[Рецензия] Far-Out (PC)

Если бы мы писали сценарий, то сначала озаботились бы темой, затем придумали бы персонажей с таким мировоззрением, чтоб их конфликт максимально подчеркнул посыл, и только потом создали бы подходящий подо всё это мир, на ходу решая, будет ли он в декорациях sci-fi, в реалистичном стиле и так далее. Но отечественная студия Escapism Artworks взялась «всего лишь» за игру, а потому пошла иным путём. Пока я бродил по Far-Out, в мозгу зудела навязчивая идея: проект воспринимался бы куда лучше, если б персонажем являлся не член экипажа, а события происходили не на борту его же космического корабля. Студия захотела воссоздать опыт старых адвенчур вроде Myst, вынуждая действовать при минимуме информации. Захотела и сделала, но комбинацией места действия и главного героя породила нешуточный диссонанс.

banner_st-rv_farout_pc.jpg

Подсветка ключевых предметов не всегда упрощение, она может отражать осведомлённость персонажа, его техническую подкованность и готовность решать ровно те проблемы, которые он, дипломированный специалист, и учился решать. Солдат сразу прикинет, какую позицию занять перед боем, техник c первого взгляда выделит из разбросанного по комнате хлама то, что мог бы использовать. Зак Патерсон с корабля «Селена» носит гордое звание Исследователя, но ничего не знает ни о корабле, ни даже о мире, в котором живёт.

Незнание проявляется во всём и постоянно. Коридоры корабля напоминают оные из «Чужого»: стены усыпаны кнопочками и лампочками, по углам громоздкие аппараты, двери открываются вручную, компьютеры в стиле ретрофутуризма. Догадаться, что здесь зачем, невозможно — надо пробовать. Зак ни единым комментарием не подсказывает, как пользоваться кофеваркой и что произойдёт, если много раз дёргать за какой-то рычаг; одни и те же объекты в разных комнатах или активны, или просто декорация; сотня индикаторов тут и там нарисованы чётче, чем кнопки, привлекая ненужное внимание; экраны приборов играют бессвязную анимацию, никак не раскрывая их предназначение или же последствия вмешательства игрока. Вы смеялись над учёными с «Прометея»? Здесь всё круче: из-за не оправдывающихся ожиданий игрок спотыкается на ровном месте, а со стороны это выглядит так, будто сам Зак не знает, как открывать обычные двери, где искать несекретную информацию, что и как устроено, что предпринять. Он не только профессионально непригоден, но и каким-то образом упустил целые годы технической эволюции: неандерталец, которому вручили iPhone.

15.jpg

Покопавшись в компьютере, можно и продвинуться дальше, и разузнать детали предыстории.

Другое дело, если б он исследовал реликт неизвестной цивилизации, то есть не зная, как инопланетяне думают, каковы их быт, технологии… Тогда бы всё встало на свои места. Но нет, человек без явных психических отклонений бездумно трётся обо все поверхности, чтоб лишь по смене «близорукого» курсора отличить кнопки от диодов подсветки. Как ребёнок, жмёт на всё подряд без конкретного плана с последующей возможностью сбросить спасательные челноки пустыми, получить передозировку лекарствами, умереть от радиации. Последнее, кстати, один из самых наглядных примеров ещё одной проблемы игры.

Возможность облучиться в одной из комнат не вызывает никакой реакции персонажа, он только без видимой ещё причины истошно кричит, разделяя вопли равнодушными паузами. И не говорит ни одного словца. И так со всем. В более линейных или более глубоких проектах что-либо происходит затем, чтобы внести перемены в события или поведение, то есть с некоей целью. Но в Far-Out, скажем, крики напарницы откуда-то из-за стены раздаются не как мотиватор быстрей куда-то добраться или пересмотреть свою беспечность, а... почему-то. Безо всякого смысла и даже особой реакции героя, да ещё повторяются, пока куда-нибудь не отойдёшь. Даже пожар не надо срочно гасить — только если надоест рёв сирены или если идёшь на «достижение». Причём сигнал тревоги может застать персонажа перед компьютером, наталкивая на ложную мысль решить проблему посредством этого же компьютера. Но решается она не так. Столь низкая реакционность событий идеально раскрыта в последнем патче: «При первом запуске теперь есть описание произошедшего на корабле, что бы было более понятнее что на самом деле произошло» (орфография и пунктуация сохранены)!

17.jpg

Внимание на две строчки в нижнем левом углу монитора. Запомнили? Хорошо, пригодится.

Прочувствовать события мешает и то, что игра как будто спроектирована мешать прохождению. Запасные детали компьютера лежат в обычных ящиках для инструментов, инструментами же заваленные; огнетушители в цвет стен сливаются с окружением; до крайних компьютеров не дотянуться с рабочего места, словно взаимодействовать с ними нельзя. Необходимость приближать камеру при работе с монитором отлично скрывает тот факт, что запрошенная информация выводится на соседние три дисплея, а технические проблемы вроде несохранения прогресса (при его-то незаметности) или настроек графики могут полностью застопорить прохождение. Вот, на экране со скриншота выше есть важная информация, которую надо рассмотреть через окошко закрытой двери. Пока я этого не узнал, даже не подумал бы, что строчки вообще читаемые или что качество картинки просто не менялось из игры и что надо было лезть в UserSettings.cfg. А ведь дошло до того, что я пытался убрать шум в Photoshop… Последний патч, к слову, отломал опцию передвижения мелких объектов — и стоит ли говорить, что это тоже заблокировало прохождение игры?


Тем временем напоминание в углу экрана гордо вещает: «Спаситесм с корабля» — если ещё не рассыпалось на символы псевдографики. На секундочку, в русской локализации русского проекта. Суммарный эффект недочётов ошеломляет. Часть нюансов ещё можно решить, но другие лежат в самой основе, это следствие полного непонимания, как работает внимание человека и как подать события с выгодной стороны. Стоит ли платить за это деньги? Пожалуй, нет. Если только не хочется походить по небольшому кораблю в стиле «Чужого» и из принципа преодолеть все местные «косяки».

Итоговая оценка — 5,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Celeir в 11:52 10 мар 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • itsnarkoz 13 мар 2018 08:01:58

    Полностью согласен. Такой халтуры давно не встречал. Почитал отзывы и комментарии — вроде вполне годно. Но на деле... Это даже не баги, это неудобство интерфейса, недружелюбность самой игры и непонятная подача. На чем я должен сосредоточиться? На сюжете? Или на том, как блин взаимодействовать с экраном компа? Чего хочет от меня игра? Исследования? Исследования темного коридора в поисках рабочей юзабельной кнопки среди остальных кнопок для декораций?

    Автор статьи очень верно подметил по поводе неандертальца с айфоном. Только я бы еще добавил, что это тупой и немой неандерталец-инвалид с задержкой умственного развития и полным отсутствием жизненного опыта.

    P.S. Оформил возврат.

  • SerGEAnt 06 дек 2018 16:19:42

    С удивлением обнаружил, что игру удалили из Стима. И вот почему (даже эту статью удалили :D ).

  • Оставить комментарий