[Рецензия] Sherlock Holmes: Chapter One (PC)

Есть у меня традиция — проходить каждую свежую игру украинской студии Frogwares. Такое впечатление, что студия делает игры специально для меня: до The Sinking City в ее проектах вообще не было никакого экшена — сплошные головоломки да простецкая история про старину Шерлока Холмса. Никакого напряжения, никакой опасности быть убитым или съеденным — красота! Неожиданный шаг в сторону от знаменитого сыщика к мистике с оккультизмом оказался временным — студия сразу вернулась к серии, сделавшей ей имя.

banner_st-rv_sherlockholmeschapterone_pc

Игра под странным названием Sherlock Holmes Chapter One — детективная адвенчура от третьего лица, в которой Шерлок предстает перед нами юным, но не по годам смышленым сыщиком. Однажды он прибывает на Кордону — английский остров-колонию, находящийся в Средиземном море, чтобы выяснить, что случилось с его матерью. Когда-то она скоропостижно скончалась, но Шерлок был столь юн, что ничего не помнит; проявившиеся способности детектива как раз помогут ему понять, что к чему.

77.jpg

Не хватает маски летучей мыши

Идея оказалась очень удачной. Мало того что обычно Шерлок Холмс предстает перед нами уже сформировавшимся сыщиком или даже местной легендой, а в Chapter One его никто знать не знает, так вдобавок благодаря этой вольности у сценаристов оказались развязаны руки. Вместо того чтобы работать с уже готовым персонажем, они, по сути, создали нового — не всегда контролирующего ситуацию и с большими пробелами в биографии детектива. Да и других всем известных и, честно говоря, поднадоевших персонажей в игре почти нет. Исключение — Майкрофт, беспокоящийся о моральном состоянии брата, но не брезгающий подкинуть ему пару-тройку побочных квестов. Все-таки работа на Корону — дело ответственное.

111.jpg

А-та-та-та

Если вы вдруг играли в The Sinking City, то сразу окажетесь в своей тарелке, хотя у Chapter One есть несколько серьезных отличий. Во-первых, игра ориентирована на детективную часть: в подавляющем числе ситуаций вы бегаете по локациям, общаетесь с разными людьми, ищете и изучаете улики. В отличие от напичканной разнообразными врагами The Sinking City, тут экшена почти нет. Пострелять дают только в редких закрытых локациях: вас запирают со врагами в каком-нибудь ангаре, после чего вы начинаете проявлять чудеса меткости, отстреливая шляпы с наручами, сваливая на головы светильники, и завершаете все это зрелищным QTE-комбо. И так с тремя-четырьмя врагами в течение трех-четырех волн. Звучит ужасно, играется чуть веселее, но даже очень средняя боевка из The Sinking City воспринималась значительно бодрее.

В остальное время вы бегаете по городу на своих двоих и решаете «проблемы» местных. Честно говоря, тут начинаются затруднения с тем, чтобы просто поверить в столь странный мир. Вокруг вас натурально происходят сплошные убийства, при этом никому не известного юного Шерлока без проблем принимают за своего не только обычные люди, но и полиция, не моргнув глазом пропускающая дерзкого самоучку на места преступлений. Понятно, что в XIX веке полиция не была такой продвинутой, как сейчас, — но не до такой же степени, чтобы просить помощи у вчерашнего тинейджера?

Ну и как я уже сказал, игра состоит из расследований почти целиком — даже собирательные квесты ориентированы на исследование локации, порой очень тщательное. Поэтому провести за игрой больше пары часов за сессию — задача, посильная только для фанатов жанра вроде меня.

108.jpg

Обычная ситуация: артиста убили, вонзив кинжал прямо в сердце

А все почему? Потому что расследования, в общем, тоже слеплены по единому шаблону, благо люди, отвечавшие за нарратив, сделали свою работу на отлично.

Как любое убийство начинается с мотива, так и любой квест — с журнала, куда добавляется соответствующая запись с кучей иконок, число которых растет вплоть до раскрытия дела. Часто количество информации уже на старте квеста настолько велико, что в нее приходится внимательно вчитываться, чтобы потом не страдать на этапе сопоставления фактов.

57.jpg

Над некоторыми из черных иконок видны красные иконки — значит, с этой информацией нужно что-то сделать. Система чудовищно неинформативна — за проведенные в игре 25 часов я так до конца и не выучил, что значат некоторые из этих чудо-иконок. Приходилось лезть в шпаргалку.

Самое частое из раздражающих действий — «закрепить улику». Вы ее как бы берете в руки и, например, отправляетесь на опрос окружающих. Это могут быть подозреваемые или случайные люди, но если требуется найти кого-то конкретного (например, работягу), часто приходится действовать наобум и опрашивать всех подряд, на что Джон строчит в дневнике «остроумные» записи о том, какой Шерлок дебил.

107.jpg

Одна из неудачных мини-игр — «подслушать разговор». На экране всплывают фразы, из которых вы должны выбрать «важные слова». Учитывая то, что вы не знаете контекста, угадать их с первого раза невозможно.

Прибыв на место преступления, начинаем самое интересное — его осмотр. В него входят поиск улик на теле убитого и рядом с ним, а также опрос свидетелей. Этот процесс в играх Frogwares оттачивался годами и потому вызывает исключительно положительные эмоции: на теле может быть множество зацепок, рядом могут лежать какие-нибудь необычные бумажки, подозрительные предметы или даже орудие убийства. Часто исследование небольшой области ведет к появлению нескольких зацепок в журнале, от двух до пяти.

173.jpg

Трупы часто лежат в неестественных позах — жутковато, но без реализма тут никак

Как известно, Шерлок — товарищ наблюдательный, поэтому часто видит ситуацию под более широким углом, чем обычный человек. В Chapter One, как и в прошлых частях серии, за эту опцию отвечает «Сосредоточение».

«Сосредоточение» — специальный режим, где окружение окрашивается в блеклый серый цвет, позволяя Шерлоку сфокусироваться на главном. Его можно включить в любой момент и, например, бегло изучить любого жителя Кордоны. Некоторые квесты начинаются с того, что вы должны найти нужного человека по описанию именно с помощью «Сосредоточения». 

29.jpg

Еще этот режим нужен для исследования неочевидных зацепок — игра заботливо обводит кружочком нужную область.

47.jpg

Наконец, «Сосредоточение» отвечает за слежку, когда Шерлок догадывался, в какую сторону пошел нужный человек.

Если задание не подразумевает перемещения по городу, то после сбора улик и/или опроса всех свидетелей оно заканчивается виртуальной реконструкцией преступления. Нужно пробежаться и выбрать правильные варианты развития событий в нужных точках.

Иногда это сделать не так уж просто из-за недостатка улик или информации (например, в квесте про «вампиров»), но вообще процесс реконструкции довольно увлекателен. Разве что бесит комментарий Джона, в случае неудачи говорящего одну и ту же фразу: «Боже, Шерлок, да ты даже не стараешься!»

82.jpg

Если реконструкция — часть практически любого квеста, то знаменитые «чертоги разума» — прерогатива сюжетных. В процессе сбора улик важные зацепки собираются на отдельном экране. Показать их без спойлеров невозможно, поэтому текст пришлось замазать.

40.jpg

Объединение двух зацепок превращается в заключение. Оно может быть неоспоримым, но иногда выглядит двояким — вам нужно выбрать самый правдоподобный из вариантов. Чем ближе конец квеста, тем более насыщенным оказывается раздел с заключениями.

182.jpg

Самое классное в «больших» заданиях то, что вы почти никогда не уверены в том, что решили дело правильно. Чаще всего подозреваемые ведут себя одинаково, кхм, «подозрительно», и при желании факты можно подтасовать как вашей душе угодно. Более того, в финале любого преступника можно или обвинить, или спасти. Одного отпустить, другого — ловко оправдать перед лицом полицейского. Или, по крайней мере, смягчить ему приговор.

В любом случае, какой бы путь вы ни выбрали, квест будет завершен. Чувствуешь себя жутковато от того, как ловко можно манипулировать фактами, обвиняя совершенно разных людей в одном и том же преступлении. Надеюсь, настоящие полицейские так не делают.

91.jpg

В Frogwares любят творчество Тарантино. Впрочем, а кто не любит?

В обычных квестах ситуации тоже бывают разные. Иногда нужно не просто найти нужного человека, но и подобрать одежду, чтобы он в принципе с вами заговорил (мы же в XIX веке — тогда фраза «встречают по одежке» фактически была девизом Королевства). Или отправиться в один из архивов (газета, полиция, ратуша), для того чтобы продвинуться в расследовании простым перебором фактов.

А вот чего в те времена уже не было, так это странной системы поиска нужного адреса. В Chapter One найти нужный дом — порой целая проблема. В описании может быть что-то вроде «на севере от Адлер-стрит недалеко от собора» — из-за этого приходится бегать по округе, пока нужный дом не появится на карте автоматически. Искусственное затягивание прохождения — это нехорошо. Зато здесь, в отличие от The Sinking City, город сразу же открыт для изучения — можно быстро пробежаться по карте и открыть несколько точек для быстрого перемещения.

Хотя и тут есть странности. Почему я не могу переместиться сразу в ратушу (здание слева от курсора), а вынужден дополнительно бежать до нее и ждать еще одну хоть и короткую, но загрузку?

Еще в Chapter One хорошая, ненавязчивая музыка и очень неровное техническое исполнение. Если The Sinking City была буквально «вылизана», то здесь внезапно вылезли какие-то проблемы с освещением и уровнями детализации.

Но в целом графика как минимум не вызывает отторжения. Модели людей и анимации выполнены на очень хорошем уровне.

86.jpg


Чарты Sherlock Holmes Chapter One не порвет, но это все равно хорошая, продуманная детективная игра с несколькими некритичными недостатками. Возможно, по сравнению с The Sinking City она является шагом назад, но я бы скорее назвал это возвращением к корням — может, оно и к лучшему, учитывая малоприятные скандалы, в которые Frogwares вляпывается с завидным постоянством.

Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

SerGEAnt в 18:00 15 ноя 2021

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • SerGEAnt 15 ноя 2021 20:00:36

    За фальстарт извините.

  • h1pp0 15 ноя 2021 20:26:24

    жаль что жанр мимо меня как-то… пробовал в эти “детективы” играть, но что-то не идет

  • betrayerinmask 15 ноя 2021 20:31:19

    Выглядит играбельно. Но как игра может быть шагом назад по сравнению с The Sinking City? Это должно быть в районе абсолютного нуля.

  • LordAntony 15 ноя 2021 21:57:48

    Любители подобного жанра, какие ещё игры, вроде этой, можете посоветовать?

  • shingo3 15 ноя 2021 22:07:05
    LordAntony в 21:57 15 ноя 2021 сказал:

    Любители подобного жанра, какие ещё игры, вроде этой, можете посоветовать?

    Детективные, или мистические квесты с тайной?

    Тут можно и две части шорох и сублюструм посоветовать, а если именно детективные, то те же игры по Шерлоку, sinking island, серия игр с Пуаро. Скажи конкретно и я скажу что-ты хочешь, я фанат квестов.

  • Rinats 15 ноя 2021 22:12:31
    LordAntony в 21:57 15 ноя 2021 сказал:

    Любители подобного жанра, какие ещё игры, вроде этой, можете посоветовать?

    Если хоррор квесты — Darkness Within 1, 2

    Если от 3 лица то Sinking Island — неплохой проект от Бенуа Сокаля

    Из недревних — Painscreek Killings

  • NAGELFAR999 15 ноя 2021 23:08:42
    LordAntony в 21:57 15 ноя 2021 сказал:

    Любители подобного жанра, какие ещё игры, вроде этой, можете посоветовать?

    Как уже выше написали — Darkness Within 1, 2 , Memento Mori 1 часть , из старых Black Mirror (1я часть)

  • allyes 16 ноя 2021 00:07:28
    SerGEAnt в 18:00 15 ноя 2021 сказал:

    В Frogwares любят творчество Тарантино. Впрочем, а кто не любит?

    Бл, это какой то пидаро-маскарад)) Спасибо, автор рецензии, Шерлок для меня закончился на Дьяволодочери.

  • SerGEAnt 16 ноя 2021 00:18:48
    allyes в 00:07 16 ноя 2021 сказал:

    Бл, это какой то пидаро-маскарад)) Спасибо, автор рецензии, Шерлок для меня закончился на Дьяволодочери.

    :D

    Не переживай, это кастомные костюмы, стандартные выглядят норм.

  • allyes 16 ноя 2021 00:21:01
    SerGEAnt в 00:18 16 ноя 2021 сказал:

    Не переживай, это кастомные костюмы,

    Это реально, как с какого то гей парада. Если авторы хотели, что бы я не купил игру, они постарались на славу.

  • Подскажите, в игре присутствует какая нибудь укро—патриотическая шиза? Или же в этот раз пронесло?
    Не пытаюсь поджечь чьи-то пуканы, просто интересуюсь, так как знаю кто разработчик.

  • LordAntony 16 ноя 2021 08:38:07
    shingo3 в 22:07 15 ноя 2021 сказал:

    Детективные, или мистические квесты с тайной?

    Тут можно и две части шорох и сублюструм посоветовать, а если именно детективные, то те же игры по Шерлоку, sinking island, серия игр с Пуаро. Скажи конкретно и я скажу что-ты хочешь, я фанат квестов.

    Детективы, с минимумом мистики и чертовщины.

    В своё время с интересом прошёл Jack Kean, Broken Sword и Lost Horizon.

  • SerGEAnt 16 ноя 2021 13:25:52
    КOНСOЛЬ НА НАВОЗНОЙ ТЯГE в 03:18 16 ноя 2021 сказал:

    Подскажите, в игре присутствует какая нибудь укро—патриотическая шиза? Или же в этот раз пронесло?
    Не пытаюсь поджечь чьи-то пуканы, просто интересуюсь, так как знаю кто разработчик.

    Не видел.

  • shingo3 16 ноя 2021 13:31:37
    LordAntony в 08:38 16 ноя 2021 сказал:

    Детективы, с минимумом мистики и чертовщины.

    В своё время с интересом прошёл Jack Kean, Broken Sword и Lost Horizon.

    Тогда еще могу посоветовать Перри Родан, презумпция невиновности(culpa inata), мертвые рифы, тунгуска три части, никопол, gemini rue, gray matter, post mortem, век безмолвия, still life две части. В этих играх минимум мистики или отсутствует вообще. Сюжет интересный.

  • ChezzPerm 16 ноя 2021 14:07:35
    LordAntony в 21:57 15 ноя 2021 сказал:

    Любители подобного жанра, какие ещё игры, вроде этой, можете посоветовать?

    Если не против играть в старьё, Бенуа Сокаль делал отличные квесты. Первые две Syberia — шедевр. Квесты в целом “детективный жанр” поэтому можно любые его игры пробывать. Если конкретно детективы, про расследования - то Paradise Island. Еще студия Microids, с которой Сокаль работал, делала неплохие детективы. Серия Post Mortem/Still Life отлично зашла помню. Еще помню российскую игру по Стругацким — Отель “У погибшего альпиниста”, но это если совсем фанат детективов и все хорошее уже прошел. В целом норм игра.

    Еще, на самом деле, игры Дэвида Кейджа — Fahrenheit и Heavy Rain неплохо заходят для фаната детективов. Если даже и такое зайдет, то есть игры на подобие - Murdered: Soul Suspect, The Wolf Among Us, L.A. Noire. Дальше уже один шаг до симуляторов ходьбы — The Vanishing of Ethan Carter, What Remains of Edith Finch, Everybody’s Gone to the Rapture, Firewatch, Oxenfree.

  • DexEx 16 ноя 2021 22:05:04

    что у них с моделями лиц ? как будто каминг ауты массово совершили все дружно, рожи гейские в конец..

  • Оставить комментарий