[Рецензия] «За гранью: Две души» (Beyond: Two Souls) (PC)

Когда в 2010 году вышла Heavy Rain, студию Quantic Dream готовы были возвести на пьедестал. Когда три года спустя на закате консольного поколения вышла её следующая игра Beyond: Two Souls («За гранью: Две души»), Дэвида Кейджа и компанию готовы были смешать с грязью. Хотя сейчас и по отношению к Heavy Rain неожиданно появилось много желчи и ненависти, но именно выход четвёртой игры студии изменил отношение к Quantic Dream. Однако было ли это заслуженно? Спустя полтора месяца после выхода Heavy Rain игроки на ПК наконец могут самостоятельно проверить, была ли права толпа шесть лет назад.

banner_st-rv_beyondtwosouls_pc.jpg

Дух дышит где хочет

Пожалуй, оговорюсь сразу: я отношусь к той категории игроков, которым Beyond: Two Souls понравилась. На мой взгляд, это крайне недооценённая игра, в которой, безусловно, есть изъяны в области геймдизайна и отдельные шероховатости, о которых я обязательно расскажу ниже, но история Джоди Холмс лично мне показалась эмоциональной и трогательной. Понятно, что многих смутили рваное нелинейное повествование и микс из научно-фантастического боевика, мистического триллера с хоррор-элементами с какими-то романтико-комедийно-драматическими сценами, но лично мне показалось, что именно такой подход позволил раскрыть характер героини гораздо полнее. А главное, заставил игрока чувствовать то же, что и она.

pc_1.jpg

В 4K игра раскрывается по-новому

Конечно, немалая часть заслуг принадлежит канадской актрисе кино Эллен Пейдж («Джуно», «Начало», «Люди Икс: Дни минувшего будущего»), для которой Beyond: Two Souls стала актёрским дебютом в видеоиграх (и на данный момент её единственным появлением в индустрии). Тогда, в 2013 году, полностью оцифрованные голливудские актёры при помощи навороченной системы motion capture были одним из главных способов прорекламировать игру. Конечно, к закату PlayStation 3 эта технология уже стала общим местом, но всё же относительно известных кинозвёзд в играх на тот момент почти не было. Да, были актёры озвучки, которые дарили свои голоса героям GTA, Call of Duty или Hitman: Absolution, но чтобы вдобавок актёры дарили свою внешность и полностью записывали все движения для игры — кажется, это было впервые. Помимо Пейдж из более-менее известных актёров в работе над Beyond: Two Souls оказался задействован Уиллем Дефо («Человек-паук», «Взвод», «Антихрист») в компании нескольких актёров озвучания и телевидения.

pc_2.jpg

Когда гении думают одинаково, или Metal Gear Solid французского человека

К слову, кинематографичность игры, поддержанная двумя голливудскими звёздами, обеспечила попадание 35-минутного трейлера на кинофестиваль независимого кино Tribeca. Хотя Beyond: Two Souls не была первой игрой, показанной там: первопроходцем выступила L.A. Noire от Team Bondi. Но это не помешало трейлеру получить вполне позитивные отзывы от непрофильной прессы. Надо сказать, что режиссура Кейджа заметно выросла в сравнении с тремя предыдущими играми. Персонажи стали живее, ракурсы — кинематографичнее, экшен — бодрее, стало меньше странных монтажных склеек, не имеющих никакой логики. Хотя от последнего недочёта полностью избавиться не удалось, так как остались склейки, явно являющиеся скрытыми экранами загрузки. Последние иногда выдаются тем, что они явно пререндерены в гораздо более низком разрешении. Возможно, на PlayStation 3 с её 720p это не бросалось в глаза, но ПК-версия вскрыла маленькую техническую хитрость.

pc_3.jpg

Игра не обошлась без лёгких элементов хоррора

С точки зрения геймплея Beyond: Two Souls также сделала небольшой шаг вперёд. Да, игра по-прежнему почти полностью основана на всевозможных quick time events, но разработчики попытались сделать их менее явными и более интуитивными: например, во время боевых сцен игрок должен угадывать направление ударов или уворотов Джоди. Хотя проигрыш в QTE, к сожалению, почти никогда не приводит к каким-либо серьёзным последствиям. Проиграть тут невозможно: разве что сюжет будет слегка отличаться. Кроме того, Джоди постоянно сопровождает дух по имени Айден, с помощью которого она решает простейшие логические задачки по открыванию дверей и отвлечению противников. Ничего особенного, но игру разнообразит. Плюс есть возможность проходить игру в кооперативе, при котором второй игрок берёт на себя контроль над Айденом.

Появление духа Айдена в чём-то связывает Beyond: Two Souls с первой игрой Кейджа и Quantic Dream Omikron, также выходившей под названием The Nomad Soul. Разве что в той наличие кочевых душ было способом разрушения «четвёртой стены»: именно за одну из таких душ и играл игрок, взяв под своё управление одного из жителей футуристичного города Омикрон. Отчасти и в Beyond: Two Souls Айден предстаёт неким наблюдателем истории Джоди, в какой-то степени приравненный к игроку по эту сторону экрана, иногда принимая участие в формировании её судьбы.

pc_4.jpg

Джоди Холмс ощущает просветление и чувствует себя опустошённой одновременно

Напоследок же я оставил рассказ о лучшей части Beyond: Two Souls — сюжете. Да, в сценарии есть парочка пробелов и один нелепый тупой эпизод, но о них чуть позже. Для начала завязка. Джоди, выступая рассказчиком, пытается передать свои воспоминания, обрывочные сведения из её прошлого, которые привели её к финальной точке. Да, Beyond: Two Souls — это игра, в которой начало игры и есть её финал. Причём Кейдж даже не пытается выстроить из этого сюжетный поворот, а сразу кидает карты на стол. Мы поочерёдно оказываемся в детстве Джоди, в котором её приёмные родители не могут справиться с паранормальными способностями девочки и отдают её в исследовательский институт при правительстве США, в её бунтарской юности, в которой она пытается сочетать почти семейные отношения с учёными Нэйтаном (Уиллем Дефо) и Коулом (Кадим Хардисон) с жизнью в стеклянной клетке подопытного кролика, и в её относительной молодости, в которой она пытается скрыться от преследования американских властей, бродяжничая то тут, то там. Постепенно нам раскрывается её характер, который сочетает в себе ранимую девушку с жестокой машиной для убийства. Она совершает искренние и добрые поступки, но при этом в её прошлом есть мрачные страницы, с которыми она с трудом справляется и постоянно думает о суициде.

pc_5.jpg

Если приглядитесь, то заметите небольшую отсылку к Heavy Rain и Мастеру оригами

Тема выбора между жизнью и смертью становится ключевой для Джоди. С одной стороны, героиня находит резон для жизни в компании опустившихся бездомных, живущих в заброшенных руинах. С другой, она помогает американским властям свергнуть неугодный им демократический режим, чтобы установить очередную марионетку США в Сомали, после чего готова покончить с собой. Она встречает семейство индейцев навахо, ведущих еженощную борьбу с призраками жестокого прошлого, в котором и «белые», и коренные американцы были по локоть в крови. Фактически борьба жизни и смерти. Да и Айден является её постоянной связью с потусторонним миром, намекающей ей на то, что души мёртвых живут среди нас.

Если вы ещё не играли в Beyond: Two Souls, то рекомендую следующие пару абзацев пропустить, ввиду того что рассказать об игре совсем без спойлеров никак не получится, а личный опыт превыше любых пересказов. Не секрет, что в финале Джоди узнаёт, что Айден — её родной брат, погибший при родах, чья душа остаётся привязана к своей сестре даже после смерти. И тема связи жизни и смерти, как уже было сказано выше, поднимается не раз в ходе повествования. Параллельно с этим на фоне разворачивается история об учёных, которые хотят открыть портал между миром живых и миром мёртвых. Ими движет желание устроить рай на Земле и наконец найти контакт между умершими и ещё живущими, но сами того не понимая, они призывают с той стороны зловещих лавкрафтианских чудовищ, которым чуждо всё человеческое.

pc_6.jpg

Игра построена на контрастах. Сначала Джоди замерзает на улицах мегаполиса, а затем изнывает от жары в пустыне

Собственно, Джоди в финале игры и пытается спасти мир от открытия портала в мир духов, а обрывочность повествования связана с тем, что героиня теряет память после попадания в Инфрамир и судорожно пытается рассказать свою историю до того, как всё забудет. И поэтому введённый в переиздании для PlayStation 4 хронологический режим лишён смысла. Но именно с этим и связан самый глупый эпизод всей игры, который портит в целом неплохой сценарий. По его сюжету Джоди вместе с горсткой ЦРУ-шников засылают в клюквенную версию Казахстана (в игре назван Казирстан), в котором живут китайцы и который находится где-то в Сибири. Именно там происходит сцена, в которой Джоди ходит в кустики «по-маленькому» при сильнейшей метели, как утверждают герои игры, температуре воздуха −40 градусов по Цельсию. Думаю, Кейджу и остальным в Quantic Dream не помешало бы подарить путёвку в Сибирь во время зимней стужи, чтобы они поняли, насколько это попахивает наркоманией, разрушающей атмосферу всей игры.

pc_7.jpg

А вы бы тоже не отказались от сиквела?

Джоди, к слову, прекрасно понимает, что если не сегодня, то завтра люди всё равно откроют портал в мир мёртвых, ибо люди таковы и ими всегда двигало желание разгадать загадку жизни и смерти, потому она готова к тому, что в недалёком будущем миру всё равно придёт конец. Но она уже начала подготовку избранной девочки Зои к тому, чтобы спасти мир. И она уже видит сны о грядущем, в котором шторм приближается. Кто бы что ни говорил, но этот финал в духе кэмероновского «Терминатора» меня всегда пронимал своей здоровой долей пафоса. И я думаю, никто бы не отказался от сиквела Beyond: Two Souls в постапокалиптическом будущем.

Трейлер ПК-версии


Очередная игра Дэвида Кейджа, добравшаяся до ПК, пока что только в виде эксклюзива Epic Games Store. Игра, недооценённая и заслуживающая внимания гораздо больше, чем перехваленная многими Detroit: Become Human. К слову, несмотря на то что игре уже шесть лет, она выглядит вполне компетентно и сегодня, а анимации поражают мелкими деталями. Возраст иногда выдают только слишком резкие переходы между стадиями анимаций.

Итоговая оценка — 7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Outcaster в 10:51 28 июл 2019

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • 0wn3df1x 28 июл 2019 11:15:42

    Первая игра Кейджа, о которой я за все эти годы не нахватался спойлеров, и вообще о ней ничего особо не знал, кроме того, что её многие не любят. Ну и, собственно, первая его игра, которую я прошёл не на ютубе. Вкратце могу сказать, что мне очень понравилось, хотя, конечно, с развитием игры количество фантастики увеличивалось в геометрической прогрессии, что очень в духе автора и что мне не слишком нравилось еще в фаренгейте.

    Больше всего понравились моменты, где можно врубать полтергейста по полной: чтобы довести до истерики женщину, чтобы испортить какой-то момент, чтобы поиздеваться над подростками. Я прям был вне себя от счастья, вспоминая Ghost Master, злорадствуя и хихикая как гиена, давненько игры не дарили таких зловещих эмоций.

  • SerGEAnt 28 июл 2019 11:44:26

    @Outcaster Главы по порядку проходил?

  • Bkmz 28 июл 2019 12:07:24

    Я свято уверен, что именно решение пускать главы не по порядку, создало львиную долю непонимания игры. Я встречал ряд произведений которые так же выпендривались, и абсолютно все они этим решением просрали весь интерест к себе. Одно дело вкорячить флешбек поясняющий мотивацию, и совсем иное раскидать историю в хаотичном, ни чем не обоснованом порядке.

  • Sagy 28 июл 2019 12:59:49

    Игра хороша, но некоторые главы вышли заметно слабее других.

    Прошёл с удовольствием в своё время.

  • SINgle 28 июл 2019 13:14:17

    сегодня как раз закончил знакомство с игрой, проходил в порядке оригинала. не понравились как раз неочевидные QTE где то в душе я перфекционист, а тут процентов 40 что нажимать чтобы совсем уклониться пришлось ошибаться. повествование рваное местами понравилось, местами нет, второе прохождение попробую уже линейное, но не сейчас, может через полгодика. ну и из-за моего перфекционизма, хотелось бы нормальных сохранений, а не переигрывания заново всей главы, если ты хотел по другому, но выбранный пункт оказался не тем что ты думал. это меня еще в хеви рейне бесило. а так с оценкой вполне согласен 7,5-8.

  • Bkmz 28 июл 2019 13:14:19
    Sagy в 12:59 28 июл 2019 сказал:

    Игра хороша, но некоторые главы вышли заметно слабее других.

    Мне так кажется это из за мистики. В Фаренгейте тоже, как пошел перекос в мистику так резко упало качество. У Хеви Рейн и Детройт мистики нет, от чего и нет столь заметного падения качества сценария в разных главах. Думаю Мистика просто не тот жанр который можно так легко вплести в трагичную и трогательную историю персонажей. Надо или всю линию об этом гнуть (Как у Алан Вейка например) или не трогать вовсе.

  • dante3732 28 июл 2019 14:40:59

    Проходил и на ПС3, и на ПС4, игра так себе на 6.5 баллов.

  • Bkmz 28 июл 2019 14:52:53

    @dante3732 я игры на 10 из 10 крайне редко второй раз прохожу, а вы игру на 6 из 10 дважды прошли^_^

  • dante3732 28 июл 2019 15:00:21
    Bkmz в 14:52 28 июл 2019 сказал:

    @dante3732 я игры на 10 из 10 крайне редко второй раз прохожу, а вы игру на 6 из 10 дважды прошли^_^

    Ну короче сейчас объясню почему 2 раза, прошёл я на ПС3, плевался всю игру, какое то кино B класса убогое. А потом мне друзья говорят, мол на ПС4 по порядку сюжет чтобы шёл можно сделать и норм игра, ну я поверил, в хронологии прошёл и опять же плевался, по сравнению с хеви рейн это шлак полный.

  • Bkmz 28 июл 2019 15:04:46
    dante3732 в 15:00 28 июл 2019 сказал:

    А потом мне друзья говорят, мол на ПС4 по порядку сюжет чтобы шёл можно сделать и норм игра

    Это можно было и на ПС3 сделать. Разница лишь в том, что на ПС3 для этого надо было вначале пройти игру как задумывал разработчик:)

  • Vladimir23 28 июл 2019 18:08:52

    Если играть по порядку то игра вполне ничего, а если как оригинал то дерьмо полное. В оригинале нихера не понятно, только реально в конце почти понятно что происходит. Короче советую тем кто не проходил ещё играйте по порядку, а не в оригинал, больше кайфа получите.

  • Outcaster 28 июл 2019 19:31:31

    @SerGEAnt только глняул, но мне не понравилось. В оригинале был смысл такого рваного повествования. Собственно, в Эпилоге и объясняется почему Джоди так рассказывала. А по хронологии некоторые сцены в детстве уже не такие эффектные, так как почти всегда они связаны с тем что покажут после этого в настоящем.

  • Эмбер 28 июл 2019 21:28:59

    А мне как раз оригинальное повествование с “прыжками” по главам вкатило — напомнило шикарнейший фильм “Memento” по стилю подачи сюжета. =)

    Ребят, а вдвоём тут тоже можно гамать или эту фишку убрали?

  • 0wn3df1x 28 июл 2019 22:04:26
    Outcaster в 19:31 28 июл 2019 сказал:

    @SerGEAnt только глняул, но мне не понравилось. В оригинале был смысл такого рваного повествования. Собственно, в Эпилоге и объясняется почему Джоди так рассказывала. А по хронологии некоторые сцены в детстве уже не такие эффектные, так как почти всегда они связаны с тем что покажут после этого в настоящем.

    Такого же мнения. Этот приём с показом разных отрывков заставляет одновременно быть внимательнее, порождает интригу и заставляет задавать вопросы, на которые затем получаешь ответы, вводит новые элементы, о которых в первых нескольких отрывках даже не догадываешься, постепенно поясняет мотивацию персонажей (причём в нужный момент) и, конечно же, создаёт контрасты.

    Тем не менее, я смотрю на рейтинг игры, на рейтинг других игр такого же характера и понимаю, что огромное количество журналистов были чрезмерно субъективны, оценивая эту игру не как отдельный самостоятельный продукт, а как некое неочевидное продолжение фаренгейта или хэви рейна. Мол автор не смог переплюнуть себя или повторить прежний уровень? Значит его игра хуже первого сезона бетмына, стражей галактики и игр престолов от Telltale. Звучит нелепо? А по оценкам выходит так.

    Эмбер в 21:28 28 июл 2019 сказал:

    Ребят, а вдвоём тут тоже можно гамать или эту фишку убрали?

    Можно.

  • the punisher 28 июл 2019 22:24:12
    Эмбер в 21:28 28 июл 2019 сказал:

    А мне как раз оригинальное повествование с “прыжками” по главам вкатило — напомнило шикарнейший фильм “Memento” по стилю подачи сюжета.

    Соглашусь. Напоминает Квентина Тарантино, с его подачей сюжета, как "Бешеные псы" и “Криминальное чтиво"

    p.s. “Momento" от Нолана просто шикарен, смотрел на “одном дыхании”.

    Игра кстати, мне весьма понравилась. Душевная она, что ли… как то так. Есть в ней нечто такое, что трогает по человечески. Сюжет понравился, как и местная игра “актеров”.

  • Эмбер 28 июл 2019 23:09:52
    the punisher в 22:24 28 июл 2019 сказал:

    p.s. “Momento" от Нолана просто шикарен, смотрел на “одном дыхании”.

    На творение Нолана, кстати, критики точно так же ополчились. И пришлось со временем выпускать версию с “исправленным” хронометражем, что, на мой взгляд, фильму на пользу не пошло.

    А на счет игры я целиком и полностью согласен — цепляет она, действительно сопереживаешь. И выход на PC — хороший повод перепройти. =)

  • Tuve 28 июл 2019 23:29:32

    Я не приветсвую загробную эзотерику. Но игра была отличной, и последовательность глав не отвлекала от сюжета.

    Хотя допускаю, не все могут в "пазлы", хотя по мне, общее впечатление это не портит.

  • the punisher 28 июл 2019 23:43:38
    Tuve в 23:29 28 июл 2019 сказал:

    Но игра была отличной.

    Она Не была, она есть...на мой IMHO)

    дальше, ес-но, вкусовщина.

  • Tuve 28 июл 2019 23:47:35

    @the punisher , время убивает все. )

  • the punisher 28 июл 2019 23:52:31
    Tuve в 23:47 28 июл 2019 сказал:

    @the punisher , время убивает все. )

    кроме истинных шедевров, как показывает практика, и это самое время)

    шедевр пояснять не надо, в большинстве случаев.

  • Tuve 28 июл 2019 23:58:01

    @the punisher ))) ну я бы не торопилась записывать игрпром в шедевры .

    Да и воприятия оных, сильно зависит от многих факторов.

  • Эмбер 28 июл 2019 23:59:37
    Tuve в 23:47 28 июл 2019 сказал:

    время убивает все. )

    Я в Омикрон пару месяцев назад погамать вздумал. Признаю, графика очень сильно напрягала… первые полчаса, а потом ничего, втянулся. =)

    Нет, некоторые вещи не стареют, ИМХО.

  • james_sun 29 июл 2019 00:05:19

    Ещё скажите, что первый Max Payne устарел.

    «Да я тебя...»

    071247-1446309911114448491.jpg

  • Tuve 29 июл 2019 00:06:13

    @Эмбер , а я вот поиграла на свиче в саботера, отличная игра, хорошо играет на настольгии. Но нет, время убивает )

  • Ленивый 29 июл 2019 00:13:17
    Эмбер в 23:59 28 июл 2019 сказал:

    Я в Омикрон пару месяцев назад погамать вздумал. Признаю, графика очень сильно напрягала…

    Я в Омикрон ещё на Дримке играл и даже тогда графика уже напрягала:)

    Tuve в 00:06 29 июл 2019 сказал:

    я вот поиграла на свиче в саботера, отличная игра, хорошо играет на настольгии.

    saboteur-primer-juego-zx-spectrum-nintenНостальгия она такая — у всех разная:D

  • Tuve 29 июл 2019 00:19:43

    @Ленивый , ну так да, не показатель шедевральности )

    Теперь буду избавляться от визга загрузки в голове )

  • Эмбер 29 июл 2019 01:00:48
    Tuve в 00:06 29 июл 2019 сказал:

    Но нет, время убивает )

    “Saboteur” — 1985 года розлива. Его упоминание и заставку я наблюдаю тут спустя 34 года. =)

  • mc-smail 29 июл 2019 11:33:18
    Эмбер в 21:28 28 июл 2019 сказал:

    А мне как раз оригинальное повествование с “прыжками” по главам вкатило — напомнило шикарнейший фильм “Memento” по стилю подачи сюжета. =)

    В фильме Memento это в разы лучше реализовано и весьма обосновано было. Тут обоснования я не нашёл, просто непонятный рассинхроничный разброс, где порог в углубления персонажа был полностью испорчен. Ну и финальная практика показала, что такой трюк с подачей мало кому пришёлся по вкусу, из-за чего у игры вышли не самые лучшие оценки игровых критиков.

  • 0wn3df1x 29 июл 2019 11:42:29
    mc-smail в 11:33 29 июл 2019 сказал:

    В фильме Memento это в разы лучше реализовано и весьма обосновано было. Тут обоснования я не нашёл, просто непонятный рассинхроничный разброс, где порог в углубления персонажа был полностью испорчен. Ну и финальная практика показала, что такой трюк с подачей мало кому пришёлся по вкусу, из-за чего у игры вышли не самые лучшие оценки игровых критиков.

    Сюжетное обоснование идёт прямо в финале.
    Если же играть в хронологическом порядке, то разрушаются сюжетные интриги, теряются контрасты, подача мотивации не предвещает момент, а остаётся где-то далеко, разрушается сама идея пазла, а монолог в эпилоге, объясняющий порядок воспоминаний, и вовсе становится бессмысленным.

  • Last_Guardian 29 июл 2019 11:55:36
    Outcaster в 10:51 28 июл 2019 сказал:

    Но она уже начала подготовку избранной девочки Зои к тому, чтобы спасти мир

    Но это уже другая, долгая дооолгая история.

    Игра неровная, проходил ее трижды раз на третьей плойке, дважды или один на 4ой. Очень круто поставленные эпизоды, сменялись каким то b-movie. Для людей только приступивших, полагаю вполне подойдет.

  • mc-smail 29 июл 2019 12:18:39
    0wn3df1x в 11:42 29 июл 2019 сказал:

    а монолог в эпилоге, объясняющий порядок воспоминаний, и вовсе становится бессмысленным.

    Что-то я не помню этого монолога.

  • 0wn3df1x 29 июл 2019 12:24:39
    mc-smail в 12:18 29 июл 2019 сказал:

    Что-то я не помню этого монолога.

    ~ 17:05

  • Оставить комментарий