[Рецензия] Amnesia: Rebirth (PC)

Каждый год в октябре на игроков высыпается ворох игр в жанре «хоррор». Так же, как создатели-издатели AAA метят в период рождественских праздников, производители страшного контента пытаются попасть в Хэллоуин, на который, по всей видимости, приходятся основные продажи проектов жанра. Но крайне редко в этой череде релизов находится место настоящим жемчужинам от признанных авторов. К счастью, 2020 год стал исключением, ибо случилось возвращение Томаса Грипа и его студии Frictional Games с продолжением франшизы Amnesia.

banner_st-rv_amnesiarebirth_pc.jpg

Забыть и вспомнить

Даже подумать страшно, но оригинальной Amnesia: The Dark Descent в этом году исполнилось уже 10 лет. А ведь казалось, что она вышла совсем недавно. До сих пор помню, как ждал релиза этой игры, поскольку был большим поклонником трилогии Penumbra от той же студии — гораздо более кривенькой и бюджетной, но невероятно атмосферной и страшной вариации на тему рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта. А Amnesia, которая стараниями студии Snowball у нас получила подзаголовок «Призрак прошлого», ещё и выглядела как игра совсем другого технологического и творческого уровня. Но на тот момент никто не мог и помыслить, что она станет одной из ключевых игр своей эпохи, породившей невероятное количество подражателей и всерьёз повлиявшей на такую уже привычную сферу игровой индустрии, как видеопрохождения и стримы.

158.jpg

Движок HPL-3.5 работает на пределе возможностей

Если кто не помнит (ирония!), сюжет оригинальной игры вращается вокруг Даниэля, страдающего от амнезии. Даниэль оказывается у входа в Бренненбургский замок где-то в окрестностях Кёнигсберга. Вскоре он обнаруживает письмо, которое написал для самого себя. Из письма Даниэль узнаёт, что выпил некое вещество, чтобы подавить ужасные воспоминания, а теперь его цель — убить Александра Бренненбургского. Правда, чтобы добраться до него, Даниэлю приходится спуститься в самые глубины замка, параллельно вспоминая события прошлого, приведшие его туда. Отсюда и оригинальное название The Dark Descent, которое можно перевести и как «Тёмный спуск», и как «Тёмное нисхождение».

159.jpg

Если долго смотреть на трупы и монстров, то можно сойти с ума

Также нельзя забывать про A Machine for Pigs — вольный спин-офф-продолжение, которое только частично упоминало события оригинальной игры, но проект студии The Chinese Room делал слишком сильный упор на аллегоричность и метафоричность, из-за чего игру было тяжело воспринимать как происходящую в той же вселенной, что и первая часть. Хотя в своём жанре — философское рассуждение о XX веке — она была хороша.

160.jpg

Пустыня похожа на бескрайний океан из песка

Этот экскурс в прошлое важен, так как Amnesia: Rebirth оказывается продолжением первой игры. Ну или почти. На дворе 1937 год. Группа европейцев отправляется в Алжир, но их самолёт терпит крушение посреди пустыни Сахара. Там они встречаются с чем-то, что прячется в тени и не поддаётся описанию. Параллельно с этим они обнаруживают руины древней цивилизации, чей расцвет пришёлся на доримскую эпоху. И это те же самые руины, которые в далёком 1839 году изучали Даниэль и его ментор профессор Герберт — герои первой части.

Официальный трейлер

Игрок же вживается в роль Анастасии Трианон или просто Таси. Она инженер-архитектор, которая посещает Африку по работе вместе со своим мужем Салимом. Героиня просыпается на месте авиакатастрофы и не может вспомнить, куда подевались остальные члены её команды. Параллельно с этим мы узнаём, что её поездка в Африку была попыткой забыть о трагедии личного толка, которую Таси захотела оставить в прошлом, в родном Париже. И всё это переплетается с психопатологическими ужасами лавкрафтовского масштаба.

14.jpg

Флешбэки к героине приходят в виде стильных зарисовок карандашом, которые она делает в своём персональном альбоме

Да, Frictional Games опять смогла сделать то, что от неё всегда ждут, — увлекательную историю с действительно страшными и гнетущими сценами. Конечно, с точки зрения геймдизайна игра не слишком далеко ушла от её предыдущего творения SOMA. Мы по-прежнему просто изучаем локации, читаем записки и дневники и иногда прячемся от тварей в темноте. Но так же, как и в старых частях, у нас есть страх темноты, который сводит героиню с ума. Разве что теперь действительно можно начать игру с последнего чекпоинта, лишившись рассудка. Если вы помните оригинальную Amnesia, то помните и то, что особого эффекта от максимального уровня помешательства не было, это скорее была психологическая атака разработчиков на игрока. Примерно того же уровня, что и вероятность удаления сейва в Hellblade: Senua’s Sacrifice.

15.jpg

Руины древней цивилизации захватывают дух своим величием

Единственное серьёзное геймплейное нововведение связано с системой освещения. Как и в оригинале, у героини есть фонарь, который тратит масло, и спички, которыми можно зажигать свечи и факелы. Но теперь спички можно зажигать в любой момент времени, чтобы осветить себе дорогу в кромешной темноте. Правда, сгорают они весьма быстро. Зато если повезёт, одной спичкой можно зажечь сразу два-три факела, масляные лампы или свечи. И это весьма помогает при решении головоломок, которые часто расположены в тёмных пещерах, подвалах, коридорах. Надо сказать, что головоломок в игре не так уж много, но каждая из них не лишена изящества и способна слегка напрячь мозг.

16.jpg

Технологии Древних могут напомнить продвинутые технологии будущего, но с точки зрения человека начала прошлого века

Зато атмосфера липкого ужаса в условиях пустынной жары, когда одежда липнет к коже из-за обильного потоотделения, как всегда, на высоте. Интересно, что у Лавкрафта довольно часто упоминается про древние раскопки где-нибудь в Северной Африке, но годами разработчики увиливали от этого необычного сеттинга в пользу либо европейской готики XIX века, либо старой Америки до Второй Мировой.

17.jpg

Нашлось место и «клубничке» начала века

Интересно, что если в первой игре разработчики активно напирали на детскую травму Даниэля, а в SOMA всё крутилось вокруг идеи оказаться в далёком будущем, так и не дожив свою жизнь до конца, то в Amnesia: Rebirth представлено рассуждение на тему материнства. Причём по ряду причин оное обычно в играх обходят стороной: всё же это весьма деликатная тема с определённой долей физиологичности. Хотя ряд сцен, возможно, выглядели бы куда более впечатляюще, если бы игрок не был знаком с той же Outlast II. Но даже так история Таси способна взять за живое.


Возвращение Frictional Games на арену. Студия Томаса Грипа продолжает показывать свой высочайший класс. И амбиции растут от игры к игре. Можно смело сказать, что с точки зрения режиссуры кат-сцен и анимаций Amnesia: Rebirth — самая навороченная игра студии, а ведь параллельно авторы разрабатывают ещё некую не анонсированную игру. Забавно, но исходя из титров, Amnesia: Rebirth издана в партнёрстве с компанией Sony. Странно, что на этом не было акцента в пиар-кампании.

Итоговая оценка — 7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

P.S. Перевод на русский язык вполне неплох. Тексты переведены без бросающихся в глаза ошибок. Шрифт сохранён оригинальный от компании Google, чем-то напоминающий нестареющую классику Arial.

Outcaster в 01:14 20 окт 2020

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Celeir 20 окт 2020 01:35:50
    Outcaster в 01:14 20 окт 2020 сказал:

    «Амнезия: Перерождение» оказывается продолжением первой игры. Ну или почти

    обычно затеи “А сейчас покажем, что было между уже рассказанными историями” несут сомнительную для цикла пользу. Здесь тоже филлерок?

  • Outcaster 20 окт 2020 01:47:28
    Celeir в 01:35 20 окт 2020 сказал:

    Здесь тоже филлерок?

    ну… с точки зрения глобальной истории про древние цивилизации и прочих космических богов — нет. а так события первой игры в 1839 году, а тут 1937. про путешествия в Алжир и привезенные оттуда артфеакты в первой части было только в записках, а тут вся игра там)

  • lordik555 20 окт 2020 05:46:39

    Сделал вчера предзаказ. Особенно стало любопытно, когда появились новости с первыми впечатлениями, в которых в целом 83/100 на Metacritic.

  • romka 20 окт 2020 08:36:29
    lordik555 в 05:46 20 окт 2020 сказал:

    Сделал вчера предзаказ.

    Аналогично. Сделал после просмотра стрима какой-то красотки. Детали проработки впечатлили, много всего в игре.

    Outcaster в 01:14 20 окт 2020 сказал:

    Странно, что на этом не было акцента в пиар-кампании.

    У них вообще плохо с этим. Вспомнить SOMA, рекламировали её как ту же Amnesia, типа ужастик, когда на деле оказалась редким представителем науч. фант. с минимум страшилок, но отличным повествованием. Надеюсь в этот раз история с SOMA не повторится — будут хорошие продажи.

  • Monkey_master 20 окт 2020 10:58:04

    Пенумбра и Сома очень понравились, а вот Амнезия как- то совсем не зашла. Как раз из-за дурацкой механики с маслом и огнивами. Тут, судя по всему, та же механика, поэтому мимо.

  • Polus 20 окт 2020 11:42:27
    fajhvjkakwuh в 11:25 20 окт 2020 сказал:

    сука яя зблс искать где игра?уже половина людей рпошла весь ютуб завален я не вижу не лицензию,не пиратку.

    Шо? Она на главной странице стима даже лежит.

  • allyes 20 окт 2020 11:47:53

    А всё ещё страшная это как? Как Пенумбра, где идиотский стелс, идиотские убегания, идиотский ИИ? Или как Сома, Бест инсайд и Лаирс ин Фир(1)? Эти как раз по хорошему жуткие симы хотьбы.

  • lordik555 20 окт 2020 12:09:08

    @allyes Всё ещё, это наверно как первая часть Amnesia. Там реально были моменты, когда бабочки начинали в животе плавать.

  • romka 20 окт 2020 12:16:39

    Кто-нибудь предустановил в Стиме? В выборе языка почему то нет руссича. Или ставить английскую, и уже в настройках самой игры будет нашенский?

  • Outcaster 20 окт 2020 12:55:56
    romka в 12:16 20 окт 2020 сказал:

    В выборе языка почему то нет руссича. Или ставить английскую, и уже в настройках самой игры будет нашенский?

    в самой игре в опциях есть выбор языков

  • lordik555 20 окт 2020 12:56:02

    @romka Предустановки вроде бы нет. Станет доступна в 20:00 по МСК, тогда видимо и откроют загрузку.

    По языку. На главной странице указан, что русский заявлен — субтитры, интерфейс.

  • romka 20 окт 2020 14:15:21
    lordik555 в 12:56 20 окт 2020 сказал:

    Предустановки вроде бы нет. Станет доступна в 20:00 по МСК

    Уже можно качать, собственно уже начал. :)

  • Faverman 20 окт 2020 18:04:22
    Outcaster в 01:14 20 окт 2020 сказал:

    Если долго смотреть на трупы и монстров, то можно сойти с ума

    от графики уровня любительской поделки трех с половиной студентов на юнити?

  • romka 20 окт 2020 18:49:15
    Faverman в 18:04 20 окт 2020 сказал:

    от графики уровня любительской поделки трех с половиной студентов на юнити?

    По такой логике, игры прошлых десятилетий в принципе не могли пугать, только смешить, детей o_O. Нормальная здесь графика, приятная глазу благодаря арт дизайну.

  • Morfius354 20 окт 2020 18:55:28
    Faverman в 18:04 20 окт 2020 сказал:

    от графики уровня любительской поделки трех с половиной студентов на юнити?

    Свидетели Графония в треде. Важно ведь количество полигонов, а не общая стилистика, дизайн и целостность мира, в чем Frictional утрет нос большинству студий, делающих ААА :)

    allyes в 11:47 20 окт 2020 сказал:

    Как Пенумбра, где идиотский стелс, идиотские убегания, идиотский ИИ?

    Как первая Амнезия. Убегания есть (но они линейные), немного стэлса есть, но тут он совсем не бесит, потому что таких эпизодов мало, и они очень короткие. В том же Beast Inside стэлс тоже есть.

  • lordik555 20 окт 2020 19:57:48

    Не в тему обзора конечно писать, но мягко говоря запуск неудачный. Сначала забыли *.exe-файл прикрепить к релизной версии, сейчас другой баг — отсутствует точка входа в процедуру (тоже из-за исполняемого файла). Сижу курю, жду фиксов :ireful1:

  • romka 20 окт 2020 20:39:22
    lordik555 в 19:57 20 окт 2020 сказал:

    Сижу курю, жду фиксов

    Не играл пока, чуть позже начну, но специально запустил проверить — запустилась, всё работает. Перезапускай Стим или целостность файлов.

  • lordik555 20 окт 2020 20:41:35
    romka в 20:39 20 окт 2020 сказал:

    Не играл пока, чуть позже начну, но специально запустил проверить — запустилась, всё работает. Перезапускай Стим или целостность файлов.

    Всё прочекал. Даже пару обновлений на Windows навесил, в попытках поиграть сегодня после тяжелого дня :( Ждём фикса от FG. Уже трудятся:

    The game also doesn't run for anyone who uses win7 of any form, and absolutely nothing anyone has tried so far has fixed it.

  • Faverman 20 окт 2020 23:37:03
    Morfius354 в 18:55 20 окт 2020 сказал:

    Важно ведь количество полигонов, а не общая стилистика, дизайн и целостность мира, в чем Frictional утрет нос большинству студий, делающих ААА

    О да. Игра, чуть менее чем полностью состоящая из безликих и темных, как имеющая значение жопа, пещер. Настоящая революция в гейм дизайне:)

  • SerGEAnt 20 окт 2020 23:49:37
    lordik555 в 20:41 20 окт 2020 сказал:

    Всё прочекал. Даже пару обновлений на Windows навесил, в попытках поиграть сегодня после тяжелого дня :( Ждём фикса от FG. Уже трудятся:

    The game also doesn't run for anyone who uses win7 of any form, and absolutely nothing anyone has tried so far has fixed it.

    В обсуждениях стима есть фикс.

  • DexEx 21 окт 2020 08:20:24
    Monkey_master в 10:58 20 окт 2020 сказал:

    Пенумбра и Сома очень понравились, а вот Амнезия как- то совсем не зашла. Как раз из-за дурацкой механики с маслом и огнивами. Тут, судя по всему, та же механика, поэтому мимо.

    ну как бы да...Pig Machine, Observer ,Narcosis, layers,Visage ...симуляторы ходьбы...две механики или ты убегаешь от монстра или ходишь и глазеешь и канаешь экшн по-мелочи ….типа Outlast, Condemned

  • Morfius354 21 окт 2020 10:31:53
    Faverman в 23:37 20 окт 2020 сказал:

    Игра, чуть менее чем полностью состоящая из безликих и темных, как имеющая значение жопа, пещер.

    Пещер, кстати, совсем немного) Пустыня, форт легионеров, руины разной степени древности. Многие места, кстати, можно хорошо осветить, если зажечь все факелы/лампы. Спичек на это хватает.

  • DedMoroz 06 ноя 2020 03:27:53

    До провала уровня Requiem ещё очень далеко, но то что Rebirth получилась неоднозначной можно говорить уже точно. Другие "симуляторы ходьбы" Frictional Games бесспорно укладывает на обе лопатки, но достичь и превзойти свои же идеалы (в виде The Dark Descent и Soma) не может от слова совсем. Концепция устарела и топчется на одном месте.

    Из всех геймплейных ("пазловых") моментов можно выделить только эпизод с танком. Побегушки же от монстров если и не вызывают страха, то напряжение в них ещё имеется, а вот "стелсовые" эпизоды навевают настоящую скуку и раздражение. Зачем-то ещё была введена система "недо-порталов": встречаются редко, но реализовано всё на минимальном уровне. Также ложкой дёгтя можно считать и "алжирский сеттинг" — один из главных просчётов игры, т.к. безжизненная пустыня красот не предоставляет. Хорошо понимаю людей, которые забрасывают игру на форте. Да, своеобразный "рубикон" всего проекта, после которого либо играешь дальше, либо без сожаления удаляешь. Советую продолжить, т.к. локации в мистическом мире хоть как-то улучшают общее положение дел.

    Что же касается сюжета, то центральная его идея хоть сама не так уж и плоха, но её реализация желает лучшего — средний уровень, а многие персонажи нераскрыты. В прошлых проектах студии интрига держалась до самого конца, да и мораль была поинтересней выведена. О чём спор, если в игре 3 концовки, которые я ещё в середине прохождения понял.

    Похвалить же можно дизайн (эпизод с вагонеткой для движка такого уровня — самый шик!). Оценка: 7,5. Я, если честно, расстроен, т.к. от новой Amnesia ждал "адвенчуры года"...

  • CyberBear 06 ноя 2020 08:53:27
    DedMoroz в 03:27 06 ноя 2020 сказал:

    The Dark Descent и Soma

    Первая амнезия великолепна, а вот SOMA всего лишь середнячок (хоть и неплохой).

  • Оставить комментарий