[Рецензия] Necrobarista (PC)

Чтоб описать эту визуальную новеллу, хватит упомянуть всего два аниме. От Monogatari взята постановка: интересные или просто дикие ракурсы, картинные позы, кадры-вставки с текстом на нейтральном фоне. Death Parade поделилась концепцией бара, куда попадают души умерших на их пути в рай или в ад.

banner_st-rv_necrobarista_pc.jpg

Если от первого сравнения проект выигрывает (это ж всего-то инструментарий, сюжетно ни к чему не обязывающий), то видевших DP остаётся пожалеть. В Necrobarista посетители не сражаются в азартные игры за право вознесения — хватает и более мелких отличий, но в целом это одинаковые истории, темы, переживания. А ещё «продавший» игру анонсирующий трейлер… от его обещаний мало, что осталось, за пять лет разработки подход пришлось упростить.

Итак, где-то в Мельбурне есть бар-распутье между мирами, так называемый Терминал. Как заведение он не уникален, и не все его клиенты умерли. Таки почившим разрешено остаться в нём на 24 часа. Затем переход на новый и, что главное, никому не известный план бытия, потому желающих подзадержаться хватает. Бар в праве их приютить, тем самым влезая в долги, — в долгах как в шелках его и находит Кишан, очередная неупокоенная душа.

16.jpg

В пику маститым корпорациям и несмотря на объёмы текста, игра крохотной австралийской студии локализирована, и по большей части хорошо

В какой-то мере зритель и есть Кишан, потому что в одинаковых с ним условиях: обоим видно, что у баристы Мэдди, её бывшего босса Шэя, изобретательницы Эшли и представителя властей Нэда за плечами годы знакомства, их общий опыт сформировал словарь из отсылок и подколок, в полной мере доступных лишь их им. Ни у Кишана, ни у зрителя нет шансов понять его весь, как и всех персонажей. Сюжет захватит всего-то несколько дней, а это не то время, за которое захочется излить душу незнакомцу. В повествование вводится ровно столько информации, чтоб объяснить поступки ключевых героев, но не их внутренний мир и не загробное мироустройство. Те же законы Совета Смерти регулярно озвучиваются, но с ними не сталкиваются напрямую, как мы в курсе о наказании за убийство, за убийство не сидев.

Остаётся наблюдать и находить некоторые ответы. С технической точки зрения: нажимать единственную клавишу, чтоб продвигать разбитые на мелкие фразы разговоры. Здесь же дают возможность побыть режиссёром, самостоятельно выбирая, как долго держать тот или иной кадр (правда, не зацикленный, как в Life is Strange), в том числе перед затенением по окончании сцены, давать ли повисеть обзорному ракурсу или тишине. Персонажи, кстати, почти всегда статичные, динамика в кадре скорее в искорках пыли и тому подобных эффектах, да ещё в параллаксе. По большому случаю двигаются и герои, но не обязательно в момент накала эмоций; просто постановщику показалось, что самое время разбить вереницу статичных экранов, и на контрасте это работает очень хорошо.

49.jpg

При развитом СПГС можно найти уйму заигрываний на тему происходящего

С повествовательной стороны перед нами набор житейских ситуаций. Есть одна сквозная история, ещё и начинающаяся не сразу — в остальном игрок наблюдает за персонажами в естественной для них обстановке, обсуждающими самый разный спектр событий и вещей. Добавлю-ка к списку отсылок «Евангелион» — в нём библейщина, гигантские роботы и конец света были не целью рассказа, но ширмой для раскрытия персонажей, откуда и открытый финал. Так же с паранормальным в Necrobarista, только ещё более дробно. Наблюдать за происходящим всё равно что запустить ситком на случайной серии, разве что ситкомы целиком про юмор, а тут нашлось место чему-то ещё.

Сама по себе каждая из постановок вызывает чистые эмоции, персонажам сопереживаешь, даже не изучив от и до. Проблемы же вскрываются при взгляде не на отдельные сцены, но на их последовательности. Пока игра не сконцентрируется на центральной истории, события настолько не связаны, что их можно было бы перетасовать, ни на что не повлияв. Это особенно заметно через музыку: только что играл весёлый трек, а теперь, без всякого перехода, грустный. Реже — в самих событиях. Например, нагнетают важность встречи или решения, чтоб затем начисто о них забыть.

31.jpg

В конце глав надо выбрать по 7 из прозвучавших ключевых слов. За словами скрыты иконки-темы, которыми открываются Воспоминания. Какой-либо ценности, впрочем, не несёт. Было чем-то бóльшим?

Поначалу это кажется художественным приёмом. Ближе к титрам станет ясно, что игру просто резали по живому, лишь бы выпустить долгострой хотя бы так. Сюжетные линии рвутся, вплоть до абсурда: вслед за катсценой с прямой угрозой от властей, мол, «теперь переходим к активным действиям!», ничего не последует. Остались и оба указания на ещё одного персонажа как значимого элемента истории, тем не менее из игры полностью вырезанного. Да и оставшиеся «дополнительные» герои, хотя в ролике им уделено столько же времени, что и основным, появятся ровно в одной главе.


Вероятно, так и выглядят фильмы, переснятые другим режиссёром. Выпадает куча важных моментов, переходов, нарушается ритм. Если помянутая Monogatari прямо-таки гипнотизирует подачей, то Necrobarista лишь подражает стилю. Её ну очень хочется хвалить, в ней не только задатки, но и сила… просто её растратили на неэффективный удар. Впрочем, о Necrobarista совсем не хочется говорить как о кладбище возможностей — она хорошая. Даже её эпично длинный финал душевный и не раздражает, а значит с персонажами я не на шутку сблизился — да сомнений в этом и не возникало на всём протяжении игры. Отбирая в галерею избранные из полутысячи снятых скриншотов, я неизменно улыбался. Пускай проект не войдёт в пантеон, но запомнится сильнее многих, даже получивших более высокий балл.

Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Celeir в 17:43 26 июл 2020

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 27 июл 2020 18:23:06

    Лес рук!

  • Karin Mendosa 27 июл 2020 19:18:54

    А что там обсуждать? Первого абзаца, про гатари и парад, вполне достаточно, что бы держаться подальше от игры.

  • Celeir 27 июл 2020 20:28:29

    @Karin Mendosa ладно Парад, у него сильная только первая серия, но Гатари ж прекрасны

  • Karin Mendosa 27 июл 2020 20:36:53
    Celeir в 20:28 27 июл 2020 сказал:

    @Karin Mendosa ладно Парад, у него сильная только первая серия, но Гатари ж прекрасны

    Только если любить бессмысленный трёп под убогой режиссурой -_-

  • Celeir 27 июл 2020 20:41:44

    @Karin Mendosa ты прав: всё, чего не понимаю, всё убогое

  • Karin Mendosa 27 июл 2020 20:54:33
    Celeir в 20:41 27 июл 2020 сказал:

    @Karin Mendosa ты прав: всё, чего не понимаю, всё убогое

    Можно подумать, что серия такая сложная, что страдает от недостатка внимания и понимания :) Как раз-таки наоборот...

  • monkalex 27 июл 2020 21:22:46

    Гатари то хороши. А вот игрулька на них похожа недостаточно, чтобы даже думать о прохождении =)

  • Made in Abyss 27 июл 2020 22:01:19
    SerGEAnt в 18:23 27 июл 2020 сказал:

    Лес рук!

    500

  • Celeir 27 июл 2020 22:56:10

    Разработчики заанонсили серию бесплатных сюжетных длц, в том числе про потерявшегося персонажа из интро и про тех, кто лишь разок мелькнул.

    Похоже, то деньги закончились, а теперь разработка продолжается.

  • AthenaMyGoddess 28 июл 2020 10:12:57

    Так уж получилось не смотрел ни Гатарей ни Дез Парад (это скорее всего поправимо:)), но игрой заинтересовался.

    Мне эта тема с барменами навивает теплые воспоминания о горячо любимой VA-11 HALL-A и возможности скоротать время в ожидании N1RV Ann-A. Тем более на русском языке “из коробки”, это уже заслуживает того чтоб не пройти мимо. Благо рейтинг не разгромный и думаю не ошибся с выбором.

  • Celeir 28 июл 2020 10:40:16
    Celeir в 22:56 27 июл 2020 сказал:

    заанонсили серию бесплатных сюжетных длц

    Спросил, будут ли встраиваться в сюжет или запускаться отдельно. Разработчики ищут способы реализовать первое, но не исключают второе. Вот бы смогли.

  • Оставить комментарий