[Игровое кино] Я не просил об этом

Детройт — город машин. Крупнейший город штата Мичиган, прославившийся своим автомобилестроением, за последние 100 лет успел познать, как взлёты, так и падения. От промышленной столицы США, в которую в поисках работы стекались люди со всех уголков страны, до города-банкрота с опустевшими заводами и районами-призраками. Неудивительно, что он не раз становился декорацией для всевозможных фильмов, включая пересекающиеся по тематике с «Детройт. Стать человеком». Например, «Робот-полицейский» Пауля Верхувена или видеоигры Deus Ex: Human Revolution. Но тематика не исчерпывается только этими наименованиями.

Искусственный разум / Artificial Intelligence: AI
реж. Стивен Спилберг, 2001 г.

093244-Pic1.jpg

Данная картина была задумана знаменитым американским режиссёром Стэнли Кубриком еще в начале 70-х гг., после прочтения рассказа Брайана Олдисса «Суперигрушек хватит на всё лето». Собственно, сценарий экранизации был приглашён написать сам автор первоисточника. Но уже на стадии написания сценария у экранизации начались трудности. В середине 80-х гг. Кубрик позвал для работы над фильмом своего друга Стивена Спилберга, параллельно сменив сценариста. В 1991 году была готова первая полноценная версия сценария, но фильм вновь был отменён. Кубрик посчитал, что технологии не позволят создать некоторых андроидов реалистично. Вновь проект сдвинулся с мёртвой точки только после успеха «Парка Юрского периода», который продемонстрировал чудеса CG-графики, неотличимой от реальности. Правда, в этот раз Стэнли Кубрику категорически не понравилась стоимость услуг студии компьютерных спецэффектов ILM, посчитав их слишком дорогостоящими. Вместо этого они привлекли к работе британского мастера визуальных эффектов и клипмейкера Криса Каннингема, многим известному по музыкальному видео певицы Бьёрк — All is Full of Love. Примерно тогда же Кубрик решил отказаться от режиссуры, передав эту должность Стивену Спилбергу. Но съёмки начались только после смерти главного идеолога фильма, так как у Спилберга в 90-х гг. и без того был очень плотный съёмочный график.

Несмотря на все проблемы, фильм получился хорошим. В нём чувствуется и влияние Кубрика, и авторский почерк самого Спилберга, но сильно проигрывающий в последние полчаса, которые всё же не особо убедительны. Особенно, в сравнении с большей частью фильма, которая и снята замечательно, и удивительно естественна в подаче истории робота, который умеет любить. И довольно знаменательно, что ему приходится объединиться с роботом, созданным для плотской любви. Получается довольно занятный симбиоз разума и чувств во имя спасения в мире людей, которые сами себя давно загнали в могилу, задолго до собственной гибели. Тем обиднее, что такая антиутопия к финалу выливается в сентиментальную сказочку. Что удивительней, такой финал был задуман ещё Стэнли Кубриком, а не славящимся сентиментальностью Стивеном Спилбергом. Он даже называл фильм для себя кибер-версией «Пиноккио».

Я — робот / I, Robot
реж. Алекс Пройас, 2004 г.

093310-Pic2.jpg

Довольно любопытная фантастическая антиутопия с детективной основой. Три правила робототехники, придуманные Айзеком Азимовым, вроде совершенно логичны и точно должны огородить человеческую жизнь от посягательств роботов, если бы не один важный парадокс: «Кто защитит людей от самих себя?» Вот и в фильме Алекса Пройаса, создателя знаменитого «Тёмного города», полицейский Дел Спунер (Уилл Смит), пытается расследовать убийство, где единственным подозреваемым является робот Сонни, наделенный эмоциями. Но сталкивается с парадоксом: все его уверяют, что роботы не могут навредить человеку. Таковы законы. Но Спунер чувствует, что три закона не совершенны, так что он решает взяться за раскрытие этого преступления.

Удивительно, но вольная экранизация сборника рассказов Айзека Азимова, кроме того, что наполнена неплохими для своего времени спецэффектами, оказалась увлекательной, не в пример довольно сухому первоисточнику. Особенно, удался герой Уилла Смита, не лишённый чёрного чувства юмора. Да и в смысловом плане у фильма не всё плохо. И пусть это не «Бегущий по лезвию», но всё равно довольно умная фантастика. Особенно на фоне современного голливудского кино.

Детройт / Detroit
реж. Кэтрин Бигелоу, 2017 г.

093322-Pic3.jpg

Трио Кэтрин Бигелоу, Марк Боал и Бэрри Экройд — это уже определённый знак качества. Режиссура с большим вниманием к мелочам; сценарий, в котором человеческие характеры перемежаются с сухими фактами; операторская работа, создающая иллюзию документальности. «Детройт» местами выглядит как хроникальная лента, снятая в 60-х гг. Что интересно, но актуальная тема расизма в американском обществе тут поднята без лишних подмигиваний и эзопового языка. Как говорится, прямо в лоб, чуть ли не по-марксистски, с самого начала заявляют прямым текстом, что единственная причина расовой нетерпимости — экономика. И пока не будет достигнуто социальное равенство нет даже смысла что-то обсуждать. Странно, что такое хлёсткое кино в итоге, получив по большей части положительные отзывы в прессе, натолкнулось на определённое сопротивление. В некоторых американских текстах на полном серьёзе заявляют, что белая женщина не имеет прав снимать о чернокожих, тем самым выставляя самих себя расистами и шовинистами.

Многих смутит появление этого фильма в списке, но я считаю, что это вполне неплохой повод порекомендовать один из лучших фильмов 2017 года к просмотру. Тем более в нём можно увидеть первопричины современного положения Детройта, его недавнюю историю, а так же проблему сегрегации и нетерпимости, так же поднимающиеся в игре Дэвида Кейджа. Разве что Кэтрин Бигелоу куда талантливей, как постановщик.

Чужой: Завет / Alien: Covenant
реж. Ридли Скотт, 2017 г.

093334-Pic4.jpg

Логическое продолжение идейно-философского ряда «Прометея», затрагивающее тематику творения и Творца. И если прежде люди смотрели на Звёзды и искали потерянный Рай, то теперь создание людей — СПОЙЛЕР! — андроид Дэвид не просто обрёл свободу воли, но и сам захотел стать творцом. Тем самым интересно закольцевав вселенную. Правда, лучше всего удалась открывающая сцена во время титров, которая оказалась лучше остального фильма.

Правда, в этот раз Ридли Скотт немного забил на то, что это ещё и научно-фантастический фильм ужасов, потому вся жанровая часть подаётся сумбурно и в ущерб идейному содержанию. Будем честны, вся страшилки с участием ксеноморфа сделаны лишь бы было, отчего фильм смотрится гораздо скучнее, чем более атмосферный «Прометей». К слову, в прошлом году это был не единственный фильм, который, прикидываясь космохоррором, оказался больше режиссёрским высказыванием о человечестве. Примерно в таком же духе шёл в прокате фильм «Жизнь» шведа Даниэля Эспиносы. С другой стороны, визионерство, богатство культурологических и религиозных отсылок явно на стороне «Завета». К сожалению, главный сюжетный поворот вокруг которого строится вся загадка фильма, был раскрыт задолго до премьеры в одном из бесконечных трейлеров. Безусловно, это подпортило просмотр даже для тех, кто только краем уха слышал пересказы этих роликов.

Из машины / Ex Machina
реж. Алекс Гарленд, 2014 г.

093349-Pic5.jpg

Скептически относясь к картине, стоит сказать, что режиссёрский дебют известного сценариста и писателя Алекса Гарленда, оказался редкостной удачей. Пусть к финалу автор и не смог придумать ничего прежде невиданного, но есть в этом фильме неглупые идеи. А главное, оказалось, что годы, проведенные за кадром съёмочных площадок и игровых студий, Гарленд провёл не зря. При рассказе о фильме легко сбиться в нечто высокопарное, ведь «Из машины», несмотря на то, что прежде сценарии Алекса Гарленда находили реализацию только в динамичных фильмах Дэнни Бойла или в не менее боевых видеоиграх (Enslaved, DmC: Devil May Cry), пытается быть созерцательно-неспешным. Но это не модный хипстерский, постмодернистский закос под Кубрика, а нечто в духе «Соляриса» Андрея Тарковского. Замкнутое пространство, диалоги учёных, двойник человека между ними, классическая музыка в электронной обработке, беспристрастный взгляд откуда-то сверху. Но название отбрасывает слово «бог». Собственно, люди и предстают богами, творящими по образу своему и подобию новых существ на потребу своим запросам: производственным, развлекательным или же просто из тщеславия. Но, даже лишив их всего человеческого, полностью раскрыв всю хардверную и софтверную подноготную, человечество будет не способно заметить подмену. Ведь тест Тьюринга доказал, что этот искусственный объект наделён разумом и сознанием.

Многие фантасты обращались к тематике того, что роботы могут стать новыми людьми, но далеко не все сходились во мнении, что они будут дружелюбны к устаревшему виду, который создал их, как низшую касту.

Интересен приём с помощью которого режиссёр обращается к цифровым камерам. Большая часть фильма снята как будто на аналоговый формат: 35-миллиметровую плёнку, изображение на которой есть результат химической реакции (на самом деле это стилизованное изображение, снятое цифровой камерой). Но ближе к финалу зритель видит мир глазами Эйвы. Тот же оператор, те же цвета. Но что-то не так. Этот бесчувственный мир, заснятый цифровым объективом, лишён «живости», это лёгкого шевеления плёночных зёрен. Стерильная пустота. А вот эти сцены сняты на портативную камеру GoPro.

Но человек, в лице персонажа Донала Глисона, до последнего отказывается верить в то, что эта разница есть. Всепоглощающая вера в прогресс и гуманизм затуманивает рассудок. Там где ИИ подвержен исключительно рациональной оценке ситуации, герой впадает в иррациональное состояние. Ему начинает казаться, что он видит перед собой хрупкую женщину, а не бесполую машину. Он видит отражение в зеркале и принимает его за самого себя. Но расчет на то, что технология, какой бы продвинутой она не была, сможет избавить его от одиночества, провалилась. Цифровой мир — это всего лишь новый этап человеческой отчужденности.

banner_st-ik_outcaster_detroitbh.jpg


Как обычно, пишите в комментариях о других фильмах или играх на похожую тематику. Всегда интересно чужое мнение. Главное, оставайтесь людьми.

Outcaster в 09:39 01 июн 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • deznot 01 июн 2018 10:02:02

    После Чужой: Завет я совсем сгрустнул. Давно такого трешака не смотрел. В последний раз меня так выбесил фильм Бегущий по лезвию 1982 года, но там у меня с ним своя история: после прочтения книги шикарной на эмоциональном подъеме полез зачем-то смотреть фильм и был в шоке от того, что там понаснимали. Зато визуально фильм смотрится хорошо. Забавно то, что типа сиквел Бегущий 2049 для меня оказался лучшим фильмом прошлого года.

  • maximus388 01 июн 2018 11:09:34

    список какой-то уж больно скромный, по этой тематике одних аниме можно пару десятков назвать, да, и игр прилично вышло

    я тогда тоже одеяло тянуть не буду, помнится, когда только первые ролики появились из игры, ее сразу сравнили с сериалом “Люди”, надо сказать не безосновательно, мне вот еще из последних первый сезон “Мир Дикого запада” очень понравился, второй пока не смотрел

    и конечно как здесь не вспомнить фильм из детства — “Приключение Электроника”

    "Понимаешь, всё очень просто: хочешь быть человеком-будь им!” (с)

  • oogiewaits 01 июн 2018 11:40:58
    deznot в 10:02 01 июн 2018 сказал:

    После Чужой: Завет я совсем сгрустнул. Давно такого трешака не смотрел. В последний раз меня так выбесил фильм Бегущий по лезвию 1982 года, но там у меня с ним своя история: после прочтения книги шикарной на эмоциональном подъеме полез зачем-то смотреть фильм и был в шоке от того, что там понаснимали. Зато визуально фильм смотрится хорошо. Забавно то, что типа сиквел Бегущий 2049 для меня оказался лучшим фильмом прошлого года.

    Мне вот, просто интересно стало, что вам в первом Блейд Раннере не понравилось? Все как в книге только выбросили ненужную религиозную философию и добавили романтики, все остальные вопросы которые задает книга, задает и фильм.

  • UA_JUK 01 июн 2018 12:02:58
    oogiewaits в 11:40 01 июн 2018 сказал:

    Мне вот, просто интересно стало, что вам в первом Блейд Раннере не понравилось? Все как в книге только выбросили ненужную религиозную философию и добавили романтики, все остальные вопросы которые задает книга, задает и фильм.

    Я бы даже сказал что Фильм вышел лучше книги. Он даёт отличную текстуру и атмосферность. А книга углубляется в философию с психологией и является больше мануалом или дополнением к фильму. Разъясняя некоторые моменты.

    Detroit become human — тоже коктейль из философских теорий на тему — что случится с обществом и андроидами когда первые начнут терять работу вытесняемые ИИ но получающие универсальную и доступную прислугу. А вторые обретут личность и захотят обрести свободу и своё место под солнцем

  • alexey89 01 июн 2018 12:15:55

    Я так понял, статья о том на сколько заезжен сюжет "андройд хочет стать человеком" и о том что игра Детройд: стать человеком продолжает пережевывать пережёвыванное?

  • ВИКИНГ 01 июн 2018 12:31:28

    А где же Двухсотлетний человек? Может не совсем в тему, но мне кажется без этого фильма в этой подборке не обойтись.

  • Celeir 01 июн 2018 12:39:59
    oogiewaits в 11:40 01 июн 2018 сказал:

    Все как в книге только...

    ...наоборот :D

  • Outcaster 01 июн 2018 13:21:56
    deznot в 10:02 01 июн 2018 сказал:

    Забавно то, что типа сиквел Бегущий 2049 для меня оказался лучшим фильмом прошлого года.

    Для меня наоборот. Так ждал его, а он оказался таким пустым и недоделанным.

  • Celeir 01 июн 2018 13:50:21

    @Outcaster оригинальный Blade Runner, как и последние работы Ридли, это чисто скринсейвер. Посмотреть на красиво вывернутую камеру, как заморочились с декорациями и аутентичностью. Но ни в коем случае не воспринимать как фильм, иначе развалится.

  • Outcaster 01 июн 2018 13:53:43

    @Celeir наоборот же. Ридли Скотт пытается говорить со зрителем на языке кино, а не через диалоги. Последнее — это атавизм литературы и театра, который многие не изжили до сих пор.

  • Entvy 01 июн 2018 14:08:13
    Outcaster в 13:53 01 июн 2018 сказал:

    @Celeir наоборот же. Ридли Скотт пытается говорить со зрителем на языке кино, а не через диалоги. Последнее — это атавизм литературы и театра, который многие не изжили до сих пор.

    кино уже не должно отличаться от гифки чем-то еще, кроме хронометража?

  • deznot 01 июн 2018 14:30:41
    Outcaster в 13:21 01 июн 2018 сказал:

    Для меня наоборот. Так ждал его, а он оказался таким пустым и недоделанным.

    Я его воспринял, как аудио-визуальный рассказ. Сюжет там слабенький. Но мне вот хватило графония и музыки, чтобы проникнуться.

  • Rost1 01 июн 2018 14:50:30

    “Оставайтесь людьми”. Это надо было говорить, когда в темах перевода модераторы, переводчики и пользователи друг друга посылают. А потом делают вид, что они не при чем. Когда одних банят, а другие уходят безнаказанными. Вот таких безнаказанных посадить бы на робо-стул для пыток. :baby_bottle:

    @maximus388 Только сперва определись, а что такое “человек”.

  • Celeir 01 июн 2018 14:58:58
    Outcaster в 13:53 01 июн 2018 сказал:

    Последнее — это атавизм литературы и театра

    Надо так?

    Entvy в 14:08 01 июн 2018 сказал:

    кино уже не должно отличаться от гифки чем-то еще, кроме хронометража?

    То есть если я склею сотню бессвязных гифок про неудачные падения, котиков, аварии, красоту природы и т.д., разницы ты не заметишь?

  • Entvy 01 июн 2018 15:07:07
    Celeir в 14:58 01 июн 2018 сказал:

    То есть если я склею сотню бессвязных гифок про неудачные падения, котиков, аварии, красоту природы и т.д., разницы ты не заметишь?

    разницы с чем?

    может быть ты таким образом пытаешься "говорить со зрителем на языке кино", мало ли что там еще окажется атавизмом от театра и литературы, сюжет например

  • Outcaster 01 июн 2018 16:09:23
    Entvy в 14:08 01 июн 2018 сказал:

    кино уже не должно отличаться от гифки чем-то еще, кроме хронометража?

    эм… причем здесь гифки? Истории не обязательно рассказывать через театральную драматургию. Тем более, что такие фильмы: а) есть, б) часть из них выдающиеся. Например, вот эти. Да и скоттовские “Блейдраннер”, “Чужой”, “Легенда”, “Тот кто меня бережёт” в том же направлении сняты.

  • Entvy 01 июн 2018 16:30:52

    @Outcaster, не обязательно и атавизм от литературы и театра - немного разные вещи :)

  • Жека Куприянов 03 июн 2018 10:56:50

    @Outcaster к сожалению, большинством кино воспринимается ничем более, чем иллюстрацией сценария с его чисто литературными приёмами повествования (причём урезанными, так как в монологи, описания и внутренний мир текст может куда лучше). И попробуй дообъясняйся им про темп и ритм, ассоциации сцен через склейки, свет, цвет и многое другое...

  • Оставить комментарий