[Рецензия] Doom 64 (PC)

Doom — классика хоррор-боевика. Шутер от первого лица студии id Software отлично совмещал выверенные перестрелки с мрачной атмосферой заброшенной марсианской станции. Вскоре мир увидел сиквел, в котором действие переместилось на Землю, где игрок бегал среди толп противников между коробками, которые символизировали небоскребы и спальные кварталы. В целом Doom II: Hell on Earth был невероятно успешен, но с точки зрения геймдизайна — скорее, стал шагом назад. Слишком неочевидное расположение противников с упором на их количество и непонятный упор на платформинг в последней трети игры, в которой даже не было функционала для прыжков, оставляли странное послевкусие. Вроде всё хорошо, но первая часть была на голову выше. Однако мало кто знает, что ещё в 1997 году вышло прямое сюжетное продолжение, ставшее эксклюзивом для платформы Nintendo 64.

banner_st-rv_doom64_pc.jpg

64 бита в Аду

После того как безымянный Мужик рока (Doomguy) спас Землю от вторжения демонов из Ада, твари продолжили прорываться в наш мир через порталы на спутниках Марса — Фобосе и Деймосе. Тогда руководство Объединённой Аэрокосмической Корпорации (UAC) решило уничтожить бесов с помощью ядерного оружия. Но что-то пошло не так, и погибшие пришельцы из Подземного царства, умерев от радиации, вскоре восстали из мёртвых с новыми силами. Люди попытались остановить их при помощи армии, но она была быстро уничтожена. Так что Думгаю пришлось бросить всё и вернуться к зачистке спутников красной планеты по новой. 

21.jpg

В спрайтах узнаются знакомые черти, даром что теперь они оцифрованы на основе CGI-моделей

Такова завязка Doom 64. Правда, если в год выхода об этом можно было узнать, почитав мануал к игре, то в новом релизе от Bethesda Softworks сюжет придётся искать в интернете. Игра, в общем, никак не объясняет, почему герой оказался на марсианских спутниках, сразу бросая его в гущу событий. И надо сказать, разработчики из отделения Midway в местечке Сан-Диего не побоялись повысить ставки по сравнению с двумя оригинальными релизами. Противники в Doom 64 агрессивнее, они часто нападают большими группами и телепортируются за спину игрока в беззвучном стелсе. Тяжело поверить, что такая динамичная игра была спроектирована для неудобного контроллера консоли Nintendo 64, чью эргономику не критиковал только ленивый. В какой-то мере эта игра даже сложнее Doom 2.

22.jpg

Жаль, на скриншоте нельзя показать, как этот портал в Преисподнюю появляется на ваших глазах

При этом с точки зрения арт-дизайна данная версия игры, наоборот, была ближе к первой части. Мрачные атмосферные коридоры космической станции, причудливые локации в Аду и не только, странные пещеры, освещённые только тусклым огнём свечей, мерцающие стробоскопом неоновые лампы. Это был явный возврат к хоррор-эстетике первого Doom, который усиливался за счёт электронного эмбиента от Обри Ходжеса. Более того, местами возникает ощущение, что разработчики ориентировались на только что вышедший первый Quake. В первых прототипах даже планировались храмы древних богов, но их забраковали сотрудники id Software, которые хоть напрямую игру не разрабатывали, однако следили за стилистическим соответствием своему видению. Интересно, но Midway через год выпустило Quake для Nintendo 64. Впрочем, ничего удивительного.

23.jpg

В игре даже есть подобие запечённого освещения

Есть, правда, один весьма сомнительный элемент геймдизайна. По неизвестной причине в Midway посчитали, что принцип trial & error (проб и ошибок) подойдёт для FPS. Потому очень часто в игре встречаются ловушки, о существовании которых игрок никак не может знать. Да ещё с учётом того, что в играх от id Software даже падение в пропасть, заполненную лавой или кислотой, не было мгновенной смертью и всегда оставался шанс выкарабкаться, найдя скрытый подъём. Зато ловушки прекрасно убивают Думгая и отправляют игрока к предыдущему сохранению. Так что заранее предупреждаю, в игре иногда на вас может упасть потолок, провалиться пол под ногами, внезапно из стены в упор прямо в ваше лицо прилетит ракета. С другой стороны, постоянно изменяющаяся геометрия уровней удивляет вплоть до самого финала.

Трейлер ремастера

И всё это выглядит прекрасно на новом движке KEX Engine. Изначально на нём уже выходил сорс-порт Doom 64 EX, но с тех пор разработчик движка Сэмюэль Вильярреал (к слову, он был программистом в TimeGate Studios и занимался левелдизайном в аддонах к первому F.E.A.R.) пристроился в студию Nightdive, и на этом движке уже выпущено несколько ремастеров классики 90-х годов: Turok, Turok 2: Seeds of Evil, System Shock: Enhanced Edition, Forsaken Remastered, Blood: Fresh Supply, а на очереди переносы на этот движок классического шутера SiN и адвенчуры Blade Runner. Doom 64 на современном движке выглядит красиво, стильно, эффектно, но при этом аутентично. Более того, за счёт современного железа стало лучше видно, насколько хорошо поработали художники 23 года назад, что было не так заметно в оригинальном разрешении 320х240, в котором игра шла на консоли.

24.jpg

Е-е-е, рок!

Единственное, где Nintendo 64 выдаёт свою ограниченность, — это разнообразие противников. Если честно, их меньше, чем в оригинальных играх от id Software. А учитывая, что два вида импов и два вида Баронов Ада отличаются только расцветкой и уроном, то даже становится обидно, что разработчики были вынуждены урезать игру именно в количестве уникальных 2D-спрайтов.


Nightdive Studios в очередной раз подтвердила, что она лучшая студия по производству ремастеров игр 90-х на нынешнем рынке. Многие игроки наконец смогут на своём опыте ощутить, насколько хороша была эта самая малоизвестная игра в популярной серии. Разве что странно, что игру давали бесплатно к Doom Eternal за оформление предзаказа. Ведь на таком фоне новая игра от id Software выглядит как нелепый цветастый казуальный шлак для тупых детей.

Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Outcaster в 22:07 25 апр 2020

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • allyes 25 апр 2020 22:24:51

    Серьёзно, обзор на староглиняный Дум!?:laugh: Да здесь текста больше, чем в самой игре:)

  • Celeir 25 апр 2020 22:59:40

    @allyes в Journey слов ещё меньше, а сколько понаписано

  • Kantemir9000 25 апр 2020 23:14:55

    Одобряю, наверное спецом дали бесплатно чтоб некоторые не бомбили)))

  • Morfius354 26 апр 2020 00:37:30
    Outcaster в 22:07 25 апр 2020 сказал:

    новая игра от id Software выглядит как нелепый цветастый казуальный шлак для тупых детей.

    Хорошо байтишь!

  • ScorpionBSG 26 апр 2020 02:26:51
    Outcaster в 22:07 25 апр 2020 сказал:

    Ведь на таком фоне новая игра от id Software выглядит как нелепый цветастый казуальный шлак для тупых детей.

    Красава, поддерживаю! Хорошая рецензия:clap:

  • POW2208 26 апр 2020 03:17:28
    Outcaster в 22:07 25 апр 2020 сказал:

    Ведь на таком фоне новая игра от id Software выглядит как нелепый цветастый казуальный шлак для тупых детей

    Звучит как г-но тупого г-на. Дети, не ешьте г-но.

  • BVCK-1N-BLVCK 26 апр 2020 05:51:18
    Outcaster в 22:07 25 апр 2020 сказал:

    Ведь на таком фоне новая игра от id Software выглядит как нелепый цветастый казуальный шлак для тупых детей.

    Моё почтение :clap:. Всё верно написано, только одна поправка, новая игра от id Software НЕ выглядит как нелепый цветастый казуальный шлак для тупых детей, она им и является!

  • MadMixa81 26 апр 2020 09:56:14

    Ух. помню свои эмоции которые я испытал пройдя эту игру на Н64. Можно сказать мне эта игра досталась сразу после выхода в США. помню запару как я искал мега-ключ что бы игра запустилась на моей европейской н64. Но оно того стоило. Лючший Дум как по мне. и даже не парить что вырезали ревенанта и мастермайнда с иконой греха. зато добавили матку.

  • yurimail 26 апр 2020 11:23:11

    Не совсем понятно кому сейчас будет нужно ЭТО, с механикой из каменного века, когда уже давно существуют отличные сорс порты, и сотни модов в разы интереснее оригинальных DooM, Heretic, Hexen?

  • allyes 26 апр 2020 11:33:48
    yurimail в 11:23 26 апр 2020 сказал:

    ЭТО

    Тем, кто играл в это в 90-тых. Люди будут использовать любую возможность вернуться “туда”:)

  • Den110 26 апр 2020 11:38:44

    Не смог осилить.. И новый дум не цветастое шлаковое гавно, а очень даже хорошая игра..

  • Hellson 26 апр 2020 16:04:54
    Den110 в 11:38 26 апр 2020 сказал:

    Не смог осилить.. И новый дум не цветастое шлаковое гавно, а очень даже хорошая игра..

    Тихо, тут староверы оргии придаются, не мешай.

  • kalash49 26 апр 2020 18:55:48
    allyes в 11:33 26 апр 2020 сказал:

    Тем, кто играл в это в 90-тых. Люди будут использовать любую возможность вернуться “туда”:)

    Вряд ли это для того чтобы куда-то вернуться. Просто в этих играх “есть что-то”, за что люди их полюбили, и это что-то никуда не исчезло, оно продолжает в них жить. Некий опыт, впечатления, ощущения, история, интересное приключение, атмосфера, самобытность. При чём здесь прошлое? ) На мой взгляд, ностальгия играет здесь далеко не главную роль. Когда мы включаем старый фильм, будь то Звёздные войны или Индиана Джонс, мы хотим снова окунуться в ту историю, взглянуть на неё другими глазами. Посмотрев старую киношку ты не вернёшься в 80-е и 90-е, ты просто ещё раз посмотришь захватывающее, интересное кино, только и всего. Если я запущу первого Марио или Соника, то уж точно не для того чтобы попасть в детство. Я хочу снова погрузиться в мир этих игр, заново открыть его для себя, может быть потому что они мне по настоящему... нравятся.

    Hellson в 16:04 26 апр 2020 сказал:

    Тихо, тут староверы оргии придаются, не мешай.

    Ну вот, типичный хроношовинизм. Даже не знаю, что может быть глупее мысли о том, что всё лучшее и самое интересное происходит только здесь и сейчас, в твоё время, в настоящем. Пожалуй, только мысль об обратном. Позиция тех, кто с таким неуважением относится к прошлому, как бы сама себя компрометирует. Если прошлое дерьмо (или чем-то хуже), получается вся ваша прошлая жизнь, каждое прожитое мгновение точно такая же жиденькая коричневая субстанция. Жизнь ваших пожилых родственников, родителей — выходит, всё оно самое? Они ведь жили в те мохнатые годы — ну что они там видели, что понимали, правда? )) “Это мы, лучшие из людей потому что мчимся на встречу неизведанному, на острие летящей вперёд стрелы времени!” Частично, подобное отношение культивируется культурой потребления, частично это наши эгоистичные инстинкты. Рационального здесь 0, 0.

  • Hellson 26 апр 2020 22:22:59
  • Evgeniy Safronov 27 апр 2020 12:23:10

    Хм. Я что-то пока позитивных отличий от Doom 64 Ex не увидел. Игра стала неудобнее, работать стала медленнее, при старте показывает секунд на 40 заставки издателей и разработчиков (ни слова о Midway). С ходу не нашел ту офигенную стартовую заставку, где мобы крошат друг друга и оказывается что они сидят на здоровом логотипе Doom 64. Меня что, наемали?

  • Outcaster 27 апр 2020 12:38:02
    Evgeniy Safronov в 12:23 27 апр 2020 сказал:

    С ходу не нашел ту офигенную стартовую заставку, где мобы крошат друг друга и оказывается что они сидят на здоровом логотипе Doom 64

    она идёт сразу после 30 секунд издателей)

  • Evgeniy Safronov 27 апр 2020 14:47:40
    Outcaster в 12:38 27 апр 2020 сказал:

    она идёт сразу после 30 секунд издателей)

    А, не делать рефанд, а дождаться, пока закончатся издатели, понял.

    В Doom Eternal даже первую миссию не прошел. Я хотел стрелять по монстрам, а не отрывать головы и выдавливать глаза с Ultra-HD графоном. Выдавливаешь глазики и по рации слышишь, что демоническое присутствие уменьшилось, а людям планеты Земля полегчало на столько-то процентов. Не могу, отложил. А вот Doom 64 хорошая игра, подтверждаю.

  • POW2208 27 апр 2020 17:18:55
    Den110 в 11:38 26 апр 2020 сказал:

    И новый дум не цветастое шлаковое гавно, а очень даже хорошая игра..

    Отличная, как по мне.

  • DedMoroz 28 апр 2020 18:22:06

    К оригиналу Doom 64 претензий не имею. Шутерная классика на все времена, перепроходил год назад. А вот улучшенную версию можно было сделать и поинтереснее. Одного дополнительного эпизода слишком мало. Понимаю, что игра является всего лишь бонусом к основному блюду в виде Doom Eternal, но 6 карт пролетаются быстро, а хочется ещё. Также непонятно, зачем была заблокирована мышь по оси Y. Канон, все дела, в оригинале такого нет, но во многих модах/портах эта функция уже давно присутствует и стала обыденностью. Можно было сделать переключатель в меню. Да и выбор уровней можно было там же реализовать для тех, кто хочет пройти только дополнение "The Lost Levels" (а не идти в консоль или открывать INI-файл для ввода команд и редактирования). Визуальная часть также странная. Игра выглядит лучше оригинала, но в динамике это мало заметно, а про Brutal Doom 64 я и не говорю, который уделывает версию 2020 года одной левой. Но печаль-беда в том, что мод обновлённый WAD не понимает, адоптированной версии ещё нет, а сделать совместимость разработчики не догадались/не захотели, а играть в Doom без BD уже не то.

  • Outcaster 28 апр 2020 18:50:12
    DedMoroz в 18:22 28 апр 2020 сказал:

    Да и выбор уровней можно было там же реализовать для тех, кто хочет пройти только дополнение "The Lost Levels" (а не идти в консоль или открывать INI-файл для ввода команд и редактирования).

    он есть. причем открывается так же, как и в оригинале. то есть нужно на первом уровне найти выход на секретный уровень Hectic, который как раз даёт доступ к выбору уровней и читам.

  • DedMoroz 28 апр 2020 19:33:26
    Outcaster в 18:50 28 апр 2020 сказал:

    он есть. причем открывается так же, как и в оригинале. то есть нужно на первом уровне найти выход на секретный уровень Hectic, который как раз даёт доступ к выбору уровней и читам.

    Видимо, я дурак! Про секретные уровни я знал, но не про то, что они открывают эпизоды. Я посчитал, что здесь по классической схеме всё открывается после завершения игры (map 28). Так что полез в консоль и ini править параметры, даже инструкцию сделал. :laugh:

    65 Doom Eternal

  • Оставить комментарий