[Рецензия] Sid Meier’s Civilization 6: Gathering Storm (PC)

Шестая часть Civilization, пожалуй, впервые во всей серии разделила поклонников на два настолько непримиримых лагеря. Одни геймеры были в восторге от значительно переработанных механик и сопутствующего эффекта новизны, другие тыкали в посредственную дипломатию и очень слабый, но при этом жутко агрессивный ИИ. 

Дополнение Rise and Fall ждали в первую очередь как лекарство от врожденных болячек… часть из которых оно вылечило, но при этом добавило множество новых. Главная же тема дополнения — взлеты и падения цивилизаций — была изрядно подпорчена сомнительной реализацией и к концу игры попросту не работала. 

На этой неблагодатной почве анонс Gathering Storm был воспринят сообществом с изрядной долей скепсиса. Кому нужны эти стихийные бедствия, если их уже давно добавили в игру создатели модификаций? Неужели не нашлось тематики для дополнения посвежее?

banner_st-rv_civilization6gs_pc.jpg

Восставший из пепла

Однако самые пессимистичные из мыслей и прочий негативный настрой исчезают минут через 40 после старта новой партии, и чем дольше она длится, тем сложнее вырваться из ее объятий.

Игра с ходу вываливает на пользователя столько информации, что поначалу невольно закрадывается мысль: мы точно имеем дело всего лишь с дополнением, а не каким-нибудь самостоятельным ответвлением? Но нет — основные части Civilization 6 по-прежнему на месте: все те же гексы, все те же самостоятельные районы и чудеса, для которых необходимо собственное место, все те же «смертные» отряды рабочих, и да, все та же кривая система из Rise and Fall, которую авторы так и не удосужились пересмотреть. 

gs_1.jpg

В тумане войны природные бедствия тоже отображаются — причем в духе оригинальной игры. Это, как вы поняли, морской шторм. 

Встроенное обучение сразу предупреждает: относиться к выбору места для города и других построек следует с изрядным вниманием, поскольку отныне оно может сулить владельцу как дополнительные выгоды, так и очень неприятные потери. Здешние реки, например, имеют свойство выходить из берегов, уничтожая или раня проходящих юнитов, разрушая улучшения и близлежащие районы. Или вот извержение вулкана — зрелище, безусловно, величественное и красивое, но при этом весьма опасное: стоящий у подножия город в мгновение ока лишается значительной части жителей и окрестных «плюшек». Впрочем, оба эти катаклизма способны принести игроку и существенную пользу, поскольку попавшие под раздачу земли становятся куда более благородными, да и вражеские войска, задетые стихией, могут в значительной степени поредеть. 

Следует, однако, помнить, что не все проявления матушки-природы могут давать пользователю значительную выгоду. В частности смерчи или аномальная засуха лишь вредят той местности, куда их угораздило нагрянуть. 

Между прочим, стихийные бедствия могут возникать не только сами по себе, но и по вине человечества — особенно если последнее не заботится должным образом об экологии. Дело в том, что привычные электростанции теперь не просто поднимают производительность в ближайшем городе: электричество крайне необходимо для продуктивной работы большинства зданий, однако сами электростанции достаточно сильно влияют на количество углекислого газа в атмосфере, что, в свою очередь, может привести к глобальному потоплению, изменению климата и затоплению низин. 

gs_2.jpg

Чудеса света и реки отныне подписываются прямо на игровой карте. Причем рядом с русскими городами реки получают подозрительно знакомые нам всем имена. 

С природными катаклизмами в дополнении можно и нужно бороться — например возводить дамбы и специальным образом укреплять прибрежные районы. Но куда разумнее как можно скорее прокачать собственные технологии и научиться добывать энергию гораздо более чистыми способами: ветряками и солнечными станциями. Можно, конечно, рискнуть и построить АЭС, вот только этому сооружению жизненно необходимо постоянное обслуживание, в противном случае вместо чистой энергии вы рискуете получить значительный урон по площади и радиоактивное заражение местности.

Еще одно немаловажное изменение в механиках — стратегические ресурсы отныне имеют свойство копиться на армейских складах. И если раньше достаточно было просто застолбить месторождение нефти или селитры, автоматически получив доступ к производству танков или мушкетеров (при наличии открытых технологий), то теперь для начала необходимо накопить в закромах необходимое количество нужного сырья. А это, в свою очередь, дополнительно стимулирует международную торговлю и делает ее куда более логичной и необходимой. 

Интересным образом переработан процесс взаимодействия с другими державами — одно из самых больных мест оригинальной Civilization 6. Раньше игроки были зажаты в очень узкие, несправедливые и парадоксальные рамки. Как уже было сказано, многие жаловались на крайнюю агрессивность ИИ, которому жутко не нравились любые достижения игрока, а также прочих соседей по планете, из-за чего он объявлял войну и вторгался на чужие территории по любому чиху со стороны. Проучить наглеца при этом было очень и очень сложно: стоило только переусердствовать со сражениями и захватить вражеский город в ходе честной битвы, как против пользователя тут же сплачивался целый мир, обвиняя того в милитаризме. И не дай Бог геймеру первым начать войну — на сторону противника тут же могла переметнуться добрая половина мировых лидеров, желавших наказать пользователя за мнимую и якобы неоправданную агрессию.

gs_3.jpg

Что ни говори, а визуальное исполнение бедствий в дополнении решает. При взгляде на разлившуюся реку так и хочется скорее помыться. От грязи. 

В Gathering Storm положение дел разительно изменилось. Теперь у каждого члена игровой партии есть специальный счетчик претензий к соседям, который растет от неправомерных действий с их стороны. Кто-то пообещал не селиться близко к вашим городам и не сдержался — держите плюс еще несколько пунктов в копилку. Переусердствовал с навязыванием собственной религии? Вот вам еще один плюс. После накопления достаточного количества претензий игрок может обратиться к виновной стороне с рядом требований, а также просто объявить ей войну, в ходе которой даже позволяется захватить несколько вражеских поселений — никто и слова дурного не скажет. 

Соответственно, ИИ отныне действует куда более мудро и осторожно, он больше не торопится всеми силами развязать войну с окружающими, поскольку прекрасно знает, чем для него чреваты необдуманные поступки. Впрочем, это не значит, что мировые лидеры теперь все как один боятся междоусобиц, — кое-кто из них по-прежнему способен ринуться в атаку из-за собственных черт характера или из-за банального отчаяния. Другое дело, что и справляться с подобными агрессорами стало теперь и проще, и интереснее. 

Кстати, отдельный респект разработчикам за то, что окончательно докрутили ИИ городам-государствам. Раньше они очень неохотно вступали в войну с державами, друг с другом и даже с докучающими всем варварами, однако теперь запросто выкашивают всех, до кого только смогут дотянуться, — были бы на это веские причины и ресурсы. Положительный сдвиг в этом плане случился еще во времена Rise and Fall, но только в Gathering Storm я лично стал свидетелем того, как дружественный город натурально смел собственной армией два других из вражеского лагеря без каких-либо сомнений. 

gs_4.jpg

Просим любить и жаловать — московский Панамский канал!

А вот реализация Всемирного конгресса, который собирается в игре каждые 30 ходов, в новом дополнении определенно хромает. С одной стороны, это очень полезная штука, поскольку позволяет при помощи накопленных очков влияния голосовать за полезные мировые законопроекты и, в случае чего, экстренно созывать мировых лидеров для совместного преодоления кризисных ситуаций. С другой, предложения для повестки дня каждый раз выбираются случайным образом, и порой среди них не оказывается ничего стоящего. Да и стартует Конгресс слишком рано — в эпоху Средневековья, при этом все еще не встреченные игроком нации так и остаются ему неизвестными. Выглядит сие очень и очень странно. Налицо досадная недоработка.

Из других досадных промахов — раздражающие баги и вылеты, которые в том числе могут сделать неиграбельным ваше последнее сохранение. Подобное было и на старте оригинального проекта — так неужто нельзя было с этим что-то сделать за столько времени?!

Автор этих строк лично столкнулся с порчей сейвов и уже хотел было забить на дальнейшее изучение всех нововведений, но в последний момент передумал — и, надо сказать, не прогадал. Разработчики наконец сделали то, что у них просили еще в момент анонса научно-фантастической Beyond Earth (но в итоге так же получили это только с выходом дополнения для нее — какая ирония!), — превратили океан в полноценное игровое поле, позволив игрокам размещать на водной глади не только нефтяные вышки и рыболовные суда, но и что-то куда более существенное. Сейчас я не буду раскрывать все карты, дабы не портить вам удовольствие от собственных открытий, замечу лишь, что Firaxis Games сильно «прокачала» эпоху будущего и от души сдобрила ее сопутствующими фантастическими элементами.

gs_5.jpg

Дремлющий вулкан вот-вот проснется — ближайшему поселению скоро придется ой как несладко. 

А еще авторы добавили в Civilization 6 возможность самолично строить водные каналы и прорубать туннели в горах при помощи военных инженеров — на редкость полезные штуки!

Различные мелкие изменения, впрочем, можно заметить и в самом начале самой первой игровой партии: помимо обязательного джентельменского набора из пачки свежих наций, Чудес света и уникальных природных пейзажей тут присутствуют слегка переработанные древа научного-технического прогресса и социальных институтов, включающие в себя новые виды юнитов, построек, а также весьма полезных в хозяйстве социальных карточек. 


Кажется, в Firaxis Games нащупали верное направление дальнейшего развития серии. Обжегшись на пафосном, но не работающем как следует расширении Rise and Fall, разработчики задумчиво ушли в тень и в кои-то веки выкатили такое мощное дополнение, что оно не только отлично развивает все аспекты оригинальной игры, но и исправляет некоторую часть ее уродливых болячек. Gathering Storm — масштабная и невероятно приятная добавка для тех, кому несмотря ни на что понравилась шестая часть, и тех, кто в ней разочаровался и, не выдержав, ушел обратно в Civilization 5

Однако это не значит, что авторам больше не к чему стремиться, — техническая сторона проекта по-прежнему требует доработки и полировки, в то время как ИИ совершенно не помешает еще одна инъекция здравомыслия. Да и цена за Gathering Storm в русскоязычном Steam оказалась очень кусачей — где это видано, чтобы дополнение к игре стоило столько же, сколько сама игра?

Кроме того, раз присущие нашей планете стихийные бедствия в игру уже добавлены, быть может, стоит подумать и в следующее дополнение включить «самостоятельных» диких животных и эпидемии? Ведь в истории человечества они сыграли не менее значимую роль. Как считаете, господа?

Итоговая оценка — 8,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
james_sun в 11:15 21 фев 2019

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • Vorgil Spurda 21 фев 2019 11:41:01

    Это дополнение, как и предыдущее, не стоит своих денег.

    Я купил за полторы штуки доп со стихийными бедствиями, выкрутил настройку с ними на максимум. Увидел я их? Определённо! Где-то вдали произошло извержение, где-то вдали паводок был, ураган, шторм, засуха… Где-то вдали что-то происходило. Авторы понимают что неприятность на три-четыре клетки — это пшик незаметный окружающим? Будь это дуэльная карта на два экрана — может быть это бы как-то отражалось на игре, но кто играет в циву на дуэльных картах? В зависимости от размера карты шансы что в тебя попадёт то или иное явление уменьшаются настолько, что ты можешь с ними вобще не столкнуться. Или же можно было увеличить масштаб трагедий, чтобы если засуха — клеток на пятьдесят! И чтобы серьёзные повреждения, а не просто сломанные фермы и минус несколько жителей. А так что? Засуха в районе Биг Бена? Не смешно даже.

    Поэтому пафосно преподнесённые стихийные бедствия оказываются приятной мелочью, чаще всего визуальной, но никак не фишкой меняющей баланс игры.

    Конгресс в котором участвуют неизвестные, т.е. не открытые нами государства — это самое смешное что я видел за последнее время. Да и тамошние предложения скорее напоминают возню ради возни, нежели что-то интересное.

    Про ещё сильнее отупевшего ИИ я скорбно промолчу.

    Этому допу красная цена 500 рублей, а они за него просят полтора косаря.

  • Кей Овальд 21 фев 2019 13:28:11

    Может и восстала из пепла, но выглядит всё так же уродливо.

  • james_sun 21 фев 2019 13:36:48
    Кей Овальд в 13:28 21 фев 2019 сказал:

    Может и восстала из пепла, но выглядит всё так же уродливо.

    И что же в ней уродливого?

  • Celeir 21 фев 2019 13:59:44

    @james_sun мне неприятна эта вот мультяшность и то, как обособленно стоят районы города. Есть мод, чтоб оставлять изученным землям рисованный стиль тех, что под туманом войны? :)

  • Vorgil Spurda 21 фев 2019 14:16:19
    Celeir в 13:59 21 фев 2019 сказал:

    @james_sun мне неприятна эта вот мультяшность

    Я бы даже сказал — кислотность.

    В игре всегда время выкручивал на закат или рассвет, чтобы тона были более приглушёнными и мягкими.

    А ещё многие ресурсы весьма странно изображены. Скажем, лошади слишком мелкие, бананы сложно отличить от простых джунглей и т.д.

  • james_sun 21 фев 2019 15:18:00
    Celeir в 13:59 21 фев 2019 сказал:

    @james_sun мне неприятна эта вот мультяшность и то, как обособленно стоят районы города. Есть мод, чтоб оставлять изученным землям рисованный стиль тех, что под туманом войны? :)

    Хз, меня мультяшность не раздражает. А в 4К, как я уже говорил, игра и вовсе выглядит прекрасно и мило. Ну а изображение тумана войны как древних карт с чудовищами и прочим — вообще гениально.

  • LuckyNeo 21 фев 2019 15:53:39
    Vorgil Spurda в 11:41 21 фев 2019 сказал:

    Или же можно было увеличить масштаб трагедий, чтобы если засуха — клеток на пятьдесят!

    ЕСЛИ ты так действительно думаешь, то у тебя голова больная. Лечи голову. Пошаговые стратегии не для тебя. ОСОБЕННО серия Civilization.

  • edifiei 21 фев 2019 15:59:01

    А я вот никак не могу застить себя принять систему районов...да и после Европы дипломатии почти нет в игре. По поводу дополнений могу сказать что все друзья играющие в 6 часть отзываются крайне положительно)

  • ttam 21 фев 2019 17:53:40
    james_sun в 15:18 21 фев 2019 сказал:

    Хз, меня мультяшность не раздражает. А в 4К, как я уже говорил, игра и вовсе выглядит прекрасно и мило. Ну а изображение тумана войны как древних карт с чудовищами и прочим — вообще гениально.

    вывел на телек — развалившись в кресле с геймпадом наслаждался как мало чем еще)

  • Faceless1992 21 фев 2019 19:41:10

    Можно по мелочам докапываться. Да, в конгрессе участвуют не найденные страны. Да, механику строителей так и не переделали. Да, ИИ по прежнему не гениален (хотя, стал в разы лучше). Но это дополнение - одно из самых крупных в серии, если не самое. И одно из лучших, если не лучшее. Оно чинит практически все косяки базовой игры. И да, теперь в пятую часть совсем не хочется возвращаться.

  • aleks2007 21 фев 2019 23:36:12

    До сих пор не появилось мода позволяющим редактировать ландшафт рисуя свою карту?

  • Intelenj 05 мар 2019 02:11:38

    Три часа подбирал карту с учетом убогой генерации мира где половина это бесполезная вода и противники жмутся друг к друг с огромными бесхозными участками суши. Редактирование файлов игры помогло исправить этот бред.

    В итоге начал на божестве окруженный шестью компами, со всеми была общая граница и еще два были на периферии. Выбрал самых лучших вояк, как Зулусы, Рим и т.п. В условиях победы только - военная. Удешевил набор и содержание юнитов, отвязал большинство от стратегических ресурсов, чтоб комп спокойно мог клепать армии. Постоянно с кем-то воевал, со средневековья почти со всеми одновременно. Прерываясь только, чтоб сбросить в городах усталость от войны.

    По итогу: более убогого военно ИИ я не видел. комп не бережёт юнитов, клепает в основном аникавалерию, не пользуется артиллерией, абсолютно бессмысленно и безграмотно маневрирует. Вынес Чаку с его 12-ю прокачеными городами, за 9 ходов, при том что у меня юнитов было в два раза меньше.

    В сравнении с Total War, ИИ в Civilization VI выглядит конченым имбицилом. Разрабам лучше перейти на игры для дошкольного возраста про Лунтиков и Смешариков.

  • Оставить комментарий