую. Кроме того неоправданно высокие системные требования.

    Игра особенно команды энд конеью пошла 80 ФПС на пхеоне 2 и видеокарте 5670 ??? Это какие же тогда по вашему нормальные требования ?

  • derscout 13 июн 2020 20:26:43

    Что-то я не припоминаю что в дюне 2 можно было захватывать здания инженерами.

  • edifiei 13 июн 2020 20:32:02
    derscout в 20:26 13 июн 2020 сказал:

    Что-то я не припоминаю что в дюне 2 можно было захватывать здания инженерами.

    Можно захватывать,я помню захватывал спец постройки что бы например играя за ордосов девостаторы строить или сардукар.

    Только не помню это спец юнит был и просто пехота.

  • folderwin 13 июн 2020 20:37:52
    derscout в 20:26 13 июн 2020 сказал:

    Что-то я не припоминаю что в дюне 2 можно было захватывать здания инженерами.

    Обычная пехота не ракетчики самоубивались о здания , но когда мало жизней(красной полоска становилась) можно было захватить , я так постоянно делал

    edifiei в 20:32 13 июн 2020 сказал:

    Можно захватывать,я помню захватывал спец постройки что бы например играя за ордосов девостаторы строить или сардукар.

    Только не помню это спец юнит был и просто пехота.

    Обычная пехота но именно о ычная ракетчики не могли так , если вспомнишь обычная пехота убивалась о здания нанося немного урона , а вот если жизнь красная у здания то захватывала

  • Made in Abyss 13 июн 2020 20:49:56
    edifiei в 20:32 13 июн 2020 сказал:

    Можно захватывать,я помню захватывал спец постройки что бы например играя за ордосов девостаторы строить или сардукар.

    Только не помню это спец юнит был и просто пехота.

    Emperor: Battle for Dune

    imperialsardaukar.jpg

    Обычные Сардукары тяжело бронированы, что позволяет им выносить значительные повреждения. Но так же легко они могут эти повреждения наносить - Сардукары используют массивные шестиствольные пулеметы. Одним из недостатков Сардукаров является то, что они никогда не ложатся на землю для защиты - слишком уж они гордые.

    Элитный имперский Сардукар (Imperial Sardukar Elite)

    Элита так же тяжело бронирована, как и обычные Сардукары. Однако их оружие несколько отличается. Основное их оружие - скоростной лазерный пистолет, а второе оружие - боевой нож, способный мгновенно убивать соперника при непосредственном контакте.

    Инженер (Engineer)

    h-engineer.jpgПреимущества: специальные возможности
    Недостатки: легкая броня, слабое оружие
    Вероятная роль: захват вражеских строений
    Уязвим: противопехотные средства

    Не такие быстрые, как Разведчики, и не такие страшные, как Огнеметчики, Харконненовские инженеры никогда не играли решающей роли в войнах Барона. Они развертывались на поле боя только для каких-либо срочных ремонтов, а также для захвата вражеских построек. Иногда инженеры бывают необходимы для удаления личинок тлейлаксанских пиявок с техники. Но кроме этих фундаментальных возможностей Харконненовские инженеры обучаются основам стрельбы из простейшего оружия, и на поле боя им выдается пистолет для самозащиты. Многие вражеские командиры слишком поздно понимают, что внешне безвредная кучка инженеров может таить неприятные подарки.

    Инженер (Engineer)Ордосы

    o-engineer.jpgПреимущества: специальные возможности
    Недостатки: легкая броня, отсутствие оружия
    Вероятная роль: захват вражеских строений
    Уязвим: противопехотные средства

    Специальные возможности инженера заключаются в захвате вражеских строений, удалении личинок тлейлаксанских пиявок и ремонте строений. Инженер может проходить по пехотным скалам.

  • rainmind 13 июн 2020 20:52:29
    Outcaster в 18:47 13 июн 2020 сказал:

    не заметил такого. у меня без проблем было. а требования вполне низкие. всё же игра постоянно держит в памяти текстуры высокого разрешения под 4к, ну и 64-битные ОС сами по себе на совсем древнее железо не скейлятся.

    Требования не просто космические, а сверхсветовые какие-то. Вообще немыслимые, которые в голове никак не умещаются. Людей держат за откровенный тупой безыдейный убогий скот:

    Цитата

    СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    РЕКОМЕНДОВАННЫЕ:

    Требуются 64-разрядные процессор и операционная система

    ОС: Windows 8.1/10 (64-bit Version)

    Процессор: Intel Core i5 4690K or AMD Ryzen 7 1700

    Оперативная память: 4 GB ОЗУ

    Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 660 or ATI Radeon HD 7850

    DirectX: Версии 11

    Сеть: Широкополосное подключение к интернету

    Место на диске: 32 GB

    Дополнительно: Место на жёстком диске: 32 Гб на SSD

    Требования к процессору, еще можно понять, т.к. это мэйнстрим и они просто отражают железо на котором тестировалось. Тогда непонятно почему такие отсталые видяхи. Т.е. тестируете на мэйнстриме ЦПУ, тестируйте и на таких же видяхах. Но это все цветочки. А вот что это за 32 ГБ, и почему они вообще посмели сюда зафигачить SSD?????

  • Made in Abyss 13 июн 2020 21:00:49
    rainmind в 20:52 13 июн 2020 сказал:

    Требования не просто космические, а сверхсветовые какие-то. Вообще немыслимые, которые в голове никак не умещаются. Людей держат за откровенный тупой безыдейный убогий скот:

    Требования к процессору, еще можно понять, т.к. это мэйнстрим и они просто отражают железо на котором тестировалось. Тогда непонятно почему такие отсталые видяхи. Т.е. тестируете на мэйнстриме ЦПУ, тестируйте и на таких же видяхах. Но это все цветочки. А вот что это за 32 ГБ, и почему они вообще посмели сюда зафигачить SSD?????

    Это еще и лагать умудряется на некоторых машинах — индусы делали ремастер

  • Outcaster 13 июн 2020 21:22:47
    rainmind в 20:52 13 июн 2020 сказал:

    Т.е. тестируете на мэйнстриме ЦПУ, тестируйте и на таких же видяхах. Но это все цветочки.

    там ещё есть минималки, в которых GeForce GT420. Это же совсем древняя затычка. А ничего старше нет, скорее потому, что нВидия драйверами ничего старше 400-й серии не поддерживает уже. 32 гига как раз понятны. Всё спрайты и текстуры перерисованы под то, чтобы в 4к детали разглядывать. Плюс апскейл видео, музыка в высоком качестве и больше сотни видео со съёмок. В папке с игрой архив с допматериалами весит 7,5 гигабайт, еще 3,5 гигабайта весят все видео из КнК, 4 ГБ весят все видео из Ред Алерта, и 1,5 ГБ архив со всей музыкой. Итого 16+ гигов примерно только видео и музыка. Архив с текстурами весит 5 гигов. Сама игра весит только 25 гигов. То есть остальные ресурсы, куда включены 2 игры, три аддона, допуровни, включая озвучку и локализацию на 3 языка уместилась в 4 гига.

  • Bkmz 14 июн 2020 08:18:00

    Red Alert моя первая стратегия, на равне с Dune 2000. Так что меньше 12 из 10 она не заслуживает!

  • Made in Abyss 14 июн 2020 10:04:01
    Bkmz в 08:18 14 июн 2020 сказал:

    Red Alert моя первая стратегия, на равне с Dune 2000. Так что меньше 12 из 10 она не заслуживает!

    Ну так ее никто не ругает — ругают ремастер который сделан через одно место

  • Виталий Собинин 14 июн 2020 10:25:49

    Я уже поиграл. Да, прикольно, но есть много но...

  • Оставить комментарий