[Рецензия] Observation (PC)

Космос и его покорение — тема, которая меня волнует с самого детства. Межзвёздные путешествия всегда меня вдохновляли, но при этом пугали своей бесконечной и беспристрастной космической Пустотой, с которой человек оставался один на один и для которой он был всего лишь песчинкой в океане времени. Собственно, одним из мощнейших впечатлений детства стал просмотр «Чужого» Ридли Скотта на видеокассете. Ничто так не пугает, как невозможность сбежать от ужасов в бескрайнем пространстве, где никто не услышит твой крик. Так что Observation меня почти сразу заинтересовала.

banner_st-rv_observation_pc.jpg

Глубокий космос

Но что интереснее, при прохождении игры у меня появилась стойкая ассоциация с Alien: Isolation. Стилистика аналоговых интерфейсов, VHS-качество видеозаписей, лёгкий налёт ретрофутуризма, даже некоторые звуковые эффекты показались позаимствованы из этого потрясающего хоррора Creative Assembly. Беглое исследование на предмет разработчиков Observation выявило, что студия No Code основана наполовину выходцами из британской студии, известной по сериалу Total War. Автор сценария и режиссёр Observation и предыдущей игры студии Stories Untold, а также арт-директор обеих игр Джон Маккеллан был ведущим художником интерфейсов в Alien: Isolation; художник окружения Стефано Цай был концепт-художником в Alien: Isolation и нескольких частях Total War; художники по персонажам Джек Перри и Рэналф Басби занимались тем же самым в игре про Аманду Рипли, причём Басби заодно был ведущим художником в десятке частей Total War; соавтор сценария Уилл Портер был одним из сценаристов Alien: Isolation. И это не считая выходцев из Guerrilla Games и Digital Extremes. И то, что над игрой работали выходцы из AAA-студий, видно сразу, несмотря на небольшой бюджет.

26.jpg

Эмма Фишер собственной персоной

Игра с ходу погружает в атмосферу космической станции на орбите Земли. Узкие отсеки, плавающие в невесомости предметы, сильный цветовой контраст в безатмосферной среде, устаревшее компьютерное оборудование с программами, написанными чуть ли не на фортране (к слову, этот язык до сих пор используется NASA в некоторых системах). Правда, почти тут же игрок вместе с героями узнаёт, что по каким-то причинам они оказались на орбите Сатурна, а экипажа нет на месте. Доктор Эмма Фишер пробуждается в одиночестве, и её единственным спутником становится слегка глючащий бортовой компьютер с функцией искусственного интеллекта СЭМ (S.A.M. — Системы Администрирования и Манипулирования). Кажется, именно сбой в его программе забросил станцию на орбиту Сатурна. Но что-то подсказывает, что всё не так однозначно.

И надо сказать, создание загадочности у игры получилось так же хорошо, как и визуальное отображение. До самого финала игрок будет теряться в догадках на тему того, что происходит и что же случится в следующей сцене. Правда, как это часто бывает в таких случаях, слишком большое количество вопросов в итоге могут разочаровать ответом. И хотя я не хочу спойлерить сюжет, скажу, что лично меня финал оставил в лёгком недоумении, чуть подпортившем впечатление от по большей части прекрасной игры. Разработчики показали, что они прекрасно начитаны и насмотрены. Можно увидеть отсылки как к книгам Артура Кларка, Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Питера Уоттса, так и к кинолентам «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Интерстеллар» Кристофера Нолана, «Чужой» Ридли Скотта и недавнее «Живое» Даниэля Эспинозы. В одной из сцен героиня даже упоминает фильм «Гравитация» Альфонсо Куарона, но эта игра гораздо лучше передаёт ощущение обречённости и одиночества в безвоздушном пространстве, где не на кого рассчитывать. Хотя местами картина гораздо ближе к шедевру Кубрика — причём не только из-за наличия ИИ, явно вдохновлённого HAL-9000.

12.jpg

Аутентичность интерьеров усиливает эффект погружения

А если в плане игр, то Observation в какой-то мере напомнит вам System Shock, Dead Space и необычную приключенческую игру eXperience 112 (известную в некоторых странах под названием The Experiment). Если с первыми двумя связь понятна, то вот игру от французской студии Lexis Numérique сегодня знают только те, кто покупал квесты на дисках от «Акеллы» или «Нового Диска», часто выпускавших у нас в стране европейские приключенческие игры. Иногда сомнительного происхождения. В eXperience 112 игрок был в шкуре неизвестного персонажа, который оказался заперт в комнате наблюдения на выброшенном на берег корабле. Кроме него единственной выжившей была некая Леа Николс, которой он пытался помочь спастись от ужасов, ожидавших во тьме. Но при этом игрок видел её только через камеры наблюдения и не мог управлять ею напрямую, что создавало уникальный игровой опыт. К слову, Lexis Numérique заодно выпустила необычные игры in Memoriam (также выходила под названием Missing: Since January) и in Memoriam 2: Le Dernier Rituel (в мире известна как Evidence: The Last Ritual), в которых игрок должен был изучать дела об убийстве, активно используя вымышленные вебсайты и свою реальную электронную почту, на которую приходили сообщения с сайта разработчиков. К сожалению, из-за этой чудной связи с онлайном в год выхода мало кто ознакомился с игрой, а сегодня это проблематично из-за неработающих серверов.

13.jpg

Знаменитая шестиугольная буря на полюсе Сатурна

Хотя основное сходство, как я уже упоминал, прослеживается с Alien: Isolation. Все эти винтажные, ретрофутуристические интерфейсы с долгой прогрузкой и логотипами, нарисованными в ASCII-графике, пузатые ЭЛТ-мониторы, массивные скафандры, какие-то пугающие металлические звуки, издаваемые корпусом корабля. Вдобавок главные роли в игре исполнили Кезия Бёрроуз и Энтони Хауэлл. Первая многим известна как лицо и мокап Аманды Рипли, хотя та говорила не её голосом, а второй в Alien: Isolation исполнил роль андроида Сэмюэлса, так что его роль ИИ СЭМ — это даже небольшая пасхалка для поклонников «Чужого». 

Собственно, игрок берёт на себя управление СЭМ, который может только использовать компьютерные системы камеры наблюдения, дабы помочь Эмме разобраться, что произошло, и выжить в творящемся бардаке. Параллельно пытаясь восстановить собственную память, которая была повреждена, собирая записки и заметки. Некоторые из них весьма хитро запрятаны в интерьерах корабля. Управление же системами международной космической станции выполнено в виде логических головоломок разной степени сложности. Есть как банальные мини-игры типа проведи «змейку», как на референсе, так и весьма нетривиальные головоломки, в которых нужно изучать микросхемы и отключать на них отдельные транзисторы. Хотя лучше всего удалась мини-игра на время в самом начале, в которой нужно выполнять вроде бы простые, но непривычные задания в условиях ограниченного времени, что отлично погружает в стрессовую ситуацию.

14.jpg

Российский космонавт жалуется, что обещали построить сверхсовременную станцию, но вместо этого всюду устаревшее оборудование, а бюджет, по всей видимости, распилили

Пожалуй, моя главная претензия к игре после не совсем удачного финала — пиксель-хантинг. С одной стороны, разработчики написали очень живые и естественные диалоги, но с другой, иногда из них не совсем ясно, что тебя просят сделать, а экран заданий выдаёт какую-нибудь общую фразу типа: «Найди решение проблемы». А что, как и где, понять нельзя. В итоге пару раз за игру я был в ситуации, когда просто прокликивал все активные точки в поисках нужной. Хотя в сравнении с point-n-click-приключениями 90-х — начала 00-х в этой игре всё весьма дружелюбно и искупается тем, что во время поиска активных точек можно случайно найти запрятанные документы или аудиодневники.

Игра меня так заинтриговала своей историей и, главное, режиссурой, но при этом так озадачила концовкой, что я перед написанием рецензии решил восполнить пробел и прошёл первую игру студии No CodeStories Untold. И выяснилось, что очень многие элементы «авторского стиля» можно найти в этой хоррор-антологии, которая оказывается большим, чем кажется. Точно та же одержимость старыми компьютерными интерфейсами и связанными с ними загадками поверх эстетики фильмов ужасов 80-х. Но вот сценарий в Stories Untold лично для меня оказался куда интереснее. Да, он не оригинальный, и нечто похожее уже встречалось в кино и литературе, но тут важно то, насколько мастерски это было реализовано. Observation не менее мастерская игра, а во многих аспектах даже более продвинутая, но не удовлетворивший меня финал истории всё же тянет игру вниз лично для меня.

Начало игры и вступительные титры


Observation — настоящий подарок для любителей космической научной фантастики. Причём в её, так сказать, хардкорном виде без десятка инопланетных рас и перемещений между звёздными системами на сверхсветовых скоростях. Если для вас «Космическая одиссея», «Чужой» или «Интерстеллар» — не пустой звук, то игра стоит затрачиваемого на неё времени. Да, она эксклюзив Epic Game Store, но это не должно вас останавливать.

Итоговая оценка — 7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Outcaster в 19:12 09 июн 2019

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Кей Овальд 09 июн 2019 19:47:06

    Выйдет в Стимушке — обязательно заиграю.

  • allyes 09 июн 2019 20:34:15

    Симулятор космического туриста?

  • Andrey1986_sid 09 июн 2019 20:43:53
    Кей Овальд в 19:47 09 июн 2019 сказал:

    Выйдет в Стимушке — обязательно заиграю

    Вот прям такая принципиальность ? Какая разница что запустили стим или эпик лаунчер?

  • edifiei 09 июн 2019 21:28:14
    Andrey1986_sid в 20:43 09 июн 2019 сказал:

    Вот прям такая принципиальность ? Какая разница что запустили стим или эпик лаунчер?

    Пусть допилят хотя-бы облачные сейвы (я не знаю они уже убрали обязательный онлайн, если ещё нет то это вообще ретро). Да и нет уверенности в долгой жизни этого магазина.

  • ImNotTreasure 09 июн 2019 21:34:09
    Outcaster в 19:12 09 июн 2019 сказал:

    Да, она эксклюзив Epic Game Store, но это не должно вас останавливать.

    От чего? От торрентов? Или на полном серьезе предлагаете в эту помойку окунуться с головой?)))

    @edifiei Они уже сделаны в мае. Или нет?))

  • Andrey1986_sid 09 июн 2019 22:12:23
    edifiei в 21:28 09 июн 2019 сказал:

    Пусть допилят хотя-бы облачные сейвы (я не знаю они уже убрали обязательный онлайн, если ещё нет то это вообще ретро). Да и нет уверенности в долгой жизни этого магазина.

    А Вы играть или сейвы? Абсолютно плевать кто мне продает игру, я-купил — запустил, что еще нужно? Ачивки или другое ?

  • Setekh 09 июн 2019 22:42:04
    edifiei в 21:28 09 июн 2019 сказал:

    я не знаю они уже убрали обязательный онлайн, если ещё нет то это вообще ретро

    ImNotTreasure в 21:34 09 июн 2019 сказал:

    От чего? От торрентов?

    Скажу вам по боооооольшущему секрету у игр от EGS нет никакой привязки к онлайну и даже защиты (если только разраб какой нибудь денувкой не озаботился) но вам ведь это пофиг главное в очередной раз понудеть как плох EGS и как велик Steam Вон товарищ в порыве религиозного негодования даже минусанул мой пост за то что я упомянул в другой теме EGS и Steam в одном предложении да ещё и рядом (о ужас) но что с него возьмешь дитя (судя по постам).

  • edifiei 09 июн 2019 22:46:22
    Andrey1986_sid в 22:12 09 июн 2019 сказал:

    А Вы играть или сейвы? Абсолютно плевать кто мне продает игру, я-купил — запустил, что еще нужно? Ачивки или другое ?

    Представьте себе я играю не с однго ПК и для меня это реально нужная функция.Давайте не будете по себе все судить.

    Setekh в 22:42 09 июн 2019 сказал:

    Скажу вам по боооооольшущему секрету у игр от EGS нет никакой привязки к онлайну и даже защиты (если только разраб какой нибудь денувкой не озаботился) но вам ведь это пофиг главное в очередной раз понудеть как плох EGS и как велик Steam Вон товарищ в порыве религиозного негодования даже минусанул мой пост за то что я упомянул в другой теме EGS и Steam в одном предложении да ещё и рядом (о ужас) но что с него возьмешь дитя (судя по постам).

    Я наверное не совсем удачно выразился,у егс не было офлайн режима(сейчас не знаю точно не слежу особенно). Вот так верно.

  • ImNotTreasure 09 июн 2019 23:55:40

    @Setekh Ну да, там много еще чего не сделано. Ой, подожди, т.е. эти недоработки этой помойки ты тут за плюс выпячиваешь?)))

  • Setekh 10 июн 2019 08:24:29
    ImNotTreasure в 23:55 09 июн 2019 сказал:

    Ну да, там много еще чего не сделано. Ой, подожди, т.е. эти недоработки этой помойки ты тут за плюс выпячиваешь?)))

    Ну прям шутка достойная самого Кривого зеркала. Хотя чего ожидать, судя по постам восхваления стима и от пренебрежения до поливания дерьмом других сервисов и их потребителей, среди ваших единоверцев остановка умственного развития на уровне 12-14 лет это норма, так что пытайтесь шутить это полезно и может даже когда нибудь у вас получиться.

  • ImNotTreasure 10 июн 2019 11:03:27

    @Setekh Что бы поливать говном упырьстор и его пользователей особых усилий прилагать не приходится. Всю основную работу проделали сами эпики мне остается только лишний раз прокапитанить очевидные вещи. Но ты с зашоренным высокомерием взором просто не способен воспринимать адекватную критику. Что понятно, учитывая на кого сейчас рассчитан упырь стор)

  • ctc 10 июн 2019 22:04:38

    Сдуру купил. Унылота чудовищная. Игра сводится к тому, что надо послушно исполнять приказания истеричной барышни, которая в основном орет, а не помогает решать проблемы. Отыграл минут 20— а там головоломка (скорее, QTE) на время. Без каких либо инструкций — и с воплями в наушниках. Uninstall. Хорошо хоть игра копеечная.

  • Setekh 10 июн 2019 23:49:16
    ImNotTreasure в 11:03 10 июн 2019 сказал:

    Что бы поливать говном упырьстор и его пользователей особых усилий прилагать не приходится. Всю основную работу проделали сами эпики мне остается только лишний раз прокапитанить очевидные вещи. Но ты с зашоренным высокомерием взором просто не способен воспринимать адекватную критику. Что понятно, учитывая на кого сейчас рассчитан упырь стор)

    Вот не надо только про адекватность, твои братья по вере дабли трипл аками не брезгуют чтоб побольше излить негатива и загаживать любую тему хоть мало мальски касающуюся эпиков.

    Я так понимаю

    ImNotTreasure в 11:03 10 июн 2019 сказал:

    поливать говном упырьстор и его пользователей

    это в твоём больном сознании называется адекватной критикой, и тот кто не способен такое воспринимать по своему адресу зашорен и высокомерен???

  • ImNotTreasure 11 июн 2019 01:33:50
    Setekh в 23:49 10 июн 2019 сказал:

    Вот не надо только про адекватность, твои братья по вере дабли трипл аками не брезгуют чтоб побольше излить негатива и загаживать любую тему хоть мало мальски касающуюся эпиков.

    Не надо ля ля. Мы всегда гадим по существу с чувством толком и расстановкой. Даже если это мало мальски касается эпиков, но оправданно почему бы на этот эпичный сартир и не нагадить? Правильно, сейчас объективных причин не гадить на эпиков, если они облажались просто нет.

    Setekh в 23:49 10 июн 2019 сказал:

    это в твоём больном сознании называется адекватной критикой, и тот кто не способен такое воспринимать по своему адресу зашорен и высокомерен???

    Что “это”? Просто ты выдрал 6 слов из 2х взаимосвязанных предложений, поэтому понять, что такое “это” я не могу. Потрудись привести неугодную тебе цитату полностью и потом уже задавай вопросы.

    @ctc А на фига ты вообще в упырь стор полез? Это же уже факт, что все их эксы имеют мусорный рейтинг, а значит вероятность, что получишь барахло больше 50%. Хотя да, если возврат бабла работает как надо можно и поэкспериментировать. Но, я бы не стал, т.к. времени на мусор из этой помойки жалко.

  • ctc 11 июн 2019 01:38:47
    ImNotTreasure в 01:33 11 июн 2019 сказал:

    А на фига ты вообще в упырь стор полез?

    За игрой, под рецензией на которую и происходит эта беседа. Или вы так намекаете, что купи я её в стиме, она бы превратилась в шедевр?

  • ImNotTreasure 11 июн 2019 02:10:23

    @ctc Не-е, я намекаю, что если бы она была шедевром, образно говоря конечно, она продавалась бы в стиме. Это же факт, что не от хорошей жизни разрабы связываются с помойкой от эпиков. Даже разрабы метро, которые имели ресурсы сделать отличную игру этого не смогли и полезли в рабство к эпикам.

  • ctc 11 июн 2019 03:33:15
    ImNotTreasure в 02:10 11 июн 2019 сказал:

    Не-е, я намекаю, что если бы она была шедевром, образно говоря конечно, она продавалась бы в стиме.

    Ну разумеется. Как же может быть хорошей игра, если её нет в Стиме? Наличие игры в Стиме и Стима в игре — самое главное! “И в Израиле не нашёл я такой веры”.

    ImNotTreasure в 02:10 11 июн 2019 сказал:

    Это же факт, что не от хорошей жизни разрабы связываются с помойкой от эпиков.

    Разрабы связываются с эпиками очевидно потому, что им так выгодней.

    ImNotTreasure в 02:10 11 июн 2019 сказал:

    Даже разрабы метро, которые имели ресурсы сделать отличную игру этого не смогли и полезли в рабство к эпикам.

    “Обсервация” — говно и эксклюзив ЕГС. Видимо, ЕГС — отстой. “Метро” - годная и эксклюзив ЕГС. Видимо, ЕГС — рулит.

  • haywire 11 июн 2019 07:33:15
    ImNotTreasure в 02:10 11 июн 2019 сказал:

    Это же факт, что не от хорошей жизни разрабы связываются с помойкой от эпиков.

    У инди разрабов не бывает хорошей жизни, они зачастую выживают в промежутках между выпуском игр. Отличные и даже великолепные игры проваливались стиме в силу разных обстоятельств. Поэтому мне сложно обвинять разрабов в том, что они хотят минимизировать риски с помощью богатеньких Эпиков.

    ImNotTreasure в 02:10 11 июн 2019 сказал:

    Не-е, я намекаю, что если бы она была шедевром, образно говоря конечно, она продавалась бы в стиме.

    На днях в ЕГС вышла Outer Wilds. Вполне себе шедевр.

  • ImNotTreasure 11 июн 2019 10:30:57
    haywire в 07:33 11 июн 2019 сказал:

    Отличные и даже великолепные игры проваливались стиме в силу разных обстоятельств.

    Ты о чем это?

    haywire в 07:33 11 июн 2019 сказал:

    На днях в ЕГС вышла Outer Wilds. Вполне себе шедевр.

    Наконец таки после метр вышел хоть один уверенный середняк? Да ладно. Посмотрим.

  • DexEx 14 июн 2019 23:09:50
    ctc в 22:04 10 июн 2019 сказал:

    Сдуру купил. Унылота чудовищная. Игра сводится к тому, что надо послушно исполнять приказания истеричной барышни, которая в основном орет, а не помогает решать проблемы. Отыграл минут 20— а там головоломка (скорее, QTE) на время. Без каких либо инструкций — и с воплями в наушниках. Uninstall. Хорошо хоть игра копеечная.

    а ты чо думал в космосе будет дискотека ?!! Приказы с центра выполнять и писать в пробирку… Космос он таков..

  • LucieAfer 16 июн 2019 08:55:18

    По теме: Breathedge — клёвая вещь с отличным юмором..

  • Andrey1986_sid 16 июн 2019 11:50:27

    Вчера засел в игрушку и закончил прохождение около 4 часов утра. Не без минусов, но сама история достаточно интересна.

    Раздражает только управления сферой, постоянно плутал между отсеками станции.

    А так любителям научной фантастики и космоса очень даже зайдет.

  • ctc 16 июн 2019 12:08:09
    Andrey1986_sid в 11:50 16 июн 2019 сказал:

    Вчера засел в игрушку и закончил прохождение около 4 часов утра. Не без минусов, но сама история достаточно интересна.

    Раздражает только управления сферой, постоянно плутал между отсеками станции.

    А так любителям фантастики и космоса очень даже зайдет.

    Там разрабы сделали всё, чтобы игра предельно раздражала.

    1. Картинка вечно прыгает-дергается-теряет цвет. При управлении сферой такая же хрень вдобавок происходит при соприкосновении с другими объектами.
    2. Навигация предельно затруднена. На люках крайне редко написано, в какие отсеки они ведут. Когда действие перемещается наружу, выясняется, что большинство модулей станции не промаркированы, а имеющаяся маркировка мелкая, и её надо активно разыскивать.
    3. Карта сделана так, что при её вызове теряется текущее положение. Карта малоинформативна.
    4. Сфера управляется тяжело, крутиться приходится в тесноте и одних и тех же отсеках по много раз.
    5. Они умудрились впихнуть туда типа-стелс.
    6. Головоломки унылы. Типа посмотри координаты (набор циферок) в одном месте и вбей их в другое. Или “внезапно таймер! Не стой столбом, делай что-нибудь!”

    Игру дошел-таки до конца. Но удовольствие, надо сказать, ниже среднего. Концовка… Внятных объяснений не дадут, а самостоятельные размышления приводят к “это вот ради этого мы потели? Лучше бы шагнули в вакуум всей командой”.

  • Andrey1986_sid 16 июн 2019 14:06:04
    ctc в 12:08 16 июн 2019 сказал:

    Навигация предельно затруднена

    Для меня было открытием, на карте отмечаем нужный отсек и при управлении сферой появляется маркер куда двигаться, но узнал я об этом уже к концу игры )

  • StevenStifler 31 авг 2019 17:48:06

    Да уж. Это не игра,а онанизм какой- то. История интересна, но геймплей отбил всякое желание играть.

    Оценка в рецензии явно завышена.

  • Celeir 23 май 2020 23:37:02

    Какая-то дикость, почему я, спотыкаясь о все возможные спойлеры, должен искать в прохождениях разъяснение текущего таска? Не как выполнять, не где, не зачем — а что, собственно, от меня хотели.

    Год прошёл, неужели ни одного отзыва не прочли?

  • Celeir 24 май 2020 23:54:19

    Ну что ж, студия хотела снять фильм — студия сняла фильм. Слегка похожий на игру, и здесь самые проблемы. Возникают они скорее в начале, пока постигаешь логику разработчиков. Потом — когда открывается очередное меню СЭМа, а ты упорно ищешь одноимённый терминал станции, и ещё в паре странных моментов.

    Проходить с прохождением (иначе только портить впечатление), заглянуть в которое придётся всего несколько раз. Сюжет того стоит — таким сегодня зелёный свет не дадут, — атмосфера и картинка а-ля “Чужой” тоже. А вот актёры почему-то все эпично сонные-вялые, так и ждёшь, что на запись попадёт звук их падения под стол и храп.

  • Оставить комментарий