[Рецензия] Steel Division 2 (PC)

Eugen Systems определенно заслуживает уважения уже за тот факт, что на протяжении почти 20 лет упорно выводит рецепт игры своей мечты в нечастом нынче стратегическом жанре. Студия успела поработать с различными издательствами и попробовать себя в разных поджанрах: в ее портфолио есть и почти чистокровные RTS, и хардкорные варгеймы, и даже какой-никакой, но все-таки один эксперимент (вспоминаем R.U.S.E.), после которого разработчики нащупали-таки свой собственный путь.

После недавнего релиза Steel Division 2 Eugen Systems можно дополнительно похвалить за выбранный сеттинг. В то время как западная игровая индустрия старательно игнорирует факт участия во Второй мировой войне Советского Союза, парижские разработчики делают операцию «Багратион» — одно из крупнейших сражений на Восточном фронте — центральной темой всей игры.

banner_st-rv_steeldivision2_pc.jpg

Война во все поля

Как и в случае со всеми играми подобного жанра, написание рецензии на Steel Division 2 запросто может перерасти в составление многостраничного руководства — слишком уж много здесь разных взаимосвязанных факторов. А потому затрону лишь основное. 

Итак, перед вами стратегия в реальном времени, а если точнее — полноценный варгейм. Это означает, что ни строительства базы, ни добычи ресурсов тут нет. Под вашим командованием изначально есть масштабные военные силы, которыми надлежит руководить для выполнения поставленной задачи; покупать подкрепления можно — но, во-первых, только за выдаваемые через определенные промежутки времени очки, а во-вторых, число этих самых подкреплений ограниченно исторической действительностью (впрочем, об этом, как и обо многом другом сказанном в данной статье, уже известно тем, кто наиграл десятки и сотни часов в Normandy 44).

17.jpg

Окно составления собственной колоды. Эффект такой же, как от окна создания персонажей в хорошей RPG.

Непосредственно перед участием в сражениях, однако, надлежит составить так называемый дек, то есть, по сути, собрать игровую колоду собственной дивизии, исходя из выбранной тактики. Сами битвы разделены на так называемые фазы — А, B и C; первые две длятся по 10 минут, последняя — до победного. Соответственно, в настройках колоды можно заранее определить, какие именно войска станут доступны в конкретную фазу, а также настроить «доход», то есть количество очков, выдаваемых за каждую минуту времени в каждой из трех фаз. 

Тем, кто собирается играть в Steel Division 2 в мультиплеере или совместных сценариях, экран составления боевой группы станет настоящим вторым домом — именно здесь пройдет не один час раздумий и многочисленных корректировок состава дивизии после виртуальных боев. Впихнуть все и побольше не выйдет при всем желании: размер группы и ее «направленность» (пехота, танки, авиация, артиллерия…) зависят от жестко заданного количества очков, на которое постоянно следует оглядываться. 

В данный момент пользователям доступны три игровых режима: «Стычка», представляющая собой настраиваемое сражение, в котором могут принять участие несколько игроков (в том числе ИИ) с каждой стороны, «Исторические битвы» — аналог «Стычки», но с жестко заданными условиями, опирающимися, как ясно из названия, на знаменательные моменты Второй мировой, и новый для серии режим «Генерал армии». В последнем вам предстоит выбрать одну из двух сторон (нацистская Германия или Советский Союз), а затем выполнить поставленную высоким начальством задачу за ограниченное время в одном из четырех сценариев (после релиза их число будет увеличиваться при помощи платных и бесплатных дополнений). 

Игровой процесс «Генерала армии» состоит из двух частей. В первой вы по очереди с врагом передвигаете по глобальной карте фишки, представляющие собой целые батальоны, во второй — вступаете в бой в реальном времени. На каждом этапе режима, как водится, есть свои нюансы. 

18.jpg

Картинка в игре поражает масштабом. Можно приблизиться к юнитам почти вплотную…

Так, здешний пошаговый этап многие уже успели сравнить с оным из серии Total War. У каждой фишки в нем есть определенное число очков действия, зависящее от типа батальона (у разведывательного, к примеру, четыре очка действия, тогда как у танкового и мотопехоты — три), которые можно потратить на передвижение, атаку или укрепление позиций. Интересно, что последние два действия не бесплатны: для той же атаки необходимы три очка действия, для укрепления позиций — два. 

Как и на реальной войне, важную роль в боевых действиях Steel Division 2 играет тыловая поддержка, она же снабжение. Для того чтобы очки действий у батальонов восстанавливались полностью, жизненно необходимо удерживать их рядом с дорогой на контролируемом участке фронта. Если какую-либо боевую группу отрезать от основных сил и перекрыть ей кислород, она очень быстро становится малоэффективной, а спустя несколько ходов и вовсе прекращает свое существование. 

Еще один любопытный нюанс — работа авиации на глобальной карте. Дело в том, что ее атаки не наносят урона атакуемому батальону, зато они обнуляют счетчик очков действия подразделения, тем самым обездвиживая его на один ход.

В момент столкновения двух подразделений Steel Division 2 предлагает игроку для начала выбрать, какой из близлежащих батальонов с неизрасходованными очками действия призвать себе на помощь (при этом чем дальше «призываемый» батальон будет находится, тем позднее он окажется непосредственно на поле боя — все как в жизни), а также определиться с тем, каким образом будет проходить сражение. На выбор представлены три варианта: автобой, результат которого высчитывается по хитрой формуле, учитывая множество характеристик задействованных войск; полуавтоматический бой, часть решений в котором принимает пользователь; и, собственно, тактическое сражение в реальном времени. 

19.jpg

…А можно следить за ситуацией на поле сражения почти из облаков.

При этом самолично руководить всеми батальонами в битве совершенно необязательно, часть войск можно отдать под управление ИИ, чтобы затем лишь иногда корректировать его действия. Учитывая масштаб, динамику и обилие различных факторов в местных сражениях, подобная возможность оказывается очень кстати. 

Сами сражения разделяются на два типа: «Завоевание» и «Ближний бой», в которых стороны находятся в примерно равном положении на карте, и «Прорыв» — когда одна из сторон успела укрепиться в глобальном режиме и теперь контролирует 75% территории, оснащенной различными защитными сооружениями. 

Собственно, сам способ победить врага в Steel Division 2 один — захватить как можно больше контрольных точек и дожить до момента, когда у врага закончатся очки. Каждый свой шаг необходимо тщательно обдумывать, особенно это касается этапа разворачивания войск. Кроме того, после получения базового игрового опыта каждому стратегу-новичку настоятельно рекомендуется наведаться в настройки игры и как следует в них покопаться, уделив особое внимание вкладкам «Геймплей» и «Горячие клавиши» — без умелого использования последних победа зачастую становится попросту невозможной. 

Как и в случае с глобальным режимом, в тактических битвах проекта важную роль играет линия фронта, которую вы изо всех сил сдвигаете в сторону вражеских позиций. Войска, которые оказываются отрезаны от основных сил на вражеской территории, очень быстро теряют боевой дух и позорно сдаются в плен. 

Вообще, умелый тактик будет придавать большое значение именно местной системе морали, поскольку зачастую проще подавить вражеский отряд огнем, обратив в паническое бегство или, как уже было сказано выше, решительными действиями заставив поднять белый флаг над головой. 

Все поклонники реализма получат от Steel Division 2 особое удовольствие. Вспомните: за что чаще всего подобные товарищи ругают серии Sudden Strike или «Блицкриг»? Правильно, за слишком условную реализацию видимости и дальности ведения огня, чаще всего ограничивающиеся несколькими десятками метров. В творении же Eugen Systems ситуация заметно ближе к реальной жизни: танки тут стреляют на добрые тысячи метров, пулеметы — на сотни, артиллерия — на десятки тысяч. И все это следует постоянно учитывать. 

Отдельно радует внимание авторов к различным важным мелочам. Перечислять их все не имеет смысла, скажу лишь о некоторых самых интересных. Во-первых, каждая боевая единица техники в игре не только максимально соответствует своему историческому прототипу, но и обладает продвинутой зональной системой повреждений. У того же танка можно запросто повредить двигатель, убить водителя или вызвать детонацию боеприпасов. 

20.jpg

Боевые действия на глобальной карте в «Генерале армии» разбавляются сводками с фронта.

Самих боеприпасов у конкретного юнита может быть сразу несколько типов, каждый из которых подходит под конкретную ситуацию; пользоваться ими также следует с умом, ибо в игре они не бесконечны.

Во-вторых, в Steel Division 2 занятная механика командиров. Присутствующий на поле боя комбат сам по себе дает некислые бонусы войскам вокруг себя, однако наиболее эффективен он в тандеме с командирами, с которыми поддерживает связь по рации в радиусе полутора километров и которые, заряженные наставлениями вышестоящего начальства, мигом транслируют обозначенные «плюшки» ближайшим подопечным. Что интересно, такой вот «заряженный» командир может поддерживать связь с еще одним таким же офицером в соответствующем радиусе и передавать ему полученные бонусы по цепочке. 

Соответственно, умело располагая получившуюся радиосеть военачальников на карте, можно добиться куда большей эффективности подведомственных войск. Следует, однако, помнить об осторожности, поскольку в таких вот условиях офицеры становятся одной из приоритетных целей для врага, — впрочем, это справедливо для любой войны в человеческой истории. 

Третий показавшийся мне интересным пункт — на удивление самостоятельная пехота. Добравшись до точки назначения, виртуальные бойцы не остаются стоять на месте как вкопанные, а стараются занять ближайшее укрепление, будь это дом, бункер или самый обычный лес. Удобно!

Наконец, в-четвертых, хороша местная система корректировки артиллерии. Дело в том, что некоторые типы войск в игре также обладают рацией и наряду с командирами способны значительно увеличивать эффективность артиллерии в определенных зонах, не только улучшая точность попадания снарядов, но и ускоряя перезарядку и сведение орудий. Особенно здорово то, что и другие артиллерийские установки, находясь на передовой, могут корректировать огонь своих коллег.

21.jpg

Все поклонники военной техники могут отправиться в ангар и полюбоваться на с любовью воссозданные модельки боевых машин с приведенными характеристиками.

Словом, различных тонкостей в Steel Division 2 — вагон и маленькая тележка, на изучение их всех гарантированно уйдет не один десяток часов. Каждый ваш выигранный и тем более проигранный бой является еще одним персональным шагом на пути к совершенству в виртуальной войне. Играть в эту игру без преувеличения сложно, местами мозг вскипает от того количества информации, которое необходимо учитывать, но тем слаще оказывается желанная победа, особенно если вы шли к ней долгим и тернистым путем.

Картинка в Steel Division 2 в целом радует глаз, особо поражает масштаб происходящего на экране: здешние карты действительно огромные, ну а вы вольны следить за сражениями не только с высоты птичьего полета, но и чуть ли не из-за спины собственных бойцов. На деревянную анимацию, правда, лучше не обращать внимания — хотя времени на это и так не остается.

Отдельно отмечу звуковое сопровождение. Советские солдаты говорят на чистейшем русском языке и, внезапно, иногда напевают себе под нос исконно русские песни (у немцев, впрочем, ситуация аналогичная). Музыка вполне приятная, но, на мой взгляд, излишне пафосная и очень похожая на саундтрек к какой-нибудь Warhammer. 

Радует и искусственный интеллект. Возможно, он и не дотягивает до мастерства живых игроков, но в большинстве случаев ведет себя достаточно адекватно: активно использует авиацию и артиллерию, не стесняется окружать и отрезать от подразделения игрока, агрессивно атакует, но при необходимости не брезгует отступать. 

Увы, похвала ИИ относится именно к его «тактическому» поведению. А когда дело доходит до такой банальной вещи, как поиск пути, он порой начинает сильно тупить — например, врезаясь в борта менее быстрых товарищей в колонне. Да и к упомянутой тактике местами все же возникают вопросы.

Омрачают положительные впечатления еще несколько моментов. Во-первых, это, конечно, отсутствие вменяемого обучения. Для такой комплексной и глубокой игры, как Steel Division 2, здешнее куцее руководство, не раскрывающее и половины всех заложенных механик, смотрится как форменное издевательство над новичками. Плюс ко всему для такого проекта важно именно обучение в бою, когда все необходимые знания и действия тут же закрепляются на практике.

22.jpg

Каждая имеющаяся дивизия Steel Division 2 снабжена краткой исторической справкой.

Во-вторых, недоработанный и не слишком информативный интерфейс. То же руководство отчего-то нельзя прочитать в главном меню, для этого извольте сначала загрузить какой-нибудь режим. Зачем это, простите?

В-третьих, несовершенная техническая сторона. С вылетами мне, слава богу, дел иметь не пришлось, а вот с дисконнектами и различными багами — познакомился.

В-четвертых, спорный баланс. Хоть представленные в игре дивизии исторически достоверны, часть из них откровенно не пригодна для участия в виртуальных сражениях. А все из-за наличия куда более сильных и сбалансированных колод.

Еще один минус определенно стоит поставить переводчикам второй Steel Division на русский язык, это просто тихий ужас. Корявые «пляшущие» шрифты, странные формулировки, банально неправильный перевод отдельных слов и целых фраз — это еще не далеко не все прелести местной локализации.


Steel Division 2 является настоящим подарком всем любителям масштабных военных стратегий — это большая, глубокая и невероятно затягивающая игра «для своих». Новичкам же тут придется нелегко, им понадобится штудировать сетевые руководства и гайды на YouTube. Стоит ли оно того, зависит исключительно от вашего желания стать настоящим виртуальным комбатом.

Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
james_sun в 12:20 27 июн 2019

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • edifiei 27 июн 2019 14:00:06

    Я бы ещё 0.5 балла добавил уж очень хороша)

    p.s что забавна, периодически картинка лучше чем в мире цистерн)))

  • folderwin 27 июн 2019 14:29:23

    А меня немного разочаровала, в сетевой игре не сильно сейчас хотелось играть, а одиночной компании нет, был интересен режим полководца, но мне абсолютно не понравились условия боя, начинаете как слепые котики, стенка на стенку без уникальных заданий итд, в итоге сдал игру возьму уж по скидки

  • giperforg 27 июн 2019 15:03:34

    Мне так совсем не понравилась. В ней всё какое то кривое и неудобное. Да и сингла нет нормального, что тоже огромнейший минус. Блицкриг и В тылу врага понятно, но если с чем то действительно похожим сравнивать, то даже Вторая мировая\Искусство войны гораздо интереснее, хотя уже 100 лет назад вышла.

  • Sergei Svobodnyi 27 июн 2019 15:44:09

    Может цену скините в странах СНГ умники
    index.php?c=start&m=pic&key=6jbis6p3gozn

  • Zoltonec 27 июн 2019 16:51:39
    Sergei Svobodnyi в 15:44 27 июн 2019 сказал:

    Может цену скините в странах СНГ умники

    Что не так с ценой? Стартовая цена всего 1.4к вместо стандартных 2к, а за 2.7к просят со всеми плюшками вышедшими и будущими.

  • Dolizuk 27 июн 2019 23:43:20
    Zoltonec в 16:51 27 июн 2019 сказал:

    Что не так с ценой? Стартовая цена всего 1.4к вместо стандартных 2к, а за 2.7к просят со всеми плюшками вышедшими и будущими.

    Прошлая часть стоила всего 699 руб. Лучше бы они снова легли под Парадоксов, если так мало знают о русском регионе :blush:

  • Sergei Svobodnyi 28 июн 2019 01:46:35
    Dolizuk в 23:43 27 июн 2019 сказал:

    Прошлая часть стоила всего 699 руб. Лучше бы они снова легли под Парадоксов, если так мало знают о русском регионе :blush:

    согласен, я готов отдать за подобную игру 700-800 рублей и за делюкс версию 1500, но не то что сейчас вижу

  • Оставить комментарий