[Рецензия] Chuchel (PC)
Независимая студия Amanita Design из чешского городка Брно давно известна любителям необычных игр. Всё началось в 2003 году, когда Якуб Дворский защитил дипломную работу в пражской Академии искусств. Этой работой была небольшая flash-игра Samorost. С тех пор Amanita Design не только выпустила несколько игр (Machinarium, Botanicula, Samorost 2 и 3), но и активно попробовала себя в других сферах: делала рекламные ролики и музыкальные видеоклипы, занималась вебдизайном, даже поучаствовала в создании полнометражного мультфильма «Куки возвращается» Яна Свержака. Так что её новая игра Chuchel сразу оказалась на радарах игроков.
Чучел, Кекел и все-все-все
Маленький клубок чёрных волос посапывает в картонной коробке. Ничто в мире не способно его разбудить — ни будильник, ни аудиосистема, ни сирена, ни птички во дворе. Ничто — кроме запаха свежей черешни, который может-таки прервать сон этого забавного существа по имени Чучел. Правда, Чучел не единственный, кто падок на черешню: есть у него заклятый друг Кекел, который так и норовит утащить заветную ягоду и слопать её где-нибудь самостоятельно. И их «борьба за черешню» продолжается вечно, как круговорот дня и ночи. Можно сказать, что вся их жизнь завязана на этой дружбе, в которой они ощущают себя полноценно только в состоянии конкуренции. Хотя, конечно, они не могут друг без друга, даже если готовы жестоко подшутить над товарищем.
Всё это анимационное безумие живо напомнит похожие ситуации из какого-нибудь «Тома и Джерри» или отечественного «Ну, погоди!» С другой стороны, вычурный, абсурдный, по-хорошему сумасшедший стиль Amanita Design скорее ассоциируется с мультфильмами Гарри Бардина, Яна Шванкмайера или Александра Татарского. Думаю, и сами разработчики не против таких сравнений; возможно даже, все три автора им прекрасно знакомы. Как бы то ни было, но у сотрудников студии, безусловно, есть свой почерк. И какой бы ни получилась их новая игра, она обязательна к ознакомлению только из-за него.
Всё, что нужно для хорошей игры: харизматичный персонаж и черешня
Хотя стоит признать, что Chuchel — не лучшее их произведение. По сути, игра состоит из серии короткометражных скетчей, построенных по принципу мультсериала. Даром что ближе к финалу разработчики попытались связать их воедино под общим знаменем победы позитива над негативом. И разумеется, от игры веет солнечным теплом, так необходимым здесь и сейчас, когда на улице всё ещё минусовая температура. Но ни в какое сравнение с шедевральной Botanicula — лучшей игрой Якуба Дворского и Ко — Chuchel не идёт.
Как и предыдущие игры, Chuchel держится в первую очередь на визуальном стиле и абсурдном чувстве юмора, отводя загадкам второстепенную роль. Если не считать Machinarium, то никогда головоломки не были основной частью геймдизайна игр Amanita Design. Чаще всё сводилось к минимализму, когда игрок должен был прокликать несколько активных точек, а потом понять, в какой последовательности их нажать. Нередко последовательность не подчинялась законам людской логики, а жила по правилам выдуманного мира, нарушая все законы физики. Так, например, в Chuchel одной из важнейших деталей игры является то, что главный герой, уходя с экрана справа, выходит слева, и наоборот. Как будто Земля не просто шарообразная, но ещё и карликовая. Но эта особенность добавляет глубины нарочито абстрактному миру игры.
Подсказки, как обычно, поданы с фантазией
Иногда, как и в Botanicula, игроку даётся возможность сыграть в мини-игры, среди которых нашлось место и местной версии «Тетриса», но пожалуй, не буду рассказывать о них подробнее, чтобы не проспойлерить. Вообще, в паззл-играх главное — ни за что и никогда не узнавать о них ничего заранее. Даже банальный внешний вид головоломок может полностью испортить впечатление. Всё же это жанр, в котором важно учиться вместе с игрой. Одной из больших ошибок Джонатана Блоу, которую он сам признал, была демонстрация The Witness на конференции Sony, в которой он показал слишком многое.
Тяжело не возвращаться к Botanicula, но так же, как к ней, к Chuchel музыку написал дуэт DVA (Бара Кратохвилова и Ян Кратохвил). На сей раз их яркая смесь электропопа и фолка получилась даже более динамичной и танцевальной, чем прежде. В принципе, это как раз соответствует животному, природному духе Chuchel, в отличие от более созерцательного растительного мира Botanicula. Но что важно, музыка не лишена интерактивных элементов и прекрасно синхронизирована с изобразительным рядом. Удивительно, как маленькая чешская студия работает со звуком лучше, чем некоторые AAA-конторы. Не устану повторять, что более бездарной работы с музыкальной дорожкой, чем в RPG от Bethesda Softworks, невозможно отыскать, её не спасает даже хорошая музыка. И никакие бюджеты не способны это исправить.
Нравится вам или нет, но Amanita Design — одна из важнейших игровых студий современности. Пропускать её игры нельзя, даже если они не являются вершиной мастерства. А Chuchel просто очень весёлая и по-доброму смешная абсурдно-сюрреалистичная сказка. Самое то, чтобы согреться холодным мартовским вечером, пока за окном снегопад и сугробы.
Новости и статьи по тегам:
- Рецензия 32 Doom Eternal (PC)
- Рецензия 18 Ratchet & Clank (2016) (PlayStation 4)
- Рецензия 13 Outcast: A New Beginning (PC)
- Рецензия 152 Crysis 2 (PC / Xbox 360 / PlayStation 3)
- Рецензия 159 Deus Ex: Mankind Divided (PC)
- Рецензия 8 Maid of Sker (PC)
Черешни захотелось
Грех не взять)
Куплю полюбэ. Спасибо за текст. Отличная точка зрения.
Блин. Как всегда куча баннеров, что меня посадят за обналичку. Ну что это такое, Сергей? Людям так говорить не принято. Каждое мое слово здесь меня упрекает в моей покупке очень хорошей игры.
Прошел пол игры, вообще не цепляет. Расстроился даже немного. Ботаникула просто шедевральна, ожидал что-то на уровне, а здесь даже гг мне не симпатичен. Музыка прекрасна, фирменная рисовка тоже хороша, а вот все вместе — не играет.
Проходная игра, для которой, как обычно, нет времени.
Наркомания какая-то Machinarium лучший.
Прошёл сегодня Chuchel. И мне в целом понравилось, под конец игры сидишь такой перед монитором с глупым видом и соображаешь, а что же это такое было Но было весело!
Игре стукнул год!