[Рецензия] Expeditions: Viking (PC)

Понятиям лидерства в целом и становления лидером в частности уделяют весьма мало внимания. Обычно нас просто ставят перед фактом: «Вот он, персонаж, за которым все идут». По мере взросления зрителя, читателя или кого там ещё лидер предстаёт то сверхчеловеком, буквально рождённым вести восхищённые массы, то тем единственным членом отряда, кто в нужный момент не растерялся и скоординировал остальных парой выкриков. Даже зрелые истории редко вдаются в подробности того, как кто-то добился уважения и как умудряется удерживать его до сих пор.

banner_st-rv_expeditionsviking_pc.jpg

Четыре года назад датчане из студии Logic Artists предложили игру, освещающую именно эти моменты. Если бы в их Expeditions: Conquistador вы не стали считаться с мнением подопечных, постоянно поступали вразрез с их мировоззрением и не показывали, что преследуете ту же цель, в вас бы быстро разочаровались и бросили одного посреди джунглей. Невольно встревая в политические дрязги местных племён, в первую очередь игрок вовлекался в политику уровня собственного отряда, где приходилось «зарабатывать очки», подыгрывая собеседнику в личных беседах, открыто принимать чью-то сторону либо идти на компромисс с совестью или логикой, потакая не всегда рациональному большинству.

Начиная приключение в компании незнакомцев, игрок постепенно выучивал их добротно прописанные характеры, параллельно решая, чем или кем жертвовать, балансируя на грани доверия и недовольства пошедших за ним людей. Expeditions: Viking о том же и во многом повторяет предыдущий проект серии. Продолжая освещать спорные моменты истории, Logic Artists даёт возглавить небольшую датскую деревеньку 790 года и, дабы защитить её от посягательств соседей, отправиться в набег за море в поисках богатств, славы и/или союзников. Только нам решать, чего и как достигнуть — кровавыми атаками ли, уговорами ли, угрозами ли, с уважением чужих традиций или полным на них наплевательством. Главный герой, как это часто бывает, немного оторван от мира и выбирает свой путь, как будто не воспитывался в придерживающемся определённых норм и взглядов окружении. Хотите продолжать пользоваться рабским трудом? Пожалуйста! Решили принципиально отказываться от данного аспекта средневековой жизни? Так тоже можно. Но что бы вы ни предпочли, никто не удивится вашим внезапно обнаружившимся новаторским взглядам. Мол, это ваш выбор, вам с ним и жить.

Не удивятся, зато отметят и запомнят. У каждого персонажа есть небольшой набор особенностей вроде агрессивности или миролюбия, набожности или скептицизма, готовности сотрудничать или надменности — и все ваши поступки будут оцениваться через призму этих вот черт. Хотя нет, даже не поступки, а вообще всё: пока в дорогущих играх на отношения влияют лишь пресловутые «выборы и последствия», в Viking учитывается уже само поведение. Важно не только то, решил ли выжечь деревню или получить золотишко миром, но даже то, согласился ли говорить на равных с простолюдином и не оскорбился ли на брошенное кем-то небрежное: «Эй, ты!» В ходе многих диалогов сообщения об изменении к вам отношения так и мелькают. Впрочем, иногда эти реакции кажутся излишне сильными, как будто напарники игнорируют контекст общения, а иногда спутники, наоборот, с чего-то пропускают мимо ушей куда более оскорбляющий чьи-то чувства диалог. Зато осведомлены о ваших действиях оказываются все — даже те, кто не был включён в отряд (разрешается брать только пятерых из общего числа последователей), потому снизить количество негативных реакций привычным для партийных RPG способом не получится. Как не получится и сбавить сложность приключения, набрав в экспедицию персонажей со схожими взглядами, что позволялось в Conquistador.

48_th.jpg

Добряк Кетилль делится познаниями о пытках.

Разительной переменой стало уменьшение объёмов текста. Раньше любое событие разворачивалось на нескольких страницах и с обильными описательными комментариями, но теперь всё гораздо лаконичней, без расписывания того, что должно быть понятно и так. Как ни странно, перемена нисколько не сказалась на информативности или эффективности подачи. Есть туча игр, где ради правдоподобности мира сценаристы сочли обязательным передать даже самые избыточные детали, — но есть и те немногие, что добиваются куда большего всего парой точных штрихов. Какими бы скоротечными или редкими ни были разговоры с напарниками и прочими персонажами, их характеры чувствуются сразу и кажутся такими не наигранными, что даже не хочется анализировать, какой они представляют стереотип. Дававшие до 80% крутости первой Expeditions, искреннее общение и «чувство локтя» движут и новой Viking. В ней отряд — не просто сборище едва ли пересекающихся индивидуумов, но постоянная кооперация и попытки ужиться. Вскоре начинаешь ловить себя на том, что входя в новую локацию, подбираешь команду не только по её боевой эффективности, но и так, чтобы получить максимум от столкновения характеров: например, беря в обитель Старых богов убеждённого христианина или ведя на встречу с кем-то его заклятого врага.

К сожалению, здесь всё не так хорошо, как могло бы. Хотя у разработчиков на руках все карты и умение, не хватило, по-видимому, времени или сил. После единственного взаимодействия квестовый персонаж выпадает из списка готовых пообщаться, сами квесты прямолинейны и зачастую решаются в той же локации, где были выданы... Недостаёт мелочей вроде возможности объясниться перед негодующим напарником, а иногда сказка рушится из-за странного ветвления диалогов, когда собеседники считают, что одна из фраз уже озвучивалась, или попросту неучтённых скриптов.

51_th.jpg

Двухцветные проверки могут провалиться, остальные будут 100% удачные.

Другая составляющая приключения — это исследование. Вы же не забыли, что ради спасения родной деревни (кстати, хорошо, что эмоциональный якорь в виде личной отстраиваемой «крепости» теперь появляется сразу) отряд отправился в дивный новый мир? Доплыв до британских берегов, викинги видят новые для них мелкие государства, увлечённые междоусобицами и прочими интригами. И опять же, в отличие от ААА-проектов, незнакомцев там встречают не как идеальных Спасителей-всего-что-дорого, а как тех, чьим непониманием ситуации можно выгодно воспользоваться. Разработчики достигают правдоподобности легко и непринуждённо — да ещё во всей сомнительности, а то и неприглядности вариантов поступков. Суровые нравы суровых времён! Кроме выбора сторон имеешь дело с обширными дикими землями, через которые постоянно приходится куда-то пробираться. Тратя на перемещение время и силы, члены отряда изматываются, голодают, подвергаются нападкам извне… и мечтают о хоть какой-то комфортабельности. Потому путешествия регулярно прерываются, чтобы разбить временный лагерь, где члены отряда вспоминают про множество небоевых навыков и занимаются охраной стоянки, охотой, разведкой, лечением ран, починкой экипировки, производством расходуемых предметов и так далее. Но при всей повторяемости таких действий, от какой бы то ни было рутины можно быстро избавиться, правильно развив всего несколько ключевых специалистов. Тогда пока кто-нибудь из них не получит ранение (на время потеряв возможность заниматься рядом задач), об этом аспекте игры можно почти забыть.

Как в первой Expeditions, лагерь является важной частью общей картины, но не отнимает особо много внимания — скорее красиво иллюстрирует приключенческую повседневность и напоминает о том, что у здешней кампании есть временной лимит. Отсрочить переход к полуавтоматическому управлению стоянкой могут лишь незнание неочевидных особенностей прокачки и не всегда удобный интерфейс: так, часть навыков стоит отложить далеко на потом или не совмещать в одном и том же персонаже; на первых порах не обязательно гнаться и за боевыми показателями. Также не стоит улучшать мирные навыки до того, как увидишь потребность именно в них. Ветераны Conquistador быстро вспомнят все тонкости, новичкам же придётся вынести не самое сбалансированное обучение (не сложностью, но последовательностью знакомства с разными аспектами проекта). Бои, к слову, тоже остались на ровно тех же рельсах. Есть воины ближнего боя, есть лучники и персонажи поддержки, огромная ставка на правильное позиционирование и более свободные, чем в так часто цитируемом сегодня XCOM, правила перемещения и атак. Плюс куча всего, что надо знать и уметь: учитывать текущие и возможные статусы персонажей не просто полезно, но жизненно необходимо; в то же время, освоившись, не чувствуешь перегруженности или наличия каких-то особо надуманных механик. А ещё можно по-разному завершать квесты и зарабатывать репутацию отдельных фракций, если включать или выключать опцию «летальных сражений». Кто-то попросит лишь наказать обидчика, но в других случаях ожидают именно чьей-то смерти… И скорее всего, здесь-то вы впервые заметите проблемы технической стороны игры.

49_th.jpg

Выработав план работ, впредь его почти не меняешь. Назначенные в прошлый раз меню вспомнит само.

Казалось бы, упомянутый переключатель оперирует всего двумя условиями: умрёт ли враг и будут ли персонажи наносить критические удары. Но нет, второе правило лишь озвучено и никак не влияет на бой. Также собеседники могут быть уверены, что сражение проходило не по тем правилам или вообще состоялось, хотя на деле от него удалось уклониться. Без помпы, громких заявлений и помощи Kickstarter датчане сделали игру, по объёму вполне сопоставимую с Wasteland 2, но это обернулось большим количеством ошибок — от безобидных (персонажи кричат предсмертную фразу, даже если их просто оглушают, а посреди любой загрузки сохранения на миг запускается звук рушащегося каирна) или неприятных (из-за неправильных ссылок на строки видишь их ID, а не заключённый под ним текст, не отображается изменение силы атаки при активированном навыке) до бесконечных загрузок, автопобеды из-за перезагрузки автоматического сохранения или невозможности завершить задание или диалог. Это не блокирует прохождение в целом — проблемное место можно оставить на потом, но вызывает ряд вопросов. Теряется ли что-то, если играть сейчас? Изменится ли баланс, чтобы больше соответствовать авторскому замыслу? Учитывая, в какую конфетку превратилась поначалу неровная Conquistador, в Logic Artists справятся на отлично, надо лишь чуть подождать.

Текущее же состояние хоть и немного смущает, но в то же время не может не радовать. Конкуренты только пытаются рассказывать истории простых людей — у Logic Artists же это получается, каждая деталь бьёт точно в цель. Товарки поляризуют варианты поступков до «Бездумное Добро vs Бесцельное Зло», а датчане предлагают спорные по сегодняшним меркам, но соответствующие нравам тех времён развилки и хорошо продумывают обоснования; ничего сверхоригинального, зато правдоподобно и не наигранно. Пока конкуренты оперируют абсолютно узнаваемыми элементами истории, отчего уже по первым фразам можно догадаться, к чему приведёт ситуация и какое решение будет в том или ином смысле «правильным», логика Viking заставляет считаться с преградами гораздо чаще и не повторять шаблоны поведения, но обдумывать и взвешивать каждый вариант. Отдельное спасибо за то, что разработчики никогда не осуждают сделанный выбор. Спутники — могут, но сценаристы не навязывают определённую точку зрения. Ещё одно спасибо за музыку и локации — они прекрасны. В случае последних эффект, как обычно, достигается общим исполнением, а не технической революцией, но все эти достаточно большие пространства всегда представляют различные флору и архитектуру, полнятся милейшими деталями и стараются максимально разнообразить впечатления уникальностью объектов. В городе найдутся как жилые дома, так и разрушенные, сгоревшие, строящиеся, обветшалые. В озерцах вморожены брошенные телеги и бочки, лагеря разбиты прямо-таки уютно. Если есть река, через неё перекинуты не одинаковые мосты; а оказавшись в помещении, напарники не следуют за главным героем, но расходятся кто куда и картинно опираются о стены (ещё одна необязательная анимация в дополнение к и без того обилию красивых и плавных боевых). Освещение или задымлённость различных территорий или то, как они преображаются в разное время суток, прямо-таки поражают, хочется просто ходить и глазеть по сторонам. Огромное внимание и тщание вдыхают жизнь там, где не особо много, собственно, игровой активности — а в Viking, считай, нет механик кроме разговоров, боёв и управления лагерем. Слоняясь по локациям, важно лишь пересилить себя и не обирать все-все бочки, которых понаставлено уж слишком много, пускай даже они содержат столько ресурсов и компонентов, что подрывают экономику и снижают полезность некоторых навыков.

56_th.jpg

Персонажей можно направлять в любой очерёдности. Проведение атаки не означает потерю всего хода — потом можно отбежать.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самым большим минусом Conquistador была графика, и потому игра делала перекос в сторону текстового описания событий. Viking же берётся именно показывать происходящее, но с таким уменьшением абстракции проступает больше прорех. Впрочем, то, что кто-то не перестаёт играть «активную» анимацию, когда по тексту замирает, или моменты вроде следования камеры за покинувшим беседу человеком (он побежит до края карты) никак не мешают погружению — такое просто подмечается. А вот большей реактивности собеседников и большего числа веток диалогов таки хотелось бы. Как и её предшественница, Viking повествует об отношениях людей в сложных обстоятельствах и о столкновении культур и религий — но в отличие от проектов, рассчитанных на самую широкую аудиторию, не бросается догматами и не разжёвывает то, что живущие в этом мире персонажи должны понимать по умолчанию. Результат столь хорош, что хочется больше и больше. Надеюсь, продажи покажут студии, что её труд востребован, и она засыплет нас дополнениями. Хотя пока проект выглядит шероховатым, процесс подкупает подачей и ламповостью уже сейчас.

Итоговая оценка — 8,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Celeir в 09:25 28 апр 2017

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • deznot 28 апр 2017 10:30:33

    Вроде всё круто, но одна деталь, а именно "у здешней кампании есть временной лимит", всё желание познакомиться с игрой сводит на нет:\ Терпеть не могу временные лимиты в играх.

  • folderwin 28 апр 2017 11:02:36

    Только начал играть и просто офигел от количества выбора, конечно надо будет потоп перепройти , что бы понять на сколько он влияет, но очень интересная.

  • Celeir 28 апр 2017 11:19:14
    Вроде всё круто, но одна деталь, а именно "у здешней кампании есть временной лимит", всё желание познакомиться с игрой сводит на нет:\ Терпеть не могу временные лимиты в играх.

    Он не даёт выполнить все три глобальных варианта "с кем дружить, кого нагибать", но в рамках одного не давит

  • stas8484 28 апр 2017 14:30:29

    Кто знает как пройти задание "старые долги" (обыщите колодец) стрелка указывает на карту компании, а на карте указывает на пустую точку в лесу (туда не пройти). Еще вопрос говорят по строительству деревни поговорить с ведьмой, но у ее дома пусто...

  • allyes 28 апр 2017 15:45:09

    Для меня такие игры сейчас слишком схематичны.

  • Celeir 28 апр 2017 16:07:28
    Кто знает как пройти задание "старые долги" (обыщите колодец) стрелка указывает на карту компании, а на карте указывает на пустую точку в лесу (туда не пройти). Еще вопрос говорят по строительству деревни поговорить с ведьмой, но у ее дома пусто...

    Квест про колодец я, похоже, пропустил. Задания "поговорить про благоустройство" не открывают саму возможность, они её только проясняют. Так-то меню можно открыть и, если хватает ресурсов, начать раздавать задачи.

    Для меня такие игры сейчас слишком схематичны.

    Какие "такие"? Текстовые? Текстовой была первая игра, а здесь всё как раз наглядно.

  • Entvy 28 апр 2017 16:58:54

    убедил, беру :)

  • allyes 28 апр 2017 18:03:52
    Какие "такие"?

    Ну..."такие".

  • Moor4ik 28 апр 2017 18:16:56
    Ну..."такие".

    А я наоборот - пережрал всяких блокбастеров и теперь играю только во всякие "такие" игры типа battle brothers, darkest dungeon, blackguards, banner saga

  • Sagy 28 апр 2017 19:44:30

    Спасибо за рецензию.

    Хочется уже сыграть, но останавливают указанные глюки.

  • allyes 29 апр 2017 09:18:03
    А я наоборот - пережрал...

    Всё, что вы перечислили, как по мне разного сорта удобрение.

  • raspisnoy 30 апр 2017 23:41:01

    как убрать таймлимит?это запарывает всю игру!

    А я наоборот - пережрал всяких блокбастеров и теперь играю только во всякие "такие" игры типа battle brothers, darkest dungeon, blackguards, banner saga

    такая же фигня,но будь честен-это не от обжиралова,а наоборот от нехватки качественных ААА РПГ.... стрелялок и т.д. просто валом,а создать стоящую РПГ это нужно постараться....ролевая РПГ это игровой шедевр,максимально приближённый к жизни....потому имеем,что имееем и приходится перебиваться инди проектами.Кстати Darkest не обоснованно сложна- banner saga (все пока 2 части)- коротка и глупым не очевидным,не логичным рандомом последствий выбора из ветки диалогов,здесь же таймлимит....такое впечатление,что в команду разрабов спецом внедряют одного де6ила.который порет проект на корню.

    з.ы. кстати из-за нехватки контента недавно открыл для себя Blackguards 1 и 2....5 дней и я опять лопачу инет в поисках новой игры....только наткнулся на эту и оппа.... читаю ....жалобы на лимит времени...у многих ушла в топку из-за этого (нигде в описании не прописано и в обучении-а люди почти её закончили!)-ну разве это не вредительство засланного к разрабам и6иота?

  • folderwin 01 май 2017 05:44:50
    как убрать таймлимит?это запарывает всю игру!

    такая же фигня,но будь честен-это не от обжиралова,а наоборот от нехватки качественных ААА РПГ.... стрелялок и т.д. просто валом,а создать стоящую РПГ это нужно постараться....ролевая РПГ это игровой шедевр,максимально приближённый к жизни....потому имеем,что имееем и приходится перебиваться инди проектами.Кстати Darkest не обоснованно сложна- banner saga (все пока 2 части)- коротка и глупым не очевидным,не логичным рандомом последствий выбора из ветки диалогов,здесь же таймлимит....такое впечатление,что в команду разрабов спецом внедряют одного де6ила.который порет проект на корню.

    з.ы. кстати из-за нехватки контента недавно открыл для себя Blackguards 1 и 2....5 дней и я опять лопачу инет в поисках новой игры....только наткнулся на эту и оппа.... читаю ....жалобы на лимит времени...у многих ушла в топку из-за этого (нигде в описании не прописано и в обучении-а люди почти её закончили!)-ну разве это не вредительство засланного к разрабам и6иота?

    Во первых лимми тут не сильно жёсткий и не спеша пройти по одной из веток как раз хватает, если в тиранию играл то там в прологе такой же лемит надо очень постараться , что бы не успеть, а так всегда мне атмосферу в РПГ убивает , пример, зло наступает умирают сотнями мирные люди а ты херачешь помочь напарнику решить его семейную проблему, и не пропустить квест то интересный но атмосфера убивается

  • Tiggerr 01 май 2017 11:35:58
    как убрать таймлимит?это запарывает всю игру!

    такая же фигня,но будь честен-это не от обжиралова,а наоборот от нехватки качественных ААА РПГ.... стрелялок и т.д. просто валом,а создать стоящую РПГ это нужно постараться....ролевая РПГ это игровой шедевр,максимально приближённый к жизни....потому имеем,что имееем и приходится перебиваться инди проектами.Кстати Darkest не обоснованно сложна- banner saga (все пока 2 части)- коротка и глупым не очевидным,не логичным рандомом последствий выбора из ветки диалогов,здесь же таймлимит....такое впечатление,что в команду разрабов спецом внедряют одного де6ила.который порет проект на корню.

    з.ы. кстати из-за нехватки контента недавно открыл для себя Blackguards 1 и 2....5 дней и я опять лопачу инет в поисках новой игры....только наткнулся на эту и оппа.... читаю ....жалобы на лимит времени...у многих ушла в топку из-за этого (нигде в описании не прописано и в обучении-а люди почти её закончили!)-ну разве это не вредительство засланного к разрабам и6иота?

    Вот вот этот тайм-лимит меня так же обламывает, и про дебила придумавшего данное в РПГ игре так же согласен.. Сделали бы хотя бы в настройках отключение данного обламывающего факта))

    Во первых лимми тут не сильно жёсткий и не спеша пройти по одной из веток как раз хватает, если в тиранию играл то там в прологе такой же лемит надо очень постараться , что бы не успеть, а так всегда мне атмосферу в РПГ убивает , пример, зло наступает умирают сотнями мирные люди а ты херачешь помочь напарнику решить его семейную проблему, и не пропустить квест то интересный но атмосфера убивается

    Ну.. так и хотелось бы, что бы была возможность в рамках одной игры прохождения сюжета повыполнять все, что попадается из квестов (собственно, как в основной массе других РПГ).. Хотя в принципе пока играю, вроде данный лимит еще не запарывает, но судя по откликам можно и не успеть (особенно взявших выполнять все квесты)

  • Tiggerr 08 май 2017 17:36:43

    Прошел, возможно мне повезло, но за всю игру (практически) ни одного бага не встретил (ну.. пара вылетов во время каких то необязательных боев были).. Игра прикольная, больше понравилась, чем 1-я часть (конкистадоры), Повыполнял все квесты (некоторые у напарников) Единственный квест остался невыполненным это по поиску отца (так и не нашел где еще зацепки искать, пару нашел, далее где не лазил.. ни чего) Меч короля Артура (и там же не плохой доспех, чуть получше крафченных) нашел..

    Вообщем надеюсь ждем продолжения (в другом сеттинге) и с еще более улучшенным геймплеем и боевкой))

    Кстати.. так и не понял, почему некоторые люди не успевают (во время не влазят) пройти компанию, если там за глаза, что в 1-й миссии, что в основной на все хватает) Предположу, что в каждый лагерь заходят , хотя смысла в этом ни какого нет..

    З.Ы. И да.. играть лучше на самом сложном уровне, только тогда игра (в боевке) интерес дает..

  • Entvy 04 июн 2017 13:55:00

    прошел наконец игру, эмоции только положительные. пара мелких багов и не очень ровный баланс в боевой системе - в остальном игра золото, которое легко пропустить.

  • Оставить комментарий