[Рецензия] Just Cause 4 (PC)

Не перестаю удивляться тому, насколько точно со временем учишься определять, какую нишу займет тот или иной проект: станет новинка новым мировым хитом, просто неплохой игрой, проходняком или же безобразным трэшем. Исключения из правил, безусловно, бывают, но с каждым разом их становится все меньше, причем чаще всего такие сюрпризы, увы, оказываются неприятными. 

Ситуация с Just Cause 4 получилась до обидного стандартной. Несмотря на ворох различных ярких роликов и обещаний изменить дело к лучшему, внутренний голос, все время твердивший о том, что у Square Enix и Avalanche Studios в очередной раз не случится грандиозного шедевра, вновь оказался прав.

banner_st-rv_justcause4_pc.jpg

Война — это весело (?) 

Перво-наперво развею заблуждения тех, кто повелся на некоторые «сюжетные» трейлеры игры от разработчиков и ожидал увидеть в Just Cause 4 глубокую и драматичную историю. К сожалению (именно что к сожалению), сюжет в новом творении Avalanche если и эволюционировал, то совсем незначительно. Если убрать из поля зрения имена новых действующих лиц и названия локаций, перед нами ровно тот же самый сценарий: есть некий изолированный остров, есть очень плохая организация, творящая на нем различные непотребства, и есть набившее оскомину сопротивление, которому в очередной раз помогает бессменный главный герой сериала Рико Родригес. Все остальное, в том числе вялые попытки авторов нагнать интриги и создать запутанные родственные связи между персонажами, не имеет почти никакого значения и выветривается из головы практически моментально.

21.jpg

«Ветер, ветер, ты могуч!» Торнадо — зрелище величественное, но абсолютно бесполезное.

Справедливости ради стоит отметить, что небольшой шаг вперед в плане сеттинга и истории Just Cause 4 все-таки сделала. Несмотря на абсолютно обезличенную и попросту скучную милитаристическую организацию «Черная рука», с которой нам предстоит бороться, и (снова!) отъевшихся, обмазанных кричащими цветами повстанцев, которые умудряются сражаться с тренированными солдатами на равных и в полный рост, ни в чем не уступая им даже в плане технического оснащения, местный сюжет воспринимается чуть более «взросло», чем, к примеру, в третьей части, где сценарий напоминал какую-то слишком уж легкомысленную и картонную войнушку. Сложно объяснить, чем именно вызвано подобное ощущение, но ему почти не мешают ни детсадовские диалоги, ни странное поведение Рико, который временами ведет себя не как тренированный и суровый суперагент-мастер-на-все-руки, а как какая-то капризная девочка-подросток. Здешние неумело нагнетенный пафос и криво поставленные видеоролики с нарушенной цепочкой действий и кое-где напрочь отсутствующей логикой придают четвертой части Just Cause неповторимый шарм боевика категории B, которым сериал всегда и был. Ну а сам Рико уже давно воспринимается как аналог Джека Слэйтера из «Последнего киногероя» — такой же непомерно крутой, в прямом смысле неубиваемый и упертый до боли в зубах. А еще, кстати, он тоже четвертый.

Пожалуй, единственная серьезная претензия — абсолютно убогая постановка роликов и чересчур резкий переход к ним в большинстве побочных заданий. Уж слишком очевидно, что никто не хотел уделять им достаточно внимания и что делали их «на отвали», это весьма и весьма неприятно.

22.jpg

Рико Родригес настолько суров, что может притвориться мертвым, даже когда уже умер.

Еще одной особенностью мира Just Cause 4 стал куда больший крен в сторону футуризма, и если прошлые части (особенно первая дилогия) хоть как-то пытались сохранять серьезную мину, позволяя угонять в воздухе пусть реактивные, но все-таки вполне реальные штурмовики, то в новой игре фантастика с ходу бьет пользователя по голове — в центре сюжета тут находится полумифическая технология управления климатом, враги не стесняются пользоваться футуристическими видами оружия (у них есть даже аналог гравипушки из Half-Life 2!) и просто обожают заковывать себя в соответствующие бронекостюмы. Рико от них не остает и все больше напоминает не просто какого-то смертного супергероя, а полноценного киборга с имплантированным в глаз суперкомпьютером и многофункциональным крюком.

А вот широко разрекламированные стихийные бедствия в игре носят чисто декоративный характер, увы, и на геймплей, за исключением нескольких заскриптованных миссий, почти никак не влияют. Всего в четвертой Just Cause есть четыре климатические зоны, и к каждой привязан один конкретный катаклизм: на равнинах балом правит, без шуток, грандиозно выглядящий торнадо, раскидывающий и взрывающий все, до чего дотянется его хобот; на прекрасных заснеженных вершинах бушуют снежные бури, ограничивающие видимость и сбивающие с ног; в пустынях бури песчаные (эффект от них почти тот же); а в тропических джунглях бесчинствует настоящий тропический шторм со стрелами-молниями. Смотреть на все это безобразие, безусловно, интересно, но когда осознаешь, что Рико не получает никакого весомого урона ни от непосредственной близости к торнадо, ни от прямого попадания молнии, атмосферность и польза таких вот дорогущих декораций быстро снижаются до какого-то совсем разочаровывающего уровня.

23.jpg

Взрывы в пол-экрана — типичная картина для Just Cause 4

Одними из главных претензий к Just Cause 3 были плохо скрытая «мертвость» ее мира и господствовавшая там пустота, ощущавшаяся почти на физическом уровне. Разработчики четвертой части постарались устранить данный недостаток и, во-первых, куда лучше проработали отдельные локации, сделав их более интересными и живыми, во-вторых, не поленились проработать не только «горизонтальный», но и «вертикальный» геймплей, ну и в-третьих, добавили всему происходящему на экране больший масштаб.

Дело в том, что главному герою отныне мало просто крушить все вражеские постройки на своем пути и пачками отправлять на тот свет супостатов, получая за это баллы Хаоса. На заработанные таким образом очки Рико вместо с игроком отныне нанимает целую армию и в прямом смысле слова освобождает от укрепившихся злодеев островное государство Солис, расширяя линии фронта, регион за регионом.

Странно только, что протагонисту вообще нужна какая-либо сторонняя помощь, поскольку он и в одиночку способен успешно разрушать целые военные базы и противостоять хорошо вооруженной армии. Пули, снаряды и падения с большой высоты Рико, конечно, немного неприятны, однако стоит ему только посидеть в укрытии буквально пару секунд, как его здоровье и пошатнувшаяся вера в себя возвращаются на прежний уровень, позволяя вновь вернуться в бой. Плюс ко всему новые соратники не умеют распоряжаться подаренным им казенным имуществом и вообще не отличаются высоким уровнем интеллекта — поскольку за уничтожение топливных цистерн и электрогенераторов даже на уже захваченных военных объектах они все равно с удовольствием начисляют герою заветные очки Хаоса.

Высоким уровнем ИИ, впрочем, в игре не обладает и противник, который, кажется, вообще не в курсе таких понятий, как «укрытие» и «тактическое отступление». Хотя это уже вряд ли кого-то удивит.

24.jpg

Красота!

Также вряд ли для кого-то станет откровением тот факт, что Just Cause 4 по-прежнему является экшеном в открытом мире с сильным упором на саморазвлечение. Сюжетные миссии и побочные задания не блещут какой-либо оригинальностью, все сводится к набившим оскомину поручениям в духе принеси-подай, съезди-убей, угони-привези. Хотя кое-где авторы все же умудрились отличиться, поскольку иногда для выполнения миссии достаточно просто приехать в нужную точку, активировать ее и посмотреть ролик (!).

Впрочем, есть тут и по-настоящему интересные миссии, но их довольно-таки мало. Еще на картах разбросаны различные ивенты, в которых нужно прыгнуть с трамплина / проехать на определенной скорости / пролететь сквозь контрольные точки, — это уже классика.

За выполнение заданий трех ключевых персонажей герою выдают особые апгрейды для гарпуна, который в четвертой части разрешено детально настраивать под себя. Например, можно увеличивать силу притяжения объектов и их скорость, а также приделывать к ним воздушные шары и миниатюрные реактивные двигатели. Все это открывает игрокам невероятный простор для экспериментов, позволяя по полной использовать имеющееся окружение. Можно, скажем, не заниматься утомительным тиром и не расстреливать вражин из автомата, а отправить в центр их скопления вырванную с корнем цистерну с топливом, а затем ее там подорвать. Или прикрутить к танку несколько воздушных шаров и организовать врагам тотальный разнос с воздуха, дабы затем устроить им ад и на земле.

25.jpg

…а вот тут уже не очень красиво.

Творить подобную дичь, понятное дело, совсем не обязательно, но дело в том, что без нее играть в Just Cause 4 становится… нет, не скучно, а именно что утомительно. Раз за разом мотаться по огромным картам, выполнять однотипные поручения, поднимать на воздух бесчисленное множество вражеских объектов и завоевывать доверие местного la Résistance, отбиваясь от бесконечных армад, достаточно быстро надоедает. Любоваться на красочные взрывы, которые тут происходят от любого неосторожного чиха, — как ни странно, тоже.

Некоторое время ситуацию спасают лишь упомянутые выше эксперименты, но рано или поздно приходит осознание того, что ты занимаешься какими-то слишком уж бесполезными вещами. И автоматом начинаешь обращать внимание на другие раздражающие элементы. Например, на странную физику, которая сносно чувствуется в управлении военной и воздушной техникой, но откровенно бесит на рядовом авто. Или на странно реализованную систему разрушений, которая детально моделирует уничтожение одних объектов, но начисто игнорирует существование других. И это можно было бы понять, ведь тотальное разрушение нам никто не обещал, но все-таки почему на вражеской базе такие первоочередные цели, как антенны и цистерны, разносятся на ура, а стандартные охранные вышки остаются стоять как ни в чем не бывало?

Выход из сложившийся ситуации один, и он банальный. Играть в Just Cause 4 нужно «набегами», а не запоем. Сюда приятно возвращаться после тяжелого рабочего дня, дабы устроить бездушным поработителям тотальный разнос. Но оставаться подряд на несколько часов чревато настоящим моральным утомлением и уставшими от постоянных ярких вспышек глазами.

В техническом плане игра заметно лучше своей предшественницы: обладая красивейшими обширными пейзажами и сочной картинкой, проект не имеет привычки тормозить на мощных конфигурациях или вываливаться на рабочий стол. С другой стороны, детализация окружения местами оставляет желать лучшего: рядом с проработанной текстурой древних руин тут запросто можно встретить замыленное нечто родом из начала 2000-х.


Западные издания успели заявить, что данный проект морально устарел. Несмотря на множественные огрехи, кочующие в серии из части в часть, я не могу полноценно согласиться с этим утверждением. С одной стороны, здравое зерно в нем все-таки есть, и Avalanche Studios во многом топчется на месте и не желает обращать внимание на конкурентов по жанру. С другой — упорству разработчиков можно позавидовать, его можно даже зауважать — ибо несмотря на многообразие модных тенденций, они продолжают вносить точечные изменения в собственный наработанный геймплей. Хотя это, конечно, их не всегда и не во всем оправдывает.

Одно можно сказать наверняка: серия Just Cause достигла предела в своем нынешнем развитии, и в следующей части ей совершенно точно нужны свежая струя и значительно переработанная концепция. Взрывы, легкомысленность и разрушения — это весело и здорово, но для всего этого тоже нужны какие-то мера и разнообразие. Ибо даже самое изысканное и любимое блюдо может надоесть, если питаться им дни напролет.

Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
james_sun в 23:06 04 дек 2018

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Northern 05 дек 2018 12:19:26

    Печально всё это. С серией знаком со второй части и в каждой надоедает играть буквально через пару часов. :(
    Хотя, казалось бы, разработчики создали отличный аттракцион для развлечения, но не цепляет.

  • allyes 05 дек 2018 14:03:04

    Вот и я про тоже. Вроде всё при ней, а не цепляет. Так же как в своё время Mercenaries 2/

  • james_sun 05 дек 2018 14:06:47
    Northern в 12:19 05 дек 2018 сказал:

    Печально всё это. С серией знаком со второй части и в каждой надоедает играть буквально через пару часов.

    Я вообще долго думал, а можно ли это назвать недостатком. В общем-то, у игры свой стиль и разработчики его придерживаются. Не во все же проекты надо играть запоем. Должно быть и те, куда приятно возвращаться время от времени выпустить пар. Just Cause — как раз из таких игр.

  • Northern 05 дек 2018 14:49:36

    @james_sun
    В Mad Max от этих же разработчиков мне было играть интересно, а в Just Cause 3 нет.
    Хотя, вроде, все похоже — открытый мир, гринд и прочее.

  • Zurb@g@n 05 дек 2018 14:52:23

    Пока разрабы так и не поняли к 4 части как применить их механику для успешности игры, кто-то придумал смертельные битвы и заработал больше, чем эти разрабы за все 4 части.

    P.s. Этой игре всегда не хватало двух вещей.

    Отмены миссий.

    И ориентирование на сетевую составляющую.

  • JIEXArus 05 дек 2018 15:04:15

    Мне лично это серия заходила больше не сюжетом и его подачей, как в той же серии GTA, а тотальной разрушаемостью и физикой. Т.е. можно было заходить в игру на пару часов и просто получать удовольствие от самого процесса развлечения. На 4-ую часть больших надежд в плане инновации — не возлагал.

  • haywire 05 дек 2018 15:47:20
    Northern в 14:49 05 дек 2018 сказал:

    @james_sun
    В Mad Max от этих же разработчиков мне было играть интересно, а в Just Cause 3 нет.
    Хотя, вроде, все похоже — открытый мир, гринд и прочее.

    Их разные команды разрабатывали. В шведском отделении поталантливей ребята работают, это да.

    Zurb@g@n в 14:52 05 дек 2018 сказал:

    И ориентирование на сетевую составляющую.

    Угу, после двух мультиплеерных модов от фанатов( которые неплохо так форсили продажы игр, кстати), все равно упорно продолжают выпускать сингл онли. А зря, в такую королевскую битву даже я бы сыграл.

    JIEXArus в 15:04 05 дек 2018 сказал:

    Мне лично это серия заходила больше не сюжетом и его подачей, как в той же серии GTA

    Вот не ясно в чем проблема добавить сюда нормальный сюжет и персонажей в духе той же команды А и задания чуть изобретательней сделать. Была бы конфетка тогда. Деньги у скворцов явно есть, но вместо того, чтоб нанять нормального сценариста, они тратятся на пиар и странные решения, например, пригласить крутейшего Дэвида Тэннанта и никак не использовать его в сюжетке, вместо этого его попросили озвучить пропаганду на радио..(третья часть)

  • Northern 05 дек 2018 16:10:46
    haywire в 15:47 05 дек 2018 сказал:

    Вот не ясно в чем проблема добавить сюда нормальный сюжет и персонажей в духе той же команды

    О чем и речь. Играть интересно, пока игра предлагает какие-то челенджи, квесты, либо что-то еще, а когда она тупо выпихивает игрока в открытый мир, типа развлекай себя сам, то интерес немедленно пропадает.

  • K@@ 05 дек 2018 17:16:39
    james_sun в 23:06 04 дек 2018 сказал:

    в следующей части ей совершенно точно нужны свежая струя

    То-то нынешняя струя мне показалась какой-то несвежей!

  • allyes 05 дек 2018 23:43:55

    Ещё и CPY сабжу подгадили)

  • Re'AL1st 06 дек 2018 06:05:20
    james_sun в 23:06 04 дек 2018 сказал:

    В техническом плане игра заметно лучше своей предшественницы: обладая красивейшими обширными пейзажами и сочной картинкой, проект не имеет привычки тормозить на мощных конфигурациях или вываливаться на рабочий стол. С другой стороны, детализация окружения местами оставляет желать лучшего: рядом с проработанной текстурой древних руин тут запросто можно встретить замыленное нечто родом из начала 2000-х.

    Глядя на скрины, мне кажется, что графон прямиком из третьей части, без заметных изменений (наиграл 44 часа). Хотя люди в отзывах на Стиме пишут про ухудшение картинки в 4-й части.

  • koraly 06 дек 2018 11:20:04

    Играть в Just Cause 4 как и читать эту рецензию бессмысленно.

  • Rudolf 07 дек 2018 17:12:06

    Всё равно как не крути это лучшая часть всей серии, оптимизон подкрутили изначально как надо, на самых высоких настройках в full HD выдаёт 60 фпс стабильно, выдавая при этом потрясные спец-эффекты. Гемплэй такой хоть и устарел но по фану для раслабона то что надо.

  • ruaxbk 08 дек 2018 00:27:22

    хуже прошлых частей

    игра дно и точка. :angry:

  • Legion_Pheonix 13 дек 2018 02:23:43
    Rudolf в 17:12 07 дек 2018 сказал:

    Всё равно как не крути это лучшая часть всей серии, оптимизон подкрутили изначально как надо, на самых высоких настройках в full HD выдаёт 60 фпс стабильно, выдавая при этом потрясные спец-эффекты. Гемплэй такой хоть и устарел но по фану для раслабона то что надо.

    Чего потрясного там есть? Графически игра ещё хуже стала.

    Геймплей всё такой же, лучше не стало. Сюжет хоть как-то не развился, всё такое же дупло.

    Игра тупо в застое и не развивается, не даёт новых интересных миссии по использованию своих механик. Потому развлекай себя сам. Одно дело игра даёт возможность самого себя развлекать, а другое когда весь геймплей таков.

  • LEX! 13 дек 2018 07:22:21

    Что то 7.0 многовато для нее...

  • Оставить комментарий