899 руб
695 руб
515 руб

[Оффтоп] Печальная история мёртвой игры, которой не суждено вернуться

Последняя попытка переиздать любимую многими серию No One Lives Forever канула в Лету. Вы спросите, что может быть печальней? То, что игру можно было спасти, если бы не равнодушие крупных корпораций.

Данная статья — перевод и адаптация материалов Кирка Хэмилтона (Kotaku) и Джона Уолкера (Rock, Paper, Shotgun).

banner_st-column_popilius51_nolf.jpg

В течение многих лет игре No One Lives Forever и её сиквелам была закрыта дорога в такие популярные онлайн-магазины, как Steam, Humble или GOG.com. Многие из вас хотели бы играть в серию и сегодня, но вопрос, кто контролирует интеллектуальную собственность NOLF, оказался слишком комплексным.

Кто-то наверняка помнит, что в мае 2014 года Night Dive Studios подала заявку на регистрацию товарного знака «No One Lives Forever». Night Dive — студия, ответственная за получение лицензий на давно не поддерживаемые игры, такие как System Shock 2 и серия Wizardry, их подготовку для работы на современных ПК, а также повторный релиз на торговых площадках. 

Поэтому когда Night Dive подала заявку, фанаты восприняли это как возрождение легенды. Изначально выпущенная в 2000 году игра No One Lives Forever и её сиквел 2002 года А Spy In H.A.R.M.’s Way — две величайшие утраченные компьютерные игры (я вернулся к ним в 2013 году и нашёл их столь же очаровательными и хорошо продуманными, как и в прежние времена). Это детально проработанные игры в жанре стелс-экшена и крайне необычном сеттинге, в котором начал свою жизнь один из самых запоминающихся компьютерных героев тех лет — супершпионка Кейт Арчер.

Чаще всего крупные издатели, которые приобретают права на старые игры для ПК, ориентируются на новые и высокобюджетные консольные и компьютерные игры, надеясь заработать на них миллионы долларов. Понятно, почему они не готовы тратить время и силы на переиздание старой игры для ПК, в которую будет играть небольшая аудитория. Это делает независимые команды, такие как Night Dive, жизненно важными для сохранения видеоигр: они готовы начать работу, даже если просто смогут получить разрешение. Поэтому когда я узнал, что Night Dive подала заявку на регистрацию товарного знака No One Lives Forever, я был в восторге.

004638-No_One_Lives_Forever_2_(PC)_(1280

Не так давно основатель Night Dive Стивен Кик и директор по развитию Ларри Куперман отправили мне электронное письмо, в котором говорилось, что сначала они действительно планировали переиздать No One Lives Forever и её продолжение, но потом упёрлись в стену юридических проволочек и были вынуждены сдаться. Виной всему были неспособность и/или нежелание трёх издателей — Activision, 20th Century Fox и в частности Warner Bros. — определить, кому принадлежит игра. И Night Dive пришлось отказаться от идеи возрождения No One Lives Forever.

Переиздание без издателя

«Я работал над переизданием No One Lives Forever ещё с тех пор, как мы получили права на System Shock, — сказал мне Кик по телефону (Кик — бывший художник персонажей для Sony Online Entertainment — подготовил сделку по переизданию System Shock 2 в 2013 году). — Я сказал, что у нас есть System Shock, и мы должны получить и No One Lives Forever».

Я спросил Кика, как может выглядеть его идеальное переиздание NOLF. «Нам удалось заполучить исходный код для первой и второй частей. Мы уже создали подробный список обновлений, улучшений и исправлений ошибок, которые хотели реализовать, — ответил он. — Так мы получили бы окончательную версию обеих игр. Мы собирались потратить немало времени на разработку, дабы убедиться, что No One Lives Forever 1 & 2 на 100% совместимы с Windows 8, Linux, OSX, а также имеют полный набор функций Steam и достижений, работающий мультиплеер, выделенные сервера… Это стало бы нашим детищем. Мы действительно хотели дать игре шанс, чтобы люди вновь играли и наслаждались легендарной серией». 

Кик сказал мне, мол, они настолько «переусердствовали», что даже создали маркетинговые материалы для своего переиздания.

004551-jtljqelue1i4qo5dv0dk.jpg

Постер, подготовленный для ремастера первой части

«Мы подали заявку на получение торговой марки Contract J.A.C.K., хотя и не считаем, что эта игра является частью франшизы, — добавил Кик, ссылаясь на спин-офф 2003 года, который был прохладно встречен как игроками, так и прессой. — Так что мы собирались просто оставить это переиздание за бортом на неопределённый срок». Хорошие слова, и не поспоришь.

Но прежде Night Dive должна была заключить сделку с теми, кто по закону мог дать ей право продолжить работу над переизданием. В этом и заключалась загвоздка. Далее следует рассказ сотрудников студии о том, что произошло за последний год перед отменой переиздания. Это расстраивает, а ещё обнажает реальную проблему, с которой сталкиваются те, кто хочет сделать ремастер классических игр. Как заключить сделку по лицензированию, если компании не могут решить, кто в первую очередь является правообладателем?

От Activision к Warner Bros. и обратно 

Детективная история Night Dive началась с общения с разработчиком и издателями оригинальной игры. К тому моменту имелся контакт с тремя основными игроками: Warner Bros, Activision и 20th Century Fox. NOLF и её продолжение были разработаны компанией Monolith Productions, которой теперь владеет Warner Bros и которая в 2013 году выпустила популярный экшен Middle-earth: Shadow of Mordor. NOLF была создана с использованием движка LithTech, который также сейчас принадлежит Warner Bros. Однако первая игра была издана Fox Interactive. Возникает вопрос: может ли 20th Century Fox или даже Activision иметь частичные права на серию в связи со слиянием Activision в 2008 году с Vivendi (медиакомпанией, которая приобрела Fox Interactive в 2003 году)?

Цитата

«Образ, который приходит на ум, — концовка „Индианы Джонса“… игра остаётся заперта где-то в коробке, может быть, в недрах Activision».

«Мы связались с Monolith и узнали, что Warner Bros имеет какое-то право собственности, точно не зная, на что именно, но по крайней мере, они были вовлечены в разработку кода, — сказал мне Куперман. — Помните, игра работала на движке LithTech? Поэтому мы начали говорить с Warner Bros, и те сказали: „Ну что ж, мы не можем заключить с вами сделку, потому что Activision владеет этой интеллектуальной собственностью и мы должны привлечь её к участию в этом процессе“. Таким образом, мы вернулись на связь с Activision, и после многочисленных переписок они ответили, что обладают частью прав, но вот официального документа правообладателя в цифровом виде у них нет. Так что мы говорим о контракте, который лежит в одном из тысячи выдвижных ящиков и шкафов офиса Activision. Образ, который приходит на ум, — концовка „Индианы Джонса“… игра остаётся заперта где-то в коробке, может быть, в недрах Activision, может быть, контракт был отправлен в Iron Mountain (прим. автора: американская компания по управлению информационными услугами) или куда-то ещё. И они признались, что у них нет контракта на руках в данный момент, а также что они не были уверены, что даже имели какие-либо права на серию игр».

Потерянный файл для торговой марки

Warner Bros допускает, что Activision может иметь права на название No One Lives Forever. Кик и Куперман попытались самостоятельно найти в открытом реестре торговых марок правообладателя данного названия и обнаружили, что никто в настоящее время не контролирует торговую марку NOLF. Стремясь избавиться от возможных конкурентов, Кик и Куперман вместе со своими адвокатами решили подать заявку на товарный знак. Это было в мае 2014 года.

004716-2522354-nolf.jpg

Куперман поведал, что в ноябре 2014 года, спустя несколько месяцев после подачи заявки на регистрацию товарного знака, они узнали, что Warner Bros оспорила заявку. «Это не говорит о том, что у нас не может быть товарного знака, — объяснил Куперман. — Они сказали, что хотят больше времени. Хотят проверить, есть ли у них какие-либо права на это название». 

Тем временем Night Dive начала переговоры с Warner Bros, чтобы попытаться разрешить ситуацию. «Мы хотели, чтобы Warner Bros. тоже принимали участие в переиздании серии игр, — сказал мне Куперман, — поэтому мы сказали, что можем работать вместе. Во-первых, мы можем заключить сделку. Мы бы заплатили им некоторую сумму задатка, дабы показать, что мы серьёзны, а затем поделили доходы с проданных копий. Или они бы могли стать издателем, а мы бы занялись разработкой и оптимизацией игры».

Вместо положительных решений медиагигант выражал полное безразличие. А большинство телефонных звонков заканчивались примерно так: «Этого, вероятно, никогда не произойдёт».

За это время они [WB] также решили проверить на наличие прав и компанию 20th Century Fox, учитывая, что оригинальная игра была опубликована ныне несуществующим лейблом Fox Interactive. Как выяснилось, Fox оказалась в ситуации, аналогичной Activision.

004728-No_One_Lives_Forever_2_(PC)_(1280

«Они не были уверены, что у них есть право собственности, — посетовал Кик. — Возможно, где-то есть договоры, но определить их местоположение не представляется возможным. Поэтому если мы хотим заключить сделку, то должны заплатить Fox в качестве гарантии, чтобы они начали искать документы. И если окажется, что у них нет собственности, они вернут эту гарантию. Мы решили не использовать данный вариант, и они сказали: „Хорошо, но если вы выпустите игру и окажется, что мы имеем права на торговую марку, то вы будете разговаривать с нашими юристами“». 

Страшное письмо

Итог переговоров к концу 2014 году был следующим: Кик и Куперман полагали, что Warner Bros имела самые сильные претензии к No One Lives Forever, и они со своими юристами пытались разработать что-то вроде договора, который позволит переиздать игры. В это же время приходилось «защищаться» от Activision и Fox, но поскольку ни одна из компаний не имела цифровой записи своих прав (или отсутствия прав) на серию, ни одна из них не могла дать им однозначного ответа о том, где находились их документы на право собственности. 

Затем, в декабре 2014 года, Куперман и Кик получили от адвоката, представлявшего интересы Warner Bros, письмо. Куперман объяснил: «Стив [получил] то, что я люблю называть юридическим термином „страшное письмо“. В письме говорилось, что они знают о нашей подаче заявки на товарный знак и что они оспорили это. Поэтому если с этого момента мы начнём выпускать переиздание No One Lives Forever без участия Warner Bros, то прямым образом нарушим их права и вознесём над своей головой молот правосудия».

004908-FeaturedImage-no-one-lives-foreve

Куперман и Кик немедленно отреагировали на письмо, дабы сообщить адвокату Warner Bros, что они не собираются нарушать авторские права и что они уже связывались с другими людьми из их компании с целью обсудить возможное лицензионное соглашение. «Я говорил с их адвокатом, и он сказал, что вообще ничего не знал о части переговоров по играм, — сказал Куперман. — Он поговорил с одним из своих контактов в области лицензирования, чтобы узнать, сможет ли он нам помочь. Поэтому мы перешли от стадии „страшного письма“ к стадии более мягкой и доброжелательной, типа: „Эй, дайте мне пару недель, и я посмотрю, смогу ли помочь вам, ребята“».

Но надежда жила недолго.


В начале февраля Куперман и Кик получили однозначный ответ от Warner Bros.: «Нет».


«Они прислали нам уточняющий ответ, в котором говорилось, что они не собираются ни публиковать игру, ни сотрудничать с нами, — сказал Куперман. — Они отказались ото всех предложенных нами вариантов. Так что, по сути, мы вернулись к тому, с чего начинали».

И всё вернулось на круги своя…

«Как это ни печально, большинство людей хорошо подходили к переговорам, — подчеркнул Куперман. — Они были честными и, по крайней мере, разумными и вежливыми в переговорах с нами. Мне всё ещё неясно, почему в Warner Bros, Activision и 20th Century Fox не было никого, кто бы сказал: „Вот копия контракта, мы владеем всеми правами“. Ни такого человека, ни компании... ни документов. И вероятно, без обращения в суд мы никогда и не узнаем правды».

004952-3.jpg

Люди из Night Dive прекратили свои попытки переиздать No One Lives Forever. Теперь они контролируют торговую марку, но без права пользования. No One Lives Forever недоступна в цифровых магазинах, и современные геймеры, которые захотят в неё поиграть, должны будут либо искать физическую копию, либо прибегнуть к пиратству и торрентам.    

Представители Warner Bros, Activision и Fox до сих пор не смогли прокомментировать своё право на серию. Понятно, что юридическая правда на их стороне, но, к сожалению, до сих пор неясно, о какой компании мы говорим. Warner Bros? Скорее всего. Activision или даже Fox? Менее вероятно, но возможно. По крайней мере, кто-то из них должен решить, что у них действительно есть права на игру, и определиться, стоит ли делать полноценное переиздание серии.

Цитата

«Это была бы большая победа — увидеть игру переизданной, — заверил Куперман. — Если это и будет сделано, то, вероятно, уже без нашего участия».

Как бы печально всё это ни было, мне трудно поверить, что легендарная серия игр останется невостребованной. Я понимаю, что переиздание компьютерных игр начала 2000-х не является первоочередной задачей для издателей, ориентированных на блокбастеры стоимостью в десятки миллионов долларов, но даже в этом случае кажется, что всё не должно заканчиваться вот так. Приключения Кейт Арчер слишком хороши, чтобы просто исчезнуть в пучине юридических и корпоративных дрязг.

Никто не продаст вам No One Lives Forever, так что давайте её скачивать

Что ж, если игру нельзя купить, то почему бы её не скачать? О такой альтернативе рассказал Джон Уолкер с сайта Rock Paper Shotgun.

Некоторые фанаты, пожелавшие остаться анонимными, не только рискуют навлечь на себя гнев мегакорпораций, распространяя обе игры бесплатно, но и выпускают их ремастеры, которые будут работать на вашем ПК даже в разрешениях 4К. И чёрт возьми, как же хорошо NOLF2 выглядит в высоком разрешении!

Мы не поощряем загрузку неофициальных версий игр, но являемся сторонниками концепции «свободного ПО». NOLF и её сиквел ещё слишком молоды для перехода в разряд классических игр или abandonware, но потенциальные владельцы что-то не торопятся закрывать доступ к сайту. Игры доступны уже больше года, и никто ничего не сделал.


Это тот самый случай, когда блокировка nolfrevival.tk будет подтверждением того, что одна из компаний всё же может подтвердить права на серию. И вот тогда уже можно будет ждать возрождения NOLF и возвращения красотки Кейт Арчер.

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • nikerossxp 05 янв 2019 06:23:29

    Спасибо! Так бы и не знал, что есть ремастер.

  • YurikWiz 05 янв 2019 10:35:19

    Очень жаль, что ремастер так и не вышел.:( Одна из любимых серий игр

  • Outcaster 05 янв 2019 11:38:00

    недавно был на стриме Монолита по этой игре. Разработчики играли с какими-то фанатскими патчами и вроде даже говорили их название, но я забыл. Выглядела игра симпатично до сих пор. Удивило, что у них там в Монолите культ личности Крэйга Хаббарда — креативного директора почти всех хитов студии до середины нулевых. Там почти каждые 5 минут у них было, что вот это придумал Хаббард, эту идею поддержал Хаббард, сюжет придумал Хаббард, дизайн уровней тоже Хаббард. Блад придумал Хаббард, НОЛФ придумал Хаббард, ФЕАр придумал Хаббард. Это очень странно, учитывая, что он ушёл из Монолита уже 5 лет назад и даже выпустил средненькую инди Betrayer.

  • WarrioRofShadoW 05 янв 2019 11:54:29
    nikerossxp в 06:23 05 янв 2019 сказал:

    Спасибо! Так бы и не знал, что есть ремастер.

    А его ведь и нет из-за Warner’ов и других

    Outcaster в 11:38 05 янв 2019 сказал:

    даже выпустил средненькую инди Betrayer.

    Реализация такая себе, но сама идея у игры прикольная и интересная была, в принципе как у тех же FEAR и NOLF, это я про идею именно. То есть скорей всего, Betrayer просто подвела реализация, потому что команда была слабая, хотя игра мне и понравилась.

  • Popilius_51 05 янв 2019 13:48:58
    Outcaster в 11:38 05 янв 2019 сказал:

    ...Это очень странно, учитывая, что он ушёл из Монолита уже 5 лет назад и даже выпустил средненькую инди Betrayer.

    совсем нет, учитывая, что рыночек на западе может порешать в пользу увольнения стримеров-разработчиков из Монолита, и им придётся по старым связям идти снова к Хаббарду работать.

    YurikWiz в 10:35 05 янв 2019 сказал:

    Очень жаль, что ремастер так и не вышел.:( Одна из любимых серий игр

    Может это и к лучшему, кто знает. Хотя, если бы её стали продвигать на консолях например, у NOFL бы прибавилось и комьюнити, и популярности

  • shingo3 05 янв 2019 15:50:26

    Вспомнил про эту игру, да проходил в 2004 обе части. Совсем позабыл про нее, первая помню была классной и достаточно оригинальной, всякие там шпионские гаджеты и прочие плюшки. Стилизация и манеры 60х годов делало игру уникальной в своей среде. Но во второй части припоминаю была какая-то бредятина в сюжете, что-то про СССР и великие планы захвата мира и прочий бред под соусом клюквы. Потерялась вся магия оригинала в сиквеле, несмотря на похорошевшую графику и удобное управление. Ремастеред первой может и сыграл бы. Но что не делается все к лучшему.

  • Kantemir 05 янв 2019 17:28:32

    Я очень давно игру видел в новостях, в видео, в рецензиях, но так руки не дошли( и забыл про нее, а щас увидел и удивлен что не сыграл, хорошая игра же! блин очень печально что так получилось! и спасибо за статью, и рассказ, и за ссылку! супер! и кстати руссификатор можно накатывать ?

  • Popilius_51 05 янв 2019 17:36:30

    @Kantemir попробуй, почему нет. Но возможно при порте оригинальный порядок файлов, заложенный разрабами изменили, поэтому придётся наверное вручную попробовать файлы позаменять

  • noinot 05 янв 2019 18:04:24

    @Popilius_51 спасибо, отличная статья

  • MadMixa81 05 янв 2019 18:08:36

    По похожей причине не могут перевыпустить Aliens vs Predator 2. к сожалению.

  • ealeshin 05 янв 2019 18:34:13
    MadMixa81 в 18:08 05 янв 2019 сказал:

    По похожей причине не могут перевыпустить Aliens vs Predator 2. к сожалению.

    пару лет назад проходил, хорошая вещь. Наверняка для нее есть косметические моды, а геймплей и по нынешним временам отличный.

  • leonk2002 05 янв 2019 20:08:47

    Единственная баба за которую не стыдно сыграть!

    Но тимамкукам и прочей [censored]ясятине это сейчас не в мазу. Играйте бритыми и татуированными из Rage 2! Вот они — фемины (и женщинами их не назвать, тфьу), современного века.

  • Bkmz 05 янв 2019 20:30:32

    Мне интересно узнать какие у серии были продажи? Неужто все на столько посредственно, что издатели не постарались возродить даже? Этож идеальная игра для франшизы, хоть сериал нефликсу заказывай.

  • allyes 05 янв 2019 20:50:07

    Уверен, будет ремейк, как только разберутся с франшизами, офертами, роялти и тп.

  • SerGEAnt 06 янв 2019 01:41:42
    allyes в 20:50 05 янв 2019 сказал:

    Уверен, будет ремейк, как только разберутся с франшизами, офертами, роялти и тп.

    Ой. Я помню, что ролик по поводу этих прав был на ютубе комьюнити-менеджера Activision году эдак в 2010-м. То есть 10 лет назад, и с тех пор ни единой подвижки.

  • Jetaran 20 янв 2019 22:22:29

    Не знают, владеют ли правами, но заранее против любой движухи. Один отдел не знает, что делает другой, обнажая тот факт, что никакой базы или статистики по выпущенным тайтлам один из крупнейших издателей тупо не ведёт. Вот она, игроиндустрия, которую мы заслужили.

  • SerGEAnt 20 янв 2019 22:27:55

    @Jetaran Просто никто не хочет брать на себя ответственность. Все действующие лица из корпораций — обычные “шестерки”, которые если вдруг что-то пойдет не так рискуют получить по шапке. Поэтому им проще перебдеть.

  • Jetaran 20 янв 2019 22:40:32

    @SerGEAnt Не уверен, что это так. Кик и Куперман выдвинули издателю предложение о сотрудничестве. Причём, касающееся интеллектуальной собственности компании. Такими делами шестёрки не занимаются, Опять же, второй раз это предложение прошло через юриста. Который, конечно, шестёрка, а точнее, с большой вероятностью, просто из конторы, представляющей интересы компании. Но последовавший ответ определённо говорит о том, что вопрос прошёл через юридический отдел самих WB. Так вот, если на два запроса известной на рынке компании ответили шестёрки, то у Ворнеров всё очень плохо с внутренним устройством. Вот прямо очень плохо, на уровне машинисток и телефонисток. Я WB, конечно, не люблю, но не верю, что всё настолько фигово.

  • SerGEAnt 20 янв 2019 23:02:23
    Jetaran в 22:40 20 янв 2019 сказал:

    Но последовавший ответ определённо говорит о том, что вопрос прошёл через юридический отдел самих WB.

    Ага. То есть сначала договаривались с одними, потом пришел страйк от других. И все это люди из одной и той же компании. Это все, что нужно знать о WB.

  • Jetaran 20 янв 2019 23:33:21

    @SerGEAnt Если бы только о WB. Так почти все работают. Корпоративная структура скрестила вертикальный подход с горизонтальным, в итоге получившийся кадавр даже конём ходит с трудом.

  • Bkmz 20 янв 2019 23:37:06
    Jetaran в 22:40 20 янв 2019 сказал:

    Причём, касающееся интеллектуальной собственности компании.

    В те года интелектуальная собственность была не единым куском, а разбита на десятки мелких. Движек у одного, арт у другого, скрипты у третьего и т.п. Проблема в том, что при развале Сиера это все попало не в одну кучу. А так как ни кто в возрождении изначально не был заинтересовон, оно так и хранится. Предложение о сотрудничестве ни чего не стоит, переиздания продаются ультрамизерными тиражами, из за этих копеек запустить гиганскую бюрократическую машину сразу нескольких компаний не стоет выеденного яйца.

  • Jetaran 21 янв 2019 12:40:23

    @Bkmz А сейчас не так же, разве? Права на графический движок у одной фирмы, на физический — у другой, сторонние художники арты продают только с сохранением авторских прав, и.т.д., и.т.п. Именно поэтому монстры геймдева стараются держать полный цикл производства внутри себя, чтобы потом не было судебных тяжб.

  • Bkmz 21 янв 2019 12:55:00
    Jetaran в 12:40 21 янв 2019 сказал:

    Bkmz А сейчас не так же, разве?

    Сейчас так только у инди может быть. Крупные издатели все под себя заберают. То есть права больше не разделяют между разными работниками.они все или у издателя или у разработчика.

  • VatsOfGoo 21 янв 2019 16:41:58
    Popilius_51 в 00:59 05 янв 2019 сказал:

    Кто-то наверняка помнит, что в мае 2014 года Night Dive Studios

    Кстати, они уже давненько называются одним словом — Nightdive Studios.

  • till2 10 июл 2019 13:18:41

    Жаль зоговский русик не стает на вторую часть фанатской обновленной версии

  • Оставить комментарий