[Рецензия] Shenmue I & II (PC)

В 1999 году на приставке Sega Dreamcast вышла игра под названием «Shenmue — Глава 1: Йокосука», хотя уточнение о первой главе имелось только в японской версии. Многие считают, что это была одна из поворотных игр в истории, предопределившая развитие многих индустриальных трендов. С этим трудно поспорить. Сегодня всё больше игр в открытом мире, QTE (quick time events) стали обычным делом, сюжеты становятся всё лучше, а жанры размываются ещё сильнее, чем в проекте почти 19-летней давности. А сейчас, перед выходом третьей игры серии, самое время взглянуть на то, что собой представляли оригинальные игры. Благо Sega, подгадав момент, выпустила HD-переиздание на ПК, Xbox One и PlayStation 4.

banner_st-rv_shenmue12_pc.jpg

Ветер с Востока

Многим Shenmue знакома по дорогостоящей разработке. Ранее фигурировали цифры 70 млн долларов и даже 132 млн, но Ю Судзуки (помимо Shenmue он был создателем таких хитов, как Space Harrier, Out Run, Virtua Fighter) во время краудфандинговой кампании по сбору денег на Shenmue III сообщил, что реальный бюджет был в районе 47 миллионов долларов, потраченных на разработку обеих игр серии, маркетинг, препродакшен третьей игры, а также мангу Shenmue: Chapter 2, без чтения которой вторая часть лишается контекста в начале. И даже такая сумма выглядит невероятной для конца 90-х годов. Правда, нужно понимать, что игра не просто амбициозная, но ещё и побывшая долгостроем. Изначально задуманная как Virtua Fighter RPG: Akira Story, она разрабатывалась под слабую платформу Sega Saturn и, судя по имеющимся в сети видео с альфа-версией, несмотря на тормоза (а на Saturn любая игра с 3D-графикой тормозила), показывала впечатляющую по меркам платформы картинку. Смена целевой платформы на мощную Dreamcast тоже негативно сказалась на бюджете. Хотя дилогия Shenmue явно не окупилась, продажи были высокими. Более того, она выступила настоящим системселлером, ради которого люди покупали новую консоль.

1.jpg

Загадочный Лань Ди

Всё начинается 29 ноября 1986 года в городке Йокосука, агломерация Токио. Рё Хадзуки, вернувшись с прогулки домой, обнаруживает, что его отец сражается в фамильном додзё с загадочным китайским мастером боевых искусств Лань Ди. Оный обвиняет Хадзуки-старшего в убийстве и забирает артефакт Зеркало Дракона. Рё толком не успевает понять, что тут происходит, как его отца убивают на его глазах. Теперь он охвачен жаждой мести. Рё сделает всё, чтобы выследить Лань Ди, даже несмотря на то что философия боевых искусств запрещает мстить за своего учителя. С этого момента начинается путешествие длиною в жизнь.

Игрок вместе с Рё принимается изучать загадку смерти отца. Ничто в этом маленьком одноэтажном мирке не намекает на то, что здесь можно найти убийц. Меланхоличная атмосфера узких улочек, детских парков и бакалейных лавок настраивает на медитативный лад, а вовсе не на детективные поиски улик. Но как ни странно, именно эта медитативность становится главной достопримечательностью игры. Более того, время становится одним из героев. Так же, как и в реальности, всё в мире Shenmue подвластно своему собственному ритму жизни. Магазины открываются по расписанию, Рё вынужден спать, люди назначают встречи и приходят на них, а не телепортируются, как в иных играх. Да и сам Рё — витающий в облаках подросток. Потому нет ничего удивительного, что в игре присутствуют дополнительные активности, которые помогают убить время до назначенного часа. Shenmue даже можно завалить, дождавшись 15 апреля. Однако этой даты не стоит пугаться: игра относительно короткая, и даже если играть вслепую, довольно тяжело продлить её хотя бы до 1 февраля. 

2.jpg

Тренировки прокачивают силу приёмов

К сожалению, активностей тут не так уж много по современным меркам. Слот-машины, две тренировки QTE, дартс, пул, встроенная аркадная классика от Ю Судзуки: Hang-On и Space Harrier. Последние две, в сравнении с версиями для Yakuza 0, кажутся не совсем точными по эмуляции, цвета не такие, как на оригинальных автоматах. Но здешний мир не ограничен мини-играми. Ю Судзуки назвал игровую систему FREE — Full Reactive Eyes Entertainment. Её суть в том, что всё в игре призвано подчеркнуть свободу игрока жить в этом мире. Каждый ящик в доме можно обыскать, каждый предмет — осмотреть, можно выпить колу, поговорить с любым из 300 озвученных NPC, купить орешки в магазине, наконец, устроиться на работу и ходить на неё пять дней в неделю, трудясь с утра до вечера. Кто-то скажет, что это невероятно унылая рутина, но именно она и выделила Shenmue из ряда других консольных игр того времени. Такой амбициозный подход к созданию игр за рамками принятых жанров скорее был привычен для ПК, где уже имелась серия The Elder Scrolls и готовилась к выходу Deus Ex.

К другим интересным деталям можно отнести систему MagicWeather. Это разработка спецов из Sega AM2 симулирует погоду на основе исторических сведений. Разработчики вбили в базу данных игры метеорологическую информацию о погоде в районе Йокосука с 29 ноября 1986 года по 15 апреля 1987-го. Таким образом, можно не просто окунуться в японский быт 80-х через окружающие предметы, моду и музыку, но и даже узнать, какая погода стояла в те далёкие времена. К слову, если дождаться Рождества, то на несколько дней в мире Shenmue развернутся праздничные гуляния.

3.jpg

Японские гопницы

А вот боевая система с трудом выдерживает проверку временем. Если QTE (в сиквеле также будут FQTE) ещё можно простить, хотя иногда секции с ними невероятно затянуты и ошибка на поздней стадии приводит к тому, что приходится перепройти всё с самого начала, то свободный бой выглядит недостаточно интуитивным. В основу игры положен движок Virtua Fighter, и боевая система, по сути, является упрощённой версией этого хардкорного файтинга. Но ИИ противников, 30 кадров в секунду, не всегда удобная камера, цепляющаяся за декорации, и неочевидные хитбоксы не приносят никакого удовольствия от поединков. После Yakuza 0, пройденной буквально перед Shenmue, ничего, кроме боли в пальцах, от местного файтинга я не получил. Хотя для квеста, коим по факту является Shenmue, наличие такой навороченной боевой системы скорее плюс.

Вторая часть, как ни удивительно, оказалась даже лучше. Редко когда сиквел сюжетной игры бывает интересным и, главное, востребованным. Но в случае Shenmue II общая медитативно-неспешная атмосфера была сохранена и при переезде Рё из Японии в Китай. А четвёртый диск второй серии, на котором нет ничего, кроме долгой прогулки на природе, и вовсе лучший и красивейший эпизод всей игры. Это действительно завораживающе. Настоящий дзен. Неудивительно, что люди ждали все эти годы, чем же всё закончится.

4.jpg

Есть в игре и магазин с названием China Russiya

Техническая реализация по меркам платформы Dreamcast, как вы понимаете, была беспрецедентной. Sega не жалела денег на свой first-party-эксклюзив, а разработчики реализовывали свои самые фантастические идеи. Один из инженеров говорил, что игра могла не окупиться, но вложения однозначно вернулись бы, ведь все технические наработки Shenmue можно было применить к будущим играм на платформе. Например, все боевые приёмы были захвачены при помощи моушн-кэпчур с настоящих бойцов стиля Будо. Но так как файлы анимации были довольно объёмными, инженерам пришлось изобрести собственный алгоритм сжатия, для того чтобы эти детальные анимации поместились на GD-ROM. Открытый мир с большим количеством мелких деталей удивляет, а модели неплохо сохранились даже по сей день. Правда, в переиздании исчезла большая часть реальных брендов, когда-то купивших продакт-плейсмент в передовом тайтле Sega.

Данный порт/ремастер правдиво передаёт внешний вид оригинала, почти не привнося дополнительных улучшений. Да, те, кто ждал полностью новую игру на основе старой, как недавние Ratchet & Clank или Yakuza Kiwami, могут проходить мимо. Причём у второй части в качестве основы взята версия для оригинальной Microsoft Xbox, в которой добавили эффект свечения (bloom), шейдерные эффекты, более детальные текстуры и модели, но главное, дальность прорисовки. На Dreamcast что в первой, что во второй частях объекты появлялись из воздуха чуть ли не в паре метров от Рё, что слегка разрушало погружение. А в сравнении с версией для Dreamcast версия для Xbox заодно показывала более стабильный фреймрейт. 

5.jpg

Энди Сёркис пробрался и сюда

Помимо сохранённого оригинального артворка ремастер предлагает несколько дополнительных опций. Например, эффект свечения можно включить и в первой части, что добавляет атмосферности ночным улицам Добуиты. Игрокам дана возможность сыграть в Shenmue в оригинальном качестве, то есть с соотношением сторон 4:3 и в разрешении 640х480. Широкий формат поддерживается, но в кат-сценах для сохранения оригинального видения приведён стандартный формат с пилларбоксами. Хотя даже на эмуляторах в Shenmue до сих пор не работает широкий экран. Так что данный релиз и в таком виде лучше любого эмулятора. Тем, чьи видеокарты мощны, вдобавок можно накрутить масштабирование разрешения рендеринга вплоть до 200%. То есть при разрешении 1920х1080 (2K) всё внутриигровое изображение рендерится в 3840х2160 (4K). Это помогает свести «лесенки» к минимуму, улучшает фильтрацию текстур, а также в случае Shenmue избавляет от «шевеления» пикселей на текстурах вдали, которое создаётся из-за того, что игра не использует MIP-текстурирование. Учитывая, что игра залочена на 30 кадрах в секунду, большинство современных видеокарт смогут переварить такое разрешение.

Но вот о звуке ничего хорошего сказать нельзя. Похвально, что разработчики дали на выбор аж две озвучки: оригинальную японскую и английский дубляж. Однако несмотря на внушительный производственный бюджет, японцы как обычно сэкономили именно на актёрах озвучки. Если в японской голосовой дорожке вас будут раздражать только постоянное фоновое шипение, какие-то артефакты сжатия и иногда разные голоса одного и того же персонажа во время одного диалога, то в английской к этому добавится ещё и невероятно плохая актёрская игра. По словам одного из сотрудников, который занимался озвучением, текст переводился без соблюдения сроков, редактура отсутствовала, а Ю Судзуки настоял на том, что дубляж обязательно должен быть выполнен в Японии на местной звукозаписывающей студии, что фактически не дало возможности пригласить профессиональных актёров и вынудило ограничиться англоговорящими людьми, которые в этот момент были в Токио. Включая тех, кто к актёрству никакого отношения не имел. И сжат дубляж с ещё большими артефактами, чем оригинал.

6.jpg

Иногда игра показывает красивые виды

То же самое касается саундтрека. Качество сжатия чрезвычайно низкое, на слух это хуже, чем по-ламерски сжатый MP3 с битрейтом 128 КБ/с. Плюс в отличие от оригинальной Dreamcast-версии, в переиздании не используется MIDI, который проигрывался при помощи аудиочипа этой консоли. В итоге игра звучит слегка иначе. Хотя различие появилось ещё в Xbox-версии второй серии. Ведь приставка от Microsoft также была лишена чипа, синтезировавшего звуки, идентичные Dreamcast.

Впервые сыграв в игры серии в 2018 году, я, может быть, и не проникся её величием: пожалуй, выходили в 1999—2001 годах игры, которые и тогда были лучше, и состарились не так заметно. Но не заметить влияния Shenmue на современные игры невозможно. Без Shenmue не было бы ни игр Дэвида Кейджа, ни Telltale Games, ни Dreamfall. Видно, что проект Ю Судзуки повлиял и на серии Yakuza с Grand Theft Auto. Отдельные элементы нашли отражения в современных нарративно-ориентированных приключениях. Да, оригинальная Shenmue — это яркий пример игры, сделанной с душой, даже если некоторые технические огрехи были видны ещё в момент выхода. Но именно такие проекты запоминаются на долгие годы, а не вылизанные до блеска AAA-блокбастеры.


Можно ли посоветовать эту дилогию современному игроку? Если честно, то она и в год своего выхода была очень нишевой игрой не для всех. Медленная по ритму, созерцательно-медитативная, восточная элегия для тех, кто способен фокусировать внимание без аттракциона имени игрока. Sega тогда с Dreamcast сделала большую ставку на эксперименты: чего только стоила необычная и действительно выдающаяся игра Seaman. И даже тогда, когда экшен-игры были более размеренными, многие игроки откровенно скучали в них. Сегодняшний игрок избалован «американскими горками» от Naughty Dog или Treyarch настолько, что я сильно сомневаюсь, что он готов просто 20 минут личного времени стоять и ничего не делать, дожидаясь вечера. С другой стороны, без этих игр оценить, насколько удачной получится долгожданная Shenmue III, точно не получится.

Итоговая оценка Shenmue I7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Итоговая оценка Shenmue II8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Outcaster в 21:21 28 авг 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • NOSATAY 28 авг 2018 22:15:47

    когда то первую часть играл на приставке, для того времени игра была хороша, сейчас по ностальгировал бы на пк, но нет перевода… (

  • leonk2002 28 авг 2018 23:17:05

    Ну, сабж в то время, конец 90-х — это как сейчас вам показали бы летающую тарелку. Без шуток.

  • Evgeniy Safronov 29 авг 2018 07:13:56

    Очень честная рецензия. Но симулятор ковыряния в шкафах под аутентичную погоду - слишком редкий жанр, чтобы не попробовать еще раз.

    Один момент хочу уточнить. Как у игры с поддержкой клавамыши?

  • valynckin_ilya 29 авг 2018 12:41:51

    @Evgeniy Safronov Относительно, раскладку можно переназначить, настроить под себя, но мышка как таковая не поддерживается в игре (только в меню). Играть можно, несмотря на танковое управление — здесь я проходил игру посредством клавомыши своеобразно, но привыкнуть можно.

  • allyes 30 авг 2018 13:30:02

    В нее надо было играть тогда. Сейчас уже есть ГТА, Sleeping Dogs и тп. Безнадёжная рухлядь.

  • lost-odin 01 сен 2018 02:40:46
    Outcaster в 21:21 28 авг 2018 сказал:

    FQTE

    Почему-то не знаю что это такое. Да и не гуглится у меня, гуглятся обычные QTE.

  • Xenosag 01 сен 2018 05:47:29

    Хотелось бы примеры игр 1999-2001 года, которые ЛУЧШЕ сабжа ощущаются сейчас и не состарились. Похоже на голословное утверждение, я вот не ньюфаг и помню те времена, и ничего актуального(на сегодняшний день) совсем не помню. Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь, настолько сильно их превзошли сиквелы и аналоги.

    Может быть MGS2, как представитель 2001 года, ещё более-менее актуален из-за опять же своей уникальности, но возраст не пощадил и её...

  • edifiei 01 сен 2018 08:51:17

    Для своего времени 1 часть была прорывом,с кучей 10 в профильных изданиях. Я и дрим покупал в большей степени из за нее,ну и ещё код вероники и токио экстрим рейсинг )

  • DedMoroz 01 сен 2018 08:53:08
    Xenosag в 05:47 01 сен 2018 сказал:

    Хотелось бы примеры игр 1999-2001 года, которые ЛУЧШЕ сабжа ощущаются сейчас и не состарились.

    Дело здесь не в том, что лучше, а в том, что искомый продукт был ещё на стадии релиза (2000-2001) спорен и неоднозначен. Для примера посмотрите полноценный обзор серии от Антона Филинова, который всё уже давно разложил по полочкам, выявив все плюсы и минусы искомой дилогии.

    "Shenmue 1-2" имеет в узких кругах культовый статус (в нашей стране её нещадно ещё Логвинов постоянно "пиарил"), но в первую очередь это связано с тем, что игры были эксклюзивам DC (2-ая ещё на Xbox выходила, но не суть), которая быстро ушла с рынка. Вот и появился некий ореол таинственности и значимости, который вполне можно и оспорить (см. выше). Да и сколько было таких якобы "культовых" проектов, которые не были приняты людьми. Для меня такой, например, стала "Okami", которую я и на PS2 в своё время пройти не мог из-за её тотальной скуки.

    Xenosag в 05:47 01 сен 2018 сказал:

    Похоже на голословное утверждение, я вот не ньюфаг и помню те времена, и ничего актуального(на сегодняшний день) совсем не помню. Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь

    Любое мнение голословно и предвзято, так как перед нами частная точка зрения отдельного человека. В подобных дискуссиях вы не найдёте Истину в последней инстанции, т.к. для кого-то на старенькие игры "без слёз сейчас уже и не взглянешь", а другой человек проходит ту или иную классику и сейчас не без удовольствия. Сколько людей, столько и мнений, но если просите список хороших, но стареньких проектов периода 1998-2003 гг., вот моё IMHO:

    Spoiler

    Aliens vs. Predator 2
    American McGee's Alice
    Anachronox
    Arx Fatalis
    Beyond Good & Evil
    Desperados: Wanted Dead or Alive
    Deus Ex
    Dino Crisis 1-2
    Freedom Fighters
    Grand Theft Auto 3
    / Vice City
    Gothic 1-2
    Half-Life
    Hitman: Codename 47
    / Silent Assassin
    Mafia: The City of Lost Heaven
    Max Payne 1-2
    Metal Gear Solid 1-2
    No One Lives Forever 1-2
    Oni
    Onimusha: Warlords
    Project Eden
    Resident Evil 2
    / Code: Veronica
    Rune
    Serious Sam
    Severance: Blade of Darkness
    Silent Hill 2
    Star Wars. Jedi Knight 2: Jedi Outcast
    / Jedi Academy
    Thief 1-2
    Unreal

    Список можно до бесконечности продолжать (например, я не затронул старенькие консоли), но главное, что всё это я не только запускаю, но и прохожу до конца. Да, я вижу, что что-то устарело, но не настолько, чтобы плеваться, т.к. геймплей в этих играх, что главное, не потерял для меня актуальности до сих пор. И здесь работает не только пресловутая ностальгия, прошу заметить, т.к. я всеяден — спокойно играю и в современные AAA-проекты.

    Напоследок замечу, что это не значит, что для меня нет устаревших игр. Я, например, уже не могу играть в "Red Faction". Или возьмём классику вида "Doom 1-2". Культовая без сомнения вещь, но уже устаревшая лично для меня. Прохожу только с установленным модом "Brutal Doom", который сильно эти шутеры преображает, делая их современными.

  • Ленивый 01 сен 2018 11:01:38
    Xenosag в 05:47 01 сен 2018 сказал:

    Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь, настолько сильно их превзошли сиквелы и аналоги.

    Эта Шимуя в своё время брала атмосферой: полная озвучка персонажей, норм графика, интерактивное окружение.

    Но вот гемплей просто унылый и никакой, ( часть 2 так и не прошёл в то время) Атмосферность этой игры сейчас уже мало кого впечатлит, а больше там нет ничего.

    А как раз гта3, макс пейн и хало вполне себе бодро играются и сейчас — поскольку в них играть интересно.

    DedMoroz в 08:53 01 сен 2018 сказал:

    "Doom 1-2". Культовая без сомнения вещь, но уже устаревшая лично для меня. Прохожу только с установленным модом "Brutal Doom", который сильно эти шутеры преображает, делая их современными.

    На любителя, мне например “Doomsday Engine” вполне хватает:)

  • Xenosag 06 сен 2018 05:28:55
    DedMoroz в 08:53 01 сен 2018 сказал:

    вот моё IMHO:

    вы перечислили много хороших игр, но у большинства есть современные аналоги и ньюфаг не захочет в них играть, а моё сообщение как раз и было об этом, что не ностальгия должна двигать , а актуальность на данный момент! Серия Shenmue, как бы кто не относился к геймплею, она уникальна, не сделано ни одного клона или чего-то похожего, растащили лишь отдельные элементы игры, но ни у кого не получилось также грамотно всё собрать воедино. И поэтому за слабой графикой(ну почти 20 лет как-никак) скрывается вполне самобытный проект, который может быть интересен и ньюфагу.

    Ленивый в 11:01 01 сен 2018 сказал:

    А как раз гта3, макс пейн и хало вполне себе бодро играются и сейчас — поскольку в них играть интересно.

    зачем играть гта3, если есть гта5? Зачем играть хало, если есть хало5? Эти игры и жанры не уникальны, на каждую можно подобрать аналог более современный

  • Conscription 06 сен 2018 06:59:36
    Xenosag в 05:47 01 сен 2018 сказал:

    Хотелось бы примеры игр 1999-2001 года, которые ЛУЧШЕ сабжа ощущаются сейчас и не состарились. Похоже на голословное утверждение, я вот не ньюфаг и помню те времена, и ничего актуального(на сегодняшний день) совсем не помню. Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь, настолько сильно их превзошли сиквелы и аналоги.

    Может быть MGS2, как представитель 2001 года, ещё более-менее актуален из-за опять же своей уникальности, но возраст не пощадил и её...

    Игра на кожаной флейте. Ибо любители старья прибывают в этой игре как в нирване из детских грёз. Особенно когда кричат о уникальности шенму смех пробирает. та же серия якудза это современный аналог во всем превзошедший тут бродилку с минииграми и кутее. ох твою ж мать я на аватар твой не посмотрел сначала и тот факт что ты отписался в темах только об этом старом куске кода. здравствуйте мистер фанбойчик. на объективность в вашем случае расчитывать не приходится. примите моё искреннее неуважение.

    Не понимаю зачем ставить оценки старью 20 летней давности если объективно стоит оценить качество порта — он отвратен. На эмуляторе играется в разы комфортнее.

  • Ленивый 06 сен 2018 09:21:23
    Xenosag в 05:28 06 сен 2018 сказал:

    зачем играть гта3, если есть гта5? Зачем играть хало, если есть хало5? Эти игры и жанры не уникальны, на каждую можно подобрать аналог более современный

    Хм, забавная точка зрения.

    Но интересно, вот нафига тебе тогда Shenmue 1-2 если скоро выйдет Shenmue 3 более современный аналог — всё как ты любишь:D

  • Xenosag 06 сен 2018 13:44:18
    Ленивый в 09:21 06 сен 2018 сказал:

    Но интересно, вот нафига тебе тогда Shenmue 1-2 если скоро выйдет Shenmue 3 более современный аналог — всё как ты любишь:D

    Пусть так, но до 3-й части ещё целый год :)

  • Celeir 06 сен 2018 14:07:58
    Xenosag в 05:28 06 сен 2018 сказал:

    зачем играть гта3, если есть гта5? Зачем играть хало, если есть хало5?

    зачем прям зависать в предыдущих частях, не знаю. Но именно поиграть в них поводов много: где-то сквозной сюжет, где-то новая часть упростила/отбросила то, за что серия и прославилась, где-то для наблюдения за, наоборот, развитием серии.

  • Outcaster 06 сен 2018 20:41:41

    Зачем есть капусту, когда есть картошка?

  • Xenosag 07 сен 2018 08:12:02
    Celeir в 14:07 06 сен 2018 сказал:

    зачем прям зависать в предыдущих частях, не знаю. Но именно поиграть в них поводов много: где-то сквозной сюжет, где-то новая часть упростила/отбросила то, за что серия и прославилась, где-то для наблюдения за, наоборот, развитием серии.

    Вы уже просто уводите в сторону изначальный смысл(отвечая на мои примеры, т.е. выдранные из общего контекста), речь шла о словах автора о том, что конкретно серия SHENMUE сейчас не актуальна, что есть игры того периода более актуальные и не устаревшие, и даже призывает - НЕ ИГРАТЬ в Shenmue! Я задал встречный вопрос, о каких же таких актуальных играх 99-01 года можно сказать, что уж вот эти то не устарели и играются ньюфагами бодрячком? Я не спорю что можно поиграть в гта3(если есть ностальгия), или может даже первую мафию(вот она не устарела?), да даже в FIFA начала нулевых можно поиграть, но говорить что все эти игры более актуальны для ньюфага, чем Shenmue — это перебор. Разумеется серия Shenmue не всем нравится, даже в годы своего выхода она многим не нравилась, ошибочно думать что автор тут открыл какой-то ящик пандоры обнажив недостатки, но не нужно списывать это только на время, мол тогда такое хавали, а сейчас мол нет времени, не поймут. Ещё как поймут, народ уже устал от этих анчартедов и калофдюти и определённой аудитории серия Shenmue зайдёт.

  • Celeir 07 сен 2018 10:55:59

    @Xenosag я отвечал не автору, а значит оспаривал не его утверждение ;)

  • Оставить комментарий