[Игры года ’17] Оптимистичные итоги от Дениса Щенникова
Ох и насыщенным же выдался 2017 год! Он стал для меня самым ярким в индустрии за последнее десятилетие: полно крутых ААА-проектов, неожиданных сюрпризов, увлекательных инди. Хотя и без разочарований не обошлось. В любом случае игр было столько, что некоторые ожидаемые релизы я и спустя месяцы никак не могу наверстать. До NieR: Automata вот только добрался!
Дайте передохнуть!
2017-й зарядил с самого начала: в
первые же дни вышла Resident Evil VII и разом вернула
веру в культовый сериал. Последние
номерные части оставляли игрока скорее
разочарованным, но с новым выпуском
Capcom не оплошала. Разработчики сильно
задрали планку для всех последующих
ААА-релизов. На удивление, большинство
взяли эту высоту и даже прыгнули
выше.
В январе удивила инди-сцена:
маленькая тайваньская студия Red Candle Games
порадовала замечательной Detention. Silent Hill пока в
списке почивших серий, но дело ее живет.
Пусть перед нами двухмерная
платформер-головоломка, она отлично
передает пугающую атмосферу кошмаров
наяву. Обычно игры, выходящие в начале
года, к его концу смазываются в памяти
другим опытом. Но Detention настолько
глубоко засела в сознании, что вошла в
мою личную пятерку ярчайших
интерактивных произведений года.
Как и в любом качественном психологическом рассказе, в Detention все не то, чем кажется
Следующие месяцы не
сбавляли оборотов. Нежданно-негаданно
выстрелила Nioh. Затем вообще понеслось
безумие: Horizon: Zero Dawn, The Legend of Zelda: Breath
of the Wild, Persona 5 — все на десятки и даже
сотни часов. А между ними нет-нет да и
выходило еще что-нибудь интересное вроде
Tales of
Berseria и Yakuza 0. Они далеко не за
несколько вечеров проходятся. До
разборок японской мафии мне удалось
добраться лишь к концу года, а очередная
Tales of еще не знаю сколько будет ждать
своего часа. Зато на отличную Styx: Shards of
Darkness время всегда найдется!
Надеюсь, мы еще увидим новые приключения
циничного гоблина, ведь он — последняя
надежда жанра «стелс».
Я утомился от
огромных открытых миров: слишком они
большие, а времени мало. Когда выходит
лишь несколько подобных проектов за год
— ничего страшного. Урывками за один-два
месяца получается осилить. Но сейчас
большинство игр первого эшелона
пытается отойти от сюжетных приключений
и представить очередную «песочницу»
размером 20 на 20 километров. Даже если у
разработчиков получается наполнить
огромные территории интересным
контентом, устал, честное слово. Впрочем,
это лишь мое мнение — но и итоги мои,
потому могу и поныть!
Лишь The Legend of
Zelda наконец привнесла свежесть в
застоявшийся жанр. При всей условности
истории, Breath of the Wild умудряется на
лету генерировать уникальные
приключения. Умелый дизайн безо всяких
маркеров на карте проводит по десяткам,
даже сотням интересных мест: древним
храмам с уникальными головоломками,
старым развалинам с сокровищами,
запрятанной деревне на берегу моря и так
далее. Ни разу вы не окажетесь в ситуации,
когда на горизонте нет манящей цели. Игра
интуитивно понятна на бытовом уровне — с
минимум обучения, посредством проб и
ошибок мы постигаем все новые и новые
механики, и все они чертовски логичны.
Вот уж где с огромным удовольствием
теряешься на сотню часов.
Пьянящее чувство свободы — это про Breath of the Wild!
Но главным фаворитом
первой половины года для меня все равно
стала Prey — представительница
очень редкого, но моего любимого вида игр
«immersive sim». Безукоризненная
стилистически, продуманная до мелочей и
невероятно атмосферная, она захватывает
с первых секунд и не отпускает до финала.
Я просто не смог угомониться, пока не
прочесал каждый уголок станции «Талос-1»,
не заглянул под каждый стол, который
только сумел найти. Удивительно, как
такая великолепная, штучная работа
провалилась в продажах. Вслед за хорошей
Deus Ex: Mankind Divided и замечательной Dishonored
2. Что ж, потом не ругайтесь, что рынок
заполонили сплошь мультиплеерные
шутеры, — геймеры сами проголосовали
рублем.
Чувствую своим долгом
отметить и What Remains of Edith Finch — еще одно
доказательство того, что игры могут быть
искусством. Она подняла интерактивное
повествование на абсолютно новый
уровень. Всего двух часов ей хватает,
чтобы забраться в душу и играть на ее
струнах словно на арфе. Красивая,
эмоциональная, незабываемая. В конце
концов, What Remains of Edith Finch отлично
подойдет и тем, кто прохладно относится к
интерактивным развлечениям. И может
быть, даже поменяет их мнение о
видеоиграх.
Жаль, что рука об руку с такими
прекрасными проектами шли и
разочарования: Torment: Tides of Numenera, Outlast 2 и
Mass Effect:
Andromeda. Хочу подчеркнуть, что не
считаю их плохими играми. У всех трех был
огромный потенциал, который в силу
разных причин не получилось реализовать.
Особенно обидно за Andromeda. Я убежден, что
авторы в продолжении смогли бы исправить
если не все, то большинство огрехов. Увы и
ах, Electronic Arts разочаровалась в
продажах и временно заморозила серию.
Вряд ли нас ждет новая часть в ближайшее
время.
Лето выдалось спокойным, и в
перерыве между весенним и осенним
сезонами блокбастеров можно было
попробовать проекты иного сорта. Весьма
недурной вышла Conarium — вольное
продолжение «Хребтов Безумия» в
интерактивной форме. Get Even, несмотря на
очень слабую шутерную механику,
порадовала историей — одной из лучших в
минувшем году, на мой взгляд. Final Fantasy XII: The
Zodiac Age показала, что Final Fantasy XV
ушла куда-то не туда. Двенадцатая часть
даже сейчас выглядит актуальной и в
чем-то новаторской и заслуживает больше
внимания, чем последний выпуск в серии.
Сенуа — одна из самых ярких героинь года
Главными играми лета для меня стали
Hellblade:
Senua’s Sacrifice и Observer. Обе такие
разные, но все-таки очень похожие
стремлением поиздеваться над вашим
восприятием. Инди-слэшер от Ninja Theory
смело и интересно обыгрывает тему
психических заболеваний. И это
определенно лучшая работа со звуком в
ушедшем году. Если играть в хороших
наушниках, то шепчущие голоса буквально
забираются в голову. Творение Bloober Team,
в свою очередь, издевается над сознанием
и отправляет в какие-то безумные
психотрипы, порожденные сплавом двух
сознаний — детектива и жертвы
убийства.
Осенью в мире ожидаемо
гремели Call of Duty: WWII и Destiny 2,
хорошо показывая себя и в продажах, и в
прессе. Они мне в целом понравились, и я
нисколько не жалею о потраченном в них
времени. Но тут уж, простите, вышла моя
персональная игра года — Divinity: Original Sin
2. Эталон среди классических RPG.
Игра, под завязку набитая миллионом
возможностей и сотней квестов, каждый из
которых можно пройти парой-тройкой
способов. Невероятное путешествие
длиной в сотню часов, которое
балансирует между пафосом и иронией. Я
мог бы долго петь ей дифирамбы, но буду
краток — это лучшее, что случалось с
жанром со времен Neverwinter Nights 2.
Запомнилась осень не идеальным, но очень
хорошим продолжением The Evil Within. Пусть
сиквел излишне «американизирован»,
голод по ужастикам он в состоянии
утолить. И в нем есть несколько очень
крутых моментов, ради которых игру
определенно стоит попробовать. Да и
костяк геймплея сам по себе хорош. Просто
не хватает ему искорки. А вот ELEX,
наоборот, вроде и кривоватая, не первой
свежести визуально, с жуткой боевой
системой, но все равно очаровывает
магией, которую в совершенстве освоили
немцы из Piranha Bytes.
В одном флаконе смешались магия, фантастика и постапокалипсис
В
какой-то момент я сдался и тоже
присоединился ко всеобщей лихорадке под
названием PlayerUnknown’s Battlegrounds. На пару
десятков часов она нешуточно увлекла
своей простой, но элегантной формулой, в
которой нет места персонажам с умениями
и прокачке. Только ваши собственные
навыки играть, стрелять и выживать. Она
подарила забытые ощущения от
Counter-Strike, когда побеждал самый умелый,
простите за столь странное
сравнение.
Ну а под конец года, когда
вал релизов схлынул, я честно хотел
окунуться в мир инди, где вышло множество
замечательных проектов: от Hob и Night in
the Woods до Gorogoa… но тут появилась
скидка на Assassin’s Creed: Origins, и я не смог
устоять. В итоге пока за окном был
мерзкий декабрь, я вечерами
путешествовал по Древнему Египту и
наслаждался потрясающим миром, который
так скрупулезно воссоздала Ubisoft.
Годовой отпуск определенно пошел серии
на пользу, и очередная Assassin’s Creed
смогла стать одной из лучших игр 2017 года.
А инди буду проходить уже в 2018-м, благо
громких релизов в ближайшие месяцы не
так уж много.
К сожалению, много чего
не удалось попробовать. Shadow of War
отпугнула очередным открытым миром еще
на 40 часов, Battlefront 2 я только приобрел
и поиграл совсем немного, Yakuza Kiwami
пылится на полке в ожидании. В 2017 году
вышло какое-то неприличное количество
игр. Пусть не все были шедеврами, но было
много отличных проектов и обилие просто
неплохих, которые подарили пару приятных
вечеров, но особо не отложились в памяти,
вроде The Surge. Что ж, всего не перепробуешь.
Если вы любите RPG, то просто обязаны попробовать Divinity: Original Sin 2
С моей точки зрения, игровая индустрия переживает очередной расцвет, как было в середине 90-х и 2000-х. Да, не без болячек вроде вездесущих лутбоксов. Но сообщество так остро на них отреагировало, что вряд ли кто-то будет пытаться и дальше столь агрессивно монетизировать проекты, которые покупаются за полную стоимость. Такая у меня получилась краткая ретроспектива игрового 2017 года. С нетерпением жду, что же нам подарит 2018-й. Жаль, времени попробовать все опять не будет.
Новости и статьи по тегам:
- Игры года ’20 9 Народные переводы года
- Авторская колонка 21 Сентябрь сгорел: возвращаем 2007-й вместе с лучшими играми года
- Игры года ’21 11 Хорошие специальные номинации
- 5 Polygon, GameSpot и The Washington Post назвали лучшие игры 2021 года
- 25 The Hollywood Reporter составил список лучших игр десятилетия
- 22 Названы самые продаваемые игры года и десятилетия в США
Все работает, ничего себе.
Не сглазь))))
Чеж так неоднозначно то?
Что там, Дивинити уже перестали патчить? О дополненном издании, какой бы Edition его не назвали, не говорят?
Почти прошёл первую OS - и вдруг приходит новость о всесторонних улучшениях, "прочувствуйте её во всей красе, начните сначала..." Да щас. Не хочу такого же с сиквелом.
Я честно говоря не знаю что там патчить. Ну кроме нормальной поддержки пада.
Не-а, Ларианы обещали очередной крупный патч в ближайшее время.
Понятно, значит продолжаем ждать.
вопрос не в проходимости - Ларианы её сильно, очень сильно дополняют. А второй раз, да ещё в такую большую игру я не пойду.
Про дополнения никаких планов нет. Патчи фиксят мелкие косяки, типа квест закрылся по идее, но висит лишним грузом в журнале и не переносится в "закрытые". Но это настолько мелко и ни на что не влияет, что пофиг. Так-то можно и подождать, но с точки зрения контента ничего нового не будет, да и в Enchanced Edition к первой части именно контента нового вроде и не было. Там был UI перепилен, сетевой код поправлен, графоний подкручен, подедржка пада появилась и прочее. И то все эти правки появились из-за доработок под консоли. На мой взгляд, это не то, что фантастически изменит представление об игре. А так как в библотеке это отдельная строка, то ты как играл в классическую версию, так и доиграть мог :)
Как минимум, появились два новых напарника и доозвучилась куча реплик в квестах. А полный список вот, и он здоровенный.
Зато я знаю. Наиграв 240 часов словил критический баг и не могу продвинуться по сюжету - начинать сначала желания нету.
240 часов это очень много. Подозреваю, что техподдержка способна помочь.
Ничего удивительного. Провалы всех этих игр вполне понятны. Если разработчики и издатели Mankind Divided и Dishonored 2 сами себе злобные буратины в целом, то Prey - крайне нишевый проект. Хотя бы на уровне дизайна, не меняя сути, можно было сделать его интересным. А так мы имеем, что имеем. Мне стало скучно от просмотра самого первого ролика на E3 2016. Сразу было ясно, что сон собаки и чтение записулек.
Да, в подобные игры вкладывается много трудов. Но одними стараниями вопрос не решается. Грамотный маркетинг тоже важен. Мне понравился Dishonored 1, но вторую часть мне вообще не смогли продать... даже не пытались.
По сравнению с аналогами, особенно печалит необходимость снова и снова ходить по тем же локациям.
Ну и охота на монстрятину отнимает слишком много времени: в лоб не посражаешься, ресурсов не хватит, а сидеть караулить сильно долго как для элемента игры, повторяющегося чуть ли не в каждом третьем помещении.
Ыуууююю какой дызайн!!!
Хотелось бы в это верить.
Надо же, заработало. А я думал, что уже всё, "кина не будет".
Хм, а не могли бы чуть пояснить, почему данные игры провалились? Завышенная цена? Плохой сюжет, нету нововведений?
Дэус прошел с большим удовольствием, читал все письма, выполнял все квесты, даже не надоедало.
Дисхоноред 2 прошел чисто для галочки, такого удовольствия как от первой части я не получил, а уж в последнюю часть я и не собираюсь играть даже, они уж там перегнули.
Дэус - сделан с прицелом на триквел. В нем завершается локальная сюжетка про терракт, а глобальная "арка", так сказать - "продолжение следует". Народ обиделся и пошел строчить гневные отзывы о том, какие разрабы сволочи, попилили игру. Хотя по факту, с таким уровнем проработки локаций игру больше было сделать сложно - еще год-полтора пилить, чтобы завершить весь сюжетной в одной части. И это я еще не знаю, какие глобальные задумки были у команды разработчиков. При том, что для исследования всей Mankind Divided нужно в полтора-два раза больше времени, чем для Human Revolution. И абсолютно каждая геймплейная механика была улучшена, особенно шутерная и стэлс. Но народу пофиг, изнылись на отрубленную концовку (которая на самом деле - задел на полноценный большой триквел)
Dishonored 2 - очень похожая картина. На старте была фиговая оптимизация. Пофиксили через пару недель. Но было поздно, форумы и Steam пестрели негативными отзывами и желчью, люди на говно исходили, что их невероятные жирафы 980 проседали до 40 фпс. И плевать, что это восхитительная с точки зрения дизайна игра, невероятно крутые проработанные миссии с кучей способов прохождения, лучший левел дизайн за много-много лет. Особняк Джиндоша, здание в двух временах, подземное хранилище под роскошной вилой, - каждый уровень в игре был настоящей жемчужиной и заслуживал восхищения. Но нет, там 40 фпс, игра говно.
Получите Battlefront 2 с миллион моб и королевских битв и распишитесь - вы голосовали сами (не вы конкретно, Magaridon, а в целом - сообщество).
Ух, спасибо, какой большой и подробный ответ. Да, теперь эту болезнь, под названием "королевская битва", мы будем еще долго лечить, и не факт, что вылечим.
Конечно, все, что я напишу, является лишь моим личным мнением. Причин много. Во-первых, срок годности консервативного сиквела - два, максимум три года. Под "консервативным" я имею в виду такой сиквел, который не несет принципиальных изменений, а четко нацелен на тех, кому понравилась предыдущая часть. В этом плане можно ругать Ubisoft (я их не защищаю, скорее, я хейтер этой компании), но они умеют поддерживать свои франшизы в актуальном для рынка состоянии. Если выход сиквела затягивается, интерес к бренду может пропасть. Dishonored 2 вышел спустя 4 года после первой части, Mankind Divided - спустя 5(!) лет после выхода Human Revolution.
В случае с Human Revolution имели место многочисленные переносы. Также свою роль сыграла программа предзаказа "augment your pre order", которая разозлила игроков и которую пришлось отменять. Я думаю, что это негативно сказалось на образе франшизы.
Самое мякотка - это, конечно, качество PC-версий. Human Revolution и Dishonored 1 отлично продались именно на PC. Но разработчики удивительным образом положили болт на эту платформу. И речь не просто о высоких системных требованиях. Речь о ситуации, когда мы имеем консервативный сиквел, не выглядящей лучше предыдущей игры (с учетом оценки на момент выхода), но имеющий отвратительную оптимизацию. Я не видел Dishonored 2, но Mankind Divided выглядит устаревшим не только в плане технологий, но и в плане дизайна. Я полностью поддерживаю игроков, которые отказываются от покупки в случае плохой оптимизации, так как игры созданы для удовольствия, а не для трепания себе нервов. Стабильные 60 фпс на ПК в проектах AAA-класса - это маст хэв, без вариантов.
На мой взгляд, сюжет Mankind Divided не является чем-то, что существенно повлияло на продажи. Ключевыми факторами стали ошибки по части маркетинга и техническая составляющая.
P.S. Не считаю "королевскую битву" болезнью. Рынок сама регулируют. Когда-то были MOBA, но сейчас на рынке осталось всего несколько крупных игроков. Думаю, что аналогично все будет и с battle royal. PUBG + Fortnite + кто-то третий... для остальных вряд ли найдется место.
Категорически не согласен насчет MD. Игра в технологическом плане очень хороша и выглядит на ПК просто превосходно. Но почему-то погнавшись за геометрией программеры не смогли дотянуть анимацию до того же качества. Видимо, какие-то фундаментальные ограничения сказались.
Возможно, я не претендую на абсолютную истину, но лично у меня игра вызвала недоумение. Я с большим удовольствием прошел и Human Revolution, и режиссерское издание. Эта игра была прекрасна. Mankind Divided показался мне гостем из прошлого: кривым, неудобным и не особо нужным в 2016 году.
Кстати, согласен насчет анимации. Анимации главного героя это тоже касается, так как жанр игры я бы описал как "симулятор летающей камеры". Совершенно не чувствуется, что мы играем за человека, который обладает массой.